Содержание
Признаки возможной задержки развития детей до 5 лет
Что такое «нормы развития» и как их надо воспринимать?
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать – если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина – «би», собака – «ка» или «ав» и т. п.).
Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, – это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» – всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т.п.
Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т.п.
Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? – Единственно верный подход – комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т.п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.
Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие – более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.
Признаки задержки развития
Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.
Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.
В 2 месяца:
- не реагирует на громкие звуки
- не следит взглядом за движущимися предметами
- не улыбается людям
- не подносит руки ко рту
- не может держать голову в поднятом положении, когда лежит на животе
В 4 месяца:
- не следит взглядом за движущимися предметами
- не улыбается людям
- не держит голову
- не воркует или не издает звуки
- не подносит вещи ко рту
- не упирается ногами о поверхность, когда его пытаются поставить
- не может поворачивать одним или обоими глазами во всех направлениях
В 6 месяцев:
- не пытается захватить вещи, которые находятся в зоне доступа
- не показывает привязанность к тем, кто о нем заботится
- не реагирует на звуки вокруг
- с трудом подносит вещи ко рту
- не произносит гласные звуки «а», «о», «э»
- не переворачивается в обоих направлениях
- не смеется или не издает визжащих звуков
- кажется очень зажатым, с напряженными мышцами
- кажется очень гибким, как тряпичная кукла
В 9 месяцев:
- не удерживает ногами свой вес при поддержке
- не сидит с помощью
- не лепечет («мама», «баба», «дада»)
- не играет в игры, в которых надо что-то делать туда-сюда
- не реагирует на свое имя
- кажется, что не узнает близких
- не смотрит на то, на что вы указываете
- не перекладывает игрушку из одной руки в другую
В 1 год:
- не ползает
- не стоит с поддержкой
- не ищет вещи, которые видел, что вы спрятали
- не говорит простых слов (таких, как «мама», «папа»)
- не учится жестам (махать рукой, качать головой и т. п.)
- не указывает на вещи
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 1 год 6 месяцев:
- не указывает на вещи, которые хочет показать другим
- не ходит
- не знает, для чего нужны знакомые вещи
- не повторяет за другими
- не учится говорить больше слов
- не говорит как минимум 6-ти слов
- не замечает или не реагирует, когда близкие уходят и приходят
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 2 года:
- не говорит фразы из двух слов (например, «пить молоко»)
- не знает, что делать с часто используемыми вещами (расческой, телефоном, вилкой, ложкой и т.п.)
- не повторяет за другими действия и слова
- не выполняет простые инструкции
- не ходит уверенно
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 3 года:
- часто падает или с трудом поднимается по ступенькам
- говорит чепуху или очень непонятно
- не говорит предложениями
- не умеет играть в простые игры (мазаику, простые пазлы и т. п.), поворачивать ручки
- не понимает простые инструкции
- не играет в игры, где надо притворяться и фантазировать
- не хочет играть с другими детьми или с игрушками
- не смотрит в глаза
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 4 года:
- не умеет прыгать на месте
- с трудом «пишет» каракули
- не показывает интереса к играм, требующим взаимодействия или фантазирования и притворства
- игнорирует других детей или не реагирует на посторонних
- противостоит одеванию, сну и использованию туалета
- не может пересказать любимую историю
- не следует командам, состоящим из 3-х действий
- не понимает «тот же» и «другой»
- не употребляет «я» и «ты» правильно
- говорит непонятно
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 5 лет:
- не показывает большого диапазона эмоций
- ведет себя по-особенному (показывает необычный страх, агрессия, стеснение или печаль)
- необычно зажат и неактивен
- легко отвлекается, не может фокусироваться на одном виде деятельности более 5-ти минут
- не реагирует на людей или реагирует очень поверхностно
- не может сказать, что реально, а что фантазия
- не играет в разные игры и не занимается разными делами
- не может назвать свои имя и фамилию
- не использует множественное число и прошедшее время правильно
- не говорит о том, чем занимался или о том, что было
- не рисует
- не может почистить зубы, помыть и вытереть руки, раздеться без помощи
- теряет навыки, которые приобрел ранее
Когда отсутствие речи у ребенка может указывать на аутизм
27. 04.19
8 признаков того, что задержка речи у ребенка может быть связана с аутизмом
Автор: Лиза Джо Руди / Lisa Jo Rudy
Источник: Autism.about.com
Задержки речевого развития встречаются у большинства детей с аутизмом. Тем не менее, задержка речи нередко встречается и у детей без аутизма. Между отсутствием речи при аутизме у ребенка и другими типами задержки речевого развития существуют значительные различия. Во многих случаях, эти различия очевидны даже для неспециалистов. Надо также отметить, что значительная задержка речи у ребенка – это всегда повод для беспокойства и обращения к специалистам, но это далеко не всегда симптом аутизма.
Отсутствие речи при аутизме и другие типы задержки речи
Во время типичного развития у ребенка, он быстро понимает, что коммуникация с другими людьми – это способ получить то, что ты хочешь. Задолго до появления первых слов малыши устанавливают контакт глазами, тянут взрослых за рукава, лепечут, указывают пальцем или иначе стараются донести до других людей то, что они хотят. С течением времени дети с типичным развитием начинают использовать устную речь, потому что она позволяет им добиться наиболее быстрых и эффективных результатов. Кроме того, младенцы и маленькие дети с типичным развитием:
– Стремятся получить социальные реакции других людей, например, улыбки и объятия, для них это очень сильная мотивация.
– Естественно и спонтанно имитируют действия окружающих людей.
– Чаще всего они больше наблюдают за другими людьми, чем за неодушевленными предметами.
– Стремятся к компании взрослых и других детей, чувствуют скуку и одиночество, если их надолго оставляют одних.
Однако при аутизме есть нарушения социальной коммуникации, которые могут затруднять любые формы социального взаимодействия. Хотя дети с высокофункциональным аутизмом чаще стремятся к общению, чем дети с более тяжелыми формами аутизма, это верно для детей во всем спектре аутизма. Например, маленький ребенок с аутизмом:
– Мало заинтересован в получении социальных реакций, его больше мотивируют его интенсивные интересы.
– Никогда или редко имитирует действия других людей.
– Может быть больше заинтересован в неодушевленных предметах, чем в людях.
– Может быть доволен, когда его надолго оставляют в одиночестве, при условии, если у него есть доступ к интересующим его предметам.
Все эти отличия ведут к формированию отличий в поведении, желаниях и развитии речи. Дети с аутизмом редко используют невербальную коммуникацию (указательный жест, потянуть за руку, улыбнуться и так далее) и плохо ее понимают. Они также проявляют меньше интереса к общению ради самого общения.
Особенности задержки речи при аутизме
Разница между задержкой речи при аутизме и другими типами задержки речевого развития может бросаться в глаза. Если ребенок похож на Бобби, то, вероятно, следует провести с ним диагностику РАС.
Джонни два года, но он совсем не говорит. Хотя он не пользуется словами, он использует язык тела и отдельные звуки, чтобы общаться с другими людьми. Например, он указывает пальцем на то, что он хочет, и то, что его заинтересовало, тянет взрослых к тому, что его интересует, и в целом старается взаимодействовать с другими людьми. Он любит играть со своими родителями, братом и сестрой, и он сильно расстраивается, когда его оставляют одного, чтобы он заснул.
Бобби тоже два года. Бобби может произнести несколько слов, но он не использует их для общения с другими людьми. Вместо этого он просто повторяет их, независимо от того, есть ли рядом другие люди. Бобби все еще не умеет использовать жестикуляции, звуки или слова, чтобы попросить то, что он хочет. Его родителям практически невозможно удержать его внимание дольше чем на несколько секунд.
У Джонни есть задержка речи, и, вероятно, ему нужна та или иная форма ранней помощи. Возможно, у него есть нарушение слуха, апраксия речи, задержка психического развития или другая проблема, которую нужно диагностировать. С другой стороны, хотя Бобби и говорит несколько слов, у него также выражены ранние признаки аутизма.
Признаки аутизма, связанные с развитием речи
Помимо задержки речи на аутизм может указывать ряд других речевых особенностей. Особенности развития речи, которые часто присутствуют у детей с аутизмом:
– Они совсем не реагируют или редко отзываются на свое имя и другие вербальные попытки привлечь их внимание.
– У них отсутствует или с задержкой развивается коммуникация с помощью жестикуляций, например, указательный жест и демонстрация предметов другим людям.
– Даже если гуление и лепет присутствовали у них в течение первого года жизни, впоследствии они прекращаются.
– Развитие речи происходит в замедленном темпе.
– Они повторяют слова и фразы за другими людьми – эта особенность называется «эхолалия».
– Они произносят отдельные слова или целые фразы снова и снова, не для взаимодействия с другими людьми.
– Могут использовать ранее услышанную фразу целиком, но испытывают сложности с самостоятельным объединением отдельных слов в осмысленные предложения.
– Использование слов кажется странным, неуместным, или оно понятно только тем, кто хорошо знает ребенка.
Примечание
Даже если у детей с аутизмом речь появляется тогда же, когда и у их сверстников, они могут испытывать трудности с устной речью по мере взросления. Особенности развития речи при аутизме могут включать вокальные отличия, трудности с восприятием и использованием языка тела, использование речевых звуков и слов для самостимуляции, а не для коммуникации.
Само по себе отсутствие устной речи не указывает на аутизм. Если вас беспокоит развитие ребенка, то необходимо обратиться за диагностикой к специалисту. Раннее вмешательство с помощью научно-обоснованных методик в любом случае повысит шансы ребенка освоить типичную коммуникацию.
Также смотрите:
Онлайн-скрининг на признаки аутизма в возрасте 16-30 месяцев
Аутизм или задержка психического развития: как понять?
Что делать, если ребенок с аутизмом не говорит?
Что такое раннее вмешательство при аутизме?
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Диагностика и тесты, Коммуникация и речь
Никогда не говорите эти 5 фраз своим детям, советует психолог. Вот почему
То, что мы, родителей, делаем с нашими детьми, может оказать неизгладимое впечатление, но то, что мы им говорим, имеет не меньшее значение.
Фразы, которые мы используем, разговаривая с нашими детьми (или даже просто с ними), не только отражают наши взгляды на мир, но и влияют на те убеждения, которые у них формируются.
В моей книге «13 вещей, которые не делают психически сильные родители» я объясняю, как отказаться от распространенных нездоровых привычек, которые лишают детей умственной силы, необходимой им для раскрытия своего максимального потенциала. И многие из этих привычек связаны с изменением вашего языка.
Хотя некоторые фразы, которые вы привыкли регулярно произносить, могут показаться безобидными, они могут привести к тому, что ваши дети вырастут с менталитетом жертвы или поверят, что у них ничего не получится.
Вот пять ядовитых фраз, которые родители должны убрать из своего лексикона:
1. «Мы никогда этого не позволим».
Если что-то, что вы действительно хотите, находится за пределами вашего ценового диапазона, не настаивайте на том, что вы никогда не сможете получить это только потому, что деньги сдерживают вас.
Вместо этого покажите своим детям, что вы контролируете свои финансы. Например, можно сказать: «Я мечтаю когда-нибудь купить для нас большой дом. Но, поскольку сейчас у нас нет финансовых средств, я собираюсь пройти несколько онлайн-курсов, чтобы повысить работай и получай прибавку».
Или, если ваш ребенок действительно хочет пойти в Диснейуорлд, скажите ему: «Мы не можем позволить себе билеты, потому что в этом году их нет в нашем бюджете». Затем подумайте о том, чтобы создать для них банку с пособиями, чтобы они могли начать откладывать деньги на поездку в тематический парк.
Когда вы помогаете своим детям развивать разумные финансовые привычки, они вырастут, зная, что если они хотят чего-то, что они не могут себе позволить, это всего лишь вопрос корректировки приоритетов.
2. «Ты меня так бесишь».
Как родители, важно сохранять спокойствие и не поддаваться желанию обвинить наших детей или кого-то еще в наших эмоциях.
Вместо того, чтобы злиться на что-то, что сделал ваш ребенок, более здоровой реакцией будет: «Мне не нравится, когда ты так поступаешь», а затем объясните, почему. Детям важно понимать, как их поведение может повлиять на других. Это побудит их лучше осознавать чувства других людей, а не только свои собственные.
Кроме того, сохраняя спокойствие, вы учите своего ребенка тому, что все мы способны контролировать свои чувства, и что в наших силах справляться с ними здоровым образом. В конце концов, вы бы не хотели, чтобы они росли, думая, что можно обвинять других в том, что они чувствуют.
Конечно, все мы люди, и бывают моменты, когда мы не можем не потерять хладнокровие. Если это произойдет, и вы в конечном итоге скажете то, о чем пожалеете, начните с извинения: «Извините, что я вышел из себя. В следующий раз я воспользуюсь моментом, чтобы успокоиться».
3. «Я ненавижу свою работу».
Допустим, у вас был утомительный рабочий день, и вы просто хотите пойти домой и излить душу своему партнеру. Это может показаться безобидным, потому что вы даже не разговаривали с ними напрямую, но имейте в виду, что дети улавливают это сообщение.
На самом деле исследования показали, что наше отношение к жизни оказывает большое влияние на успехи наших детей, особенно когда речь идет об успеваемости.
Более того, жалобы на свою работу в присутствии детей учат их тому, что работа не доставляет удовольствия. В результате они могут вырасти, полагая, что взросление означает проводить половину своего бодрствования в полном страдании.
Как лучше с этим справиться? Дайте понять, что у вас есть выбор карьеры, и расскажите о том, что вы делаете, чтобы улучшить свою рабочую жизнь.
4. «Мне нужно в магазин».
Всякий раз, когда вы говорите, что вам нужно что-то сделать, будь то выполнение поручения или обед в доме бабушки, вы намекаете, что вас заставляют делать то, чего вы делать не хотите.
Вместо этого покажите своим детям, что вы сами контролируете свое время: вам решать, что вы собираетесь делать, а также когда и как вы собираетесь это делать.
Дети, которые вырастают успешными, понимают, что жизнь — это выбор, который они делают. Вы можете преподать им этот важный урок, сказав что-то вроде: «Я не хочу сегодня ходить за продуктами, но я хочу убедиться, что у нас есть еда в холодильнике на неделю» или «Я устал, но мы сказали Бабушка, мы поедем к ней домой. И я хочу убедиться, что сдержу свое слово».
Конечно, всегда будет что-то, чего они не хотят делать, но абсолютно точно должны это делать, например, ложиться спать в разумное время или есть овощи. В таких ситуациях полезно объяснить, почему их просят это сделать. Когда дети понимают важность задачи, они с большей вероятностью ее выполнят.
5. «Все будет хорошо».
Если вашего ребенка не выбрали в качестве основного игрока спортивной команды, убеждение его в том, что все всегда будет хорошо, не подготовит его к будущему.
Вместо того, чтобы говорить им, что всегда есть счастливый конец, научите их тому, что они достаточно сильны, чтобы справиться с неизбежными поворотами жизни.
Возможно, вашему ребенку просто нужно больше времени для практики. Если это так, утешьте их, обняв и признав их чувства, сказав: «Я знаю, что ты действительно хотел, чтобы тебя выбрали сегодня, но будет еще много возможностей».
Затем предложите им продолжать практиковаться и попробовать еще раз, когда они почувствуют себя готовыми. Обучая и направляя своих детей в трудные времена, они будут лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с вещами, которые не сработают в будущем.
Эми Морин — психотерапевт и преподаватель Северо-восточного университета. Она является автором национального бестселлера «13 вещей, которые не делают психически сильные люди», и «13 вещей, которые не делают психически сильные женщины». гуру самопомощи на данный момент» The Guardian.
Понравилась эта история? Подпишитесь на CNBC Make It на YouTube!
Не пропустите:
- Психолог рассказывает о 7 самых больших ошибках родителей, которые разрушают уверенность и самооценку детей
- Наслаждайтесь такими играми, как прятки и прятки.
- Получайте удовольствие, играя с игрушками, которые издают шум.
- Начните понимать несколько простых слов, таких как «напиток», «обувь» и «машина».
- Они могут распознавать простые инструкции, такие как «поцелуй мамочку», «ударь по мячу» и «дай мне».
- Когда вас спрашивают, указывайте на предметы, например, на знакомых людей и предметы, такие как «книга» и «мяч».
- Используйте до 20 простых слов, таких как «чашка», «папа» и «собака».
- Жест или указание, часто со словами или звуками, чтобы показать, чего они хотят.
- Копируйте множество слов и жестов взрослых.
- Начни получать удовольствие от простой ролевой игры, например, притворяйся, что разговариваешь по телефону.
- Их ребенок не начал лепетать для общения в возрасте от 12 до 15 месяцев.
- Они не говорят свои первые слова к 18 месяцам.
- Они плохо реагируют на язык, например, не следуют простым инструкциям, таким как «ударить по мячу».
01 9 вот одна из самых больших ошибок, которые, как я вижу, совершают родители 12-18 месяцев | Товары для малышей и малышей и поддержка Узнайте, когда ваш ребенок может впервые начать говорить, и что вы можете сделать, чтобы помочь ему в первых попытках общения. Вы можете ожидать услышать жемчужины мудрости – или, по крайней мере, узнаваемые слова – от вашего ребенка в возрасте от 12 до 18 месяцев. Поощряйте эти первые пробные слова, болтая с ребенком сами, слушая и отвечая, когда он «говорит». Также может помочь, если вы сможете распознать детские языковые стадии и то, когда они могут их достичь. Вы явно не будете ждать сонетов Шекспира, когда они, например, еще в подгузниках. Как бы вы ни хотели услышать свой детский лепет, нет определенного времени, когда нужно достать телефон, чтобы записать его первые слова. В возрасте от 12 до 18 месяцев ваш ребенок начнет использовать язык более узнаваемым образом, и вы можете начать слышать, как он разговаривает. Сначала вы можете обнаружить, что только вы и несколько любимых людей вашего ребенка можете разобрать, что они говорят. Но после всего этого чудесно слышать, как они наконец понимают, что происходит в их маленьких головках. В этом возрасте ваш ребенок станет более общительным. Возможно, у вас в руках болтун. Распевание детских песенок с такими действиями, как «incey-wincey-spider», поможет связать слова с действиями. Это также поможет вашему ребенку понимать и запоминать слова. Ага, так вот почему детские стишки пользовались таким успехом на протяжении веков. У малышей навыки развиваются с разной скоростью, и вначале их речь может быть понятна только взрослым, которые часто проводят с ними время. Но к 18 месяцам их язык будет быстро улучшаться, и есть несколько вещей, которые вы ожидаете от них: (Talking Point, 2013a) Речевые и языковые навыки обычно развиваются с самого раннего возраста. Некоторые дети не развивают необходимые им навыки в раннем возрасте, и вам следует поговорить с терапевтом или педиатром, если вы обеспокоены. Родители должны поговорить с терапевтом, патронажным работником или логопедом, если: (Talking Point, 2013b) Ваш ребенок будет развиваться в своем темпе, и вы не сможете заставить его произносить слова, пока он не будет к этому готов. Но есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы поощрить зарождающееся общение вашего ребенка. Такие, как «incey-wincey-spider», не только забавны, но и помогают вашему ребенку ассоциировать слова с действиями. Они также помогут вашему ребенку понимать и запоминать слова. Такие же игры, как «погладить пирожное» и «ку-ку». Они также могут помочь привлечь внимание и общаться, поскольку ваш ребенок узнает, чего ожидать. Звуковые сигналы автомобилей или сирен пожарных машин могут стимулировать внимание детей и навыки слушания. Шумные книги и кассеты тоже хороши, и вы можете делать это вместе. Когда ваш ребенок начнет общаться, у вас может возникнуть соблазн задать ему много вопросов. (Вы долго ждали, чтобы узнать, действительно ли им больше нравятся Мистер Крякер или Кролик.) Но, засыпая их вопросами, вы можете почувствовать, что проверяете их. Вместо этого усильте общение, рассказав им о том, что вы делаете, например, «папа надевает туфли». Это поможет им связать слова с окружающим миром. Это могут быть игрушки, одежда, части тела или предметы домашнего обихода. Для нас совершенно очевидно, что такое стул, но ваш ребенок еще не знает, как называется эта большая вещь, на которой сидят люди. Чем больше ваш ребенок слышит слово, тем быстрее он его запомнит. Когда они начнут регулярно произносить слова, повторяйте за ними слова, когда они произносят их неправильно. Этого будет много. (I Can, 2010; NHS, 2017) Ваш ребенок усваивает невероятное количество информации, поэтому постарайтесь не торопить его. Когда мой ребенок заговорит?
Развитие речи ребенка к 18 месяцам
Как я могу помочь своему малышу заговорить?
Детские стишки с действиями
Игры с фразами «еще» или «снова»
Шумящие игрушки и предметы
Попробуйте рассказать ребенку, что вы делаете
Опишите предметы, на которые указывает ваш ребенок
Если он попытается сказать слово, повторите его ему