Содержание

Почему молчит ребенок: мнение логопеда


Все дети развиваются индивидуально и начинают говорить в разное время. Речевое развитие — один из самых волнующих вопросов для родителей. Почему в первые годы своей жизни малыш так и не заговорил? Мы уже обсуждали этот вопрос с психологом, а сегодня рассмотрим проблему под другим ракурсом. Своим мнением с «О!» поделилась логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Причины любых проблем и нарушений в речевом развитии кроются в биологических или социальных факторах либо в их сочетании, что усугубляет ситуацию.

Социальный фактор: дефицит общения

Главный социальный фактор, связанный с речевыми нарушениями, — недостаток общения родителей с ребенком. Причины тому могут быть разные: родители очень заняты и им просто некогда, приходя домой, они предпочитают браться за гаджеты, а дети делают то же самое, глядя на них. Это не говорит об их нелюбви к ребенку, ведь с друзьями мы тоже нередко переписываемся вместо того, чтобы лишний раз встретиться и поговорить вживую. В подобной ситуации живого общения практически не происходит. При этом родители очень стараются дать ребенку самое лучшее и много работают ради этого: они покупают ему красивую одежду, дорогие игрушки, выкраивают время, чтобы сводить его в кафе, театр, кино. Но у них часто не находится времени просто поиграть с малышом.

Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.

Когда малыш начинает познавать оружающий, вещественный мир, только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление.

Биологические факторы

На задержку речевого развития могут повлиять факторы, действовавшие еще до рождения ребенка, в период внутриутробного развития, а также во время и после рождения. Когда именно они стали действовать, не столь значимо. Важно лишь выяснить причину нарушений, чтобы определиться с направлением и содержанием работы. В этом вопросе наследственность не имеет особого значения. Например, если ребенок в три года молчит, его родителей не должно успокаивать то, что и его папа до этого возраста не говорил, а потом быстро догнал сверстников. Ведь причины молчания у папы и у ребенка могут быть совершенно разными.

Проблема со слухом

Это самая очевидная и проще всего выявляемая причина того, что ребенок не говорит. У малыша может быть полное отсутствие слуха или его снижение. Чтобы исключить эту проблему, нужно сделать аудиограмму, то есть измерить слуховую чувствительность специальными приборами.

Проблемы эмоционально-волевой сферы

Дети с расстройством аутистического спектра очень часто либо не говорят, либо не используют речь в качестве коммуникативной функции. То есть у них нет задержки речевого развития, нет мотива общения. Здесь я бы рекомендовала работать не столько с логопедом, сколько с психологом, неврологом, детским психиатром.

Неврологические нарушения

В некоторых ситуациях ребенок не может говорить физически. Это происходит из-за речедвигательных нарушений или проблем на уровне коры головного мозга, которые мешают малышу произносить определенные звуки, программировать речевое высказывание, связывать слоги в слова, а слова — в предложения. В этом случае я также рекомендую обратиться к неврологу, провести ряд аппаратных исследований. Но и без логопеда тут не обойтись.

Нарушения интеллекта

Эта проблема неотделима от нарушения речевого развития.

Если у ребенка есть задержка психического развития, это неминуемо сказывается и на его речи. Эта печальная причина часто исключается потому, что ее не хотят даже допускать.

А в раннем возрасте нарушения различных высших психических функций, к которым относятся речь и мышление, непросто дифференцировать.

Собственно задержка речевого развития

Пожалуй, это самая «безобидная» причина, потому что дети нередко со временем преодолевают эту проблему сами, без посторонней помощи. Она заключается в том, что речевые умения и навыки проявляются позже, чем должны и/или формируются более медленными темпами. Но эта «безобидность» обманчива: пока ребенку не исполнилось три года, практически невозможно определить, просто ли это темповая задержка речи или более серьезное нарушение, требующее немедленного вмешательства.

Я очень не рекомендую родителям прислушиваться к специалистам, которые советуют дожидаться трехлетия и только потом начинать работать с речью. Лучше заранее обратиться к логопедам за рекомендациями и делать все, чтобы стимулировать появление речи, а не только для исправления неправильно сформированной речевой сферы.

Что могут сделать родители

Говорите

Самое простое, что вы можете сделать, — много говорить с ребенком, комментируя все, что он делает и видит. Видим, что он посмотрел на собаку, говорим: «Собачка бежит», провожает взглядом автомобиль — «Машина едет, би-би!». Так будет постепенно формироваться связь между объектами и словами.

Подстраивайте свою речь под ребенка

Говорите медленно, интонационно выразительно, желательно на уровне глаз ребенка, чтобы он видел движения ваших губ. Артикулируйте при этом четко.

В том случае, когда из активной лексики у малыша только несколько лепетных слов типа «мама», «папа», «баба», давайте ему для повторения слова, максимально простые по артикуляции. То есть говорите не «машина», а «би-би», не «кукла», а «ляля», ему будет гораздо проще повторить их.

Есть мнение, что не нужно заменять эти общеупотребительные слова на лепетные, упрощенные варианты. Я с этим не согласна: если ребенок не может произнести слово правильно, лучше дать ему тот вариант произнесения, который будет для него артикуляционно доступен, чем вообще ничего не делать.

Провоцируйте ребенка говорить

Делайте вид, что вы его не понимаете, в пределах разумного, конечно. Можно «не понимать», какую он хочет игрушку, конфетку, в какую сторону хочет идти. Для нас это способ вытянуть из него слово, особенно если мы знаем, что он может хоть что-то сказать. В важных вопросах так делать не надо: мы прекрасно понимаем, когда малыш хочет, есть, спать, когда ему больно или холодно.

Поощряйте любой вариант произнесения слова, ни в коем случае не делайте замечаний, с вашей стороны — только правильный образец и создание мотива, пусть он говорит его так, как может. Главное, чтобы ребенок начал использовать слова родного языка для коммуникации, для выражения своих мыслей.

Развивайте мелкую моторику

В коре головного мозга зоны, отвечающие за речевую и мелкую моторику пальцев рук, находятся рядом. И когда мы стимулируем одну область, то оказываем воздействие и на соседнюю. Поэтому я рекомендую лепку из пластилина и массаж рук, в том числе и при помощи различных щеточек, игольчатых мячиков.

Чем раньше будет найдена проблема, из-за которой ваш ребенок не говорит, тем лучше. Не пускайте ситуацию на самотек, не бойтесь показаться очень тревожными родителями и не стесняйтесь задавать вопросы специалистам.

Читайте также:

Песочная терапия дома: 7 интересных и полезных игр с песком

Эти 7 игр сделают вашу прогулку еще полезнее

Нужно ли делать с ребенком уроки?

Записала: Оксана Дьяченко
Фото: Africa Studio/Shutterstock.com

детиразвитие речиполезные советы

Ребенок в 4 года не говорит, но все понимает: возможные причины, что делать

Если ребенок в 4 года не говорит, нужно с этим что-то делать. Первое, что должны выяснить родители, — это причины, по которым малыш растет молчуном, и для этого нужно будет пройти осмотр у отоларинголога, психолога, логопеда, детского невролога и психотерапевта. Сегодня рассмотрим самые частые причины того, почему ребенок не говорит в 4 года. Комаровский — детский доктор, который заслужил доверие многих родителей. Именно его советами будем пользоваться для составления статьи.

Во сколько лет дети должны говорить и что именно?

Прежде чем начинать бить тревогу и жаловаться, что ребенок в 4 года плохо говорит (что делать с этим, мы расскажем далее), нужно разобраться, что и во сколько лет говорят дети по нормам. Если ваш малыш четырех лет произносит невнятно некоторые слова, это еще не повод для беспокойства. Чтобы точно понять, нужна ли вам помощь, сопоставьте следующие данные с развитием вашего чада:

  1. К году малыши уже очень активно общаются, и на смену агуканью приходят односложные «дай», «гав», «на» и тому подобное и повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и так далее.
  2. К полутора годам, крайний срок к двум, словарный запас расширяется, появляются простые фразы (пусть и не четкие) наподобие «Миша будет кушать», «пойдем гулять» и так далее. Если ребенок до сих пор общается отдельными слогами, то это должно насторожить, и нужно будет посетить логопеда в первую очередь.
  3. С трех лет малыш уже простыми фразами может описать происходящее, картинку из книжки, задавать вопросы.
  4. Ребенок плохо говорит в 4 года — это когда он до сих пор не может описать картинку, составить по ней простой рассказ, описать происходящее или какое-либо явление, не умеет составлять сложные предложения и до сих пор общается самыми простыми фразами.

Если малыш хорошо говорит, но редко, он, скорее всего, просто молчун. Но может быть, проблема и в психологическом плане, давайте будем разбираться в том, почему ребенок не говорит в 4 года (совсем, или говорит, но редко) или почему он говорит плохо. По каждой причине будут предложены варианты решения проблемы.

Недостаток внимания, общения

Если с самого рождения родители приучают малыша к самостоятельности что касается и просмотра мультиков, картинок, мало с ним проводят времени, не читают книжки, а на элементарные вопросы дают односложные ответы («да», «нет», «не сейчас», «отстань» и так далее), то малыш просто привыкнет к таком общению. Ребенок будет более комфортно себя ощущать без произношения лишних, как ему кажется, слов, да и вопросов много у него не возникнет, так как предыдущие односложные ответы не вызывают появления заинтересованности в чем-либо.

В данном случае ребенок в 4 года не говорит по простой причине — он вырос молчуном, и все благодаря «стараниям» родителей. Запомните: тихий ребенок не предел мечтаний и не идеал, он будет отставать в развитии от сверстников, так как ничем не интересуется и не развивается. Как бороться?

Начните вместе смотреть мультики, комментируйте их, задавайте ребенку вопросы, на которые ему нужно будет ответить фразой. Учите вместе песни и стихи, сами много рассказывайте ему, делайте так, чтобы малыш начинал задавать вопросы. Не отмахивайтесь от ребенка, и в скором времени из него получится настоящий болтун.

Индивидуальный темп развития

Если отставание небольшое и речь вашего малыша мало отличается от той, что произносят сверстники, то стоит ли вообще считать, что есть проблема? Возможно, ребенок в 4 года не говорит ровно так же, как сын соседки, из-за индивидуального темпа развития.

Бывает, что родители начинают переживать, если их ребенок сказал «мама» на месяц позже, чем ребенок друзей. Но подумайте, возможно, он раньше пошел, первый раз перевернулся и так далее. С небольшим отставанием малыш все же войдет в нужное русло и догонит по умению говорить своих одногодок.

Как ускорить процесс? Обычно ребенок плохо говорит в 4 года из-за отсутствия общения со сверстниками, то есть тот, что не посещает детский сад. Выход у вас один: отдайте малыша в сад, он в скором времени переймет от одногруппников слова и фразы, начнет общаться наравне.

Если ребенок посещает сад, но все равно отстает в развитии речи, то проконсультируйтесь с невропатологом, психологом, логопедом. Возможно, есть небольшие родовые или психологические травмы, а может, дело и правда в индивидуальном темпе развития.

Отсутствие мотивации

Если в первом пункте мы говорили о недостатке внимания со стороны родителей, то теперь поговорим о чрезмерной опеке. Балуя малыша своим чрезмерным вниманием, вы отнимаете мотивацию для высказывания своих желаний. Например: только запачкал ручки, вы уже бежите с платком. Если такое произойдет в саду и к нему никто не кинется на помощь, то ребенок не будет просить о помощи, а просто захнычет, требуя к себе внимания.

Итак, если ребенок 4 года мало говорит и делает это только в случае крайней необходимости, то мотивируйте его! Например, уберите с доступного места блюдо с конфетами или фруктами повыше. Пусть малыш не сам берет то, что нужно, а просит помощи у взрослых. Будет показывать пальцем на блюдо, не реагируйте, говорите: «Попроси нормально, словами». И все в том же духе.

Двуязычная семья

Если ребенок не говорит в 4 года, причина тому может крыться именно в том, что родители общаются то на одном, то на другом языке, а то и вовсе смешивают их. Детки, рожденные в двуязычных семьях, просто имеют право на отставание в формировании речи. Это может крыться в малом словарном запасе, в ошибках при составлении предложения, отказе от общения сложными предложениями, молчаливости. Малышу, чтобы просто понять, о чем идет речь, нужно сначала отделить один язык от другого, а потом подумать, как составить ответ или обращение.

Итак, если в двуязычной семье ребенок 4 года не говорит, что делать? Во-первых, пожалейте мозг своего малыша. Если вы легко отделяете один диалект от другого, то он этого сделать либо не может, либо реально «ломает мозг». Говорите с ним только на одном языке, не смешивайте слова и фразы. Потом обращайтесь на другом языке, который малышу тоже нужно усвоить. По большей части говорите на том диалекте, который будет основным (тот, что нужен в саду, в школе, для общения со сверстниками), а второстепенному языку уделяйте времени меньше.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье

Стресс угрожает не только взрослым людям, но и ребенку 4-5 года. Не говорит малыш совсем, произносит невнятные слова, заикается? Все это — последствия стресса, психологической травмы, испуга. Даже простые ссоры между родителями могут стать неблагоприятной обстановкой для развития ребенка. Малыш начинает бояться громких звуков, опасается и слово сказать, замыкается в себе. Это тревожные сигналы!

Обстановка в доме должна быть если уж не веселой, то хотя бы спокойной. Исключите скандалы при ребенке, он не должен этого видеть. Если малыш — постоянный свидетель родительских ссор, то у него будет постоянный стресс, который станет причиной отставания в развитии, а это чревато для будущего. Если ребенок в 4 года почти не говорит и причина этому — уже прошедшие скандалы, испуг по любому другому поводу и вы сами не справляетесь с положением, то есть один путь — идти к психологу, который специализируется на работе с детками. Не рано ли в таком возрасте «промывать мозги»? Это один из самых часто задаваемых вопросов. Ответ один: рано не бывает, бывает уже поздно!

Негативное отношение ребенка к разговорам

И такое тоже бывает. Многие родители охают и ахают, как только услышат от своего чада новое слово, а то и словосочетание, а потом надоедают ребенку с просьбами сказать так бабушке, дедушке, соседке и так далее. Стремление «разговорить» малыша может обернуться негативно. Ребенку надоест повторять заезженную фразу всем подряд, и каждое произнесенное слово будет только его утомлять, вызывать негативные ассоциации.

Как поступить? Да просто прекратите надоедать ребенку с просьбой сказать то-то и то-то. Через некоторое время малыш отдохнет от назойливости и станет нормально общаться, задавать вопросы, отвечать на них, пополнять словарный запас.

Генетическая предрасположенность

Если ваш ребенок в 4 года не говорит, то поинтересуйтесь у своих родителей, когда вы стали разговаривать. Все дело может быть в генетике, а это сильнейшая вещь. Бывает, что дети долго не говорят, чем начинают пугать своих родителей, а потом резко выдают целые «поэмы», чем родителей уже удивляют.

В любом случае, если без видимых причин отмечается отставание в речевом развитии, то нужно будет обойти врачей, дабы на ранних сроках выявить возможные нарушения неврологического или психологического характера. Но не паникуйте, не заставляйте ребенка «быстро что-нибудь сказать». Таким образом вы сделаете только хуже, малыш начнет замыкаться в себе, и желание говорить у него совершенно пропадет.

Тяжелая беременность или родовые травмы

Нервная система крохи формируется внутриутробно. Если во время беременности были осложнения, будущая мать переносила вирусные заболевания, была постоянно в состоянии стресса, то это все могло сказаться на формировании нервной системы.

Другая причина — травмы черепа при рождении, которые стали причиной нарушения мозговой деятельности. Чаще эта деятельность быстро восстанавливается, очень редко дает серьезные сбои, и бывает иногда, что по этой причине ребенок отстает в развитии, в нашем случае — речевом.

По обеим причинам сбои устанавливаются в более раннем возрасте. Например, ребенок к половине года еще не агукает, не улыбается, не хватает палец и игрушки, и многое другое. Но если травма не сильная, то узнать о ее наличии можно и в более позднем возрасте — к четырем или пяти годам, когда отставание в речи будет слишком явным.

Активировать речевой центр в мозге помогают упражнения по развитию мелкой моторики. Многие считают, что все это ерунда и речь с пальчиками никак не связана. Но нервные окончания — это загадочная вещь, и за центр речи отвечает именно выработанная мелкая моторика. Купите развивающие игры для работы руками: протягивать нитки через дырочки, пазлы и так далее. Просто дайте ребенку перебирать макароны, с закрытыми глазами, на ощупь угадывать, сколько в пуговичке дырок, и так далее.

Конечно, без профессиональной помощи невролога и логопеда вам не обойтись, но предложенные упражнения очень сильно помогут.

Нарушения слуха

Если малыш не говорит к четырем годам совсем или все его фразы сбиты, непонятны даже самые простые слова, то, возможно, у него нарушения слуха. Когда малыш плохо воспринимает слова на слух, он не может их правильно воспроизвести. И дело может крыться не в полной глухоте, которая определяется раньше, а в частичной, которую можно не заметить даже очень внимательному родителю.

Глухота у ребенка может быть наследственной или приобретенной: внутриутробное инфицирование, осложнения при беременности мамы, травмы при родах, осложнения после простудных заболеваний в младенчестве. Здесь потребуется квалифицированная помощь отоларинголога, невролога, логопеда, педиатра и так далее.

Пока проходите курс лечения, не отчаивайтесь и не останавливайте обучение малыша. Начните говорить более громко и четко, занимайтесь с ребенком, вместе проговаривая фразы, читая стихи, пойте песни — все это очень помогает в развитии речи, а стихи и песни проще и легче воспринимаются на слух, даже ослабленный.

Детский аутизм

Аутизм — это не приговор, это особенность малыша, живущего в своем собственном внутреннем мире. Ребенок не нуждается в постороннем общении, ему не плохо без разговоров, а вполне уютно в своей комнатке с бумагой и карандашами — часто дети-аутисты общаются и передают свое настроение и эмоции именно через рисунки, и родители учатся так их понимать. Немаловажную роль в развитии этих особенных детей играют именно родители, бабушки и дедушки. Но нельзя принуждать малыша к общению, если он этого не хочет, придется смириться с его настроением.

Обязательно детки с аутизмом должны наблюдаться у невролога, психолога и психотерапевта. С годами малыш все менее будет отличаться от ровесников, но для этого должны очень постараться и врачи, и родители.

Мало общения с живыми людьми

Ребенок не хочет говорить в 4 года? А вы не замечали, что по мере вашей усталости и занятости с ребенком все больше общается планшет, компьютер, телевизор и так далее? Ребенок занят видеоиграми, просмотром телевизора (по которому сейчас ничего полезного для детей не показывают), вместо того чтобы с мамой учить новый стих или песню, выходить на прогулку для общения и игр с другими детьми. Если вы понимаете, что отставание в развитии речи или просто отказ ребенка от общения стал итогом усердного просиживания за гаджетами, то пора что-то менять, не так ли?

Уберите подальше все компьютеры, телефоны, отключите телевизор и займитесь своим ребенком сами. Рассказывайте сказки, а потом просите пересказать услышанное, учите стихи для деток вашего возраста, придумывайте веселые игры и занятия, при которых нужно будет общаться. Первое время будет сложно, ведь малышу будет так не хватать любимого планшета (возможны истерики на этом фоне и отказ от других занятий), но все это — только временные трудности. От гаджета, как от наркотика, вскоре все отвыкают и начинают интересоваться «живыми» развлечениями.

Как научить ребенка говорить в 4 года

Главное — это то, что вы заметили проблему, признали ошибки и начали исправлять ситуацию. Первым делом нужно обратиться к логопеду и детскому психологу. Посещать этих специалистов нужно будет стабильно, по мере решения проблемы. Но и дома вы должны заниматься с малышом, чтобы он быстрее начал нормально для его возраста общаться:

  1. Если дело в недостатке общения, то срочно меняйте отношения в семье. Начинайте больше интересоваться делами ребенка, спрашивайте, как дела в детском саду, что они проходили, что им рассказали, что снилось ночью и так далее. Провоцируйте возникновение у ребенка вопросов, и дело само заладится.
  2. Читайте, учите скороговорки, стихи, ходите на экскурсии, в зоопарк, да просто в парк!
  3. Готовьте обеды и ужины вместе, при этом нужно общаться. Например: «Мы сегодня будем готовить…» — ребенок должен продолжить. «Для этого нам понадобится…» — малыш должен перечислить продукты, которые потребуются в процессе приготовления.
  4. Придумывайте стихи сами. Вы говорите фразу или слово, а ребенок пусть придумает слово в рифму.

Упражнений для ускорения развития речи очень много, и вам придется много работать, чтобы малыш скорее начал полноценно с вами общаться!

Что делать, если ваш ребенок не говорит

Сначала эти родители думали, что нежелание их детей было простой застенчивостью. Но вскоре они узнали, что бороться с селективным мутизмом всегда непросто.

Фото: iStockphoto

Сын Джулии Хадсон* Тайлер был болтливым дошкольником . Но в два с половиной года мальчик Гамильтон изменился. «Как только мы выходили из дома, он замолкал, — говорит мама Тайлера. «В продуктовом магазине он поворачивал голову и молчал, если я или кто-либо задавал ему вопрос». Обычно болтая со своими бабушкой и дедушкой, Тайлер также перестал с ними разговаривать.

«Я думал, что это всего лишь фаза», — говорит Хадсон. «Вероятно, мы позволили этому продолжаться слишком долго — около года». Во время посещения школы перед детским садом Хадсон прочитал информационный лист о типичных вехах развития . «Он был на высоте во всем, но все еще не разговаривал вне дома». Поэтому она связалась со школьным советом, чтобы спросить, где она может получить помощь для своего сына. Ей дали контактную информацию Анжелы МакХолм, детского психолога, специализирующегося на селективном мутизме в Центре психологических услуг Университета Гвельфа (Онтарио), а также в Детской больнице Макмастера в Гамильтоне.

Когда Хадсон описала своего сына, Макхолм согласилась, что это звучит как избирательный мутизм, состояние, основанное на тревоге . «Это чрезмерный страх быть услышанным или увиденным в определенных ситуациях», — объясняет Макхолм. «Она чаще всего развивается в раннем школьном возрасте — в то время, когда появляются другие распространенные фобии, такие как боязнь темноты».

«Я начал наблюдать за своим сыном и ясно понял, что это реакция страха, — говорит Хадсон. «Его глаза расширялись, и он отступал назад. Мы чувствовали себя виноватыми и злились на себя, потому что подталкивали его к разговору. Это было абсолютно неправильно».

Все дети с избирательным мутизмом чувствуют себя менее комфортно, говоря в различных ситуациях, говорит Макхолм. Но где и как они говорят, варьируется от ребенка к ребенку. «Некоторые дети с избирательным мутизмом говорят везде, но качество их речи разное. Они могут использовать меньше слов, говорить тихо или только шепотом. Как правило, эти дети более свободно разговаривают дома с ближайшими родственниками и менее комфортно разговаривают в школе».

Говорит Кэрри Мур* из Торнхилла, Онтарио, о своем сыне Джошуа (тогда ему было три года): «Мы болтали на публике, и если кто-то проходил мимо, он прекращал говорить на полуслове — как выключал выключатель. Когда ему было четыре, он прикрывал рот, если что-то было забавным, чтобы люди не видели, как он улыбается, и он до сих пор иногда делает это (в восемь)». Хотя он никогда не пел в школе, все школьные песни он распевал дома. «Учителя думали, что он ненавидит музыку или просто не обращает внимания».

Как и Джошуа, многих детей с избирательным мутизмом неправильно понимают. «Некоторых считают оппозиционерами или дерзкими», — говорит Макхолм. «Но на самом деле ребенок не может говорить, потому что он парализован сильным беспокойством». У детей с избирательным мутизмом могут быть несчастные случаи с туалетом, потому что они не хотят привлекать к себе внимание посещением уборной.

Как найти помощь

Пока эти дети молчат, их родители быстро учатся говорить. Многие говорят, что искать помощи сложно, долго, дорого и часто разочаровывает. После того, как Ребекка Мейсон* из Торонто проконсультировалась со своим семейным врачом по поводу своей дочери Элли (тогда ей было три года), они столкнулись с листами ожидания. В конце концов, психолог диагностировал селективный мутизм и проводил с Элли еженедельные часовые сеансы игровой терапии в течение семи месяцев в детской и подростковой психиатрической клинике при больнице. «Затраты были покрыты OHIP, но я не получила отзывов и никаких улучшений», — говорит она. «У меня сложилось впечатление, что у психолога не было опыта работы с селективным мутизмом».

В школе Мейсон столкнулся с похожими проблемами. «Меня заверили, что Элли из этого вырастет. Этих детей часто не замечают в школе, потому что они не доставляют никаких проблем. Они следуют правилам, потому что не хотят, чтобы их выделяли». Наконец, после «пошаривания по Интернету» и разговоров с друзьями, она нашла опытного в этой области психолога. Они встречались с ней около пяти раз в течение года. «Она никогда не задавала Элли прямых вопросов, поэтому никакого давления на нее не было, — говорит Мейсон. Вместо этого они играли в настольную игру «Угадай, кто?». вместе. Элли сказали, что она может прошептать ответ своей маме, если захочет.

Психолог также показала Элли фотографии, от счастливых лиц до испуганных, чтобы выяснить, где, когда и с кем ей было удобнее разговаривать. Например, она попросила Элли обвести кружком свои чувства, когда к ней обратился учитель. После нескольких сеансов Мейсон пригласил психолога на школьную встречу с учителем и директором. «Психолог объяснил, что селективный мутизм — это настоящая фобия, которую нужно лечить», — говорит Мейсон. «Они слушали, потому что это исходило не от меня. Самое большое препятствие в том, что другие люди не считают меня сумасшедшим. Такое ощущение, что никто не знает об этом состоянии».

Хотя Мейсон почувствовала облегчение, получив квалифицированную помощь, ей пришлось платить за нее 175 долларов в час. Рабочая страховка ее мужа покрывала всего 500 долларов, так что далеко не уедешь.

Что родители могут сделать в случае избирательного мутизма

«Родители должны играть ключевую и непосредственную роль в вмешательстве и поддержке своего ребенка», — говорит Макхолм. «Им часто приходится брать на себя инициативу в обучении профессионалов, с которыми они работают».

Хадсон так и сделал. Сначала она попросила классного руководителя своего сына и учителя учебных материалов прочитать книгу «Помощь ребенку с селективным мутизмом», написанную Макхолмом и двумя другими специалистами. Чтобы получить постоянный совет, Хадсон и ее муж встречались шесть раз (по 125 долларов за часовую встречу) с Макхолм, а также присылали ей вопросы по электронной почте. Затем Хадсон организовал часовую телефонную конференцию с учителями Макхолма и Тайлера. Наконец, она попросила у своего работодателя выходной по пятницам, чтобы она могла работать со своим сыном в школе.

Для своей программы Хадсоны использовали «иерархию воздействия» Макхолма или подход стремянки. Родители и педагоги определяют людей, места и виды деятельности, которые позволяют ребенку говорить наиболее комфортно. Затем постепенно, маленькими шажками ребенок отрабатывает говорение в разных местах, с разными людьми. Поскольку Тайлер наиболее уверенно разговаривал со своими родителями дома, им нужно было прийти в школу и действовать как «коммуникационный мост».

Дважды в неделю от 15 минут до часа Хадсоны встречались с Тайлером в школе, начиная с сентября, когда он был в младшем детском саду. Сначала они вместе играли с Паровозиком Томасом в комнате. «Мы использовали занятия, которые приводили его в такое возбуждение, что он не думал о том, что разговаривает в школе», — говорит Хадсон. В более поздние визиты они вместе бросали бумажные самолетики в школьных коридорах, произнося «1, 2, 3» перед каждым запуском. В конце концов, они перенесли свое игровое время в спортзал и в комнату, которая была еще ближе к классу. Прогресс был небольшим, но устойчивым. К марту он шептался в школе.

Наконец, Хадсон принес самолеты в класс Тайлера. «Дети были очарованы и присоединились к нам за столом». В последний день занятий в июне Тайлер поднял самолет и сказал своим друзьям: «Эй, ребята, вы должны бросить его вот так!» Это был прорыв.

Мейсон с помощью психолога и книг провела аналогичную программу в школе для своей дочери.

Почему важна профессиональная помощь

Если семьям предлагается лечение в школе, часто приглашают логопеда. и проблема языка — это проблема психического здоровья», — говорит МакХолм. «Лучше всего работает совместный подход с участием родителей, опекунов и различных специалистов».

Поиск таких профессиональных сотрудников может быть сложной задачей. После просмотра документального фильма с участием Элизы Шипон-Блюм, директора Центра исследований и лечения селективного мутизма в Филадельфии, Кэрри Мур выложила 700 долларов за часовую консультацию по телефону. «Она дала нам конкретные стратегии, — говорит она. «Это были лучшие деньги, которые я когда-либо тратил».

Прогресс и выздоровление от селективного мутизма

Такие родители, как Мур, знают, что нельзя терять время. «Раннее вмешательство лучше всего», — говорит Макхолм. «Дети не просто перерастают это. Чем дольше сохраняется проблема, тем сложнее ее преодолеть. Я вижу 16-летних, которые молчали всю свою школьную карьеру. К тому времени возможность дружбы со сверстниками, окончания средней школы и романтических отношений кажется пугающей».

К счастью, если приложить много усилий, дети могут стать лучше. Сейчас, когда Элли шесть лет, Мейсон все еще занимается в школе. «Элли больше разговаривает с одноклассниками на детской площадке и с соседями, — говорит она. «Со всей той работой, которую мы вложили в это, прогресс довольно небольшой». Как Элли говорит своей маме: «Я пытаюсь говорить, но мой рот не издает звуков. Мои слова застряли».

Кэрри Мур видит, как расцветает ее сын. На недавнем школьном представлении Джошуа, которому сейчас восемь лет, спел песню — в комплекте с движениями рук. «Я плакал через все это. Избирательный мутизм все еще существует, но намного лучше», — говорит она. Тем не менее, она удивляется, почему ей было так сложно получить помощь. «Это была моя жизнь. Я ложился спать, думая о том, как я могу помочь своему сыну на следующий день. Разочаровывает, что мне пришлось во всем этом разбираться самому».

Через три года после постановки диагноза Тайлер Хадсон, которому сейчас пять с половиной лет, «чувствует себя хорошо», говорит его мама. «Хотя он строг к себе. Мы обращаем внимание на его тревогу — она всегда у нас в голове».

Это когда-нибудь просто застенчивость?

«Некоторые дети могут показаться застенчивыми и тихими, когда они впервые приспосабливаются к новой школе или детскому саду. Но если вы все еще беспокоитесь о своем ребенке после разумного периода адаптации в течение месяца или двух, поговорите со своим семейным врачом или педиатром», — говорит детский психолог Анджела МакХолм. После исключения физических причин, таких как проблемы со слухом, врач может направить вас в детскую психиатрическую службу. Социальный работник или психолог может провести первоначальную оценку общего развития и проблем с речью и языком, включая проверку психического здоровья.

Факты об избирательном мутизме

• Избирательным мутизмом страдают до двух процентов детей школьного возраста.
• У детей-иммигрантов из семей языковых меньшинств в три раза выше вероятность развития селективного мутизма.
• Факторы риска включают семейный анамнез тревожности, застенчивости или избирательного мутизма, а также ранние языковые трудности и адаптацию к новой культуре.
• Приблизительно у одной трети детей с селективным мутизмом имеются какие-либо ранние языковые трудности.
• Дети с селективным мутизмом также подвержены риску развития других форм тревоги, наиболее распространенной из которых является социальная тревога, за которой следуют тревога разлуки и перфекционизм.

*Имена изменены по запросу.

Подробнее:
Новое исследование: детская застенчивость связана с взрослой тревожностью
Почему дети-интроверты такие классные
Социальная тревожность: как помочь детям, которые не хотят присоединиться к

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.

  • Электронная почта*
  • CAPTCHA
  • Согласие*

    Да, я хочу получать Сегодняшнюю рассылку для родителей . Я понимаю, что могу отказаться от подписки в любое время.**

В РЕЗУЛЬТАТЕ: Дети Психическое здоровье Воспитание Социальные навыки Особые потребности

Что делать, если ваш ребенок еще не говорит

Поздно заговорившие: что делать, если ваш малыш еще не говорит

Мой ребенок еще не говорит! Почему мой малыш не говорит? Сколько слов должен сказать двухлетний ребенок? Это распространенные вопросы, которые родители задают себе, беспокоясь о том, что их поздно заговоривший малыш.

Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок не говорит, и считаете, что он должен говорить, он может быть тем, кого вы называете поздним говорящим . Поздние разговоры на самом деле более распространены, чем думает большинство людей. Просто введите «18-месячный ребенок не разговаривает», и вы обнаружите, что многие обеспокоенные родители беспокоятся о том же.

Логопед Мэри Пэт О’Мэлли сегодня здесь, чтобы ответить на ваши вопросы о детях, которые «поздно начинают говорить», и дать советы о том, что делать, если вы обеспокоены тем, что ваш малыш еще не говорит.

В этой статье мы ответим на следующие вопросы:

  • Что такое поздний разговор и почему мой малыш еще не говорит?
  • Когда ребенок начинает говорить поздно?
  • Когда дети обычно произносят свои первые слова?
  • Насколько распространены поздние разговоры и перерастают ли дети это?
  • Почему одни дети начинают говорить позже, чем другие?
  • Мой ребенок поздно начинает говорить, потому что говорит более чем на одном языке?
  • Когда мне следует обратиться к логопеду/патологу, чтобы узнать больше о поздно говорящих?
  • Что я могу сделать дома, чтобы помочь своему позднему говорящему?

Поздно говорящие

Итак, вы задаетесь вопросом, почему ваш ребенок еще не говорит или почему ваш малыш поздно начинает говорить, и вам нужна достоверная информация о том, что к чему.

В этом посте я отвечу на ваши вопросы о «детях, которые еще не разговаривают», используя самые последние и достоверные исследования.

Обратите внимание, что индивидуальный опыт в разных семьях отличается, и все дети разные. Однако, если вы беспокоитесь, важно признать это чувство и принять меры.

Что такое поздно говорящий?

Так что же такое поздний болтун? По сути, если вашему ребенку 24 месяца и он еще не использует 50 слов, его можно считать поздним говорящим.

Но чтобы правильно ответить на этот вопрос, сначала нужно узнать о понимании и выражении.

Понимание — это то, что ребенок понимает. Вы говорите « Возьми пальто, шапку и шарф » (не указывая на них и не сказав « Мы идем на прогулку» ), и они, например, идут за ними.

Выражение — это то, что они говорят — слова, которые они используют — не то, как они их произносят, а такие слова и фразы, как: мама ушла , смотри мама , птичка и так далее.

Лесли Рескорла, исследователь в этой области, говорит, что задержка экспрессивной речи подобна лихорадке. Это симптом, встречающийся при многих заболеваниях . Так же, как дети с потерей слуха или расщелиной неба. Это усложняет диагностику «позже говорящих».

Но здесь мы говорим о Поздно говорящих, у которых нет других состояний, таких как аутизм или синдром Дауна.

Когда ребенок считается поздно говорящим?

Обычно считается, что дети поздно начинают говорить, когда им от 18 до 35 месяцев, они понимают, что вы им говорите НО  у них ограниченный словарный запас .

Это означает, что они не используют много слов или много разных слов и словосочетаний.

Чтобы ребенка считали поздно начинающим говорить, все остальные области развития должны быть в порядке. Такие вещи, как их игровое развитие, когда они начали ходить, их слух и так далее.

Итак, если ваш ребенок развивается в других областях, но пока не говорит, это может быть причиной.

Однако, как мы знаем, жизнь не всегда так проста, как исследования, и у некоторых поздно говорящих также может быть задержка в понимании.

Как узнать, поздно говорит ли мой ребенок?

Если вашему ребенку 24 месяца, и он еще не использует 50 слов, он считается заговорившим поздно.

Элизабет Пенья, еще один признанный исследователь, говорит, что в возрасте 18-20 месяцев вы должны ожидать, что ваш ребенок будет использовать ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ 10 слов и эти слова будут распределены по языкам для двуязычных детей. Таким образом, у них может быть больше слов на одном языке, чем на другом. Вас интересует общее количество слов.

Когда дети обычно произносят свои первые слова?

Первые слова обычно появляются в возрасте от 8 до 15 месяцев, в зависимости от того, что вы читаете.

Сначала рост идет медленно, 18-месячные дети учат около 10 новых слов в месяц.

Не зацикливайтесь на числах. Когда дело доходит до раннего языкового развития, между детьми так много различий, что есть только приблизительные ориентиры.

Также важно подумать о том, для чего они используют эти слова. Все дело в общении — так они просят повторить или остановить что-то вроде щекотки? Протестуют, что-то отвергают, комментируют? И так далее.

В возрасте от 17 до 20 месяцев происходит быстрый всплеск словарного запаса, поскольку они приближаются к отметке в 50 слов и ежедневно учат несколько новых слов. Большинство возрастов и стадий, с которыми вы сталкиваетесь, основаны на одноязычных детях, но основные этапы аналогичны для двуязычных детей.

Дети развиваются с разной скоростью, но важно видеть постоянный прогресс.

Насколько распространены поздние разговоры?

На самом деле поздние разговорчики встречаются чаще, чем думают многие родители. Опять же, оценки различаются, но около 15% детей в возрасте 2 лет имеют медленное начало и развитие выразительной речи.

Дети вырастают из этого?

Еще один вопрос, на который сложно ответить, но около 50% поздно говорящих набирают нормальные показатели к 3 годам по показателям словарного запаса и имеют нормальный диапазон грамматических и разговорных навыков к школьному возрасту.

Поздно расцветающие — так называют детей, которые наверстывают упущенное в возрасте 3-5 лет.

НО есть исследования, показывающие, что дети, у которых была задержка экспрессивной речи в возрасте от 24 до 31 месяца, имели более слабые языковые навыки в подростковом возрасте. Несмотря на то, что их языковые баллы были в среднем диапазоне, они все же хуже, чем их сверстники, по словарному запасу, грамматике и вербальной памяти.

Есть также исследования, показывающие, что дети, у которых есть задержки в понимании и выражении речи, могут испытывать трудности с обучением чтению.

Вы не можете знать заранее, будет ли ваш ребенок поздно расцветать. Определенно не стоит рисковать тем, что они вырастут из этого.

Трудно предсказать, кто из него вырастет, а кто нет.

Дети, которые подвергаются наибольшему риску того, что они не вырастут, это дети, у которых есть семейная история задержки речи, у которых также задержка понимания и у которых мало жестов.

Лучшие жесты для развития речи — это те, которые добавляют смысл.

Что это значит? Он качает головой, говоря « вода ». По сути, они говорят: « нет воды » или « мне не нужна вода ». Жест расширяет значение слова. Качание головой при произнесении « нет » не расширяет значение слова.

Почему одни дети начинают говорить позже, чем другие?

В настоящее время нет четкого ответа на вопрос, почему некоторые малыши поздно начинают говорить. Раннее развитие речи варьируется от одного ребенка к другому.

Но у поздно говорящих, как правило, есть общие черты, такие как семейная история ранней задержки речи, мальчик, рождение с массой тела менее 85% от их оптимального веса при рождении или срок менее 37 недель беременности.

Мой ребенок поздно начинает говорить, потому что мы говорим более чем на одном языке?

Определенно нет!

Все больше людей в мире говорят на двух или более языках, но в большинстве исследований, как правило, участвуют дети, говорящие на одном языке.

На языковое развитие вашего ребенка влияет объем информации, которую он получает, и возможности, которые у него есть, чтобы использовать имеющийся у него язык(и). Но владение более чем одним языком не вызывает даже временной задержки в языковом развитии.

Важно указать, с какими языками знаком ваш ребенок, с кем он на них говорит, а также получить приблизительное представление о том, в какой степени знакомство с каждым языком и использование каждого языка типично для вашего ребенка.

Пожалуйста, не сравнивайте развитие языков вашего ребенка с развитием языков других детей. Для двуязычных семей каждая семья уникальна, и сравнения бесполезны, если языковая среда и опыт не совпадают, а это уникально для каждого ребенка.

И не сравнивайте их с одноязычными детьми — это некорректное сравнение.

Элизабет Пенья говорит, что двуязычие похоже на торт. Например, если вы готовите малиново-яблочный пирог, оба вкуса уникальны, и вместе они усиливают вкус целого. Торт — это не то и не другое — это уникальное сочетание.

Если у вас есть двуязычный ребенок, ознакомьтесь с нашим постом о воспитании двуязычных детей.

Мой малыш еще не говорит, что мне делать?

Если вы задаетесь вопросом, почему ваш малыш до сих пор не говорит, вам следует обратиться за помощью как можно раньше, особенно если что-либо из следующего имеет отношение к вашей ситуации.

  • Ваш 18-месячный ребенок еще не говорит или не использует как минимум 20 слов. Это включает в себя различные типы слов, такие как существительные или названия вещей (чашка, бисквит для печенья), глаголы или слова действия (есть, идти), предлоги или слова местоположения (вверх, вниз), прилагательные или описывающие слова (горячий, мой ) и социальные слова (привет, пока). Малышам нужны разные типы слов, чтобы они могли объединять их в фразы, например, «хочу бисквит», когда они хотят печенье.

или

  • У вас есть ребенок в возрасте 24 месяцев, и он не использует по крайней мере 100 слов и не объединяет 2 слова вместе. Сочетания слов должны быть оригинальными. Фразы типа Спасибо. Я хочу, все прошло, что это? не являются подлинными фразами. Это фрагменты, которые изучаются как единое целое. Примеры реальных словосочетаний исходят от самих детей, которых они раньше не слышали. Такие вещи, как: «кошечка пропала» или «грязное платье».

Никогда не рано обратиться к SLP, если вы считаете, что поздно говорите, особенно для вашего собственного разума.

Мы можем оценивать детей с самого раннего возраста. И лучше получить направление и не нуждаться в направлении, чем нуждаться в нем и застрять в листе ожидания.

Пожалуйста, прислушайтесь к своей интуиции и игнорируйте комментарии вроде « О, он слишком молод, чтобы увидеть SLP ». Это просто неправда! И результаты для детей, у которых диагноз поставлен позже, не столь позитивны, как при раннем выявлении проблемы.

Если вы воспитываете двуязычных детей, то в идеале вам нужен SLP, имеющий опыт работы с двуязычными семьями. Если это невозможно, прочитайте этот пост, прежде чем идти, чтобы вы были готовы и знали, что сказать.

Как заставить моего малыша говорить?

Вот 5 советов, как научить малыша говорить.

Не стесняйтесь использовать это изображение, ТОЛЬКО если вы ссылаетесь на этот пост

1. Получите направление к SLP

Обратитесь к профессионалу. Не слушайте только своих друзей.

Если вы воспитываете двуязычных детей, обратитесь к SLP, имеющему опыт работы с многоязычными семьями. Не принимайте совет отказаться от языка — это предложение не подтверждается никакими исследованиями и не является лучшей практикой.

Не чувствуйте себя обязанным следовать подходу «один человек — один язык», так как это не единственный и не самый эффективный способ развития многоязычия, и он может показаться несколько неестественным.

Рекомендуем:
Языковые стратегии для воспитания двуязычных детей

2. Проверьте слух вашего ребенка

Это обычное явление, когда 18-месячные дети не разговаривают. Может быть основное состояние, поэтому проверьте, чтобы убедиться, что все в порядке. Ты никогда не узнаешь.

3. Выделите 30 минут в день

Если вы обеспокоены тем, что выразительная речь вашего ребенка не прогрессирует, выделите какое-то одно время, когда вы будете полностью сосредоточены на общении с ним.

В течение этих 30 минут вы хотите внимательно понаблюдать за ними и узнать, что их интересует? На что они смотрят? Играть с? Речевая речь детей развивается лучше, когда мы даем им название предмета, на который они смотрят, или действия, которое они совершают, чем когда мы пытаемся направить их внимание на то, что нас интересует.

Значит, это должно звучать примерно так: О, ты подходишь к дивану. Плюх! Ты сел! А не так: Смотри, Джейми, вот книга. Посмотрите на книгу. Это маленькое действие, которое последовательно предпринимается, будет иметь значение.

Прочтите этот пост, чтобы узнать больше о том, как заставить вашего малыша говорить.

4. Ведите дневник общения

Теперь не паникуйте — это не должно быть чем-то необычным — просто где-нибудь вы можете записать, как они общаются. Так что они могут использовать все свое тело — они отходят, чтобы сказать Я не хочу этого. Или они используют слово с жестом, например, качают головой и говорят Нет.

Y Вы также хотите посмотреть, о чем они говорят. Они называются коммуникативными намерениями и действительно важны, потому что словарного запаса недостаточно.

Им нужен опыт использования слов, чтобы сообщить о том, что для них важно.

Таким образом, это включает в себя такие вещи, как: приветствие вас, когда вы приходите домой, знак прощания или до свидания, просьба о действии, например, поднятие рук для общения Подбери меня , отклоняй что-то, комментируй.

Это можно сделать с помощью слов, жестов или движений всего тела. Вы хотите, чтобы новые слова появлялись в течение месяца.

5.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *