Содержание

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СМОТРИТ ВАМ В ГЛАЗА, ВАМ ПРИДЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ПРАВДЕ

Более 400 тысяч родителей в России не догадываются, что у их детей расстройство аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ, с подобными нарушениями развития на свет появляется уже каждый 68-й ребенок. Ученые всего мира озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не выяснены, при этом численность детей с аутизмом за последнее десятилетие выросла в десять раз.

Между тем еще несколько лет назад в нашей стране диагноз «аутизм» даже не был официально признан. И если во многих государствах действуют государственные программы по коррекции и социальной адаптации аутистов, разработаны методики ранней диагностики и терапии, то Россия только в начале пути. Почему во всем мире увеличивается количество таких детей? Существует ли эффективная система реабилитации аутистов и чем каждый из нас может им помочь? На эти и другие вопросы мы попросили ответить депутата Мосгордумы, главного детского невролога столицы, директора НПЦ детской психоневрологии Татьяну Батышеву и эксперта Елену Багарадникову, исполнительного директора родительской организации помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт».

— Татьяна Тимофеевна, в последнее время много говорят о таком диагнозе, как аутизм. Складывается впечатление, что число таких детей скоро превысит все мыслимые пределы. Действительно ли это так?

— К сожалению, да, тенденция такова, что за последние 10 лет количество особых детишек стремительно увеличивается. Но на самом деле этот диагноз объединяет огромное количество заболеваний. На мой взгляд, отчасти имеет место и гипердиагностика. Наши американские коллеги говорят сегодня, что каждый 80-й ребенок в мире в той или иной степени имеет расстройство аутистического спектра.

Подобные расстройства проявляются главным образом в виде нарушений социального взаимодействия, в области коммуникации, поведении.

— Но далеко не все люди, которым был поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра», закрываются от мира.

— Конечно, нет двух одинаковых детей с аутизмом. Они заинтересованы в общении с другими людьми, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи, однако не имеют достаточных навыков для того, чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Доказано, что в 40 процентах случаев причиной проявления РАС могут быть неврологические заболевания, связанные с различного рода травмами, расстройствами при родах и многим другим.

Если мы говорим о детях, имеющих расстройство аутистического спектра, здесь также надо учитывать множество обстоятельств. Так, в числе факторов риска: урбанизация, наш бешеный ритм жизни, экологическая обстановка, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, нарушения на уровне генов.

Вместе с тем ни один из нас, даже самый благополучный и здоровый, не застрахован от рождения особого малыша. Хочу подчеркнуть, что такой ребенок может появиться в любой семье! Вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины.

В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм. Это привело и к тому, что такой диагноз стали ставить чаще, чем раньше, и на более ранних сроках. Причем у мальчиков подобные расстройства встречаются в четыре раза чаще, чем у девочек.

— Полтора года назад в вашей клинике было открыто отделение для детей, имеющих расстройство аутистического спектра. Можно ли говорить о каких-то первых положительных результатах?

— Известно, что аутистам бывает крайне сложно оставаться в больнице. Поэтому мы всеми силами стараемся максимально подстраиваться под возможности ребенка и семьи. Это может быть и дневной стационар, и круглосуточный, амбулаторная помощь. И знаете, удивительный факт — в 100 процентах случаев мы получаем положительный результат. В отделении с таким малышом всегда находится кто-то из родителей: мама или папа. Маленький пациент проходит комплексное обследование, по результатам которого для него разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Мировая практика показывает, что дети с аутизмом нуждаются в регулярных занятиях по специальным методикам. Реабилитационный процесс требует значительных усилий и длительного времени. К сожалению, от аутизма нет таблетки и с этой проблемой не справиться в одиночку. Индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, рано начатое обучение, участие всех членов семьи в образовательном процессе очень эффективны и приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей, которые имеют подобные расстройства нервной системы.

Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и любой условно здоровый человек. Но без нашей с вами помощи им крайне сложно достойно и комфортно жить в социуме.

— Могут ли особые дети надеяться на коррекционное и инклюзивное образование?

— Моя принципиальная позиция — все дети должны учиться, всем нужен детский коллектив и педагогическая поддержка. Коррекционное образование — это будущее для наших детей.

Сокращение коррекционного образования, которое сейчас проводится, наша боль. К инклюзии детей с РАС и ментальными нарушениями подавляющее большинство школ не готовы. Настоящая инклюзия подразумевает огромную работу: нужно обучить педагогов, весь персонал школы, работать с родителями обычных детей, с будущими одноклассниками, обеспечивать психологическую поддержку и дальше, в процессе обучения. Всем сторонам процесса необходимо создать соответствующие особые образовательные условия. Все это непросто реализуется. Но есть ряд образовательных комплексов, которые уже научились это делать. И на их опыт, безусловно, надо равняться.

— На что родителям малышей прежде всего стоит обратить внимание?

— Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма. Часто особый малыш ведет себя так, будто он настроен «на свою волну». Он может не проявлять интереса к играм с другими детьми, не реагирует на свое имя, на улыбку, не смотрит в глаза, не дает брать себя на руки или протестует против объятий, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый. Как правило, такие дети поздно начинают говорить. Если у родителей закрались сомнения, на специализированном сайте аутизм-тест.рф они могут пройти скрининговый тест. Он бесплатный и находится в открытом доступе.

Вообще в аутизме крайне важна ранняя диагностика. И это даже не проблема, а целый комплекс проблем. И первая заключается в том, что данное заболевание в нашей стране редко диагностируется у детей до 3 лет. Это связано и со сложностями выявления заболевания, и с тем, что родители мало знают о его первых проявлениях, мало информированы и сами врачи. Очевидно и то, что дети с РАС недостаточно включены в сферу образования, их семьи испытывают нехватку социальных и медико-реабилитационных услуг.

Безусловно, рождение ребенка с особенностями развития — это тяжелое испытание для всей семьи. И здесь очень важно, чтобы родные смогли понять и принять своего малыша таким, какой он есть. Любите его, верьте в него. Особые дети делают поразительные успехи, причем даже те, которые казались самыми безнадежными.

Очень важно для таких детей иметь братьев и сестер, подчас благоприятная атмосфера большой любящей семьи — лучшее лекарство.

* * *

— Елена Вячеславовна, вопрос вам. Именно родители первыми узнают о диагнозе своего ребенка. Они принимают решение, что делать дальше. Благодаря их усилиям начинаются изменения в обществе и, как следствие, в образовании и медицине. Организация, которую вы возглавляете, занимается помощью семьям с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. С какими трудностями чаще всего сталкиваются родители особых малышей и чем вы можете им помочь?

— Проблем много, и они касаются всех аспектов жизни: диагностики, реабилитации, обучения, социализации. Большинство родителей, когда узнают о диагнозе своего малыша, находятся в состоянии, близком к шоковому, и сами нуждаются в психологической помощи, не понимают, что им делать и как с этим дальше жить. Мы не отказываем в поддержке никому. Тем более что хорошо понимаем состояние «новичков». Мы объединились, чтобы помогать друг другу.

Аутизм — это не приговор и не конец. Это я вам заявляю как мама особого ребенка. Но близким нужно быть готовым к тому, что их жизнь кардинально изменится. Прежде всего родным малыша нужно перестать сравнивать его со своими нормотипичными сверстниками. Постарайтесь сравнивать своего ребенка только с ним самим — и вы увидите, какие успехи он делает. В большинстве случаев проявления аутизма могут быть существенно скорректированы при условии эффективного и раннего психолого-педагогического вмешательства.

К сожалению, в нашей стране пока практически отсутствуют организации, в которых созданы специальные образовательные условия для особых детей, поэтому в подавляющем большинстве случаев они оказываются на надомном обучении. И это при том, что важнейшим фактором успеха является именно обучение и социализация. Сейчас есть позитивные изменения в законодательстве, которые позволяют надеяться на то, что дети пойдут в сады и школы: и в инклюзивные, и в коррекционные. Например, недавно приняты федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, их апробация идет в нескольких пилотных регионах. С 2016 года они вступят в силу по всей стране.

— Я знаю, что сейчас силами родительского сообщества вы пытаетесь реализовать в Москве масштабный проект «Инклюзивная молекула». Расскажите подробнее, что он собой представляет?

— Очень надеемся, что правительство Москвы и Департамент образования поддержат это начинание.

Инициативным группам наших родителей удалось договориться с рядом столичных образовательных комплексов о создании на базе их учреждений так называемых ресурсных классов, оборудованных специальным образом, а также о создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Мы рассчитываем, что в штате таких «пилотных» детсадов и школ будет формироваться служба психолого-педагогического сопровождения. У нас уже есть примеры таких работающих классов, например в школе 1447.

Ведущая роль в успешной социальной адаптации особых ребят принадлежит именно методам педагогической коррекции. До 80% детей, имеющих те или иные ментальные нарушения, могут быть успешно социализированы при наличии специальных образовательных условий в детских садах и школах. Общемировая практика это подтверждает. И, надеюсь, мы скоро сможем подтвердить эти данные и в России.

— На государственном уровне оказывается какая-то поддержка, направленная на развитие инклюзивного образования, на социализацию детей с аутизмом?

— Большая работа ведется на всех уровнях. Например, рабочей группой по ранней помощи и РАС, созданной при Министерстве труда РФ, в ее состав входит и Татьяна Батышева. Результатом работы в том числе и этой группы стал замечательный проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Программа называется «Ты не один» и направлена на формирование в трех пилотных регионах комплексной системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Мы очень надеемся, что Москва тоже подаст свою заявку на участие в этом проекте. В его рамках будет разработан и апробирован межведомственный подход по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи особым детям. Усилия предполагается сосредоточить на четырех ключевых направлениях: ранней диагностике, оказании ранней помощи детям и их семьям, реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого из таких малышей, подготовке их жизни в обществе.

Наталья БУРМИСТРОВА.

Газета «Московская правда», 2015 год.

Фото из открытых источников.

ребенку 4 месяца, не смотрит на маму и окружающих.

#1

#2

#3

#4

#5

#6

#7

Гость

5. Аутистам неврологи не нужны. Это тип личности на всю жизнь. Тут хороший психотерапевт нужен, чтобы учить родителей образу жизни ребенка

#9

#10

#11

Гость

у меня ребенок поздно голову начал держать и сел, но смотрел на меня чуть ли не с рождения, ну с месяца точно, читала, что аутисты не смотрят в глаза или сразу отворачиваются, так что идите к неврологу, да и вообще конкретно обследуйтесь.

#12

#13

Не по теме, еще раз убеждаюсь, что ер это худшее что можно придумать, было бы тут кс, никаких бы проблем не было, разве что была бы очередная тема как сделать шов на животе менее заметным.

#14

Гость

Может быть аутизм…

#15

#16

Гость

По теме, идти по врачам, делать обследование всего и вся, перепроверять и ставить точный диагноз и лечиться. Не по теме, еще раз убеждаюсь, что ер это худшее что можно придумать, было бы тут кс, никаких бы проблем не было, разве что была бы очередная тема как сделать шов на животе менее заметным.

#17

#19

#20

katunina_anna

Сыну скоро четыре месяца. Он не смотрит на меня и окружающих, если бывает редко то не на долго, бегло взглянет и отводит взгляд. Все время смотрит куда то вверх. Роды были тяжелые, куча диагнозов, родовых травм. Схожу с ума!!! Мамочки отзовитесь.Может у кого то так же или у знакомых.

#21

Svetlana

Здравствуйте, у меня тоже ребёнок 4 месяца и тоже почти не смотрит в глаза. Очень переживаю…Скажите, ваш малыш начал позже смотреть? Вам поставили какой-то диагноз или всё само сабой разрешилось?

Скажите, у меня у сына сходящееся косоглазие и сконцентрировать внимание на лице не может, смотрит крайне редко в глаза! Как ваши дела обстоят????вам диагноз поставили какой или ребёнок начал смотреть?

#22

katunina_anna

Сыну скоро четыре месяца. Он не смотрит на меня и окружающих, если бывает редко то не на долго, бегло взглянет и отводит взгляд. Все время смотрит куда то вверх. Роды были тяжелые, куча диагнозов, родовых травм. Схожу с ума!!! Мамочки отзовитесь.Может у кого то так же или у знакомых.

#23

Нелла

Скажите, пожалуйста, как ваши успехи? Перерос ли это ребенок? У нас аналогичная ситуация сейчас.очень переживаю

#24

Нелла

Скажите, пожалуйста, как ваши успехи? Перерос ли это ребенок? У нас аналогичная ситуация сейчас.очень переживаю

Эксперты Woman.ru

  • Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    2 ответа

  • Максим Сорокин

    Практикующий психолог

    778 ответов

  • Сергей Векслер

    Психолог

    21 ответ

  • Галимов Ильдар

    Психолог по семейным. ..

    213 ответов

  • Золотых Вера Владимировна

    Психолог

    145 ответов

  • Летошева Тати

    Эксперт по восточным практикам

    6 ответов

  • Мария Бурлакова

    Психолог

    213 ответов

  • Алла Бурая

    Психолог

    79 ответов

  • Ирина Гудкина

    Психолог

    19 ответов

  • Юлия Лекомцева

    Врач косметолог

    258 ответов

#25

Анна

Как у вас сейчас дела???

#26

Наталия

Анна, напишите, пожалуйста, как у вас дела? У нас вот тоже так, 3 мес. ..хочу общаться с кем-то, кто проходит через то же, что и мы…

#27

Анна

Сыну скоро четыре месяца. Он не смотрит на меня и окружающих, если бывает редко то не на долго, бегло взглянет и отводит взгляд. Все время смотрит куда то вверх. Роды были тяжелые, куча диагнозов, родовых травм. Схожу с ума!!! Мамочки отзовитесь.Может у кого то так же или у знакомых.

#28

А как у вас дела????
Я тоже по этому поводу с ума схожу]

Непридуманные истории

  • Меня бесит муж со своими детьми и внуками…

    735 ответов

  • Мужчина сразу предупредил, что всё имущество записано на детей

    673 ответа

  • Такая зарплата — не хочу работать

    464 ответа

  • Ложь длинною в 22 года.

    Как разрулить?

    750 ответов

  • Ушел муж, 2 месяца депрессия… Как справится, если ты осталась совсем одна?

    171 ответ

#29

Нелла

Скажите, пожалуйста, как ваши успехи? Перерос ли это ребенок? У нас аналогичная ситуация сейчас.очень переживаю

#30

Светлана

Здравствуйте! А как у Вас сейчас? Малышу 3 мес и такая вот штука тоже да((([/quote

А как у вас дела????
Я тоже по этому поводу с ума схожу]

#31

#32

#33

Гость

ну это понятно, но диагноз то кто ставит? в общем, идти к врачу.

#34

Алексей

Ну и что? Как у вас у всех дела, кто нибудь напишите?

#35

Svetlana

Здравствуйте, у меня тоже ребёнок 4 месяца и тоже почти не смотрит в глаза. Очень переживаю…Скажите, ваш малыш начал позже смотреть? Вам поставили какой-то диагноз или всё само сабой разрешилось?

#36

Юлия23

А ваши как дела? Ведь после вашей смс прошло почти три месяца? У моего ребёнка тоже самое. Места себе не нахожу, невролог пишет, что ребёнок соответствует возрасту, педиатр лишь улыбается . Вот и всё.

#37

Nadia

Юлия, а сколько вашему ребёнку? Нам 4,5мес, тоже трудно взгляд поймать, при кормлении вообще на меня не смотрит ((( переживаю не то слово. ..

#38

Новые темы

  • Аденовирусная инфекция у грудного ребёнка

    2 ответа

  • Мамы с детьми от года до двух, как вы успеваете жить?

    17 ответов

  • Ребёнок мало набирает в весе

    1 ответ

  • Чем заняться дома с ребёнком в 1,5?

    25 ответов

  • Одежда для новорожденного

    2 ответа

#39

Nadia

Юлия, а сколько вашему ребёнку? Нам 4,5мес, тоже трудно взгляд поймать, при кормлении вообще на меня не смотрит ((( переживаю не то слово…

#40

#41

Юлия23

Тот самый преусловутый комплекс оживления есть только на игрушки, когда зажимаю его головку между своих рук и мне всё-таки удаётся поймать его взгляд, начинает хныкать и закрывать глазки. Уже начинаю читать про диеты и АВА терапию, молюсь каждый день, чтобы я оказалась полной дурой, и потом смеялась сама над собой. Кстати, у него очень сильные срыгивания.

#42

Юлия23

И последнее, естественно , люстрам и чёрным предметам в квартире он безумно рад, смеётся им и гулит, иногда за этим наблюдать даже страшновато, если честно. Но я бы ко всему этому не придиралась, если бы он смотрел мне в глаза. Сам, хоть на немножко.

#43

Nadia

Светлана, скажите, а у вас как дела? Зрительный контакт наладился? Вижу, что автор поста не отвечает((( дочери 4,5мес и подобная ситуация, уже места себе не нахожу 😢

#44

#45

Nadia

Светлана, скажите, а у вас как дела? Зрительный контакт наладился? Вижу, что автор поста не отвечает((( дочери 4,5мес и подобная ситуация, уже места себе не нахожу 😢

#46

Юлия23

Здравствуйте. Моему малышу 4 месяца, родился в 36 недель. Ишемия при родах + киста, но сказали, что киста почти рассосалась. Он у меня всю беременность икал. Сейчас назначили картексин+ пантогам , курс массажа и физио процедуры. Мой ребёнок не только при кормлении не смотрит в глаза( если только это, я бы на вашем месте не переживала). Он практически не смотрит в глаза, только ближе к вечеру и то, в горизонтальном положении. Постоянно выгибается дугой, кряхтит очень много. На игрушках взгляд фиксирует. Ночью спит только запеленаный, постоянно трёт ручками глазки, но не рассматривает их. Голову практически не держит,вернее врач говорит, что держит из-за тонуса. В общем как-то так, материнское чувство -оно очень сильное и если вы чувствуете что-то не ладное, ищите специалистов. Я на данном этапе могу только следовать рекомендациям врачей и ждать, потому как никто ничего толком не скажет. Даже психиатр детский мне сказала, что приводите, я могу увидеть или опровергнуть симптомы, но ещё ничего сделать не смогу. Поэтому лечим невралгию , а с психикой будем разбираться позже. Естественно, слезы, паника, апатия, и кто-бы мне не говорил, что это послеродовая, я знаю и чувствую малыша. И последнее, я отказалась от всех прививок, я не противник их, но считаю, что прививки нужно делать совершенно здоровым малышам, а то что участковый невролог и педиатр говорят, что всё в порядке , при беглом осмотре в 15 минут, ну им , конечно, виднее, это же не они находятся с ним 24 на 7.

#47

Nadia

Светлана, скажите, а у вас как дела? Зрительный контакт наладился? Вижу, что автор поста не отвечает((( дочери 4,5мес и подобная ситуация, уже места себе не нахожу 😢

#48

Юлия23

И последнее, естественно , люстрам и чёрным предметам в квартире он безумно рад, смеётся им и гулит, иногда за этим наблюдать даже страшновато, если честно. Но я бы ко всему этому не придиралась, если бы он смотрел мне в глаза. Сам, хоть на немножко.

Ранние признаки аутизма

Признаки аутизма

  • Специальное обучение

 Раннее выявление и лечение были объявлены критически важными для аутизма, при этом больше внимания уделяется раннему выявлению красных флажков аутизма. Раннее выявление аутистического поведения в первые 12 месяцев младенчества позволяет своевременно применять эффективную терапию, такую ​​как прикладной анализ поведения (АВА), что значительно помогает в лечении аутизма. Родители должны быть осведомлены о наводящих на размышления симптомах аутизма, поскольку они первые, кто может их идентифицировать.

Младенцы, которые избегают зрительного контакта со своими родителями, чаще всего имеют диагноз аутизм. Этот признак подпадает под категорию «социальных навыков» аутизма и считается тревожным сигналом. Зрительный контакт у младенцев можно наблюдать уже в возрасте шести месяцев, что делает его очень важным источником самых ранних признаков аутизма. Согласно вехам роста, установленным педиатрами, большинство детей начинают устанавливать зрительный контакт примерно в трехмесячном возрасте. Если младенец не может установить зрительный контакт в течение первых шести месяцев, рекомендуется немедленная консультация со специалистом.

Педиатры могут дополнительно оценить проблему зрительного контакта, наблюдая и спрашивая родителей о следующих чертах поведения младенца:

  • Ребенок склонен не смотреть на родителей.
  • Ребенок не узнает знакомые лица.
  • Малыш не плачет, когда родители его покидают.
  • Ребенок не проявляет беспокойства по отношению к незнакомым людям.
  • Ребенок смотрит краем глаза.
  • У ребенка проблемы с визуальным отслеживанием объектов.

Оценка педиатром проблемы со зрительным контактом, наряду с оценкой триады нарушений при аутизме, может помочь поставить диагноз аутизма. Педиатр может дополнительно оценить свои выводы, используя шкалу оценки PDD. Согласно Шкале оценки PDD Центра детской неврологии и развития, серьезность проблемы со зрительным контактом можно оценить следующим образом:

Наблюдение : Плохой зрительный контакт или взгляд под необычным углом

  • Нет: Совершенно нормально никогда не было такой проблемы
  • Решено: Зрительный контакт теперь совершенно нормальный, но ранее был явно ненормальным.
  • Мягкий: Почти нормальный зрительный контакт, но все же показывает тонкий и необычный взгляд на других. Это может присутствовать у детей с ПРЛ БДУ, расстройством, которое начинается с очень плохого зрительного контакта, которое со временем постепенно улучшается.
  • Умеренная: контакт с глазами может присутствовать в течение длительного периода времени, но это явно ненормально. Ребенок может слишком долго смотреть в одну точку, казаться «очень застенчивым» или устанавливать зрительный контакт, поворачивая глаза в сторону.
  • Тяжелая: Почти никогда не способен установить зрительный контакт. Когда присутствует зрительный контакт, он очень короткий и явно ненормальный.

Хотя проблема со зрительным контактом в значительной степени связана с аутизмом, ее следует использовать только как индикатор потенциального риска, а не как источник точного диагноза.

Значимость проблемы зрительного контакта

Проблема зрительного контакта имеет тенденцию сохраняться по мере роста и требует немедленного внимания для надлежащего решения с помощью таких процедур, как ABA и программы дискретного пробного обучения/обучения (DTT).

Одна из основных причин, по которой дети с аутизмом боятся устанавливать зрительный контакт, заключается в том, что им не хватает социальной способности к общению. Некоторым детям с аутизмом требуется чрезмерная концентрация на ситуации, что приводит к отсутствию зрительного контакта.

В большинстве случаев дети с аутизмом привыкают к правильному зрительному контакту, но вскоре теряют концентрацию на ситуации или на человеке, на которого смотрят. Серьезность проблемы предполагает консультацию у сертифицированного профессионального бихевиориста и правильное применение ориентированных на результат процедур ABA или DTT. Кроме того, для родителей важно не заставлять своих детей смотреть в глаза, потому что это только усилит тревогу и разочарование. Ребенок должен развивать зрительный контакт естественным образом посредством АВА, а не силой.

Ссылка:

Центр детской неврологии и развития, www.childbrain.com: Шкала оценки и оценки PDD, получено 22 марта 2011 г.

Copyright © Special Learning Inc. Все права защищены.

Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена каким-либо образом без письменного разрешения, за исключением кратких цитат, включенных в критические статьи и обзоры. За информацией обращайтесь в Special Learning Inc. по адресу: [email protected]

 

Поделиться:

Контакт с глазами у младенцев: консультация специалиста

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.

«Эй, я тебя знаю!»

Доктор Дана Эрхард-Вайс

Пристальный взгляд — это один из первых этапов, которых достигают младенцы, и он особенно волнующий! Это позволяет родителям понять, что их ребенок, наконец, «видит» их и что они важны и признаны. Когда взгляды родителей и младенцев встречаются, происходит нечто особенное – устанавливается эмоциональная связь. Взаимный взгляд — это общий коммуникативный опыт между родителем и ребенком, передающий информацию о взаимном интересе и связи, о душевном состоянии и общем чувстве каждого участника через жесты, мимику и улыбки. Узнайте больше об эмоциональном интеллекте у детей первых двух лет жизни, чтобы узнать больше об эмоциональном развитии.

Хотите узнать больше о поддержке развития и роста вашего ребенка? Щелкните здесь, чтобы узнать об определенной стадии когнитивного развития вашего ребенка.

 

Значение взгляда в глаза

Взгляд в развитии имеет как эмоциональное, так и интеллектуальное значение: он имеет особое значение для ранней привязанности и связи и играет важную роль в процессе получения информации о мире и эмоциях. Когда ребенок видит своих родителей’ глазами и лицом, она начинает строить ассоциации: между едой и едой, между голосами и людьми, между улыбкой и тем, что значит быть счастливым или любимым, и т. д. Эта веха развития имеет важное значение для развития у детей способности быть спокойными и упорядоченными, вступать в контакт с другими людьми, а также инициировать и реагировать на различные типы общения. Позже, когда младенцы смогут следить за взглядом опекуна, они могут поделиться важной информацией с родителями. Это важный навык, необходимый для взаимной игры с воспитателем и предметами, а также ключевой навык для развития речи и словарного запаса. Проще говоря, когда и воспитатель, и младенец смотрят на один и тот же предмет, а родитель называет или описывает предмет, устанавливается связь между видом и словом. Продолжайте читать об увлекательной теме развития ребенка в нашей статье о важности разговора с ребенком.

  • Развитие взгляда

    Взгляд развивается как на дрожжах, когда речь идет о младенцах:

    • В течение 7 часов после рождения младенцы проявляют значительный интерес к лицам своих матерей, и было показано, что они имитируют выражение лица тех, кто за ними ухаживает.
    • Между 6-10 неделями ребенок начинает более целенаправленно направлять взгляд, глядя прямо на своего воспитателя и задерживая взгляд с расширенными глазами.
    • Около 3 месяца ребенок может следовать за движениями своего опекуна, когда он перемещается на расстоянии.
    • К 9-11 месяцам дети развивают способность следить за реальным взглядом взрослых. Это означает, что они уже понимают, что глаза предназначены для того, чтобы смотреть и видеть.

    Эти улучшения во взгляде ребенка сигнализируют не только о формирующихся особых отношениях, но и о том, что неврологический рост ребенка и его способность к общению идут по плану. Устанавливая зрительный контакт, ребенок демонстрирует, что он знает, что такое лицо, что его мозг регистрирует знакомое лицо и что он понимает, что выражение лица может указывать на то, что человек чувствует.

  • Как родители могут поощрять зрительный контакт?

    Взаимные взгляды родителей и младенцев естественны и радостны. Тем не менее, у каждого ребенка и каждого родителя есть свои особенности, потребности и склонности, и требуется время, чтобы найти правильный баланс для обеих сторон.

    Вот несколько советов о том, как приспособить мир к вашему ребенку, учитывая его особые наклонности и потребности:

    • Взгляд у младенцев очень короткий. Не ждите долгого и сосредоточенного взгляда.
    • Вы не можете заставить ребенка установить зрительный контакт, особенно когда он голоден, устал или расстроен. Есть замечательные способы мягко поощрять взгляд, когда ребенок доволен и насторожен.
    • В первые несколько месяцев жизни, удерживая ребенка на расстоянии около 10-20 дюймов от лица родителя, ему легче смотреть и фокусироваться.
    • Когда ребенок смотрит прямо на родителя, это возможность взаимодействовать, улыбаться, петь, говорить и жестикулировать в поле зрения ребенка, даже если поначалу он чувствует себя неловко. Эти значимые взаимодействия регистрируются в сознании ребенка и влияют на его развитие.
    • Обычно лучше подождать, пока ребенок посмотрит на воспитателя, а затем установить связь. Когда она смотрит, постарайтесь не отвести взгляд до того, как она это сделает.
    • Взаимный взгляд особенно полезен для развития привязанности, когда он сопровождается прикосновением и/или голосом.
    • Когда ребенок смотрит на родителя или на объект, указывая на объект и называя его, это способствует развитию речи.
    • Человеческое лицо является сильным визуальным стимулом — иногда младенцам просто нужно отдохнуть от огромного количества информации, которую оно предлагает. Когда дети отворачиваются или отводят взгляд, это не признак незаинтересованности или отторжения, а скорее детский способ сказать: «С меня пока достаточно, мне нужно время, чтобы все обдумать».

    Важно уважать сенсорные способности ребенка. Некоторые младенцы более чувствительны к сенсорной стимуляции и могут чаще избегать зрительного контакта. Другим детям может действительно потребоваться интенсивная стимуляция, чтобы сосредоточиться, и им будут нравиться более заметные жесты и смешные лица.

  • Понимание вашего ребенка

    Если вы чувствуете, что вашему ребенку трудно установить зрительный контакт после 3-месячного возраста, вы всегда можете обратиться к специалисту, который сможет оценить ситуацию. У профессионала есть инструменты, чтобы проверить, связано ли это со зрением ребенка, способностями сенсорной обработки или другими проблемами развития. Незначительные проблемы со взглядом встречаются довольно часто, и профессиональная консультация может оказать большую помощь в таких ситуациях.

  • Дана Эрхард-Вайс , доктор философии.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *