Ребенок не хочет учиться: 8 причин и советы психолога. Ребенок 4 класс не хочет учиться


Советы родителям, что делать, если ребенок не хочет учиться

Термин «школа» не новый, он уходит своими корнями к античным мыслителям. Первые древнегреческие школы представляли собой беседы на природе между учеными и молодежью. Занятия не имели строго расписания, проводились на природе в тени деревьев, близ храмов. На таких занятиях мудрецы делились своими открытиями и наблюдениями, молодые люди задавали вопросы, которые их заинтересовали. Симбиоз умудренных ученых и молодежи давал свои плоды. После встреч у ученых появлялись новые идеи для открытий, а молодые люди получали знания.

Мальчик не хочет учиться

Нежелание учиться связано с многими причинами

Современная школа превратилась для детей в тяжкую ношу. Непосильные задания, жесткие временные рамки, строгость и покорность. Не все свободолюбивые натуры могут это пережить. Не всегда учиться не хотят не способные дети. Но для родителей любого ребенка, который не имеет тяги к получению знаний, долгие годы превращаются в каторгу. С вопросом: «Что делать если ребенок не хочет учиться?», они обращаются к разным специалистам.

Основные проблемы школьного образования

Ребенок не хочет учиться

Отказ учиться может сопровождаться агрессией

Каждая конкретная ситуация индивидуальна, для рассмотрения причин нужна консультация со специалистом, позитивный настрой ребенка и родителей. К сожалению, перестроить школьную систему не под силу изменить одному ученику, а получение аттестата является очень желательным. В сложившихся обстоятельствах нужно попробовать подстроиться под школьные правила и изменить то, что под силу.

В ходе доверительной беседы постарайтесь выяснить, какие причины отталкивают вашего ребенка от посещения занятий, нет ли действительно негативных сторон посещения.

Доверительная беседа

Доверительная беседа поможет выявить причины

Среди наиболее частых причин нежелания учиться:

Здравые мысли и положительный опыт ближайшего окружения говорят нам о том, что обучение в современной школе – задача выполнимая. Всегда есть средств для решения конкретных проблем. Важно не терять доверительных отношений и вести диалог. Первые шаги должны быть направлены на решения конкретных проблем, а затем эффект усилит положительная мотивация.

Как помочь ребенку? Доверительная беседа

Важно начать с ребенком откровенный разговор без обид и обвинений, в ходе которого необходимо выяснить основные причины нелюбви к школе. Важно спросить ребенка, почему желание учиться пропало или не появлялось, что можно сделать для разрешения ситуации. Вы и ребенок должны общаться на равных, такие диалоги помогут вам лучше узнать дитя.

Мама и дочка

Психологическим давлением исправить ситуацию невозможно

Необходимо объяснить, что сложившаяся ситуация является разрешимой, а ее решение принесет положительные моменты всем сторонам.

Какие действия необходимо предпринять при выяснении причин непосещения занятий:

  1. Проблемы в общении с одноклассниками. В школе ребенок проходит не только обучение, но и общается и заводит дружеские отношения с одноклассниками. Если он лишен этой позитивной стороны нахождения в детском коллективе – начинаются трудности. Если ребенка обижают, угрожают, вымогают деньги, то здесь необходим комплексный подход с участием администрации школы, педагогами, родителями зачинщиков травли.Конфликт со сверстниками

    Конфликты со сверстниками приводят к нежеланию идти в школу

  2. Если пустить все на самотек у ребенка может сложиться представление о всеобщей несправедливости и чувство безнаказанности по отношении к нему. Вспомните себя, как сложно сосредоточиться на работе, когда мешают личные проблемы. Не стоит утверждать, что это пустяковая причина непосещения школы, этим вы оттолкнете ребенка, больше он вам ничего не расскажет. Если ситуация позволяет, попробуйте дать совет ребенку, как решить все собственными силами. В случае успеха самооценка ребенка возрастет многократно. Вы будете выглядеть героем в глазах ребенка.
  3. После разрешения ситуации ребенок будет чувствовать большую защищенность и уверенность, теперь он знает, что семья его точно поддержит.
  4. Проблемы в конкретном учителе. Если есть сложности с отдельным предметом, возможно, дело в учителе. Многие дети проецируют чувства, которые вызывает учитель на конкретный предмет. В этом случае само подсознание отторгает учебный материал. Ребенок получает плохие отметки, а затем и вовсе избегает занятий. Причем остальные предметы могут даваться ему хорошо.
  5. Редко ученики не любят предметы, которые преподают доброжелательные позитивные педагоги.
  6. Проблема эта достаточно распространенная. Учителя старой закалки – очень требовательны и авторитарны, если ученик свободолюбив и открыто выражает свои чувства, то конфликта не избежать.Ребенок устает

    Ребенок устает из-за нагрузок

  7. Многие педагоги имеют «любимых учеников», если ребенок не в их числе, то может возникнуть неприязнь. Помните и объясните ребенку, что педагоги – это обычные люди со своими слабостями. Не стоит поддерживать резкую критику учителя и гневные высказывания, этим вы лишний раз подчеркиваете, что модно унижать и оскорблять людей. Ребенок должен понять, что он выше всего этого.
  8. Если ребенок жалуется на несправедливость, то постарайтесь помочь ему с предметом. Когда знания школьника не оставят сомнений в предвзятости учителя стоит поговорить с классным руководителем. Если ситуация не изменилась, то придется отстаивать свою точку зрения перед педагогом.
  9. Ребенку не нравиться режим работы школы и ее удаленность. Большая часть учебных заведений работает в первую смену, если на это накладывается много времени на дорогу, то ребенок ежедневно рано встает. Возможно ваш ребенок по биоритму сова, пик активности его приходится на вечернее время, а утром от него трудно получить что-то вразумительное.
  10. Постарайтесь объяснить ребенку, что большую часть жизни ему придется рано вставать, в будущем он поступит в высшее учебное заведение, будет работать. Не всегда моно учесть особенности биоритмов, но если не учесть общественные пожелания, то это негативно отразится на всей жизни.
  11. Постарайтесь оптимизировать график ребенка. Возможно, он слишком долго делает домашнее задание, много времени проводит за компьютером, сильно загружен кружками и секциями.Мальчик и девочка

    Влюбленность в старших классах также отвлекает от учебы

  12. Если есть школа неподалеку, то лучше рассмотреть этот вариант, возможно, она не такая престижная, но ваш ребенок будет ходить туда с удовольствием, только из-за того, что смоет поспать лишний час.
  13. Постарайтесь вывести ребенка на диалог, предложить ребенку выбрать способ решения проблемы.
  14. Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. Иногда ребенка необоснованно ругают за уныние, апатию, лень. Все эти состояния могут быть вызваны переутомлением и болезнью. Ребенок может уставать не только физически, но эмоционально, умственно. Все очень индивидуально, некоторые дети посещают несколько кружков и секций, а кто-то с горем пополам изучает только школьную программу.
  15. Необходимо проанализировать насыщенность дня ребенка, проверит состояние здоровья. Особенностью школы являются продолжительными блоки обучения, которые прерываются кратковременными каникулами. По-настоящему полноценным получается только летний отдых. Если вы видите упадок сил к концу четверти, то необходимо оптимизировать режим дня ребенка.
  16. Не всегда умственное переутомление явно заметно, ребенок становится рассеянным, невнимательным, раздражительным. Ежедневно оценивайте состояние ребенка. Увеличьте пребывание ребенка на свежем воздухе, старайтесь выполнить домашнее задание, а все остальное время посвятить двигательной активности. Стоит резко ограничить пребывание за различными гаджетами, конечно, невозможно полностью исключить. Процесс обучения требует взаимодействия с техникой. Необходимо очень эффективно работать на компьютере, это очень пригодится школьнику в институте и на работе.
  17. Ребенок считает обучение скучным и неинтересным.Не интересно учится

    Часто детям не интересно учится

  18. Лень и скука — это естественная реакция организма на монотонные и изнуряющие занятия и домашнее задание. Безвыходная ситуация, которая не оставляет ребенку право выбора угнетает интерес. Даже работающий человек моет сменить место работы, в отличие от ребенка, которому в течение 10 лет придется бороться с системой. Большой срок обучения и безысходность делают свое дело.
  19. Отсутствует положительная мотивация и целесообразность обучения. У многих современных первоклассников отсутствует желание учиться с первого дня. Нельзя в этом обвинять ребенка, если он целый год готовился к первому классу на курсах, и устал к первому сентября. Необходимо даже в подготовке соблюдать меру.
  20. Большинство родителей по опыту предыдущих поколений приводят доводы отрицательной мотивации. На современных детей это не действует, они знают, что родители скоро отойдут и ограничение во благах можно пережить, игрушками и вкусными сладостями.Наказание - не выход

    Наказание не поможет

Советы психолога

Выполняйте следующие рекомендации при решении проблем:

Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.

detki.guru

Ребенок не хочет учиться: 8 причин и советы психолога - Статьи - Дети старше 7 лет

Нежелание учиться может иметь совершенно разную природу. Однако родители и педагоги в своих действиях должны отталкиваться от того, из-за чего именно ребенок не хочет ходить в школу, делать домашние задания и вообще получать новые знания. Рассмотрим возможные варианты.

Учиться слишком сложно

Возможно, ребенок плохо понимает и усваивает учебный материал. Часто такое случается при переводе в новую школу, после длительного пропуска занятий по болезни или из-за того, что уровень учебного заведения не соответствует уровню подготовки вашего сына или дочери.

Учиться слишком скучно

Иногда уровень подготовки ученика оказывается, напротив, слишком высок. Ему может быть просто скучно сидеть на уроках и неинтересно выполнять задания, не требующие от него никаких усилий.

Конфликт с учителями

К сожалению, это довольно частая причина отвращения ребенка к школе и к учебе вообще. Если учитель и ученик, что называется «не сошлись характерами», найти выход из этого положения может быть непросто.

Конфликт с одноклассниками

Сложные отношения с «коллегами» по классу могут надолго отбить у ребенка желание учиться. Иногда такие конфликты быстро разрешаются сами собой. Но иногда для их решения нужно вмешательство специалистов – педагогов и психологов.

Отсутствие потребностей в новых знаниях

Современные дети зациклены на гаджетах. Специалисты утверждают: зависимость от них часто лишает ребенка природной любознательности и тяги к знаниям.

Излишний контроль родителей

Иногда из лучших побуждений родители пытаются облегчить ребенку процесс обучения. Мамы и папы берут всю ответственность на себя, контролируя каждый шаг школьника. При этом они упускают из виду то, что тем самым лишают его заинтересованности в процессе и результате учебы.

Проблемы со здоровьем

У ребенка плохой сон и аппетит, он с трудом просыпается и быстро теряет силы даже после несложной работы? Стоит обратить пристальное внимание на состояние его здоровья, обратившись к педиатру.

Потеря мотивации

Порой в процессе учебы у ребенка пропадает мотивация. В переходном возрасте дети начинают бунтовать против нагрузок учебной программы, а порой – и самой идеи получения школьного аттестата. Этот период нужно пережить, постаравшись объяснить ребенку важность школьного образования. Если проблема стоит остро, посоветуйтесь с детским психологом.

Комментарий психолога Марии Буртман:

Один из важнейших факторов, влияющих на уровень учебной мотивации – возраст ребенка. Самый высокий уровень мотивации обычно бывает в начальной школе, особенно у первоклассников: тут и долгожданный новый статус, и новизна ситуации, и присущее возрасту любопытство.

Если ребенок отказывается учиться в начальной школе, особенно в первом классе, то причины, как правило, бывают двух типов. Это либо недостаточная психологическая и физиологическая готовность к школе (ранний возраст, особенности ребенка), либо проблема социальной адаптации в коллективе.

Обычно уровень учебной мотивации снижается на этапе средней школы. Самым низким он бывает в 8-9 классах, а вот в старшей школе, как правило, снова повышается.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку не потерять интерес к учебе? Общие рекомендации для всех возрастов: пересмотреть и скорректировать нагрузку, увеличить длительность сна, обязательно включить в расписание ребенка спорт и ежедневные прогулки на свежем воздухе. Важно разговаривать с ребенком об отношениях с одноклассниками и учителями. Выслушивать и обдумывать подчас путанные и не всегда интересные для нас, взрослых, рассказы – иногда они помогают понять истинные причины проблемы.

Не снижать интерес к учебе помогает участие в мероприятиях – фестивалях науки, олимпиадах. Сейчас их огромное количество – как очных, так и онлайн. Есть масса каналов и ресурсов в интернете, где задачи – нестандартные, а обучение – нескучное.

Наконец, всем детям хочется родительского одобрения. Даже подросткам, хотя они тщательно это скрывают.

Младшеклассникам важна похвала родителей и отношения с учителем – то есть ищем «своего» учителя и интересуемся достижениями ребенка.

В средней школе доминируют отношения с ровесниками, поэтому огромную роль играет среда. К концу средней школы многие дети перестают учиться, бросают дополнительные занятия – спорт, музыку. В таких случаях может помочь кардинальная смена внешкольных занятий. Часто удачный выбор нового увлечения помогает подростку пережить сложный возраст с минимальными потерями.

В старших классах большое значение имеет наличие четких целей. Профориентация, выбор вуза и набора экзаменов – все это помогает ребенку вернуть мотивацию к учебе.

Желаем вашим детям сильной мотивации и живого интереса к новым знаниям!

Также читайте о 10 способах поощрить ребенка за хорошую учебу.

deti.mail.ru

Если ребёнок не хочет учиться, что делать родителям: советы психо...

Доброго дня, уважаемые читатели! Недавно посетила родительское школьное собрание и ушла оттуда весьма озадаченной. Учительница моего сына-первоклассника заявила, что большинство современных детей не хотят и не умеют учиться. Виной всему она считает телефоны, планшеты и прочие «отвлекающие» манёвры. Упомянула и о нас, родителях, которые не хотят прививать своим чадам любовь к знаниям.

А как вы считаете, если ребёнок не хочет учиться, что делать? Кто в этом виноват? Ведь раньше мы учились добровольно, не из-под палки, были «хорошистами» и отличниками. Что же так испортило современных детишек. Давайте разбираться.

О лентяях и гениях в учебе

«За что мне это всё», — обречённо вздыхает мой 7-летний сын, когда я сажусь с ним за уроки. Вроде бы и любит школу, уже успел подружиться с одноклассниками, учится более-менее, но вот выполнение домашнего задания считает за повинность. Так и делаем русский язык с математикой под охи-вздохи и бесконечное: «Мам, я хочу спать, пить, я устал». У вас тоже происходит нечто подобное?

Психологи утверждают, что одной из причин неусидчивости и неспособности сосредоточиться и усердно делать уроки являются синдром гиперактивности и синдром недостатка внимания у детей. Но есть и другие причины. Предлагаю рассмотреть сначала их, а уж потом узнаем, какие советы дают по этому поводу специалисты.

если ребёнок не хочет учиться, что делать

—  Папа решает, а Вася сдаёт. Этой строчкой из известного стихотворения можно обозначить первую причину. К сожалению, часто мы сами отучаем детей учиться тем, что делаем всё за них. Не зря среди современных родителей бытует шутка: «Первый класс — это соревнования родителей в лепке, рисовании, изготовлении поделок». Провозившись с ребёнком битый час, мы отчаиваемся и берём всё в свои руки. Получается, это у нас не хватает терпения и усидчивости, так откуда им взяться у наших детей?

Чрезмерная опека или тотальный контроль могут сыграть злую шутку. «Он у нас такой маленький, несмышлёный, он ничего не сумеет без помощи, или Над ним нужно стоять, как надсмотрщик, иначе уроки не сделает», — так часто объясняют родители своё поведение.

Между тем, эти крайности приводят к тому, что ребёнок либо привыкает к тому, что над ним стоят и отдают приказы, и без этого за задания даже не сядет; либо расслабляется, ведь мама всё сделает за него сама.

—  Сверспособности и сверхлень. Вот и ещё одна причина. В наше время рождается много весьма способных детишек, маленьких гениев, у которых прекрасная память, развито мышление и речь, а вот к учёбе нет ни малейшего интереса. Всё это выливается в плохие отметки и замечания учителя: «Ваш ребёнок не хочет учиться!» Чуть позже я расскажу, как правильно направлять умения ребёнка и преобразовывать их в знания.

—  А смысл? Часто малыши просто не нуждаются в том, чтобы узнавать что-то новое. Такое равнодушие к знаниям исходит из родительского попустительства. Это прямая противоположность опеке и чрезмерному контролю, о которых мы говорили выше. Мы должны всегда подавать пример, ведь кому как не на нас равняться нашим чадам?

если ребенок плохо учится

Если ребёнок не хочет учиться, что делать?

А вместо того, чтобы пойти с ребёнком на прогулку, покормить птиц, собрать первые после зимы цветы, поговорить о том о сём, мы отмахиваемся, смотрим телевизор, а чадо предоставлено само себе. Наша с вами задача — развить у малыша интерес ко всему окружающему, помогать ему добывать новые знания, иначе в старших классах и в университете вас ждут проблемы, вплоть до отчисления.

—  Кругом враги. Приходя в новый коллектив, ребёнок должен в нём адаптироваться, «прижиться». Благоприятная «среда обитания» способствует хорошему обучению. Дружеские отношения с одноклассниками, тёплые — с учителем, как правило, способствуют успехам в учёбе. Конфликты, вражда, сложности отодвигают уроки на второй план. Идя в школу, малыш каждый раз переживает и не может сосредоточиться на знаниях.

Плохо сказывается на успеваемости и накалённая обстановка в семье. Ругань родителей делает ребёнка нервозным и рассеянным.

—  По болезни. У детишек с хроническими заболеваниями учёба «хромает» из-за прогулов в периоды обострения. Внимание и память при некоторых болезнях тоже снижаются. Вроде бы объективные причины, правда? Такие дети вынуждены иногда учиться дома, а это несколько расслабляет. Ведь оценки никто не ставит, да и мама по образованию не педагог.Есть ещё одно «но»: болезненных детей часто жалеют, как родители, так и учителя. Оценки натягивают, дома жалеют, и у ребёнка «работоспособность» снижается.

Двойки — понятие двоякое: решение проблем

Основные причины мы рассмотрели. На деле их может быть ещё больше: от возможных комплексов из-за дефектов речи и внешности до вредных привычек в подростковом возрасте.

почему ребенок не хочет учитьсяКак же поступать нам, родителям? Ну уж точно не отчаиваться и не опускать руки. Ругать и тем более пороть тоже не советую. Это антипедагогично и бестолково. Вы только ещё больше настроите малыша против.Итак, что делаем? Перво-наперво выясняем причину. Это уже половина успеха, как только вы сами поймёте, из-за чего ребёнок не учится, вы начнёте действовать в нужном направлении.

Если вы сильно опекаете своё чадо, прекратите это делать. Боитесь, что сын или дочь без вашего контроля сразу скатится на двойки и колы? Что ж, пусть. Дайте ему эту возможность, оказаться в «низах», в неуспевающей части класса. Ребёнок будет расстраиваться и даже злиться, но в конце концов преодолеет себя.

От вас требуется лишь поговорить и морально поддержать малыша, если он будет плакать из-за плохих оценок. Спокойно объясните, что теперь вы не будете решать задачки, читать и помогать писать буквы. Расскажите, как приятно добиваться всего своим трудом. Поверьте, получив первую, «честно заработанную» пятёрку, ваш ученик будет так гордиться собой, что самостоятельно и с энтузиазмом засядет за уроки.

С ребёнком одарённым, но ленивым, нужно работать над применением его способностей. Ум, даже если он неплохо развит с рождения, должен постоянно работать, чтобы развиваться. Не убеждайте дитя, что он и так умнее всех, иначе он расслабится и в итоге скатится на двойки. Гений- «двоешник» это, согласитесь, обидно и несправедливо. Направляйте, помогайте, организуйте своего школьника, и тогда он покажет прекрасные результаты не только в школе, но и в институте.

Как развить стремление к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе не только вина безучастных родителей, которые и сами не стремятся учиться. Учитель тоже играет роль в развитии у детей тяги к знаниям. Поэтому перед тем, как отдать ребёнка в первый класс, узнайте, что за педагог будет вести уроки, посоветуйтесь с другими родителями.

Дома старайтесь больше общаться со своим чадом, не только на темы школы. Так вы больше узнаете о своём школяре, что ему больше нравится. Может, проблема в том, что вы по наитию отдали его в математический класс, а у вас растёт прирождённый гуманитарий, оттого и плохие отметки и спад интереса к занятиям?

При частых или хронических болезнях, из-за которых вы вынуждены прогуливать, в роли педагога дома выступаете вы. Берёте на себя роль не только «контролёра» выполненных заданий, но и преподавателя нового материала, рекомендованного учителем. Конечно, всё зависит от тяжести заболевания.

При незначительном обострении и банальном ОРВИ не нужно устраивать постельно-лежачий режим и чересчур жалеть ребёнка. Сильное отставание по учебной программе потом непременно скажется. Не позволяйте своему ученику манипулировать болезнью, занимайтесь регулярно, но в меру.

Сохраняйте дома максимально комфортную психологическую обстановку, не ссорьтесь с супругом (супругой) по мелочам. Стрессы способствуют снижению внимания и замедленного восприятия новых знаний.

Если учёба даётся тяжело, не нужно нагружать школьника, записывая его в драмкружок и кружок по фото, да еще и в спортивную секцию и на курсы итальянского языка. Помните: школа сейчас прежде всего.

Не завышайте и не снижайте чересчур планку. Придерживайтесь во всём золотой середины. Не делайте уроки за ребёнка, а лишь помогайте, направляйте его, приучая доводить начатое до конца.

ребенок не желает учиться

Непременно хвалите за хорошие отметки. Я не говорю сейчас о финансовом поощрении. Считаю это не лучшим методом, несмотря на то, что среди родителей это сейчас модно. За плохие ругать и тем более давать «ремня» тоже считаю недопустимым. Просто побеседуйте с чадом, спросите, что именно ему непонятно, найдите похожие упражнения и сделайте работу над ошибками. Этот метод срабатывает куда эффективнее порки.

Подытожим

Стремление учиться, причём самостоятельно добывать новые знания, закладывается ещё в детском садике. Именно там детки получают первые азы ухода за собой, учат названия букв, начинают рисовать, считать, писать. Давайте своему крохе возможность выражать себя, быть самостоятельным, но в то же время развивайте чувство ответственности.

Умение себя организовать — это уже хорошее подспорье в дальнейшей учёбе.

Говорят, сидеть и делать уроки с ребёнком нужно только первые два класса, затем он приучится делать уроки сам. Скажу честно, у меня не всегда хватает времени сидеть, но сейчас, к концу первого класса, я уже вижу заметные успехи. Сын стал приносить хорошие оценки, дома с удовольствием декламирует мне стихи, которые учит сам, сверх программы, заполняет дневник. Для моего озорника это значительные достижения.

Поэтому «сидеть» с малышом, на мой взгляд можно, но, как я говорила выше, не строить из себя диктатора или няньку, а просто со стороны наблюдать и направлять. Остальное ребёнок, поверьте, сделает сам.

На этом наш с вами «урок» на сегодня завершён. Желаю вам не только хороших отметок, но и хороших крепких знаний и положительных впечатлений от учёбы. Чтобы школьные годы, как в песне, стали самыми чудесными, прежде чем обратятся в воспоминания. А 11 лет промчатся очень быстро, вот посмотрите.

Что ж, вынуждена с вами ненадолго попрощаться, жду ваших историй о школе и не только. Не забудьте поделиться публикацией в соцсетях.

malysh-ma.ru

Ребенок не хочет учиться, что делать, советы психолога

Содержание статьи:

Иногда случается так, что до поступления в школу ребенок рос таким смышленым, что все окружающие не уставали восхищаться им, а родители соседских детей только завидовали. В возрасте двух лет малыш знал уже почти все буквы и быстро различал цвета. Все шло, как нельзя лучше, но, поступив на учебу, маленького человечка словно подменили. Его родители столкнулись с такой ситуацией, при которой ребенок не хочет учиться в школе.

Чего бы ни предпринимали родители, ситуацию не удается исправить. Не действуют уговоры, стыд и даже ремень. Испробовав все средства, родители надеются, что теперь им помогут только советы психолога.

Причины создавшейся ситуации

То, что ребенок не проявляет интереса к обучению, может быть сопряжено с различными причинами. Их можно свести к следующим позициям:

1. Полную ответственность за процесс обучения взвалили на свои плечи родители. Это явление сегодня имеет чрезвычайно широкое распространение. В процессе обучения учащийся лишается «права голоса». За него абсолютно все выполняется мамой. Порой, она за него даже делает домашнее задание. Она ему сама и собирает портфель. Весь процесс обучения находится у нее под полным контролем. Что называется, она всегда держит руку на пульсе. Ребенок сам перестает думать. В этом просто отпадает необходимость. За него давно уже все решила мама, а в некоторых случаях - бабушка. Подобные опекуны исходят из позиций сложившейся ситуации. Они заявляют, что учиться сейчас трудно и ребенку во всем надо помогать. Они готовы сделать для своего чада буквально все. Это, конечно, хорошо, но перегибать палку явно не стоит.

Другой ситуацией является та, при которой со стороны опекунов ребенок подвержен тотальному контролю. Здесь расклад несколько иной. Родители не делают за ребенка ничего, но их действия связаны с отдачей постоянных приказов по поводу предстоящих действия ученика. Родители следят за тем, как он выполняет домашнее задание. Ребенок садится за уроки не тогда, когда это необходимо или когда он сам этого захочет, а только после поступления приказа от родителей. Школьный рюкзак он тоже собирает под указания бдительного «диктатора». Нетрудно предсказать, каков будет итог подобных действий. А носить он будет только плачевный характер. У ребенка полностью теряется ответственность, связанная с его пребыванием в стенах школы. В итоге родители получают ситуацию, при которой ребенок в 1 классе не хочет учиться. А причиной этому стала опека и непрерывность постоянного контроля.

2. Лень гения. В детстве ребенок проявлял выдающиеся способности. Все ему рисовали блестящее будущее с прекрасной перспективой. Наступает небывалое разочарование, когда ребенок заявляет, что учеба ему совершенно неинтересна. Это является классическим вариантом, при котором перед родителями предстает ленивый ребенок. Ему лень ходить в школу, усваивать новый материал и совершенно ровным счетом безразлично все, что связано со школой. Классный руководитель постоянно призывает родителей обратить внимание на лень ребенка, но они просто не ведают, как поступить, если, например, ребенок не хочет учиться читать.

3. Отсутствует желание познать новое. В отличие от чрезмерной опеки, дети в такой ситуации большей частью предоставлены сами себе. Нередко у таких детей имеются довольно неплохие умственные данные от природы. Но, к сожалению, отсутствует возможность развития их, поскольку дети большей частью находятся на улице и заниматься с ними просто некому. Поэтому нет и потребности что-то узнавать.

В первом классе обычно учеба проходит неплохо, но затем интерес к этому у них пропадает, поскольку дети считают, что это нецелесообразно. Иногда уже ребенок во 2 классе не хочет учиться. Поступив в школу, он еще проявлял какой-то интерес к учебе, а сейчас его пыл охладел.

4. Конфликтная ситуация в школьной среде. Часто желание ходить в школу пропадает из-за того, что имеется конфликт с педагогами либо одноклассниками. В этом случае отсутствие желания учиться принимает вторичный характер. Акценты расставляются на первичной проблеме, затрачивается энергия, а на учебу ее уже просто не хватает.

5. Ученик-симулянт. Некоторые дети действительно имеют какое-либо заболевание. О нем знает и классный руководитель. Но школьник может симулировать приступ или сослаться на то, что ему просто нездоровится. Как правило, со стороны окружающих и педагога таких детей жалеют, предоставляя им различные послабления. Симулировать болезнь можно и дома. Ученик рассчитывает на то, что за прогул его сильно ругать не будут, и оценку поставят более высокую - опять же из чувства жалости. В этом случае невольно ребенок сам себе задает вопрос о том, а зачем вообще стараться?

Какие предпринять действия?

Выше были перечислены лишь некоторые причины, по которым ребенок не проявляет интереса к учебе. Теперь для исправления ситуации можно более подробно остановиться на советах для родителей. Что же советуют психологи?

• Если имеет место чрезмерная опека в совокупности с контролем, то следует прислушаться к советам психолога и несколько «ослабить вожжи». Многие начинают сомневаться в эффективности данного мероприятия, считая, что успеваемость в этом случае упадет до предела. Следует заострить внимание на том, что процесс этот характеризуется длительностью. Вначале успеваемость действительно может упасть, поскольку ребенок разом избавился от чрезмерного контроля. Затем он сам способен понять, что находиться в рядах двоечников весьма неприятно и предпримет попытки к улучшению успеваемости. Он поймет, что нет ничего страшного в наличии ошибок. Их всегда можно исправить. Гораздо приятнее получать награду за свой труд.

• Если имеет место ленивый гений, то ему надо объяснить, что полученные знания всегда пригодятся в жизни. Природа наградила его способностями, а их надо развивать. Это и надо довести до ленивого гения. Помимо этого, психологи считают, что если ученик своими знаниями опережает других представителей в классе, то лучше для него подобрать специализированную школу.

• Весьма грустно, если у ребенка отсутствует потребность в новых знаниях. Но явление это довольно распространенное. Будет большой удачей, если педагоги в школе привьют интерес такого ребенка хотя бы к одному из всех преподаваемых в школе предметов. Ведь, занеся в душу ребенка хоть единую искру, можно зажечь целый костер. Бывает и такое. Можно с уверенностью сказать, что такие преподаватели еще не перевелись.

• Если имеют место конфликтные ситуации с педагогами либо со своими сверстниками, то ребенок должен в деликатной форме объяснить всю суть сложившейся ситуации. Необходимо будет найти оптимальное решение в создавшейся ситуации. Если родители сами не в состоянии это сделать, на помощь придет психолог.

• При симуляции болезни требуется обдуманное общение с ребенком. Не допускайте того, чтобы ребенку удавалось манипулировать вами. Это в полной мере касается не только ситуации со школой, но и всей жизни в целом. Надо ребенку дать понять, что не удастся всю жизнь прожить за счет сочувствия окружающих к нему. Лучше по этому вопросу обратиться за консультацией к психологу.

Если создалась ситуация, при которой ребенок не желает учиться, то ни в коем случае нельзя обвинять его в этом. Просто взрослым более пристально надо присмотреться к этой проблеме и вскрыть причины такого поведения. Это необходимо для того, чтобы принять верное решение для исправления ситуации. Никогда не надо сторониться психологов. Они всегда подскажут выход из создавшейся ситуации.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

birth-info.ru

Ребенок не хочет учиться - что делать и почему так, советы психолога

Когда ребенок совсем маленький, родители даже не сомневаются в том, что он станет юным гением и будет хорошо учиться в школе. Но вот на пороге 1 сентября – а вслед за ним и первые плохие оценки. Недоумевающие мамы и папы сталкиваются с серьезнейшей в жизни проблемой: ребенок не хочет учиться.

Почему так происходит и какие меры должны предпринять родители в данной ситуации?

С чего начать, если ребенок не хочет учиться?

Всех школьников условно можно поделить на несколько групп:

Когда ваш ребенок входит в число двух последних категорий, то первостепенной задачей родителей становится прививание интереса малыша к занятиям и урокам. Чем раньше вы осознаете и решите проблему, тем больше шансов дадите ребенку на достойное образование в будущем.

Запомните! Причины происходящего кроются в какой-то конкретной ситуации. Желая помочь ребенку, первым делом важно выяснить, почему он не хочет учиться или категорически отказывается ходить в школу. Зная проблему, можно подобрать несколько способов ее устранения.

Ребенок не хочет учиться: психология школьника

90% детей, наотрез отказывающихся принимать участие в учебном процессе, делают это в силу 4-х распространенных причин – у ребенка плохие отношения с одноклассниками либо учителями, у него просто не получается учиться, родители чрезмерно контролируют его обучение или напротив, предпочитают не вмешиваться.

Разберем подробнее все вышеприведенные факторы, влияющие на нежелание ребенка получать знания.

Фактор №1. «У меня не выходит учиться»

Все малыши имеют разные таланты и уровень интеллектуальных способностей. Если ваше чадо глубоко в душе – большой романтик, мечтающий стать живописцем или поэтом, то глупо предполагать, что он пожелает изучать математику или физику. Если ребенок совершенно не хочет учиться в силу именно этой причины, то родители должны раскрыть его устремления, выявить профориентацию, направив энергию малыша в нужное русло. Запишите ребенка в музыкальную школу, художественную студию, подберите увлекательный кружок, соответствующий кругу его интересов.

Актуальна и другая проблема, когда дети не справляются со школьной программой. В данном случае стоит подумать о специальных классах или профессиональных репетиторах, способных объяснить непоседе основы изучаемых наук. Ребенок, который не чувствует себя на уроках «белой вороной», гораздо активнее впитывает новые знания.

Фактор №2. Личностные отношения в классе

Что вам известно о школьной жизни ребенка, помимо оценок в дневнике? С кем он дружит, с кем враждует, кто ему нравится? Острое нежелание учиться часто вызвано проблемами со сверстниками или учителями, конфликтами, «дедовщиной», особенно, если речь идет о подростках 10-12 лет.

Ситуация вполне разрешима: для начала, нужно рассказать ребенку, как вести себя в той или иной ситуации, дать напутствующие советы и наставления. Крайняя мера – перевести малыша в другой класс/школу.

Фактор №3. Всесторонний контроль

Приходя домой после уроков, дети больше всего мечтают об отдыхе и увлекательном времяпровождении. Но в большинстве случаев дело принимает совсем другой оборот: как только ребенок поел, его тут же заставляют делать домашнее задание. Естественно, интерес ребенка к учебе тут же гаснет.

Дайте малышу немного свободы, пусть самостоятельно выбирает время для игр и учебы.

Фактор №4. Полная бесконтрольность

Здесь ситуация кардинально противоположна: родители не следят за выполнением уроков. Помните – самоконтроль и самоорганизация детей крайне неразвиты. Выбирая между домашним заданием и телевизором, ребенок непременно остановится на втором варианте проведения досуга. Задача взрослых – развить в малыше чувство ответственности и дисциплинированности.

А что еще?

Перед вами – вовсе не полный перечень причин, почему ребенок вообще не склонен к учебе. Порой родителям бывает сложно разобраться в истинном положении дел – даже прибегнув к помощи учителей. В таком случае стоит прибегнуть к консультации психолога, ведь нежелание учиться может объясняться и другими проблемами, в том числе:

1. Неблагоприятной домашней атмосферой, конфликтами и ссорами в семье, что тормозит интеллектуальное развитие малыша, снижает мотивацию к учебе.

2. Плохой компанией – если ребенок общается с детьми, которые совсем не желают учиться, то, скорее всего, он поддержит их в этом.

3. Комплексами – когда у малыша есть дефекты речи или внешности, он будет крайне стесняться на занятиях, боясь привлечь к себе «лишнее» внимание.

Что делать, если ребенок не желает учиться? Прежде всего – вникнуть в его страхи и проблемы. Выяснив, почему малыш отказывается следовать школьным правилам, родители решат 70% проблемы, а значит – найдут способ, как ему помочь. Дальнейшая жизнь чада будет зависеть от правильной реакции взрослых на сложившуюся ситуацию.

Мне нравится 0

Похожие посты

Оставить комментарий

mamsy.ru


Смотрите также