Ребенок не хочет учиться сам: 3 главные причины

«Мой сын учится в начальных классах. Учителя говорят, что он все схватывает на лету и неплохо успевает, но когда дело доходит до самостоятельной работы — домашнего задания, например, — он отвлекается, пропускает все сроки, а порой и вовсе забывает о долгах по учёбе. Как научить его быть самостоятельным?»

Ответ:

Если родители замечают, что школьник испытывает сложности в учёбе без посторонней помощи — не справляется с домашней работой, забывает или намеренно игнорирует задания, теряется, нарушает сроки — важно обратить внимание на проблему как можно скорее, выяснить её корень и найти решение. В ином случае есть риск, что привычка войдёт в разряд постоянных, а затем перейдёт и в другие сферы жизни.

В первую очередь, необходимо выяснить причины появления проблемы. С чем может быть связано нежелание или неспособность ребенка к самостоятельному освоению учебной программы? А уже разобравшись в причинах происходящего, можно переходить к решению проблемы.

Отсутствие навыка учиться

Обучаемость — это навык, который можно и нужно развивать. Если он не развит у ребенка (или развит слабо), ему будет крайне сложно осваивать программу самостоятельно. Такая проблема может возникнуть из-за того, что ребенок в принципе не привык проявлять самостоятельность — с самого детства родители или старшие родственники помогали ему во всём, а может быть, и вовсе делали за него всю работу.

«Ситуация, когда ребенок сам “перерастает” период нежелания что-либо делать по учёбе, возможна. Всё зависит от характера, темперамента и окружения. Кому-то на формирование самостоятельности понадобится немного времени, у кого-то это растянется на более длительный период — придётся приложить больше усилий, как со стороны взрослых, так и со стороны ребёнка. В этом случае взрослым необходимо поставить цель развить навык обучаемости, проявить терпение и быть последовательными в словах и действиях, и тогда всё получится!», — говорит Елена Нуриева, учитель начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок», психолог и социальный педагог.

Что можно сделать?

В случае, если у школьника отсутствует навык учиться — то есть он с детства привык к постоянному присутствию взрослых во всех сферах своей жизни и не готов отправиться в свободное плавание — необходимо сделать упор на развитии этого самого навыка. Пробуйте постепенно давать ребенку больше свободы там, где это возможно. Например, можно выбрать какой-то наименее значимый предмет и частично перестать помогать ребенку при подготовке к нему — это может быть ИЗО, музыка, физическая культура. Скажете, что домашних заданий по физической культуре не существует? На самом деле подготовка и сбор спортивной формы для занятий и есть домашнее задание по этому предмету, и если этот пункт — ваша зона ответственности, то ваше участие очевидно.

Да, после того, как вы снимите с себя ряд обязанностей, (а ребёнок уже привык, что они лежат на ваших плечах), его оценки могут снизиться, но в будущем он поймёт, что на нём лежит ответственность за результат, и начнёт относиться к процессу учёбы по-другому.

«Если ребёнок получит замечание (и не раз), родителю будет сложно не замечать записи в дневнике. В этом случае можно хотя бы напоминать: всё ли он приготовил и взял с собой? Или придумать стишок, который необходимо повторять перед выходом из дома. В нём проговаривать, что надо взять, а что желательно оставить дома, когда отправляешься в школу», — говорит Елена Нуриева, учитель начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок», психолог и социальный педагог.

Слишком сложная (лёгкая) программа

Например, ребёнок пришёл в первый класс с определённым набором знаний, и теперь процесс учёбы кажется ему скучным и рутинным. Или, напротив, школьник не успевает за программой, получает плохие оценки, что в конечном счёте приводит к страху неудачи, потере интереса и нежеланию что-либо делать.

Что можно сделать?

В такой ситуации необходимо удостовериться, что ребёнку по силам освоить предложенный курс. Если проблема кроется в этом, стоит обсудить ситуацию с педагогом и найти оптимальное решение — например, дополнительные занятия, репетиторство.

«Учителю и родителям в подобных ситуациях важно быть в «одном лагере» и вести совместную работу по формированию самостоятельности у ребёнка, поддерживать интерес к знаниям. Также родителям не стоит забывать и о “внеклассных” занятиях: поддерживать благоприятную психологическую атмосферу дома, исключить критику, способствовать идеям и интересам детей, научить оценивать работу, определять, верно ли она выполнена, учиться находить ошибки и искать способы их не допускать. Кроме того, необходимо организовать удобное рабочее место для ребёнка, создать уголок с расписанием, распорядком дня, памятками и списком важных дел», — говорит Елена Нуриева, учитель начальных классов Домашней школы «ИнтернетУрок», психолог и социальный педагог.

Отсутствие мотивации

С подобной проблемой чаще сталкиваются ученики средних и старших классов, которые не могут определиться с дальнейшими учебными планами или не видят смысла в изучении определённых предметов, не нужных им для поступления в ВУЗ. Но бывает и так, что потеря мотивации наблюдается у учеников младших классов — дети могут не осознавать смысла учебного процесса или воспринимать его как нечто необязательное и совершенно неинтересное.

Что можно сделать?

Если суть проблемы кроется в том, что ребёнку не хватает мотивации (как уже говорилось ранее, ученик начальных классов может не понимать принципиальной важности учёбы в школе, а подросток — не видеть смысла изучать один из предметов, не относящихся к его будущей профессии), то стоит двигаться в другом направлении. В первом случае стоит проговорить основные моменты, доступно объяснить, почему учёба важна, и заинтересовать ребёнка процессом, используя вспомогательные материалы: красочные учебники и энциклопедии, видеоуроки, презентации, образовательные фильмы. Во втором можно рассмотреть разные варианты (в том числе и сокращение нагрузки по предмету, который не будет нужен для поступления в ВУЗ, если это целесообразно).

Впрочем, каждый из случаев индивидуален — в любой ситуации важно в первую очередь установить с ребенком контакт и попробовать выяснить, с чем связано его нежелание обучаться самостоятельно. Если же решить проблему своими силами не удаётся, стоит обратиться за помощью к педагогам или рассмотреть опцию обучения с наставником, который направит ребенка, мотивирует его и поможет установить с ним контакт.

Например, наставник в Домашней школе «ИнтернетУрок» — не учитель. Он является тем самым связующим звеном, которое помогает ребёнку наладить учебный процесс, найти себя и определиться с планами и целями, а родителям — лучше понять своего ребёнка и его потребности.

Ребенок не хочет учиться в школе

Первый месяц нового учебного года на излете, а ваш ребенок не хочет учиться в школе? Что делать? Заставлять — неэффективно, подкупать — вредно, аргументы про будущее — не помогут. А если это подросток, так и вовсе ситуация усложняется. О том, как могут родители замотивировать учиться школьника разного возраста, поговорили с психологом Катериной Деминой.

Фото: RODNAE Productions, pexels

Катерина Демина — детский и семейный психолог-консультант, специалист по усыновлению, многодетная мать. Стаж — более 30 лет. Практикующий психолог с 2002 года.

Автор книг, публикаций, тренингов и вебинаров по детской психологии.

Автор «Блога практикующего психолога».

Начальная школа

Ребенок не хочет идти в школу? В начальной школе этот вопрос почти всегда возникает в первом классе, реже позже. И, как правило, он связан или с учительницей, или с травлей внутри коллектива. Но бывают и другие причины. Разберем все.

1. Учитель

Дети очень редко формулируют проблему грубого насилия со стороны учителей — кто-то боится об этом рассказать, кто-то считает, что это нормально. Вспоминается случай, когда ребенок прислал маме смс: «Что-то я не хочу тут оставаться. Учительница очень строгая», а оказалось, что она детей бьет.

Кстати! Детское проявление агрессии учителей — это «болит живот». Если ребенок говорит, что он не хочет в школу, так как у него болит живот, попытайтесь (исключив реальные проблемы с животом) узнать его школьные страхи и повлиять на них.

Что делать?

Если получаем четкий ответ: «Учительница орет», — переводим в другой класс. Не тешьте себя иллюзиями — ее невозможно изменить. Если учительница орет — она будет орать всегда. Найдите спокойную. Ту, что не орет, и переведите ребенка в ее класс.

2. Травля

«Не хочу идти в школу» может быть симптомом травли. Не обязательно целым классом. Может быть травля со стороны отдельного ребенка, которую другие дети даже не замечают — у них адаптация, на которую уходит много ресурса.

Что делать?

Задавать ребенку вопросы, наблюдать, что происходит, выяснять, кто его обижает и… решать вопрос с помощью мануалов, предлагаемых, например, в рамках антибуллинговой компании «Травли.Net».

Фото: RODNAE Productions, pexels

3. Физкульт-привет

Бывает, что ребенок не хочет в школу строго по понедельникам и четвергам. Или по вторникам и пятницам. Ровно в те дни, когда у него в расписании стоит физкультура.

Что делать?

Узнавайте у ребенка и родителей других детей, что не так с учителем физкультуры. Ставит двойки за отсутствие формы? Требует выполнения нормативов в дождь и ветер? Снижает оценки за плохую разминку? Издеваясь, комментирует особенности фигуры ребенка? Этому учителю не место в школе!

Есть другие проблемы? Все возможно решить! Задача родителей — делать так, чтобы детям было безопасно и комфортно. И если девочки в 4 классе говорят, что они не готовы переодеваться на физкультуру в одном классе с мальчиками, нужно менять организацию переодевания. Можно обсудить этот вопрос с администрацией школы или с учителем: выход найдется! Как вариант, девочки в день, когда в классе физкультура, приходят в школу в футболках, или учительница организует переодевание мальчиков на одной перемене, а переодевание девочек — на следующей.

5. Не готов к школе

Чаще эта история касается мальчиков. У родителей были инструменты (например, психологические тесты на готовность к школе), но они положились на календарный признак: 7 лет — пора! А ребенок не готов к школе: игровая мотивация не сменилась на учебную. И сейчас ему тяжело, напряжно и хочется играть, а не писать прописи. Такие мальчики с машинками и динозавриками в руках очень выделяются в классе среди целой толпы спокойных, вменяемых, работоспособных, усидчивых девочек с хорошо сформированной учебной мотивацией.

Большую ошибку делают родители, которые запихивают в школу маленьких да удаленьких детей: «Он читает с 3 лет, с 4 играет в шахматы, мы лучше отдадим его сейчас в школу, а то ему потом будет скучно».

Нет! — пусть лучше ребенок пойдет в школу не в 5 или 6 лет, а в 7! Пусть он поскучает немного — зато у него будет время на заведение дружбы и адаптацию. А это лучше, чем писаться по ночам и сгрызть себе все ногти на нервной почве.

Что делать?

Спокойно и без нервов спрашиваем, что не так. Ребенок говорит, что вообще не хочет в школу, а хочет в садик. И учитель подтверждает: «Да, он не готов к школе». Забирайте чадо из школы. Если этого не сделать, ребенок найдет способ избегать школу — через болезнь. Зачем вам эти грабли? Верните ребенка в подготовительную группу, где он спокойно дозреет до желания учиться в школе.

Важно!

Если ребенок-первоклассник жалуется и говорит: «Я не хочу идти в школу» — это положительный симптом. Хуже, если ребенок замалчивает свое «не хочу»: такое бывает, если у него есть опыт, когда его не слышали, если он пытался донести свое «не хочу» (относительно чего угодно: одежды, еды, поездок к бабушке), а в ответ слышал: «Кого волнует твое мнение? Встал и пошел!».

5 класс

Этот класс может быть сложным с точки зрения событий и правил: появляются новые учителя-предметники — и, возможно, кто-то из них оказывается агрессивным. Появляются новые требования. «Учительница нас задерживает, мы не успеваем переодеться на физкультуру и пообедать» — знакомо? Сложности может вызывать столовая: кому-то не хватает порции, кто-то приходит последним и ему не хватает стула — страдает статус. Все это может привести к ситуации, когда ребенок не хочет учиться в школе.

Что делать?

Используем универсальный способ: проводим исследование территории, выясняем, где существуют затыки, анализируем, что мы видим перед собой, с какими трудностями сталкивается ребенок. А дальше разрешаем сложности и готовимся к пубертатному взрыву в 7 классе.

7 класс

Фото: fizkes, istockphoto

Апогей «не хочу в школу». И причин здесь может быть миллион. Самых распространенных две.

1. Травля

Травлю всегда поддерживают взрослые. И чаще всего тот, у кого самая большая власть — классный руководитель.

Что делать?

То же самое, что и с травлей в начальной школе. Не пускайте дело на самотек. Не давайте советов в формате: «Защищайся сам», «Дай сдачи» или «Не обращай внимания». Сделайте все, чтобы защитить ребенка. Есть мировой опыт, который говорит, что дети без помощи взрослых не справляются. А последствия травли могут быть жутчайшие, вплоть до суицида.

Пользуйтесь мануалами. Инструкции от Травли. Net на «Литтлване»: для учителей и родителей и для самих детей.

2. Сложности пубертатного периода

Когда ребенок входит в фазу бурного роста, организм отключает все настройки: психические функции, интеллектуальные моменты. А школьная программа в это время как раз становится очень сложной, добавляются новые предметы. И часто даже дети, которые хорошо учились, были прилежны и внимательны, скатываются на тройки и не хотят учиться. Обычно это история про девочек, мальчики стартуют в пубертат позже. Детям в это время надо помогать всеми силами — у них одновременно происходит несколько очень серьезных физических и психических перестроек, начинаются месячные, бурный рост. Именно в этот момент появляется легенда, что девочки не справляются с точными науками — еще бы им справляться с ними в этот сложный период! Скорей всего, ваша дочь в этот период чувствует себя разбитой. Она не очень понимает, что с ней происходит. Ей хочется одновременно плакать, есть и не есть. Она себя ненавидит, у нее, как ей кажется, тело раздутое — и это просто какой-то ад. Девочек травят со всех сторон, над ними издеваются взрослые, в этот момент отцам сносят крышу их собственные загоны, и они орут: «Ишь, ты тут, сиськи и попу отрастила, а мозгов нет». И девочки ложатся в депрессию.

Что делать?

Выясните, почему ребенок не хочет в школу. Если он в понедельник утром говорит: «Не хочу в школу», а вам нужно на работу, и вы еще несетесь с младшим в садик, ваша реакция может быть только одна: «Ладно, не ходи, ложись, спи».

Если же ребенок сказал «Не хочу идти в школу» в выходные, и у родителей есть время посидеть, поговорить и во всем разобраться, то первое, о чем нужно подумать, — это убрать из его жизни перегруз. Если в 13 лет дочь говорит: «Ничего не хочу», я спокойно соглашаюсь: «Окей, отменяем все. Что ты хочешь оставить себе? Без чего ты жить не можешь?». Ребенок оставляет пару занятий рисованием или танцами в неделю. Все свободное время лежит и спит, регулярно пропускает все — и через год спящая красавица просыпается и говорит: «Я хочу все! Я выспалась!». И возвращается в жизнь с новыми силами.

9–11 класс

К 9 классу мальчики с их пубертатным периодом догоняют девочек, и часто это становится настоящим кошмаром. Гормоны заливают их гораздо жестче, чем девочек. На их пубертат приходится и агрессия, и адские проблемы со здоровьем. С одной стороны, мальчики вырастают в этот период очень серьезно, а с другой, у них иммунитет падает практически до нулевого.

Фото: Iakov Filimonov, Dreamstime

Что делать?

С девочками все было понятно: «Не хочу в школу» — это повод отменить все лишнее и отоспаться. Мальчикам так просто отоспаться не получится: финал 9 класса — ОГЭ, финал 11 класса — ЕГЭ. Поэтому идеальный вариант для родителей — слегка пофигистичый подросток, который ходит в школу тусоваться, у которого оценки колеблются между «3» и «4» с заходом на «5» по любимому предмету. Такой мальчик может выдержать школу. Остальные рано или поздно скажут: «Не хочу!». И это претенденты на полуэкстернат, если мальчик начал болеть, и экстернат, если ребенок нацелен на топовые вузы и ему нужно сдать 3–4 предмета на высокие баллы. Помните, сейчас задача вашего подростка — выжить. Все остальное подтянется позже.

И, само собой, отменяйте всю дополнительную нагрузку! Если подросток бросает музыкалку — правильно делает! Позже он вернется к музыке — только уже не к фортепиано, а к гитаре, саксофону, скрипке или флейте, сделав свой выбор. И это касается любых его вчерашних увлечений, которые он рано или поздно возьмет в свое завтра.

Самое грамотное, что учителя и родители могли бы сделать для подростков — организовать процесс обучения так, чтобы учебный день в старшей школе начинался с третьего урока. Почему? Потому что вечером старшеклассники не могут заснуть — половые гормоны у них полностью блокируют производство мелатонина, который отвечает за засыпание. Да-да, подростки не могут заснуть не потому, что они все время в телефоне, нет. Они в нем, потому что не могут заснуть. Если у них отобрать телефон, они будут лежать и мучиться, а не спать. И учеба с 11 утра для них решила бы очень много проблем.

Обращайте внимание на все, что ребенок говорит про школу. Если он все время говорит: «Там одни дебилы», «Там скучно», «Я — лузер», это очень тревожный сигнал: вероятно, пришло время сменить школу. И дело не обязательно в том, что там процветает буллинг. В своей практике я вижу очень много мальчиков с депрессиями и психологическими расстройствами, которые по своим данным не тянут гимназию, а учатся там за счет занятий с репетиторами.

Мой сын, например, отказался переходить в очень крутую школу, сказав: «Я там буду в третьей сотне, а здесь я в первой десятке». Для нас, родителей, это было очень сильное разочарование, но опыт показал, что это решение было разумное и стратегическое.

P.S.

Случается, что детское «не хочу в школу» связано с неспецифическими причинами. Например, дети отказываются ходить в школу, потому что боятся оставить дома родителей, ведь однажды родители продемонстрировали, что с ними может случиться все что угодно. И это единственный случай, когда всей семье рекомендована терапия.

Что делать, если вам не нравится школа (для детей)

«Я ненавижу школу и не вернусь!»

Вам когда-нибудь приходила в голову такая мысль? У многих детей так. Обычно это чувство длится недолго. Но что происходит, если вы чувствуете это слишком много? Школа — это факт жизни, и получение образования может помочь вам построить ту будущую жизнь, которую вы хотите.

Итак, давайте поговорим о школе и о том, что делать, если она вам не нравится.

Признаки школьного стресса

Когда вы беспокоитесь о школе, это может повлиять на ваше тело. У ребенка, испытывающего стресс из-за школьных занятий, могут быть головные боли или боли в животе. Вы можете почувствовать «бабочки» или ощущение, будто вас вырвало.

Проблемы со сном также являются признаком стресса. И если вы не высыпаетесь, вы, вероятно, чувствуете себя ворчливым и усталым в течение дня. Чувство усталости может сделать ваш учебный день еще хуже.

Если вы находитесь в состоянии стресса, вам может быть трудно принимать решения. Утром вы не можете решить, что съесть, что надеть или что взять с собой на обед. Ты не хочешь идти в школу, поэтому откладываешь сбор вещей. А теперь ты не готов идти в школу, и ты только что опоздал на автобус — опять! Остаться дома может показаться хорошим выбором, но на следующий день вам будет труднее пойти в школу.

Почему некоторые дети не любят школу?

Если вам не нравится школа, первым делом выясните, почему. Вам может не нравиться школа, потому что вас беспокоит хулиган или потому что ребенок, который вам не нравится, хочет околачиваться с вами. Или, может быть, вы не ладите со своим учителем. Вы можете чувствовать себя иначе или беспокоиться о том, что у вас недостаточно друзей.

Иногда это проблема с уроками и школьными заданиями. Может быть, работа слишком легкая и вам становится скучно. Или, может быть, работа слишком тяжелая, или вы чувствуете себя не таким умным, как другие дети. Чтение или математика могут быть трудными для вас, но от вас ожидается много работы. Вы можете отставать все дальше и дальше, и может показаться, что вы никогда не догоните. Возможно, вы имеете дело с заботами, стрессом или проблемами, которые мешают вам сосредоточиться на учебе.

Когда вы перестанете думать о том, почему вам не нравится школа, вы сможете начать принимать меры, чтобы все исправить.

Page 1

Поиск помощи

Это хорошая идея, чтобы поговорить с кем-нибудь о своих проблемах со школой. Ваша мама, папа, родственник, учитель или школьный психолог смогут вам помочь. Особенно важно сказать взрослому, если проблема в том, что над вами издеваются или кто-то причиняет вам физическую боль.

Еще одна хорошая идея — записывать в дневник свои чувства по поводу школы. Вы можете использовать журнал или дневник или просто писать в обычном блокноте. Это отличный способ дать выход эмоциям, которые, возможно, застряли внутри вас. И вам не нужно делиться тем, что вы написали, с другими.

Если вы чувствуете себя дезорганизованным или не можете успевать за школьными заданиями, ваши учителя и школьные консультанты захотят вам помочь. Учителя хотят и ожидают, что вы попросите о помощи, когда у вас возникнут проблемы с учебой. Если все ваши предметы кажутся вам очень сложными, школьный консультант может помочь вам разобраться. При необходимости предоставляется специальная помощь в выполнении школьных заданий.

Постарайтесь не затягивать с проблемами. Легче освоить одну главу, чем всю книгу!

Чувствую себя лучше в школе

В следующий раз, когда вы обнаружите, что вам не нравится школа, попробуйте следующее:

  • Сначала запишите все, что вам не нравится в школе.
  • Затем составьте список того, что вам нравится (даже если это только перемена и обед, это начало!).

Теперь, что вы можете изменить в списке «не нравится»? Поможет ли вам не забывать делать домашнее задание чувствовать себя более уверенно, если вас вызовут на урок? Можете ли вы получить помощь в школьной работе, которая сложна? С кем вы можете поговорить о беспокойстве или проблеме, с которой вы имеете дело? Сможете ли вы найти способ показать свои особые интересы и таланты? Если бы у вас был только один новый друг, вы бы чувствовали себя менее одиноким? Если бы вы помогли кому-то другому почувствовать себя менее одиноким, вы бы почувствовали себя еще лучше? Какие занятия вы могли бы попробовать, чтобы найти новых друзей?

Конечно, вы не сможете изменить все в своем списке «не нравится». Хулиган не может просто так исчезнуть. Чтение всегда может быть проблемой. Но это нормально. Сосредоточьтесь на том, что вы можете изменить, и, возможно, вы сможете вернуть крутость в школу!

Проверил: Кэтрин Хоффсес, доктор философии

Дата проверки: июль 2018 г. они жалуются на это. Но, по оценкам, от 10 до 15 процентов учащихся ежегодно пропускают 10 или более процентов учебных дней, что делает их «хронически отсутствующими». Сегодня перед нашими школами стоит серьезная проблема, а также большая проблема для семей детей.

Есть много причин, по которым студенты постоянно отсутствуют. У некоторых проблемы со здоровьем, из-за которых они остаются дома. У некоторых есть родители, которые не прилагают усилий, чтобы отвезти своих детей в школу по утрам. А третья группа детей не ходит в школу, потому что это слишком сложно в академическом, социальном и/или эмоциональном плане. Эти дети попадают в категорию «избегающих школы».

В Йельском медицинском детском учебном центре мы имеем опыт лечения основных проблем, из-за которых дети избегают школы.

Что означает термин «избегание школы»?

«Избегание школы — более распространенная проблема, чем многие думают», — говорит Эли Лебовиц, доктор философии, психолог Центра изучения детей.

Лебовиц говорит, что в категорию детей, избегающих школы, входят дети, которые просто не посещают школу, некоторые из них редко посещают школу, а многие посещают ее недостаточно, пропуская от 10 до 20 процентов школьных дней, что составляет один или два дня в неделю.

«Одним из болезненных аспектов этой проблемы, — говорит Лебовиц, — является состав группы. Избегание школы связано с другими факторами, в том числе с выходом из неблагополучной среды, низким социально-экономическим статусом и принадлежностью к этническому меньшинству». Если эти ученики пропускают школу, значит, они не получают образования. По словам Лебовица, они подвержены высокому риску бросить школу, что снижает вероятность того, что они разорвут порочный круг бедности, в котором многие родились.

Что является причиной уклонения от школы?

Чтобы понять, почему учащиеся перестают ходить в школу, полезно изучить факторы, которые делают школу положительной для других, говорит Лебовиц.

«Есть три основных крючка, которые заставляют детей ходить в школу, — говорит он. «Школа дает детям возможность преуспеть в учебе или спорте (или других внеклассных мероприятиях), или они могут получить удовольствие от общения. Если вы ребенок, который не очень хорошо успевает ни в одной из этих областей — а это не так уж и редко — возникает вопрос: «Зачем вам ходить в школу?»

По словам Лебовиц, для таких детей посещение школы похоже на работу, которую они ненавидят, но не могут бросить.

Несколько факторов могут превратить неудовлетворенность в школе в непосещаемость, в том числе отсутствие порядка и надзора дома или сложные семейные обстоятельства. Но тревога часто лежит в основе проблемы.

Как тревога мешает успеваемости в школе?

Некоторые дети, избегающие школы, обеспокоены тем, что плохо учатся в школе, говорит Лебовиц. «Никто не хочет чувствовать разочарование каждый день, — говорит он. «Таким ученикам больно, когда им постоянно ставят оценки и говорят, что все их будущее зависит от хорошей успеваемости, когда это не так».

Продолжая аналогию с рабочей силой, Лебовиц говорит: «Никто не думает, что все люди в возрасте 30 лет должны иметь одинаковую работу. Но, по сути, у всех 10-летних одна и та же работа. Человеческие различия не проявляются внезапно в 19 лет, когда вы закончили школу. Они там с первого дня. Будь то причина в СДВГ, беспокойстве или различиях в обучении, иногда школа просто не подходит, и в таких ситуациях легко понять, почему ребенок ищет причины, чтобы не ходить».

Тревога ребенка может привести к тому, что он будет избегать школы и другими способами, говорит Лебовиц. Некоторые дети испытывают сильную тревогу разлуки и не могут терпеть разлуку с родителями. Другие проблемы, связанные с тревогой, которые побуждают детей и подростков избегать посещения школы, включают социальную тревогу, фобии (например, болезней или микробов) и обсессивно-компульсивное расстройство, а также депрессию.

Когда начинают уклоняться от занятий в школе?

В то время как средняя школа часто является временем, когда дети, как правило, становятся смелыми, говоря о том, что пропускают школу, заявляя, что больны или прогуливают, по словам Лебовица, обычно наблюдается четкая картина плохой посещаемости и в младших классах. «Для многих из этих детей первый день, когда они могут принять решение об отсутствии, является важным днем», — говорит он. «Это когда они вдруг узнают, что можно не ходить».

Пропущенные дни становятся самовоспроизводящимся циклом, добавляет он. «Когда ты возвращаешься, становится сложнее, — говорит он. «Люди начинают задавать вопросы. Вы еще больше отстаете. Так что отсутствие, скорее всего, приведет к еще большему отсутствию, и теперь у вас есть настоящая проблема».

Быть родителем в такой ситуации неприятно, потому что возможности ограничены. Как говорит Лебовиц: «Вы можете взять 4-летнего ребенка и отвести его в школу, но не 14-летнего». Настойчивость или конфронтация обычно тоже не помогают. «Затем это становится ссорой между двумя людьми, которая может быстро обостриться, потому что ребенок — это тот, кто готов давить сильнее», — говорит Лебовиц.

Как лечить уклонение от занятий в школе?

В Детском учебном центре мы работаем с учителями, школами и семьями, чтобы помочь тем, кто избегает школы, решить эту проблему и вернуться в класс. Первый шаг — выяснить, что расстраивает ученика, потому что редко бывает так просто, что он предпочитает жизнь без школы. «Это может быть правдой в случае постоянных прогулов», — говорит Лебовиц. «Но в большинстве случаев мы обнаруживаем, что ребенок встревожен, встревожен, подавлен и разочарован — все это в сумме приводит к тому, что он боится ходить в школу».

Лечение многоплановое и индивидуальное. После выявления основных причин беспокойства ребенка, которые могут включать семейные проблемы, проблемы с обучаемостью, проблемы с психическим здоровьем (такие как ОКР или депрессия) или социальные проблемы, такие как издевательства, разрабатывается план для решения проблем. «Мы адаптируем вмешательство к ситуации», — говорит Лебовиц. Примеры лечения включают репетиторство, чтобы помочь подростку наверстать упущенное в классе, или консультирование учащихся, испытывающих трудности в обществе.

Сопротивляющийся ученик принимает участие в психотерапии, включая когнитивно-поведенческую терапию и, при необходимости, коучинг, чтобы помочь ему научиться справляться с трудными ситуациями. Инновационная компьютерная программа (например, компьютерная игра) также может быть использована для тренировки мозга учащегося, чтобы он меньше реагировал на триггеры тревоги. Родители тоже участвуют. Психотерапевтический подход под названием SPACE (Поддерживающее воспитание тревожных детских эмоций) помогает им научиться продуктивным способам справляться с тревожностью ребенка.

Что делает подход Йельской медицины к лечению уклонения от школы уникальным?

Мы широко известны экспертной диагностикой и лечением всех проблем, связанных с детской тревожностью.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *