Содержание

Когда груднички начинают держать самостоятельно головку? Как научить малыша держать голову?


Грудной ребенок рождается с минимальным набором умений и навыков. За год происходит большой скачок в развитии малыша как в умственном, так и в физическом. Многие родители стараются максимально развивать кроху и отмечают каждый навык ребенка, пусть даже незначительный на первый взгляд.

Этапы развития


Все навыки у грудничка появляются постепенно. Чтобы ребенок научился держать голову, необходимо каждый день выкладывать его на живот. В норме новорожденный будет стараться приподнять головку.







Наименование


Описание


7 недель


Младенец поднимает голову, держит ее в приподнятом положении короткий период времени


2 месяца


Уверенно удерживает голову, может поворачивать голову в стороны


3,5 месяца


Полноценно держит головку в положении лежа на животе, вертикальном положении


4 месяца


Кроха уверенно опирается на предплечья, держит голову

В том случае, если ребенок не удерживает голову самостоятельно в возрасте 3-4 месяца — это повод обратиться в нашим врачам за консультацией. Наши врачи дистанционно подробно проконсультируют родителей, подскажут простые массажные действия, посоветуют каких специалистов пройти.


Как помочь ребенку тренировать шейные мышцы


Для укрепления шейных, спинных мышц родителям необходимо регулярно выкладывать младенца на живот. Грудничок будет стараться поворачивать головку, поднимать ее на доли секунд. Таким образом происходит тренировка и укрепление мышц. Для деток постарше можно поставить, повесить яркие игрушки, предметы. Это будет стимулом поднимать головку, чтобы рассмотреть предмет.

Правильно поддерживаем голову грудничка


Главным правилом является держать младенца так, чтобы его голова не болталась. Для этого используют следующие позы:


  • колыбелька — голова на локте взрослого, спина — на руке, второй рукой поддерживают поясничный отдел;

  • столбик — голова новорожденного лежит на плече родителя, второй придерживают поясницу;

  • лицом к лицу — головку грудничка придерживают одной рукой, второй — спину;

  • на коленях — руками придерживают голову малыша, туловище полностью лежит на коленях взрослого;

  • на животе — голова и живот располагаются на предплечьи взрослого, ноги и руки свисают.


Важно! В том случае, если грудничок держит голову раньше положенных четырех месяцев — радоваться не стоит. Это говорит не о раннем развитии, но о гипертонусе мышц. В этом случае их необходимо расслаблять массажем, водными процедурами.

Когда не нужно поддерживать голову грудничку


Ребенок начинает держать голову уверенно к 3-4 месяцам. При этом лежа на животе, младенец отрывает предплечья от поверхности, держится на локтях, поднимая головку. В этот период можно не поддерживать голову грудничка. Однако брать на руки малыша стоит все еще аккуратно, не совершая резких движений.

Причины, по которым ребенок не держит голову


В 4 месяца малыш уверенно держит голову. Многие специалисты сходятся во мнении, что этот возраст максимально допустимый для освоения этого навыка. Если кроха не поднимает голову, это свидетельствует о наличии патологии, требующей вмешательства врачей.


Причинами могут быть:


  • тяжелые или патологические роды;

  • гипотонус мышц;

  • неврологические заболевания;

  • гиперопека родителей.

Если ребенок не может держать головку сам в этом возрасте — необходима консультация наших врачей. Дистанционно наши врачи проконсультируют по возможным причинам, подскажут как выровнять процесс, подберут клиники для обследования, посоветуют необходимых специалистов.


Как развиваются недоношенные дети


Недоношенные детки развиваются по тому же принципу, что и доношенные. В большинстве своем процесс зависит от сроков, на которых малыш появился на свет, наличии патологий, осложнений после родов. Главным отличием является то, что недоношенный ребенок учится держать голову в сроки от предполагаемой даты родов, а не от своего текущего возраста. Если малыш родился на месяц раньше, то от его текущего возраста отнимают месяц. Освоение навыков сдвигается в зависимости от ПДР и фактической датой рождения.



Пример 


Грудничок появился на свет на месяц раньше предполагаемой даты. Осложнений нет, роды естественные, беременность без патологий. Навык уверенного держания головы разовьется не в 3-4 месяца как у доношенных деток, а в 4-5 месяцев.


Что делать, если ребенок плохо держит голову


Если ребенок не держит голову, выяснить причину может только специалист. При мышечной слабости, связанной с плохим набором веса поможет справиться педиатр, консультант по грудному вскармливанию.


При патологиях ЦНС необходима консультация невролога. В оздоровительные процедуры может входить массаж, гимнастика, направленные на укрепление мышечного корсета. При отсутствии тяжелых поражений нервной системы и осложнений гимнастики и массажа вполне достаточно для восстановления тонуса мышц. проводить их необходимо не только со специалистами, но и выполнять простые упражнения самостоятельно дома. Для этих целей врачи советуют приобретать специальные фитболы.

Частые вопросы


Как должен держать голову грудничок в два месяца?


+


В этом возрасте ребенок может удерживать голову по средней линии в положении лежа на животе. Чтобы научить ребенка держать голову необходимо вызвать интерес крохи для совершения активных действий. Это могут быть игрушки, яркие предметы.


Во сколько младенцы начинают держать голову?


+


Малыш должен удерживать голову от 6 недель. Это составляет несколько секунд, так как мышцы еще не окрепшие. В 1,5 месяца младенец удерживает голову в течение минуты. При правильных манипуляциях родителей (массаж, гимнастика) это время увеличивается. К 4 месяцам кроха уже полноценно опирается на предплечья, держит голову, поворачивает ее.


Как понять, что грудничок хорошо держит головку?


+


Для этого достаточно понаблюдать за ребенком. Основные навыки появляются к 3-4 месяцам. При раннем подъеме головы — речь идет о гипертонусе мышц.


Почему нужно поддерживать головку младенцу?


+


Это необходимо, чтобы избежать травм. Мышцы развиты слабо. Поэтому кроха не может держать самостоятельно головку.

Заключение эксперта


Такой серьезный навык, как держать головку самостоятельно, является важным этапом и толчком для дальнейшего развития. Первые попытки приподнять голову малыш совершает в три недели. По времени это не превышает двух секунд. Однако этап запущен и дальше будет только развиваться. Задача родителя помочь крохе. Для этого необходимо правильно держать малыша, делать гимнастику, массаж, выкладывать на живот.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Пружинин Марк Юльевич

врач – педиатр

Стаж 30 лет

Консультаций 1572

Статей 104

Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.

Когда груднички начинают держать самостоятельно головку? Как научить малыша держать голову?


Грудной ребенок рождается с минимальным набором умений и навыков. За год происходит большой скачок в развитии малыша как в умственном, так и в физическом. Многие родители стараются максимально развивать кроху и отмечают каждый навык ребенка, пусть даже незначительный на первый взгляд.

Этапы развития


Все навыки у грудничка появляются постепенно. Чтобы ребенок научился держать голову, необходимо каждый день выкладывать его на живот. В норме новорожденный будет стараться приподнять головку.







Наименование


Описание


7 недель


Младенец поднимает голову, держит ее в приподнятом положении короткий период времени


2 месяца


Уверенно удерживает голову, может поворачивать голову в стороны


3,5 месяца


Полноценно держит головку в положении лежа на животе, вертикальном положении


4 месяца


Кроха уверенно опирается на предплечья, держит голову

В том случае, если ребенок не удерживает голову самостоятельно в возрасте 3-4 месяца — это повод обратиться в нашим врачам за консультацией. Наши врачи дистанционно подробно проконсультируют родителей, подскажут простые массажные действия, посоветуют каких специалистов пройти.


Как помочь ребенку тренировать шейные мышцы


Для укрепления шейных, спинных мышц родителям необходимо регулярно выкладывать младенца на живот. Грудничок будет стараться поворачивать головку, поднимать ее на доли секунд. Таким образом происходит тренировка и укрепление мышц. Для деток постарше можно поставить, повесить яркие игрушки, предметы. Это будет стимулом поднимать головку, чтобы рассмотреть предмет.

Правильно поддерживаем голову грудничка


Главным правилом является держать младенца так, чтобы его голова не болталась. Для этого используют следующие позы:


  • колыбелька — голова на локте взрослого, спина — на руке, второй рукой поддерживают поясничный отдел;

  • столбик — голова новорожденного лежит на плече родителя, второй придерживают поясницу;

  • лицом к лицу — головку грудничка придерживают одной рукой, второй — спину;

  • на коленях — руками придерживают голову малыша, туловище полностью лежит на коленях взрослого;

  • на животе — голова и живот располагаются на предплечьи взрослого, ноги и руки свисают.


Важно! В том случае, если грудничок держит голову раньше положенных четырех месяцев — радоваться не стоит. Это говорит не о раннем развитии, но о гипертонусе мышц. В этом случае их необходимо расслаблять массажем, водными процедурами.

Когда не нужно поддерживать голову грудничку


Ребенок начинает держать голову уверенно к 3-4 месяцам. При этом лежа на животе, младенец отрывает предплечья от поверхности, держится на локтях, поднимая головку. В этот период можно не поддерживать голову грудничка. Однако брать на руки малыша стоит все еще аккуратно, не совершая резких движений.

Причины, по которым ребенок не держит голову


В 4 месяца малыш уверенно держит голову. Многие специалисты сходятся во мнении, что этот возраст максимально допустимый для освоения этого навыка. Если кроха не поднимает голову, это свидетельствует о наличии патологии, требующей вмешательства врачей.


Причинами могут быть:


  • тяжелые или патологические роды;

  • гипотонус мышц;

  • неврологические заболевания;

  • гиперопека родителей.

Если ребенок не может держать головку сам в этом возрасте — необходима консультация наших врачей. Дистанционно наши врачи проконсультируют по возможным причинам, подскажут как выровнять процесс, подберут клиники для обследования, посоветуют необходимых специалистов.


Как развиваются недоношенные дети


Недоношенные детки развиваются по тому же принципу, что и доношенные. В большинстве своем процесс зависит от сроков, на которых малыш появился на свет, наличии патологий, осложнений после родов. Главным отличием является то, что недоношенный ребенок учится держать голову в сроки от предполагаемой даты родов, а не от своего текущего возраста. Если малыш родился на месяц раньше, то от его текущего возраста отнимают месяц. Освоение навыков сдвигается в зависимости от ПДР и фактической датой рождения.



Пример 


Грудничок появился на свет на месяц раньше предполагаемой даты. Осложнений нет, роды естественные, беременность без патологий. Навык уверенного держания головы разовьется не в 3-4 месяца как у доношенных деток, а в 4-5 месяцев.


Что делать, если ребенок плохо держит голову


Если ребенок не держит голову, выяснить причину может только специалист. При мышечной слабости, связанной с плохим набором веса поможет справиться педиатр, консультант по грудному вскармливанию.


При патологиях ЦНС необходима консультация невролога. В оздоровительные процедуры может входить массаж, гимнастика, направленные на укрепление мышечного корсета. При отсутствии тяжелых поражений нервной системы и осложнений гимнастики и массажа вполне достаточно для восстановления тонуса мышц. проводить их необходимо не только со специалистами, но и выполнять простые упражнения самостоятельно дома. Для этих целей врачи советуют приобретать специальные фитболы.

Частые вопросы


Как должен держать голову грудничок в два месяца?


+


В этом возрасте ребенок может удерживать голову по средней линии в положении лежа на животе. Чтобы научить ребенка держать голову необходимо вызвать интерес крохи для совершения активных действий. Это могут быть игрушки, яркие предметы.


Во сколько младенцы начинают держать голову?


+


Малыш должен удерживать голову от 6 недель. Это составляет несколько секунд, так как мышцы еще не окрепшие. В 1,5 месяца младенец удерживает голову в течение минуты. При правильных манипуляциях родителей (массаж, гимнастика) это время увеличивается. К 4 месяцам кроха уже полноценно опирается на предплечья, держит голову, поворачивает ее.


Как понять, что грудничок хорошо держит головку?


+


Для этого достаточно понаблюдать за ребенком. Основные навыки появляются к 3-4 месяцам. При раннем подъеме головы — речь идет о гипертонусе мышц.


Почему нужно поддерживать головку младенцу?


+


Это необходимо, чтобы избежать травм. Мышцы развиты слабо. Поэтому кроха не может держать самостоятельно головку.

Заключение эксперта


Такой серьезный навык, как держать головку самостоятельно, является важным этапом и толчком для дальнейшего развития. Первые попытки приподнять голову малыш совершает в три недели. По времени это не превышает двух секунд. Однако этап запущен и дальше будет только развиваться. Задача родителя помочь крохе. Для этого необходимо правильно держать малыша, делать гимнастику, массаж, выкладывать на живот.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Пружинин Марк Юльевич

врач – педиатр

Стаж 30 лет

Консультаций 1572

Статей 104

Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.

Отставание головы у младенцев — StatPearls

Продолжение обучения

Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.

Цели:

  • Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.

  • Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.

  • Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.

  • Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».

В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи.[1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2]   Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев было связано с плохим исходом развития нервной системы.[3]

Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.  

Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими изменениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска.[3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.

Этиология

По существу, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.

Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцепции) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения.[3]   Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации.[8][9]][8]

Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде. [10][11] ][12]   Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, а длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте.[13][14]

Эпидемиология

Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть».[1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]

Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]

Анамнез и физикальное обследование

Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве. [15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.

Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).

Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]

При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]  

Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения. [15]

Обследование

При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.

Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления около 92% детей продемонстрировали улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позже были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]

Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]

Лечение / Ведение

Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Тем не менее, для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) требуется междисциплинарный подход при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.

Систематические обзоры показали, что раннее вмешательство с помощью специальных программ двигательной подготовки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска развития двигательных нарушений. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.

Дифференциальный диагноз

Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.

Прогноз

В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.

Осложнения

У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.

Сдерживание и обучение пациентов

Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.

Улучшение результатов работы бригады здравоохранения

Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]

Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4690596] [PubMed: 26709421]

2.

Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]

3.

Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]

4.

Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]

5.

Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]

6.

Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]

7.

Адриан Дж. Л., Ленуар П., Мартино Дж., Перро А., Хамери Л., Ларманд С., Соваж Д. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]

8.

Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]

9.

Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение кортикальной десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема груза у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]

10.

Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]

11.

Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]

12.

Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]

13.

Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]

14.

Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]

15.

Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]

16.

Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]

17.

Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]

18.

Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]

19.

Ланда Р., Гаррет-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование. J Детская психологическая психиатрия. 2006 г., июнь; 47 (6): 629-38. [PubMed: 16712640]

20.

Johnson CP, Myers SM., Совет Американской академии педиатрии по детям с ограниченными возможностями. Выявление и оценка детей с расстройствами аутистического спектра. Педиатрия. 2007 ноябрь; 120(5):1183-215. [В паблике: 17967920]

Отставание головы у младенцев — StatPearls

Продолжение обучения

Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.

Цели:

  • Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.

  • Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.

  • Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.

  • Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».

В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи.[1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2]   Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев было связано с плохим исходом развития нервной системы.[3]

Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.  

Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими изменениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска.[3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.

Этиология

По существу, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.

Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцепции) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения.[3]   Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации.[8][9]][8]

Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде.[10][11] ][12]   Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, а длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте. [13][14]

Эпидемиология

Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть».[1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]

Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]

Анамнез и физикальное обследование

Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве.[15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.

Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).

Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]

При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]  

Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения.[15]

Обследование

При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.

Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления около 92% детей продемонстрировали улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позже были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]

Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]

Лечение / Ведение

Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Тем не менее, для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) требуется междисциплинарный подход при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.

Систематические обзоры показали, что раннее вмешательство с помощью специальных программ двигательной подготовки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска развития двигательных нарушений. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.

Дифференциальный диагноз

Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.

Прогноз

В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.

Осложнения

У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.

Сдерживание и обучение пациентов

Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.

Улучшение результатов работы бригады здравоохранения

Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]

Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4690596] [PubMed: 26709421]

2.

Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]

3.

Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]

4.

Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]

5.

Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]

6.

Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]

7.

Адриан Дж. Л., Ленуар П., Мартино Дж., Перро А., Хамери Л., Ларманд С., Соваж Д. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]

8.

Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]

9.

Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение кортикальной десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема груза у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]

10.

Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]

11.

Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]

12.

Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]

13.

Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]

14.

Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]

15.

Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]

16.

Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]

17.

Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]

18.

Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]

19.

Ланда Р., Гаррет-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *