«Чем больше родитель прикрывает свое тело, тем больше любопытства возникает у детей»

Дети до трех лет

Пока ребенку не исполнилось три года, родители могут спокойно переодеваться в его присутствии. Об этом сообщила семейный психолог, преподаватель кафедры психологии университета «Синергия» Елена Демченко:

«До трех лет дети не переживают о том, как они выглядят, что о них думают, и не обращают внимания на других. У них еще не сформировано то самое чувство стыда. Поэтому, если в этом возрасте ребенок увидит родителя переодевающимся или обнаженным, он просто не обратит на это внимание».

Несмотря на эту особенность детской психики, психолог уточняет, что родители должны подумать о том, чтобы в дальнейшем такого не происходило, ведь ребенок растет и развивается.

Дети до трех лет активно исследуют мир и свое собственное тело, и некоторым взрослым может показаться, что их тело тоже вызывает у ребенка интерес. Поэтому многие родители считают, что прятаться при переодевании следует даже перед трехлеткой. Клинический психолог и психотерапевт Дарья Милай не разделяет такую точку зрения и предупреждает родителей:

«Если взрослые стараются прятать свое тело от малыша, которому еще не исполнилось 3 года, в более взрослом возрасте у ребенка может возникнуть нездоровый интерес к чужой наготе. Чем больше родитель прикрывает свое тело, тем больше любопытства возникает у детей».

Дети в возрасте трех-четырех лет

До какого возраста ребенка отец может переодеваться перед дочерью, а мать перед сыном?

Юлия Токарчук психолог-педагог, научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ отвечает на этот вопрос так:

«В обоих случаях желательно до 3-4 лет, пока ребенок не реагирует на эту ситуацию. В этом возрасте дети начинают осознавать свою полоролевую идентичность и испытывать чувство стыда».

По этому вопросу мнения экспертов не разошлись – психологи Демченко и Милай также упомянули возраст 3-4 года как срок, когда родителям лучше всего перестать переодеваться в присутствии ребенка.

Дети в возрасте четырех-шести лет

Как объясняет Елена Демченко, к 4-5 годам дети начинают иначе себя ощущать: «Теперь ребенок задумывается о своей телесности, о телесности тех, кто его окружает, об отличии своей телесности и ребенка другого пола. Родители должны быть готовы отвечать на детские вопросы. Но не нужно сейчас заниматься сексуальным просвещением, важно отвечать на базовые вопросы».

close

100%

Ближе к пяти годам многие дети начинают подглядывать за родителями. Дарья Милай подчеркивает, что проявлять интерес к нагому телу в этом возрасте – это нормально, поэтому взрослым нельзя стыдить или ругать ребенка за его любопытство. Вместо этого эксперт советует спокойно объяснять сыну или дочери, что папа не может переодеваться перед дочерью, а мама перед сыном. Благодаря этому у ребенка формируется здоровое чувство стыда.

Дети старше семи лет

Елена Демченко объясняет, что с 7 до 9 лет ребенок уже четко себя идентифицирует, понимает свой пол. Поэтому в школе, например, на уроках физкультуры идет четкое разделение раздевалок. В этом возрасте дети уже стесняются переодеваться перед родителем другого пола. Поэтому эксперт рекомендует мамам и папам:

«С 7 лет особенно важно не нарушать границы ребенка и устанавливать свои, воспитывать в нем уважение к своей и чужой телесности. Можно ввести правило – всегда стучать перед тем, как зайти в комнату к ребенку, он, в свою очередь сможет перенять это правило и будет благодарен вам за это в дальнейшем».

Если родители продолжают переодеваться при взрослеющем ребенке

Семейный психолог Демченко не советует родителям выбирать такую тактику:

«Обнажаясь при ребенке постоянно, вы навязываете ему свою позицию, не учитывая темперамент и предпочтения его самого. Вы не знаете, какие он сделает выводы из увиденного».

Эксперт подчеркивает, что нужно воспитывать здоровое отношение к телу и обязательно разговаривать с ребенком, когда у него появляется интерес к вопросам тела или секса.

close

100%

А как отразится на детской психике ситуация, если мать будет переодеваться перед сыном-подростком, а отец перед дочерью такого же возраста? Юлия Токарчук предупреждает:

«Такая ситуация может привести к тому, что подросток будет испытывать сильный психологический дискомфорт и дистанцируется от родителей. Раскрепощенность родителей не должна оказывать давление на детей».

Также эксперт отмечает, что в подростковом возрасте личное пространство для ребенка имеет огромное значение. Особенно остро подростки воспринимают нарушение интимного пространства – например, если кто-то зайдет к ним в душ или, не постучавшись, заглянет в комнату. Этот непростой период взросления требует особой деликатности и чуткости со стороны родителей.

Что делать, если ребенок увидит вас без одежды

Елена Демченко подчеркивает, что лучше не допускать ситуации, когда ребенок заходит в комнату и видит родителей или одного из них в обнаженном виде. Однако эксперт дает совет на случай, если такое произошло:

«Не надо паниковать, кричать на ребенка, хлопать дверью и превращать все в катастрофу. Но и нельзя спокойно продолжать заниматься своими делами, лениво одеваться и делать вид, что ничего не произошло. Лучше спокойно попросить выйти из комнаты, одеться, потом предложить ребенку обсудить происшедшее. Без чувства вины и обвинения. То есть не должно быть таких слов, как «Мне было неловко, тебе, возможно, тоже. Ты хочешь об этом поговорить?» Родитель, в первую очередь, сам должен понимать, что это жизненная ситуация, так бывает. Но это не должно становиться нормой».

Разрешает ли закон переодеваться при детях

«Право не регулирует все аспекты отношений, которые возникают между людьми. Государство не вмешивается во взаимодействие людей без особой необходимости. Особенно, когда речь идет о семейных отношениях. В законодательстве отсутствуют нормы, прямо запрещающие родителям переодеваться перед детьми. Такие действия сами по себе не образуют состав правонарушения или преступления», — рассказала Елена Ермолаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры прикладной юриспруденции и правового регулирования бизнеса Университета «Синергия».

Также эксперт отметила, что в Семейном кодексе есть лишь общее положение, согласно которому родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

close

100%

При этом Елена Ермолаева подчеркнула, что здесь не идет речь о действиях со скрытым мотивом, направленным на причинение вреда ребенку либо на удовлетворение противоправных интересов взрослого человека: «В противном случае закон, несомненно, защищает несовершеннолетнего и предусматривает соответствующее наказание в зависимости от направленности умысла».

Таким образом, уголовно наказуемым может считаться и переодевание перед ребенком, если оно совершалось с противоправным умыслом.

Особенности речевой сферы у детей с синдромом детского аутизма: явление эхолалии — Аутизм и нарушения развития

…почему я всегда повторяю фразу

 именно так, как она была произнесена,

даже подражая голосу того,

кто только что её произнёс. .


                 
                   
                    Тереза
Жолифф и др., 1992 г.

«Эхолалическую речь можно рассматривать как признак
аутизма, если она наблюдается у человека, психический возраст которого
превышает приведенный показатель в 22 месяца».

Для детей с  синдромом детского аутизма (ДА) типично
наличие широкого спектра речевых нарушений. У некоторых детей с синдромом ДА
речевые возможности ограничены произнесением случайных гласных или согласных
звуков, издаваемых редко и бесцельно. У других мы можем наблюдать достаточно
живую речь, хотя в ней не видно непосредственного отношения к происходящему, и
эта речь не имеет значимости для социального общения.

Многие аутичные дети механически повторяют то, что слышат от
других людей. Непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз называется
эхолалией (эхо- + греч. lalia — речь, болтовня) (8).

 Эхолалии могут быть непосредственными, когда
повторение звучит через несколько секунд после сказанного взрослым. Например,
на  вопрос: «Егор, что это?»,  следует ответ ребенка: «Егор, что
это?»;  на вопрос «Егор, сколько?» —  повторение-ответ «Егор,
сколько?». В этом случае повторения звучат мгновенно. Можно сказать, что мы
говорим с ребенком  почти одновременно, повторение идет с отставанием в
доли секунды.

Эхолалия может быть отставленной. В этом случае
ребенок повторяет слова или предложения, которые он слышал час назад,
 утром или даже несколько недель назад.  Это могут быть тексты
сказок, фразы из мультфильмов или запреты родителей, специалистов.

 Выделяют и смягченные эхолалии, когда сказанное
другим лицом несколько видоизменяется: добавляются или переставляются отдельные
слова, меняются некоторые флексии. Например: ребенок к  эхолаличным
повторам чужих фраз добавляет обращение: «Ольга Вячеславовна, дай денег на
«Диво ТВ». Наблюдается и изменение флексий слов, которые делают фразу ребенка
аграмматичной: «Ваня, у тебя нет волосы?».

По нашим наблюдениям, могут встречаться и смешанные
эхолалии, когда в речи ребенка совмещаются все три вида эхолалий
(непосредственные, отставленные и смягчённые). Например, на вопрос: «Ваня, ты
меня слышишь?» сразу же звучит ответ: «Ваня, вы что-нибудь слышите?»; на
вопрос: «Ваня, это ты?» — ответ: «Ваня – это король-лев».

Сама по себе эхолалия не является основной характеристикой
аутизма (7). Явление эхолалии встречается и при нормальном речевом развитии в
определённый период онтогенеза. Формирование первых детских слов основывается
на ведущей роли эхо-феномена, в основе которого лежат эхокинезии, эхомимии и
эхообразные повторения доступных звуков из речи взрослого (3).

Это явление достигает своего пика приблизительно к 18-22
месяцам раннего развития ребенка (7). В дальнейшем наблюдается снижение
эхо-феномена до полного его исчезновения из речи ребенка к 36-37 месяцам.

В отличие от детей с нормальным развитием, у детей,
страдающих аутизмом, эхолалическая речь остается в течение многих лет.

Эхолалия может встречаться и у детей с нарушением
интеллектуальных способностей, не страдающих аутизмом. Для таких детей эхолалия
считается допустимым явлением, если психический возраст ребенка не превышает
22-х месяцев. В этом случае эхолалия ассоциируется только с задержкой развития
(количественный аспект) и не считается симптомом аутизма. Эхолалическую речь
можно рассматривать как признак аутизма, если она наблюдается у человека,
психический возраст которого превышает приведенный показатель в 22 месяца
(7).

Природа эхолалии при аутизме не вполне ясна. У специалистов
нет единого мнения в вопросе происхождения «формулы эхолалии» (5, 7). Их
рассматривают и как затянувшийся естественный эхолалический период речевого
развития, и как следствие непонимания обращенной к ребенку речи, и как
своеобразное нейродинамическое расстройство, и как следствие аффективных
аутистических нарушений (5).

Есть мнение, что аутичные дети в действительности пытаются
участвовать в разговоре, они пытаются общаться, просто они имеют в своем
распоряжении ограниченный набор средств. Им приходится прибегать к выражениям и
фразам, которые они услышали от других людей и запомнили (7).

         Обращает на
себя внимание тот факт, что некоторые дети, страдающие аутизмом, полностью
дублируют услышанную речь, воспроизводя все фонологические нюансы и
просодические темпо-ритмические особенности речи говорящего человека. Они могут
воспроизводить услышанное разными голосами, имитируя интонации матери,
интонации отца и, возможно, интонации людей, которые с ними занимаются или
долгое время общаются. Эта особенность дает возможность рассматривать эхолалию
как хранение или резервирование в мозге ребенка  с синдромом ДА слухового
образа из окружающей среды. В этом смысле эхолалическая речь будет являться
аналогом визуального последовательного образа. Возможно, эхолалия для аутичных
детей является вокальной самостимуляцией.

         По мнению
В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на
определенную степень сохранности речедвигательной системы. Наличие эхолалий
(особенно если они несут коммуникативную нагрузку) может рассматриваться как
хороший прогностический признак.

         Конечно,
то, что ребенок способен говорить, является положительным моментом в речевом
развитии ребенка с аутизмом, однако из-за такой речи, состоящей из
неосмысленных повторений услышанного, страдает социальная и образовательная
адаптация ребенка.

        
Эхолалическая речь мешает аутичному ребенку конструировать собственные
правильные высказывания, тем самым ограничивая развитие языковых средств
общения.

 

Эхолалия как средство общения

         Конечно,
наличие эхолалической речи у детей с аутизмом является специфической
особенностью, затрудняющей приобретение коммуникативных навыков и усвоение
значения услышанного. Однако у ребенка, способного повторять речь других,
больше шансов осознать значение коммуникации, освоить и адаптировать
собственную речь, чем у ребенка, не имеющего вербальных средств коммуникации,
т.е. мутичного.

         Несмотря на
то, что ребенок может не знать значения многих слов и словосочетаний, которые
он повторяет, он все же умеет говорить. Если у ребенка нет эхолалической речи,
тогда придется потратить очень много времени на развитие его речи и обучение
его произнесению звуков, слов и словосочетаний.

Многие «безречевые» дети с синдромом детского аутизма,
которые позднее овладевают навыками речи в процессе обучения, достигают этого
после стадии развития эхолалических ответов. Те же из мутичных детей, кто не
проходит эхолалическую стадию, редко достигают хороших результатов в
использовании разговорного языка. Поэтому сначала необходимо научить ребенка
эхолалическому повторению, даже если у него в речи не встречалось эхолалических
явлений до начала обучения.

В ситуациях, которые касаются «безречевых» детей с синдромом
детского аутизма, действуют приемы по растормаживанию активной речи и
формированию коммуникативных навыков посредством максимально возможного числа
словесных реакций, пусть даже на уровне эхолалии (6). Таким образом, в случаях
с мутичными детьми эхолалическая речь будет являться начальным этапом в
формировании вербальных средств общения.

Если на определенном этапе обучения у ребенка с аутизмом
появляются эхолалические ответы, которые соответствуют по смыслу ситуации, то
ребенка необходимо поощрить и в дальнейшем постараться воспроизвести такую же
ситуацию еще несколько раз. Это поможет в развитии речевой инициативы,
стремления к речевому контакту у ребенка. Надо стараться увеличить тот набор
фраз, которыми ребенок может пользоваться в первую очередь, в ситуации общения.
Этого можно добиться при помощи «суфлирования» со стороны человека,
находящегося рядом с ребенком в ситуации взаимодействия с другими людьми,
 подсказывая ребенку необходимую формулировку уже непосредственно в
ситуации общения. Работа по растормаживанию активной речи у «безречевого»
аутичного ребенка при помощи вызывания эхолалий должна постоянно сопровождаться
закреплением эхолалических речевых реакций. Без специальной фиксации
появившихся речевых форм у детей работа очень часто оказывается бессмысленной
(6).

 

Преодоление явления эхолалий

         У другой
части детей с синдромом детского аутизма большое количество эхолалической речи
тормозит развитие коммуникативной речи. Эти дети, в отличие от мутичных детей,
 находятся на более высоком уровне  речевого развития, но если мы не
научим таких детей использовать слова, фразы правильно, адекватно ситуации, то
мы оставляем им только один шанс – использовать эхолалию.

Замечено, что если ребенка, у которого нет нарушений в
развитии, попросить что-либо сделать на понятном ему языке, он это сделает.
Если же воспользоваться словами, недоступными для его понимания, то он, как
правило, повторит их слово в слово (7). Дети, страдающие аутизмом с явлениями
эхолалии, также часто повторяют утверждения, которых они не понимают. Для них
общение происходит как бы на незнакомом языке. Например, если сказать «Покажи,
где у тебя голова» и если ребенок знает, как выполнить команду, он не будет
повторять эту фразу. Если же сказать «Покажи на свой череп» тогда, (при
условии, что ребенку не знакомо значение слова «череп»), вероятнее всего,
ребенок повторит утверждение и не выполнит команду. Это означает, что должно
наблюдаться некоторое уменьшение эхолалий, по мере того как у ребенка
улучшается понимание речи других людей.

Но, даже если ребенок в достаточной степени изучил родной
язык и овладел простыми языковыми навыками, явление эхолалии часто сохраняется.
Это можно объяснить стойкими специфическими трудностями понимания услышанного и
ограниченным набором средств коммуникации. У аутистов  часто снижена
способность усвоения новых слов и словосочетаний. Кроме того, они не могут
использовать их адекватно ситуации. Именно поэтому у них возникают трудности с
правильными ответами на большинство вопросов.

В психологической и педагогической практике работы с
аутичными детьми разработаны приемы, направленные на уменьшение эхолалий.

Особый интерес, на наш взгляд,  представляет прием,
направленный на прекращение явления эхолалии при встрече с незнакомыми
утверждениями (командами, просьбами). Это способ (9) был разработан Шрайбманом
(Schreibman) и Карром (Carr). Цель заключается в том, чтобы ребенка с
эхолалиями научить отвечать фразой «Я не знаю» в качестве общего
неэхолалического ответа на те утверждения и вопросы, которые ребенок не
понимает.

Работа проводится поэтапно:

этап 1. Посадите ребенка лицом к себе за небольшим
столом. Ребенок должен сидеть спокойно и  наблюдать за вами. Выберите 4
или 5 вопросов, на которые ребенок не знает ответа, например:  «Почему
поют птицы?» или «Где находится Лондон?», «Сколько у тебя братьев и сестер?»
или «Почему деревья зеленые?». Придумайте вопросы такого типа с
вопросительными  словами «как?», «почему?», «кто?», «где?», которые будут
более уместными именно для вашего ребенка. Также выберите несколько вопросов,
на которые ребенок знает ответы, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе
лет?», «Кто это?» (показывая на мать ребенка). Теперь задайте первый вопрос,
например: «Почему поют птицы?» — быстро и негромким голосом. Затем немедленно
дайте правильный ответ: «Я не знаю» — очень громко. Пробуйте экспериментировать
с громкостью своего голоса, до тех пор пока ребенок не будет повторять
правильный ответ, а не вопрос. Поощрите его за правильный ответ.

Этап 2. Постепенно начните повышать громкость вашего
вопроса, при этом постепенно понижая громкость ответа. Если ребенок начинает
повторять вопрос в ходе этого процесса, резко скажите ему «нет» и уменьшите
громкость вопроса. Чтобы ребенок не повторял вопрос, останавливайте его ответ
при предъявлении вопроса.   Тем самым вы предотвращаете повторение вашей
фразы. Смысл этой техники в том, чтобы научить ребенка не реагировать на
обращенный к нему вопрос.

Этап 3. Теперь задайте вопрос «Почему поют птицы?»
обычным голосом и задержите ответ. Когда ребёнок сможет сдержать эхолалический
повтор вопроса и даст правильный ответ «Я не знаю» без Вашей помощи, то можно
считать, что ребенок овладел заданием.

Этап 4. Когда вы научите ребенка ответу «Я не знаю»
на те вопросы, на которые он не знает ответа, можете переходить к вопросу, на
который ребенок уже знает ответ, например: «Как тебя зовут?» (ребенок называет
свое имя, и вы его поощряете). Если ребенок не может ответить или отвечает
неправильно, подскажите ему правильный ответ. Нужно использовать вопросы, на
которые ребенок уже даёт правильные ответы и затем чередовать их с теми
вопросами, на которые ребенок не знает правильного ответа. Это даст ребенку
возможность различать те вопросы, ответ на которые он знает и те, которые не
знает, что должно помочь ему избежать ответа «Я не знаю» на все задаваемые
вопросы.

Этап 5. Задайте теперь другой вопрос, на который
ребёнок не знает ответа, и тренируйте правильный ответ «Я не знаю», продолжая
при этом чередовать его с вопросами, на которые ребёнок отвечает правильно.

Если продолжать выполнять задание таким способом, используя
вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему», «когда» и «где» в
комбинации с вопросами, на  которые ребенок знает ответ, то, через
некоторое время ребенок спонтанно должен ответить «Я не знаю» на вопрос, ответ
на который он не знает, даже когда вы зададите этот вопрос впервые.

При помощи этой процедуры есть возможность помочь ребенку
избавиться от эхолалических ответов в различных ситуациях.

Во время работы по преодолению эхолалий следует
придерживаться ряда правил (4):

·        не позволяйте
себе раздражаться и реагировать каким-либо другим негативным способом на
эхолаличную речь.

·        обратите
внимание, может ли ребенок самостоятельно конструировать высказывания. Если да,
то слушайте его в такие моменты с наибольшим вниманием;

·        если ребенок
говорит, только повторяя чужую речь, научите его говорить простыми словами,
чтобы выразить то, что он хочет. Вознаграждайте его за это своим особенным
вниманием. В то же время полностью игнорируйте его повторы, с помощью которых
он пытается ваше внимание привлечь;

·        совершенно не
реагируйте на его повторяющуюся речь. В эти моменты даже не смотрите на
него;

·        если вы
правильно игнорируете его повторения и награждаете его за попытки
самостоятельно строить фразу, то скоро увидите, что он будет это делать с
большей охотой;

·        эхолалия часто
возникает, когда человек не понимает, что происходит вокруг. В большинстве
случаев это связано с тем, что мы используем слишком много слов, обращаясь к
аутисту. Старайтесь употреблять как можно меньше слов. Делайте паузы, с тем
чтобы ребенок имел время подумать и понять смысл сказанного;

·        помните, что не
следует разговаривать с человеком, страдающим эхолалией, в то время, когда
включено ТВ, радио и вокруг много говорящих людей. Говорите с ним в спокойной
обстановке.

     Таким образом, в зависимости от
того, на каком уровне развития находится речь детей с синдромом детского
аутизма, явление эхолалии может иметь различное влияние на формирование
речи.

В одних случаях, например, при работе с безречевыми детьми,
явление эхолалии может сыграть положительную роль в растормаживании и
формировании средств общения. В ряде случаев аутичный ребенок должен пройти
стадию эхолаличной речи для улучшения когнитивного функционирования. В других
ситуациях, когда у детей более или менее развита экспрессивная речь, эхолалии
нужно минимизировать, так как эти дети ограничивают свою речь формальным
повторением того, что говорят другие.

 

Обучение вашего малыша отвечать на вопросы – проблемы с задержкой развития речи и экспрессивной речи

Многим детям ясельного возраста с задержкой речи трудно научиться отвечать на вопросы. Общие проблемы включают:

  • Повторение или несколько последних слов вопроса вместо ответа
  • Неправильный ответ, например, качание головой да, когда вы задаете им вопрос с двумя вариантами ответа
  • Отвечать не по адресу, например, «Два», когда вы спрашиваете, как вас зовут?
  • Не отвечает или игнорирует вопросы

К 30 месяцам большинство детей ясельного возраста с типично развивающимися языковыми навыками постоянно отвечают на вопросы «да/нет», выбирая между двумя вариантами («Хочешь свою рубашку Dora или цветочную рубашку?») и отвечая на простые вопросы «Что» и «Где?» вопросы («Что ты хочешь есть?» или «Куда ушел папа?»).

К 3 годам большинство детей с типично развитыми языковыми навыками правильно отвечают на общие вопросы, касающиеся самих себя, такие как «Как тебя зовут», «Сколько тебе лет» и «Ты мальчик или девочка?»

Ниже перечислены проверенные способы, которые я рекомендую родителям поработать над ответами на вопросы со своими детьми дома.

Основные вопросы

Дети учатся отвечать на вопрос «Что это?» вопросы для маркировки элементов, прежде чем они начнут отвечать на другие виды вопросов. Если ваш ребенок не всегда отвечает на этот вопрос, почаще тренируйтесь со словами, которые, как вы знаете, он может произносить в разных контекстах. Например, если он говорит: «Обувь», спросите его: «Что это?» показывая на свою обувь, рассматривая фотографии обуви в каталогах или журналах, читая книги и играя с куклами или игрушечными персонажами.

Малыши также начинают отвечать на вопросы, делая словесный выбор. Предлагайте выбор для всего в течение дня. «Хочешь молока или сока? В кого играть — в кубики или машинки? Должны ли мы читать «Спокойной ночи, луна» или книгу «Элмо»? Хочешь обнять или поцеловать? Корова хочет есть или спать? Если он еще не использует слова, он может ответить жестом, например, указать, посмотреть или даже схватить того, кого он хочет. Когда он говорит или жестикулирует, вы должны дождаться его словесного ответа, особенно слов, которые, как вы знаете, он может произнести или жестикулировать.

Один из способов убедиться, что ваш малыш понимает, как выбирать, — это предложить на выбор непредпочтительный предмет. Это особенно эффективная техника для детей, которые только «вторят» последним словам, которые они слышат. Например, спросите, хочет ли он поиграть с мыльными пузырями или носком. Если он повторяет «носок», заставьте его взять носок. Вы также можете использовать это с любимыми закусками и не очень желательным вариантом. Если он повторит и скажет не тот предмет, приложите усилия, чтобы он взял предмет, который ему не нужен, даже если он изначально расстроен или сбит с толку. Дайте ему второй шанс, сказав: «Вы сказали, ____. Чего ты хочешь, ______ или _____?» Иногда я задерживаю «правильный» выбор или встряхиваю его, чтобы привлечь к нему внимание. Я также преувеличиваю «предпочтительный» пункт, когда я произношу слово и шепчу нежелательный выбор.

Задавайте заранее вопросы «где», на которые она может «ответить» пальцем, взглядом или извлечением предмета. Например, спрячьте в руке мяч и спросите ее, где он. Спросите ее, где в вашем доме находятся предметы общего пользования, чтобы она могла пойти за ними. Попросите ее найти членов семьи, указывая или глядя, как вы сидите за столом во время еды. Попросите папу или старшего ребенка смоделировать правильные ответы, когда вы спросите своего ребенка. Часто выполняйте такие задания, зная, что вы строите основу для вербальных ответов.

Когда ваш ребенок правильно «отвечает» невербальной реакцией, используйте слова, чтобы описать, что он сделал. Поскольку он указывает на членов семьи, когда вы спрашиваете: «Где _______», скажите имя члена семьи или ответ, например: «Прямо здесь». Когда он отвечает на вопросы о месте, используйте правильные слова». «Да! Это в коробке.»

Переезд В пути

Работайте над вопросами «да/нет», давая им «выбор». Например, «Хотите куки — да или нет?» Покачивайте или кивайте головой, чтобы подсказать ребенку, когда вы говорите слова «да» и «нет», чтобы он мог ассоциировать эти жесты со словами и использовать их, если он еще не может или не хочет говорить слова.

Когда он точно и без слов отвечает на вопросы «где», начните моделировать вербальные ответы, предлагая два варианта ответа на более сложные вопросы. Скажи: «Твоя шляпа на голове или на ногах?» «Мяч на диване или на полу?» «Собака ест или спит?» Опять же, используйте визуальные подсказки, чтобы помочь ему. Я использую преувеличенную точку, чтобы помочь понять правильный ответ.

Высшее Вопросы уровня

Для ответов на вопросы о недавнем опыте используйте метод выбора или метод повторения. Спросите ее: «Что ты делала сегодня в школе?»

Используйте метод выбора, чтобы помочь сгенерировать ответ, если она не отвечает на ваши первые попытки. Попробуйте спросить: «Ты рисовал или играл с песком?» Снова попробуйте изменить порядок ваших ответов, чтобы она услышала «правильный» ответ. (Для того, чтобы это было эффективно, требуется небольшое предвидение того, что она на самом деле делала!)

Практикуйте метод повторения в повседневных делах и особенно в конце определенного игрового времени. Расскажите, что вы сделали, а затем задайте вопросы. Например, «Сегодня мы играли с фермой, ели Oreos и дули в свистки». Затем спросите ее, что вы делали, давая визуальные подсказки (показывая или удерживая предметы), когда она отвечает.

Когда ты вернешься с игры на улице, пусть она расскажет папе, что она сделала. Начните с обзора действий, сказав: «Мы играли на горке, а затем на качелях». Затем пусть папа спросит: «Во что ты играл?» Смоделируйте, что она должна ответить, если она не может этого сделать.

Еще одно прекрасное время для практики — это прием пищи. Вспомните, что она ела на ужин, сказав: «Вы ели курицу, макароны и горох». Затем спросите: «Что ты ел на ужин?» Укажите на ее еду как на подсказку, что ответить. Увядайте обзор и указание, когда она начнет отвечать самостоятельно.

Очень эффективный способ подсказать ответы на вопросы — попросить одного взрослого «задавать» вопросы ребенку, а другому взрослому «шептать» ответы, если ему нужна помощь. Ослабьте коучинг, когда он станет лучше.

Для детей с лучшими навыками понимания языка, которые понимают юмор, попробуйте использовать нелепый выбор, чтобы побудить ее ответить без повторения. Вы можете сказать: «Хочешь есть мороженое или какашки». Преувеличивайте глупость вашего предложения, чтобы она поняла, что вы шутите, и уловила «юмор» в этом вопросе. (Остерегайтесь шуток про какашки. Это может завоевать популярность и затянуться в вашем доме!)

Чтобы научиться отвечать на знакомые вопросы об имени/возрасте/поле, практика, практика, практика. Хороший способ начать работать над этим — сначала попросить старших детей, чтобы ваш ребенок услышал модель, и это превратилось в игру. Я также задаю эти вопросы с вариантами «да/нет». «Твое имя папы/имя брата/сестры/имя питомца/имя персонажа?» Смоделируйте преувеличенное «Не-е-ет» с большим качанием головы и ухмылкой. Задайте пару ответов «нет», затем задайте правильный вариант.

Чтобы помочь детям узнать пол, маркируйте «мальчик/девочка» везде, куда бы вы ни пошли. Я также использую журналы детской одежды со стереотипными фотографиями, такими как девочки в платьях и с длинными волосами и мальчики в брюках, так как там много картинок для практики. Обязательно «обучай» этому понятию в течение длительного времени, прежде чем начать «проверку», спрашивая: «Он мальчик или девочка?» Вы же не хотите, чтобы ребенок неоднократно ошибался в ответе, потому что тогда он «заучивает» неправильный ответ. Пол часто представляет собой трудную концепцию для детей с задержкой речи.

Если у вас есть другие «хитрости», как научить ребенка отвечать на вопросы, поделитесь ими с нами, оставив комментарий! Laura


Нужна дополнительная помощь с конкретными занятиями для улучшения языковых навыков малыша? Я могу предоставить это для вас! Мой бестселлер T каждый Me To Talk: The Therapy Manual полон идей!

6 причин, по которым ребенок не может ответить на этот вопрос WH

У вас есть ученики или клиенты, которым трудно ответить на вопросы WH? Вы когда-нибудь чувствовали, что просто проверяете их снова и снова в терапии? У детей могут возникнуть трудности с ответами на вопросы WH по целому ряду причин. Выявление основной трудности может помочь вам определить мероприятия для начала лечения. Ниже приведены распространенные трудности с вопросами WH:

Они не поняли, что вы задали вопрос :

Эти дети могут не понять, что вы с ними разговариваете. Если им задать вопрос, они не ответят.

  • Я: «Что ты хочешь на ужин?»
  • Джон: *уходит*

Обычно я наблюдаю это у клиентов, которые находятся в спектре аутизма или у которых синдром дефицита внимания. Я начинаю с работы над социальной очередью. Среди развлечений можно попробовать: катание или бросание мяча вперед и назад, игры в погоню или другие интерактивные игры.

Они не поняли, что вы ожидаем от них ответа: 

Это студенты, которым нам нужно задать вопрос несколько раз. Это также иногда относится к моему сыну и моему мужу, так что вы должны использовать свое суждение.

  • Я: «Что ты хочешь на ужин? Что вы хотите на ужин? Эй, что ты хочешь на ужин? Джон, что ты хочешь на ужин?
  • Джон: наконец говорит «о, тако».

Я работаю с этими клиентами и семьями, чтобы убедиться, что мы привлекаем их внимание, прежде чем задать вопрос. Это шаг, который я пропускаю со своей семьей.  Затем мы работаем только над задавая вопрос один раз, а затем требуя ответа. Я хочу, чтобы они отвечали мне, а не учили меня спрашивать несколько раз.

Они отвечают немедленной эхолалией:

Когда вы задаете этому ребенку вопрос, он повторяет вопрос или последние слова. Вот как это выглядит:

  • Я: «Что ты хочешь на ужин?»
  • Джон: «ужин».

У этого ребенка есть трудности с интравербальными задачами, когда ему нужно выслушать информацию/вопрос, а затем ответить соответствующим образом. Есть несколько различных функций эхолалии. Хотите узнать больше? Посмотрите мой пост об эхолалии ЗДЕСЬ.

Попробуйте поработать над автоматическими речевыми заданиями: готово, установите _____, заполните пропуски для знакомых повторяющихся рассказов и заполните пропуски для предметных функций (я пишу с _____). Нам нужно помочь этому ученику понять, что мы говорим, а затем изменить его реакцию, а не повторять наши слова.

Они не понимают разницы в словах WH:

Эти учащиеся с трудом понимают, что вопросительные слова WH требуют разных ответов. Например, они могут не понимать, что на вопрос ВОЗ должен отвечать человек или на вопрос «почему» нужно отвечать с указанием причины.

  • Я: «КТО был на качелях?»
  • Джон: «Потому что мне нравится это делать».

Я использую много графических органайзеров с этими учениками. Мы говорим о том, что вопросы «кто» требуют ответа. Попробуйте сортировать задания, используя визуальные и словесные подсказки, чтобы научить различать вопросительные слова WH.

У них дефицит словарного запаса: 

У некоторых детей нет словарного запаса или фоновых знаний, чтобы правильно отвечать на вопросы WH.

  • Я: «Кто тебе помогает, когда ты болен?»
  • Джон: «Бэтмен»

Они отвечают на вопрос ВОЗ с человеком, но это не тот человек. Для этих детей я начинаю работать над развитием словарного запаса, используя языковые упражнения и занятия по обучению грамоте. Тематические блоки отлично подходят для этого — вы можете ввести словарный запас, закрепить в книге и игровой деятельности, а затем использовать свои визуальные эффекты, чтобы научить рецептивной идентификации для вопроса WH двигаться к выразительному использованию.

У них проблемы со слуховой памятью:  

Некоторым детям трудно вспомнить информацию, которую вы только что сказали, — у них могут быть проблемы с кратковременной памятью. Я вижу это больше (или легче увидеть), когда вы работаете над вопросами да/нет.

  • Я: «Кто тебе помогает, когда ты болен?»
  • Джон: «Что?»

Попробуйте обучить таким стратегиям запоминания, как репетиция и визуализация. Вы также можете попросить своего ученика попрактиковаться в прослушивании конкретной информации. Например, поделитесь историей и попросите ребенка послушать имена персонажей этой истории.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *