Ребенок повторяет окончания слов: проблема или норма

проблемы с речью

Автор: Екатерина Фролова

Ребёнок повторяет окончания слов – как отличить вариант нормы от патологии? Основные признаки логоневроза, когда ребёнок повторяет слоги из-за нарушения функций ЦНС.

Ребёнок повторяет слоги – надо ли бить тревогу?

Ребёнок начал повторять окончания слов? Причины этого могут быть разными – от безобидных до очень серьёзных. Но в любом случае дошкольника нужно показать логопеду-дефектологу. При лёгких функциональных нарушениях специалист предотвратит дальнейшее усугубление проблемы. А если ребёнок повторяет окончания слов несколько раз вследствие дисфункции или органического поражения ЦНС, то чем раньше начато лечение, тем больше шансов полностью избавиться от этого дефекта. Рассмотрим основные причины, почему ребёнок повторяет окончания слов несколько раз и что делать родителям в том или ином случае.

Физиологические итерации

В логопедии существует такое понятие, как физиологические итерации – повторения слогов дошкольниками 2-5 лет из-за недостаточно сформированной речи, когда слова не поспевают за мыслями. В таких случаях ребёнок повторяет слоги в словах в спешке или под воздействием эмоций. Просьба малыша может звучать так: «Мама, почитай-тай-тай мне книжку-ку-ку».

В отличие от заикания, которое вызывается судорогами артикуляционных мышц, физиологические итерации не имеют судорожной природы. Отличить это неопасное состояние можно по следующим признакам:

  • Чаще всего ребёнок повторяет последний слог, при этом его рот и язык не напрягаются, нет затруднения в произношении первых слов.
  • При просьбе не спешить и говорить медленнее речь улучшается.
  • У малыша отсутствуют другие неврологические симптомы – тики, тремор, спазмы дыхательной мускулатуры, тревожность, страхи.

Физиологическое состояние, когда ребёнок повторяет последние слоги в словах, на определённом этапе речевого развития является вариантом нормы, к 5-6 годам оно обычно бесследно проходит. Однако у ребят с ослабленной нервной системой и при педагогических просчётах родителей итерации могут закрепиться в речи и со временем перейти в заикание. Чтобы этого не случилось, рекомендуется обратиться к логопеду-дефектологу, как только ребёнок начал повторять слоги. Специалист поможет преодолеть этот этап речевого развития быстро и без неприятных последствий.

Ребёнок повторяет слоги из-за логоневроза

Гораздо опаснее ситуация, когда ребёнок повторяет последний слог несколько раз не по естественным причинам, а из-за нарушений в работе нервной системы. Это уже настоящее заикание (логоневроз), и для его преодоления требуется не только длительные занятия с логопедом-дефектологом, но и лечение у детского невролога, психотерапевта. Отличить логоневроз от физиологических повторов можно по следующим признакам:

  • Ребёнок повторяет слоги несколько раз не механически, а из-за того, что его органы артикуляции и мышцы лица сковывают судороги.
  • Часто ребёнок повторяет первые слоги или испытывает трудности в произношении первого слова из-за спазмов, вызванных волнением.
  • Помимо заикания присутствуют другие неврологические симптомы – тремор, спазмы дыхания, тики, тревожность.
  • Проблемы с речью возникли после сильного испуга, эмоционального потрясения, черепно-мозговой травмы, инфекционного заболевания ЦНС.
  • Имеется генетическая предрасположенность к логоневрозу.

Как только вы заметили, что ребёнок повторяет первые слова и при этом его рот искажают спазмы, нужно как можно скорее показать его логопеду-дефектологу. Чтобы невольно не навредить дошкольнику, не стоит акцентировать его внимание на этом недостатке.

Если ваш ребёнок начал повторять слоги, советуем пройти бесплатную онлайн диагностику речи по этой ссылке. Опытные дефектологи нашего сайта KidBrains выяснят причины речевого расстройства и помогут вашему дошкольнику при помощи логопедических занятий онлайн обрести плавную и уверенную речь.

к какому врачу обращаться? Логоневроз у детей

Рождается малыш, сначала он только спит и ест, потом улыбается и гулит. Первая улыбка, первые шаги, первые слова. И вдруг в возрасте примерно 2,5 года на фоне полного благополучия родители замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Что делать? Стоит ли сразу бить тревогу? К кому обращаться за помощью?

Незрелость центральной нервной системы

Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.

Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?

Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.

Механизм запуска логоневроза

Логоневроз — это знакомое всем нам заикание. В мировой практике до сих пор не доказана ни одна из теорий механизма заикания. Большинство ученых сходятся на мысли, что виной всему перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Период активного развития речи — это время колоссальной нагрузки на мозг и центральную нервную систему. Так как у детей ЦНС и так находится в недостаточно стабильном состоянии, дополнительная нагрузка может привести к системным сбоям, одним из которых является логоневроз.

Перевозбуждение из центра Брока распространяется на участки коры головного мозга, отвечающие за движение, это, в свою очередь, вызывает спазм лицевых мышц, и ребенок заикается.

Как только перевозбуждение спадает, кора приходит в стабильное состояние и речь нормализуется. Логоневроз бывает разных типов — один ребенок повторяет окончание слова несколько раз, другой заикается на согласных, третий не может начать фразу.

Малыши в группе риска

Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.

Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.

Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.

Классификация логоневрозов

Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней — это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее — МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98. 5.

По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.

Невротический логоневроз

Подобный тип расстройства возникает в результате стрессовой ситуации, с которой ребенок не может справиться. Компенсаторные возможности детской психики огромны, но на безграничны. Узнать, какая конкретная ситуация выбьет вашего ребенка из колеи, практически невозможно. Одни дети с удовольствием ходят в комнаты страха, пропускают мимо ушей замечания родителей и смело шагают в процедурный кабинет. Другие не спят ночь, увидев в книжке Бабу-ягу, бьются в истерике у дверей стоматолога и замыкаются в себе в ответ на короткое замечание родителя.

Мы не можем изолировать ребенка от внешнего стресса — агрессивно настроенных одноклассников, суровой тети-врача или игрушки-зомби, смотрящей с витрины магазина в канун Хеллоуина. Но мы можем создать благожелательную и открытую обстановку дома. У малыша должно быть безопасное место, где он может выговорить и выплакать свои горести и беды. Не ругайте своих детей за малейшие шалости и оплошности — лучше выслушать версию провинившегося и обсудить, что ребенок сделал неправильно и как этого избежать в будущем.

Еще одним фактором, провоцирующим появление невротического заикания, является раннее изучение иностранных языков. Интересно, что дети, изначально растущие в билингвальной среде, практически не сталкиваются с расстройством по этому типу. Зато у тех, кто в возрасте активного формирования речи резко сталкивается с необходимостью учить второй язык, часто наблюдаются многократные повторения окончаний слов. И фактор стресса в этом случае играет не последнюю роль.

Неврозоподобное заикание

В отличие от первого типа расстройства, который происходит на фоне психологической травмы или стресса и не затрагивает собственно структур головного мозга, неврозоподобное заикание является лишь симптомом, в то время как источник проблемы находится в поврежденном участке коры.

Причина неврозоподобного заикания обычно кроется в тяжело протекавшей беременности и родовых травмах. Во время внутриутробной гипоксии очень часто повреждается часть головного мозга, ответственная за речь.

Проблема становится заметной к трем годам, когда ребенок начинает говорить предложениями. Периоды заикания сменяются временем чистой речи. Заболевание протекает волнообразно, причем фазы без заиканий становятся короче и короче и в конце концов совсем исчезают.

Диагностика

Итак, родители заметили, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. К какому врачу обращаться? Если проблема пока только в окончаниях, а малыш не достиг возраста двух лет, возможно, он не страдает от логоневроза, а всего лишь отрабатывает произношение отдельных звуков и слов. Проблему патологического заикания легко может заметить мать или любой другой взрослый, ухаживающий за ребенком. При заикании можно заметить спазм лицевых мышц, которые не дают ребенку закончить слово или фразу.

При возникновении любых речевых проблем ребенка обязательно следует показать специалисту — чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что он полностью избавится от проблемы.

Диагностика потребует прохождения обследований у ряда специалистов — педиатра, невролога, психолога и логопеда. Возможно, придется провести ЭЭГ, если заболевание протекает остро и есть подозрение на неврозоподобное заикание.

Терапия

Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).

На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.

Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.

Как облегчить состояние ребенка

Многие родители жалуются, что лечение проводится в полном объеме, а облегчения не наступает. Ребенок как заикался, так и заикается. Родители теряют терпение, злятся, подозревают малыша в обмане. Ребенок, в свою очередь, нервничает, логоневроз обостряется, и вместо эффективной терапии получается хождение по замкнутому кругу.

Родителям малыша с логоневрозом следует помнить, что даже самая современная методика лечения и препараты не помогут, если дома будет сохраняться травмирующая обстановка. Поэтому специалисты рекомендуют организовать охранный режим, который включает несколько мероприятий:

  1. Доверительная и спокойная обстановка. Чем увереннее чувствует себя малыш, тем чище его речь.
  2. Четкий режим дня. Своевременное укладывание в постель поможет избежать переутомления и снять нагрузку с ЦНС.
  3. Ограничение или полный запрет на использование гаджетов и просмотр медиапрограмм. У ребенка с логоневрозом возбуждение ЦНС и так преобладает над торможением, нельзя перегружать мозг и нервную систему дополнительными стимулами.
  4. Упор на развитие мелкой моторики и игры в одиночестве.

Абсолютное большинство детей не заикаются, когда играют сами с собой, это укрепляет их уверенность в себе и снимает возможную нервозность при общении со сверстниками. Мелкая моторика неразрывно связана с речевым развитием. Оба момента очень важны в терапии логоневроза.

В статье мы подробно выяснили, что такое логоневроз у детей. Это заикание той или иной природы развития, которое необходимо лечить строго под наблюдением специалиста. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный.

Нарушения речи в конце слова — Как я могу помочь своему ребенку?: Заикание в конце слова

by Chris O

 

Нарушения речи в конце слова часто классифицируются как формы заикания, возникающие в конце слов или предложений. Однако лечение этого типа нарушения речи часто более типично для лечения других нарушений речи, а не обязательно заикания. Источник изображения: busybeespeech.blogspot.com

Уникальность — это прекрасно, если только дело не в поиске диагноза и плана лечения необычного речевого расстройства. Затем уникальный может переводиться как недиагностированный или ошибочно диагностированный, любой из которых может быть разочаровывающим и сложным для семей. Если вы являетесь родителем ребенка с нарушением речи в конце слова, есть вероятность, что по крайней мере один раз вам сказали, что модель речи вашего ребенка уникальна, , но не обязательно является поводом для беспокойства или для лечения. . Уникальность может быть красивой, но если у вас в родительской кишке есть такое чувство по поводу не совсем нормального заикающегося речевого паттерна, есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь своему ребенку.

Что такое неверные слова?

Также известные как атипичные нарушения речи, нарушения речи в конце слова представляют собой нарушения речи, которые, по-видимому, связаны с заиканием. Повторяется последний слог или звук слова. Модель речи вашего ребенка может быть примерно такой:

«Я хочу мяч-все-все-все».

«Вот мой рюкзак-ак-ак-ак».

«Мне больше всего нравятся красно-красно-красные яблоки».

Неразговорность похожа на заикание, только с ломаными звуками и слогами в конце слов, а не в начале. Подобно диагностированным случаям заикания, истинная неразборчивость в конце слова не исчезает в одночасье или в течение нескольких дней. Дети могут бороться с ними месяцами или годами. Как родитель, я не понаслышке знаю, насколько запутанным может быть это речевое расстройство, так как педиатр не принял его во внимание как фазу, но логопед признал его реальным расстройством на основании конкретных соображений — в первую очередь, долговечности нарушений речи в конце слова, а во-вторых, из-за ее постоянства, независимо от социального положения.

Почему у моего ребенка проблемы с окончанием слов?

Поскольку это расстройство речи считается атипичным, до сих пор нет преобладающих и последовательных диагнозов о причинах или методах лечения. Чаще всего это связано с другими расстройствами в виде накладывающегося симптома, что может сделать диагностику еще более сложной. Несколько исследований действительно показывают, что, по-видимому, существует связь между неразборчивостью слов и другими состояниями, такими как СДВГ, аутизм и синдром Туретта.

Как я могу помочь своему ребенку с нарушением речи?

Если вы видите эти нетипичные модели заикания в речи вашего ребенка и задаетесь вопросом, не является ли это чем-то большим, чем просто переходный этап, вы можете предпринять несколько шагов, чтобы помочь своему ребенку развить более сильные коммуникативные навыки и, возможно, решить более серьезные проблемы.

Как и в случае типичного заикания, дети могут быстро потерять уверенность в себе, если их критикуют за манеру речи. Не забывайте использовать мягкое поощрение, а не постоянные исправления. Источник изображения: lifespantherapies.com

  • Посетите педиатра вашего ребенка . Базовый медицинский осмотр важен для исключения или диагностики других состояний здоровья или поведения.
  • Узнайте как можно больше о типичном развитии речи . Если ваш ребенок находится в спектре аутизма, существует несколько нарушений речи, которые могут быть частью двойного диагноза, поэтому типичный может иметь другое значение для вашего ребенка.
  • В разговоре чередуйтесь с пациентами . Это всегда хорошее эмпирическое правило, когда речь идет о помощи детям в развитии коммуникативных навыков, но для детей с нарушениями речи это еще более важно. Дайте ребенку время закончить звуки и предложения, не чувствуя спешки. Иногда эти заикающиеся звуки в конце являются «наполнителями», которые дают детям время, чтобы сформулировать следующее слово, которое они хотят использовать.
  • Ищите опытного SLP . Лечение этого речевого расстройства в значительной степени зависит от тщательной оценки со стороны SLP. Некоторые из навыков, которым вы можете научиться у SLP, которые помогут вам с вашим ребенком, включают:
    • Повышение осведомленности без критики – иногда это делается путем записи речи вашего ребенка и помощи ему в том, чтобы отметить моменты, когда слова повторяются на концах
    • Разработка техник релаксации для более спокойного дыхания и речи
    • Помощь в развитии здорового темпа речи, когда ваш ребенок находит более эффективный ритм речи

Вероятно, две самые важные вещи, которые родители могут сделать, когда подозревают, что у их детей есть нарушения речи, — это проявить настойчивость и терпение. Настойчивость, когда дело доходит до поиска и нахождения нужных ресурсов, и терпение, чтобы помочь своим детям развиться в прекрасных и уникальных существ, которыми они являются.

Развитие речиНарушения речиЛогопед Техники логопедии


Tagged: заикание, неразговорчивость в конце слова, неразборчивость в конце слова

Причины, симптомы, типы, диагностика и лечение

Понимание эхолалии

Люди с эхолалией повторяют звуки и фразы, которые слышат. Они могут быть не в состоянии эффективно общаться, потому что им трудно выражать свои мысли. Например, человек с эхолалией может только повторить вопрос, а не ответить на него. Во многих случаях эхолалия является попыткой общаться, изучать язык или практиковать язык.

Эхолалия отличается от синдрома Туретта, когда говорящий может внезапно закричать или сказать случайные вещи как часть своего тика. В этом случае говорящий не может контролировать то, что он говорит или когда он это говорит.

Повторяющаяся речь является чрезвычайно распространенной частью языкового развития и обычно наблюдается у маленьких детей, которые учатся общаться. К 2 годам большинство детей начинают смешивать свои собственные высказывания с повторениями того, что они слышат. К 3 годам у большинства детей эхолалия будет минимальной.

У аутичных детей или детей с задержкой развития часто развивается эхолалия в более старшем возрасте, особенно если у них наблюдается задержка речевого развития.

Выяснение того, почему и как ваш ребенок употребляет эхолалию, поможет вам разработать план лечения. Консультация логопеда может помочь.

Основным признаком эхолалии является повторение услышанных фраз и шумов. Это может быть немедленным, когда говорящий повторяет что-то сразу после того, как услышал это. Это также может быть отложено, когда говорящий повторяет что-то через несколько часов или дней после того, как услышал это.

Другие признаки эхолалии могут включать разочарование во время разговора, депрессию и онемение. Человек с эхолалией может быть необычайно раздражительным, особенно когда ему задают вопросы.

Все дети страдают от эхолалии при изучении разговорного языка. У большинства с возрастом развивается независимое мышление, но некоторые продолжают повторять то, что слышат. Дети с коммуникативными нарушениями намного дольше удерживают повторяющиеся выражения. Аутичные дети особенно восприимчивы к эхолалии.

Некоторые люди сталкиваются с этой проблемой только тогда, когда они огорчены или обеспокоены. Другие испытывают это постоянно, что в конечном итоге может привести к тому, что они станут немыми, потому что не могут выразить себя.

Взрослые с тяжелой амнезией или черепно-мозговой травмой могут испытывать эхолалию, когда пытаются восстановить свои речевые способности.

Существует две основные категории эхолалии: функциональная (или интерактивная) эхолалия и неинтерактивная эхолалия, при которой звуки или слова могут использоваться только для личного использования, а не для общения.

Интерактивная эхолалия

Функциональная эхолалия – это попытка общения, предназначенная для взаимодействия, действующая как общение с другим человеком. Примеры включают:

По очереди: Человек с эхолалией использует фразы, чтобы заполнить чередующийся словесный обмен.

Вербальное завершение: Речь используется для завершения знакомых словесных процедур, которые инициируются другими. Например, если людей с эхолалией просят выполнить задание, они могут сказать: «Хорошая работа!» завершая его, повторяя то, что они привыкли слышать.

Предоставление информации: Речь может использоваться для предоставления новой информации, но может быть трудно соединить точки. Например, мать может спросить своего ребенка, что он хочет на обед, и он споет песню из рекламы мяса для обеда, чтобы сказать, что хочет бутерброд.

Запросы: Человек с эхолалией может сказать: «Хочешь пообедать?» просить себе обед.

Неинтерактивная эхолалия

Неинтерактивная эхолалия, как правило, не предназначена для общения и предназначена для личного использования, например, для личного навешивания ярлыков или самостимуляции. Примеры включают:

Несфокусированная речь: Человек с эхолалией говорит что-то, что не имеет отношения к ситуационному контексту, например, декламирует отрывки из телешоу, гуляя по классу. Такое поведение может быть самостимулирующим.

Ассоциация ситуации: Речь запускается ситуацией, изображением, человеком или действием и не является попыткой общения. Например, если кто-то увидит в магазине фирменный товар, он может спеть песню из рекламы.

Репетиция: Говорящий может тихо произнести одну и ту же фразу про себя несколько раз, прежде чем ответить нормальным голосом. Это может быть практикой для предстоящего взаимодействия.

Самонаправление: Люди могут использовать эти высказывания, чтобы пройти через процесс. Например, если они делают бутерброд, они могут сказать себе: «Включи воду. Используйте мыло. Ополосните руки. Выключите воду. Сухие руки. Получить хлеб. Положите хлеб на тарелку. Купи мясо на обед», и так далее, пока процесс не завершится.

Эхолалия отражает то, как говорящий обрабатывает информацию. Иногда трудно распознать разницу между интерактивной и неинтерактивной эхолалией, пока вы не узнаете говорящего и как он общается. В некоторых случаях эхолалия кажется совершенно вырванной из контекста.

Рассмотрим замечательный пример от Сьюзен Стоукс. Если ребенок с эхолалией разозлится на учителя после окончания перемены, он может неожиданно сказать: «Иди к черту, лейтенант!» Позже учитель мог обнаружить, что ребенок смотрел «Несколько хороших парней» и использовал фразу, которая, как он знал, была связана с гневом, чтобы передать свои чувства в тот момент. Хотя его ответ казался вырванным из контекста, у него была причина использовать эту фразу для общения.

Специалист может диагностировать эхолалию, поговорив с больным эхолалией. Если они изо всех сил пытаются сделать что-либо, кроме повторения того, что было сказано, у них может быть эхолалия. Некоторых аутичных детей регулярно проверяют на это во время уроков речи.

Эхолалия варьируется от незначительной до тяжелой. Врач может определить стадию эхолалии и назначить соответствующее лечение.

Эхолалию можно лечить с помощью комбинации следующих методов:

Логопедия

Некоторые люди с эхолалией посещают регулярные занятия с логопедом, чтобы научиться говорить то, что думают.

Поведенческое вмешательство, называемое «сигнал-пауза-точка», часто используется при промежуточной эхолалии. В этом лечении логопед просит человека с эхолалией правильно ответить на вопрос и говорит ему, что он укажет на него, когда придет время отвечать. Затем терапевт задает вопрос, например: «Как тебя зовут?» После небольшой паузы они предлагают говорящему ответить. Они также держат подсказку с правильным ответом.

Лекарства

Врач может назначить антидепрессанты или лекарства от беспокойства для борьбы с побочными эффектами эхолалии.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *