Содержание

Как научить ребенка цифрам от 1 до 10 в дошкольном возрасте домашних условиях

Дети 3-5 лет легко и быстро запоминают всё, что видят и слышат вокруг. Их речь ежедневно обогащается новыми словами, выражениями и понятиями. От цепкого внимания маленького исследователя не ускользает ни одна деталь. Этот возраст идеален для знакомства малыша с цифрами.

Как научить ребёнка цифрам?

Чем раньше начнётся процесс обучения (особенно в домашней атмосфере) — тем легче будет достигнут положительный результат. Главное, чтобы это было интересно, занимательно и ненавязчиво. Заучить несложно, так как запоминание номера легко происходит в процессе игры, с использованием красочных картинок, ярких зрительных образов, любимых игрушек.

Цифры учить несложно

Основные принципы математики для малышей

Ребёнку дошкольного возраста нет большой разницы, изучать буквы или цифры. Для него и те, и другие — просто значки и крючки. Поэтому изучение алфавита и чисел можно вести параллельно. Главное — заинтересованность родителей в результате, их осознанное желание и способность превратят уроки математики в увлекательное путешествие в мир знаний.

Рекомендации, которые нужно учесть при обучении:

  • начинать детские уроки в раннем возрасте;
  • не превращать занятия в обязанность, не перегружать малышей;
  • закреплять знания на практике;
  • использовать игрушки, пластиковые цифры, карандаши, кубики, свечи для торта;
  • включать в работу различные рецепторы: слух, зрение, осязание;
  • заниматься регулярно.

К сведению! Память детей 3-5 лет очень активна, и даже небольшой объём новой для них информации быстро усваивается. Это и становится крепкой основой для успешного изучения цифр и чисел.

Лучше начать обучение пораньше

Возраст для обучения не важен

На самом деле, запомнить цифры способен и годовалый карапуз. Достаточно регулярно в течение дня показывать ему визуальное обозначение цифры и произносить её название вслух. Когда малыш начнёт говорить, он сможет воспроизвести слова, услышанные в колыбели, и ассоциировать их с изображением конкретного знака.

В возрасте 3-5 лет основной формой деятельности становится игра. Она и помогает малышу выучить цифры, и посчитать, узнать число и определить количество предметов.

Порядковый счёт в обычной жизни

В окружающем мире можно считать всё, что угодно:

  • ступеньки на лестнице в подъезде;
  • машины, припаркованные во дворе;
  • гуляющих детей и взрослых;
  • прилетающих голубей;
  • пробегающих мимо кошек.

Знакомить маленького человека с порядковым счётом можно, даже если ему всего годик, и он не умеет говорить. Достаточно во время прогулки считать вслух и показывать при этом пальцем на предмет счёта. Цепкая детская память обязательно запомнит информацию и воспроизведёт в нужный момент.

Обратите внимание! Малыш сможет запомнить последовательность числового ряда, если озвучивать её регулярно. Просто считать вслух: «Один, два, три, четыре, пять….»

Первое знакомство

Как научить ребенка цифрам в 4 года? Будет ошибкой с первых занятий заставлять ребёнка считать от 1 до 10. Для начала достаточно взять 4-5 чисел и обучить основным операциям с ними. Не стоит перегружать маленького ученика. Освоив математические действия в этих пределах, малыш сможет применить эти навыки в более сложных примерах. На первых порах можно использовать пальчики одной руки. Считать их в прямом и обратном порядке, загибать и разгибать, сводить и разводить.

Полезно использование пальцев рук

Взаимосвязь между цифрами и количеством предметов

Когда дети освоят игры с числами, начинается их знакомство с цифрами. Представление о количестве предметов сложилось, освоен порядковый счёт — можно, называя число, показывать соответствующую цифру.

Снова на помощь взрослым приходят игры:

  • Строительство башен из кубиков рядом с картинкой, изображающей цифру.
  • Выкладывание счётных палочек на карточках с цифрами.
  • Погрузка пуговиц в нарисованные и пронумерованные машины.

К сведению! Можно использовать готовые решения. Их в больших количествах предлагают книжные и детские магазины. Всё зависит от фантазии родителей и педагогов, и их творческого воображения.

Сопоставляем действия и счёт

Малыши беспорядочно используют в речи слова-числительные (один, три, восемь). Это свидетельствует о том, что они ещё не овладели умением считать и ничего не говорит об их математических способностях. Счёт используется ими, как звуковое сопровождение действий, своеобразный ритм движений.

Считая предметы, дети раннего возраста порой испытывают трудности при назывании числительных. Они спешат назвать число, пропуская предмет, либо рукой действуют быстрее, чем словами. Правильно выполняя поручения взрослого «принести, подать, показать один, два, три предмета», малыши не всегда способны назвать количество. Это нужно учитывать при подготовке к занятиям.

Обратите внимание! Обучение счёту должно начинаться с практических действий с множествами предметов (игрушками, конфетами, яблоками), и только потом идёт процесс усвоения чисел.

Понятие «ноль»

Это понятие не вызывает сложности даже у самых маленьких. Ребятишки легко замечают, что предметы были, и вдруг их не стало. Подмечают они и когда это произошло. На столе лежат конфеты, мама протягивает руку и убирает их со словами — ничего не осталось, ноль конфет. Регулярное повторение подобных манипуляций приводит к чёткому пониманию детишками ноля.

Игры на сравнение предметов

Двух-трёхгодовалый человечек готов к знакомству с понятием «количество предметов». Он знает, что значит «один» и «много». Можно смело приступать к сравнению предметов.

Сравнение предметов пойдет на пользу

Понятие «столько же»

Для начала нужно научиться понимать, что такое «столько же». На трёх кубиках располагаются три игрушки. Всем игрушкам хватило «домиков» — значит, предметов столько же. Эти знания можно закрепить с помощью чашек с блюдцами, кукол и их нарядов, машин и гаражей для них.

Понятие «больше — меньше»

На следующем этапе обучения меняется количество этих предметов. Одной кукле не хватило платья — значит, кукол больше, чем платьев. Две чашки с блюдцами, а третьей не хватило — чашек больше, чем блюдец.

Следующий шаг — сравнение одинаковых предметов. Это могут быть кубики одного размера, одинаковые пуговицы, цветные карточки. В один ряд выкладывается одна группа предметов, другая — точно под первой. Какой ряд длиннее — в том предметов больше. Сравнение количества предметов разного размера начинается только после полного усвоения этого этапа. Можно сравнивать кубики или пуговицы разного размера. Одни предметы больше, но их количество меньше.

Состав числа

Раскладывание числа на его составляющие позволяет в дальнейшем маленькому математику освоить таблицу сложения и вычитания, быстро и правильно решать примеры и задачи.

Проиллюстрировать состав числа можно с помощью тех же яблок, конфет, пуговиц и прочих привычных и знакомых предметов.

К сведению! Полезно распределять их между игрушками, нарисованными героями мультиков, членами семьи.

Обратный счёт

Наглядный пример обратного счёта для детей — пирамидка. Надевая кольца на пирамидку, считают их в обычном порядке, снимают — в обратном. То же самое возможно проделывать с предметами, складывая их в коробку и выкладывая обратно на стол, или собирая и разбирая дорожку из счётных палочек, или цветных карандашей.

Регулярно выполняя эти игровые упражнения, проговаривая счёт вместе с мамой, малыш быстрее научится вычитать и складывать.

Написание дается сложнее

Простые математические действия с предметами: сложение и вычитание

Безусловно, решать математические примеры дошколятам вряд ли под силу. Но элементарное представление о сложении и вычитании вполне допустимо давать им во время игры.

Важно! Если малышу трудно, он устал и не хочет этого делать, не надо настаивать, просить подумать и дать ответ, стоит просто переключить внимание на другую игру.

Сложение и вычитание постигается с помощью привычных предметов, героев любимых мультиков, игрушек:

  • Кукла собирает разноцветные пуговицы — малыш складывает и считает.
  • Машинка перевозит кубики на стройку, теряя по дороге один куб — вычитает.
  • Плюшевый мишка получает несколько конфет, часть съедает — вычитает.
  • Мама рисует ягодки (грибочки, яблоки, орехи, листики и пр.), закрывает рукой — малыш вычитает, открывает — прибавляет.

Интересная игра может увлечь малышей и сделать процесс обучения незаметным, но достаточно успешным.

Написание цифр

В детском возрасте образ цифры воспринимается целиком, не вычленяются её составляющие. Запомнить написание поможет игра в ассоциации «На что похожа цифра» и возможность самому воспроизвести эти закорючки на бумаге. Можно попросить малыша нарисовать, слепить, свернуть из бумаги ту или иную цифру. Сначала это будут просто рисунки и каракули. Когда рука окрепнет, можно приступать к правильному написанию цифры, учить вписывать её в клеточку, знать, где должен располагаться каждый её элемент.

К сведению! Лучший тренажёр — прописи для написания цифр с картинками, стихами и играми.

Обычно считать детишки начинают рано. Считалочки, стихи и потешки — первые детские книжки помогают в этом. Но запомнить, как выглядят цифры, тем более самостоятельно их написать, дошколятам сложно. Процесс обучения будет иметь успех при условии огромного желания взрослых научить малыша, помочь ему окунуться в мир математики ненавязчиво, весело, легко. Вместе с родителями этот процесс станет интересным и захватывающим приключением.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ: СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Ребенок ходит в школу, но ничего не может вспомнить из школьного материала? Всему есть причина. С одной стороны, первоклассник не готов к огромному объему информации, а с другой, – к интенсивной интеллектуальной работе. И здесь важно помочь ребенку научиться пополнять багаж знаний. О видах и свойствах памяти, а также о применении ментального метода запоминания специалисты программы «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова рекомендуют узнать советы врача-психиатра Натальи Стилсон. 

Главная трудность ребенка в первом классе — большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой? 

Может быть, со стороны объемы школьных знаний и не кажутся ужасными, да в большинстве случаев родители и не особенно давят на ребенка. Они стараются найти подход, объяснить некоторые школьные темы подробнее и понятнее, в крайнем случае ищут репетиторов или специальные группы подготовки к школе. Но после первого сентября информация все равно захлестывает ученика с головой. Как справиться с этим потоком? Нередко ребенок приходит в первый класс довольно оптимистически настроенным. Он верит в себя и ожидает, что станет отличником. Но все оказывается не так легко, не все получается. «Как же так? Неужели я не настолько хорош?» — думает ребенок. Те же вопросы задают себе и родители. Ведь до первого класса все было замечательно. Ребенок мог и читать, и писать, и хорошо рассуждал. А теперь слова «школа» и «стресс» стали почти синонимами. Почему? 

Учиться тоже нужно уметь 

С давних времен учеников делили на способных и отстающих. Насчет последних полагали, что либо такой ученик ленив, либо у него не хватает ума. Педагоги видели из этого положения единственный выход: ученика надо заставить учиться. Как именно? Все в основном сводилось к усилению учебной нагрузки и наказаниям. В XX веке было установлено, что дети могут отставать в учебе не только из-за нерадивости и нехватки способностей. 

Большинство детей не имеет навыка учебы. У них нет опыта того, как в голове можно организовывать материал, и нет алгоритмов запоминания. Со временем они появятся, но до этого времени еще придется ждать и ждать, учиться и учиться.  

Запомнить сейчас или выучить на потом? 

Как известно, существует два основных вида памяти: краткосрочная и долгосрочная. 

Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место. Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили. 

Другое дело — важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место — долгосрочная память. 

Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов. Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память. 

В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное — «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время. Но и это еще не все! 

Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30% из своих запасов. 

Как упорядочить архивы памяти 

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документы небольшими партиями». 

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке. 

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив». 

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов. 

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку, не беда. Единственное — можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста. 

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища. 

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор? 

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод — информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь. 

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода — природа — люди. Что о погоде? Снег — иней — метели — мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло — занимаются зимними видами спорта — готовятся к Новому году. 

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает. 

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме. 

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам. 

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно.  

Поделиться советом:

Проблемы с распознаванием чисел в детском саду

Обновлено 25 апреля 2017 г.

Автор: Dana Rongione

Два основных требования к детскому саду — это способность детей распознавать как буквы, так и цифры. Многие родители помогают своим детям в этом процессе, знакомя их с алфавитом в раннем возрасте. Однако обучение числам часто сводится к простому счету, который никак не помогает ребенку распознавать числа или понимать концепцию. Есть много общих проблем с распознаванием чисел для маленьких детей. К счастью, есть также множество способов преодолеть эти препятствия.

Путают шестерку и девятку

Одной из наиболее распространенных проблем с распознаванием чисел является путаница между числами шесть и девять, особенно когда девятка нарисована как перевернутая шестерка, а не как шар с прямой линией позади него. Когда дети видят шестерку и девятку, им трудно понять, что у шестерки мяч внизу, а у девятки — вверху. Некоторые студенты все еще борются с верхним и нижним значениями, поэтому вполне логично, что у них возникнут проблемы с различением этих двух чисел.

Путают двойку и пятерку

Некоторые ученики путают числа два и пять. Точно так же, как числа шесть и девять, числа два и пять кажутся одним и тем же числом, только одно из них перевернуто вверх ногами. Два имеют изогнутый верх с прямым низом, а пять имеют прямой верх с изогнутым низом. Понятно, что это сбивает с толку маленьких детей.

Путают единицу и семерку

Некоторым учащимся будет трудно отличить единицу от семерки, если единица написана наклонной заглавной буквой, а не одной прямой линией. Часто число, написанное в этом стиле, также имеет черту внизу, и это можно использовать, чтобы помочь ребенку различить два числа.

Путают 12 и 20

Как ни странно, многим учащимся трудно отличить число 12 от числа 20. Это может быть потому, что они оба являются двузначными числами, содержащими двойку, или потому, что звука «тв» в начале каждого имени. По какой-то причине для некоторых детей это настоящая борьба, и с ней нужно справиться, проявляя настойчивость и терпение.

Какая цифра идет первой?

В большинстве детских садов ученики должны уметь считать до 100 и распознавать числа до 20. Когда они достигают подросткового возраста, некоторые ученики с трудом запоминают, какая цифра идет первой. Если они не освоят это, когда подростки впервые представлены, это может привести к серьезным проблемам, связанным с постоянным переворачиванием чисел. Например, 21 становится 12, 31 становится 13, а 32 становится 23. При представлении подростков обязательно подчеркивайте, что «один» всегда стоит впереди в подростковой семье.

Считаем до числа

Когда учитель показывает учащемуся карточку с числом на ней, учащийся должен быть в состоянии распознать число и сказать учителю, что это такое. Некоторые учащиеся узнают число по его расположению, но не могут сразу вспомнить название. Вместо этого они смотрят на число и считают до него. В этот момент они называют имя номера. Это неприемлемая практика для детсадовца, и ее нельзя допускать, потому что это мешает ученику по-настоящему понять концепцию и распознать число.

Понимание концепции

Многим детям трудно распознавать числа, потому что они не совсем понимают концепцию. Число семь. И что? Что это значит для них? Чтобы помочь своим ученикам в этой области, обучайте распознаванию чисел и концепции одновременно. Используйте карточки, на которых показано как число, так и столько объектов. Играйте в игры, в которых вы держите карточку с числом (только числовой стороной) и предлагаете учащимся поднять такое же количество предметов (например, карандаши, мелки или пальцы). Используйте все возможные способы, чтобы помочь учащимся понять взаимосвязь между числом, которое они видят, и числом изображенных предметов.

Решение

Хотя существует ряд проблем, связанных с распознаванием чисел, все они могут быть решены одним и тем же решением: повторением. Ваши ученики должны видеть, слышать и иметь дело с числами много раз в день. Не полагайтесь исключительно на карточки и рабочие листы. Вместо этого позвольте им выполнять некоторые практические действия. Лепите цифры из пластилина или, что еще лучше, из теста для печенья, которое вы можете испечь, чтобы они могли съесть свои цифры. Предложите своим ученикам составить числа из кусочка пряжи или сваренных спагетти. Начертите номер на спине учащегося и попросите его сказать вам, какой номер вы начертили. Затем позвольте ему сделать то же самое с вами. Существует множество практических занятий, которые вы можете выполнить со своим классом, чтобы помочь им в распознавании чисел. В конце концов, чем больше чувств вы сможете включить, тем выше шанс, что ваши ученики узнают и запомнят.

Что это такое, причины, симптомы и лечение

Обзор

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия — это расстройство обучения, которое влияет на способность человека понимать числовую информацию и математику. Люди, страдающие дискалькулией, борются с числами и математикой, потому что их мозг не обрабатывает связанные с математикой понятия, как мозг людей без этого расстройства. Однако их трудности не означают, что они менее умны или менее способны, чем люди, у которых нет дискалькулии.

Симптомы этого расстройства обычно проявляются в детстве, особенно когда дети учатся считать. Однако многие взрослые страдают дискалькулией и не знают об этом. Люди с дискалькулией часто сталкиваются с проблемами психического здоровья, когда им приходится заниматься математикой, например, с тревогой, депрессией и другими трудными чувствами.

Существует также форма дискалькулии, которая проявляется в более позднем возрасте. Эта форма, приобретенная дискалькулия, может возникнуть в любом возрасте. Обычно это происходит по другим причинам, например, по состоянию здоровья (подробнее об этом см. в разделе «Причины и симптомы» ниже).

В чем разница между дислексией и дискалькулией?

И дислексия, и дискалькулия являются расстройствами обучения, но у них есть ключевые отличия. В самых общих чертах эти два расстройства распределяются следующим образом:

  • Дискалькулия : Это расстройство обучения влияет на способность человека заниматься математикой.
  • Дислексия : Это расстройство обучения влияет на способность человека читать.

Несмотря на различия, эти два состояния подпадают под один и тот же диагноз «Специфическое расстройство обучения» Американской психиатрической ассоциации.0067 Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5) . Также у людей может быть как дискалькулия, так и дислексия.

На кого влияет дискалькулия?

Дискалькулия может случиться с каждым, но обычно она впервые привлекает внимание, когда дети учатся в начальной школе (в возрасте от 6 до 9 лет).

Насколько распространена дискалькулия?

Дискалькулия встречается редко, но широко распространена. По оценкам экспертов, им страдают от 3% до 7% людей во всем мире.

Как дискалькулия влияет на мой мозг?

Люди с дискалькулией являются нейродивергентами. Нейроразнообразие — это термин, описывающий, что нет двух людей с одинаковым мозгом, и мозг каждого формируется и развивается совершенно уникальным образом. Для людей с дискалькулией это означает, что их мозг работает иначе, чем мозг человека, у которого нет расстройств или состояний, влияющих на работу их мозга.

Решение математической задачи типа «2+2=?» может показаться простым, но для этого требуется несколько разных навыков и областей мозга, которые ими управляют. Среди них:

  • Зрение обработка : Ваши глаза видят всю математическую задачу и отправляют компоненты обратно в мозг для обработки.
  • Кратковременная память : Вы используете свою кратковременную память, чтобы запоминать особенности математической задачи во время работы над ней. Например, количество чисел, символы и порядок их появления.
  • Язык : Вы используете эту часть своего мозга, чтобы перевести символы в математической задаче в то, что эти символы означают. Вот как вы узнаете, что означают знак плюс, знак равенства и вопросительный знак в данном контексте.
  • Долговременная память : Вы получаете доступ к этому типу памяти, чтобы запомнить процесс решения математической задачи. В этом случае ваш мозг определяет, что это задача на сложение, основываясь на знаке плюс и знаке равенства.
  • Понимание количества и количества : Ваш мозг переводит символ «2» в понимание того, что он представляет определенное количество или количество. Дети обычно усваивают этот принцип, приводя им примеры, например, фрукты или животных.
  • Вычисление : Этот процесс объединяет все вышеперечисленное, помогая вам решить, что 2+2=4.

Для нейротипичного человека все вышеперечисленные процессы работают, как и ожидалось. В зависимости от того, насколько серьезен их случай, люди с дискалькулией могут бороться с определенными частями процесса.

Симптомы и причины

Каковы симптомы дискалькулии?

Симптомы дискалькулии зависят от того, с какими частями процесса человек борется больше всего. Это также может зависеть от возраста человека и ситуаций, с которыми он чаще всего сталкивается.

Маленькие дети (вплоть до уровня pre-K и детского сада)

У очень маленьких детей наиболее распространенными симптомами являются проблемы с:

  • Счетом вверх.
  • Соединение числа с таким количеством объектов (например, соединение числа 4 с таким количеством шариков перед ними).
  • Распознавание чисел и математических символов.
  • Упорядочивание чисел, например от большего к меньшему или от первого к последнему.
  • Распознавание и использование числовых линий.
  • Обучение с использованием денег (например, монет или купюр).
Дети школьного возраста (начальный/класс/начальная школа)

Симптомы дискалькулии часто привлекают внимание, когда дети начинают ходить в школу в возрасте около 6 лет. У этих детей симптомы включают проблемы с:

  • (особенно в возрасте, когда это кажется ненужным).
  • Идентификация небольшого количества предметов, просто взглянув на них (это похоже на необходимость подсчета каждого по отдельности).
  • Простые вычисления по памяти.
  • Запоминание таблицы умножения.
  • Распознавание той же математической задачи при изменении порядка чисел или символов (пытается понять, что 1+7=8 — это то же самое, что 8=7+1).
  • Понимание проблем со словами или более сложных символов (например, > означает «больше чем» или < означает «меньше чем»).
  • Организация чисел по шкале (10, 100, 1000) или десятичному разряду (0,1, 0,01, 0,001).
Подростки (средний школьный или старший школьный возраст) и взрослые

Симптомы у подростков и взрослых часто выглядят как проблемы со следующим:

  • Счет в обратном порядке.
  • Решение текстовых задач.
  • Разбивка проблем на несколько шагов для их решения.
  • Измерительные предметы.
  • Измерение количества (например, для рецептов приготовления/выпечки).
  • Использование денег (монет и купюр) для оплаты предметов, обмен купюр на монеты (и наоборот) и выдача сдачи.
  • Понимание и преобразование дробей.
Эмоциональные симптомы

В дополнение к симптомам, которые напрямую связаны со способностью человека к математике, у людей с дискалькулией могут проявляться эмоциональные симптомы при столкновении с ситуациями, когда математика необходима. Эти эмоциональные симптомы часто включают:

  • Беспокойство (включая тревогу при тестировании) или даже панику.
  • Возбуждение, гнев или агрессия (например, вспышки гнева у детей младшего возраста).
  • Страх (включая боязнь или даже боязнь ходить в школу).
  • Физические симптомы любого из вышеперечисленных (тошнота и рвота, потливость, боль в животе и т. д.)

Что вызывает дискалькулию?

В большинстве случаев, особенно у детей, специалисты не знают, почему возникает дискалькулия. Есть доказательства того, что расстройства обучения, в том числе дискалькулия, могут передаваться по наследству. Однако для подтверждения этого необходимы дополнительные исследования.

Эксперты знают, что люди с дискалькулией чаще имеют определенные отличия в некоторых областях мозга. Эти различия, по-видимому, указывают на меньшее развитие и меньшее количество связей между клетками мозга в этих областях. Пораженные области — это те, которые ваш мозг использует, когда делает что-либо, связанное с числами и вычислениями. Однако эксперты не знают, почему возникают эти различия и как они влияют на симптомы этого расстройства.

Дискалькулия часто возникает наряду с другими состояниями. Хотя это не причины, они могут помочь медицинским работникам распознать и диагностировать дискалькулию. Состояния, которые часто возникают наряду с дискалькулией, включают:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Дислексия, дисграфия или невербальные расстройства обучения.
  • Нарушения сенсорной обработки.
  • Расстройство аутистического спектра.

Люди с дискалькулией также имеют более высокий риск психических расстройств. Эксперты не знают, может ли это произойти из-за дискалькулии, но это все еще важные факторы, которые медицинские работники будут учитывать при постановке диагноза и рекомендации лечения.

  • Тревожное расстройство или паническое расстройство.
  • Расстройства поведения (например, оппозиционно-вызывающее расстройство или расстройство поведения).
  • Биполярное расстройство.
  • Депрессия.
Приобретенная дискалькулия

Есть несколько причин, по которым у человека может развиться дискалькулия (или даже акалькулия, полная неспособность к математике) в более позднем возрасте. Эта форма, известная как приобретенная дискалькулия, не является расстройством обучения. Вместо этого обычно это связано с повреждением мозга, которое нарушает области, связанные с математическими навыками. Поражения, которые представляют собой области повреждения головного мозга, могут возникать по многим причинам (см. статью «Поражения головного мозга», чтобы узнать больше о том, как может произойти это повреждение).

Это заразно?

Дискалькулия не заразна, и вы не можете заразиться или передать ее другим.

Диагностика и тесты

Как диагностируется дискалькулия?

Специалисты в области образования (обычно учителя) и родители, скорее всего, первыми заметят симптомы дискалькулии. Если учитель заметит это, он сможет предложить ресурсы и рекомендации по следующим шагам. Родители, заметившие дискалькулию, также могут поговорить с педиатром своего ребенка, чтобы узнать больше о процессе диагностики и лечения дискалькулии.

Существует два основных критерия, которые перечислены в DSM-5 для связанных с математикой симптомов конкретного расстройства обучения (более подробная информация об этих критериях приведена ниже). По крайней мере, один из этих двух критериев должен существовать в течение как минимум шести месяцев, даже с помощью подготовленного эксперта, чтобы попытаться преодолеть его.

  • Трудности в овладении смыслом чисел, числовыми фактами или вычислениями.
  • Трудности с математическими рассуждениями.

Какие анализы будут проводиться для диагностики дискалькулии?

Не существует лабораторных, визуализирующих или диагностических тестов, которые могли бы подтвердить дискалькулию. Вместо этого основное внимание будет уделяться проверке конкретных математических навыков ребенка и исключению других возможных причин, таких как проблемы со зрением или слухом, другие состояния, связанные с мозгом или психическим здоровьем, и т. д. В этом могут помочь различные тесты. Медицинский работник лучше всего объяснит, какие тесты навыков они рекомендуют.

Управление и лечение

Как лечится дискалькулия и есть ли лекарство?

Дискалькулия у детей поддается лечению, поскольку их мозг еще не закончил развитие, что позволяет им приобретать навыки и развивать способности, необходимые для адаптации к этому состоянию. Лечение обычно принимает форму программ обучения один на один.

Программы рассчитаны на конкретные симптомы и сосредоточены на том, с чем больше всего борется ребенок. Лечение также следует начинать как можно раньше. Чем раньше начнется лечение, тем больше у детей шансов адаптироваться к этому состоянию и ограничить воздействие.

К сожалению, дискалькулия не считается излечимой у взрослых, если только это не приобретенная дискалькулия. Это потому, что их мозг полностью развит, а это означает, что такие методы лечения, как обучающие программы, вряд ли им помогут. Для взрослых основное внимание уделяется тому, чтобы помочь им компенсировать дискалькулию с помощью технологий или других методов.

Существуют возможные методы лечения приобретенной дискалькулии. Доступные методы лечения зависят от многих факторов, особенно от основной причины дискалькулии. Ваш поставщик медицинских услуг может рассказать вам больше о вариантах лечения и о том, что они рекомендуют для вашего случая.

В дополнение к программам обучения дискалькулии детям с этим заболеванием может потребоваться дополнительное лечение других заболеваний, которые у них есть. Лечение этих состояний зависит в основном от самого состояния. Они могут включать медикаментозное лечение, психотерапию и многое другое. Медицинский работник лучше всего расскажет вам о возможных методах лечения, в том числе о том, что они рекомендуют для конкретных потребностей.

Профилактика

Как предотвратить дискалькулию или снизить риск ее развития?

Дискалькулия возникает непредсказуемо. Это означает, что его нельзя предотвратить, и нет никакого способа снизить риск его развития.

Перспективы/прогноз

Чего мне ожидать, если у меня дискалькулия?

В зависимости от конкретных симптомов дискалькулия может затруднить выполнение даже простых математических задач, таких как оплата счетов, соблюдение рецептов приготовления пищи и выпечки и многое другое. При раннем лечении дети часто могут адаптироваться к этому состоянию и ограничить его влияние на свою жизнь. Взрослые, у которых он есть, с большей вероятностью будут бороться с последствиями, если они не получат лечения в более раннем возрасте. Люди с этим расстройством также часто испытывают смущение из-за этого состояния, и многие из-за этого испытывают тревогу, стыд и депрессию.

Как долго длится дискалькулия

Дискалькулия — это пожизненное состояние. Лекарства нет, но раннее лечение может помочь уменьшить последствия в более позднем возрасте.

Единственным исключением является приобретенная дискалькулия, которая может быть временным состоянием. Является ли это временным или нет, зависит от таких факторов, как, почему это произошло и насколько это серьезно. Ваш лечащий врач лучше всех расскажет вам, может ли приобретенная дискалькулия быть временной и как долго она может длиться.

Каковы перспективы этого состояния?

Дискалькулия не является опасным состоянием. Однако люди, у которых он есть, с большей вероятностью будут бороться с сопутствующими психическими заболеваниями. Такие состояния, как депрессия и тревога, могут иметь более серьезные последствия, включая риск членовредительства или самоубийства, поэтому их лечение при необходимости имеет важное значение.

Жить с

Как позаботиться о себе или справиться с симптомами?

Дискалькулия не является состоянием, которое можно диагностировать или лечить самостоятельно. Для детей важно, чтобы они обратились к поставщику медицинских услуг для диагностики и лечения этого состояния как можно скорее. Ожидание снижает вероятность того, что программы лечения могут помочь.

У взрослых с дискалькулией невозможно лечить дискалькулию напрямую. Для них основное внимание уделяется компенсации расстройства. В этом могут помочь технологии и другие инструменты, такие как приложения для смартфонов. Медицинский работник может порекомендовать конкретные приложения или инструменты, которые могут помочь. Людям с приобретенной дискалькулией медицинский работник также может порекомендовать возможные методы лечения или способы помочь при этом заболевании.

Часто задаваемые вопросы

Влияет ли дискалькулия на интеллект человека?

Нет, дискалькулия не влияет на интеллект напрямую. Хотя у некоторых людей с дискалькулией также могут быть умственные нарушения, наличие дискалькулии не делает человека автоматически менее умным. На самом деле, люди с дискалькулией обычно имеют результаты тестов IQ выше среднего. Люди с дискалькулией также часто одарены в других областях, особенно в творческих навыках (особенно в искусстве), решении проблем и многом другом.

Является ли дискалькулия формой аутизма?

Нет, дискалькулия и расстройство аутистического спектра — это два разных состояния. Оба они подпадают под одну и ту же категорию, расстройства развития нервной системы (развития мозга) в DSM-5 , но все же очень разные.

Да, дислексия и СДВГ тесно связаны. СДВГ является одним из наиболее распространенных состояний, сопровождающих дискалькулию. Однако у большинства людей, у которых есть одно, нет другого.

Что я могу сделать, чтобы помочь своему ребенку, если я подозреваю, что у него дискалькулия?

Вы можете сделать следующее:

  • Искать ресурсы . Специалисты в области образования и поставщики медицинских услуг могут предоставить рекомендации и указания относительно дополнительных ресурсов, которые могут помочь. Воспользуйтесь их опытом, чтобы помочь своему ребенку.
  • Найдите то, что работает, и используйте его . Существует множество стратегий и подходов, которые могут помочь ребенку с дискалькулией. Некоторым детям полезно использовать игры, музыку или другие подходы. Как только вы найдете что-то, что работает, используйте это. Это поможет вашему ребенку учиться так, как ему удобно.
  • Будьте терпеливы . У детей с дискалькулией есть признанное заболевание, которое нарушает их способность заниматься математикой, как у детей без этого состояния. Это не то, чем они могут помочь, но они могут научиться преодолевать это. У них больше шансов преуспеть в преодолении этого, если они чувствуют, что кто-то поддерживает их на этом пути.
  • Поддерживайте и ободряйте . Важно предлагать поддержку и поддержку детям, у которых есть эта проблема. Без этой поддержки дети склонны к проблемам с низкой самооценкой, и многие борются с тревогой или депрессией, связанными с этим состоянием. Тем не менее, дети, у которых есть поощрение и поддержка, с большей вероятностью добьются успеха и научатся справляться со своим состоянием, не позволяя ему ограничивать их в будущем.

Записка из Кливлендской клиники

Дискалькулия — это расстройство обучения, которое нарушает способность человека понимать числа и математические концепции. Симптомы у детей обычно проявляются в возрасте от 6 до 9 лет (или даже раньше). Также часто у людей с дискалькулией бывают и другие состояния, в том числе расстройства обучения и психического здоровья.

С помощью лечения и специализированных обучающих программ многие дети могут развить навыки и способности, ограничивающие влияние этого расстройства на их жизнь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *