Содержание статьи
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Этот вопрос себе обычно задают родители чада от 7 до 14 лет. В старших классах у детей возникает сознательность и определенная ориентированность на будущее. Появляется больше дополнительных стимулов для учебы: не просто хорошо окончить школу, но и суметь поступить в институт. В младших классах и среднем звене у ребенка еще в достаточной мере не развиты такие качества как сознательность и ответственность. Научить сына или дочь эффективным методам восприятия и запоминания информации, которая преподносится в школе – прямая задача родителей. Младший школьник оказывается еще не в состоянии самостоятельно руководить процессом обучения, его этому необходимо учить, так же как и буквам. Подросток слишком сильно сконцентрирован на собственных переживаниях, чтобы помочь самому себе в нужный момент. Когда ребенок начинает что-то новое, он становится особенно уязвимым и восприимчивым к внешним факторам. Любая обида, насмешка, конфликт с учителем или одноклассниками, недружелюбный настрой в классе могут повлиять на его эмоциональный фон и сформировать негативное отношение к учебе.
Помощь родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочери разобраться с трудным материалом, преодолеть комплексы и имеющиеся страхи, и такая поддержка является бесценным даром. Мало только научить его или ее различать буквы. Ребенок 10-11 лет жизни тратит на то, чтобы научиться понимать предметы, изучать окружающий мир и все, что происходит вокруг него. Советы психолога обязательно пригодятся тем, кто воспитывает сына или дочь, у кого дети учатся в школе.
Любой психолог знает, что под нежеланием ходить в школу у детей 10,11, 12,13,14 лет скрываются глубокие проблемы, связанные с адаптацией в коллективе и самооценкой. Во многом проблемы в школе обусловлены плохой успеваемостью и конфликтами с одноклассниками. Если родители задались вопросом, почему ребенок не хочет учиться, прежде всего, нужно отказаться от мысли обвинять своего сына или дочь. Вместо того, чтобы сердиться и ругаться, помогите маленькому человечку разобраться в себе, осознать важные для его восприятия мысли. Когда ребенок поймет, что самые близкие люди на свете не собираются в чем-то его упрекать, станет легче. Вполне может быть, что он поделится с вами своими страхами и трудностями.
Учителя и одноклассники являются теми лицами, с которыми ребенок много часов контактирует в течение дня. Разумеется, взаимодействие не может обходиться без непониманий и конфликтов. Когда происходят ссоры со сверстниками, они могут глубоко ранить вашего сына или дочь, заставлять чувствовать себя несчастным. Родители в любом случае должны оказать поддержку, научить чадо бороться с трудностями. Пусть он обратится к вам 12-13 раз на дню за советом, вы должны быть готовыми. Это не то же самое, что учить первоклассника буквам.
Советы психолога особенно пригодятся тем, кто основательно решил действовать, а не пускать процесс научения ребенка на самотек. Это очень серьезный вопрос. Научить любимого отпрыска буквам вряд ли у кого-то вызовет особенные затруднения, зато, когда он прогуливает школу, устраивает там скандалы или систематически получает плохие отметки, возникает серьезный повод задуматься о воспитании. Значит, где-то вы неправильно воздействуете на ребенка, потакаете его слабостям. Первым признаком, что в школе что-то идет неблагополучно, является то обстоятельство, когда сын или дочь перестают делиться с вами происходящими событиями. Говоря иными словами, ребенок скрывает от родителей свое участие в школьной жизни. И сколько бы ему ни было лет – 12 или 14 – он все равно нуждается в родительской поддержке.
Ребенок 7-8 лет еще не может полностью отвечать за свои поступки. Его необходимо учить принимать на себя ответственность, а не только буквам. С такого малыша нельзя спрашивать так же, как с 12-летнего. Сам процесс обучения в школе для него сродни времяпрепровождению в детском саду, от которого он еще, вполне вероятно, не успел отвыкнуть. 12 лет- это возраст, когда можно спрашивать и требовать, в 7 лет сын или дочка еще не обладают достаточной социальной зрелостью.
Как ему можно помочь? Делайте уроки вместе с ребенком. Стоит проконтролировать его домашние задания, степень подготовки к каждому уроку. Обязательно просмотрите тетради, отследите, насколько правильно он пишет буквы. Само по себе знание букв не гарантирует, что сын или дочь будут получать хорошие отметки. С младшим школьником родители обязательно должны заниматься, тогда в последующих классах он выйдет на отличный уровень. Не ленитесь повторять одни и те же правила правописания с малышом по 12 раз. Все усердия в итоге будут вознаграждены.
12-14 лет – самый сложный возраст. Это время, когда меняются приоритеты, формируется собственное мировоззрение, растет и развивается индивидуальность. В районе 13-ой годовщины очередного дня рождения ребенок перестает ощущать себя маленьким человечком, от которого ничего не зависит. Он теперь все решения хочет принимать самостоятельно. Сын или дочь обязательно проявят благодарность, если вы будете интересоваться не только, как идут дела в школе, но и их личными достижениями. Поверьте, для подростка это крайне важно. Если вы заметили, что сын совсем запустил учебу, витает где-то в облаках и постоянно о чем-то думает, поддержите его. Он не должен прийти к выводу, что родителей интересуют только оценки. Во всем подчеркивайте его достижения, давайте дельные советы. Крайне важно суметь сохранить контакт и доверие с подрастающим ребенком, чтобы вы всегда могли знать, что с ним происходит. Иначе родители просто не смогут помочь своему чаду в нужный момент.
Без ссор и обид не бывает настоящей школьной жизни. Если ребенок не хочет учиться, необходимо первым делом поинтересоваться, что с ним происходит. Обязательно выясните, нет ли серьезных конфликтов с одноклассниками или учителями. И в первом, и во втором случае можно поговорить с ним по душам и разобраться в ситуации, которая привела к непониманию. Ребенку очень важно научиться отстаивать свои интересы перед сверстниками, поэтому не стоит препятствовать. В отношении учителей проследите, чтобы к вашему ребенку относились с уважением и должным вниманием. Известно, что педагоги тоже иногда ошибаются. К сожалению, не всегда учитель бывает деликатным, тактичным и справедливым. Не позволяйте, чтобы ваш ребенок страдал из-за чьего-то дурного характера или даже настроения.
Если конфликт все же произошел и он серьезный, обговорите дома все спокойно, как следует поступить. С младшим школьником можно вместе отправиться в класс и попытаться решить проблему на месте. С подростком сложнее. Взрослый ребенок не захочет показывать сверстникам свою слабость, поэтому действовать необходимо тоньше. Здесь помогут советы и личный опыт.
Ребенок только тогда станет рассказывать родителям о своих имеющихся проблемах в школьном коллективе, когда знает, что близкие люди не станут его судить за что-то. Не нужно предъявлять ребенку пусть даже заслуженные обвинения за совершенные ошибки. На самом деле находиться долгое время ребенку среди сверстников очень нелегко. Он может испытывать усталость уже то того, что его ежедневно окружают одни и те же лица, с которыми, возможно, сложились не самые теплые отношения. Безграничное доверие поможет выяснить причину имеющихся разногласий в школе и эффективно ее устранить. Согласитесь, когда можно поговорить обо всем на свете, не составляет труда вместе справиться с любой мелочью. Ребенок должен во всем чувствовать поддержку родителей, что они помогут ему преодолеть любые препятствия.
Посещайте с ребенком различные мероприятия, водите в театр на спектакли, в кино, больше гуляйте на свежем воздухе. Все это способствует сближению. Можно совместно играть в различные игры, смотреть интересные мультфильмы. Любому мальчику и девочке это придется по душе.
Таким образом, проблема отсутствия желания у ребенка ходить в школу вполне решаема. Для этого не нужно изобретать чего-то сверхъестественного, необходимо просто лучше узнать свое чадо, постоянно находиться с ним в тесном контакте.
Похожие записи
apatii.net
Дети без особого энтузиазма посещают школу, более того, многие из них не хотят учиться. Такие выводы были сделаны в ходе соцопросов, но и без этих исследований педагоги и родители понимают: проблема обострилась. Все труднее мотивировать на учебу старшеклассников, увеличивается число детей в начальной школе, не тяготеющих к получению знаний. Анализ показывает, что растет непонимание в школе и в семье. Помогут снять напряжение и улучшить ситуацию рекомендации психологов и педиатров.
Школьные программы подразумевают ежедневное «поглощение» ребенком большого объема нового материала на уроке, прилежное выполнение домашних заданий. Выдержать такие нагрузки способен не каждый младший школьник, хотя учеба в этом возрасте — ведущий вид деятельности. Детям приходится рано вставать, затем сидеть за партой на протяжении 4–6 часов. Дома предстоит выполнить домашние задания, а это еще 2–4 часа работы.
Внимание! Списывание готовых ответов из решебников или тетрадей одноклассников становится все болеераспространенным вариантом «получения знаний» учениками. Плюс — выполненная домашняя или контрольная работа. Минус — отсутствие мыслительной деятельности и тренировки памяти.
Реальная ситуация такова, что современные дети озабочены не качеством выполнения учебных заданий и полнотой своих ответов у доски, а только оценками. «Пятерка» в журнале и дневнике — это возможность получить обещанный подарок от родителей. «Двойка» грозит наказанием, лишением сладкого и прогулок на улице.
Хорошие отметки в школе — замечательно, это позитивные эмоции для всей семьи. Ориентированное только на формальные показатели обучение — плохо. Ведь за внешним благополучием школы и семьи подчас исчезает самое важное — формирования ума и характера, составляющих основу личности. Остается «за бортом» познавательная активность, необходимая для учения с увлечением.
Любознательность, тяга ко всему новому, способность впитывать знания, как губка, заложены в каждом ребенке. Однако, проблемы с обучением наукам существовали всегда, достаточно вспомнить хрестоматийный пример из «Недоросля» Фонвизина: «Не хочу учиться, хочу жениться». Беда в том, что с каждым годом «митрофанушек» становится больше.
Причиной негативного отношения ребенка к обучению в школе часто становится нервно-психическое перенапряжение, эмоциональные и физические перегрузки. Объективных причин для этого существует множество. Это внеклассные и внешкольные занятия, конфликты в семье, частые переезды и смена учителей. Ослабленные и часто болеющие дети чаще других с нежеланием идут в школу. Работоспособность здорового ребенка, обычно хорошо успевающего в классе, резко снижается во время и после болезни.
Ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, возникает с пугающей частотой. Как отмечают учителя, в классах все меньше ребят, которые тянутся к знаниям. Дома родители тоже замечают негативные перемены в отношении детей к занятиям в классе и выполнению домашних заданий.
На заметку! Учебные программы становятся все сложнее, требования к подготовке в школе ужесточаются. Недавний опрос «Левада-центра» среди взрослых жителей России показал, что именно в этом родители учеников видят самую большую проблему.
Результаты социологического исследования «Левада-центра» (август, 2015):
Знания, которые «в голове», детям не кажутся особо ценными (в интернете все есть). Остается учиться только ради отметки и получения хорошего аттестата. Тоже стимулы, но они далеки от внутренних побудительных мотивов учебной деятельности.
Важно знать! Школьные психологи называют основной причиной неприязни ребенка к занятиям — потерю мотивации. Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Специалисты предлагают обратить внимание на стимулы, повышающие интерес к учебе.
«Мотив» — слово, пришедшее из французского языка. Означает побудительную причину, повод к какому-либо действию (аналогичный термин «стимул»). Мотивировать — обосновывать, приводить убедительные доводы. Стимулировать — давать толчок, поощрять.
Под натиском трудностей уже в начальных классах проходит восторженное отношение к школе, появляются чувства разочарования и усталости. Многие ребята начинают отставать в учебе, особенно по математике и родному языку. Когда нет внутренней потребности к получению знаний или она пропадает, рассчитывать на успешное обучение не приходится.
На заметку! Формировать положительное отношение к обучению начинают до поступления в первый класс и в начальной школе. Родители могут объяснить и на личном примере показать ребенку приоритет успешного обучения для дальнейшего развития.
Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе, какой должна быть внутренняя и внешняя мотивация, — об этом в эфире программы «Мамина школа» рассказала педагог-психолог Наталья Баринова.
Витамины для детей 7–12 лет:
Внимание! Перед употреблением мультикомплексов рекомендуется обратиться к педиатру за консультацией. Некоторые компоненты у детей могут вызвать аллергические реакции.
Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы. Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике.
Совет! Регламентируйте время и продолжительность выполнения домашних заданий. Оптимальный период — с 16 до 18 часов. Объясните ребенку, что следует начинать с легких упражнений и переходить к более сложным. Через каждые полчаса работы надо делать 15-минутный перерыв.
Определите время в режиме дня ребенка для игр, чтения, присмотра телевизора. Продолжительность ночного отдыха младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).
Многие проблемы переходного возраста связаны с гормональной нестабильностью в организме подростка. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор Любовь Самсонова, нежелание школьника учиться нередко обусловлено биохимическими причинами. Прежде всего, сказывается нехватка йода — элемента, необходимого для нормального синтеза гормонов щитовидной железы. Дефицит ведет к ухудшению наглядно-образного мышления и памяти.
На заметку! Суточная норма элементарного йода для подростков составляет 200 мкг. Употребление йодированной соли, прием аптечных препаратов покрывают эту потребность.
Переходный возраст называют «трудным», «проблемным» из-за бунтарского духа взрослеющего человека. Подросток меньше, чем младший школьник жаждет одобрительной реакции родителей. Более важным становятся отношения с ровесниками и поиск своего места в обществе. Родителям трудно понять, почему сын или дочь потеряли интерес к обучению в школе.Что делать?
Повышение мотивации к учебе — активная творческая работа взрослого и ребенка. Так утверждает психолог Константин Довлатов:
Внимание! После гормональной перестройки, школьники становятся менее импульсивными и агрессивными. Кора головного мозга созревает, что облегчает обучение.Ситуация в старших классах нередко меняется коренным образом. Родители и учителя замечают, что вчерашние прогульщики начинают серьезно относиться к урокам, старательно выполняют домашние задания. Появляется новый стимул — поступление в колледж или ВУЗе.Как аппетит приходит во время еды, так и желание получать новые знания формируется во время кропотливой и вдумчивой учебной работы.
childage.ru
В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?
На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.
Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.
Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.
Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.
Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.
Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?
Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.
Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.
Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.
Как именно? Можно:
Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.
Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.
Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.
Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:
Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.
Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.
Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.
А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.
Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.
Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.
А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.
Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.
На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.
Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.
Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.
Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.
Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.
Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.
Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.
Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.
Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.
Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.
Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!
К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.
Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.
У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.
Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.
Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.
К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.
Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.
Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.
Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.
Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.
Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".
www.syl.ru
Пробудить в ребенке желание учиться не так-то просто, особенно если у него есть нелюбимые предметы, строгие преподаватели, успеваемость не самая высокая. Сидеть полдня на уроках занятие не из самых приятных. А дома еще и задание на следующий день задали. А юная душа просится на свободу, прыгать, играть, веселиться с друзьями. Ведь в мире столько всего интересного, а тут заставляют складывать числа, писать прописи и еще говорят слово «надо», «должен», «это твоя обязанность». После таких слов вообще руки опускаются.
Родители в это время находятся в затруднительном положении. Если ребенка наказывать и требовать от него прилежного обучения, то учеба все равно не будет приносить радости. Слово «надо» и «обязан» вообще звучит как приговор и для детей и для взрослых. Если дать ребенку свободу, чтобы он сам контролировал свои действия, то может начаться хаос и школа пойдет под откос.
Вот и приходится искать маленькие хитрости, для того, чтобы обойти внутренне сопротивление ребенка и помочь ему полюбить или хотя бы немного увлечься школьными знаниями.
1. В современном образовании основным мотивом для обучения являются оценки. Ребенок учится на «отлично» и «хорошо», потому что ему нравится, когда его хвалят, к нему обращаются за помощью одноклассники, ему вручают награды и призы, ставят в пример. Ребенок чувствует вкус успеха. Поэтому прививать успешность и наслаждение успехом нужно с самого начала учебы. Если ребенок хотя бы раз испытает его, он будет стремиться к успеху всю жизнь.
Поэтому первым делом, расскажите ребенку, как это здорово, когда тебя хвалят и любят. Пусть он знает, что родители верят в его успех, гордятся им и готовы помогать ему на его пути.
2. Однако оценки, не единственный способ помочь сыну или дочери учиться с удовольствием. Следующий шаг – развитие талантов ученика, выбор приоритетного направления науки или искусства, которое поможет ребенку реализовать себя и свой творческий потенциал. Особенно это важно для тех мальчиков и девочек, которые не успевают по основным предметам, но имеют определенные склонности к какому-либо виду творчества: театральное искусство, пение, спорт, лепка, кулинария и т.д. Тогда ребенок, получая удовольствие от творчества, будет иметь силы на выполнение других учебных программ.
3. Желательно объяснить ребенку, зачем он учиться. Требовать от ребенка прилежного ученичества трудно, если он не понимает, какую выгоду он от этого получит и зачем ему вообще это нужно. Расскажите на своем примере, как школьные знания помогли вам достичь успеха в жизни и что позитивного ждет ребенка в будущем.
4. Как раз личный пример родителей или история о сказочном герое служит хорошим подспорьем в учебе. Если рассказать ребенку, что мама и папа в школьные годы учились отлично, и что они знают, что их ребенок тоже будет успешным, то он будет тянуться к этому образу, ровняться на старших. А если рассказать ребенку, что Человек-Паук хорошо учился в школе, и эти знания помогали ему в поимке преступников, то ребенок захочет тоже собрать эти знания. Ведь без них герой комиксов не смог бы рассчитать, что его паутина сможет остановить поезд и не смог бы рассчитать правильную траекторию полета.
Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир и сказочный и реальный, что природа растет по принципу золотого сечения, прочитает о чудесах света, об удивительных свойствах цифр, то его удивлению не будет конца. А удивление – это важный шаг к познанию.
5. Играйте со знаниями! Лучше передавать знания в игровой форме. Пусть буквы и цифры оживают, имеют свой характер, путешествуют по сказочному миру. Пусть ребенок станет участником этого мира, помогает им навести порядок и жить в гармонии. Природу лучше изучать не в книге, а в парке или у бабушки в деревне. Математику и письмо лучше изображать на рисунках и в сказочных историях. Применять научные знания можно и за столом в процессе ужина. Посчитать, сколько котлет сделала мама, сделать им глаза из майонеза, волосы из петрушки, придумать имена и истории о них.
Можно научить ребенка взаимодействовать со стихиями. Например, изучить свойства огня, его опасность и способы взаимодействия с ним, если огонь нужно укротить. Ведь он тоже живой и имеет свой нрав. Но с ним можно договориться.
6. Научите ребенка справляться с трудностями и правильно их воспринимать. Не ругайте ребенка за плохие оценки, особенно если вы видите, что он сам напуган и расстроен. Поддержите его, скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится. Скажите ему, что иногда случаются неудачи. Но они делают нас сильнее и закаляют характер.
7. Если ребенок не может сосредоточиться, значит, возможно, у него случилась информационная перегрузка или он слишком возбужден. Снизить активность ребенка можно, дав ему возможность выплеснуть свою энергию в игре или переключить его на какое-то полезное физическое действие (уборка в доме вместе с мамой, игры, в которых нужно замирать, останавливаться, прятаться).
Настраивать ребенка на учебу лучше заранее, за несколько часов до ее начала.
Желательно сохранять четкий режим дня, чтобы организм знал, когда должен отдыхать, когда работать.
Если же вы заметили, что успеваемость ребенка стремительно падает, он находится в подавленном настроении, то нужно изучать его внутренний мир. Возможно, ребенок столкнулся с проблемой общения со сверстниками или учителями, переживает какие-то внутренние страхи, кризис.
В этом случае, желательно обратиться к психологу, чтобы он провел более тщательную диагностику и применил психокоррекционные подходы.
svetlana-psy.ru
Часто родители жалуются, что ребенок не испытывает никакого интереса к школьным занятиям. А некоторые дети просто не хотят учиться. Беда в том, что большинство мам и пап уже успели забыть свои далекие школьные годы и зачастую начинают действовать авторитарно, с помощью угроз и шантажа. Пользы такая тактика не принесет. Чтобы воздействовать на корень проблемы, необходимо понять, что происходит с маленьким человеком и с чем связана такая нелюбовь к учению.
Дети от природы любознательны и готовы к получению новых знаний. К сожалению, система школьного образования способна выбить эти качества раз и навсегда. Большинство детей с удовольствием идут в первый класс. Они хотят стать учениками и проявляют похвальное рвение. Но затем выясняется, что учеба в школе вовсе не такое интересное занятие, каким представлялось. Есть несколько факторов, ведущих к потере мотивации:
Необходимо с самого начала выработать подход к учебе как к серьезному делу, к которому взрослые относятся с большим уважением. Родители на личном примере должны показать, насколько необходимы школьные занятия для дальнейшего развития.
Малыш должен чувствовать, что, например, выполнение домашнего задания стоит на одном уровне с делами взрослых, что у него появилось свое занятие, которое ни мама, ни папа не прерывают вопросами или просьбами что-либо сделать. Тогда в глазах ребенка у такой деятельности появляется особый статус: уроки так же важны для него, как работа для родителей.
Данная проблема может быть связана с двумя причинами:
В первом случае родителям придется включить свой ум и воображение. Помогут совместные внешкольные занятия: экскурсии в музеи, походы в театры, изучение природных явлений в реальных условиях и т. д. Главное – заинтересовать, показать, что и учеба может быть увлекательной.
Многие музеи предлагают различные интерактивные программы, такая подача изучаемого материала близка современным школьникам. Можно связать все это с учебой следующим образом: для того чтобы понять что-либо интересное, нужно сначала подробно узнать об этом на уроке.
Скука может быть вызвана опережением в развитии, ребенку просто неинтересно выполнять задания, которые он давно уже освоил. Успеваемость при этом может упасть. Данная проблема может быть решена переводом учащегося в школу или класс с усложненной программой. Тогда он сможет получать новые знания в соответствии со своим уровнем.
Следует выяснить, к каким предметам у ребенка есть склонность. Возможно, школьнику будет интереснее в школе с углубленным изучением определенных предметов. Однако не стоит отдавать явного гуманитария в физматшколу, даже если родители – потомственные математики. Так можно навсегда отбить всякое желание учиться.
Проблема довольно распространенная в семьях, где родители привыкли опекать малыша в любых видах его деятельности и контролировать каждый шаг своего чада. Когда ребенок становится школьником, ситуация усугубляется. С ним делают уроки (а иногда и за него), ему собирают портфель, находятся в курсе всех школьных вопросов. В итоге человека практически полностью лишают права голоса и отучают думать и делать что-либо самостоятельно. Ведь за него все уже решили.
Другой вариант – тотальный контроль. Выполнение уроков, сбор рюкзака и т. д. школьник осуществляет самостоятельно, но всегда это происходит под бдительным оком и с конкретными рекомендациями.
Итог одинаков: у ребенка полностью отсутствует ответственность по отношению к учебе, а значит, пропадает и интерес. В подростковом возрасте подобное поведение родителей вызовет бурю протестов, которые выльются в семейные конфликты и скандалы, прогулы занятий, стойкую неприязнь к школьным занятиям.
Оборотная сторона медали – недостаток или полное отсутствие родительского контроля. Далеко не каждый школьник способен к самоорганизации и планированию собственного времени. Предоставленный сам себе ребенок наверняка не устоит перед желанием провести время, отведенное на домашнее задание, в играх и на прогулках с друзьями.
Конечно же, родителям следует контролировать обучение школьника. Главное – не перегнуть палку. Ведь и избыток, и недостаток контроля могут привести к плачевным результатам.
Желательно выстроить мягкую, но действенную систему контроля, чтобы не пустить ситуацию на самотек, при этом оставляя место для детской самостоятельности. Нужно регулярно интересоваться школьными делами, присутствовать на родительских собраниях и общаться с педагогами.
Одновременно школьника нужно приучать к ответственности, не бросая его при этом в одиночестве с нерешенными проблемами. Он должен понимать, что в случае любых сложностей родители всегда выслушают и поддержат.
Если ребенка утомляют даже несложные задания, он сильно устает, даже не приложив особых усилий к их выполнению, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Данные симптомы могут свидетельствовать о проблемах со здоровьем.
Вместо того чтобы объявить любимое чадо симулянтом, следует провести его полное медицинское обследование. Возможно, что после проведенного курса требуемого лечения восстановится и интерес к учебе.
После возвращения из школы ученику требуется время, чтобы восстановить силы, отвлечься от занятий. Вместо этого дома его спрашивают о полученных оценках и отправляют делать уроки. Не успев полноценно отдохнуть, ребенок не в состоянии сконцентрировать внимание. У него ухудшается память, появляются рассеянность и раздражение и не возникает никакого желания заниматься домашним заданием.
Необходимо дать ребенку время позаниматься тем, что ему нравится, погулять или даже поспать. Это положительно скажется на скорости и качестве выполнения домашнего задания, а также на отношении к учебе в целом.
Многие дети посещают сразу несколько внешкольных секций и кружков. Ребенок сам может быть инициатором различных дополнительных занятий, которые вызывают у него интерес. Но график не должен быть слишком насыщенным: это вызовет утомление и отрицательно скажется на учебе. Нагрузка не должна быть слишком велика, в этом случае необходимо сократить количество кружков, чтобы у ребенка оставалось время на отдых.
Бывает так, что у способного ученика вдруг резко падает успеваемость, а иногда он просто отказывается идти в школу. Родителям стоит выяснить, не вызвана ли такая перемена сложностями в отношениях с одноклассниками или с кем-то из учителей.
В такой ситуации не идет речь о потере интереса к обучению. Вся энергия и внимание ребенка уходят на возникающие проблемы, в итоге на школьные занятия просто не остается сил.
Нужно чаще вести разговоры о школьной жизни, узнавать, как складываются отношения с одноклассниками и педагогами. Если есть подозрения, что в школе не все гладко, начать разговор помогут воспоминания о собственном детстве, о схожих ситуациях, возникавших в школьные годы. Если у малыша или подростка есть трудности, скорее всего, он захочет поделиться с родным человеком.
При возникновении конфликта со сверстниками стоит попытаться помочь наладить отношения. Но категорически нельзя осуществлять активные действия, такие как разговоры с одноклассниками. Это уронит авторитет ребенка в классе и усугубит ситуацию. Важно выяснить причину, она может быть связана с психологическими проблемами, требующими консультации специалиста.
Если сложности связаны с одним из учителей, лучше побеседовать с педагогом лично. Это поможет выявить истинные причины и выбрать совместную стратегию нормализации отношений. Выход из ситуации легче искать совместными усилиями. В крайних случаях лучшим решением бывает перевод ребенка в другую школу.
Чтобы понять, с чем связаны перемены в отношении к учебе сына или дочери, родителям прежде всего нужно стать другом для своего ребенка. Детям очень важно чувствовать поддержку близких и родных людей. Нужно чаще хвалить, а не осуждать, подбадривать, а не зацикливать на неудачах. Понимание и одобрение со стороны родителей могут стать решающим фактором в решении не только школьных, но и более сложных жизненных проблем.
Фото:pixabay.com
onwomen.ru
Если ваш ребенок не хочет делать уроки, советы психолога помогут эффективно справиться с этой проблемой. Часто дети делают все что угодно, кроме выполнения домашнего задания, что становится причиной серьезного стресса для родителей.
Плохая успеваемость ребенка нередко связана с неправильным поведением взрослых, которые не понимают, как найти общий язык с собственными детьми. Психологи отвечают на вопрос, как заставить ребёнка учиться без скандалов.
Если ребенок не хочет заниматься уроками, для этого всегда есть веские причины. Психологи говорят о том, что лень никогда не может быть объяснением поведения человека, ведь за этим понятием скрывается отсутствие мотивации и желания.
Приведем несколько причин, почему школьник ленится или отказывается делать уроки:
В первом классе заинтересовать малыша намного легче, чем старшеклассника. Именно 1 класс определяет будущие успехи и неудачи школьника в его учебе, поэтому чрезвычайно важно правильно настроить ребенка. Необходимо создать грамотную мотивацию, приучить малыша к регулярным занятиям, объяснить важность получения знаний.
Нужно помнить, что первокласснику необходимо время для адаптации, родителям стоит уделять как можно больше внимания ребенку на этом этапе. Мальчики или девочки в этом возрасте только начинают понимать, что же такое школа, как правильно вести себя с учителями и одноклассниками.
Большое значение имеет личность первого учителя, от которого во многом зависит интерес школьников к учебе и психологический комфорт на уроках. Если малыш старается хорошо учиться, но при этом слишком часто подвергается критике в школе, это может привести к потере интереса к предмету и снижению успеваемости. Родители должны вникнуть в ситуацию, пообщаться с одноклассниками, выяснить, что они думают о своем учителе.
Если педагог действительно слишком строг к ребенку, необходимо лично с ним пообщаться и постараться тактично убедить быть более терпимым к ученикам.
В серьезных случаях, когда ребенок боится отвечать на уроках и не хочет ходить на занятия из-за учителя, лучше перевести его в другую школу.
Чтобы заинтересовать учебой ребенка младшего школьного возраста, рекомендуется использовать различные игры, стимулирующие потребность в познании. Традиционным методическим приемом является совместное составление режима дня, в который будет включено школьное расписание, секции, свободное время. Этот шаг поможет не только первокласснику, но и ученику 2-4 класса планировать свой день и четко понимать, какие задачи стоят перед ним в конкретный момент.
Если ребенка младшего школьного возраста можно уговорить делать домашнее задание, то со старшеклассниками дело обстоит гораздо сложнее. Чтобы наладить отношения с подростком 14-15 лет, требуется выдержка и терпение, также стоит помнить, что в этом возрасте человек крайне восприимчив к критике, которая может заставить его вовсе отказаться выполнять домашнее задание.
Переходный возраст — фаза взросления, которая может сильно повлиять на успеваемость. У ребёнка появляются совершенно новые интересы, с ним происходят важные психологические и физиологические изменения. Вспомните себя в этом возрасте и постарайтесь вести себя тактично, помогать подростку без скандалов и крика.
В этом возрасте важно не давить на мальчика или девочку своим авторитетом, что может вызвать бурный протест со стороны взрослеющей личности и даже привести к отказу от учебы.
Чтобы правильно делать домашнее задание с ребенком, нужно учесть следующие рекомендации психологов:
Если ребенок не хочет делать уроки, прежде всего нужно выяснить, в чем причина его нежелания.
Понимание истоков проблемы ведет к ее успешному решению. Психологи советуют родителям проявлять заботу и терпение, уважать личность ребенка, не повышать голос и не ломать его характер.
Ребенок должен знать, что семья любит его и всегда готова прийти на помощь, тогда в случае возникновения трудностей в учебе школьник сам обратится к вам за советом. По мнению психологов, детям, которые получают достаточное количество родительского внимания, гораздо проще найти свое место в жизни.
nivin.ru
Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, — низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:
Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько). Подобрать специальные упражнения для развития, которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.
Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:
Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»
Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.
Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).
Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.
Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.
Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.
Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.
Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.
Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.
Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.
Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!
Создание ситуации успеха — лучший способ повысить мотивацию!
Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?
Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик».
Взрослый — детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».
Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.
Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.
Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».
Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?
Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?
Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.
Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.
Причинами снижения мотивации могут быть:
Рекомендации: родители, найдите способ установить доверительное общение с ребенком. Только найдя причину, почему ребенок не хочет учиться, вы поймете, как ему помочь.
Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.
А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?
Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно — за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.
Что делать, если ребенку скучно на уроках:
Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?
Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.
Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?
Режим дня
Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок. При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время. Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.
24health.by