Что делать, если ребёнок отказывается учить стихи?

Учить или не учить — вот в чем вопрос. Вроде бы не вечный, но актуальный для многих родителей. О том, как сделать заучивание стихов творчеством, а не пыткой, рассказывает психолог и арт-терапевт Елена Ширманова.

Вопрос. Ребенок совсем не хочет учить стихи, надо ли заставлять?

Ответ. Мы привыкли мыслить в рамках душных стереотипов — да или нет. Однако задумывались ли вы, что часто бывает и третья дверь? В вопросе не звучит возраст ребенка, поэтому можно предложить универсальный ответ, который будет полезен многим родителям и детям. План действий в таком случае предполагает три шага.

Шаг 1. Подать пример

Не стоит забывать, что вы — пример поведения для своих детей. Прежде чем требовать что-то от ребенка, родителю нужно честно себе ответить: «Знаю ли я хотя бы одно стихотворение? И зачем мне сейчас, к примеру, их учить?» Если ответ будет отрицательный, то стоит проанализировать, что мешает это сделать. Ведь зачастую посмотреть телевизор у нас времени хватает, а вот научиться чему-то новому — нет. Кроме того, если взрослому что-то нравится, то научить этому ребенка будет легко.

Шаг 2. Учитывать характер и возраст ребёнка

В отношениях с детьми нужно учитывать все особенности: возраст, интересы и тип темперамента. К примеру, для маленьких хорошо подходит следующая формула обучения: интерес + игра = творчество. Благодаря ей родителю удастся увлечь ребенка, к тому же существует множество подобных приемов и методов.

У ребенка постарше (11–14 лет) важно учитывать темперамент. К примеру, сангвиникам, любящим быть в центре внимания, нужно найти публику. Даже если детям страшно, они все равно хотят проявить себя и, преодолевая смущение, почувствовать значимость собственного «я». Активным холерикам подойдет рассказ стихотворения с применением мимики, экспрессивных жестов, эмоций.

Если ребенок любит движение, спорт, то можно подобрать для него ритмичные стихи, совмещая их с перемещениями и шагами, к примеру, у доски в классе. Спокойным, флегматичным детям можно посоветовать вдумчивое прочтение с добавлением жестов. Они прекрасно вживаются в разные образы, могут даже прочитать стихотворение от лица самого поэта или любого инфлюенсера. Их сильная сторона — сосредоточенность на процессе и усидчивость. Ну а самым стеснительным, меланхоликам или тем, у кого пока не получается выучить стихотворение, стоит представить четверостишия в виде рисунков на разных листах. Они станут подспорьем и некой защитой перед аудиторией, которую такие дети чаще всего боятся.

Кроме того, на обратной стороне листов можно написать подсказки — они придадут больше уверенности в себе. Практика показывает: если творчески преподнести процесс запоминания и чтения стихотворения, то ребенок получит от этого удовольствие и удовлетворение собой.

Подросткам старше 15 лет нужен соревновательный момент — в таком случае стоит выбрать индивидуальный стиль прочтения, чтобы выделиться на фоне остальных. Родителю, в свою очередь, важно наладить диалог с ребенком и попросить назвать три причины, почему подросток против изучения стихов, и три возможные причины того, как они могут пригодиться в ближайший год. Проговорив возникающие отрицательные эмоции, мы переключаемся на положительные и повышаем осознанное изучение ребенком себя. Тогда человек сам начинает понимать, для чего он это делает.

Шаг 3. Устроить семейный челлендж

Детям очень важно внимание родителей, но еще больше — их вовлеченность в процесс. Почему бы вам не устроить семейный челлендж? Идея в том, чтобы каждый член семьи выбрал стихотворение и подготовил его чтение наизусть, подойдя к этому творчески. Можно разделиться на группы по возрасту: взрослые выставляют оценки младшим и наоборот. Обязательно подготовьте для всех призы, желательно разных размеров. Когда взрослые погружаются в процесс, заинтересованность детей тоже обеспечена. А вообще, почаще обращайтесь к мысли: если вам это не нужно, то почему ребенок должен что-то учить?

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Яну Савинову.

Учитель-логопед МБДОУ №26 — Ребенок не хочет учить стихи?

Ребенок не хочет учить стихи?

   Это типичная ситуация для некоторых семей. Надо выучить стихотворение к празднику или порадовать и развлечь гостей, но ребенок совсем и не хочет запоминать или повторять нужный текст. Как быть в таком случае? Начну с того, что вспомним, как дети воспринимают информацию? Ребенок видит буквы, которые ему еще ни о чем не говорят, и, может быть, видит одну или несколько картинок. Вот тогда его внимание останавливается на какое-то время на этой самой картинке. Вот именно в этот момент и можно заинтересовать ребенка чтением и пояснением содержании картинки! Ребенок слышит, что вы ему рассказываете или читаете, но еще слабо воспринимает то, о чем вы рассказываете. Почему? Потому что конкретно у вашего ребенка не развито слуховое внимание и ему не интересно и не понятно, что происходит по сюжету стихотворения. Поэтому, прежде чем учить стихотворение с ребенком, расскажите ему о конечной цели: выучишь стихотворение и расскажешь на празднике (бабушке, дедушке). Ребенку нужно понять, что вы им будете гордиться, вам (и другим) будет приятно получить такой подарок от ребенка.

Как учить стихотворение правильно?

Первый этап — Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.

Второй этап — с ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/о чем стихотворение), что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.

Третий этап — дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так играть? Можно предложить несколько возможных ситуаций я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я — режиссер, а ты – артист. Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребенка повторять тихим голосом, но вслух.

Четвертый этап — ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.(«Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке)

Пятый этап — через некоторое время или на следующий день повторить еще  раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»

  Как вы правильно заметили, идеал очень часто не соответствует действительности. Такая методика возможна в том случае, если у ребенка от природы хорошая память или уже натренированная.

  Есть дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте. Для такого ребенка возьмите чистый лист бумаги или графитную доску и рисуйте картинку к каждой строчке стихотворения. Например,

Слова

Рисунок

Дома я один бываю,

Домик и ребенок

Но без дела не скучаю

Ребенок с игрушкой или улыбка

Вырезаю из бумаги

Ножницы и  лист бумаги

Самолеты, звезды, флаги.

Самолеты, звезды, флаги.

Мурку азбуке учу

Кошка и книга

И на Мурку не ворчу.

Улыбка или  ладошка на кошке

Сам рисую лес и речку,

Лес и речка

Птиц, зверей и человечков.

Птиц, зверей и человечков.

Завожу ключом коня,

Ключ и конь

Чтобы конь возил меня.

Ребенок на коне

В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные (кожные) анализаторы. В комплексе ребенку легче запомнить и воспроизвести стихотворение.

Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения?

Содержание. Если ребенку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно напрягаться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.  Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников — 3-5 четверостиший.

Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Например,

— Вы с мальчиками не поделите новую большую машину в детском саду. Давай выучим речевку, ты мальчиков посчитаешь с помощью нее. Кто выиграл, тот первый играет, а затем другие поиграют. Так честно и справедливо. И учите сначала считалки, речевки. Вот их мальчишки очень быстро и надолго запоминают.

Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.

Возможность показать, воспроизвести. Есть категория детей, которые запоминают лишь тогда, когда двигаются и показывают на себе или  с помощью своего тела. Вот таким детям нужны «звонкие», «ходящие» и «кричащие » речевки.

Раз, два, три, четыре!
Жили мошки на квартире.
К ним повадился их друг,
Крестовик- большой паук.

 

Пять, шесть, семь, восемь!
Паука мы все попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Ванечка. Води!

 

Сидел петух на палочке,

Считал свои булавочки:

-Раз, два, три,

Садись на палочку —  скачи!

Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Оказалась впереди,
Кто не верит – выходи!

 

Ехала машина тёмным лесом,

За каким-то интересом.

Стук, звон, Выйти вон!

 

Надо ли учить с ребёнком стихи?   

Однозначно, стихи с детьми дома учить надо. Тренируя и развивая память, вы тренируете и развиваете  речь, внимание, личные качества  ребенка – целеустремленность, усидчивость, умение доводить дело до завершения.Немаловажно и то, что непроизвольно ребенок учится чувствовать себя естественно и непринужденно в обществе других людей. Как известно, один этап жизни ребенка, постепенно подготавливает его к новому более сложному этапу. А у вас впереди школа, в которой вышеперечисленные навыки очень пригодятся. 

 

 

10 причин, по которым поэзия полезна для детей

Как стихи помогают в обучении и как можно привить любовь к поэзии младшим школьникам? Своими советами делится Шарлотта Хакинг, судья Центра грамотности в области первичной поэзии (CLiPPA).

Поэзия привлекает детей с самого начала. От столь любимых детских стишков, таких как Ring a Ring o’ Roses , до современной классики, такой как остроумный Chocolate Cake Майкла Розена, они часто нравятся даже самым неохотным читателям.

Поэзия также является важной частью обучения грамоте в рамках национальной учебной программы, начиная с ключевого этапа 1, учащимся предлагается получать удовольствие от чтения стихов, декламировать некоторые из них наизусть и писать свои собственные стихи — и это может иметь некоторые удивительные преимущества в и за пределами класса.

Здесь Шарлотта Хакинг, руководитель учебных программ Центра грамотности в начальном образовании (CLPE) и судья премии CLiPPA Poetry Award, рассказывает о том, чему ваш ребенок может научиться, читая и сочиняя стихи.

1. Помогает с правописанием

Дети с хорошим знанием рифмы и навыками рифмовки, как правило, лучше читают и пишут по буквам. Сосредоточение внимания на рифме помогает им увидеть закономерности внутри слов и то, как они формируются, поддерживая распознавание слов и правописание.

2. Улучшается развитие речи

Игра со звуками и рифмованием в словах поддерживает развитие голосового аппарата рта, глотки и носа, способствуя развитию речи и языка.

Поэзия также прокладывает путь к артикуляции фонем, поскольку дети начинают заниматься фонетикой в ​​Рецепции.

3. Чтение становится более беглым

Мелодии и образцы стихов на странице помогают детям развивать беглость чтения, а это означает, что поэзия является идеальным средством для привлечения менее охотных читателей, а также для поощрения более уверенных читателей внимательнее к словам на странице: важный навык для понимания прочитанного.

4. Это позволяет детям формировать собственное мнение

Стихотворение – это не головоломка, которую нужно решить: нет правильного или неправильного ответа, когда дети говорят о стихах или делятся мнениями о том, что они слушают или читают, что может дать им уверенность в выражении своих взглядов другим в классе.

Физическое пространство между строками и строфами также дает детям паузы для размышлений и собственных интерпретаций.

5. Вдохновляет на творчество

Хорошо подобранные стихи могут вдохновить детей стать писателями. Они часто обретают чувство голоса и тщательно обдумывают свой предмет, язык, грамматику и стиль, сочиняя собственные стихи.

Написание стихов побуждает их размышлять над своим опытом, воссоздавать его и формировать, используя собственный голос. Они также могут экспериментировать с различными приемами письма, такими как аллитерация и звукоподражание, что делает их письмо более динамичным и захватывающим.

6. Это помогает развивать навыки интерпретации

Поэзия расширяет навыки интерпретации детей и способность делать выводы и выводы за пределами буквальных слов на странице: важная часть программы обучения английскому языку Key Stage 2. Одной из сильных сторон поэзии является ее краткость : в коротком тексте дети могут более глубоко изучить замысел автора, понять, почему был сделан выбор и к каким последствиям он привел — читательский навык высокого уровня. и писатель.

7. Это способствует расширению словарного запаса и разнообразию грамматики.

Поэзия играет с языком, и авторы стихов делают осознанный выбор в том, как они используют слова и знаки препинания для максимального воздействия на читателя. Чтение хорошо написанных стихов позволяет детям увидеть способы эффективного составления идей, используя лучший язык, наиболее продуманный макет и наиболее подходящую пунктуацию для передачи смысла.

8. Помогает детям понять свои эмоции

Поэзия поддерживает развитие эмоциональной грамотности детей. Они могут научиться управлять своими эмоциями, чувствами и поведением и размышлять над ними, опираясь на опыт, о котором они слышат в общих стихах.

Когда они пишут свои стихи, они могут придать форму и значение конкретному событию или чувству, которое было для них важно, и сообщить об этом читателю или слушателю.

9. Знакомит с разными писателями, темами и стилями.

Для детей младшего школьного возраста предлагается огромный выбор стихов разных авторов.

CLiPPA Shadowing Scheme — это один из способов, с помощью которого школы могут это сделать, имея доступ к целому ряду ресурсов, включая видео поэтов, исполняющих свои произведения, и учебные заметки, посвященные прослушиванию стихов, фиксации ответов детей, реагированию на язык и темы, изучение поэтических форм и приемов и поощрение детей к тому, чтобы они сами стали сочинителями стихов.

Ваша местная библиотека — отличное место для поиска поэзии, которая вдохновит вашего ребенка: взять детскую антологию — это хороший способ собрать в одном месте множество стихов, часто связанных по теме. Вы также можете попробовать работы, включенные в шорт-лист (ниже) премии CLiPPA, единственной премии в стране, посвященной детской поэзии.

10. Она переносит их в новые миры

В то время, когда мир объединяется, меняется и развивается с угрожающей скоростью, когда местные, национальные и глобальные события могут иметь такое влияние на жизнь детей, поэзия кажется более необходимой чем когда-либо, чтобы помочь им сориентироваться и осмыслить опыт, а также обеспечить столь необходимое развлечение и эскапизм, будь то остроумные рифмы, которые заставляют их хихикать, или мифические стихи, которые переносят их в другое пространство и время.

ПОБЕДИТЕЛЬ

Cherry Moon: Little Poems, Big Ideas, Minful of Nature Zaro Weil, иллюстрировано Junli Song (ZaZaKids Books/Troika Books).

SHORTLIST

Полуночные пиры. Вкусные стихи , выбранные А. Ф. Харрольдом, иллюстрированные Кэти Ридделл (Bloomsbury).

Стихи, в которых дул ветер: Стихи для детей Кармело С. Ирибаррена, иллюстрации Рии Чоудхури, перевод с испанского Лоуренса Шимеля (The Emma Press).

Как правильно встретить ежа и другие стихотворения с практическими рекомендациями составлено Полом Б. Янечко, иллюстрировано Ричардом Джонсом (Walker Books).

Уэйн: ЛГБТ-переосмысление шотландского фольклора Рэйчел Пламмер, иллюстрации Хелен Бопперт (The Emma Press).

Почему поэзия имеет значение

Если вы похожи на большинство людей, вы не очень любите или даже не любите поэзию, и вы не читаете много стихов своим детям.

Поэзия не страшна. Поэзия имеет значение! Поэзия повсюду, даже в вашем доме! Знаете ли вы, что поэзия помогает детям в раннем возрасте читать, она доступна для детей всех возрастов, она веселая и вдохновляющая?

Вот 7 причин, по которым вашим детям НУЖНЫ стихи.
1. Поэзия помогает формировать ранние навыки грамотности. Это действительно так! В стихах особое внимание уделяется рифме, ритму и звуку. Хотите попробовать несколько игр с рифмами?

2. Поэзия помогает детям развивать память и умственные способности – особенно детские стишки и песенки! Вот несколько отличных детских стишков, которые стоит попробовать, и если вы хотите воплотить эти стихи в жизнь, это отличные идеи.

3. Поэзия побуждает детей играть языком и словами. Читая стихи, они слышат, как слова можно двигать и растягивать в рифму, и когда они пишут стихи, они делают то же самое!

4. Поэзия помогает начинающим читателям. Часто начинающие читатели не так пугаются при чтении стихов, потому что многие стихи короткие и милые. Рифма помогает понять слова, как и ритм.

5. Если детские стишки слишком «детские», попробуйте использовать рэп для обучения стихосложению. Поэзия, особенно в песнях и рэпе (проверьте родительский совет), отлично подходит для неохотных читателей. Когда дети понимают, что песни и рэп — это формы поэзии, они часто внезапно начинают интересоваться чтением!

6. Поэзия дает всем детям возможность поделиться своими мыслями, идеями и чувствами, особенно подросткам и подросткам.

7. Поэзия — это весело! Поэзия СМЕШНАЯ! Поэзия заставляет детей смеяться. В отчете Scholastic Kids and Family Reading Report мы обнаружили, что большинство детей в возрасте от 6 до 17 лет (70%) говорят, что им нужны книги, которые «заставляют меня смеяться». Дети также хотят книги, которые «позволяют мне использовать свое воображение» (54%). ПОЭЗИЯ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЭТО. Взгляните на некоторые стихи Шела Сильверстайна, которые обязательно рассмешат детей. Или, если ваш ребенок больше писатель, то вы можете начать с какого-нибудь глупого лимерикского сочинения. Детям это нравится!!

Вдохните поэзию в жизнь
Родители могут действительно вдохнуть жизнь в поэзию для детей несколькими способами. Вы можете начать просто с того, что принесете в дом книги со стихами, если у вас их еще нет! Особенно в апреле — Национальном месяце поэзии — в библиотеках для вас будет готово множество сборников стихов!

Рассмотрим:
1. Выбрать сборник стихов и попросить детей по очереди выбрать стихотворение для чтения. В этом и есть прелесть поэзии, ее не нужно читать от корки до корки!

2. Сосредоточение внимания только на одном или двух стихотворениях одновременно. Читать и перечитывать. Читайте разными голосами, акцентируя внимание на разных словах или фразах. Поговорите о том, как смысл меняется с каждым чтением.

3. Слушаем стихи! Загляните в Библиотеку Конгресса, где есть ОГРОМНАЯ база данных поэтов, читающих свои стихи.

4. Стихи на ходу! У Poetry Foundation есть приложение, которое вы можете загрузить, чтобы брать стихи с собой куда угодно и когда угодно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *