Содержание
Ребенок не хочет рисовать или лепить
Этой весной я прочла пару лучших книг о детском творчестве, которые мне попадались за все время изучения этого вопроса. Благодаря этим книгам я поняла свою очередную грубую ошибку. Спешу рассказать о своих открытиях вам.
На текущий момент детское творчество в большом почете. Доступны разнообразные инструменты, материалы для рисования, творческие пособия, курсы, марафоны и занятия. Все соцсети массово предлагают прокачать, развить творческие способности. Мамы подписываются на десятки, сотни пабликов с эстетичными поделками, водят детей в кружки, надеются, и ждут результатов. И вопреки этим прекрасным, на первый взгляд, условиям один из самых частых результатов — ребенку почему-то становится не интересно рисовать/лепить/клеить. Представляете какая несправедливость! Вот нам бы в нашем детстве все эти распрекрасные краски, карандаши с современными яркими пигментами… Мы бы «ух, ах и а-та-тай», а они… А им «не интересно, видите ли!»
Мало кто понимает, что на самом деле, все это лишь видимость хороших условий для творчества.
1. Атака шаблонов
Рисунки из книги «Освободите слона»
Посмотрите на профили соцсетей с эталонными поделками, которые не каждый взрослый может повторить. Дети чувствуют, что нам не нужно их творчество. Они чувствуют, что взрослые ждут эстетичного результата по образцу… А если не по образцу, то должно быть эстетично для взрослых. А кто вообще решил, что творчество это эстетика? Эстетика чужда детскому творчеству. Детское творчество это про другое. Это про передачу чувств и эмоций с помощью материалов и инструментов. Дети в рамках творческого процесса наделяют материалы для творчества особыми качествами. Таким образом они придумывают/создают новые образы. Детское творчество это про развитие, и его невозможно оценивать с точки зрения эстетики, или с точки зрения сложности.
2. Низкая оценка самостоятельного творчества
Детская поделка может быть совершенно легкой в исполнении, но бесконечно глубокой по замыслу. Очень часто на такие поделки никто не обращает внимания Я сама сотню подобных поделок хвалила мимоходом, откладывала подальше, и показывала ребенку мастер-класс с более сложной и эстетичной поделкой, которую она может выполнить своими силами. Вы только подумайте, насколько часто современные дети недополучают похвалу и внимание за самостоятельное творчество, и в тоже время насколько часто ощущают, что им навязывают поделки/рисунки по образцу. Недооценка ведет к снижению мотивации.
Для эффективного творческого развития детям необходимы внимание и поддержка со стороны родителей. Что же происходит в обществе? Мамы выкладывают в соцсети фотографии самых удачных работ, выполненных ПО ОБРАЗЦУ (результаты мастер-классов и т.п.), в то же время самостоятельные творческие поделки остаются без внимания. По факту этими действиями мы поощряем работу по образцу, и оставляем без поощрения творческий процесс.
Сейчас тренд бодипозитива. И это правильно, потому что не должны быть у всех одинаковые губы, носы, скулы, и т. п. Мы должны учиться любить СЕБЯ, а не переделывать себя под образец в инстаграме. Такая же картина с детским творчеством. Я предлагаю начать в соцсетях тренд публикаций детских самостоятельных творческих работ, которых в интернете стало очень мало. Считаю, что всем родителям пора прекратить выставлять в соцсетях работы, сделанные по образцу (результаты мастер-классов и т.п.) Для ребенка, понимающего смысл соцсетей, важно видеть в профиле родителей фотографии поделок собственной задумки.
Для маленькой Яны я с раннего детства организовываю выставку рисунков на стене. Изначально мы вешали на стену доску и приклеивали картинки к доске. Позже я начала пользоваться подушечками Patafix (my-shop). На выделенную часть стены с помощью подушечек Patafix я рядами приклеиваю рисунки. Patafix не оставляют следов и легко удаляются со стены.
С семи лет я помогаю Яне вести свой профиль инстаграма. Теперь это доска почета творческих задумок Яны. Самые удачные работы я публикую в своем профиле.
Сейчас я радуюсь, что несмотря на годы навязывания шаблонов, Яна любит мастерить что-то свое, зачастую понятное лишь одним психологам )).Практически каждый день она что-то творит, потом рассказывает и показывает нам. На каждый праздник Яна устраивает свои концерты. Она сочиняет и репетирует свои танцы, подбирает под них костюмы, поет песенки, пишет стихи. К своему дню рождению смастерила лэпбук имени себя. И такого очень много!
О трилогии «Как вылепить отфыркивание» Макаровой Е.Г.
В этой статье я попыталась описать типовые ошибки развития творчества. Если ваш ребенок отказывается рисовать, лепить или делать аппликации по шаблону — не огорчайтесь. Возможно, он просто не хочет существовать в рамках, которые диктуют предложенные шаблоны, мастер-классы или преподаватель по рисованию/лепке. Из своего опыта, и не без помощи книг Макаровой мне удалось понять, что шаблоны для детей — словно клетка. Они очень быстро сталкиваются с ограниченностью шаблонов, и теряют интерес к такой деятельности. Елена Григорьевна Макарова все это описывает в своих книгах тонко и подробно.
Если статья вам показалась слишком поверхностной, то это так и есть! Я в ней попыталась изложить самые важные тезисы, осознанные мной при прочтении двух томов трилогии «Как вылепить отфыркивание» Макаровой Е.Г.. Мне очень хочется вас познакомить с этими сокровищами. И, конечно, в книгах все написано в 1000 раз лучше! Поэтому я горячо вам рекомендую их:
- Том 1 «Освободите слона» (labirint)
- Том 2 «Вначале было детство» (Labirint)
- Том 3 «Вещность и вечность» (Labirint)
7 лет назад я не осилила эту трилогию. Показалось, важнее другое. Это было ошибкой. Если вы не научились видеть глубину самостоятельного творчества собственного ребенка, если ваш ребенок не любит творческие занятия, эти книги могут стать ключом, который откроет ларчик вашего сокровища с творчеством.
В книгах Макаровой много примеров творческих уроков, во время которых она непрерывно импровизирует. Такие уроки творчества — высший пилотаж для педагога. Каждый ее урок — сочинение новой сказки. При этом Елена Григорьевна тонко чувствует психологию детей, и каждая сказка предлагается для конкретной группы детей под их внутренних мир.
И чтобы вы прониклись несколько выдержек из трилогии: Фрагмент показать скрытый текст
Фрагмент «Увидел-отрази» показать скрытый текст
Фрагмент «Погребение агрессии» показать скрытый текст
Загруженность современных детей
Напоследок акцентирую внимание еще на одном важном факторе отсутствия желания заниматься творчеством. В книгах Макаровой эта тема тоже поднимается, но с меньшим акцентом.
Я очень часто сталкиваюсь с критикой современных детей. Настолько часто, что у меня возникает желание их защищать. Мы (взрослые) сами заполнили пространство детей увлекательными игрушками, гаджетами, развивающими занятиями и после этого жалуемся, что ребенок не хочет рисовать/лепить/клеить аппликации/читать самостоятельно. Для любого занятия требуется выделение времени. Возможно, ребенка нужно разгрузить, разгрузить настолько, чтобы появилось время скуки.
Важно разгрузить ребенка не в пользу телевизора и гаджетов, а в пользу самостоятельного времяпровождения со спортивными снарядами, карандашами, красками и пластилином. Вы удивитесь, но находясь в развлекательном вакууме, в один прекрасный момент ребенок займет себя самостоятельным творчеством. Только если решитесь проводить такой эксперимент, не надо заявлять ребенку о том, что он лишается гаджетов пока не начнет рисовать. В этом случае ребенок еще больше возненавидит творчество. Просто в месте скучания пусть случайно окажутся под рукой карандаши и бумага.
Кстати, время скуки очень важно для детей. Ученые обнаружили, что наибольшая интенсивность загрузки мозга происходит не в момент решения сложных задач, а в моменты отдыха после интеллектуальной нагрузки. Ученые пришли к выводу, что для нормального функционирования мозга организм совершает фоновые сервисные операции. Также было выявлено, что эти операции могут происходить только в моменты максимально разгруженного внимания. Т.е. для полноценного развития детям важно время скучания, в котором отсутствуют раздражители внимания.
Завершение
Знаю, что некоторым в публикации покажется неприятной моя критика современных творческих развивашек. Я очень прошу вас не воспринимать её радикально!
Я не утверждаю, что применение развивашек с шаблонами для рисования, лепки и поделок оказывает один лишь вред. Уверена, что в некоторых случаях именно они могут выручить. Но в целом этот инструмент перечит творческому поиску, ограничивает детей и следовательно, использовать его надо умеренно, и осознанно. Тот же молоток в некоторых случаях может быть очень опасным оружием, а в других необходимым инструментом. Т.е. очень многое зависит от контекста и методики использования.
На этом у меня все! Спасибо за внимание! Пишите свои промахи и успехи погружения детей в творчество! А еще интересно какие книги заставили вас пересмотреть свои взгляды на развитие детей!
- Книжные обзоры и подборки сайта;
- Публикации о детской психологии.
Развитие рисования у детей: что нужно знать родителям
Рисование – это замечательный способ развить не только мелкую моторику, но и интеллект, а также творческие способности ребенка. В этой статье вы узнаете о том, как избежать типичных ошибок при рисовании с малышом, чем можно рисовать маленьким детям, что такое «свободное» рисование и как по мере взросления ребенка изменяются его рисунки.
Правила рисования с ребенком
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. И если малыш отказывается рисовать, скорее всего, это не связано с отсутствием творческих способностей, а является результатом ошибок при воспитании. Чтобы избежать типичных ошибок и развить в ребенке творческий потенциал, придерживайтесь следующих правил:
- Не мешайте. Не стоит навязывать ребенку свое видение результата, давать советы и рекомендации, если малыш их не ждет от вас. Ваши замечания могут улучшить качество конкретного рисунка, но они не будут производить долгосрочный эффект. Позвольте ребенку получать удовольствие от процесса и самостоятельно оценить свою работу.
- Не перебарщивайте с вспомогательными инструментами. Раскраски и всевозможные обучающие пособия по рисованию очень популярны как у детей, так и у родителей. Однако нужно не забывать, что они хороши лишь в плане развития мелкой моторики и шаблонного мышления, в то время как для развития творческих способностей, креативности и воображения ребенка лучше подойдет чистый лист бумаги.
- Приобщайте ребенка к эстетике. О того, что ребенок видит вокруг себя, зависит, какие шаблоны для рисования сформируются у него в голове. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности, знакомьте ребенка с искусством.
- Покажите пример. Чтобы научить ребенка рисовать, подайте ему пример. Это касается не только шаблонных изображений (например, дом, солнце, дерево), но и техник рисования. Познакомьте ребенка с различными мазками, покажите, что краску можно разбрызгивать, смешивать и т. д. Тогда у ребенка сформируется замечательная база для самостоятельного рисования.
- Цените творчество ребенка. Ни в коем случае не выбрасывайте рисунки на глазах у ребенка, не отмахивайтесь от малыша, если он показывает вам свою работу. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь им! Устройте домашнюю выставку рисунков, а старые работы можно подписывать и складывать в папочку.
Обзор инструментов и средств для рисования
При выборе для детей инструментов и средств для рисования нужно обратить внимание на ряд особенностей. Если малыш маленький и тянет все в рот, приобретайте съедобные и нетоксичные материалы. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть инструменты для рисования. Также чтобы ребенку было интересно, выбирайте яркие краски.
- Пищевые продукты. Самыми безопасными для малышей являются съедобные краски, сделанными своими руками. Если сварить кисель из крахмала и воды и добавить в него пищевой краситель, получится отличная густая краска. Также в качестве красок можно использовать фруктовые и овощные соки и пюре, кусочки овощей (например, свеклу) и ягоды.
- Краски промышленного производства. Малышам можно приобрести специальные пальчиковые краски. Для экспериментирования и смешивания цветов лучше всего подойдет гуашь. А вот акварельные краски рекомендованы для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
- Кисточки. Детям дошкольного возраста лучше покупать крупные кисти для рисования, которые оставляют широкие и яркие следы на бумаге. Также инструментами для рисования могут стать строительные валики, губки для мыться посуды, щетки, тряпки и т.д.
- Мягкая масляная пастель. Этот вид восковых мелков хорошо подойдет для рисования с малышами, потому что он оставляется яркие следы на бумаге и, при этом, не пачкает все вокруг, поэтому масляную пастель можно держать в открытом доступе.
- Мягкая сухая пастель по консистенции похожа на мел. Если рисовать сухой пастелью на яркой контрастной бумаге, получатся очень интересные рисунки. Минус этого инструмента для рисования заключается в том, что сухая пастель легко ломается и крошится, поэтому требует осторожного обращения.
- Восковые мелки. Многие специалисты советуют начинать рисовать именно с восковых мелков, однако, по сравнению с масляной пастелью, они не такие мягкие и яркие.
- Карандаши. С 1,5 лет можно начинать знакомить ребенка с карандашами. Лучше всего выбрать толстые и мягкие карандаши.
- Фломастеры. Большинство специалистов отмечают такие минусы фломастеров, как невозможность смешивать цвета и регулировать силу нажима. Однако у фломастеров есть один большой плюс – они оставляют очень яркие следы на бумаге, а это вызывает неподдельный интерес у детей. Важно отметить, что существуют фломастеры на водной основе, которые легко смываются практически с любой поверхности.
Для того, чтобы ребенок мог максимально раскрыть свои творческие способности, ничто не должно его сковывать. Это относится как к психологическим, так и к физическим факторам. Размер бумаги, на которой рисует ребенок не должен быть меньше А4. Лучше всего рисовать на рулонной бумаге или ватманах. Многие специалисты не рекомендуют использовать для рисования детские столы и мольберты, а придерживаются мнения, что удобнее всего ребенку рисовать на полу.
На развивающих занятиях в центре «Созвездие» дети рисуют мелками, карандашами, красками, а также используют нетрадиционные инструменты для рисования (губки, соломинки, трафареты и т.д.). Творческие занятия с дошкольниками направлены на развитие мелкой моторики, мышления, воображения, эстетического восприятия.
Стадии развития детского рисунка
Возраст
|
Содержание рисунков
|
До 1,5 лет
|
Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге. Предоставьте ребенку как можно больше материалов для творчества, чтобы он мог выразить себя.
|
1,5 – 3,5 года
|
Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.
|
3,5 – 8 лет
|
Стадия схематичных изображений. В этом возрасте дети обычно начинают рисовать привычные нам домики, цветочки, солнце. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.
|
8 — 10 лет
|
Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.
|
После 10 лет
|
Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.
|
Специалисты отдельно выделают особенности изображения детьми человека:
Возраст
|
Особенности изображения человека
|
4 года
|
Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.
|
5 лет
|
Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).
|
6 лет
|
Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея.
|
7 лет
|
Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.
|
8 лет
|
Линия шеи, плеч и рук непрерывна.
|
9 лет
|
Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.
|
10-11 лет
|
Стремление создать объемное изображение.
|
Свободное рисование для малышей
С помощью рисования у детей отлично развиваются творческие и интеллектуальные способности. Как сделать так, чтобы развитие происходила как можно быстрее? На этот счет есть два противоположных мнения. Первая, и самая распространенная, точка зрения заключается в том, что рисование в любой форме способствует творческому развитию детей. Поэтому многие родители покупают детям всевозможные пособия с заданиями по рисованию, раскраски, альбомы, а также специальные инструменты для рисования (например, необычные кисти, штампы т.д.). Такое «рисование» приучает ребенка не прилагать слишком много усилий для достижения результата и развивает не творческие способности, а мелкую моторику. Вторая точка зрения противоположна первой. Ее сторонники считают, что не нужно предоставлять ребенку готовые шаблоны для рисования и специально учить малыша рисовать разные предметы. Чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его интеллект, не нужно ничего лишнего. Творческое мышление развивается тогда, когда малыш сам придумывает, что нарисовать. Бумага, кисточки и краски – это лучшее пособие для развития творчества. Такой подход пропагандирует «свободное» рисование.
Не спешите ждать от ребенка художественных шедевров в раннем детстве. Прежде чем у ребенка начнут получаться реалистичные изображения, рисунки малыша пройдут стадии штрихов, каракулей и схематичных изображений.
В дошкольном возрасте очень важно предоставить ребенку свободу творчества. Позвольте малышу самому придумать, как лучше нарисовать солнце или домик. Теория свободного рисования говорит о том, что нужно максимально оградить ребенка от шаблонов в рисовании. Так как такие эталоны окружают нас в повседневной жизни повсюду, нужно постараться, чтобы шаблоны, с которые сталкивается ребенок (в книгах, телевизоре, на занятиях) были качественными.
Выводы
Основная задача родителя при обучении ребенка рисованию – это привитие интереса к творчеству. Чтобы малыш полюбил рисовать, не докучайте ему советами, цените его старания. Давайте ребенку возможность рисовать свободно, не стесняйте его фантазию готовыми шаблонами, только так он сможет в полной мере развить свой творческий потенциал. Приобщайте ребенка к эстетике, выбирайте книги с хорошими качественными иллюстрациями, мультфильмы с хорошей прорисовкой, по возможности посещайте музеи и выставки.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» работает художественная студия, в которой детям прививают любовь к прекрасному, помогают не бояться проявлять свою фантазию и создавать уникальные работы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок раскрыл свой творческий потенциал, познакомился с различными нетрадиционными техниками рисования и научился создавать объемными творческие работы, то вам точно к нам! Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Десять способов поощрить ребенка, который не любит рисовать.
Мне часто задавали этот вопрос, когда я преподавала в дошкольных учреждениях, и даже сейчас друзья, семья и читатели блога задают мне –
«Мой дошкольник не любит рисовать, что мне делать?»
Короткий ответ на этот вопрос — «ничего».
А длинный ответ? Ну…
Конечно, рисование — отличный способ поработать над развитием мелкой моторики и творческих способностей, а также отработать навыки, связанные с письмом, но это не единственный способ поработать над этими вещами, и обычно дети, которые не интересуются рисованием, заняты работой над другими навыками и придут к рисованию и письму в свое время, если вы не будете на них давить.
Но я мама, и я знаю, каково это, когда у тебя есть ребенок четырех с половиной лет, который никогда не рисует, или ребенок, который, кажется, хочет рисовать, но ему не хватает уверенности, а я остаюсь при своем ответе: «Дон ‘не волнуйтесь’ Я знаю, что это практически невозможно.
А иногда некоторые дети нуждаются в мягком поощрении для работы над рисованием и связанными с ним навыками, и есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы побудить тех, кто не умеет рисовать, взять карандаш и попробовать или найти другие способы работы на эти навыки.
Но прежде чем вы начнете беспокоиться о своем неохотном ящике, убедитесь, что ваш ребенок готов к рисованию. Если вашему ребенку меньше трех лет, он может быть не совсем готов к рисованию, и это нормально.
Прочитайте эту статью об этапах развития рисования и о том, как научить малышей начинать рисовать.
Если ваш ребенок в своем развитии готов рисовать, но немного сопротивляется, прочитайте несколько идей, которые вы могли бы попробовать…
Десять способов поощрить ребенка, который не любит рисовать.
Предлагайте интересные вещи для рисования с .
Попробуйте что-нибудь другое, кроме скучных старых мелков и фломастеров…
- Мягкие мелки
- Масляная пастель
- мокрый мел
- белые карандаши или маркеры на черной бумаге
- черные тонкие вкладыши
- водяные карандаши (рисовать, а затем раскрашивать)
- масляная пастель и масло (нарисуйте, а затем превратите в краску)
- Добавить линейки и геометрические инструменты.
Предлагайте интересные вещи для рисования.
Получите интересный ящик с чем-то новым, необычным и немного сумасшедшим!
- Возьмите блокнот и вынесите рисунок наружу.
- Рисовать водой и кистью на бетоне.
- Рисовать мелом на батуте.
- Рисовать на очень длинном листе бумаги, или на очень маленьком листе, или на круглых кусочках….
- Рисовать на воздушном шаре.
- Рисуйте на коже (красками для лица или нетоксичными маркерами)
- Рисовать на большой картонной коробке
- Рисовать на фольге.
- Рисовать на миллиметровой бумаге.
Предоставьте им множество возможностей для рисования без давления и указаний.
Некоторые дети уклоняются от рисования, потому что не думают, что могут «сделать это правильно», поэтому предоставление множества возможностей для рисования на их собственных условиях, когда это не является особым занятием, когда никто не смотрит, может дать эти дети пространство для экспериментов и практики без давления.
Имейте всегда в свободном доступе инструменты для рисования и бумагу, чтобы ваш ребенок мог рисовать или писать, когда захочет, без необходимости просить и без давления со стороны «наблюдающих». Попробуйте создать корзину для рисования с множеством забавных предметов.
Сделайте так, чтобы это было связано с чем-то, что их интересует.
Добавьте возможности рисования и создания отметок к любому занятию, которое они любят больше всего.
- Добавьте корзину с инструментами для рисования, чтобы заблокировать игру для создания вывесок и аксессуаров.
- Включите рисование в драматическую игру — откройте почтовое отделение или магазин, которым нужны вывески.
- Добавить рисунок в Лего.
- Прикрепите маркеры к задней части спичечных коробков автомобилей, поездов или динозавров.
- Рисование на бумажном самолетике или другое бумажное творение
- Добавить чертеж к зазору незакрепленных деталей
Найдите веские причины рисовать и писать.
Некоторым детям нужна веская практичная причина для рисования.
- Отправьте письмо члену семьи (часто полезно попросить его написать первым, чтобы вы могли ответить).
- Нарисуйте свои собственные открытки с помощью нашей бесплатной распечатки.
- Нарисуйте список вещей, которые они хотели бы получить на день рождения или Рождество.
- Сделайте табличку на дверь их спальни или табличку «Пожалуйста, не ломайте мою конструкцию из Лего».
- Вместе написать и проиллюстрировать книгу.
- Создайте лист оберточной бумаги для особого подарка.
Воззвание к их чувствам.
Сделайте это грязно, если им нравится пачкаться — нарисуйте краску для пальцев, крем для бритья или ванночку для соли или песка.
Или держите его в чистоте, если они склонны избегать грязной игры — положите краску для пальцев в сумку с защелкой и предложите карандаши или маркеры вместо мелков или мела, которые могут оставить руки жирными или грязными.
Задействуйте все тело.
Некоторым детям может быть трудно сидеть неподвижно за столом, а другим просто скучно, но участие не только рук может помочь.
- Купите большой рулон бумаги и нарисуйте на полу ОГРОМНУЮ картину.
- Нарисуйте друг друга, чтобы сделать человека в натуральную величину.
- Положите бумагу под качели и рисуйте, скользя мимо.
- Нарисуйте мелом лабиринт снаружи на бетоне.
Упростите начало работы.
Иногда только начало работы бывает трудным или непосильным. Попробуйте некоторые из наших бесплатных печатных подсказок по рисованию в качестве простой отправной точки, которая по-прежнему дает возможность для творчества, или используйте этот совместный рисунок каракули для веселого начала и деятельности, которую вы можете выполнять вместе.
Делайте акцент на процессе, а не на продукте.
Сделай свои занятия рисованием делами и рисованием, а не тем, как это выглядит в итоге.
Обратите внимание и прокомментируйте, что делает ваш ребенок, когда рисует: «вы рисуете много линий», «вы использовали много красного и зеленого», «похоже, вам нравится творить». Попробуйте попросить их рассказать вам о своем рисунке и следовать их примеру, а не пытаться угадать, что это такое, или заставлять их говорить об этом. Замечательно, если ваш ребенок хочет показать вам свой рисунок или творение, но ничего страшного, если он этого не сделает.
Примите тот факт, что многие из тех же навыков можно практиковать без использования карандаша.
Ничего страшного, если ваш ребенок сейчас не увлекается рисованием. Вместо этого предложите множество других возможностей использовать эти маленькие мышцы рук и пальцев, чтобы они могли развивать свои навыки, координацию и уверенность, и осознавать, что есть много других способов быть творческими, чем просто заниматься искусством.
- Сборка из Lego и других конструкторов из мелких деталей.
- Создание из пластилина и пластилина
- Люфт незакрепленных деталей
- Геоборды
- Пипетка.
- Работа с ножницами.
- Работа с потоками.
- Разобрать старый прибор.
- доски для колышков, чечетка (наборы молотков и форм), блоки для выкройки и другие игрушки для мелкой моторики.
Если у вас есть дети, которые любят рисовать, но им скучно от одних и тех же старых занятий по рисованию или их немного пугает чистый лист бумаги, попробуйте один из этих потрясающих рисунков и идей.
У вас есть ребенок, который не увлекается рисованием?
Тебя это беспокоит или ты довольствуешься тем, что позволяешь им рисовать в свое время?
Возможно, у вас есть ребенок, который никогда не интересовался? Как вы их поощряли?
Я хотел бы услышать ваши мысли и идеи — пожалуйста, оставьте комментарий!
Этапы развития рисования у детей 0-6 лет
Поделиться
Электронная почта
Вот краткий обзор увлекательных этапов развития ребенка, связанных с рисованием, и почему важно поощрять детей к рисованию.
Рисование – естественный процесс для всех детей. С младенчества дети начинают экспериментировать с инструментами для рисования и делать отметки на бумаге, и по мере взросления эти отметки начинают обретать смысл.
Рисование в конечном итоге становится способом выражения ребенком своего понимания мира и всего, что для него важно.
Узнайте, как дети учатся рисовать и почему это так важно. Также дана разбивка по этапам развития рисунка в разном возрасте.
Как научить ребенка рисовать
В первые годы важно сосредоточиться на процессе творческого рисования, а не на продукте.
Нет необходимости формально учить детей рисовать. Лучший способ научить их — дать им возможность ознакомиться с материалами и инструментами для рисования и позволить им свободно выражать себя.
По мере того, как они растут и взрослеют, их рисунки становятся более подробными и отражают окружающий мир.
Избегайте соблазна предоставить детям модели для копирования и ограничить их знакомство с книжками-раскрасками. Они служат только для того, чтобы убрать естественную креативность.
Почему важно рисовать
Рисование в раннем и дошкольном возрасте дает множество преимуществ. Это:
- развивает у ребенка мелкую моторику
- Разработает Координация рук и глаз
- Разработка Творческое выражение через бесплатный рисунок
- является основой Навыки предварительного написания
- Строите ребенка .
- Разработки Cogntive Cogntive Knections
- Developms Cogntive Cognative Of.
- .
Обведение рисунков или «обучение» ребенка рисованию по моделям не являются естественными и не соответствующими возрасту способами развития творческих способностей.
Этапы рисования
Вот характеристики различных этапов развития детских рисунков. Они не высечены на камне, поскольку дети развиваются со своей собственной уникальной скоростью.
Они будут достигать вех в своем собственном темпе, однако все они проходят одни и те же этапы, которые основаны на их уровне понимания.
Характеристики перечислены по возрасту.
Посмотрите видео ниже, чтобы получить краткую информацию о каждом этапе, или читайте дальше, чтобы узнать разбивку по разным возрастам.
P.S. Скачайте БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста. Существуют игры, которые помогут развить зрительное восприятие и мелкую моторику, что важно для развития рисования.
12 месяцев: случайные отметки и каракули
Первый этап рисования связан с изучением и развитием координации движений.
Примерно в возрасте от 15 до 18 месяцев у детей начинают появляться неконтролируемые каракули, которые ничего не представляют.
Формы
Младенцы начинают делать случайные отметки и вскоре начинают формировать:
- каракули
- вертикальные и горизонтальные линии
- многострочные рисунки
их способность заставить вещи происходить.
Это не имеет ничего общего с созданием и представлением их мира, а больше связано с наслаждением их движениями и их эффектами.
Их каракули позволяют им узнавать о свойствах предметов, материалов и инструментов, таких как карандаши, ручки, краски, мелки и бумага.
Захват
Примерно с 15-месячного возраста малыши обычно могут хватать мелки всей рукой (ладонный захват).
2 года: контролируемые каракули
Этот этап известен как контролируемые каракули .
Характеризуется спонтанными круговыми или прерывистыми каракулями и точками.
Подобные каракули можно найти на всех детских рисунках в этом возрасте, и формы в них необходимы для развития навыков рисования и письма в дальнейшем.
Shapes
Toddlers begin to make drawings that include:
- horizontal and vertical lines
- multiple loops and spirals
- roughly drawn circles
- shapes that resemble letters T and V
Grip
Двухлетние дети учатся удерживать карандаш вдоль стержня по направлению к острию, используя большой палец и первые два пальца (так называемый захват штатива).
Обычно они используют предпочитаемую руку.
Понимание
В этом возрасте малыши начинают обнаруживать связь между совершаемыми ими движениями и следами на бумаге. Они начнут целенаправленно повторять движения.
К концу этого года эти чертежи превратятся в простых диаграмм .
3 года: основные фигуры
На этом этапе дети начинают использовать основных фигур в своих рисунках по мере улучшения мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Формы
Рисунки в этом возрасте включают в себя следующие формы, объединенные по -разному:
- Круги и квадраты
- Кресты
- Dots
- . человек
Первый рисунок человека обычно появляется в возрасте 3-4 лет.
Эти люди-головастики нарисованы только с головой и обычно ногами, непосредственно прикрепленными к голове.
Захват
3-летний ребенок держит карандаш около кончика, между первыми двумя пальцами и большим пальцем.
Они используют предпочтительную руку и хорошо держат карандаш.
В этом возрасте вы можете помочь своему ребенку научиться хорошо держать штатив, используя треугольные мелки.
Понимание
В этом возрасте дети могут рассказать вам, что представляют их каракули, хотя вы, возможно, не сможете увидеть, что они описали.
Обычно они называют свою картинку во время рисования или после того, как она будет завершена, но они не начинают рисовать с четким планом того, что они будут рисовать.
Использование цвета на данном этапе нереально, и часто предпочитают использовать только один цвет.
4 года: узоры и люди-«головастики»
К 4 годам в детских рисунках начинают появляться узоры. Ребенок сделает образец и интерпретирует его как представление чего-то, дав ему ярлык.
Формы
Их рисунки включают в себя:
- Квадраты, круги и прямоугольники
- Попытки треугольников и бриллиантов, хотя они не смогут сформировать их еще
- буквы. Рисунок человека
Рисунок человека 4-летнего ребенка будет развиваться от головы с ногами до таких деталей, как глаза, поскольку для них важен зрительный контакт.
Они рисуют не то, что видят, а то, что знают, и добавляют детали по мере того, как они становятся для них важными.
Появляются такие детали, как руки, пальцы и туловище.
Рисование других изображений
К 4,5 годам они начинают комбинировать две или более фигур или форм вместе, чтобы сформировать основные изображения, такие как прямоугольник и круг, чтобы сформировать шляпу. Они часто узнают об этом от взрослых.
Первые фигуры, которые дети делают постоянно, обычно формируют людей, но позже включают в себя основные изображения, такие как дом или солнце.
Захват
На этом этапе они держат карандаш хорошо, по-взрослому.
Понимание
Рисование приобретает больше смысла и намерений. Дети обычно решают, что они будут рисовать, прежде чем они начнут.
Они намеренно пытаются комбинировать формы и линии вместе, и их изображения начинают выглядеть так, как они описывают.
5 лет: рисунки и портреты
5-летние дети начинают проявлять творческий подход к своим рисункам.
Формы
Их чертежи будут включать:
- Основные формы
- Треугольники и ромбы
- Спонтанные буквы (для имитации письма)
Рисунок человека
Появляется портрет человека с множеством деталей, таких как волосы, руки и пальцы, ноги тело.
Рисование других изображений
Они рисуют такие изображения, как животные, дома, транспортные средства, деревья, растения, цветы и радуги.
Они могут включать детали, например, рисунок дома с дверью, окнами, крышей и дымоходом.
Захват
К 5 годам дети должны научиться хорошо держать карандаш, мелок или кисть.
Понимание
Теперь дети будут рисовать спонтанно и начнут отражать в своих рисунках свое прошлое, интересы и опыт. Они рисуют то, что знают.
Представление людей, животных и домов постоянно меняется.
Они также назовут свою фотографию перед началом.
Они могут раскрашивать линии, но их использование цвета может быть нереалистичным.
В этот момент люди и предметы могут еще парить в воздухе, так как у детей все еще развивается пространственное восприятие.
Обычно они помещают себя в центр рисунка из-за своего эгоцентричного характера (видя себя центром мира).
6 лет: рисунки представляют интересы и опыт
К 6 или 7 годам у детей появляется собственный стиль рисования, который обычно узнают взрослые.
Фигуры
К 7 годам они смогут формировать хорошие круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и ромбы на своих рисунках.
Рисунок человека
В этом возрасте ребенок обычно останавливается на определенном изображении человека и склонен рисовать их всех с одной и той же базовой формой.
Например, они нарисуют всю семью с одинаковым контуром тела, но сделают членов семьи разных размеров и покажут пол с помощью волос и одежды.
Рисование других изображений
На рисунках изображены все виды животных и предметов, обычно те, которые их интересуют больше всего.
Обычно они рисуют животных с человеческими лицами.
Понимание
На этом этапе дети демонстрируют свой более высокий уровень познания, рисуя людей, животных и предметы на базовой линии, например, на земле или траве.
Они также демонстрируют восприятие, рисуя, например, деревья выше дома или маленькие цветы.
Этот рисунок показывает, что ребенок лучше понимает глубину и расстояние.
То, как они видят мир, исходит из их рисунков. Они опускают неважные вещи и увеличивают то, что для них важно.
Они могут нарисовать в доме маленькую дверь, достаточно большую для себя, или очень высокие окна, так как они не могут до них дотянуться.
Они также могут показывать движение в своих рисунках, изображая летящие объекты или широко расставляя ноги бегущего животного.
Использование цвета становится вполне реалистичным.
Надеюсь, вам понравилось читать об этапах развития рисования у маленьких детей, и вы вдохновлены на то, чтобы поощрять своих детей к свободному рисованию и творческому самовыражению.
Источники:
Хендрик, Х . 1990. Полное обучение: развивающая программа для детей младшего возраста . Третье издание. Издательство Macmillan Publishing Company: Нью-Йорк.
Питерс, М. 2007. Языковая подготовка и подготовка к школе . Мец Пресс: Welgemoed.
Natanson, J.
- .