Содержание
Что делать, если ребёнок отказывается учить стихи?
Учить или не учить — вот в чем вопрос. Вроде бы не вечный, но актуальный для многих родителей. О том, как сделать заучивание стихов творчеством, а не пыткой, рассказывает психолог и арт-терапевт Елена Ширманова.
Вопрос. Ребенок совсем не хочет учить стихи, надо ли заставлять?
Ответ. Мы привыкли мыслить в рамках душных стереотипов — да или нет. Однако задумывались ли вы, что часто бывает и третья дверь? В вопросе не звучит возраст ребенка, поэтому можно предложить универсальный ответ, который будет полезен многим родителям и детям. План действий в таком случае предполагает три шага.
Шаг 1. Подать пример
Не стоит забывать, что вы — пример поведения для своих детей. Прежде чем требовать что-то от ребенка, родителю нужно честно себе ответить: «Знаю ли я хотя бы одно стихотворение? И зачем мне сейчас, к примеру, их учить?» Если ответ будет отрицательный, то стоит проанализировать, что мешает это сделать. Ведь зачастую посмотреть телевизор у нас времени хватает, а вот научиться чему-то новому — нет. Кроме того, если взрослому что-то нравится, то научить этому ребенка будет легко.
Шаг 2. Учитывать характер и возраст ребёнка
В отношениях с детьми нужно учитывать все особенности: возраст, интересы и тип темперамента. К примеру, для маленьких хорошо подходит следующая формула обучения: интерес + игра = творчество. Благодаря ей родителю удастся увлечь ребенка, к тому же существует множество подобных приемов и методов.
У ребенка постарше (11–14 лет) важно учитывать темперамент. К примеру, сангвиникам, любящим быть в центре внимания, нужно найти публику. Даже если детям страшно, они все равно хотят проявить себя и, преодолевая смущение, почувствовать значимость собственного «я». Активным холерикам подойдет рассказ стихотворения с применением мимики, экспрессивных жестов, эмоций.
Если ребенок любит движение, спорт, то можно подобрать для него ритмичные стихи, совмещая их с перемещениями и шагами, к примеру, у доски в классе. Спокойным, флегматичным детям можно посоветовать вдумчивое прочтение с добавлением жестов. Они прекрасно вживаются в разные образы, могут даже прочитать стихотворение от лица самого поэта или любого инфлюенсера. Их сильная сторона — сосредоточенность на процессе и усидчивость. Ну а самым стеснительным, меланхоликам или тем, у кого пока не получается выучить стихотворение, стоит представить четверостишия в виде рисунков на разных листах. Они станут подспорьем и некой защитой перед аудиторией, которую такие дети чаще всего боятся.
Кроме того, на обратной стороне листов можно написать подсказки — они придадут больше уверенности в себе. Практика показывает: если творчески преподнести процесс запоминания и чтения стихотворения, то ребенок получит от этого удовольствие и удовлетворение собой.
Подросткам старше 15 лет нужен соревновательный момент — в таком случае стоит выбрать индивидуальный стиль прочтения, чтобы выделиться на фоне остальных. Родителю, в свою очередь, важно наладить диалог с ребенком и попросить назвать три причины, почему подросток против изучения стихов, и три возможные причины того, как они могут пригодиться в ближайший год. Проговорив возникающие отрицательные эмоции, мы переключаемся на положительные и повышаем осознанное изучение ребенком себя. Тогда человек сам начинает понимать, для чего он это делает.
Шаг 3. Устроить семейный челлендж
Детям очень важно внимание родителей, но еще больше — их вовлеченность в процесс. Почему бы вам не устроить семейный челлендж? Идея в том, чтобы каждый член семьи выбрал стихотворение и подготовил его чтение наизусть, подойдя к этому творчески. Можно разделиться на группы по возрасту: взрослые выставляют оценки младшим и наоборот. Обязательно подготовьте для всех призы, желательно разных размеров. Когда взрослые погружаются в процесс, заинтересованность детей тоже обеспечена. А вообще, почаще обращайтесь к мысли: если вам это не нужно, то почему ребенок должен что-то учить?
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Яну Савинову.
Ребенок не хочет учить стихи? Это типичная ситуация для некоторых семей. Надо выучить стихотворение к празднику или порадовать и развлечь гостей, но ребенок совсем и не хочет запоминать или повторять нужный текст. Как быть в таком случае? Начну с того, что вспомним, как дети воспринимают информацию? Ребенок видит буквы, которые ему еще ни о чем не говорят, и, может быть, видит одну или несколько картинок. Вот тогда его внимание останавливается на какое-то время на этой самой картинке. Вот именно в этот момент и можно заинтересовать ребенка чтением и пояснением содержании картинки! Ребенок слышит, что вы ему рассказываете или читаете, но еще слабо воспринимает то, о чем вы рассказываете. Как учить стихотворение правильно? Первый этап — Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова. Второй этап — с ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/о чем стихотворение), что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения. Третий этап — дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Четвертый этап — ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого.(«Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке) Пятый этап — через некоторое время или на следующий день повторить еще раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!» Как вы правильно заметили, идеал очень часто не соответствует действительности. Такая методика возможна в том случае, если у ребенка от природы хорошая память или уже натренированная. Есть дети, которым обязательно надо действовать руками, ногами. Иначе их совсем не удержать на месте.
В таком случае подключаются и слуховые, и зрительные, и тактильные (кожные) анализаторы. В комплексе ребенку легче запомнить и воспроизвести стихотворение. Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения? Содержание. Если ребенку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно напрягаться. Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников — 3-5 четверостиший. Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Например, — Вы с мальчиками не поделите новую большую машину в детском саду. Давай выучим речевку, ты мальчиков посчитаешь с помощью нее. Кто выиграл, тот первый играет, а затем другие поиграют. Так честно и справедливо. И учите сначала считалки, речевки. Вот их мальчишки очень быстро и надолго запоминают. Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении. Возможность показать, воспроизвести.
Надо ли учить с ребёнком стихи? Однозначно, стихи с детьми дома учить надо. Тренируя и развивая память, вы тренируете и развиваете речь, внимание, личные качества ребенка – целеустремленность, усидчивость, умение доводить дело до завершения.Немаловажно и то, что непроизвольно ребенок учится чувствовать себя естественно и непринужденно в обществе других людей. Как известно, один этап жизни ребенка, постепенно подготавливает его к новому более сложному этапу. А у вас впереди школа, в которой вышеперечисленные навыки очень пригодятся.
| ||||||||||||||||||||||||||
10 причин, по которым поэзия полезна для детей
Как стихи помогают в обучении и как можно привить любовь к поэзии младшим школьникам? Своими советами делится Шарлотта Хакинг, судья Центра грамотности в области первичной поэзии (CLiPPA).
Поэзия привлекает детей с самого начала. От столь любимых детских стишков, таких как Ring a Ring o’ Roses , до современной классики, такой как остроумный Chocolate Cake Майкла Розена, они часто нравятся даже самым неохотным читателям.
Поэзия также является важной частью обучения грамоте в рамках национальной учебной программы, начиная с ключевого этапа 1, учащимся предлагается получать удовольствие от чтения стихов, декламировать некоторые из них наизусть и писать свои собственные стихи — и это может иметь некоторые удивительные преимущества в и за пределами класса.
Здесь Шарлотта Хакинг, руководитель учебных программ Центра грамотности в начальном образовании (CLPE) и судья премии CLiPPA Poetry Award, рассказывает о том, чему ваш ребенок может научиться, читая и сочиняя стихи.
1. Помогает с правописанием
Дети с хорошим знанием рифмы и навыками рифмовки, как правило, лучше читают и пишут по буквам. Сосредоточение внимания на рифме помогает им увидеть закономерности внутри слов и то, как они формируются, поддерживая распознавание слов и правописание.
2. Улучшается развитие речи
Игра со звуками и рифмованием в словах поддерживает развитие голосового аппарата рта, глотки и носа, способствуя развитию речи и языка.
Поэзия также прокладывает путь к артикуляции фонем, поскольку дети начинают заниматься фонетикой в Рецепции.
3. Чтение становится более беглым
Мелодии и образцы стихов на странице помогают детям развивать беглость чтения, а это означает, что поэзия является идеальным средством для привлечения менее охотных читателей, а также для поощрения более уверенных читателей внимательнее к словам на странице: важный навык для понимания прочитанного.
4. Это позволяет детям формировать собственное мнение
Стихотворение – это не головоломка, которую нужно решить: нет правильного или неправильного ответа, когда дети говорят о стихах или делятся мнениями о том, что они слушают или читают, что может дать им уверенность в выражении своих взглядов другим в классе.
Физическое пространство между строками и строфами также дает детям паузы для размышлений и собственных интерпретаций.
5. Вдохновляет на творчество
Хорошо подобранные стихи могут вдохновить детей стать писателями. Они часто обретают чувство голоса и тщательно обдумывают свой предмет, язык, грамматику и стиль, сочиняя собственные стихи.
Написание стихов побуждает их размышлять над своим опытом, воссоздавать его и формировать, используя собственный голос. Они также могут экспериментировать с различными приемами письма, такими как аллитерация и звукоподражание, что делает их письмо более динамичным и захватывающим.
6. Это помогает развивать навыки интерпретации
Поэзия расширяет навыки интерпретации детей и способность делать выводы и выводы за пределами буквальных слов на странице: важная часть программы обучения английскому языку Key Stage 2. Одной из сильных сторон поэзии является ее краткость : в коротком тексте дети могут более глубоко изучить замысел автора, понять, почему был сделан выбор и к каким последствиям он привел — читательский навык высокого уровня. и писатель.
7. Это способствует расширению словарного запаса и разнообразию грамматики.
Поэзия играет с языком, и авторы стихов делают осознанный выбор в том, как они используют слова и знаки препинания для максимального воздействия на читателя. Чтение хорошо написанных стихов позволяет детям увидеть способы эффективного составления идей, используя лучший язык, наиболее продуманный макет и наиболее подходящую пунктуацию для передачи смысла.
8. Помогает детям понять свои эмоции
Поэзия поддерживает развитие эмоциональной грамотности детей. Они могут научиться управлять своими эмоциями, чувствами и поведением и размышлять над ними, опираясь на опыт, о котором они слышат в общих стихах.
Когда они пишут свои стихи, они могут придать форму и значение конкретному событию или чувству, которое было для них важно, и сообщить об этом читателю или слушателю.
9. Знакомит с разными писателями, темами и стилями.
Для детей младшего школьного возраста предлагается огромный выбор стихов разных авторов.
CLiPPA Shadowing Scheme — это один из способов, с помощью которого школы могут это сделать, имея доступ к целому ряду ресурсов, включая видео поэтов, исполняющих свои произведения, и учебные заметки, посвященные прослушиванию стихов, фиксации ответов детей, реагированию на язык и темы, изучение поэтических форм и приемов и поощрение детей к тому, чтобы они сами стали сочинителями стихов.
Ваша местная библиотека — отличное место для поиска поэзии, которая вдохновит вашего ребенка: взять детскую антологию — это хороший способ собрать в одном месте множество стихов, часто связанных по теме. Вы также можете попробовать работы, включенные в шорт-лист (ниже) премии CLiPPA, единственной премии в стране, посвященной детской поэзии.
10. Она переносит их в новые миры
В то время, когда мир объединяется, меняется и развивается с угрожающей скоростью, когда местные, национальные и глобальные события могут иметь такое влияние на жизнь детей, поэзия кажется более необходимой чем когда-либо, чтобы помочь им сориентироваться и осмыслить опыт, а также обеспечить столь необходимое развлечение и эскапизм, будь то остроумные рифмы, которые заставляют их хихикать, или мифические стихи, которые переносят их в другое пространство и время.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Cherry Moon: Little Poems, Big Ideas, Minful of Nature Zaro Weil, иллюстрировано Junli Song (ZaZaKids Books/Troika Books).
SHORTLIST
Полуночные пиры. Вкусные стихи , выбранные А. Ф. Харрольдом, иллюстрированные Кэти Ридделл (Bloomsbury).
Стихи, в которых дул ветер: Стихи для детей Кармело С. Ирибаррена, иллюстрации Рии Чоудхури, перевод с испанского Лоуренса Шимеля (The Emma Press).
Как правильно встретить ежа и другие стихотворения с практическими рекомендациями составлено Полом Б. Янечко, иллюстрировано Ричардом Джонсом (Walker Books).
Уэйн: ЛГБТ-переосмысление шотландского фольклора Рэйчел Пламмер, иллюстрации Хелен Бопперт (The Emma Press).
Почему поэзия имеет значение
Если вы похожи на большинство людей, вы не очень любите или даже не любите поэзию, и вы не читаете много стихов своим детям.
Поэзия не страшна. Поэзия имеет значение! Поэзия повсюду, даже в вашем доме! Знаете ли вы, что поэзия помогает детям в раннем возрасте читать, она доступна для детей всех возрастов, она веселая и вдохновляющая?
Вот 7 причин, по которым вашим детям НУЖНЫ стихи.
1. Поэзия помогает формировать ранние навыки грамотности. Это действительно так! В стихах особое внимание уделяется рифме, ритму и звуку. Хотите попробовать несколько игр с рифмами?
2. Поэзия помогает детям развивать память и умственные способности – особенно детские стишки и песенки! Вот несколько отличных детских стишков, которые стоит попробовать, и если вы хотите воплотить эти стихи в жизнь, это отличные идеи.
3. Поэзия побуждает детей играть языком и словами. Читая стихи, они слышат, как слова можно двигать и растягивать в рифму, и когда они пишут стихи, они делают то же самое!
4. Поэзия помогает начинающим читателям. Часто начинающие читатели не так пугаются при чтении стихов, потому что многие стихи короткие и милые. Рифма помогает понять слова, как и ритм.
5. Если детские стишки слишком «детские», попробуйте использовать рэп для обучения стихосложению. Поэзия, особенно в песнях и рэпе (проверьте родительский совет), отлично подходит для неохотных читателей. Когда дети понимают, что песни и рэп — это формы поэзии, они часто внезапно начинают интересоваться чтением!
6. Поэзия дает всем детям возможность поделиться своими мыслями, идеями и чувствами, особенно подросткам и подросткам.
7. Поэзия — это весело! Поэзия СМЕШНАЯ! Поэзия заставляет детей смеяться. В отчете Scholastic Kids and Family Reading Report мы обнаружили, что большинство детей в возрасте от 6 до 17 лет (70%) говорят, что им нужны книги, которые «заставляют меня смеяться». Дети также хотят книги, которые «позволяют мне использовать свое воображение» (54%). ПОЭЗИЯ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЭТО. Взгляните на некоторые стихи Шела Сильверстайна, которые обязательно рассмешат детей. Или, если ваш ребенок больше писатель, то вы можете начать с какого-нибудь глупого лимерикского сочинения. Детям это нравится!!
Вдохните поэзию в жизнь
Родители могут действительно вдохнуть жизнь в поэзию для детей несколькими способами. Вы можете начать просто с того, что принесете в дом книги со стихами, если у вас их еще нет! Особенно в апреле — Национальном месяце поэзии — в библиотеках для вас будет готово множество сборников стихов!
Рассмотрим:
1. Выбрать сборник стихов и попросить детей по очереди выбрать стихотворение для чтения. В этом и есть прелесть поэзии, ее не нужно читать от корки до корки!
2. Сосредоточение внимания только на одном или двух стихотворениях одновременно. Читать и перечитывать. Читайте разными голосами, акцентируя внимание на разных словах или фразах. Поговорите о том, как смысл меняется с каждым чтением.
3. Слушаем стихи! Загляните в Библиотеку Конгресса, где есть ОГРОМНАЯ база данных поэтов, читающих свои стихи.
4. Стихи на ходу! У Poetry Foundation есть приложение, которое вы можете загрузить, чтобы брать стихи с собой куда угодно и когда угодно.