Содержание
Развиваем цветовосприятие
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
7219 просмотров
15 сентября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
Нас окружает удивительный и неповторимый мир. Полный красок и всевозможных оттенков. И так хочется не только научить ребенка определять основные цвета, но и показать ему всю красоту цветовой палитры! Знакомство с цветом помогает полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Заниматься развитием цветовосприятия можно уже с самыми маленькими карапузами.
Как дети видят цвет
Традиционно считалось, что новорожденные дети не могут различать цвета. Но современные исследования показали, что младенцы способны воспринимать яркие, насыщенные краски, особенно желтую, оранжевую, красную, зеленую и бирюзовую. Первые 1–2 месяца дети предпочитают рассматривать черно-белые изображения. Это связано с их большей контрастностью. Уже в 2 месяца ребенок способен различать более нежные цвета (голубой, фиолетовый). Цветное зрение младенцев развивается очень быстро. К 4 месяцам они различают большинство цветов, а к 6 месяцам способность к различению цвета у детей почти такая же, как у взрослых.
Методика Гленна Домана
Это подтверждает и методика Гленна Домана. Он предлагал знакомить детей с цветами с младенчества, просто показывая им карточки с тем или иным цветом или оттенком и называя его. Мамы, которые опробовали методику на своих детях, были поражены: пяти-шестимесячные малыши могли спокойно выбрать из целой охапки именно ту карточку, которую их попросили, будь она цвета морской волны, электрик или сомон. Уверены, что далеко не все взрослые представляют, как выглядят эти цвета.
Если метод Домана не кажется вам интересным, можно учить цвета с малышом в процессе игры.
Знакомство с цветом
Начинать надо с самого простого: познакомить кроху с четырьмя цветами — красным, синим, желтым и зеленым. На первом этапе вы просто показываете ребенку предметы и называете цвет. Идеально, если у вас будет целый комплект предметов одного цвета. Так вы сможете научить малыша самой простой сортировке — складывать в стаканчик одного цвета все предметы, подходящие по цветовой гамме.
Предложите ребенку подобрать к фломастерам колпачки или разложите на столе прямоугольники цветной бумаги разных цветов и попросите положить на каждый лист по 3–5 предметов такого же цвета.
Что еще можно сортировать?
- Бусины
- Пуговицы
- Цветные мелки
Предложите малышу поиграть. Заранее подготовьте четыре-шесть небольших прозрачных баночек с чистой водой. На каждую крышечку капните гуаши одного цвета. Аккуратно закройте баночки. Малыш должен потрясти баночку и вода окрасится в тот или иной цвет. Его задача назвать этот цвет и показать банку с краской такого же оттенка.
Новые цвета и оттенки
Когда малыш освоится с основными цветами радуги, а также с черным и белым, можно усложнять задачу. Переходите к изучению цветов, которые не так часто встречаются в обычной жизни. Розовый, сиреневый, коричневый, серый, золотой, серебристый — рассматривайте предметы вокруг и картинки в книжках, называйте цвет и оттенок.
Когда ребенок свободно будет ориентироваться хотя бы в 10–12 цветах, самое время — отправляться в строительный магазин и приобретать палитру оттенков (такую, как на стойке, где колеруют декоративные краски). Эти незамысловатые карточки помогут ребенку освоить понятия «темнее» и «светлее». Разрежьте палитру на фрагменты и выкладывайте веером вместе с ребенком. Сначала от темного к светлому, затем — наоборот. Постепенно он начнет улавливать малейшие цветовые различия.
Закреплять результат можно, взяв палитру на улицу и подбирая под каждый оттенок тот или иной предмет.
У каждого цвета — своя пора
Весна и лето — идеальное время для изучения всех оттенков зеленого, красного и фиолетового. Осень — время желтого и оранжевого, а зима — синего, белого (да-да, оттенков белого — великое множество) и черного.
Рисуем!
И, конечно же, отличный способ развития цветовосприятия — это рисование. Приготовьте большой лист бумаги, откройте вместе с ребенком 6 баночек гуаши, возьмите кисть и начните смешивать цвета. Что получится, если смешать красный и желтый? А если добавить белила? А к ним еще голубой?
Можно ли узнать все цвета и выучить их на зубок? Наверное, да, но нужно ли? Лучше научить ребенка чувствовать цвет и его красоту, выискивать необычные оттенки в обычных вещах и просто наслаждаться красотой окружающего нас мира.
Мария Монтессори считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, требуются специальные усилия педагога, а также необходимы специальные дидактические материалы.
Книги о цвете
- «Учим цвета и числа». Солнечная фотокнига издательства Clever. Это то, с чего стоит начать. 10 разворотов, 10 цветов, красочные иллюстрации и интересные задания. Малыш выучит цвета и числа.
- Ольга Карякина. «Я учу цвета. Разрезные карточки». Это и мемори, и паззл, и обучение цвету. Отличное пособие для развития основ цветовосприятия и расширения лексикона малыша.
- Селин Потард. «Большой атлас животных». Особенность этого атласа в том, что животные здесь предстают в необычной классификации — по цветам! Очень ярко и оригинально.
- Фани Марсо. «Цвета. Большая энциклопедия для самых маленьких». Красочные иллюстрации, шкала оттенков, множество ярких иллюстраций и информация обо всех цветах на свете.
- «Готовимся к школе. Учим цвета». Издательство Clever. Отличное пособие с массой творческих заданий для детей 3–4 лет. Интересно о цветах и оттенках, наклейки в награду и уйма творческого времяпрепровождения.
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Когда ребенок начинает различать цвета: возрастные нормы, способы развития
Каждому малышу необходима помощь родителей в познании окружающего мира. Именно они дают ему знания по свойствам различных предметов: форме, размеру, цвету. Цвет как характеристика предмета не представляется ярко выраженной, потому-то крошке довольно трудно учиться. Когда ребенок начинает различать цвета и какой возраст является для этого оптимальным, можно узнать в статье.
О цветах начистоту…
Самыми «древними» цветами, которые первыми появились в человеческой культуре, считаются белый, красный и черный. Именно эти цвета вскоре после рождения узнает малыш.
В каком возрасте ребенок начинает различать цвета? Среди детей четырех месяцев от роду проводили исследования, по результатам которых стало понятно, что среди хроматических цветов малыши отлично различают четыре группы (красный, зеленый, желтый и синий), но по оттенкам их не дифференцируют. Надо отметить, что в первые два-три месяца жизни детки узнают красный и желтый, а чуть позже — зеленый и синий.
Каждый ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Это тесно связано с тем, как протекают иные психические процессы и формируются различные особенности. Процесс восприятия можно рассматривать в тесной связи с развитием и особенностями мышления, воображения и так далее.
Полгода — важный возраст
Во сколько дети начинают различать цвета? Оказывается, в шесть месяцев они воспринимают абсолютно каждый из них. Но узнают и выучивают названия несколько позднее. В первые дни обучения малыш может запомнить название всего лишь одного цвета (в большинстве случаев это красный). Примерно в 2,5 годика он знает основные цвета и называет их без труда. Спустя год выучивает еще два цвета — белый и черный.
Специалисты, изучающие раннее развитие, теперь не такие категоричные — они утверждают, что возрастные рамки знакомства с цветами могут варьироваться.
От трех лет и до школы
Ребенок начинает различать цвета в возрасте трех лет. Основные цвета (красный, желтый, синий и зеленый) ему уже знакомы. Если перед ребенком расположить стикеры этих цветов, он сможет их назвать. В этом возрасте карапузу нравится обсуждать все, что он видит вокруг, находить цвета, которые ему знакомы.
В 4 года ребенок не только различает основные цвета, а также знает оранжевый и фиолетовый. Он уже выучил, что есть белый цвет и черный. В своей речи кроха абсолютно верно применяет три либо четыре наименования. В этом возрасте малыши с удовольствием рисуют, используя все знакомые им цвета. Родители могут обсудить с детьми их рисунки и понять цветовые предпочтения.
Пятилетний малыш разбирается в оттенках. Он знает, что солнышко — желтое, а листва — зеленая. К тому же, он умеет различать и называть два или три оттенка уже известного ему цвета (например, крем в пирожном — розовый, а розочка — темно-красная).
В шестилетнем возрасте ребенок не только знает все цвета, которые были перечислены выше, но и умеет дифференцировать оттенки (светло-серая шерстка у зайчика, ярко-красная клубничка). Теперь детишки не только знают, но и могут назвать тона цветов (обычно от трех до пяти). Например, ребенок может знать сиреневый, лимонный, салатный, малиновый, бирюзовый. Также дети в этом возрасте уже знают, что такое теплые и холодные оттенки.
Перед школой ребята называют все перечисленные выше цвета. К этому времени они научились получать смешиванием красок для рисования.
Если малыш не различает цвета
Прежде чем разбираться, во сколько лет дети начинают различать цвета, надо сказать, что некоторые мамочки очень переживают, что их малыши цвета не различают. Но что именно означает словосочетание «не различает»? В большинстве случаев оказывается, что детки просто путают названия. Взрослые должны понимать, что различение цветов — это процесс, который в своей основе имеет физиологию. Очень жаль, что многие взрослые, отчаявшись, начинают думать о том, что вдруг у их чада патология зрительного восприятия. Хотя подобные аномалии встречаются очень редко!
Как правило, знание названий цветов и соотнесение этих названий (красный, желтый, белый и т. д.) с признаками предметов могут вызывать сложности либо из-за маленького опыта карапуза, либо из-за ошибок взрослых в работе по ознакомлению ребенка с цветами.
Поговорим об ошибках…
Есть несколько распространенных ошибок, которые способны допустить мамы и папы во время изучения с малышом названий цветов.
Взрослые во время занятий организовывают специальные игры, но в повседневном общении на цвета не обращают никакого внимания. Но ведь чем чаще крошка слышит названия цветов, тем проще ему запомнить информацию.
Взрослые могут по привычке называть все оттенки цвета одним и тем же словом: розовый, малиновый, алый — это все красный. А малыши будут удивляться и не понимать, почему так происходит: цвета разные, а имя одинаковое. Надо изначально учить деток правильным названиям.
Довольно часто взрослые проводят аналогии: «Зеленый, как трава», «Красный, как черешня». Так делать неправильно. Малыш запутается еще больше, ведь травка может быть и коричневой, и желтой, а черешня — не только красная, но и розовая, и желтоватая.
Учим, играя
Очень важный момент в период, когда ребенок начинает различать цвета — нельзя изучать подряд цвета, которые похожи. Например, голубой и синий, цвет молодой листвы и зеленый. Необходимо рассматривать абсолютно разные оттенки. Например, в таком порядке: розовый, синий, зеленый, белый, красный.
Пожалуй, многие мамочки знают, что лучше всего малыши воспринимают новую информация в виде игры. Поэтому и занятия, во время которых кроха должен запомнить, где и какой цвет, надо проводить в игровой форме. Прекрасными помощниками послужат разноцветные фломастеры, краски и карандаши.
Перед тем как предложить ребенку карандаш, надо вслух сказать, какого именно он цвета и обратить внимание на то, какой итоге будет предмет, который малыш нарисует. Например: «Давай возьмем желтый карандаш и нарисуем желтую пчелу». Если в игре присутствуют фломастеры с цветными колпачками, ребенок научится подбирать для каждого из них свою «шапочку».
Можно дать в ручки ребенка карандаш и спросить, какие именно предметы можно этим цветом раскрасить. Полезны будут и развивающие мультики, песенки про цвета.
Полезные рекомендации
Мы рассмотрели, когда ребенок начинает различать цвета и говорить их (кстати, многие детки в три года уже четко выговаривают названия нескольких цветов). Теперь изучим рекомендации детских психологов, с помощью которых реально быстро и легко научить крошку не только различать цвета, но и запоминать, как они называются:
- Не нужно ограничивать количество цветов, которые предполагается изучить. Детишки учатся и запоминают быстро. Со временем можно добавлять слова «темный» и «светлый».
- Родители изначально должны правильно говорить названия цветов, без использования уменьшительно-ласкательных слов. Например, говорить зеленый, а не зелененький или зеленоватый.
- Не следует требовать, чтобы малыш сразу же говорил название цвета, потому что для него это может быть сложной задачей. Будет вполне достаточно, если кроха научится показывать предмет, окрашенный в тот цвет, который называет мама.
- Взрослым надо запомнить: во время занятий необходимо называть по-разному разные оттенки. Не нужно называть изумрудный и бирюзовый зеленым. Так малыш может запутаться.
О цветовосприятии
Выяснять, когда ребенок начинает различать цвета, родители пытаются чуть ли не с самого его рождения. Как считают психологи, у детишек, находящихся в дошкольном возрасте, могут проявляться некоторые нарушения цветовосприятия. Но не следует беспокоиться. Надо начинать волноваться только в том случае, если ребенок не научился различать цвета после семи лет.
Очень важно понять, что дальтонизм имеет разную степень и сложность. К причинам того, что ребенок не может различать цвета, относятся следующие:
- слишком медленный темп обучаемости; каждый ребенок уникален, имеет свои способности по восприятию информации, которая поступает;
- родители слишком поздно начали обучение детишек цветам;
- малыш неусидчивый и практически не заинтересован в занятиях.
Как правильно изучать цвета с малышом
Когда ребенок начинает различать цвета и формы? Небольшая часть детишек не может различать цвета вплоть до четырех лет, когда основной массе детей в этом возрасте можно предлагать соответствующие задачи. Формы, как считают психологи, поддаются к запоминанию немного легче.
В двухлетнем возрасте родители могут предложить легкие упражнения, в которых нужно осуществлять сортировку по цветам. Для начала это может быть два-три контрастных цвета. Причем предметы должны быть одинаковыми, например, шарики, кубики или цветные карточки. Можно также отделять белые бусины от красных, допустим. Кстати, такое упражнение прекрасно развивает мелкую моторику рук.
Упражнения по Монтессори
Когда малыш освоил простые сортировки, можно начинать упражнения посложнее. Теперь, когда ребенок начинает различать цвета, предметы, а то и очень хорошо запоминает поступающую информацию, нужно предложить ему сортировать по цветам разные предметы, используя пинцет или ложки. Это подойдет для малыша трех лет от роду, ведь в этом возрасте он уже умеет контролировать работу своих пальчиков и ручек.
Как только родители понимают, что малыш уже различает цвета, находящиеся в основном спектре, время перейти к изучению их названий. Монтессори-педагогика предлагает трехступенчатый урок. Перед ребенком следует разложить три предмета разных цветов, но совершенно одинаковых по размеру и форме. Например, пуговицы, катушки ниток, бутылочки с лаком для ногтей, цветные карточки:
- Первая ступень. Мама показывает пуговицы малышу и говорит: «Вот красный, вот желтый, вот синий».
- Вторая ступень. Мама спрашивает малыша: «Где красный? Покажи желтый! Где синий?»
- Третья ступень. Мама показывает на пуговицу и спрашивает: «Какой это цвет?»
Если крошка отвечает неверно, исправлять его не стоит. Достаточным будет еще несколько раз поработать с предыдущей ступенью.
Внимание родителям! При изучении цветов надо обращать внимание малыша на четыре основных: красный, зеленый, желтый и синий. Не следует рассматривать другие цвета, пока карапуз не усвоит эти. И только после того, как он перестает в них путаться, можно перейти к новым.
Мой сын дальтоник? – Colblindor
Когда ваш ребенок начинает учить цвета, часто возникает вопрос о дальтонизме. Правильно ли ваш ребенок понимает цвета? Он или она смешивает какие-то цвета или не может их правильно назвать. Это дальтонизм или просто рано знать?
Многие матери и отцы спрашивают , есть ли у их сына или дочери нарушение цветового зрения . Вот несколько примеров вопросов беспокойных родителей:
- Моему сыну тяжело с красным и желтым. Может ли мой трехлетний ребенок быть дальтоником?
- Еще рано говорить, что у моего 2,5-летнего сына проблемы с цветами?
- Когда мы должны проверить нашего сына на дальтонизм?
Обычно речь идет о сыновьях . Из-за наследуемой модели дальтонизма мужчины гораздо чаще страдают дальтонизмом.
Вопрос о возможном нарушении цветового зрения у Вашего ребенка хотелось бы решить по следующим трем пунктам:
- Развитие цветового зрения у детей.
- Когда проверять ребенка на дальтонизм.
- Почему стоит проверить цветовосприятие вашего ребенка.
Прежде чем я углублюсь в детали трех вышеупомянутых тем, я хотел бы сказать несколько слов о самом дальтонизме . В каждом школьном классе в среднем учится один дальтоник . Красно-зеленая цветовая слепота является наиболее распространенной формой, а терминология вводит в заблуждение. Каждый нормальный дальтоник имеет очень красочный визуальный спектр — только немного менее красочный. Это может варьироваться от почти такого же зрения, как у людей, не страдающих дальтонизмом, до довольно сниженного восприятия цветов, но все же красочного.
Только если у вас полная дальтонизм, у вас будет монохроматическое зрение. Это позволит вам видеть оттенки серого, но вы вообще не сможете воспринимать реальных цветов. Этот тип дальтонизма поражает только одного из более чем 30 000 человек, и вы узнаете его уже в очень молодом возрасте.
1. Развитие цветового зрения у детей. Вначале у новорожденного должно развиться зрение. Только через несколько недель ребенок может распознавать высокие контрасты в цветах, таких как черный и белый. Цветовое зрение неуклонно развивается, и в возрасте примерно шести месяцев у них появляется полное цветовое зрение.
В двухлетнем возрасте ребенок начинает подбирать цвета. Они могут дать вам, например, блок того же цвета, который вы держите в руке. Поскольку цвета можно сопоставлять, они все еще не могут понять названия цветов. Это начинается примерно в возрасте трех лет . Только тогда ваш мальчик или девочка правильно назовет некоторые основные цвета.
И еще год-три понадобится, чтобы правильно называть цвета. Говорят, что у ребенка развилось нормальное называние цветов в возрасте от четырех до шести лет.
2. Когда проверять ребенка на дальтонизм. Поскольку в предыдущем разделе мы узнали, что цветовое зрение и называние цветов развиваются медленно, возникает вопрос, когда лучше всего проверить вашего ребенка на возможное нарушение цветового зрения.
Во-первых, не стоит просто проверять ребенка на дальтонизм, если нет никаких признаков возможного нарушения цветового зрения. На самом деле это не поможет вам, потому что есть также вероятность того, что тест на дальтонизм покажет недостаток, если его нет. Так что, если у вас есть какие-то доказательства, когда вы должны проверить?
Пройдите тест на дальтонизм непосредственно перед тем, как ваш ребенок пойдет в детский сад.
Большинство из вас сейчас спросят, почему бы мне не протестировать раньше, если у моего сына или дочери проблемы с подбором цветов и названиями цветов? Хочу привести несколько аргументов, почему не стоит тестировать раньше.
- До детсадовского возраста ваш ребенок может не иметь полных способностей называть цвета.
- Не стоит слишком сильно форсировать такие вещи, как цветовое зрение. Дайте вашему ребенку время, чтобы узнать и понять концепцию цветов.
- Не сходите с ума от возможного и часто ошибочного диагноза дальтонизма у совсем маленького ребенка.
- Постарайтесь понять своего ребенка и не пытайтесь все анализировать. Так вы намного лучше поймете своего ребенка и сможете лучше помочь ему или ей.
- Это не поможет ни вашему ребенку, ни вам, если вы заранее узнаете о его дальтонизме. Потому что ваш ребенок этого толком не поймет или уже будет чувствовать себя «инвалидом».
3. Почему вы должны проверить цветовое зрение вашего ребенка. Как я уже говорил, не просто регистрируйтесь в любом случае, но только если есть какие-то доказательства. Но если вы считаете, что ваш мальчик может быть дальтоником, позвольте ему проверить или попробовать некоторые из онлайн-тестов на дальтонизм.
А почему? Потому что таким образом вы узнаете больше о его способностях к цветовому зрению И узнаете его основные проблемные цвета (например, красный и зеленый) И, что не менее важно, вы поймете и научитесь поддерживать его и сможете передать эти знания его учителям .
Даже если в среднем на класс приходится один ребенок с дальтонизмом, большинство учителей не знают о нарушении цветового зрения и чаще всего не знают, как с этим бороться. Они либо не знают, что они могут сделать, чтобы помочь дальтонику, либо не знают дальтоников в своих классах.
Если вы знаете о дальтонизме вашего сына, вы можете не только поддержать его, но и помочь другим понять его видение и то, как они могут ему помочь.
Фотография Леонардо Саньотти – некоторые права защищены.
Когда мой ребенок узнает свои цвета?
Способность вашего ребенка различать цвета улучшается примерно к 18 месяцам – в то же время он начинает замечать сходства и различия в форме, размере и текстуре. Пройдет некоторое время, прежде чем он узнает основные цвета, но большинство детей могут назвать хотя бы один к 36 месяцам.
А пока он добавит новые цвета в свой репертуар благодаря практике. Детям нравится рассматривать книжки с картинками, в которых предметы организованы по форме и цвету. Начните с того, что попросите его идентифицировать вещи невербально. Например, попросите его показать вам красный квадрат, а затем позвольте ему указать на него.
Вы можете играть в подобные игры, когда находитесь вне дома. Скажите: «Я вижу красный цветок», а затем подождите минуту, чтобы увидеть, укажет ли он на него первым. Если он одет в синюю рубашку, спросите его, не видит ли он вокруг себя что-нибудь такого же цвета. Он может удивить вас, зная и идентифицируя цвета, на которые вы указываете, даже если он не может назвать их словесно.
Когда он начнет учить названия цветов, вы можете перевернуть игру, указывая на предметы самостоятельно и спрашивая: «Какого цвета этот треугольник?» В любом случае, он с удовольствием продемонстрирует свои знания. Когда он промахнется, не говорите ему, что он неправ (и не притворяйтесь, что он прав). Просто произнесите правильное имя ободряющим тоном.
Дети учатся со своей скоростью, поэтому не беспокойтесь, если ваш ребенок не знает столько цветов, сколько его ровесники. Но если вы подозреваете проблему, поговорите с врачом вашего ребенка о том, следует ли вам проверить вашего ребенка на дальтонизм, то есть неспособность различать определенные цвета. При необходимости Американская ассоциация оптометристов рекомендует проверить ребенка до того, как он пойдет в школу.
Источники
Редакция BabyCenter стремится предоставлять самую полезную и достоверную информацию о беременности и воспитании детей в мире.