Содержание

У ребенка проблемы с математикой. Что я могу сделать?

Ваш ребенок истерит, когда видит примеры и уравнения? Он отказывается решать задачи и учить формулы? Ненависть к математике возникает, потому что ребенок не понимает, что это весело и полезно. Обсуждаем, как родители могут помочь ребенку, у которого есть проблемы с математикой.

У ребенка проблемы с математикой. Что я могу сделать?

Как дети относятся к математике и почему она важна

Математика – один из самых сложных предметов в школе, и поэтому его так не любят многие ученики. Но, к сожалению, он обязательный: 

  • каждый год с 5 по 8 классы пишется ВПР; 
  • в 9 классе ОГЭ по математике – обязательный экзамен;
  • в 11 нужно выбрать уровень ЕГЭ по математике: базовый или профильный. 

Кроме того, математика нужна в жизни, сейчас большинство людей говорят, что им не хватает финансовой грамотности. С одной стороны, можно сказать, что это ближе к экономике, но с другой, без базовых знаний в математике вам будет сложно освоить это направление.

А если обратиться к статистике, то можно увидеть удивительное противоречие. Опрос ВЦИОМ показывает: более 70% россиян считают математику полезным для жизни предметом. Одновременно математика — второй самый нелюбимый предмет в школе. Несмотря на это, средний балл ЕГЭ по математике все же вырос с 47 до 55 за последние 10 лет — но ее все равно сдают хуже, чем, например, английский. О чём это говорит? 

О том, что дети не любят математику, плохо ее учат и понимают ее ценность только повзрослев. А это слишком поздно: времени закрывать пробелы уже нет. Поэтому чем раньше вы покажете ребенку, что математика — это классно, тем проще ему будет в жизни.

Ребенок поймет всю пользу математики на персональных уроках в MAXIMUM Education. Наши преподаватели определят, какие темы западают у вашего ребенка и подготовят индивидуальный план работы. Мы проводим интересные уроки, приближаем математику к жизни и учим получать удовольствие от решения примеров и задач. Мы гарантируем качественное преподавание, потому что сами очень любим математику, хорошо ее понимаем и с радостью делимся знаниями.

Так что же делать, если у вашего ребёнка есть проблемы с математикой? Даю несколько советов, а вы выбирайте те, которые подойдут именно вам.

Что делать, если у ребенка проблемы с математикой: 4 совета

Совет № 1. Объясните ребёнку роль математики в жизни

«А зачем мы это учим? Как мне математика пригодится в жизни?». Эти вопросы вполне логичные, ведь каждый понимает, что учиться нужно не ради процесса, а ради результата, которым потом можно воспользоваться.

Стандартный ответ «для общего развития» ребенка не устроит: он хочет увидеть конкретную пользу. Больше всего примеров пользы математики находится в нашей бытовой жизни, именно поэтому составители ВПР, ОГЭ и ЕГЭ так много внимания уделяют блоку «Реальная математика».

Расскажите, как вы рассчитывали необходимые материалы для ремонта: например, обои, клей, плитку. Пример будет ярче, если вы расскажете, как вам чего-то не хватило из-за неправильных расчётов и вы были вынуждены бежать в магазин во время ремонта. С другой стороны, хорошо работает пример скидок. Например, когда в магазине указана цена без скидки, зная тему «Проценты», можно быстро устно посчитать сколько нужно заплатить.

Подумайте. Чем жизненнее будет пример, тем больше он понравится ребёнку и подтолкнёт его к изучению математики.

Что касается более сложных тем (тригонометрия, логарифмы, стереометрия), с которыми сталкиваются старшеклассники, то можно честно признаться, что это нужно для успешной сдачи экзаменов и поступления в вуз мечты. Эти темы встречаются в экзаменах обоих уровней.

Совет № 2. Помогайте ребенку с устным счетом

Это под силу любому взрослому, а ребёнок так сможет научиться быстрее считать, что поможет ему при решении разных заданий. Это необходимо, потому что на всех контрольных, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ нельзя пользоваться калькулятором. Разрешены только вычисления на бумаге, то есть черновике, или устно. 

Приведу пример из моей жизни. Когда я училась в школе, моя мама любила со мной играть. Она задавала мне примеры для устного счёта на сложение, вычитание, умножение и деление, я считала, а мама говорила, правильный мой ответ или нет. Но самое интересное наступало, когда мы менялись ролями, и я задавала примеры, а мама отвечала. Иногда мама специально давала неправильные ответы, чтобы меня подловить, поэтому мне приходилось самой считать, чтобы её проверить.

Берите на заметку такой необычный метод!

Совет № 3. Научите ребенка искать свои ошибки

В математике нужно много считать, в геометрии нужно знать большое количество теории:

  • теоремы;
  • свойства;
  • признаки и так далее.

Всё это может путаться в голове ученика, поэтому важно уметь самостоятельно искать свои ошибки. Во время проверки домашнего задания вам стоит не просто показывать пальцем, где именно прячется ошибка, а говорить ребёнку, что ответ неверный и вы видите, где находится ошибка, но не скажете, потому что будет намного эффективнее, если он сам её найдёт.  

Тут стоит отметить, что вы можете подсмотреть теорию в учебнике или посчитать на калькуляторе, но лучше этого не делать и своим примером показать, что задание несложное и ученик может самостоятельно с ним справиться.

Совет № 4. Проверяйте домашнее задание или помогайте его сделать

Особенно если ребёнок вас об этом просит. Самое главное, именно помогайте, а не решайте задание вместо ученика. Я очень хорошо помню случаи, когда мои одноклассники не могли объяснить, как они решили задачу, потому что решали не они, а родители. Если ребёнок просит помощи, ваша задача — объяснить, что нужно сделать, вы можете опираться на записи вашего ученика, его рассказы о том, что было на уроке, и учебник. 

Хорошо, если тема вам понятна, и вы сможете подробно объяснить её своему ребёнку. Однако не все умеют хорошо объяснять, потому что учитель — это действительно призвание. 

Поэтому, если вам тяжело, вы сами не любите математику и никогда её не любили, не мучайтесь. Лучше доверьте своего ребёнка преподавателю MAXIMUM Education: мы любим математику, разбираемся в ней и можем понятным языком объяснить любую тему. Мы гарантируем вам удобный модуль для обучения, индивидуальный подход и интересные и полезные занятия. После наших уроков ваш ребенок будет обожать математику 🤓

Дорогие родители, главное — не переусердствуйте с помощью! Вашему ребенку все же нужно время ещё и на увлечения, хобби, развлечения и отдых!

Почему некоторые люди не понимают математику

Неспособность к математике, дискалькулия, изучена слабо. Но статистика — вещь упрямая: от 5 до 7% детей в мире живут с дискалькулией. Речь идет не о непонимании тригонометрии, стереометрии и всего того, что называют «мне это в жизни не пригодится», а о ситуации, когда 4 + 3 = проблема, хотя тебе уже не пять и даже не десять лет. И волшебной таблетки от этого психоневрологического расстройства нет.

Фото
Cultura RM / Alamy via Legion Media

Болезнь или нет?

Впервые о дискалькулии как о самостоятельном недуге заговорили только в начале нынешнего века. В 2001 году в Великобритании ее официально признали неспособностью к обучению. Дискалькулия занесена в Международную классификацию болезней, но единогласного мнения о том, считать ли расстройство болезнью или нет, у специалистов нет. При этом отличить ребенка с этим расстройством от детей, которые просто испытывают сложности с математикой, можно.

При дискалькулии ребенку дается тяжело только математика, причем отставание сильно противоречит общему уровню интеллекта и успеваемости по другим предметам. У ребенка возникают трудности с ориентацией во времени и пространстве, а также проблемы с логико-грамматическими конструкциями.

Возникает при дискалькулии и феномен негативной памяти: дети с расстройством запоминают свои ошибки чаще правильных ответов. К тому же они испытывают панический страх оставаться один на один с математическими задачами. Людям с дискалькулией независимо от возраста тяжело адаптироваться в социуме, также они испытывают повышенную тревожность.

Дело в генах?

Как правило, дискалькулия — врожденное расстройство. Обычно у ребенка с таким диагнозом кто-то из родителей тоже плохо понимает математику. Но бывает и так, что в семье экономистов и физиков-ядерщиков рождаются дети, не способные к арифметике.

Впрочем, дискалькулию можно получить и в течение жизни из-за психологических травм. Например, если ребенка ругать за ошибки и силой заставлять учить цифры, это может привести к неуверенности, замкнутости, нежеланию изучать математику. А впоследствии и к дискалькулии.

Неспособность к счету может проявиться в зрелом возрасте, когда детские сады, школы и университеты уже позади. Иногда это происходит из-за серьезных черепно-мозговых травм.

При тяжелых повреждениях мозга проявляется крайняя степень расстройства — акалькулия. Человек не в состоянии выполнять простейшие математические действия, путает написание чисел, сбивается при устном счете.

Прежде чем ответить на вопрос задачи, люди со стандартными способностями к арифметике изучают ее условия, анализируют их, разворачивают в голове план решения. И только в конце с помощью определенных арифметических действий приходят к верному ответу. Но как решают детские задачи взрослые люди с поражениями разных частей мозга, ответственных за счет?

Больной Б., 40 лет, с высшим образованием, перенес нарушение кровообращения в мозговой артерии. Личностно больной высоко сохранен. Ему была прочитана задача: «От карандаша длиной 16 см падает тень на 48 см длиннее карандаша. Во сколько раз тень длиннее карандаша?» Многократные попытки больного повторить задачу оказались безуспешными:

 — Карандаши тень… длиннее… вот опять штука — длиннее… что такое длиннее… Как это понять? Не понимаю, что делать.

Больной отказывается от решения задачи, просит дать ему текст для самостоятельного прочтения. Задачу больной читает вслух, очень медленно, задумываясь почти над каждым словом. Отдельные обороты повторяет много раз.

 — Запомнили задачу?

 — Запомнил. Но дело не в этом… а как это все разместить?

 — Повторите задачу.

 — От… от… это значит так (рисует стрелку от себя), карандаша… от карандаша падает тень… значит, тень… на… постойте… постойте… что-то, кажется, понимаю… но, по-моему, да? На 48 см… нет, все-таки… я что-то не уловил… не могу повторить.

 — Вы схватили смысл задачи?

 — Очень слабо.

 — А как решить задачу, знаете, хотя бы приблизительно?

 — Нет, конечно, я ведь не знаю задачу… я не понял хорошо. Я знаю там карандаш, тень… Что-то они связаны… но и все, к сожалению. Помню в конце… узнать… вопрос задачи… во сколько раз, а что это такое, я опять не понимаю, все забыл (огорчается).

Слишком «ленив» для математики: мир сквозь призму дискалькулии

Инна, 20 лет, Самара, учится на полиграфиста

Я столкнулась с дискалькулией лицом к лицу только в сознательном возрасте — в 18 лет. У ребенка, которому всю жизнь твердят, что проблемы с математикой у него из-за лени, даже не может возникнуть мысли, что могут быть другие причины.

Родители мне всегда говорили, что я просто очень ленивая, не уделяю должного внимания математике. Но я сутками сидела над заданиями, ходила к репетиторам, а у меня ничего не получалось, мой мозг тупо не мог сосредоточиться на уравнениях. Когда я видела числа, у меня начиналась паника, особенно если я оставалась с ними наедине. Чтобы успокоиться, я визуально представляла себе, что, допустим, два — это лебедь, числа имели какие-то цвета, затем я думала об этом, пыталась придумать свое решение задач, но правильно ответить не получалось.

В школе, бывало, в качестве тренировки задавали прорешать чуть ли не весь задачник. Я, вообще, уверена, что большинство педагогов даже не знают о такой болезни. Если они сталкиваются с такими отклонениями у детей, они точно списывают это не на серьезные проблемы, а скорее на тупость, нежелание выполнять домашнее задание или уделять время учебе.

Дискалькулия влияет на мою повседневную жизнь. Мне сложно ориентироваться во времени, производить простые вычислительные операции: считать деньги, прикидывать глазомером расстояние. Я не понимаю, сколько от точки А до точки Б времени, сколько это в километрах, в метрах. Мне надо обязательно смотреть по карте.

Наша система образования окончательно забраковала меня на этапе ЕГЭ. Я завалила базовую математику. Три раза. Каждый раз мне не хватало балла, чтобы получить аттестат. Но если бы людям с дискалькулией делались поблажки, я бы могла быть в другом месте сейчас, заниматься другим делом, учиться в вузе. Ведь я хорошо сдала профильные предметы: литературу, русский.

Сейчас я учусь в колледже на полиграфиста. Все вычисления я делаю на калькуляторе. С ним, кстати, у меня тоже бывают проблемы, иногда я путаю знаки: плюс, минус, умножить. Но если я посижу подольше, то посчитаю все верно.

Есть ли у меня дискалькулия?

Сейчас есть много тестов, чтобы выявить дискалькулию. Можете проверить на себе — например, такие.

Как только вы увидели эту картинку с яблоками, ваш мозг мгновенно безошибочно определил, что их четыре. Если это так, у вас есть суперспособность — субитизация. То есть вы можете оценить небольшое количество объектов с первого взгляда, без пересчета.

Как правило, взрослые спокойно субитизируют 4–6 предметов, дети — 3. Люди с дискалькулией не владеют такой способностью. За субитизацию отвечает внутритеменная борозда. При дискалькулии она уменьшена и ее серое вещество изменено.

Испытуемый должен с закрытыми глазами понять, сколько и какие пальцы задеты. Такая способность называется фингерогнозирование. Как и субитизация, этот навык предсказывает вычислительные способности детей.

Простые решения

Понятно, что для детей с дискалькулией будет сложно открыть отдельные классы или школы. Можно посмотреть на мировой опыт. Так, в Норвегии детям с дискалькулией выделяется репетитор. Но они не все время сидят в скучных кабинетах с задачками: в какие-то дни их отправляют на ферму, ухаживать за животными.

Детский нейропсихолог Наталья Рысина указывает на значимость консультации школьного психолога при дискалькулии: «Он может выявить группы риска на ранних этапах обучения, провести индивидуальную диагностику математических навыков и составить план реабилитации». Впрочем, в школах России если и занимаются детьми с дискалькулией, то логопеды и только в начальной школе.

Также нейропсихолог дает такие советы родителям и учителям, которые подозревают дискалькулию у ребенка.

1. Спокойно разобраться в ситуации. Спокойно — это ключевое слово. Иначе на стрессе можно сформировать эмоциональный блок на усвоение знаний.

2. Дальше пойдет восстановительная работа. Смотрим психологический функциональный возраст ребенка. Допустим, ребенку 7 лет, а он может решать задачи только на 5 лет, тогда мы дадим задания на 4,5 года и будем постепенно улучшать его навыки.

3. Искать другие способности у ребенка. Это не простые слова, а чистой воды физиология. А.С. Пушкин, к примеру, не был силен в арифметике, зато достиг высот в литературе.

* * *

Если вы или ваш близкий столкнулись с дискалькулией, обратитесь к нейропсихологу и психоневрологу, сдайте кровь на биохимию, пройдите аппаратное обследование. Важно понять причину расстройства. И помните: если вам и не суждено стать бухгалтером или программистом, то вас наверняка ждет творческая дорога.

Материал впервые опубликован в мае 2019

Екатерина Сергейчева, Анастасия Волкова, Валерия Мещерякова, Георгий Холостов, Владислав Клочков


Теги

  • наука
  • Математика

Борьба с математикой | Понял

Андрей М.И. Lee, JD

Советы по математике для детей

  • Совет 1

    Сделайте перерыв, чтобы успокоиться.

    Сделайте перерыв, чтобы успокоиться.

    Стресс и тревога по поводу математики могут помешать детям (и взрослым) делать все возможное. Если дети расстроены, сделайте паузу и сделайте глубокий вдох. Когда они успокоятся, вернитесь к математике.

Если вы видите, что у ребенка проблемы с математикой, вы можете задаться вопросом, почему и стоит ли об этом беспокоиться. Почему математика так сложна для некоторых детей?

У детей нередко возникают проблемы с математикой. Математические трудности могут проявляться в разном возрасте и по-разному. И это миф, что девочки борются с математикой больше, чем мальчики.

Некоторые задачи более понятны, например, задачи на сложение, вычитание, умножение или деление в большую сторону. Другие менее заметны и могут даже показаться не связанными напрямую с математикой. Например, некоторым детям трудно определить время или слева направо.

Если у детей проблемы с математикой, это не значит, что они не сообразительны или недостаточно стараются. На самом деле, дети, у которых проблемы с математикой, часто стараются изо всех сил.

Некоторым детям просто нужно больше времени и практики, чтобы освоить математические навыки или более качественные инструкции. Другим нужна дополнительная поддержка, чтобы добраться туда. Тип поддержки, в которой нуждаются дети, часто зависит от того, что вызывает проблему.

Dive Deeper

    Связанные темы

    • ROOT причина

    Расскажите нам, какие интересы вы

    об авторе

    О авторе

    иви. Ли, JD , редактор и адвокат, который стремится помочь людям разобраться в сложных юридических, образовательных и родительских вопросах.

    Отзыв от

    Отзыв от

    Даниэль Ансари, доктор философии , профессор когнитивной неврологии развития в Западном университете, Канада.

    11 признаков того, что у вашего ребенка проблемы с математикой

    15 марта 2018 г.

    Математика


    Ученики испытывают трудности с математикой по ряду различных причин.

    Нормально видеть, как ученики в какой-то момент испытывают трудности с определенными математическими понятиями, и им требуется небольшое повышение, чтобы отточить свои математические навыки.

    Но для некоторых учащихся проблема выходит за рамки борьбы с парой математических понятий — она становится постоянной проблемой, которая большую часть времени мешает им понимать математику.

    Почему учащиеся испытывают трудности с математикой

    Дискалькулия — это трудность в обучении, которая влияет на способность учащихся заниматься математикой. Дети с дискалькулией обычно испытывают трудности с пониманием чисел, символов и связанных с ними понятий, необходимых им для достижения успеха в математике.

    Многие ученики борются по крайней мере с легкой формой дискалькулии и не реализуют свой потенциал на уроках математики. Учащиеся, которые не соответствуют базовым математическим стандартам в младших классах, скорее всего, не будут соответствовать им и в более поздних классах.

    Вот почему так важно как можно раньше определить признаки того, что у вашего ребенка проблемы с математикой, и начать составлять план их решения.

    11 признаков того, что ваш ребенок испытывает трудности с математикой

    1. Не достигает основных этапов
    2. Ваш ребенок не успевает за своими сверстниками в классе. Младшие ученики могут испытывать трудности со счетом по группам чисел (2, 5, 10) и/или индивидуально, в то время как старшие ученики могут испытывать трудности с таблицей умножения или дробями.

    3. Трудно вспомнить основные математические понятия и факты
    4. Ваш ребенок с трудом запоминает математические понятия, которым его или ее учили в прошлом.

    5. Трудности в изучении сложных математических понятий и фактов
    6. Ваш ребенок изо всех сил пытается опираться на основные математические понятия и не понимает более сложные математические задачи.

    7. Проблемы с управлением временем
    8. Ваш ребенок с трудом управляет временем, в том числе читает часы, оценивает время и придерживается расписания.

    9. Не устанавливает связь между математическими семействами
    10. Ваш ребенок не может легко установить связь между математическими фактами, например: 10+2 = 12 и 12-2 = 10.

    11. Проблемы с ментальной арифметикой
    12. Ваш ребенок использует свои пальцы для счета при решении математических задач, а не выполняет работу в уме.

    13. Сложность применения математических понятий к задачам реального мира
    14. Ваш ребенок изо всех сил пытается применить математические понятия к задачам или в реальных жизненных ситуациях, таких как расчет стоимости предметов.

    15. Не пытается найти разные подходы к проблемам
    16. Ваш ребенок не пробует разные подходы к решению математических задач и легко сдается, когда не может найти ответ.

    17. Оценки по математике намного ниже, чем по другим предметам
    18. Ваш ребенок хорошо успевает по другим предметам, в то время как оценки по математике намного ниже. Он или она может избегать выполнения домашних заданий по математике или подготовки к тестам.

    19. Беспокойство по поводу уроков математики, тестов и домашних заданий
    20. Математика является основным источником стресса для вашего ребенка. Он или она легко перегружается или разочаровывается в математике и не может вспомнить, что он или она узнали, сдавая тесты или выполняя домашнее задание.

    21. Говорит, что ненавидит математику
    22. Ваш ребенок жалуется, что он или она «ненавидит математику» и избегает посещать уроки математики или практиковаться в решении математических задач.

    Как родители могут помочь детям, испытывающим трудности с математикой

    Если вы заметили какие-либо из перечисленных выше признаков проблем с математикой у вашего ребенка, важно решить эту проблему как можно скорее, чтобы направить вашего ребенка на правильный путь.

    К счастью, есть несколько способов, которыми родители могут помочь своему ребенку улучшить успеваемость по математике. Многие из них могут происходить дома, а также с помощью репетитора.

    1. Занимайтесь с ребенком каждый вечер
    2. Сядьте со своим ребенком после школы и каждый вечер выполняйте небольшую математическую практику (даже если у него нет домашнего задания). Это поможет ему или ей развить навыки, сохраняя при этом свежесть того, что ваш ребенок изучает.

    3. Определение проблемных областей
    4. Выясните, с какими разделами математики у вашего ребенка проблемы. Как только вы узнаете, в чем проблема, вы можете поработать с учителем или репетитором вашего ребенка, чтобы составить план ее решения.

    5. Развлекайся с математикой
    6. Помогите своему ребенку узнать, как математика может быть увлекательной (а не утомительной), создавая математические игры, в которые можно играть вместе. В нашем блоге вы найдете идеи о том, как сделать математику увлекательной для вашего ребенка.

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *