Содержание
Когда идти с ребенком к логопеду, ответы на главные вопросы
Молодые родители, наблюдая развитие малыша, с нетерпением ждут, когда он заговорит. Первыми возникают звуки, затем образуются слоги. Лишь после появляются слова. Вот уже кроха мило лепечет на своём языке. Но выясняется, что сын подруги к этому возрасту называл предметы и говорил фразами. Некоторых родителей это беспокоит. Что делать? Ждать, когда «разговорится»? Идти к логопеду? Давайте выяснять.
Диагноз «задержка или нарушение речевого развития» может поставить только врач. Ни опыт подруг, ни обсуждения на форуме не должны стать основанием для окончательных выводов. Однако, родители должны знать основные этапы речевого развития. Важно не пропустить ситуацию, когда действительно требуется обратиться к специалисту.
Признаки нормального развития речи
Речь – инструмент общения. Формирование речевого аппарата тесно связано с психическим развитием и приобретением жизненного опыта. Ребенок учится говорить, копируя взрослых. Мамины песенки, прибаутки, проговаривание действий способствуют освоению речи. А вот мультфильмы – наоборот замедляют процесс. Дети должны вовлекаться в диалог, а не просто слушать или смотреть картинки.
Если малыш с рождения слышит речь, то к 12 месяцам он освоит следующие навыки:
-
Гуление – протяжное произнесение гласных звуков и слогов: га, ба, уа. -
Лепет – многократное повторение одного слога: мамама, бабаба, дадада. -
Первые слова, состоящие из простых слогов: мама, папа, баба. -
Могут появиться сложные слова, произносимые на собственный лад. Макая – маленькая, дека – девочка.
Активный словарь ребенка должен выглядеть следующим образом:
-
1,5 года – 20-40 слов; -
2 – 50-200; -
3 – 800-1000; -
4 – 1600 – 1900; -
5 лет – 1900-2200.
Нужно осознавать, что понятие нормы — относительно. Но ориентируясь на логопедический календарь, легче отследить, как идет речевое развитие детей.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Специалист, который работает с дефектами речи, называется детский логопед. Прежде чем записываться на прием, понаблюдайте.
-
Если вы видите, что малыш до года понимает обращенную к нему речь, гулит, лепечет в ответ – развитие идет правильно. -
В 1,5-2 года появляются фразы и простые предложения. -
В 2-3 – маленький человек активно общается со сверстниками, обогащая словарный запас. -
В 3 — осваивает свистящие звуки, а в 4 – шипящие. -
Произношение сложных Р и Л устанавливается в 5-6 лет. -
Ребенок старше 6 четко говорит слова, свободно строит предложения, составляет рассказ.
Если вы заметили отклонения, проконсультируйтесь со специалистом. Идти к логопеду имеет смысл не раньше 2-х лет. Обязательно посетите врача перед школой.
Рассмотрим особенности речевого развития у дошкольников более подробно.
1 ГОД
От года до двух кроха осваивает около 20-60 слов. Они имеют значение предложений: называют предметы, людей или действия (мама, дай, на). Малыш выучивает сложные слова, которые называет на свой лад: «мако» — молоко. Логопеды говорят не исправлять ошибки, а самим правильно называть нужный предмет, повторяя за ребенком. Например: «Что ты будешь пить? Молоко?».
2 ГОДА
От 2-х до 3-х речь заметно совершенствуется. Простые слова заменяются сложными. Дети начинают использовать предложения, состоящие из нескольких слов. Малыш чаще задет вопросы: «Почему?», «Где?». Появляются прилагательные, предлоги, союзы. Речь становится выразительной, грамматически правильной. Может сохраняться смазанное произношение. Кроха пропускает буквы или меняет слоги местами. Говорит то правильно, то неправильно, а иногда вовсе предпочитает молчать.
3 ГОДА
С 3-х до 4-х лет активный словарь детей становится более обширным. К этому возрасту случается садик или школа развития, добавляется общение со сверстниками.
Появляются новые звуки, которые раньше малыш не мог правильно произносить. Ребенок учится употреблять глаголы, прилагательные. Согласует их с существительными. Умело пользуется местоимениями, знает понятие рода, числа. До 4-х лет дети осваивают обобщающие термины: посуда, одежда, животные. Могут дать оценку: хорошо, красиво, чисто. Способны заметить ошибки в произношении у сверстников.
4 ГОДА
С 4-х до 5-ти лет речь продолжает улучшаться. Четырёхлетка говорит связно, способен рассказать небольшую историю. Слова в предложении согласуются почти без ошибок. Могут быть трудности с образованием множественного числа. Например: карандаш – карандаши, зеркало – зеркалы. Если взрослый подскажет правильный вариант, малыш легко запомнит. Дети начинают «играть» звуками. Придумывают рифмы, поют песни, учат стихи. Способны запомнить и правильно назвать фамилию, имя, отчество. К пяти годам дети активно общаются, речевое развитие идет полным ходом.
5 ЛЕТ
В возрасте 5-6 лет происходит качественный скачок в развитии. Дети способны рассказывать не только истории из жизни, но пересказывать небольшие истории, описывать картинки. Ошибок становится меньше, а сложных слов и предложений – больше. Получается произносить Р и Л – самые непростые звуки. Звукопроизношение чёткое и правильное.
6 ЛЕТ
К шести годам речевой аппарат почти полностью сформирован. Дети готовятся к школе, где им предстоит освоить чтение и письмо. В этом возрасте родители обязаны обратить пристальное внимание на речь. Ребёнок должен говорить связно и понятно. Если наблюдаются речевые дефекты, необходимо привести малыша к логопеду.
Памятка для родителей
Чтобы разговорить ребенка, необходимо следовать советам специалистов.
-
Будьте примером. Говорите правильно, разборчиво, называйте вещи своими именами. Обогащайте свой лексикон. Не бойтесь использовать сложные слова, не забывая пояснять их значение. -
Не злоупотребляйте соской-пустышкой. -
Если кроха предпочитает молчать, хотя умеет объясняться словами, перестаньте на время понимать жесты и мимику. Выполняйте просьбу, если ребенок пользуется речью. -
Избегайте малышовых слов, особенно если ребенок старше 2-х лет. Пусть лучше будет машина, чем «бибика». Кроха быстрее освоит правильное произношение. -
Исправляйте ошибки мягко. Не ругайте за неправильное произношение, не дразните, не смейтесь.
Если видите существенное нарушение речевого развития, обратитесь к логопеду. Специалист пригласит вас на логопедическое занятие или подскажет, как заниматься самостоятельно дома. Занятия по развитию речи проводятся также в детских садах.
14 причин для обращения к логопеду
-
Малышу исполнилось 12 месяцев, а гуления и первого лепета не слышно. -
К 2-м кроха имеет в своем лексиконе менее 50 слов, совсем не использует фразы и предложения. -
Испытывает трудности с произношением простых звуков. -
Трёхлетка умеет говорить только на своём языке, но не пользуется даже несложными словами и фразами. -
Понимает родителей, но сам предпочитает молчать. -
Речь малыша заметно отличается от сверстников. -
В возрасте 4-5 лет мало и невнятно говорит, произношение смазано, наблюдаются явные речевые дефекты. -
После пяти лет малыш продолжает произносить многие звуки мягко: «сяпка» вместо шапка. -
Ребенок старше 6 лет произносит некоторые звуки неправильно. В норме к этому возрасту проблем быть не должно. -
Стал заикаться, повторять слоги. -
В возрасте старше 6 лет с трудом учит стихи, не в состоянии составлять рассказ, не может ответить на простые вопросы. -
Ученик 1-2 класса систематически испытывает проблемы с письмом. -
У ребенка была травма, после которой ухудшилась речь или письмо. -
Предстоит школа, но вы подозреваете, что с учёбой могут возникнуть трудности.
Теперь вы вооружены знаниями. Это поможет обнаружить проблему вовремя и обратиться за консультацией к специалисту для выяснения причины. Но всё же помните, что диагноз способен поставить только врач. Задача родителей – быть внимательными к ребенку и позаботиться о его правильном и гармоничном развитии.
Ваше здоровье. Скажи «мама», или Почему ребенок не говорит? Логопед советует, как помочь маленькому молчуну
Что делать в этом случае? Как помочь ребенку заговорить? Стоит ли подождать и когда бить тревогу? На эти вопросы отвечает логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ» Наталья Курысь.
Наталья Курысь, логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ». Фото:
– Чтобы проследить развитие речи у ребенка, специалисты советуют ориентироваться на нормы, хотя при этом соглашаются с тем, что эти «стандарты» определены давно, не совсем подходят современным детям и не учитывают индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Так ли это?
Реклама
– Современные дети начинают говорить позже и имеют больше проблем с развитием речи, это факт. Конечно, нормы развития речи изменились, но не сильно. Основные какими были, такими и остались. Так, например, в 2-3 месяца у ребенка должно появиться гуление: это гласные звуки «о», «а», «у» в сочетании с согласной «г» (например, «агу», «гу»). Затем к 6-7 месяцам гуление переходит в лепет – неосознанное повторение слогов («бабаба», «папапа», «бум», «бам», «ам» и т. д.), но это еще не слова.
К 6 месяцам малыш должен реагировать на свое имя и тон, с которым родители к нему обращаются, эмоционально показывать, что он чувствует. В некоторых источниках пишут, что до года малыш должен иметь в активном запасе несколько слов, однако, судя по моей практике, главное, чтобы первое слово появилось до года, а до полутора лет в активном словарном запасе насчитывалось до 20 слов.
Также раньше, лет 15 назад, считалось, что словосочетания и простые предложения без предлогов и согласований («мама, дай», «мама, ам») должны появиться к полутора годам. Но сейчас эта норма отодвинулась – ребенку дается время до 1 года и 8 месяцев, чтобы он сформировал простое предложение.
Важно не только то, что произносит ребенок, но и может ли он следовать простым инструкциям, понимает ли обращенную речь, реагирует ли на свое имя. На все это нужно обращать внимание.
– Как помочь ребенку заговорить?
– Говорить с ним как можно больше. Век современных технологий привел к тому, что люди в принципе меньше общаются, в том числе и с детьми. Нужно стараться все рассказывать и показывать малышу, почаще бывать на улице, озвучивать происходящее, даже если вам кажется, что ребенок еще вас не понимает.
Родители должны стимулировать гуление и лепет, эмоционально поощрять любые попытки малыша произносить звуки. Пусть мама проследит за тем, чтобы при общении с ребенком у нее была хорошая артикуляционная подача: слова нужно произносить четко и при этом трогать губки малыша, чтобы он видел рот мамы и пытался повторять за ней.
Некоторые советуют не сюсюкать с ребенком, однако в раннем возрасте это можно делать, чтобы поддержать лепетную речь. К полутора годам излишнее сюсюканье вредит, нужно стараться говорить с ребенком на более «взрослом» языке, не искажать названия предметов.
Даже если ребенок еще не говорит, он все равно накапливает пассивный словарный запас. Советую мамам петь малышу песенки, читать стишки и потешки. Ведь «коза рогатая» и «гули-гули» пришли к нам от наших бабушек и предыдущих поколений не просто так, все это – простые, но очень важные упражнения развития речи. Читайте детям сказки, а потом задавайте вопросы (кто там был, что делал и т. д.). Если ребенок не отвечает, ответьте сами. Не сомневайтесь, он все впитывает и запоминает.
Реклама
Логопед советует как можно больше общаться с ребенком: петь ему песенки, читать сказки и стишки. Фото:
– Если ребенок молчит, к кому нужно обратиться? Достаточно ли помощи логопеда?
– Искать причину нужно в комплексе, так как зачастую задержка развития речи – проблема не только логопедическая. Во-первых, нужно смотреть, нет ли вопросов со стороны неврологии: вовремя ли ребенок начал сидеть, ползать, ходить. Если малыш «опаздывает», нужно обратиться к детскому неврологу и чем раньше, тем лучше. Затем посетить ЛОР-врача и сурдолога, чтобы проверить, хорошо ли ребенок слышит. К сожалению, все чаще бывает, что причина именно в этом: ребенок плохо слышит или не слышит совсем. Но если малыш в полгода не реагирует на имя, звуки и тон обращения, нужно проверить слух.
Также стоит обратить внимание на слюноотделение: если оно обильное, это может быть нехорошим знаком и предпосылкой к дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы). Необходимо проверить ротовую полость ребенка: мешают заговорить короткая уздечка языка, расщелины неба, аденоиды и другие патологии.
Существует и внутренний фактор задержки речевого развития – ребенок может не хотеть говорить. Нужно обратиться к детскому психологу, чтобы проверить задержку психических функций. Стоит учитывать и биологический анамнез (как проходила беременность, роды), не сбрасывать со счетов и наследственный фактор (в каком возрасте заговорили родители и другие дети в семье).
Читайте также: Педагог-дефектолог: «Мы с родителями – родня на всю жизнь»
– Допустим, родители заметили, что речь ребенка запаздывает или не развивается совсем, чем может помочь логопед на раннем этапе?
– Занятия с логопедом в раннем возрасте (до года) не очень продуктивны в силу того, что внимание ребенка еще рассеяно и не может концентрироваться надолго. Однако обратиться за консультацией однозначно стоит. Логопед посоветует, что родители могут делать дома самостоятельно. Домашние занятия могут во многом исправить ситуацию, ведь родители имеют возможность «подловить» ребенка в то время, когда у него хорошее настроение, он сыт и бодр, готов к нескольким минутам занятий.
Логопед проконсультирует вас и подскажет, как использовать наглядный материал (предметные, а затем и сюжетные картинки), как проводить артикуляционную гимнастику, логоритмику (упражнения и игры на основе сочетания музыки, движения и слова).
Нередко бывает и такое, что ребенок не хочет заниматься с мамой, не реагирует на ее попытки чему-то его обучить, так как попросту не воспринимает ее как учителя. Тогда занятия с логопедом – единственный способ простимулировать развитие речи ребенка.
– Говорят, что речь ребенка находится на кончиках пальцев. Специалисты советуют развивать общую и мелкую моторику рук. Это действительно стимулирует развитие речи?
– Действительно, определенная связь между мелкой моторикой руки и развитием речи есть. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Однако на практике мы нередко видим обратное: есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, но прекрасно говорят, а есть такие, которые с легкостью управляются с любыми мелкими предметами, но при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.
Развитие моторики – это важный, но не ключевой фактор. Однако точно можно сказать: если пальчики работают хорошо, это указывает на то, что тяжелых речевых нарушений нет.
– Как должны проходить занятия с логопедом? С какой периодичностью? Можно ли надеяться на быстрый результат?
– Все зависит от логопедического заключения. Но в среднем занятия с логопедом необходимо проводить 2-3 раза в неделю и при этом заниматься с ребенком дома, чтобы отрабатывать и закреплять навыки.
Многие логопеды практикуют занятия за закрытыми дверями. Но я считаю, что это не совсем правильно. Если требуется коррекция легких нарушений, то мама может посидеть за дверью, ее присутствие необязательно. Но при тяжелых речевых нарушениях родители должны присутствовать на занятиях и тоже учиться, потому как такая коррекция требует ежедневных занятий, а с логопедом заниматься каждый день вряд ли получится. Это должна быть совместная работа и общие усилия, тогда занятия будут эффективны. Но в любом случае при тяжелых нарушениях (алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи) на скорый результат надеяться не стоит. До первых побед на речевом фронте может пройти и полгода, и год, и больше… К этому нужно быть готовым.
– Каждый хоть раз слышал истории о том, как «сын подруги соседки тети Кати» молчал до 4 лет, а потом резко заговорил. Действительно ли бывают такие случаи? Может, родителям стоит расслабиться и оставить молчуна в покое?
– Бывают случаи, когда можно подождать. Например, четырехлетний ребенок не произносит звук «р». До пяти лет можно подождать при условии, что все остальные звуки есть. При дизартрии стертой формы и при общем недоразвитии речи заниматься нужно обязательно уже с 3-4 лет. Лучше спохватиться заранее.
Я встречала в своей практике детей, которые молчали до трех лет, а потом резко заговорили. Ребенок может накапливать пассивный словарный запас, прекрасно вас понимать, но в силу характера или по каким-то своим личным причинам, из-за внутреннего протеста, понятного только ему самому, не хотеть говорить. Вот таких детей может неожиданно «прорвать». Но, опять-таки, исходя из своей практики, я бы советовала не надеяться на чудо. Наблюдайте за ребенком – понимает ли он обращенную речь, выполняет ли простые инструкции, есть ли хотя бы какие-то слова. В возрасте 3 лет ведущую роль в развитии речи играет общение со сверстниками, поэтому, если ребенок пошел в детский сад и спустя полгода так и не заговорил, лучше не теряйте время – проконсультируйтесь с логопедом.
Читайте также: Родители часто сами способствуют задержке речи ребенка: когда нужно обращаться к логопеду?
Оцените статью
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
Подпишитесь на наши новости в Google
Вехи развития речи и языка
Как развиваются речь и язык?
Первые 3 года жизни, когда развивается и созревает мозг, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, богатом звуками, образами и постоянным воздействием речи и языка других людей.
По-видимому, существуют критические периоды для развития речи и языка у младенцев и детей младшего возраста, когда мозг лучше всего способен усваивать язык. Если эти критические периоды пройдут без контакта с языком, его будет труднее выучить.
Каковы основные этапы развития речи и языка?
Первые признаки общения появляются, когда младенец узнает, что крик принесет пищу, утешение и общение. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в своем окружении, такие как голос матери или основного опекуна. По мере взросления младенцы начинают различать звуки речи, из которых состоят слова их языка. К 6 месяцам большинство детей узнают основные звуки своего родного языка.
Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Контрольный список основных этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет приведен ниже. Эти вехи помогают врачам и другим специалистам в области здравоохранения определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь. Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а иногда — нарушением речи или языка.
В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?
У детей, которым трудно понять, что говорят другие (рецептивная речь) или поделиться своими мыслями (экспрессивная речь), может быть нарушение речи. Нарушение развития речи (DLD) – это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с DLD не могут начать говорить до третьего или четвертого года жизни.
У детей, у которых есть проблемы с произношением звуков речи, которые колеблются или заикаются во время разговора, может быть нарушение речи. Апраксия речи — это расстройство речи, которое затрудняет объединение звуков и слогов в правильном порядке для образования слов.
Что делать, если у моего ребенка наблюдается задержка речи или языка?
Если у вас есть какие-либо опасения, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к логопеду, который является медицинским работником, обученным оценивать и лечить людей с нарушениями речи или языка. Логопед расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, потому что проблемы со слухом могут повлиять на развитие речи и языка. В зависимости от результатов обследования логопед может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие вашего ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование у аудиолога (медицинского работника, обученного выявлению и измерению потери слуха) или психолога, занимающегося вопросами развития (медицинского работника, имеющего специальные знания в области психологического развития младенцев и детей). .
Какие исследования проводятся в области развития речи и языковых проблем?
Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, чтобы лучше понять развитие речевых и языковых расстройств, улучшить диагностические возможности и разработать более эффективные методы лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование, в котором приняли участие примерно 4000 детей, собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых нарушений, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов. Дополнительные генетические исследования направлены на поиск совпадений между различными генетическими вариациями и конкретными нарушениями речи.
Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, который, в частности, связан с нарушением развития речи (DLD), расстройством, которое задерживает использование слов детьми и замедляет их овладение языковыми навыками в школьные годы. Это открытие впервые связывает наличие отдельной генетической мутации с любым видом наследственного нарушения речи. Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант может также играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи и звука.
Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивает» себя, чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследования показали, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и того, как это можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют здоровому языку и развитию речи в раннем детстве.
На недавнем семинаре, созванном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения проблем, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, у которых к 5 годам отсутствует функциональная вербальная речь. Потому что эти дети очень отличаются друг от друга. , без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. Семинар включал в себя серию презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы решить в будущих исследованиях.
Что такое голос, речь и язык?
Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.
Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми связками в гортани, заставляя их вибрировать.
Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для производства узнаваемых звуков, составляющих язык.
Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям осмысленно выражать свои идеи. Язык может выражаться устно или посредством письма, жестов или других жестов, таких как моргание глаз или движения рта.
Контрольный список слуха и коммуникативного развития вашего ребенка
От рождения до 3 месяцев
Реакция на громкие звуки
ДА НЕТ
Успокаивается или улыбается при разговоре
ДА НЕТ
Распознает ваш голос и успокаивается, если вы плачете
ДА НЕТ
При кормлении начинает или прекращает сосать в ответ на звук
ДА НЕТ
Воет и издает приятные звуки
ДА НЕТ
Имеет особый способ плакать для различных потребностей
ДА НЕТ
Улыбается, когда видит вас
ДА НЕТ
От 4 до 6 месяцев
Следит глазами за звуками
ДА НЕТ
Реагирует на изменение тона вашего голоса
ДА НЕТ
Замечает игрушки, которые издают звуки
ДА НЕТ
Обращает внимание на музыку
ДА НЕТ
Лепечет, как речь, и использует много разных звуков, включая звуки, начинающиеся с букв п, б и м
ДА НЕТ
Смеется
ДА НЕТ
Болтует, когда возбужден или недоволен
ДА НЕТ
Издает булькающие звуки, когда один или играет с вами
ДА НЕТ
От 7 месяцев до 1 года
Любит играть в прятки и лепешки.
ДА НЕТ
Поворачивается и смотрит в сторону звуков
ДА НЕТ
Слушает, когда к нему обращаются
ДА НЕТ
Понимает слова, обозначающие обычные предметы, такие как «чашка», «обувь» или «сок».
ДА НЕТ
Отвечает на запросы («Иди сюда»)
ДА НЕТ
Лепет с использованием долгих и коротких групп звуков («тата, упуп, бибиби»)
ДА НЕТ
Болтовня для привлечения и удержания внимания
ДА НЕТ
Общается с помощью жестов, таких как махание руками или поднятие рук
ДА НЕТ
Имитирует различные звуки речи
ДА НЕТ
Имеет одно или два слова («Привет», «собака», «Папа» или «Мама») к первому дню рождения
ДА НЕТ
1-2 года
Знает несколько частей тела и может указать на них, когда спросят
ДА НЕТ
Выполняет простые команды («Катить мяч») и понимает простые вопросы («Где твоя обувь?»)
ДА НЕТ
Любит простые истории, песни и стишки
ДА НЕТ
Указывает на картинки в книгах, если они названы
ДА НЕТ
Регулярно усваивает новые слова
ДА НЕТ
Использует вопросы из одного или двух слов («Где котенок?» или «Пока-пока?»)
ДА НЕТ
Соединяет два слова («Еще cookie»)
ДА НЕТ
Использует много разных согласных звуков в начале слов
ДА НЕТ
От 2 до 3 лет
Говорит почти обо всем
ДА НЕТ
Использует фразы из двух или трех слов, чтобы говорить о вещах и спрашивать о них
ДА НЕТ
Использует звуки k, g, f, t, d и n
ДА НЕТ
Говорит так, чтобы его понимали члены семьи и друзья
ДА НЕТ
Называет предметы, чтобы спросить о них или обратить на них внимание
ДА НЕТ
3-4 года
Слышит вас, когда вы звоните из другой комнаты
ДА НЕТ
Слышит телевизор или радио на том же уровне звука, что и другие члены семьи
ДА НЕТ
Ответы на простые вопросы «Кто?» «Какая?» «Где?» и почему?» вопросы
ДА НЕТ
Рассказы о занятиях в детском саду, дошкольном учреждении или домах друзей
ДА НЕТ
Использует предложения из четырех и более слов
ДА НЕТ
Говорит легко, без повторения слогов или слов
ДА НЕТ
4-5 лет
Внимательно изучает рассказ и отвечает на простые вопросы по нему
ДА НЕТ
Слышит и понимает большую часть того, что говорят дома и в школе
ДА НЕТ
Использует предложения, содержащие много деталей
ДА НЕТ
Рассказывает истории по теме
ДА НЕТ
Легко общается с другими детьми и взрослыми
ДА НЕТ
Правильно произносит большинство звуков, кроме некоторых (л, с, р, в, з, ч, ш и ч)
ДА НЕТ
Использует рифмующиеся слова
ДА НЕТ
Называет некоторые буквы и цифры
ДА НЕТ
Использует грамматику для взрослых
ДА НЕТ
Этот контрольный список основан на вопросе Как ваш ребенок слышит и говорит ?, любезно предоставленном Американской ассоциацией по изучению речи, языка и слуха.
Где я могу найти дополнительную информацию о вехах развития речи и языка?
NIDCD поддерживает каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.
Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:
- Раннее выявление потери слуха у детей
- Язык
- Логопеды
Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный телетайп: (800) 241-1055
Электронная почта: nihdcinfo@nihdcinfo. .gov
Как узнать, что ваш ребенок поздно начинает говорить, и что вы можете сделать
Тот, кто сказал, что детей нужно видеть, а не слышать, определенно не был родителем ребенка, у которого задержка речи. Потому что общение с поздно заговорившим — малышом, у которого хорошо развита речь и типичное когнитивное, социальное развитие, зрение и слух, но ограниченный разговорный или выразительный словарный запас — является стрессовым опытом для родителей.
Но это не обязательно, говорит Мишель Макрой-Хиггинс, доктор философии. Логопед, соавтор Время говорить: Что вам нужно знать о развитии речи и языка вашего ребенка , она говорит, что, хотя поздно говорящие требуют внимания, задержка речи не всегда вызывает беспокойство. «Я не хочу, чтобы родители думали, что если их ребенок поздно заговорит, то он или она обречены. Потому что это очень распространено», — говорит Макрой-Хиггинс. «На самом деле, по оценкам, около 15 процентов малышей поздно начинают говорить».
МакРой-Хиггинс подчеркивает, что родители должны внимательно следить за задержкой речевого развития, потому что с ранним осознанием нейродивергенции следует раннее вмешательство. Макрой-Хиггинс говорил с Отцовский о понимании поздно говорящих, о предупреждающих знаках и о том, как правильное вмешательство может помочь немногословным детям догнать своих сверстников в Pre-K.
Что такое поздно говорящий?
Поздно говорящим обычно является ребенок в возрасте 2 лет, который говорит менее 50 слов и еще не объединяет слова. Точкой сравнения является среднестатистический двухлетний ребенок, который освоил около 300 слов и начал составлять из них очень короткие предложения, такие как «Еще молока» или «Мама, вставай».
Это вопрос генетики?
Что мы действительно знаем, так это то, что языковые навыки, как правило, передаются в семьях, поэтому у поздно заговорившего, вероятно, есть еще один член семьи, у которого были какие-то языковые проблемы. У нас нет конкретного гена, но мы наблюдаем эти тенденции.
Так является ли задержка речи расстройством?
Что ж, мы все еще пытаемся выяснить, что происходит. Есть много доказательств того, что это задержка речи, а это означает, что эти дети следуют типичному пути развития, но медленнее. Есть некоторые исследования, которые показывают, что у тех, кто поздно начинает говорить, есть различия в развитии речи, что заставляет нас думать, что это может быть расстройство.
Что происходит с поздно говорящими, так это то, что более половины из них обычно догоняют своих сверстников. Они поступают в детский сад, и их языковые навыки находятся на среднем уровне. У этих детей мы думаем, что это была просто задержка, в то время как у других детей — около 25 процентов поздно заговоривших — по-прежнему возникают трудности с речью. У таких детей обычно диагностируют в дошкольном возрасте или в начальных классах языковые нарушения.
Каковы некоторые распространенные причины позднего разговора?
Поздний разговор — это то, что характерно для многих различных диагнозов. Люди с известным генетическим заболеванием, таким как синдром Дауна или аутизм, часто имеют нарушения речи. Но дети, поздно заговорившие, развиваются типично. Другими словами, они обладают типичными слуховыми, зрительными, моторными и когнитивными навыками. Но по какой-то причине язык — это область, которая задерживается.
Если ребенок поздно начинает говорить, означает ли это, что он находится где-то в спектре аутизма?
Нет, не обязательно. Дети с аутизмом часто поздно начинают говорить, но не у всех поздно говорящих есть аутизм. Определение поздно заговорившего, о котором мы здесь говорим, подразумевает, что ребенок обладает типичными когнитивными, социальными, зрительными и слуховыми навыками. Дети в спектре аутизма часто опаздывают, чтобы сказать свои первые слова, но у них также есть проблемы с социальной активностью и когнитивные задержки.
Как диагностировать поздно говорящего?
С точки зрения развития, язык и познание настолько связаны друг с другом, что нам нужно обратить внимание на когнитивные навыки, которые , а не связаны с их языковыми навыками. Например, один из способов проверить когнитивные способности ребенка — посмотреть на его способность решать задачи и игровые навыки — например, на то, как он может сопоставлять картинки или собирать фигуры, чтобы собрать головоломку. Эти вещи на самом деле не требуют языка с точки зрения того, чтобы что-то говорить или слушать, но они дают нам представление о способности ребенка учиться и получать информацию из окружающей среды. Если их когнитивные способности находятся в среднем диапазоне, но их речь значительно отстает, это наводит нас на мысль, что основная проблема связана с языковыми навыками.
Какие ранние признаки того, что ребенку трудно говорить?
Что мы хотим сделать, так это посмотреть на младенцев, когда они действительно маленькие, и найти раннее речевое поведение. Младенцы начинают лепетать — издавать звуки вроде «ба-ба-ба» и «ма-ма-ма» — уже в 6 месяцев, и мы хотим это видеть. Младенцы, которые не лепечут к 7 или 8 месяцам, показывают признак того, что что-то может развиваться не так, как обычно.
А до 6 месяцев происходит что то не совсем лепет. Мы называем это «воркованием». Это мягкие звуки, похожие на гласные, «ох» и «аах», и мы хотим услышать эти доязыковые вокализации. Они важны, потому что это практика произнесения реальных слов, которые дети начинают формировать в 9 лет.до 15-месячного возраста.
Когда родитель должен начать выражать беспокойство по поводу позднего разговора?
В любое время от 9 до 15 месяцев. Именно тогда большинство детей начинают говорить настоящие слова. Если у вас есть ребенок, который не говорил ни слова в этом возрасте, мы хотим внимательно присмотреться к этому ребенку.
Существует много непроверенной информации о поздних разговорах. Каковы некоторые распространенные заблуждения или мифы, которые просто ошибочны?
Существует ошибочное мнение, что ребенок, который не ползает, поздно заговорит, но нет никаких научных доказательств, подтверждающих это мнение. Некоторые люди также думают, что это не так уж важно, если ребенок поздно заговорит. Они думают, что догонят и будут в полном порядке. И хотя верно то, что более половины детей наверстывают упущенное в детском саду, также верно и то, что если вы проследите за поздно говорящими до подросткового возраста, эта группа в среднем будет набирать меньше баллов, чем их сверстники по языковым тестам и тестам на грамотность. Они находятся в нормальном диапазоне развития, но могут никогда не так хорошо говорить, как их сверстники, у которых никогда не было задержки в развитии.