Содержание

Расстройства аутистического спектра у детей

Главная

Статьи

Болезни

Алпацкий Дмитрий АлександровичВрач-невролог, эпилептолог, врач ЭЭГ

07.12.2015



Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают


Рассмотрим клинический пример:


Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.


Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).


Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).



Причины вызывающие РАС.


Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:


— гипотеза о генетической предрасположенности


— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).


— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.


Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.



Особенности психического развития детей с РАС.


Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.


Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.


Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.


Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).


Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.


Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.


Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.


Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.


Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.


Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.


Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.


Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.


Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).


Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.




Диагностика расстройств аутистического спектра


Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.


Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:


— нарушение социальной адаптации


— нарушения в коммуникативной сфере


— стереотипность поведения


В основные диагностические этапы входит:


— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом


— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства


— беседа с родителями


— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»



Виды РАС


Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: — Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) — характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)


Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:


Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.


Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)


Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.


Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт


— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.


— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.


— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.


— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.




Коррекция больных с РАС 


Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС: 


1) Психологическая коррекция — самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.


Первая программа основывается на следующих принципах:


— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;


— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;


— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.


Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов. 


2) Нейропсихологическая коррекция — данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству. 


3) Работа с семьей и окружением ребёнка — в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).


4) Психосоциальная терапия — собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС. 


5) Логопедическая коррекция — учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.


6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.


В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.


Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)

Методика прикладного анализа поведения (ABA)

Операция по удалению аденоидов — это не трагедия

Возврат к списку

Гиперактивность.

Горшок.

Горшок (туалет)

Как приучить ребенка к горшку? Сложный вопрос, поскольку не существует строгих возрастных границ и правил, у всех детишек это происходит по-разному. Чем ребенок капризнее, тем позже он привыкает к горшку. Мальчик будет отставать от девочки, потому что ему труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе. Сложно приучить ребенка к горшку, если он уже приучен к памперсу.

Прежде чем малыш научится пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. До годика большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама наверняка «поймает» этот момент и посадит на горшок. Как правило, угадать, что малыш «созрел», можно по тому, как он начинает тужиться. Или вдруг замирает и затихает. Тут важна реакция мамы – успеть донести до горшка не «расплескав». Но это еще не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов – значит, настало время приучать ребенка к горшку. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. Но не переусердствуйте! Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.

После двух лет дети начинают проситься на горшок сами. Приглядитесь к своему ребенку: может быть, он произносит какое-то слово или звук, делает какой-либо знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д. Если будете внимательны, то выиграете время. Если же ребенок сопротивляется и не хочет пользоваться горшком, то не надо его заставлять или наказывать за это. На некоторое время стоит оставить ребенка в покое, но потом повторяйте процедуру в определенные часы, но только на несколько минут. Постарайтесь выяснить причину его нежелания садиться на горшок: горшок может быть холодный, неудобный – слишком большой или слишком маленький. Сейчас продаются очень удобные и красивые горшки, детские накладки на унитаз. С первых дней жизни приучайте детей к сухой одежде, мокрое белье меняйте как можно быстрее. Малыш привыкнет к этому (к хорошему привыкают быстро) и будет испытывать неудобство, если колготки или ползунки будут влажными. Искренне радуйтесь, когда у ребенка получилось «сходить» в горшок. Вашему малышу захочется порадовать вас еще раз.

Приучайте ребенка «ходить в туалет» в разных местах, чтобы не возить с собой горшок, если вы много путешествуете. Для того, чтобы простыни ночью были сухими, не надо давать ребенку на ночь много пить, приучайте малыша к посещению туалета перед сном. Многие дети с двух с половиной до трех лет сами перестают мочиться по ночам. Если же эта проблема у вашего малыша не решена, не стоит расстраиваться раньше времени. До пяти лет нет основания говорить о какой-либо патологии.

Моей дочке два года. Дочка не ходит сама на горшок (приучаемся полгода), писает где попало, а мокрые колготки снимает. На ночь надеваю памперс, она периодически снимает его ночью и писает или какает в кровать. Я объясняла ей, ругала, но ничего не получается. Как правильно научить ходить на горшок и спать ночью без памперса, не писаясь? И еще, в два года уже пора ей кушать самой?

Не стоит приучаться «слишком активно». Если у ребенка возникает негативная реакция на горшок, то, возможно, вы слишком активны. Объяснять и ругать часто бесполезно. Если ребенок не соглашается писать в горшок, бывает полезно на некоторое время (недели на две) вообще убрать горшок и о нем не заговаривать. Потом предлагайте после сна, после прогулки, когда вам кажется, что ребенок хочет писать. Не настаивайте, если ребенок не хочет. Не ругайтесь, если не вышло. Значит, ребенок еще маленький и на горшок ходить не умеет. И обрадуйтесь, если получилось. Спать без памперса ночью стоит начинать, когда ребенок начнет просыпаться утром сухой. Разные дети приходят к этому в разном возрасте – кто-то в два, кто-то в три года. В два года хорошо, если ребенок умеет пользоваться вилкой-ложкой, но далеко не все дети при этом не нуждаются в помощи взрослого.

Подробнее см. в книге
Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет
[Текст]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 169 c.

У меня возникла проблема такого характера: дочке 2 года и 3 месяца, на горшок ходить категорически отказывается, сидит на нем, но туда ничего не делает. Писает и какает в штанишки, причем прячется по всем углам. У нас три обычных горшка, без всяких «наворотов». Пробовали садиться на все, выбрали один понравившийся, но дочь ни в какую! Памперсы одеваем только на улицу и на время сна. Что нам делать? Подскажите, пожалуйста, как действовать! Нам скоро в сад!

Если ребенок категорически отказывается ходить на горшок, то приучить его к горшку в ближайшее время не удастся, для этого нужна его заинтересованность. Поэтому на пару-тройку недель спрячьте горшок, наденьте на ребенка памперс и немножко сами успокойтесь на эту тему. Потом можно достать и предложить, но не сильно настаивать. Не надо провоцировать у ребенка протестное поведение. Если ребенок захочет посидеть на горшке и у него получится – прекрасно, обрадуйтесь, похвалите. Если нет – значит, еще маленькая, не доросла. Разные дети в разное время дорастают до горшка, и если ребенок не готов, мы провоцируем неврозы.

Подробнее см. в книге
Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему
Родительская библиотека [Текст]. – М.: Генезис, 4- е изд., 2010. – 232 с.

Нужны советы по поводу сына, которому 2 года и 7 месяцев. Он почти не разговаривает, но охотно и внимательно слушает стишки и песенки, понимает речь. Моторику развиваем с восьми месяцев. На горшок садиться не хочет – просто истерика на весь дом. Может, пока убрать на время горшок или все-таки настаивать и насильно высаживать? Как быть, чтобы не навредить?

Единственно правильного метода приучения к горшку нет. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других. Есть только правила, которых надо придерживаться для осуществления этой процедуры. Никогда не принуждайте ребенка пользоваться горшком или унитазом против его желания. Попробуйте ему просто показать преимущества чистоты, попробуйте поменять горшок. Мальчик уже большой, попытайтесь с ним договориться. Пойдите с ним в магазин – пусть сам выберет себе горшок. Поставьте горшок в зону видимости. Сажайте на него мишку, куклу. Попробуйте показать сыну, как это делают другие дети (допустим, у друзей). У мальчиков в это время развито стремление подражать. Все это делайте спокойно, последовательно и терпеливо. Все произойдет тогда, когда вы сами перестанете переживать по этому поводу. Что касается речи: мальчики обычно позже начинают разговаривать. Если после трех лет ситуация не изменится – обратитесь к логопеду.

Подробнее см. в книге
Фромм А. Азбука для родителей [Текст]. – Л.: Лениздат, 1991. – 319с.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников: популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст]. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей
[Текст]. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

7 Симптомы дисграфии у детей

Дисграфия – это языковая специфическая разница в обучении, которая в первую очередь влияет на письмо. Это может быть трудно заметить у младших школьников, поскольку не каждый ребенок развивает навыки грамотности с одинаковой скоростью. Тем не менее, есть некоторые отличительные признаки проблем, которые обычно проявляются, когда ребенок только учится писать.

Например, у этих детей часто возникают проблемы с тем, чтобы держать ручку или карандаш и составлять буквы и цифры как в печатном, так и в рукописном письме. Им трудно выразить себя в письменной форме, от организации идей до правописания и правильной пунктуации. Плохой почерк – обычное дело. Интервал между словами может быть неравномерным, размер букв может варьироваться, и могут возникнуть проблемы с сохранением полей.

Учащимся с дисграфией может быть трудно показать, чему они научились, когда оценивание проводится в письменной форме. Детям с дисграфией также трудно выполнять упражнения по копированию, и они также могут избегать раскрашивания и рисования.

Поскольку писать от руки необходимо для всего: от написания своего имени вверху страницы до создания заметок, заполнения рабочих листов и сдачи тестов, обучение может быть нарушено, если ребенок не имеет доступа к приспособлениям и обучению стратегии, которое он или она нужна.

Согласно некоторым исследованиям, проблемы с письмом присутствуют у 10–30% детей в начальной школе (1). После третьего класса важно, чтобы учащийся оценивался при подозрении на дисграфию, чтобы он или она не отставали от своих сверстников. Чем раньше будет получена оценка, тем лучше.

Недиагностированные трудности в обучении могут способствовать низкой самооценке учащихся, которые могут считать, что они не так умны, как их одноклассники. Более того, поскольку дети с дисграфией могут хорошо читать, их плохие результаты в письменной работе можно списать на лень или «нежелание пытаться», что может еще больше повредить чувству собственного достоинства ребенка. Очень важно не допустить, чтобы у ученика возникали негативные ассоциации со школой, которые, однажды сформировавшись, будет трудно изменить.

Дисграфия в сравнении с другими трудностями в обучении

Оценка может определить, является ли дисграфия причиной трудностей с письмом. В некоторых случаях дисграфия и диспраксия, нарушение мелкой моторики, из-за которого у детей возникают проблемы с координацией, могут выглядеть одинаково. И то, и другое может вызвать боль и трудности при написании от руки, а также проблемы с планированием и организацией.

Когда чтение вслух является проблемой, ребенок также может бороться с дислексией, еще одной трудностью в обучении, связанной с языком, которая в первую очередь влияет на чтение и правописание.

Предостережение: дисграфия — это не дислексия. У детей с дислексией в основном проблемы с чтением и правописанием. Если присутствуют трудности с письмом, они часто являются результатом проблем с фонологическим кодированием, а не проблемами с формированием букв. Дислексия также может широко варьироваться, и не все случаи одинаковы.

По данным Международной ассоциации дислексии, «дети с нарушенным почерком могут также страдать синдромом дефицита внимания (СДВГ) — невнимательным, гиперактивным или сочетанным подтипом невнимательного и гиперактивного».

Писать трудно

Язык сначала развился как система для устного общения, что означает, что письменный язык является относительно новым явлением в истории человеческой цивилизации. Чтение и письмо — это когнитивно сложные задачи, включающие иерархию навыков, которые необходимо освоить и автоматизировать, чтобы обеспечить беглое чтение и письменное производство.
 
Дети начинают с обучения буквообразованию, затем кодированию звуков в буквы, организации букв в слова и, наконец, составлению слов в грамматически обоснованные предложения. Помимо уровня предложения, идеи должны быть представлены в логическом порядке, а информация организована в абзацы. Существует английская орфография, с которой нужно бороться (не все слова пишутся так, как они звучат), и правила, касающиеся использования заглавных букв и пунктуации. Неудивительно, что ученикам требуется много лет, чтобы развить сильные навыки письма!

7 Признаки дисграфии

  1. Плохое формирование букв. Ребенку с дисграфией может быть довольно сложно понять, как линии и кривые соединяются в буквы. Ему или ей может быть трудно копировать штрихи пера, необходимые для создания буквы, и у него могут быть проблемы с интервалом и размером. Вначале вы заметите, что ребенок с определенными нарушениями обучаемости часто пишет письма иначе, чем его сверстники.

    Не все буквы созданы одинаковыми, а строчные буквы, как правило, являются более сложными. Это потому, что они состоят из более изогнутых линий и меньшего размера, что создает дополнительную проблему для тех, кто уже испытывает трудности с владением ручкой или карандашом. Вы можете увидеть перевернутые буквы, написание всех заглавных букв, невозможность создания курсивного текста и, как правило, трудночитаемый и плохой почерк.

  2. Боль и расстройство от почерка. Дети с дисграфией (и диспраксией) обычно жалуются, что им больно писать от руки. Диспраксия не является специфической неспособностью к обучению, но влияет на мелкую моторику. Они могут неудобно расположить запястье и локоть и не иметь возможности держать ручку или карандаш за штатив. Бумага может выскальзывать из-под них, и они могут чрезмерно давить из-за трудностей с приложением нужного давления.

    Все это отвлекает и мешает изложить мысли на бумаге. Следите за неестественными движениями и напряженной позой. Хотя есть устройства, которые могут помочь, такие как ручки и карандаши для увеличения обхвата, часто рекомендуется научиться печатать как менее болезненный и более эффективный метод письма.

  3. Проблема с пробелами в тексте. Это может быть пробел между буквами, между словами и/или между предложениями. Написание справа налево и создание текста, идущего по прямой линии, могут быть проблематичными, как и расстояние между числами и уравнениями в математических задачах.

    Учителя могут заметить тенденцию к тому, что текст вылезает на поля, слова разбиваются, а у детей заканчивается место в конце страницы. Одна из самых сложных вещей для учащихся с дисграфией — писать в маленьких квадратиках — обычное требование для организационных схем из листов с заданиями в классе. Обратите внимание, что проблемы с пробелами в письме также встречаются при нарушениях обработки зрительных образов.

  4. Неправильное написание. Процесс письма утомляет детей с дисграфией, что повышает вероятность возникновения орфографических ошибок. Кроме того, учтите, что английский язык является сложным для написания, потому что существует так много исключений из правил.

  5. Неграмотное и беспорядочное письмо. Функции письма более высокого порядка, такие как планирование и составление грамматически правильных предложений, могут быть затруднены для ребенка с дисграфией. Распространены повторяющиеся предложения, может проявиться неправильное использование или отсутствие знаков препинания, и учителям, как правило, будет трудно следовать письменной работе. Это особенно верно при сравнении способности ребенка связывать информацию во время разговора.

  6. Избегание школьных занятий. Письмо требуется для большинства занятий в классе и является важным навыком для экзаменов, проектов и даже домашних заданий. Поскольку дети с дисграфией знают, что они плохие писатели, они могут неохотно завершать работу и вести себя бескорыстно или даже категорически отказываться от участия в проекте. Учителя часто видят сданные незавершенные письменные задания, невыполнение домашних заданий и учеников, которые не мотивированы или не заинтересованы в обучении в классе. Тем более, когда письменные задания выполняются курсивом.

  7. Низкая уверенность и негативное представление о себе. Как и в случае других конкретных различий в обучении, дисграфия может вызвать проблемы с уверенностью и самооценкой. Студенты могут быть смущены своими способностями к письму и плохим почерком и неохотно работать в группах или парах. Постоянное снижение за письменную работу после того, как ему пришлось работать в два раза больше, чтобы создать блок текста, также демотивирует и обескураживает, и в конечном итоге у ребенка могут развиться негативные отношения со школой.

    Если заболевание остается невыявленным, дети могут начать плохо думать о себе и своих способностях (2). Вот почему важно информировать детей о природе их различий в обучении, а затем предоставлять им доступ к инструментам и стратегиям, которые им необходимы для преодоления трудностей. Дисграфию можно назвать особой неспособностью к обучению, но это не обязательно должна быть инвалидность, которая мешает ребенку полностью раскрыть свой потенциал.

Кроме того, некоторые исследования показали, что дети с дисграфией пишут в другом ритме, чем их сверстники (3).

Для учителей

Если вы подозреваете, что ребенок борется с невыявленной дисграфией, Национальная ассоциация почерковедов рекомендует вам обратиться к школьному координатору по особым потребностям, который может порекомендовать ему обратиться к специалисту по трудотерапии. Это особенно актуально после второго и третьего класса, когда ранние трудности с письмом, с которыми сталкиваются дети, не страдающие дисграфией, становятся менее заметными (4).

Учителям также будет полезно ознакомиться с этим кратким списком советов при работе с учащимися с дисграфией:

  • Не заставляйте их писать на доске
  • Обеспечить планшеты для текстовых аннотаций рабочих листов
  • Объедините учащихся с дисграфией с приятелем, который делает заметки
  • Разрешить им печатать письменные задания или заметки с помощью компьютера
  • Разрешить использование записывающих устройств для классных лекций
  • Ограничьте количество написанного, которое вы ожидаете от них
  • Не ограничивайте время, в течение которого они должны дать письменный ответ
  • Оценить учащихся по качеству и количеству их письменной продукции
  • Предоставьте подсказки, чтобы помочь им провести мозговой штурм и изложить свои мысли на бумаге
  • Избегайте типов вопросов с кратким ответом в викторинах и используйте множественный выбор
  • Не объявляйте классу, что у них есть определенная неспособность к обучению
  • Создайте возможности для устной оценки, чтобы учащиеся могли продемонстрировать свои знания без необходимости писать

Как помочь ребенку с дисграфией

Тяжесть дисграфии часто широко варьируется от одного ребенка к другому, и никакие два ученика не будут бороться с абсолютно одинаковыми симптомами. Это часто имеет место, когда речь идет о конкретной неспособности к обучению. Когда ребенок пишет буквы, обратите внимание на то, как он держит карандаш, но также сосредоточьтесь на контакте с бумагой.

Для людей с дисграфией есть материалы, которые могут помочь в технике письма. Некоторые типы текстурированной бумаги препятствуют соскальзыванию кончика ручки, миллиметровка и линованная бумага помогают формировать буквы, ручки и карандаши делают письмо менее болезненным, а более толстые маркеры и мелки часто легче держать. Эти приспособления также могут быть полезны для учащихся с диспраксией.

Технология предлагает ряд инструментов, помогающих людям, которые борются с функциями высшего порядка при письме. Печатание устраняет стресс, связанный с формированием букв и пробелами, а также избавляет студентов от любого смущения, которое испытывают учащиеся из-за грязного почерка или необходимости переворачивать страницы, покрытые стертыми пометками. Это помогает им излагать свои мысли на бумаге, даже если это происходит с помощью экрана и принтера.

Чтобы повысить эффективность набора текста и предотвратить зрительные нарушения, которые возникают у учащихся, когда им приходится сканировать клавиатуру в поисках буквы, рекомендуется, чтобы дети учились слепому печатанию. Это можно сделать, когда им 6-7 лет и их руки достаточно большие, чтобы удобно лежать на клавиатуре.

Печатание также является хорошим решением для учащихся с СДВГ и может иметь значение, когда речь идет о качестве письменного вывода учащегося. Это потому, что это навык, который автоматизирует процесс письма, поэтому слова текут сквозь пальцы с помощью мышечной памяти, и больше внимания можно сосредоточить на мыслительном процессе и организации идей. Прочтите нашу статью о том, как научить детей печатать, чтобы узнать больше.

В некоторых ситуациях ребенок с дисграфией может вообще не писать, и в этом случае необходима технология преобразования речи в текст, позволяющая учащемуся участвовать в школьных занятиях и создавать долговременные записи о своей работе. . Планшеты также полезны, поскольку они часто содержат камеры для фотографирования бумажных рабочих листов и экранные клавиатуры, которые можно использовать для комментирования изображений текстом и маркерами. Родители и учителя также могут загружать приложения, которые предлагают игровые упражнения, направленные на формирование букв, изучение словарного запаса и расположение слов в предложениях.

Печатание для детей с дисграфией

Набор для чтения и правописания вслепую был разработан специально для детей, которые испытывают трудности в школе в результате различий в обучении на основе языка. Студенты использовали его, чтобы научиться печатать вслепую, улучшить навыки чтения и улучшить навыки правописания в течение последних 25 лет.

Подробнее

Человек с дисграфией часто пишет буквы и пишет слова не так, как его сверстники. Если он или она также научится писать на компьютере, большая часть боли и разочарований, связанных с формированием букв, может быть уменьшена. Оперативную память также можно обойти, поскольку правописание автоматизировано за счет мышечной памяти рук и пальцев.

Многие учащиеся с дисграфией обнаружили, что многоэтапный и мультисенсорный подход, принятый в TTRS, помог им добиться успеха.

Поделитесь с нами своей историей

Вы воспитываете или обучаете ребенка с дисграфией? Как вы впервые распознали симптомы? Какие стратегии сработали для вас и когда вы смогли поставить диагноз? Пожалуйста, поделитесь советом, который вы могли бы дать другим родителям и учителям. Мы также приветствуем личные анекдоты и с нетерпением ждем от вас известий!

Ссылки

1) Розенблюм С., Вайс П., Паруш С. (2004). Оценка почерка при дисграфии развития: процесс против продукта. Чтение и письмо, 17 (5), 433-458.
2) Энгель-Егер, Б., Нааукер-Янув, Л. и Розенблюм, С. (2009). Почерк, самоотчеты и воспринимаемая самоэффективность среди детей с дисграфией. Американский журнал профессиональной терапии, 63 (2), 182-192.
3) Совик Н., Мэланд А.Ф. и КарлсДоттир Р. (1989). Контекстные факторы и письменные способности «нормальных» и детей с дисграфией. В R. Plamondon, CY Suen & ML Simner (Eds.), Компьютерное распознавание и создание рукописного текста человеком (стр. 333-347). Всемирная научная.
4) Овервелде, А. и Халстин, В. (2011). Развитие почерка у детей 2 и 3 классов начальной школы с нормальными, подверженными риску или дисграфическими характеристиками. Исследование нарушений развития , 32 (2), 540-548.

Для учащихся, страдающих дисграфией

TTRS — это программа, предназначенная для обучения слепой печати детей и взрослых с дисграфией с дополнительной поддержкой правописания.

Дисграфия – Получите помощь для вашего отстающего ученика здесь!

Мари Риппель

У вашего ребенка проблемы с почерком? Причина может заключаться не только в лени или отсутствии мотивации; это может быть неврологическая проблема обучения под названием дисграфия . В этом посте объясняются признаки и симптомы дисграфии, а также шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь вашему ребенку добиться успеха в чтении и правописании.

Что такое дисграфия?

У ребенка с дисграфией почерк хуже, чем у ребенка его возраста, интеллекта и уровня образования.

Но дисграфия — это не только грязные бумаги. Ребенок с дисграфией также может казаться немотивированным или ленивым, или тем, кого мы иногда называем «неохотным писателем». Поскольку ему трудно выражать свои мысли и идеи в письменной форме, он может вообще не писать.

Дисграфия также может заставить вашего ребенка избегать, казалось бы, нормальных ситуаций. Например, ваш ребенок избегает скаутов или клубов, потому что его могут попросить заполнить формы? Не решается ли он участвовать в любой деятельности, связанной с письмом, даже в такой простой, как подписание своего имени? Его дразнили из-за детского почерка?

Если да, то вы, вероятно, испытали на себе разочарование, гнев и тревогу, которые может вызвать дисграфия.

Симптомы дисграфии

Как и в случае большинства проблем с обучением, симптомы дисграфии могут варьироваться от легких до тяжелых, и симптомы могут различаться по тому, как они проявляются у детей разного возраста.

Как правило, у ребенка с дисграфией могут быть проблемы со следующими проблемами:

  • Образование букв, цифр и слов
  • Правильное написание слов
  • Преобразование мыслей и идей в письменное выражение

Проще говоря, дисграфия затрудняет процесс письма, поэтому ребенку с дисграфией часто гораздо легче выражать мысли устно, чем письменно.

Вот некоторые дополнительные признаки дисграфии:

  • Плотный или неудобный захват карандаша
  • Быстро устает при письме
  • Письмо неразборчивое, непоследовательное, буквы и цифры плохо сформированы
  • Неправильный интервал и расположение букв, слов и строк письменного текста
  • Пишет медленно и с трудом
  • Полное избегание записи
  • Трудно следовать орфографическим и грамматическим правилам
  • Проблемы с выравниванием столбцов чисел в математических задачах
  • Трудности с организацией мыслей на бумаге
  • Проблемы с задачами, которые требуют одновременного мышления и письма

Если вы заметили некоторые из этих симптомов у своего ребенка, читайте дальше!

Компенсация — это первый шаг

Компенсация означает помощь вашему ребенку «обойти» проблемы с почерком, чтобы он мог продолжать учиться.

Возможно, вы удивитесь, услышав это от меня. В конце концов, дисграфия — серьезная проблема, и мы ведь не хотим просто «обойти» проблему, верно?

Ну, сначала мы делаем хотим обойти проблему чистописания.

Это не означает, что вы в конце концов не решите проблему — этот шаг будет следующим, — но это означает, что вы собираетесь уменьшить стресс, который, вероятно, испытывает ваш ребенок, и в то же время уверен, что ваш ученик может продолжать учиться.

Но то, как именно вы компенсируете, будет зависеть от возраста вашего ребенка и изучаемых предметов.

Вот несколько идей:

  1. Работа над навыками игры на клавиатуре. Использование клавиатуры вместо бумаги и карандаша может стать отличным способом мотивировать сопротивляющегося писателя выражать свои мысли и идеи.
  2. Работайте устно. Многие задания можно выполнить устно с родителями.
  3. Использовать инструменты преобразования речи в текст. Dragon NaturallySpeaking и Sound Note — хорошие примеры программного обеспечения для распознавания речи. Эти инструменты позволяют вашему ребенку диктовать работу в устной форме и автоматически переводить ее в текст.
  4. Используйте альтернативы письменным заданиям. Пока ваш ученик не окрепнет навыки письма, рассмотрите возможность использования некоторых интересных идей, приведенных ниже.

Как только давление спадет и ваш ребенок начнет изучать другие предметы без ручки и бумаги, пришло время поработать над навыками чистописания.

Проверка правильности почерка

Так как многие дети с дисграфией имеют неправильную осанку при письме и хват карандаша, важно установить правильное положение почерка, прежде чем пытаться решить конкретные проблемы с почерком. Рисунок ниже представляет собой удобное руководство для оценки положения почерка вашего ребенка.

Решить проблемы с почерком

После того, как вы проверили и исправили осанку вашего ребенка и хватку карандаша, самое время приложить карандаш к бумаге и начать писать.

Пожалуйста, имейте в виду, что важно, чтобы ваш ребенок приобретал навыки письма в своем собственном темпе. Не попадайтесь в ловушку сравнения. У вашего ребенка есть особые потребности, поэтому позвольте ему развиваться естественно, а не в темпе, рекомендованном для его возраста, уровня его класса или его учебной программы.

Кроме того, работая над улучшением навыков письма вашего ребенка, продолжайте сокращать объем письма, необходимый для выполнения его школьных заданий. Позвольте обучению происходить без ручки и бумаги.

Воспользуйтесь этими советами, чтобы сделать уроки чистописания более продуктивными и приятными для вас и вашего ребенка.

  • Если ваш ребенок переворачивает буквы, мой бесплатный отчет «Как решить перестановку букв» будет для вас огромной помощью.
  • Используйте исследовательскую программу рукописного ввода. Почерк без слез оказался эффективным для многих детей с проблемами почерка.
  • Предлагайте короткие серии упражнений для письма вместо длительных затяжных сеансов. Многим детям с дисграфией необходимо работать над мелкой моторикой. Такие занятия, как раскрашивание, вырезание, раскрашивание, построение моделей, работа с глиной, создание карандашных лабиринтов и нанизывание бусинок, улучшат ловкость и разовьют мелкую моторику.
  • Выделяйте 5-10 минут в день на практику чистописания.
  • Если ваш ребенок не помнит, как последовательно составлять буквы — иногда пишет их правильно, а иногда неправильно — это может быть признаком того, что у него проблемы с рабочей памятью.
  • Работа над правильным формированием букв с использованием мультисенсорных методов и техник, не требующих письма. Писать пальцами в воздухе, на песке, в креме для бритья или на наждачной бумаге — все это отличные упражнения, которые могут способствовать улучшению правильного формирования букв.

Дисграфия также влияет на чтение и правописание

У ребенка с дисграфией сам процесс письма отнимает так много энергии, что фактически мешает процессу обучения, что затем может отрицательно сказаться на его способности к обучению.

Поскольку дисграфия вашего ребенка влияет на то, как он учится читать и писать по буквам, важно устранить барьер почерка в обеих этих предметных областях. Все о чтении и Все о правописании предназначены именно для этого! На самом деле, обе программы можно выполнить, вообще не требуя рукописного ввода.

Вот некоторые функции, которые помогут вашему ребенку учиться быстрее:

  • AAR и AAS являются мультисенсорными. При мультисенсорном подходе дети воспринимают информацию и взаимодействуют с ней различными способами. Обучение происходит через несколько органов чувств, прежде всего через зрение, звук и осязание (кинестетика). Кинестетический подход может быть очень полезен для ребенка, у которого есть проблемы с выразительной речью.
  • AAR и AAS являются добавочными и основаны на мастерстве. В обеих программах учащиеся осваивают одну концепцию, прежде чем перейти к новой концепции. Это помогает уменьшить разочарование и путаницу и позволяет детям двигаться в своем собственном темпе по учебной программе.
  • AAR и AAS используют плитки с буквами с цветовой кодировкой. Работа с плитками с буквами может иметь значение между пониманием концепции и ее непониманием. Плитки с буквами обеспечивают кинестетический метод для тренировки написания слов без бумаги и карандаша.
  • AAR и AAS имеют встроенный обзор на каждом уроке. Детям с трудностями в обучении полезно много повторять. Индивидуальный обзор позволяет вам нацеливаться на области, в которых ваш ребенок борется.
  • AAR и AAS очень мотивируют. В обеих программах используется широкий спектр забавных практических занятий, которые сводят к минимуму необходимость писать. Короткие, увлекательные уроки и возможность отслеживать собственный прогресс мотивируют детей с самого первого урока.

Но что говорят о преодолении дисграфии мамы, которые находятся в окопах со своими отчаявшимися учениками?

Немного надежды и ободрения для вас

Помощь ребенку, который борется с дисграфией, требует терпения. Изменения не придут быстро, но верьте, что они придут! И чтобы подбодрить вас в этом процессе, я хотел бы поделиться несколькими историями успеха нашего сообщества.

Вот история Тани:

«У моей дочери дисграфия, и она чувствует себя хорошо с ААС ! Мы только что закончили 4 уровень (начало 4 класса). Плитки отлично подходят для правописания, когда писать слишком много.

Мне нравится, что уроки проходят в нашем собственном темпе, и что она может усвоить материал так, как ей удобно! Спасибо!»

Это от Ревекки, еще одной мамы, которая добилась успеха с помощью

AAS :

«Хотя мы не поставили официальный диагноз, у нашего восьмилетнего сына есть все признаки дисграфии. Лучшее, что мы когда-либо делали, — это на какое-то время не писали. Он все еще борется, но становится легче. он любит свою AAR , и скоро мы запустим AAS . Наконец-то все налаживается, и я так благодарна, что правописание, чтение и письмо больше не требуют слез!»

И Шэрон поделилась тем, что

Все о правописании меняет для ее сына:

«Мой сын раньше чувствовал себя побежденным, но теперь у него гораздо больше энтузиазма к чтению, так как ему не нужно писать. Он не боится школы, когда у него не болят и не устают руки. Он также не тратит ластики на стирание так часто!

«Теперь он использует свои магнитные плитки с буквами, чтобы составлять слова, и часто просит написать слова от руки. Плитки помогают ему различать буквы b, d, p и q, что облегчает написание и правописание. Возможность смотреть на буквы во время письма также помогла улучшить его почерк!»

Вывод: не позволяйте дисграфии ограбить вашего ребенка

Написание письма может показаться небольшой частью обучения, но оно влияет на способность вашего ребенка выражать мысли. Важно бороться с дисграфией и не допускать, чтобы она крала мотивацию вашего ребенка, его радость от обучения и его самооценку.

Начиная с сегодняшнего дня, вы можете облегчить обучение своего ребенка с дисграфией, внедрив три простых идеи.

  1. Компенсация: сведите к минимуму отвлекающие факторы и разочарование в процессе письма, используя альтернативы рукописным заданиям.
  2. Оценка: правильное положение почерка имеет решающее значение для успешного письма.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *