Содержание

Что делать, если двухлетний ребёнок дерётся и толкается — статья на ТЧК

Тактика поведения родителей + советы психолога

С проявлением детской агрессии сталкиваются все мамы, но именно первые вспышки у 2–3-летних детей чаще вызывают растерянность и тревожность. Отчасти из-за того, что сложно понять ее причины, а отчасти – из-за состояния самой мамы: она еще не до конца освоилась со своей ролью, возможно, до сих пор плохо спит и уже давно заперта в четырех «декретных» стенах.

О способах решения проблемы ранней детской агрессии мы поговорили с нейропсихологом Анастасией Глебовой.

Типичные проявления агрессии у маленьких детей

Агрессивное поведение чаще всего отмечается у детей старше 1,5 лет. До этого возраста малыш мог быть вполне послушным и ласковым, но потом, как признаются мамы, его словно подменяют.

Вот типичные жалобы на агрессивного двухлетку. Мамы говорят, что он:

  • толкает и бьет других детей,
  • бьет маму и других родственников,
  • кусается,
  • обижает младших, отбирает чужие игрушки.

Прогулки на детской площадке из-за конфликтов превращаются в ежедневное испытание, к агрессии могут добавляться истерики, а мама мечется между «подождать, пока пройдет само», и советами обратиться к специалисту.

Причины детской агрессии

Чтобы устранить тот или иной сценарий поведения, нужно понимать его причины. Проблема в том, что чаще всего мамы не могут их найти: в семье вроде бы все хорошо, с другими детьми, от которых можно было бы «набраться плохого», ребенок в силу возраста еще не общается. Это усиливает материнскую тревожность, которая в конечном счете передается ребенку. Круг замыкается.

Причин ранней детской агрессии не так много. Если убрать сугубо медицинские (возможные заболевания ЦНС), то их останется всего две – физиологические и семейные.

Когда агрессия – это нормально

Агрессия для маленького ребенка – это зачастую единственное возможное проявление эмоций и чувств. Малыш в 2–3 года еще плохо владеет речью и вполне может использовать силу как элемент общения. Например, без злого умысла кидаться песком или бить лопаткой по голове, пытаясь «заинтересовать» собеседника. Такое эпизодическое агрессивное поведение свойственно абсолютно всем детям довербального периода (без навыка связной речи).

На поведение ребенка влияет и преобладание процессов возбуждения над процессами торможения в коре головного мозга. Проще говоря, если у взрослых механизм контроля уже отлажен, то дети не могут остановиться и «взять себя в руки»: им просто непонятно, что это такое.

Когда все проблемы идут из семьи

Если мама видит, что вспышки агрессии у двухлетки сложно назвать эпизодическими, то основная причина такого поведения – влияние извне. Главный путь усвоения социального опыта для ребенка – это подражание. Он учится держать ложку, повторяя движения за взрослыми, учится прыгать, копируя поведение других детей, и т. д. Разумеется, подражание может давать не только положительный эффект. Дети с удовольствием копируют и все плохое: крики, замахивания руками и ругательства. Вполне возможно, что причина агрессивного поведения – это подражание другому малышу на детской площадке, но все-таки основное влияние на ребенка оказывает домашнее окружение.

При этом в семье вполне может и не быть внешних проявлений агрессии: никто ни на кого не кричит и никого не бьет. Однако это вовсе не означает, что конфликтов нет в принципе. Ребенок может считывать нарастающее непонимание и молчаливую конфронтацию между членами семьи и давать тот эмоциональный ответ, который ему по силам.

Агрессия – типичная реакция на недостаток внимания со стороны взрослых. Работает это как при краткосрочном решении задачи (например, когда мама заговорилась по телефону, а малыш заскучал и стукнул ее по коленке), так и глобально (когда все поведение ребенка направлено на привлечение внимания взрослых).

Также бывает, что происходит инверсия ролей: если мама начинает отыгрывать роль ребенка, то самому ребенку не остается ничего другого, как стать «взрослым». Опять же, так, как он понимает эту функцию и в пределах его возможностей. Типичное поведение инфантильной мамы: манипуляции из разряда «Если ты не доешь кашу, я заплачу/обижусь/уйду», частые слезы, демонстративные обиды на ребенка.

Дети не анализируют подражаемые сценарии. Например, если ребенок видит шуточные потасовки между родителями или заигрывания в виде легких шлепков, он может перенести эту манеру в свое поведение, раздавая уже более осязаемые шлепки своим сверстникам или членам семьи.

Тактика поведения мам при детской агрессии

Дети растут, исследуют и прощупывают окружающий их мир, поэтому проявлять агрессию для них – нормально. Малыш рассуждает примерно так: «Что будет, если я закричу/толкну/ударю?» Ответная реакция на эти действия может как закреплять его поведение, так и корректировать.

Тактика мамы во многом зависит от ее психологической устойчивости и общего физического и психического состояния.

  1. Первое, что нужно сделать, – проанализировать собственное поведение и взаимоотношения в семье, ведь определенные нюансы вполне можно исправить. Если большую часть времени с ребенком проводит не мама, а другой взрослый (папа, бабушка, няня или старший брат), то стоит исключить возможность некорректного поведения с их стороны. Но самое важное – нужно прислушаться к собственному состоянию. Хроническая усталость и отсутствие ресурсов у мамы вполне могут стать косвенной причиной агрессивности ребенка. В этом случае самый главный шаг в решении проблемы ранней детской агрессии – уделить должное время себе, а не ребенку. Если у мамы элементарно нет сил, то она не сможет дать адекватную взрослую реакцию, а все остальные действия будут бессмысленны.
  2. Второй важный момент – нужно учиться понимать ребенка, расшифровывать его невербальный язык. На это потребуется время (и силы!), но, разобравшись с истинными причинами того или иного действия, намного проще правильно на него отреагировать. Например, ребенок бьет маму и улыбается. Скорее всего, для него это игра, а значит, избыточное реагирование со стороны взрослых только усилит действие, ведь на игру начнут отвечать. В таком случае лучше спокойно останавливать руку (возможно, много раз), объяснять, что бить нельзя, и предлагать другую игру.
  3. Всегда давайте ребенку качественную обратную связь и наращивайте его эмоциональный интеллект. Не нужно сильно ругать или утверждать, что нельзя бить, потому что «мама будет ругаться». Правильнее сказать, что бить нельзя, потому что это обижает других малышей, им грустно, они плачут. То есть сделать упор именно на эмоциональную составляющую.
  4. Если мама чувствует беспомощность, лучше обратиться к психологу. Начать можно с детского специалиста, но вполне возможно, что полезней будет сессия у взрослого психолога для мамы/родителей. Завышенные ожидания от материнства, последствия синдрома отличницы, когда свой ребенок должен быть самым лучшим (послушным, добрым, внимательным), и растерянность от того, что все идет не так, приводят маму в нересурсное состояние, которое негативно влияет на ее взаимоотношения в семье. Иногда достаточно одной консультации для решения «проблемы», которой на самом деле нет, но маме важно успокоиться и найти ответы на свои вопросы.

И помните: проявленная агрессия намного безопаснее, чем скрытая, подавляемая. Последняя может в итоге обратиться на самого ребенка и выражаться в снижении успеваемости (у маленьких детей – в отсутствии прогресса в определенных навыках), ощущении себя жертвой.

У малыша не так много вариантов проявлять свою силу, и чаще всего она реализуется в сопротивлении. Если под давлением взрослых он разучится сопротивляться, то в подростковом возрасте ему будет трудно сказать «нет», когда это действительно важно.

Ребенок бьет маму, почему и что делать

Эту статью проверила и отредактировала врач-педиатр Шушлебина Ольга Александровна.

Мама самый близкий человек на свете, она всегда рядом, когда ребенку весело или грустно, она все простит и поймет. И именно поэтому мама чаще других, становиться объектом выхода неконтролируемых детских эмоций или же психологических экспериментов малыша. Часто бывают такие ситуации, когда ребенок бьет маму, что делать, и как себя вести в таких случаях?

Примерно в три года у детей происходит серьезный кризис, первое рождение личности. Спокойный малыш вдруг начинает проявлять негативизм, упрямство, своеволие, протест, закатывать истерики. Происходят изменения во внутреннем мире малыша, он впервые осознает себя отдельной личностью, утверждает свое «Я», чаще всего это проявляется негативным отношением к тому, о чем его просят. Он пытается все сделать наоборот. Именно с этого момента начинается становление личности.

Возможные причины

  1. Способ выражения эмоций. Малыш в раннем возрасте не обдумывает свои поступки и с легкостью ударит маму, если она его обидела. Таким способом он может пытаться проявить свою обиду или показать, что ему грустно.
  2. Копирование агрессивного поведения. Ребенок внимательно воспринимает все, что находится вокруг него. Очень часто можно заметить, как малыш подражает не только поведению, но даже мимике своего родителя. Если на глазах у ребенка, например, отец поднимает руку на свою жену, неудивительно, что и карапуз начнет делать то же самое. Кроме того, просмотр фильмы со сценами насилия или даже таких мультфильмов, как Том и Джерри, Маша и Медведь, в которых показано, как одни персонажи издеваются над другими, способствует формированию мнения вседозволенности такого поведения.
  3. Физическое насилие над малышом. Если ребенка бьют, то неудивительно, что и он сам начинает себя так вести. Не исключено, что насилие применяется к нему, например в детском саду, это могут быть, как пинки от одногруппников, так и оплеухи от воспитателей.
  4. Определение границ вседозволенности. Возможно, малыш просто пытается осознать, что делать можно, а что нельзя.
  5. Способ привлечения внимания родителей. Своими поступками карапуз хочет обратить на себя внимание, хочет, чтобы ему уделили время, поиграли с ним.
  6. Избыток энергии. Если малышу некуда растратить свою активность, то такое поведение может стать способом выплеснуть избыток физической энергии.
  7. Чувство ненужности. Возможно, вы недостаточно уделяете время ребенку, в частности это наблюдается при рождении нового малыша в семье. Такое поведение карапуза может стать способом заявить, что и он существует в этой семье.
  8. Проявление стресса. Такое часто наблюдается, если родители ребенка часто ругаются, их отношения находятся на грани развода. Ребенок все тяжело воспринимает, постоянно находится в нервном напряжении.
  9. Неуважительное отношение к малышу. Не удивляйтесь, подобному поведение, если вы никогда не учитываете мнение ребенка, не прислушиваетесь к его просьбам.
  10. Следствие бдительного контроля. Такое поведение возможно, если малыша держат в узких границах, контролирует каждое его движение, заставляют ходить «по струнке». Это такой способ противостояния повышенному контролю.
  11. Надмерная опека. Ребенок начинает агрессивно себя вести по отношению к родителям, если испытывает чувство вседозволенности и удовлетворения любых его капризов.

4) Проверка границ.

Ребенок является экспериментатором. Он проверяет окружающую среду на то, что можно делать, а что нельзя. Что будет если я сделаю так? Что можно трогать, что можно щупать, с какой силой можно нажимать?

Здесь родителю важно помочь ему установить правильные границы. Четко очертить круг того, что делать можно, а что нет. Для этого вам нужно спросить самого себя: вы за или против того, чтобы ребенок хлопал вас по спине, пусть и не сильно? Можно делать это руками, ногами, другими вещами? Вполне вероятна ситуация, что одни и те же действия разные родители будут воспринимать по-разному: одни как шутку или даже как массаж, другие как боль и оскорбление. Сообщите об этом ребенку, объясните, что, в каких ситуациях и когда приемлемо, а когда нет, и что будет, если он продолжит так делать.

Возрастные особенности

Путем наблюдений было выявлено, что причины, провоцирующие подобное поведение у детей могут отличаться в зависимости от возраста. Давайте рассмотрим основные из них.

  1. Если ребенку год, бьет маму, то основной предпосылкой такого поведения является неосознанность своих действий, малыш просто веселится подобным образом:
  • балуется из-за избытка энергии;
  • изучение окружающего мира, возможностей своего тела;
  • способ выражения эмоций;
  • попытка обратить внимание мамы на свою персону.
  1. Если ребенок 2 года бьет маму, то возможны следующие причины такого поведения:
  • выражение эмоций, неспособность правильно себя контролировать;
  • привлечение внимания;
  • способ выражения своего несогласия или недовольства;
  • изучение границ вседозволенности.

Моя племянница в двухлетнем возрасте начала позволять себе лишний раз ударить тетю или бабушку по лицу. Этот период у нее довольно быстро прошел. По всей видимости, так она пыталась привлечь к себе внимание.

  1. То, что малыш 3 лет бьет маму, в первую очередь объясняется периодом противостояния всему и всем. В трехлетнем возрасте ребенку важно доказать свою самостоятельность, получить независимость своих действий. Если малыш поднимает на вас свою руку – это может быть следствием таких предпосылок:
  • способ проявления своего упрямства;
  • утверждение своей правоты;
  • настаивание на собственном мнении.
  1. Ребенок 4 лет чаще всего проявляет такое поведение из-за попытки получить желаемое. Также может быть проявлением обиды.
  2. Малыш 5 лет поднимет руку на свою маму из-за таких факторов:
  • отказ в получении желаемой вещи;
  • требование обратить на себя внимание;
  • копирование поведения других людей.

Что делать родителям ребенка-драчуна: стратегия, тактика и профилактика

© Getty Images/Flickr RF Ребенок дерется что делать, детская агрессия и ее причины Если я слышу от родителей: «… дерется… ничего не помогает…», — задаю вопрос: а что вы делали? Как правило, отвечают: наказывали, ставили в угол, ругали…Это как раз то, что мало помогает. Вы не сделали самого главного. Можно, конечно, и отругать, и поставить в угол, но сначала непременно скажите: «Я тебя очень люблю и поэтому не позволю стать плохим человеком, а значит не разрешу так себя вести».Задача родителей — спокойно и толково объяснить ребенку, как надо вести себя. Не все объясняется словами. Жесты, поступки, действия — тоже самая доступная и понятная ребенку форма объяснения. И самая, кстати, действенная.

Что делать в сложившейся ситуации

  1. Если ребенок бьет маму по лицу, нужно сразу объяснить, что он причинил вам боль, что такое поведение является недопустимым.
  2. Если вы увидите попытку малыша вас ударить, поспешите вовремя перехватить его руку.
  3. Если карапуз ударил во время игры, сразу прекратите это занятие. Если он обиделся на это и снова вас ударил, выйдите из комнаты.
  4. Если такое поведение является способом выплеснуть накопившуюся энергию, то лучше отдать малыша в спортивную секцию.
  5. Если ребенок нанес удар на ровном месте, скорее всего, он нуждается в вашем внимании. Спросите его, возможно, он хочет поиграть, расскажите, как сильно его любите.
  6. Если это попытка установки границ дозволенности, то важно рассказать ребенку, как можно и как нельзя себя вести. Расскажите, что за таким поведением будет следовать наказание.
  7. Если поступок ребенка – это способ ответить на внешнее физическое насилие, то выясните, кто его обижает. Расскажите, как стоит себя вести в подобной ситуации. Если насилие применяется лично вами, то пересмотрите альтернативные способы наказания.
  8. Никогда не ругайте ребенка за подобное поведение. Особенно, если он очень мал и просто не умеет контролировать свои действия. Важно все объяснить и помочь малышу осознать неправильность своих поступков.
  9. Если ребенок поднимает на вас руку в присутствии других людей, важно, чтобы они вас поддержали, пожалели, при этом не обращали внимания на малыша.
  10. Важно соблюдение последовательности ваших действий. Показывайте ребенку, что распускание рук является недопустимым в любой обстановке и в любое время суток.

Как отучить ребенка бить маму?

В такой ситуации достаточно дать понять, что такое поведение неприемлемо. Для этого не нужно бить малыша в ответ, ведь этим вы напротив, показываете плохой пример. Плачем и криками, так же, мало чего, можно добиться, для крохи это спектакль и он еще не единожды будет провоцировать вас, чтобы посмотреть на наигранные слезы.

Как советуют детские психологи со стажем, единственным способом показать недопустимость драк, это прекратить на время играть с малышом и выйти в соседнюю комнату. При этом не стоит игнорировать, если кроха будет плакать, напротив можно пожалеть малыша и объяснить, почему вы так поступили, и что так будет каждый раз, когда он будет драться.

Ошибки неопытных родителей

К сожалению, по незнанию мама может неправильно себя повести, тем самым не только не решит сложившуюся ситуацию, но и усугубит ее.

  1. Не стоит пытаться пристыдить малыша.
  2. Нельзя давать сдачу. Своими действиями вы только подтвердите дозволенность такого поступка. А если такое поведение направлено на привлечение вашего внимания, то ваша сдача глубоко ранит психику малыша.
  3. Не стоит разыгрывать спектакль перед ребенком и делать вид, что вы плачете. Малыш сможет вас раскусить, будет и дальше бить маму, чтобы посмотреть, как она наигранно плачет.

Прочитав статью, вы узнали, из-за чего ребенок может бить маму. Ваша задача, как родителей во время разобраться в причинах происходящего и решить возникшую проблему. Помните, что за любое непослушание нельзя физически наказывать малыша, важно словами объяснить ребенку неправильность его поступков.

5) Неумение проявлять любовь к родителю другими способами

Одним из способов выражения любви, симпатии, нежности является физический контакт — прикосновения, объятия, поцелуи. Возможно, что ребенок, ударив вас, хочет привлечь таким образом ваше внимание. Отсутствие внимания, игнорирование более невыносимы для ребенка, чем реакция родителя на агрессию.

Если ребенок начал бить, щипать, кусаться не после конфликта, а неожиданно, то, скорее всего, он ждет вашей реакции и внимания. Спросите его, хочет ли он поиграть. Попробуйте выразить любовь и внимание к ребенку приемлемыми способами, чтобы он тоже учился это делать: обнимите его, расскажите ему о своей любви, пощекочите.

А что делать жертве драчунов?

© Yuri_Arcurs/Getty Images Ребенок дерется что делать, детская агрессия и ее причины Агрессия агрессией, но бывает частенько и наоборот: ребенок никого не обижает, а вот ему от других достается регулярно. Пока малыш под родительским надзором — все в порядке, вы всегда защитите его. Но вот отправляется ребенок в детский садик… Нет, с синяками и шишками он не приходит, но жалуется регулярно. Или вообще категорически отказывается заходить в группу. А раньше ходил без проблем. Что это? Возможно, он становится жертвой чьей-то агрессии. Так что пресекать рукоприкладство у сына или дочки надо, но надо и учить самообороне.Многие мамы, и тем более папы говорят, когда ребенок жалуется, что его обижают, на него нападают: «Давай сдачи». Пожалуй, это неподходящий совет для ребенка, который сам не дерется. Во-первых, сдачи он давать не может (хотя бы потому, что гуманист), во-вторых, «нападательные» дети имеют прекрасный опыт сражений и драк, а у вашего ребенка такого опыта нет, так что пока он будет решать дилемму «можно — нельзя, а если можно, то каким образом», ему уже здорово достанется. На нападение надо реагировать немедленно.В каждой группе есть агрессивные дети. Учите своего ребенка обороняться. Родителям необходимо научить ребенка правильно вести себя в такой ситуации:

  • Терпеть нельзя! Ни в коем случае! Ты должен обороняться. Как? Громко сказать: «Не дерись!» Ребенок может начать плакать, но, так как маленькие дети плачут частенько, взрослые могут не сразу обратить на это внимание. Поэтому позвать надо так, чтоб тебя услышали, а сам мелкий агрессор испугался (хотя бы того, что его накажут. Крикнуть и позвать надо очень-очень громко. Неплохо будет, если вы с ребенком заранее (на всякий случай) прорепетируете. Тогда в случае необходимости сработает этот опыт, и малыш будет реагировать автоматически и немедленно.
  • А этот способ действует еще лучше. Детский визг, сами знаете, имеет сокрушительную силу, да и дети визжать любят. Так почему бы этим не воспользоваться? Надо завизжать. Завизжать изо всех сил и визжать, пока или драчун не ретируется, или помощь не подоспеет.

Драка плоха даже не тем, что ребенка обидят, стукнут, толкнут. Самое плохое, что его унижают как личность. И если он не научится поставить хулиганствующего ровесника на место, если не научится оборонять себя, это скажется и на его характере, и на самооценке. Учите ребенка обороняться. Но первой заповедью всех этих уроков должно стать: это не для нападения, это для защиты.На тех, кто умеет постоять за себя, другие дети, даже агрессивные и очень вредные, нападать опасаются.Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
↓ развернуть ↓

Стратегия

  1. Избавьте своего ребенка от излишней опеки и бесконечных запретов. Понаблюдайте сами за собой. Вспомните, что вы сделали и сказали перед тем, как малыш начал сердиться, злиться, сопротивляться. Пересмотрите свою тактику: агрессия сразу пойдет на убыль.
  2. Не допускайте никаких компромиссов. Терпеть хулиганство нельзя, иначе ребенок будет считать, что ему все дозволено. И вам же самим в сто раз труднее будет объяснить, почему сегодня нельзя делать то, что вчера было можно.
  3. Реагируйте немедленно. Делая замечание, останавливая боевые действия малыша, говорите негромко, но уверенно: «Прекрати!» «Мне это не нравится», «Нельзя драться!» Надо сказать так веско, чтобы ребенок понял: подобных боевых действий вы не допустите никогда.

© Isabel Masse/Getty Images Ребенок дерется что делать, детская агрессия и ее причины

В семье принято применять физическую силу

К сожалению, в некоторых семьях применение физической силы считается нормой. Папа может ударить маму в разгар ссоры, мама отвесить оплеуху старшему сыну. При этом все разговаривают на повышенных тонах, могут использовать нецензурную лексику. Самое удивительное, что эти люди, когда встречают соседей, мило улыбаются и желают хорошего дня. Естественно, младшие дети в такой семье будут выражать свои эмоции с помощью кулаков. Просто потому, что по-другому в их семье не умеют общаться.

Скорее всего, когда младшие члены семьи вырастут, они будут также физически наказывать своих детей. Если вовремя обратиться к семейному психологу, ситуацию еще можно исправить. Вопрос в том, что родители, как правило, не видят в этом серьезной проблемы, ведь они привыкли так жить.

Ребенок выражает свои эмоции

Малыши, как и взрослые, испытывают целый спектр эмоций. Они не могут, как запрограммированные роботы, выражать только радость, быть спокойными и послушными, как того хотят родители. Дошкольники еще не умеют анализировать свои чувства, размышлять, какие последствия повлечет их поступок. Детки в этом возрасте непосредственные, плохо контролируют эмоции, не способны подавлять сильные чувства и держать их в себе. Если ребенок дошкольного возраста чувствует злость или раздражение, первое, что ему хочется сделать, это ударить или укусить обидчика. И неважно, близкий это человек или незнакомый ребенок на детской площадке.

Малыш может таким способом выражать не только негативные чувства, но также грусть, тревогу, скуку. Он пока не научился справляться со своими эмоциями и не знает, что можно сделать в подобной ситуации. Если запретить ребенку выплескивать накопившиеся чувства, пусть даже с помощью физической силы, он может лишиться необходимых жизненных ориентиров, а еще малыш не научится распознавать свои эмоции.

Родители не должны ругать кроху за то, что он их бьет, кусает или щипает. Маме с папой нужно научить сына или дочь узнавать свои чувства, которые он в данный момент испытывает. Проговаривайте каждую эмоцию: «Сейчас ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку», «Ты грустишь, потому что на улице дождь, и мы не можем пойти гулять». Предложите выплеснуть негатив другим, альтернативным, способом: громко покричать, побить подушку, изобразить на листе бумаги плохое настроение, и т.д.

Как себя вести?

Продемонстрировать ребенку свое недовольство поведением с помощью мимики лица и строго голоса.

Желательно блокировать каждый удар перехватом, фиксировать руку или ногу в воздухе и проговаривать вслух, что так себя вести нельзя.

При отсутствии желательной реакции предупредить ребенка о последующем ответном ударе с вашей стороны, если чадо не прекратит нападки.

По окончании острой фазы проявления агрессии выясните причину ее появления и исключите факторы для предотвращения рецидива.

Важно добиться от окружения (мужа, прочих родственников), чтобы они придерживались политики оказания сопротивления ребенку и гуманного купирования агрессии, а не подбадривали его высказываниями наподобие: «Так ей! А ну наподдай! Вот непослушная мама, давай, давай, нашлепай ее».

Гнев и агрессивное поведение у детей

Вспышки гнева могут продолжаться и после дошкольного возраста, поскольку ваш ребенок понимает, как справляться с сильными эмоциями, такими как разочарование и гнев. Агрессивное поведение у маленьких детей может быть типичным, пока они еще учатся самоконтролю. Чтобы помочь разгневанному ребенку, начните с того, что старайтесь сохранять спокойствие и последовательность. Если ваш ребенок ведет себя необычно агрессивно в течение более чем нескольких недель, причиняет вред другим или создает серьезные проблемы дома или в школе, обратитесь за помощью.

Почему мой ребенок такой злой?

Рассерженный ребенок, скорее всего, испытывает какие-то страдания. Хитрость заключается в том, чтобы выяснить, что является триггером. Это может быть так же просто, как ваш ребенок устал и голоден, или это может быть более сложным. Некоторые распространенные причины, по которым ваш ребенок может злиться:

  • Разочарование — частый триггер. Ваш ребенок может просто хотеть делать что-то, чего он не может, или не хотеть делать то, что вы от него хотите.
  • Беспокойство может проявляться как гнев и агрессия. Если ваш ребенок беспокоится и не получает поддержки в выражении своих страхов, ему может быть трудно справиться, когда он расстроен.
  • Медицинские проблемы , которые могут привести к гневу, включают СДВГ, аутизм и нарушения сенсорной обработки.

Хотя все дети время от времени злятся, есть некоторые признаки того, что детский гнев чрезмерн. Поговорите с врачом вашего ребенка, если его поведение:

  • Необычно агрессивное в течение более нескольких недель
  • Опасны для себя или других
  • Создают серьезные проблемы в школе
  • Влияют на их способность ладить с другими детьми
  • Вызывают конфликты дома и нарушают семейную жизнь

Также обратитесь к врачу, если ваш ребенок физически агрессивен с другие дети, вы или другие взрослые.

Почему дети агрессивны?

Агрессия является нормальной частью развития ребенка. Многие дети хватают игрушки у одноклассников, бьют, пинают или иногда кричат.

Младший ребенок все еще учится всевозможным новым навыкам, от использования ножниц до произнесения сложных предложений. Их мозг развивает ключевые навыки регулирования эмоций, такие как контроль импульсов. Дети могут легко разочароваться во всем, что они пытаются сделать, и в конечном итоге набрасываются.

Если ваш ребенок впервые посещает детский сад или дошкольное учреждение, он также привыкает к тому, что находится вдали от дома. Если они нервничают, они могут отреагировать, толкнув следующего ребенка, который их раздражает.

В других случаях ваш ребенок может просто устать и проголодаться. Они не совсем знают, как с этим справиться, поэтому в ответ кусают, бьют или закатывают истерику.

Даже ребенок старшего школьного возраста может по-прежнему испытывать трудности с контролем своего темперамента. Проблемы с обучением могут мешать им слушать, сосредотачиваться или читать, что мешает их успеваемости в школе и вызывает у них разочарование. Или, возможно, недавняя перемена (например, развод или болезнь в семье) вызывает больше обиды и гнева, чем они могут справиться.

Какой бы ни была причина агрессии вашего ребенка, вполне вероятно, что со временем он станет лучше себя контролировать. Они научатся использовать слова вместо кулаков и ног для решения своих проблем. Ключевым моментом является поддержка их новых навыков большим терпением и возможностями для практики.

Тем не менее, не все дети перерастают агрессию без дополнительной помощи. Поговорите с врачом вашего ребенка, если ваши усилия не дают результата.

Что делать, если ваш ребенок ударил вас или других

Во-первых, установите четкие правила, согласно которым нанесение ударов является неприемлемым поведением. Если ваш ребенок бьет другого ребенка, немедленно разлучите их и займитесь другим ребенком, прежде чем обращаться к своему ребенку. Чтобы научить ребенка сочувствию, скажите: «Я знаю, что ты злишься, но не бей. Бить больно». Чтобы помочь ребенку справиться со своей агрессией, выполните действия, описанные в следующем разделе.

Если ваш ребенок ударит вас, постарайтесь сохранять спокойствие. Скажите, что бить других людей нехорошо, и предложите альтернативу, например, ударить подушку или порвать бумагу. Повторяющаяся агрессия по отношению к вам или другим взрослым является сигналом для обращения к врачу вашего ребенка.

Что мне делать с агрессией у моего ребенка?

Подайте пример. Как бы вы ни злились, постарайтесь не кричать и не говорить ребенку, что он плохой. Вместо того, чтобы заставить вашего ребенка изменить свое поведение, это просто научит его тому, что вербальная и физическая агрессия — это то, что нужно делать, когда он злится. Вместо этого подавайте хороший пример, сдерживая свой гнев и спокойно выводя их из игры, когда это необходимо.

Отвечайте быстро. Старайтесь реагировать немедленно, когда видите, что ваш ребенок становится агрессивным. Заманчиво дождаться, пока они ударят своего брата в третий раз, прежде чем сказать: «Хватит!» (особенно если вы уже отчитали их за бесчисленное множество других проступков за последний час). Тем не менее, лучше сразу сообщить им, когда они сделали что-то не так.

Удалите их из ситуации, чтобы помочь им успокоиться. Вы можете сказать: «Я вижу, тебе сейчас трудно контролировать свое тело».

Придерживайтесь своего плана. Насколько это возможно, реагируйте на агрессивные действия каждый раз одинаково. Чем более вы предсказуемы, тем скорее вы создадите шаблон, который ваш ребенок узнает и ожидает. Под неоднократным мягким руководством с вашей стороны, в конце концов, они научатся более подходящим стратегиям выражения своего гнева.

Даже если ваш ребенок делает что-то, что унизит вас на публике, придерживайтесь плана игры. Большинство родителей понимают вашу ситуацию – они уже были в ней раньше.

Поговорите со своим ребенком школьного возраста. Дайте ребенку остыть, а затем спокойно обсудите, что произошло. Лучшее время для этого — после того, как они успокоятся, но до того, как они все забудут — в идеале, от 30 минут до часа. Спросите, могут ли они объяснить, что вызвало их взрыв. («Как ты думаешь, почему ты так разозлился на своего друга?»)

Объясните, что иногда совершенно естественно злиться, но нельзя толкаться, бить, пинать или кусать. Предложите лучшие способы показать, насколько они злы: пнуть мяч, стукнуть кулаком по подушке, найти взрослого, который урегулирует спор, или просто высказать свои чувства другу: «Я действительно злюсь, потому что ты взял мою книгу. »

Еще один способ помочь вашему ребенку справиться со своими эмоциями — попробовать «тайм-ин» (в отличие от тайм-аута). Всякий раз, когда ваш ребенок взрывается, прекратите то, что вы делаете, и попросите его сесть рядом с вами и немного помолчать.

Если они позволят вам, обнимите их или возьмите за руку. Затем, после нескольких минут покоя, кратко обсудите, что произошло и как они могли бы по-другому справиться со своим гневом. Идея состоит в том, чтобы научить их распознавать и понимать свои эмоции, рассматривая при этом другие варианты их выражения.

Это также хорошее время, чтобы научить их уходить от раздражающих ситуаций и людей, пока они не придумают лучший способ отреагировать, чем бить кулаками. Вы можете помочь своему ребенку справиться со своим гневом, читая вместе книги на эту тему. Попробуйте Алики Чувства или Когда я злюсь Корнелия Мод Спелман .

Поощряйте хорошее поведение. Вместо того, чтобы обращать внимание на своего ребенка в основном, когда он выражает негативные чувства, постарайтесь поймать его на хорошем настроении — например, когда он просит по очереди поиграть в игру вместо того, чтобы отобрать планшет, или уступает свои качели другому ребенку, который ждал.

Скажи им, как ты ими гордишься. Покажите им, что самоконтроль и разрешение конфликтов доставляют больше удовольствия и дают лучшие результаты, чем толкание или удары других детей.

Учить ответственности. Если агрессия вашего ребенка наносит ущерб чьему-то имуществу или создает беспорядок, он должен помочь исправить ситуацию. Например, они могут склеить сломанную игрушку или убрать крекеры или кубики, которые швыряли в гневе. Не воспринимайте это действие как наказание, а скорее как естественное последствие их поведения — то, что нужно сделать каждому.

Бережно относитесь к экранному времени. Невинно выглядящие мультфильмы и другие средства массовой информации, предназначенные для детей, изобилуют криками, угрозами, толчками и ударами. Поэтому старайтесь следить за шоу и цифровыми играми, которые смотрит ваш ребенок, присоединяясь к ним во время экранного времени, особенно если они склонны к агрессии.

Американская академия педиатрии призывает родителей выбирать для детей высококачественные, соответствующие возрасту средства массовой информации и ограничивать время, проводимое перед экраном. Организация также призывает родителей смотреть вместе с детьми и обсуждать то, что они смотрят.

Когда обращаться за помощью при детском гневе и агрессии

У некоторых детей больше проблем с агрессией и гневом, чем у других. Проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка, если агрессивное поведение вашего ребенка выходит из-под контроля. Вместе вы можете попытаться докопаться до корня проблемы и решить, нужен ли детский психолог или психиатр.

Иногда за разочарованием и гневом стоит невыявленное расстройство обучения или поведения, такое как СДВГ или аутизм, или иногда проблема связана с семейными или эмоциональными трудностями, такими как травма. Каким бы ни был ее источник, консультант может помочь вашему ребенку справиться с эмоциями, которые склонны вести к агрессии, и научиться контролировать их в будущем.

Узнайте больше:

  • Инструментарий дисциплины: Успешные стратегии для любого возраста
  • Укусы: почему это происходит и что с этим делать

Малыши и сцена удара

Подпишитесь на нашу рассылку новостей

Вопрос:

Привет! Я был на вашей сессии на Адлерианской конференции в Миртл-Бич. Это было действительно здорово!

У меня теперь есть 14-месячный сын, и я недавно купил вашу книгу «Позитивная дисциплина, первые три года», когда он действительно начал проявлять свою маленькую индивидуальность, и я понял, вау, мне нужна помощь! Я закончил это сегодня вечером, но все еще есть вопрос, и я очень хотел узнать ваше мнение о проблеме удара. Наш сын очень счастливый малыш, но в последнее время, когда он злится, он бьет меня и моего мужа по лицу. У нас есть собака, которую он просто обожает, поэтому мы всегда говорим ему «нежно погладить ее». Поэтому, когда он бьет нас, мы обычно говорим в доброй и твердой манере: «Мы осторожно прикасаемся к маме». Иногда я добавляю: «Мама нежно прикасается к тебе». Обычно я хватаю его за руку, чтобы он не ударил меня. Он не бил других детей или членов семьи, кроме меня и моего мужа. Я просто хотел узнать ваше мнение о том, как справиться с этим. Я пытался связать это с разделом книги, посвященным укусам. Есть ли у вас какие-либо полезные предложения по этой проблеме? Любой совет, который у вас есть, будет принят с благодарностью.

Кстати, я рекомендую вашу книгу другим мамам из моей игровой группы, и им всем она тоже нравится!

Большое спасибо и хорошего дня, Лорен

Ответ:

Привет, Лорен,

Вы точно описываете, что случилось со мной, когда я заботилась о своей 18-месячной внучке, когда она пережила стадию удара — и вы поступаете совершенно правильно. Продолжайте делать то, что вы делаете, и это пройдет.

Я включаю отрывок из книги «Позитивная дисциплина от А до Я» о ударах. Вы видите мою историю в первой бустерной мысли. Я думаю, вам понравится формат этой книги, которая охватывает практически все поведенческие проблемы, о которых вы только можете подумать.

Бить и шлепать

«Я пробовал все, что мог, чтобы мой ребенок перестал бить своего младшего брата. Иногда она бьет меня. Это действительно меня злит. Наказание, похоже, не работает. отшлепал ее и заставил извиниться, но на следующий день она снова бьет».

Понимание своего ребенка, себя и ситуации

Как мы собираемся учить наших детей тому, что нельзя причинять боль другим, когда мы продолжаем причинять им боль? Нам вспоминается карикатура, в которой мать шлепает своего ребенка, говоря: «Я научу тебя не бить того, кто меньше тебя». Когда дети бьют, может случиться так, что их чувства задеты. (Дети могут чувствовать боль или разочарование только потому, что они не могут получить то, что хотят — прямо сейчас!) Вы, вероятно, тоже чувствуете боль и разочарование, потому что хотите, чтобы ваш ребенок относился к другим уважительно, и можете даже беспокоиться, что поведение вашего ребенка является отражением на вас как на родителя. Возможно, вы слишком остро реагируете и относитесь к ребенку неуважительно из-за стыда и смущения, пытаясь доказать другим взрослым вокруг, что вы не позволите своему ребенку уйти от наказания за такое поведение.

Скорее всего, у вашего ребенка просто нет слов или навыков, чтобы удовлетворить свои потребности, и он набрасывается (бьет), потому что не знает, что еще делать. Малышам не хватает как языковых, так и социальных навыков, и когда они играют вместе, они могут легко разочароваться. Когда им не хватает способности выразить словами, что не так, иногда это приводит к ударам и другим видам агрессии. Это нормально для развития малышей бить. Работа родителей заключается в том, чтобы присматривать за малышами и обращаться с ними мягко и твердо, пока они не будут готовы научиться более эффективным способам общения. Дети вырастут из этого, если получат помощь (обучение навыкам), а не модель насилия (нанесение ответного удара).

Предложения

  1. Возьмите ребенка за руку и скажите: «Бить людей нехорошо. Мне жаль, что ты чувствуешь боль и расстроен. Ты можешь поговорить об этом или ударить по подушке». , но люди не для того, чтобы бить».
  2. Помогите ребенку справиться с гневом.
  3. С детьми в возрасте до четырех лет попробуйте обнять их, прежде чем убрать из ситуации. Это моделирует любящий метод, показывая им, что бить нехорошо. Объятия не усиливают плохое поведение.
  4. Никогда не знаешь, в каком возрасте ребенок начинает понимать язык. По этой причине используйте такие слова, как «Бить людей больно. Давайте найдем что-то еще, что вы можете сделать», даже если вы думаете, что ваш ребенок не может понять.
  5. Покажите детям, что они могут делать, вместо того, чтобы указывать им, чего делать нельзя. Если у вашего ребенка есть привычка бить, внимательно следите за ним. Каждый раз, когда она начинает бить, осторожно хватайте ее за руку и говорите: «Прикоснись красиво», одновременно показывая ей, как правильно прикасаться.
  6. Когда ваш дошкольник ударит вас, решите, что вы будете делать вместо того, чтобы пытаться контролировать своего ребенка. Дайте ей понять, что каждый раз, когда она вас бьет, вы будете ставить ее на пол и выходить из комнаты до тех пор, пока она не будет готова относиться к вам с уважением. После того, как вы сказали ей это один раз, продолжайте без лишних слов. Немедленно уходите.
  7. Позже вы можете сказать своему ребенку: «Это действительно больно» или «Это задевает мои чувства. Если я сделал что-то, что задело ваши чувства, я хотел бы знать об этом, чтобы извиниться. Когда вы будете готовы, извинения будут помоги мне почувствовать себя лучше». Не требуйте и не принуждайте к извинениям.

Заблаговременное планирование для предотвращения проблем в будущем

  1. Когда дети не умеют говорить, уделяйте время обучению, не ожидая, что обучение «приживется», пока они не станут старше. (Основным инструментом воспитания невербальных детей является строгий контроль, наряду с отвлечением и перенаправлением.) Помогите ей попрактиковаться в мягком прикосновении к членам семьи или животным. Покажите ребенку, как быть нежным, и скажите: «Погладь, погладь» или «Люди обнимаются, а не бьются». (См. Поддерживающую мысль 2). Это не устраняет необходимости в присмотре, пока он не станет достаточно взрослым, чтобы понять.
  2. Объясните словесным детям, что чувства отличаются от действий. Чувства никогда не бывают плохими. Это просто чувства. Скажите ребенку, что то, что он чувствует, это нормально, но бить других все равно нельзя, даже если он злится. Он может сказать кому-нибудь: «Я злюсь, потому что ____ и я хочу ________». Помогите детям провести мозговой штурм, чтобы справиться с чувствами, проявляя уважение к себе и другим. Один из вариантов — рассказать людям, что ему не нравится. Другая возможность для него — уйти с места происшествия, если с ним обращаются неуважительно.
  3. Вовлеките своего ребенка в создание зоны позитивного тайм-аута. Научите ее, что иногда нам нужно время, чтобы успокоиться, прежде чем мы почувствуем себя лучше, прежде чем что-то делать. Не отправляйте ее в тайм-аут, но дайте ей понять, что она может выбрать свое специальное место для тайм-аута в любое время, когда, по ее мнению, это поможет ей почувствовать себя лучше. Иногда, когда она не хочет использовать свое специальное место для отдыха, спросите ее, можете ли вы использовать ее, пока не почувствуете себя лучше, или создайте свою собственную и смоделируйте, используя ее, чтобы почувствовать себя лучше.
  4. Найдите способы поощрять своих детей безусловной любовью и обучать их навыкам, которые помогут им чувствовать себя способными и уверенными в себе.
  5. Покажите, что бить неприемлемо, никогда не бить своего ребенка. Если вы допустили ошибку и ударили своего ребенка, используйте три «П» восстановления, чтобы извиниться, чтобы ваш ребенок знал, что бить вас тоже неприемлемо.
  6. Оглянитесь вокруг и посмотрите, есть ли способы, которыми вы причиняете вред своему ребенку, не осознавая этого. Вы часто отправляете своего ребенка в его или ее комнату, регулярно ругаете и критикуете, выделяете ребенка, когда возникает проблема? Если это так, ваш ребенок может чувствовать себя действительно обиженным и расстроенным, а побои — это способ нанести ответный удар по миру. Будьте более ободряющими и позитивными, прекратите оскорбительное поведение и посмотрите, не заметите ли вы изменения в поведении ударов.

Жизненные навыки, которым могут научиться дети

Дети могут научиться тому, что причинять вред другим — это нехорошо. Их чувства неплохие, и они неплохие люди, и они могут получить помощь, чтобы найти действия, которые уважительны к себе и к другим. Они могут понять, что то, что они делают, не определяет, кто они. Они неплохие дети, потому что бьют, но поведение неприемлемое.

Указания для родителей

  1. Помните о разочаровании, стоящем за плохим поведением. Ребенок, который бьет, обычно исходит из ошибочной цели мести с убеждением: «Я не чувствую себя принадлежащим и важным, и это причиняет боль, поэтому я хочу причинить боль в ответ». Дети будут чувствовать себя воодушевленными, когда вы уважаете их чувства и помогаете им действовать надлежащим образом.
  2. Многие люди используют библейское наставление «пожалей розги и испортишь ребенка» как предлог для порки. Исследователи Библии говорят нам, что розгой никогда не били овец. Жезл был символом власти или лидерства, а посох или посох использовался, чтобы мягко подталкивать и направлять. Наши дети определенно нуждаются в мягком руководстве и подталкивании, но их не нужно бить, бить или унижать.
  3. Не бейте ребенка, чтобы показать посторонним, что вы хороший родитель и не позволите ребенку уйти от наказания. Ваши отношения с ребенком слишком важны для этого.

Мысли-бустеры

У бабушки была возможность позаботиться о своей 18-месячной внучке в течение недели, пока ее родители были в отпуске. У Сейдж появилась привычка бить, когда она расстраивалась (или, казалось, просто ради удовольствия). Она била бабушку и собаку — иногда без всякой видимой причины. Бабушка внимательно наблюдала за началом удара и нежно хватала Сейдж за руку и говорила: «Прикоснись хорошенько», одновременно направляя руку, чтобы нежно погладить бабушкину щеку или собаку. Вскоре Сейдж начнет бить, но сначала посмотрит на свою бабушку, которая скажет: «Прикоснись хорошенько». Мудрец ухмылялся и приятно прикасался. Через несколько дней Сейдж стал ласково прикасаться, а не бить. (Гораздо эффективнее показать детям, что они могут делать, чем говорить им, чего делать нельзя.)

Он: Бывают моменты, когда нужно отшлепать моих детей, чтобы преподать им важные уроки. Например, я шлепаю свою двухлетнюю дочь, чтобы научить ее не бежать на улицу.

Она: После того, как вы отшлепали свою двухлетнюю дочь, чтобы научить ее не бегать по улице, вы позволите ей играть без присмотра на оживленной улице?

Он: Ну нет.

Она: Почему бы и нет? Если порка учит ее не бежать на улицу, то почему она не может играть без присмотра улицы? Сколько раз вам нужно отшлепать ее, прежде чем вы почувствуете, что она достаточно хорошо усвоила урок?

Он: Ну, я бы не позволил ей играть без присмотра возле оживленной улицы, пока ей не исполнится шесть или семь лет.

Она: Я отдыхаю. Родители обязаны присматривать за маленькими детьми в опасных ситуациях, пока дети не станут достаточно взрослыми, чтобы справиться с этой ситуацией. Вся шлепанье в мире не научит ребенка, пока он или она не будет к этому готов в своем развитии. Тем временем вы можете мягко учить. Когда вы ведете своих детей в парк, предложите им посмотреть вверх и вниз по улице, чтобы увидеть, не приближаются ли машины, и сказать вам, когда можно безопасно переходить улицу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *