Содержание
Ребенок в 2 года не говорит по Комаровскому – что делать?
Речевая функция у детей начинает своё развитие еще с 1-го года жизни. Сначала ребёнок гулит, потом произносит слоги, а затем слова. К 2 годам постепенно появляются маленькие предложения. Если к 2-летнему возрасту малыш не разговаривает, родители начинают сильно переживать и водить его к логопеду и неврологу. Что думает по этому поводу доктор Комаровский? Стоит ли сразу начинать заниматься с ребёнком и мучить его обследованиями?
СодержаниеСвернуть
- Нормальное речевое развитие ребенка
- Комаровский о развитии речевой функции
- Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста
- Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому
- Рекомендации Комаровского
- Заключение
Нормальное речевое развитие ребенка
Во сколько малыш начинает разговаривать? В первые месяцы жизни у ребенка нет речи. Малыш проявляет желание к общению улыбкой и плачем. Ко второму месяцу у грудничка появляется гуление. Этот этап развития является очень важным. Гуление позволяет подготовить и развить мускулатуру органов артикуляции.
К 7-9-месячному возрасту малыш начинает лепетать. В речи появляются слоги, которые не несут осознанности. Ребенок просто бормочет ба-ба-ба, ма-ма-ма и другие наборы букв. В 9-11 месяцев он уже хорошо понимает разговор и интонацию окружающих. На слух знает около 50-100 слов. В 11-14-месячном возрасте грудничок начинает произносить слова. В словарном запасе уже имеются слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «гав-гав» (собака), «бо-бо» (больно), «би-би» (машина) и другие. К году должно быть 10 слов.
Годовалый ребенок внимательно следит за движениями губ родственников во время разговора, пытается повторить слова и артикуляцию взрослых. Если постоянно с грудничком разговаривать, он быстро научится повторять слова, правильно их воспроизводить.
Девочки начинают говорить раньше мальчиков на 2-4 месяца. Это происходит из-за отличий в структуре мозга. У мальчиков связь между полушариями менее развита, что незначительно затрудняет проведение нервных импульсов. Поэтому мальчики начинают разговаривать немного позже, что является нормой.
В полтора года ребенок уже формирует фразы по 2 слова. Он говорит в повелительном наклонении: «Папа. Дай», «Мама. Иди». К 18-месячному возрасту произносит слова во множественном числе.
К двум годам ребенок уже знает около 1000 слов. В этом возрасте дети начинают задавать вопросы: «Что это?», «Кто там?», «Почему?». У малыша 2-х лет можно услышать небольшие предложения: «Это собака», «Это стул», «Дай мишку», «Где папа?».
Комаровский о развитии речевой функции
Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.
Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители. Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».
Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно.
Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста
Причин отсутствия речи может быть множество. Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы.
Этиология задержки речевого развития:
- Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
- Неврологические патологии.
- Снижение слуха, глухота.
- Общее недоразвитие речевой функции.
- Задержка психического развития, умственная отсталость.
- Аутизм, детский церебральный паралич.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Недостаточное внимание со стороны родственников.
Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга. Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты. При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.
При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.
На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.
Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.
Гипоксические состояния несут за собой задержку нервно-психического развития, умственную отсталость, детский церебральный паралич, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность.
Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода. Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани. Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.
Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.
Этиология отсутствия речевой функции по Комаровскому
Доктор Комаровский, помимо основных причин задержки речевого развития, выделяет еще и другие. Основной проблемой у современных родителей является повышенное внимание к развитию речи. Если ребенок не начал говорить до 2-летнего возраста, родственники сильно переживают, нервничают, водят малыша к логопеду, неврологу, отоларингологу. Такое повышенное внимание заставляет ребенка, наоборот, продолжать молчать.
Многие родители торопят малыша говорить. Начинают усиленно с ним заниматься, что снижает скорость развития речи. Ребенок хочет играть, а его заставляют сидеть над книжками, рисунками, карточками. Малыши в 1,5-годовалом возрасте испытывают трудности с вниманием, поэтому им быстро надоедают занятия. Задачи не по возрасту, длительное сидение только отталкивают дошкольника от занятий. Он может вообще отказаться говорить.
Комаровский часто говорит о современной проблеме – гаджеты. Родители не хотят заниматься с ребенком. Большее количество времени они посвящают компьютеру, планшету, телевизору.
Родственники рано приучают ребенка к играм на планшете, к телефонам, просмотру мультфильмов, мало читают книг. Игры, мультипликация не позволяют развиваться речи и воображению. Особенно вредно давать пользоваться гаджетами дошкольнику от 1,5 лет. В это время идет скачок речевого развития. Если пропустить ранний период формирования речевой функции, у ребенка будет сильное отставание.
Следующей проблемой, по мнению Комаровского, считается большая занятость взрослых. Родители, живущие в городах, постоянно на работе. Некоторые из них работают допоздна. В выходные дни горожане стараются отдыхать: ходить в клубы, рестораны, ездить на рыбалку, ходить по магазинам, смотреть телевизор, посещать тренажерный зал. Ребенок по этой причине не успевает общаться с родственниками. Он либо с няней, либо в детском саду, а этого недостаточно для полноценного речевого развития. Дошкольник может запротестовать и совсем замолчать.
Одна из причин молчания – отсутствие мотивации к речи со стороны родителей. Если дошкольник молчит − это не всегда означает, что он не умеет разговаривать. Ребенка не мотивировали родители к формированию речи. Он адекватно реагирует на просьбы, задания, не применяя речи, поэтому не видит смысла в освоении речевых навыков. Малыш часто просто мычит, кивает, показывает на предмет или родственника.
Рекомендации Комаровского
Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.
Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.
Невролог на осмотре выяснит:
- Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
- Навыки на момент обследования.
После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.
Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:
- Укороченная уздечка.
- Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.
Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.
Совет доктора:
- Больше времени проводить с малышом.
- Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
- Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
- Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
- Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
- Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
- Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
- Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.
Заключение
При задержке речевого развития Комаровский советует сильно не паниковать. Если имеются отклонения, родителям нужно привести малыша к педиатру, который направит его к узким специалистам. Доктор уверяет, что при создании благоприятных условий, дошкольник обязательно заговорит.
Доктор Комаровский рассказал, откуда берётся агрессия у детей — и что делать дальше
На сайте знаменитого украинского педиатра Евгения Комаровского опубликованы важные советы о том, как родителям относиться к подростковой агрессии.
Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети обязательно будут бунтовать, злиться и обижаться. Одна из наших задач — помочь ребёнку прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь.
С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.
У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.
И это родительский дзен — удерживать границы, то есть правила семьи, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определённого возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».
«Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках.
Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.
«Идеальные мамы и папы» — при всей огромной любви к ребёнку — не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость.
Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.
23 практических совета об агрессии детей разного возраста:
1. Ребёнок отличается от взрослого в том числе и тем, что у взрослого механизм торможения и контроля уже присутствует и отлажен. Слова «возьми себя в руки» к малышам абсолютно неприменимы, им пока «нечем» взять себя в руки, они только учатся. Важно об этом помнить.
2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощён, то у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребёнку: мол, я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребёнку мы не нужны 24 часа в сутки.
3. Дети очень крепки, если мы большую часть времени рядом с ними «вменяшки», то эпизоды нашей «невменяшковости» они переживут без ущерба. Но тут всё же важный вопрос — каковы мы большую часть времени.
4. Проявленный острый процесс безопаснее, чем скрытый. Непроявленное сопротивление уходит «в тень» и может превратиться в телесные симптомы, в форму автоагрессии. «Агрессия на себя» может проявиться в снижении успеваемости, в ощущении себя жертвой, в том, что ребёнок может начать терять вещи, «притягивать» к себе «наказание».
Может ли ребёнок сказать вам «нет»? Допустима ли в семье конфронтация мнений? Дают ли ребёнку в чём-нибудь право выбора? Есть ли у него ощущение, что он может на что-то повлиять?
5. Ребёнок может «зеркалить» агрессивное поведение авторитетных взрослых, может злиться «за кого-то». Часто ребёнок «проявляет» своим поведением замаскированный конфликт в семье. Важно честно проанализировать своё взрослое поведение и свои реакции.
6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности, бывает компенсацией боли, обиды.Причём ребёнка могут обидеть в школе, а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно исследовать ситуацию.
7. Агрессия бывает пассивной и активной (пассивная, например, — это показать язык за спиной человека, примкнуть свидетелем к «проявленным» агрессорам). Активная агрессия может быть вербальной или тактильной (вербальная — обзывалки, дразнилки, крик), тактильная — битье, телесное задевание.
8. На каждый вид агрессии существует свой способ реагирования: при вербальной мы можем говорить с ребёнком, при тактильной — останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.
9. Важно помнить, что малыши довербального периода (которые не умеют говорить связным языком) вместо словесного контакта используют тело. Знакомятся, посыпая друг друга песком, бросают игрушку, «дотрагиваясь», как бы растягивая свою руку, до человека, который их интересует, бьют лопаткой по голове, проявляя симпатию и расположение. Это не признак того, что растёт маньяк и агрессор. Наша задача — потихоньку, в ролевых играх учить знакомству, осваивать коммуникативные навыки.
10. Если малыш бьёт маму, папу, бабушку и при этом улыбается, то, скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребёнка игра. Важно не давать излишней эмоции в свою реакцию.
11. Иногда дети, ожидая от нас включённости и именно телесного внимания, «оживляют» нас, «возвращают в тело» своими прикосновениями или ударами. Буквально они своими ладошками кричат «эй, вернись». И таким детям в этот момент важны не столько интеллектуальные, сколько телесные игры.
12. В работе с агрессией важно понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии). Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения.
13. Если ребёнок пережил опыт насилия, если было агрессивное медицинское вмешательство в тело ребёнка, если с точки зрения ребёнка он «пострадал», но не получил компенсации, то компенсация может быть агрессивной.
14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.
15. У малышей, детей во время кризиса 3 лет, у подростков — контроля над эмоциями не ожидайте. Их поведение — не специальная игра в «Достань родителя». Поверьте, они не специально.
16. В работе с агрессией с трёхлетками и подростками важно помнить, что одна из их неосознанных «задач» — обесценить маму. И тут очень важна наша собственная уверенность в себе, наша стабильная позиция: я — чудесный Родитель для своего взрослеющего ребёнка. Он говорит гадости, говорит даже, что ненавидит нас, но нашей любви от этого не меньше, и мы верим в то, что его любовь тоже не уменьшается. Эти слова и крики — пиковое состояние, которого они сами же через минуту испугаются.
17. Важно помнить, что в ответ на сложное поведение взрослого или ребёнка у нас может быть выброс гормона кортизола — гормона стресса. Он выключает нашу рациональность, он нас заставляет быстро действовать. Под действием кортизола мы действуем так же импульсивно, как и ребёнок. Важно сделать вдох-выдох, дать себе возможность чуть «остыть».
18. Важно эмоцию суметь осознать и назвать по имени. Если вы спросите у ребёнка (важно задавать вопрос, а не утверждать): «Ты расстроен? Ты злишься?», то в первый момент реакция может усилиться.
19. Важно, чтобы у ребёнка была возможность просто выплеснуть напряжение — батут, боксёрская груша, подушечные бои, караоке, кричалки, иногда — компьютерные игры, рисование (даже чёрным цветом).
20. Агрессия — это часто реакция на то, что важная потребность не реализована, или реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это сила, которая дана нам для защиты.
21. Мы своим поведением показываем ребёнку, как реагировать на конфликт. Если в ответ на их агрессию мы их бьём — мы только закрепляем это поведение.
22. Часто за сложным, «непродуктивным» поведением ребёнка скрывается что-то для нас неизвестное и неочевидное.
23. Самая главная «практика» в работе с родителями — мысленно представить себя огромным, как океан и как высочайшая гора. С внутренним намерением: Я огромный. Я взрослый. Я справлюсь.
Помните: от вашей реакции на агрессию зависит то, каким вырастет ваш ребёнок!
Источник: emakar.ru
Детский сад: в каком возрасте лучше отказаться от ребенка, адаптация, что делать если плачет в садике
Детский сад – очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдать ребенка в детский сад, решают родители в зависимости от благосостояния семьи, занятости матери и отца на работе, наличия бабушек и дедушек. Но давно уже не стоит вопрос, нужно ли это делать вообще. Несомненно, в саду ребенку хорошо . Он учит ребенка адаптироваться, налаживать контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно пойти в первый класс и жить дальше.
Однако в связи с посещением детского сада у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются здоровья малыша. Авторитетный педиатр Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого раза и сохранить детское здоровье.
В каком возрасте лучше отдать ребенка
Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в детский сад в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Во многих детских садах в последнее время введено негласное ограничение — до полутора лет детей не принимают. Если есть сомнения, пора ли ребенку идти в детский сад, лучше посоветоваться с учителями, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.
Врачей больше интересует, что будет делать мама, когда отведет ребенка в детский сад. Если она решила выйти на работу в тот же день, это не лучшее решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется чаще брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет мягче, если мать поначалу будет пытаться «дозировать» посещение детского сада для своего ребенка.
Наиболее оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мать несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы в любой момент иметь возможность оставить ребенка дома, если появились первые проявления заболевания – насморк, кашель . Это хорошо и для ребенка, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он не заразит.
О том, что такое «хороший детский сад» и как подходить к выбору детского сада, доктор Комаровский расскажет в следующем выпуске.
Адаптация
Это самое сложное во всей истории с началом посещения детского сада. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не прошли сложный процесс адаптации. . С ребенком происходит сразу многое: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме слишком многое «перестраивается». В детском саду – режим дня, а потому ребенку волей-неволей придется к нему приспосабливаться, новая еда, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирующими в детском коллективе, а отсюда и частая заболеваемость, особенно в первое время, пока нет специфических антител.
Сколько продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и более.
Если родители не могут повлиять на заболеваемость, то легко могут облегчить им адаптацию. Для этого нужно правильно выбрать время года, когда малыш начинает ходить в детский сад. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, считает Комаровский. А вот поздней весной и летом — пожалуйста.
Возможные проблемы
Такое существенное изменение в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь за собой ряд проблем как психологического, так и медицинского характера. Однако Комаровский советует готовиться к ним заранее. Лучше всего с рождения.
Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему некоторых лекарств, а также своевременно и по графику профилактические прививки – лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольное учреждение.
Приобщение ребенка к новым условиям, по Комаровскому, есть процесс сугубо индивидуальный . Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой чуть дольше будет сопротивляться изменениям. В основном это проблемы психологического характера, хотя иногда на фоне внутреннего неприятия новых условий малыш может заболеть вполне физически. Такая связь в медицине называется психосоматикой.
Плаксивость и истерики
Это самые частые проявления психологических проблем, с которыми любой ребенок начал отдаваться в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и успокоительные средства нужны только тем детям, которые очень чувствительны к новому в своей жизни, и если детские врачи, психиатр и невролог считают, что такая необходимость есть.
Но такая ситуация на самом деле редкость, а потому не стоит искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — доброжелательность и доброжелательность. Нельзя давить на малыша, кричать и заставлять. Это только усложнит процесс адаптации.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Частые заболевания
Евгений Комаровский считает это естественным. Частые заболевания в основном вызываются вирусами, и вероятность «подхватить» их тем выше, чем шире круг общения ребенка. Конечно, сидя дома, у вашего малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветряной оспой, хотя и не стремится к нулю, ведь его могут принести родители с улицы или гости. Но ведь нельзя держать ребенка всю жизнь дома!
Его иммунитет надо «дрессировать», «дрессировать», укреплять, а для этого ему просто необходимо бороться с возбудителями.
Кроме того, есть ряд болезней, которыми лучше заболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомая ветрянка, краснуха.
О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.
По словам Евгения Комаровского, особого внимания заслуживают не факт и частота заболеваний, «принесенных» из детского сада, а тяжесть этих недугов. Один малыш пять дней болеет довольно легко, еще две недели лежит в постели, а потом еще месяц родители могут залечивать последствия осложнений. Это ни в коем случае не вина дошкольного учреждения. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.
В частых заболеваниях детсадовского ребенка нельзя винить воспитателей, которые не одели детей на прогулку, не надели шарф или забыли про шапку. Этим родителям удобно маскировать собственную непоследовательность, — говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом жалуются, что, встретив дождь или сквозняк в садике, их малыш заболел. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» заболевания в детсадовском возрасте.
Как выбрать хороший детский сад
Тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация воспитателей и нянь на заболеваемость не влияют, уверен Евгений Комаровский. Поэтому рекомендовать тот или иной детский сад, частный или государственный, не входит в обязанности врачей.
Но специалисты отмечают, что для детей лучше подходят детские сады, где группы расположены в обычном здании, со свежим ремонтом, где не слишком много детей в группе. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, понимающие, как важно проветривать помещение даже зимой.
Какой ребенок считается «неадичным»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс болезни по психологическим причинам (та же психосоматика).
О понятии «несадиков ребенок» и существует ли вообще такое понятие расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садов не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Учителя в ужасе от мысли открыть окно и проветрить группу посреди зимы. В результате ребенок, дышащий в детском саду сухим воздухом в перегретой группе, чаще заболевает. И это ошибочно считается противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях говорят, что они несадиковы.
Сделать такого «несадиковского» малыша совсем садиковским реально и достаточно просто, — говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, дома укрепить иммунитет ребенка, побудить к посещению детского сада, сделать его интересным.
Другой вопрос, если ребенок болеет каким-то тяжелым заболеванием, например, бронхиальной астмой. Этим детям нужны специализированные детские сады, а их фактически нет в стране. Однако это не означает, что астматик не может посещать дошкольное учреждение. Если родители постараются найти детский сад, в котором есть хорошие врачи, воспитатели обучены работе с детьми с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка дома не перекармливают, не балуют и не приучают кушать только то, что нравится, закаляют, не дают ему таблетки по какому-либо мало-мальски тревожному поводу, то такой малыш вряд ли будет «неуравновешенным». «.
Советы родителям
- Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстро поймет, что детский сад теперь реальность, с которой он лучше мирится.
- Если в детском саду ребенок отказывается от еды, что не редкость, особенно поначалу, предупредите воспитателя, что нельзя его насильно кормить, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
- Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у вашего ребенка и на что у него аллергия.
- Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его с соседством с соседскими детьми.
Почему мой ребенок не рассказывает мне о школе?
Вам когда-нибудь казалось, что ваш ребенок не расскажет вам о своем дне? Или что он говорит вам одно и то же каждый день? Не волнуйся. Ты не одинок. Родителям, как известно, трудно выведать информацию у своих детей. Не могу обещать, что станет легче. На самом деле, это, вероятно, продолжится в подростковом возрасте и в студенческие годы!
Тем не менее, когда дети маленькие, они не скажут вам. Часто они не могут вам сказать! Мозг детей и их способность вспоминать прошлые события отличаются в раннем детстве и во взрослом возрасте. Если вашему ребенку 5 лет или меньше, маловероятно, что он или она в своем развитии способны рассказать вам о своем дне. Затем, когда они достигают этого порога развития и становятся способными, они больше не хотят! Если только у вас нет нескольких хитростей в рукаве!
Элисон Гопник, известный детский нейропсихолог, подробно обсуждает память и пересказ в своей работе Философский младенец: что детские мысли говорят нам об истине, любви и смысле жизни. Дети до 5 лет не могут полностью вспоминать. Если вы спросите своего ребенка: «Что ты делал сегодня?», он, как правило, ответит стандартными ответами: то, что происходит каждый день. Перекус. Играл снаружи. Съел ланч. Кроме того, они не дадут вам слишком много.
Тем не менее, маленькие дети реагируют на «воспоминание по сигналу». Если вы дадите им подсказки, они смогут запомнить больше. — Вы работали за столом или на ковре? «Ты работал с другом или один?»
Удивительно, но аналогичная тактика применяется и к детям постарше. Когда дети переходят на второй план развития (6-12 лет), дело не в том, что они не могут рассказать вам, чем они занимались весь день. Они не хотят. Они начинают чувствовать себя так же, как и взрослые, когда их спрашивают, что происходит на месте! Теперь они знают о морали и имеют более широкое представление о своей роли в своем сообществе, поэтому теперь они могут беспокоиться о том, правильны их ответы или нет. Для детей старшего возраста вы можете вообще избегать вопросов. Вместо этого расскажите о своем дне. Скажите им, что вы обедали с другом или работали над действительно большим проектом, из-за которого вы нервничаете. Они могут воспользоваться возможностью, чтобы рассказать и поделиться дополнительной информацией. Кроме того, дети младшего возраста любят участвовать в философских беседах и обсуждать текущие события.
Конечно, нет ничего идеального. И даже если вы подадите им правильные сигналы или предоставите им бесконечную информацию о своей жизни, надеясь, что они свяжутся, вас все равно могут встретить сверчки. Это нормально. Каждый ребенок индивидуален. Потерпи. Не давите на своего ребенка. Они только больше замолчат! Вместо этого будьте рядом со своим ребенком. Примите их интересы. Говорите о том, о чем они хотят говорить. Если это все время Эльза или все футбол то и это, продолжайте. Если они верят, что вы выслушаете их интересы, они будут чувствовать себя комфортно, когда им нужно поговорить о чем-то действительно важном.
А пока попробуйте несколько подсказок:
· Вы работали с другом?
· С кем вы сидели за обедом?
· Вы работали с водой?
· Вы занимались сегодня искусством?
· Вы работали за столом или на ковре?
· Вы знаете какие-нибудь звуки? (в отличие от того, знаете ли вы какие-либо буквы… мы обычно называем их звуками)
· Вы считали сегодня?
· Вы пели сегодня?
· Работали с картой?
Вы всегда можете войти в Transparent Classroom, чтобы получить больше идей.