Что делать, если ребенок не слушается родителей

Комсомольская правда

Дом. СемьяМама и малышМама и малыш: Воспитание и развитие

Наталия АНДРЕАССЕН

16 ноября 2018 2:04

Способы, которые позволяют без угроз и крика добиться, чтобы ребенок вас слушался

Ребенок вас словно не слышит? Возможно, вы просто не умеете с ним разговаривать. Фото: фотобанк Лори

Вот вы уже из кожи вон выпрыгнули, а родимое чадо так и не хочет садиться за уроки, есть кашу или убирать игрушки. На уговоры сил нет, хвататься за ремень или орать — непедагогично… Как сделать так, чтобы ребенок вас слушался? Советы дает наш эксперт — семейный и детский психолог, мама троих детей Регина БЕСЕДА.

1. Остановиться и подумать

— Прежде чем делать какие-то движения в адрес ребенка, сделайте паузу и подумайте: что именно вам сейчас не нравится? Превратите эмоции в слова, четко сформулируйте мысль, прежде чем начать разговор.

— А если все-таки прикрикнуть?

— Когда мы говорим на повышенных тонах, информация редко достигает адресата. Есть такое выражение в психологии — «отключаются уши». И напротив, включается система защиты: ребенок начинает сопротивляться или изображать, что он нас вообще не слышит.

2. Говорить глаза в глаза

— Нужно, чтобы ребенок видел ваше лицо. Четко, со спокойной артикуляцией скажите, чего вы хотите от него.

— А разве нельзя разговаривать, не отрываясь, например, от плиты?

— Все ценят внимание. Если мы, взрослые, станем говорить, стоя друг к другу спиной, это ведь будет неуважительно, правда? Так же, когда вы поворачиваетесь к ребенку, вы показываете: да, у меня есть для тебя время. Тогда и ребенок не будет пропускать мимо ушей ваши просьбы и замечания.

3. Обойтись без «нельзя»

— Мы часто употребляем такие слова: «Не делай так! Нельзя!» Но есть простое упражнение для родителей. Прямо сейчас закройте глаза и представьте слона. Видите? А теперь представьте частицу «не». Как она выглядит? Буковки? Но перед вами ребенок, который не умеет читать. И не знает никаких буковок! Он мыслит образами. Поэтому, когда мы говорим «слон», ребенок видит слона. А когда мы говорим «не делай…» — ребенок опускает частицу «не» и слышит все остальное. «Не кричи» — он кричит. «Не беги» — он бежит.

Как же поступить? Вместо «нельзя» говорить «можно», объясняя, что нужно делать в конкретной ситуации. Например, ваш ребенок побежал через дорогу. Не кричите «нельзя!», а скажите: «Можно переходить только с мамой». Ребенок эту формулировку запомнит и будет так поступать.

— А если он все равно не реагирует?

— Увы, чаще всего взрослые разговаривают с ребенком либо приказами («Тише! Встал! Сделал!»), либо излишне частыми просьбами («Говори тише, пожалуйста»). Но ведь на просьбу можно реагировать по-разному. И ребенок вправе отказаться ее выполнять. Если мы просим малыша о чем-то в конфликтной ситуации, это должна быть точно не просьба. Но и не приказ — жесткая форма общения, нарушающая личностные границы.

— Что же выбрать?

— Инструкцию. Вместо «не беги по лестнице — упадешь» произносим «по лестнице ходят спокойно». И ребенок на автомате будет делать это. Если повторять угрозу «ты упадешь на лестнице», ребенок это зафиксирует и непременно упадет…

Психолог Регина Беседа — сама мама троих детей.Фото: vk.com

4. Забудьте на время про имя

— Часто в порыве гнева родители говорят ребенку: «Вася, убери наконец свои игрушки!» — начиная обращение с имени. Забудьте про такую форму! Почему? Потому что к своему имени человек должен относиться не как к наказанию, а как к поощрению. Обратитесь как-то иначе: «Малыш, пора убрать игрушки, им хочется в домик».

А вот если хотим похвалить, используйте имя: «Да, Вася, ты молодец, у тебя все получилось!» И на этом зафиксируйте внимание, закончив обсуждение проблемы. И не говорите: «А помнишь, ты боялся…»

5. Запрет на шантаж

— Многие любят фразу в духе «если ты не принесешь мне тапочки, я на тебя обижусь». Но такие фразы говорят о том, что мы не любим своего ребенка безусловной любовью. И если мы не хотим, чтобы наши дети, когда подрастут, шантажировали нас подобным образом («не купишь новый телефон — уйду из дома»), не показывайте дурного примера.

ВАЖНО!

Когда наказывать…

До 2 лет наказания вообще неуместны. В этом возрасте ребенок делает все, что говорит ему взрослый. Достаточно чуть-чуть изменить интонацию — и малыш поймет, что сделал что-то не то.

Если до 2 лет промежуток прожит спокойно, то дальше, как правило, родители не встречаются ни с агрессией, ни с истериками ребенка. И если это происходит — значит, он или начинает заболевать, или не выспался.

От 2 до 3 лет — возраст, когда ребенок просто качает права. Тут главное — мудрость родителей: следим за своей скоростью речи, интонацией — и ребенок будет делать то, о чем вы его просите. Наказывать будет не за что.

От 3 до 5 лет — в этом возрасте пора учить малыша жить по правилам. Если вы потакаете ребенку во всем, он вырастет эгоистом. Поэтому у него должны появиться какие-то обязанности. Скажем, самому надеть ботинки. Важно, чтобы дело получалось. Поэтому пусть ботинки будут не со шнурками, а на липучках.

От 5 до 8 лет — если отношения с ребенком в этом возрасте кризисные, надо обращаться к психологу, потому что у него уже сформировались традиции и привычки. И надо понять, откуда они взялись.

…и поощрять?

! Покупка поощрением быть не может. Чтобы ребенок нормально развивался, чувствуя себя нужным и любимым, его надо погладить-приласкать как минимум 8 раз в день. Но мы же не можем покупать в день 8 машинок или куколок! И еще помните: когда у ребенка есть все, он перестает мечтать.

! Поощрение должно быть интеллектуальным, закрепляющим уверенность ребенка в своих силах: «Какой молодец, что ты это придумал, как здорово у тебя это вышло!»

! Формой поощрения будет и ваше внимание, которое ребенок ценит больше, чем подарки. Скажем, полчаса в день вы вместе с ребенком читаете, валяетесь на полу на подушках или гуляете. Или беседуете: как живут куклы? Или как дела в гараже? Может, машинки надо свозить на автомойку — в ванную комнату? И ребенок будет благодарен за такое качественное общение.

ПОЛЕЗНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Тренируем и переключаем внимание

Ребенок рассеян? Надо тренировать внимание. Например, взрослый предлагает игру на улице: назови все желтое, что ты видишь вокруг. И ребенок учится концентрировать внимание только на желтом: машина, одежда прохожего, листья… Такой тренинг помогает и в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим, например: давай-ка посмотрим, с какого глаза у тебя больше слезок капает — с правого или с левого? Ребенок переключается: а правда, с какого? И вот он уже не плачет.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

РЕДАКЦИЯ И ИЗДАТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫПУСКА ООО «СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИА». Адрес: 241050, г. Брянск, ул. Фокина, 108а. ТЕЛЕФОНЫ: директор — (4832) 30-90-35, редакция — (4832) 30-90-37, реклама — (4832) 30-90-36. Генеральный директор — В.В. Киселев, Редактор «КП»-Брянск» — В.В. Киселев, E-mail:[email protected]

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Ребенок не слушается — что делать?

Непослушание ребенка относится чуть ли не к самой распространенной проблеме в воспитании детей. Стремление обезопасить свое чадо от неверных действий и поступков оборачивается для многих родителей постоянством слова «нельзя» с одной стороны и истеричными криками и плачем — с другой. Если ребенок совсем не слушает родителей, то первое, что они делают – это стремятся каким-то образом объясниться с непослушным крохой. Ожидаемых перемен от этого в 80 % случаев не происходит, а ситуация лишь накаляется, и измотанное к тому времени терпение у взрослых достигает своих пределов.

Люди более старшего поколения начинают учить тому, как воспитать ребенка, если он не слушается, и делятся своим опытом. Молодые родители от подобных советов, а может, и осуждений, на самом деле подсознательно пытаются переложить свои проблемы на плечи других. Все эти меры обычно тоже не дают ожидаемых результатов в виде послушного ребенка. А с чего же начать?

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка

Подходя к решению проблем воспитания непослушных детей, психологи рекомендуют не смотреть на проблему только с одной стороны, а изучать ее в контексте образа жизни ребенка, его окружающей среды. Это позволяет выявить индивидуальные особенности каждого малыша и комплексно подойти к проблемам родителей.

Для того чтобы понять, что делать, если дети не слушаются родителей, нужно учесть или исключить те факторы, которые могут повлиять на особенности поведения детей:

  1. Наличие заболеваний у ребенка. Некоторые хронические формы болезней могут влиять на общее состояние детей, вызывая обеспокоенность и раздражение в поведении, что приводит к непослушанию.
  2. Склонность к частым простудам. Слабый детский организм, не способный сопротивляться вирусам и инфекциям, расшатывает еще не сформированную до конца нервную систему ребенка. Это приводит к снижению хорошего настроения у детей, повышению уровня невнимательности и раздражительности.
  3. Отсутствие режима питания и сна. Для детей важно выстроить систему приемов пищи, так как это одна из базовых потребностей человека. Если режима нет, то поведение ребенка неорганизованно. Отсутствие правильной смены процессов сна и бодрствования приводит к отсутствию простейших правил образа жизни у ребенка и нарушению распорядка дня.
  4. Несформированность причинно-следственных связей. В норме данный механизм мышления формируется не раньше 7 лет. Поэтому родителям важно помнить, что до этого возраста ребенок не может довериться только вашим словам и опыту. Дети должны сами методом проб и ошибок научиться понимать, например, что брать чужое — это плохо.

Обращая внимание на факторы, которые могут повлиять на поведение именно вашего ребенка, можно воспользоваться общими рекомендациями специалистов.

Что делать, если ребенок не слушается? Это проблема родителей, и только они самостоятельно или с помощью детского психолога должны найти пути ее решения.

Как вести себя, если ребенок не слушается

Психологи как на Западе, так и в России сходятся во мнении, что в первую очередь нужно обратить внимание на потребности самого ребенка и на то, что подобным поведением он хочет показать. Чаще всего это попытка детей что-то отстоять или чего-то добиться.

Рассмотрим пример:

Мама трехлетнего мальчика на снежной горке сажает малыша в санки и толкает его. Ребенок с радостью съезжает с нее и не сталкивается с препятствиями. Увидев горку побольше, мальчик просится у мамы прокатиться на ней, а мама говорит «нельзя». Когда ребенок пытается сам добраться до заветной цели, мама начинает криком запрещать ребенку идти на неположенную, по ее мнению, горку. Взяв ребенка за руку, мама вновь сажает малыша в санки и спускает с маленькой горки. Так и не получив желаемое, мальчик начинает плакать и истерическим криком требовать то, что он хочет. Все заканчивается тем, что мама уводит ребенка с горок домой.

Что стоило в такой ситуации делать маме, и чего хотел ребенок на самом деле?

Если дети не слушаются родителей, значит, что-то ОНИ делают не так. Основная задача понять — кто в таком случае ОНИ: дети или родители. На рассмотренном нами примере психологи рекомендуют не использовать взрослым при разговоре с ребенком любого возраста таких слов, как: «запрещаю», «нельзя», «стоп», «опасно» без объяснения. Наша мама запретила трехлетнему малышу кататься на более высокой горке, конечно, из-за желания уберечь ребенка от травм, которые он может получить, если не справится с управлением санок, но ребенку она о своих опасениях ничего не сказала.

До того, как поставить запрет, маме стоило сказать так: «Та горка для детей постарше. Видишь вон того мальчика или девочку, они уже сами могут везти свои санки и кататься на них. Когда ты научишься так же, то сможешь прокатиться на той горке. А пока это может закончиться тем, что ты упадешь, и тебе будет больно. Давай попробуешь на этой маленькой горке сам прокатиться сегодня».

При таком разговоре у ребенка нет времени, чтобы расстроится и начать плакать. Он интуитивно чувствует мамину заботу. Значит, в первую очередь важно вовремя поговорить с ребенком и объяснить причину запрета доступным для понимания ребенка образом.

Во вторую очередь, стоит повернуть ситуацию так, чтобы у ребенка возник новый интерес. В данном случае это приобретение навыков самостоятельного катания на санках. Дети с трех лет уже стремятся подражать не только взрослым, но и более старшим детям.

Если ребенок не слушается и после этого, значит, ваших слов было недостаточно. Мама еще может предложить в нашей ситуации прокатиться на большой горке вместе с ребенком. Это уже будет компромисс, который поспособствует мирному разрешению возникшей ситуации.

Важно помнить, что каждый раз, когда вы чувствуете, что ребенок будет настаивать на своем, всегда перед запретными словами стоит постараться переключить его на другую интересную ему задачу методом игры. Именно игровая деятельность с 2 и до 10 лет является ведущей для детей. Через игру ребенок познает мир и свою окружающую среду. До 2 лет — это период познания предметов и вещей через рот и руки.

Если ребенок не слушается в 2 года, то важно не запретить, а дать возможность получить индивидуальный опыт. Если огонь — это горячо, то прислоните пальчик малыша к теплой чашке и спросите его: «Горячо?» Ребенок согласится с вами, и вы дополните, что огонь — это еще горячее. После такого опыта ребенок не будет тянуть руки к огню, помня, что это будет горячее, чем чашка.

Дети не станут непослушными, если в их воспитании будет больше обучения, чем свободы действий. Некоторые психологи считают иначе и руководствуются принципом, что с ребенком можно всегда договориться. Но не стоит на это надеяться. Некоторые дети не хотят договариваться, пока не получат свое.

Задача родителей совместными усилиями приходить к достижению целей, желаний и потребностей ребенка, минимизировав запретные слова в речи. Их употребление возможно только в экстренных случаях. Например, говорить «стоп, не беги» нужно, когда впереди яма и нет возможности иначе уберечь ребенка.

Советы психолога: если ребенок не слушается

Кого и когда должен слушать ребенок, пока он растет? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если до 2 лет он должен был слушать маму и папу, то после в жизни ребенка появляются и другие взрослые, которые могут что-то запрещать. Если ребенок не слушается в 3 года, то стоит родителям подумать о создании правил поведения дома, на улице и в общественных местах. В этот возрастной период ребенок постепенно осваивает такие понятия, как «можно» и «нельзя», доверяя взрослому. Также в этот период формируется чувство стыда, которое способствует закреплению этих понятий в поведении ребенка

До 3 лет лучше исключить из воспитания такие понятия, как «плохо сделал». Ребенок, например, дергая маму за волосы, еще не способен понять, что от этого становится больно маме. В таких случаях нужен метод подражания, когда мама показывает на ребенке, что тому тоже станет больно, если его потянуть за волосы.

Часто с 2-3 лет дети идут в сад, и родители сталкиваются с проблемой непослушания там. Если ребенок не слушается воспитателя, а дома слушается, значит, воспитатель не смог еще завоевать доверие ребенка. В таком случае родителям нужно поговорить с персоналом садика и попытаться совместными решениями и действиями добиться послушания.

После трехлетнего возраста круг людей, которых должен слушать ребенок, расширился, но настал период, когда ребенок начинает сам решать, кого стоит слушаться обязательно, а кого нет. Если ребенок не слушается маму, то стоит разобраться почему. Возможно, в семье сложились неправильные традиции, когда наказывает, например, только папа. В связи с этим ребенок перестает слушаться маму, и весь процесс воспитания теряет свою эффективность.

Если ребенок не слушается в 4 года, важно в семье правильно распределить роли. Всегда у ребенка должен быть хотя бы один взрослый:

  1. Которому он доверяет.
  2. С которым можно вдоволь поиграть.
  3. Который будет баловать.
  4. Который будет учить.

В дошкольном возрасте дети порой сами находят среди своего окружения таких взрослых. Основной механизм воздействия ребенка на взрослого в этом возрасте переходит от открытых методов манипуляции к скрытым. Если ребенок не слушается в 5 лет, значит, что-то родителями в воспитании уже упущено. Стоит обратить внимание на то, что должно было уже сформироваться в семье.

Никогда не поздно вновь обратиться к правилам. Только теперь не в игровой форме, а в виде постоянных выработанных привычек на основе распорядка дня. Ваш ребенок уже должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо, а также понимать, что если он не поест, то не пойдет гулять и т.д.

Как воспитать ребенка, если он не слушается в школе

К возрасту 7 лет мышление ребенка уже способно понимать цепочку последовательных действий, когда один поступок влечет за собой реакцию со стороны окружающих его взрослых и детей. В период младшего дошкольного возраста своих детей родители уже могут прибегнуть к системе поощрений и наказаний.

Если ребенок не слушается в 7 лет, достаточно просто лишить его, например, планируемого на выходных похода в цирк в качестве наказания за драку. Важно помнить, что успехи или неудачи в школьном обучении не должны наказываться. Здесь ребенку потребуется помощь и ваше активное участие.

Если же ребенок поступил правильно или совершил хороший поступок, то родители должны это поощрять. Тогда процесс воспитания будет выстроен так, что не потребуется решать вопрос, что делать, если ребенок не слушается.

Основные ошибки взрослых при непослушании детей младшего школьного возраста

Рассмотрев важность системы поощрения и наказания, стоит особое внимание уделить следующим фактам:

  1. Ребенка нужно наказывать или поощрять сразу после свершившегося действия. Можно отругать или похвалить словами, а затем действиями.
  2. Всегда нужно объяснять ребенку, почему он поступил плохо или хорошо. Важно помнить, что соотношение наказаний и поощрений должно быть равным. Нельзя часто только хвалить или только ругать.
  3. Если ребенок начинает врать, чтобы избежать наказания, то необходимо вызвать еще у ребенка чувство стыда. Если ребенок напрашивается на похвалу, то не стоит заострять свое внимание на этом и поощрять такое поведение.

К возрасту 8-10 лет у ребенка уже формируется своя система ценностей, когда он сам может определять, что делается хорошо, а что плохо. Этот период характеризуется тем, что дети начинают внимательно относиться к поступкам взрослых. Если папа соврал маме, и ребенок это узнал, то он обязательно об этом скажет. Если ребенок не слушается в 8 лет, значит, его учат одному, а видит он совершенно другое.

В таком возрасте главная задача родителей – контролировать свои поступки, которые видит ребенок. Если говорить громко в общественном месте нельзя, то это касается всех членов семьи без исключений.

Важно помнить, что, воспитывая своих детей, мы, взрослые, должны показывать все своим личным примером, тогда наши дети будут слушаться нас!

консультация психолога, занятия для детей 3-4 лет, кризис в детском саду

В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. В первую очередь это связано с тем, что ребенок уже преодолел кризис 3-х лет, и он в основном изменился психологически. В этот момент родителям необходимо правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав эту статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребенком и как лучше воспитывать ребенка в этот период.

4 года — переходный период в детской психике

Причины

Родители часто не понимают, как вести себя, когда их четырехлетний ребенок перестает слушаться. Итак, ребенок испытывает на себе, насколько опасны предостережения взрослых. Это позволяет ему понять меру своей вседозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться приказы матери и отца.

Непослушание по нисходящей не допускается, так как в будущем ребенку будет сложно адаптироваться во взрослом мире. Необходимо объяснить ребенку, что все требования должны выполняться безоговорочно, даже самые, казалось бы, строгие.

Возраст 4 года – это начало нового этапа в развитии ребенка. У детей есть задатки осмысленного поведения, что позволяет обдумывать свои действия и их последствия.

Что делать?

Ребенок четырех лет уже созрел для самостоятельного решения и ищет разрешения реализовать эту возможность. Часто родительские предписания заставляют детей чувствовать себя зависимыми от них, а не независимыми, что побуждает их не подчиняться.

Родители должны установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребенка.

Крики и истерики в диалогах устранить полностью и поговорить с малышом спокойным голосом. Так легче донести до ребенка, что родителей нужно слушать. Вместо строгого выговора рекомендую искренний разговор с выслушиванием мнения обеих сторон.

Разговор поможет выяснить, почему ребенок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему задание, а вовсе не нежелание. Поэтому важно понять, что к чему, прежде чем наказывать ребенка.

В разговоре можно узнать, каковы истинные причины непослушания.

Наказание

Если ни разговор, ни уговоры взрослых не помогают, а ребенок отказывается подчиняться, то следует наказание. Иногда мамы и папы переходят от крика к применению силы, не понимая, что таким образом они только усугубят ситуацию.

Такие действия не только решат проблему, но и обидят ребенка, или еще хуже, будут раздражать, провоцируя дальнейшее непослушание. Но плохое поведение не должно оставаться безнаказанным. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказать психологическим воздействием, выбрав соответствующий метод.

Главное, чтобы ребенок понял, за что его наказывают. Помните, что частые «ругательства» входят в привычку и не достигают своей цели. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева — результат такого «воспитания» может быть непредсказуемым и далеко не всегда положительным.

Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребенка. В этом возрасте малыш — маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою независимость. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, такие действия служат лишь способом привлечения внимания, не доходящего до ребенка.

Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая слова похвалы от родителей, ребенок будет стремиться получать их чаще, тем самым корректируя свое поведение в нужном вам направлении.

Запреты

Ребенку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

«Нет» — слово, которое не рекомендуется для частого использования. Многие запреты могут сдерживать малыша и влиять на замедление его когнитивного развития.

Для детей этого возраста требования должны быть беспрекословными и лаконичными:

  • запрещено убегать от взрослых на дороге — рискованно;
  • Запрещено обижать животных — они живые;
  • запрещено кусать — это плохо.

Ребенок должен четко понимать, что можно, а что нельзя

Конечно, список запрещенных действий можно продолжать до бесконечности, все индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное помнить: принятые правила нужно соблюдать и знать всем домочадцам.

Советы психолога

Часто дети не слушаются родителей и непослушание продолжается. Допустим, ребенок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается куда-то собираться, портит книги. Как вести себя в этой ситуации? Мы рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

  1. Для начала следует сказать, что делать это запрещено, и разрешить ребенку корректировать свое поведение самостоятельно.
  2. Если он не перестанет баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными — например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отложенные предложения. В конце недели ребенок может забыть о своем проступке.
  3. Если на вашего ребенка эта мера не коснется, то нужно сообщить о наказании, зафиксировав словами: «Ну ты вещи разбрасывай, так вечером мы не пойдем играть в песочнице».
  4. Вероятно, через два часа ребенок не вспомнит о наказании. Повторяем ему, за что его наказали, спокойным голосом — без злорадства: «В течение дня ты вел себя плохо, швырял вещи, но это не позволено. Потому что мы не заходим в песочницу.

Ни в коем случае нельзя уступать. Жалость в такой момент только усугубляет ситуацию. Не обращайте внимания на слезы или просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловать, и вы потеряете доверие к себе. Вы хотите, чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению?

Психологи также призывают пренебрегать только плохими поступками ребенка, а не самим ребенком. Некоторые мамы и папы отказываются разговаривать с детьми, потому что они балуются. Это неприемлемо. Можно разумно наказать, но лишать любви неправильно.

И еще одно замечание: если ваш ребенок вас не слушается, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вам вообще не нужно? Дайте ребенку свободу выбора, и тогда он уже не сможет вам противодействовать и по вашему желанию будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

Развивающие занятия

Занятия с детьми 3-4 лет необходимо планировать заранее, желательно на неделю вперед. Таким образом, вы учтете все значимые для ребенка моменты, предотвратите перегрузки малыша и успеете к ним подготовиться. При составлении недельного плана обязательно нужно учитывать посещение детского сада. Если ребенок весь день находится в саду, важно учитывать следующие аспекты:

  • Ребенок в детском саду ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
  • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и по выходным дням;
  • Не следует планировать активные события на вечер;
  • Вечером у вас не так много времени, поэтому вы можете запланировать максимум два занятия;
  • Необходимо уточнить, какая программа используется с ребенком в детском саду, чтобы не повторять ее, а грамотно дополнять;
  • Для ребенка, не посещающего сад, расписание занятий будет более объемным. План занятий составляется с учетом имеющихся навыков и интересов ребенка.

Займитесь с ребенком общими делами

Советы

Ведущим занятием в этом возрасте является игра. Набор в некоторые спортивные секции открыт уже с 4 лет, поэтому если ваш ребенок непоседлив и подвижен, спорт станет для него отличным выходом. Такое занятие дисциплинирует и учит различным навыкам.

Необходимо достаточное внимание и обильная похвала. Ребенок стал более зрелым, но ему все еще нужны родители.

В четыре года отличным вариантом будет посещение кинотеатра, цирка и тому подобных мест. В первый раз не стоит покупать билеты в первые ряды.

Ежедневные и многочисленные детские проблемы требуют от родителей терпения и мудрости. Не отказывайтесь от ответа, даже несмотря на свое невежество. Совместный поиск ответа может удовлетворить детское любопытство. Также в 4 года хорошо начинать изучение иностранных языков. Уроки должны проходить в игровой форме.

Заключение

Не устаю повторять, главное безусловная любовь. Ребенок всегда должен чувствовать себя в безопасности. Это залог правильного и гармоничного развития. Даже если он постоянно капризничает, то злиться не стоит. Наоборот, нужно выяснить причину. Ваша обязанность — обеспечить ему комфортные условия для развития. А если ребенка что-то беспокоит, о каком развитии может идти речь? …

Еще один очень важный момент: вы должны быть примером подражания для своих детей. То, что вы от них требуете, обязан делать сам, показывая на своем примере, как все, что вы просите, делается правильно.

Любовь, понимание, уважение к вам и вашим детям.

Не можете вспомнить своих детей? Попробуйте 4 E’s

Источник: LightField Studios/Shutterstock

Воспитание детей — тяжелая работа, но она в 10 раз тяжелее, если они не научились прислушиваться к вам — другими словами, делать то, что вы просите.

Как родитель вы имеете право на уважение и послушание. Четыре «О» — ожидать, объяснять, разрешать и принуждать — могут помочь научить детей уважать ваш авторитет и понять, почему послушание маме и папе — это добродетель, то, что очень помогает вам и делает дом более счастливым местом для них. все.

Полвека исследований подтверждают эффективность «авторитетного воспитания». Этот стиль воспитания:

  • Ценит в детях как послушание требованиям взрослых, так и независимость
  • Объясняет причины правил и поощряет давать и брать
  • Жестко применяет стандарты, но не считает себя непогрешимым
  • Слушает ребенка, но не основывает решения исключительно на его желаниях

На всех уровнях развития авторитетные родители наиболее успешно воспитывают уверенных в себе, компетентных и социально ответственных детей. Суть этого подхода уловила 15-летняя девочка, охарактеризовав своих авторитетных родителей как «твердых, но демократичных».

Четыре «Э» — ожидать, объяснять, разрешать и обеспечивать — являются важной частью авторитетного воспитания и крайне важны для обучения добродетели послушания.

Первые две Е: Ожидай и объясни

Первые две Е идут вместе. Установите четкие, конкретные поведенческие ожидания и объясните хотя бы краткую причину: «Не дергай котенка за хвост — котенку больно!» «Нельзя играть с ножом — болит ребенок!»

Даже если дети с ограниченными возможностями речи не полностью понимают все слова, которые вы говорите, они могут многое понять из вашего тона, и есть вероятность, что они поймут общую идею: когда есть правило, есть причина .

Причины учат детей тому, что ваши правила не произвольны, а основаны на любви — на том, что хорошо для них и хорошо для других. Понимание этого помогает мотивировать соблюдение требований. Исследования показывают, что подростки с большей вероятностью будут уважать и следовать семейным правилам, если считают, что они основаны на заботе родителей об их благополучии. Обоснование правил также помогает развивать совесть: способность детей обосновывать свои поступки.

Другие примеры «ожидай и объясни»

  • «Говори «пожалуйста», когда тебе что-то нужно» («Это хорошие манеры и делает меня счастливым»).
  • «Пожалуйста, смотри на меня, когда я с тобой разговариваю» («Я знаю, что ты слушаешь»).
  • «Собери свои игрушки» («Чтобы об них никто не споткнулся»).
  • «Позвони или напиши мне, если опоздаешь» («Так я не буду волноваться»).

«Разговор о послушании»

Если вам трудно установить свою власть и заставить детей подчиняться, отчасти это может быть из-за того, что они никогда не укладывали в головы основную идею: детям 9 лет.0183 предполагалось, что слушаются своих родителей так же, как они слушаются своих учителей в школе. Если вы никогда этого не объясняли, я призываю вас провести «беседу о послушании». Сядьте и в спокойной, любящей, но серьезной манере помогите им понять:

Матери и отцы должны нести ответственность за семью. Дети должны слушаться своих родителей, делая то, что мы просим вас делать. Это делает наш дом более счастливым местом для всех.

То же самое и в школе: дети должны делать то, что говорит учитель. Это помогает классу быть местом, где вы можете учиться и добиваться цели.

Поэтому, когда мы просим вас что-то сделать — прийти пообедать, собрать игрушки, приготовиться ко сну — вы должны повиноваться. Вы не можете сказать: «Нет». Это не разрешено.

Если вы забудете, мы дадим вам одно напоминание: «Помните наш разговор о послушании». Если вы продолжите не подчиняться, то должны быть последствия, вроде тайм-аута.

И мы хотим, чтобы вы слушались с радостью, без жалоб. Жалобы делают всех сварливыми. Радостное подчинение делает нас счастливыми.

Хорошо, можешь мне объяснить, что я сказал? (Терпеливо повторите все, что нужно повторить.)

Большая идея, которую мы хотим донести, заключается в том, что послушание — это добродетель. Детей следует поощрять к послушанию не в первую очередь из-за страха — это низкоуровневый мотив, — а из любви, чтобы помочь своим родителям и всей семье. В этом смысле послушание — это первый шаг к тому, чтобы научиться сотрудничать, откликаться на нужды других.

Разрешить

Третье «Е» — включить — поиск способов облегчить детям выполнение того, о чем мы их просим. Возможно, нам придется демонстрировать и тренировать поведение, которое мы хотим, точно так же, как мы тренировали бы их, если бы обучали физическому навыку. Например:

  • «Позвольте мне показать вам, как вежливо попросить что-то вместо того, чтобы хватать это…»
  • «Вот как вежливо попросить поворот…»
  • «Вот как показать, что ты понимаешь мои чувства: «Мама, я слышу, как ты говоришь…»
  • «Вот как показать, что вы сожалеете о содеянном: «Извините, пожалуйста, прости меня.»

Мы также можем попросить «переделать»:

  • «Как насчет переделки этого. .. Не могли бы вы сказать это более уважительно?»
  • – Можешь сказать это своей сестре помягче?

Просьба «повторить» или «повторить» выражает уверенность в том, что ваш ребенок может выполнить желаемое действие. Затем похвалите и поблагодарите их, когда они это сделают.

У нас с женой 15 внуков. Наша младшая внучка Мира, которой только что исполнилось 2 года и которая может быть очень волевой, оставила свои блоки из щетины разбросанными по полу после того, как закончила играть с ними.

Встав на колени рядом с ней, я сказал жене: «Белла, держу пари, Мира знает, как убрать эти игрушки», и начал складывать их в пластиковую ванну, куда они идут. Мира быстро присоединилась. , я неоднократно говорил: «Молодец!» Когда она немного подрастет, мы будем поощрять ее показывать, что она может делать все сама.

Поощрение также может принимать форму поиска подхода, который вызывает желаемое поведение, а не провоцирует сопротивление. Когда Мира чего-то хочет, просьба «пожалуйста» иногда приводит в действие ее 2-летнюю волю, и она упрямо отказывается. Но если вместо того, чтобы говорить, мы спрашиваем: «Что ты должен сказать?» она отвечает: «Пожалуйста».

Когда нашему младшему сыну было 5 лет, мы обнаружили еще одну стратегию, которая «позволяет» ему послушание. У нас были проблемы, когда мы подобрали его в конце игрового дня в доме друга; он жаловался и протестовал, что не хочет уходить. Поэтому мы составили план: в будущем мы напомним ему: «Мэттью, это шанс повиноваться». Это помогло.

Принуждение

Четвертая буква «Е» — обеспечение выполнения ваших ожиданий. Если вы не сделаете этого, когда это необходимо, обучение послушанию сорвется. Итак, что делать, если дети не делают то, что вы просите?

Главное, заставить их отвечать за ваши ожидания, чтобы они относились к ним серьезно сейчас и в будущем. Но есть разные способы достижения этой цели; Вы должны решить, что лучше всего соответствует ситуации. И если один подход не работает, попробуйте другой.

  • Попросите повторить: «Давайте попробуем еще раз. Ладно… пора готовиться ко сну.
  • Задайте вопрос, вызывающий соответствующее правило: «Какое правило действует в отношении игрушек, когда вы закончили с ними играть?»
  • Предлагайте выбор, когда это уместно. Двухлетнему ребенку, который не хочет держать вас за руку во время прогулки по дороге, вы можете сказать: «Я не хочу, чтобы тебя сбила машина. Ты хочешь подержать меня за руку или я понесу тебя?
  • Обращение к соответствующей добродетели: «Как вы можете показать свое послушание/сотрудничество/хорошие манеры?»
  • Поощряйте видение перспективы: «Что вы можете сделать, чтобы я был счастлив?»
  • Спокойно произнесите о последствиях непослушания: «Что произойдет, если вы не будете подчиняться?»; иметь заранее установленное последствие за неповиновение после одного напоминания, например, потерю привилегии или тайм-аут.
  • Имейте заранее установленный положительный стимул: «Когда работа по дому сделана, вы можете выйти на улицу, посмотреть телевизор или поиграть в свои игры. Не раньше, чем.» (В знакомой мне канадской семье с 10 детьми было правило субботнего утра.)
  • Пересмотрите правило, если считаете, что оно нуждается в пересмотре. Помните, авторитетные родители не считают себя непогрешимыми и дают своим детям право голоса в семейной жизни. Канадская семья с 10 детьми устраивала сидячую беседу, когда дети хотели внести изменения в распорядок дня по субботам.

Дети с экстремальными проблемами поведения

Четко структурированный план поведения, использующий 4 E, может помочь даже с очень трудными детьми.

Несколько лет назад учебный центр в Орегоне привлек внимание своим успехом в обучении ранее неуправляемых детей слушаться своих родителей. Эти дети, как правило, отказывались подчиняться даже самым разумным просьбам. Один мальчик в истерике иногда размазывал свои экскременты по стенам гостиной. Его мать-одиночка понятия не имела, как с ним обращаться.

Учебный центр научил эту мать требовать от сына подчиняться ее просьбам, считая до 15.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *