Содержание
Ребёнок при чтении путает буквы: причины и что делать
Практически каждый ребёнок иногда путает буквы при чтении. Эта внешне безобидная на первый взгляд проблема может скрывать под собой серьёзные речевые нарушения.
Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в рассеянности и лени. Но проблема намного глубже.
Проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой вереницу непростых последствий.
Содержание статьи:
Невнимательность или реальная проблема?
Причины путания букв
Корректирующие упражнения
Невнимательность или реальная проблема?
Прежде чем волноваться, необходимо определить, связано это с невнимательностью, болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха — нет причин для беспокойства.
Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).
Дислексия — это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения — ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.
Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.
Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.
Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:
- Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
- Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения — дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
- Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
- Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.
Если вы заметили подобные проблемы, рекомендую обратиться за консультацией к логопеду. Он проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, логопед расскажет про все способы решения проблемы.
Причины путания букв
Детям достаточно сложно научиться читать и писать. Во время обучения задействованы 4 анализатора:
- Речедвигательный — отвечает за правильность произношения слов и звуков.
- Речеслуховой — отвечает за определение и выбор нужного звука.
- Зрительный — определяет нужную букву.
- Двигательный — определяет, как правильно написать букву.
Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов — всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.
Особенно трудно учиться читать детям, у которых проблемы с произнесением и различением близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами, вследствие чего ребёнок не знает, как правильно произносится проблемный звук. Учить малыша с таким нарушением читать и писать следует после формирования правильного звукопроизношения.
Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.
На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).
Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.
Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.
Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте.
Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом ребёнок отличается нормальным умственным развитием. В будущем он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.
Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери выражая протест.
Если у ребёнка проблемы с концентрацией, при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.
Корректирующие упражнения
Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию.
Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.
В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.
Вот пример некоторых упражнений, которые я рекомендую родителям выполнять с ребёнком самостоятельно:
- При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
- Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
- Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
- Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто — он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
- Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
- Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
- Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.
Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.
Для того чтобы занятия были результативными, важно помнить несколько правил:
- Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
- Нельзя открыто проверять скорость чтения. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
- Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
- Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.
Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением логопеда коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.
Рекомендую прочитать
Детское развитие
25 августа 2022
Почему ребёнок отказывается ходить в школу
Почему ребёнок не хочет в школу, причины нежелания посещать уроки, степень серьёзности проблемы. Возможные последствия и советы психолога для родителей.
Развитие речи
04 сентября 2022
С какого возраста нужен логопед, когда показать ребёнка впервые
В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.
Гостевая книга
События Профилактика вирусных инфекций. С 1 сентября в России стартовала прививочная кампания против гриппа. Она проводится во всех регионах, оптимальным временем для прививки является период с сентября по ноябрь. 9 декабря в нашей стране отмечается памятная дата — День Героев Отечества 9 декабря наша страна отмечает День Героев Отечества. В этот день чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Впервые в Российской Федерации День Героев Отечества отмечался 9 декабря 2007 года, однако этот праздник имеет вековые традиции и глубокие исторические корни. Городской конкурс «Юный математик» Пижамная вечеринка-праздник для мам! Этот праздник был посвящён самым любимым, чутким, нежным, заботливым и конечно же самым красивым мамочкам. Подозрительный предмет Семья-мой главный жизненный проект! В рамках проведения информационной кампании, направленной на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, а также на поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства предлагаем ознакомиться с материалами, направленными на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей по ссылке https://cloud. mail.ru/public/UNZu/EeLktA6BN , а так же с материалами, направленными на популяризацию многодетной семьи https://cloud.mail.ru/public/fZBP/JcnfrCNZa | Главная / Логопедия для всех / Уважаемые родители, с огромным удовольствием отвечу на все интересующие вас вопросы. А так же в конце рубрики «Гостевая книга» вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы учителю-логопеду. Задавайте вопросы:
Ирина (дата 01.11.2017) Вопрос: Добрый день! Скажите какими приемами постановки вы пользуйтесь при замене твердого звука л на ЛЬ? Ответ: Добрый день, Ирина! В большинстве случаев хорошо работает прием межзубной постановки твердого звука Л. Ребенок кладет кончик языка на нижние зубы — произносит длительно звук [А] и закрывает рот — ставя верхние зубы на кончик языка, при таком межзубном положении языка звук [Л] вызывается довольно легко. Еще один прием — максимально напрячь кончик языка, сделать его узким, и уперев его в верхние зубы (пытаясь их «вытолкнуть») произнести звук [Ы]. Так как происходит замена твердого звука на мягкий, то после закрепления и первичной автоматизации твердого звука, нужно обязательно уделить время дифференциации (умению различать на слух) твердого звука [Л] и мягкого звука [Ль]. Спасибо Вам за вопрос! Олеся П. (дата 10.10.2017) Вопрос: Добрый день! Вчера были на консультации у невролога, нам поставили диагноз «дизартрия средней степени». Девочке 6 лет, она не выговаривает Ш,Ж,Л,Р. Скажите сколько нам потребуется времени чтобы исправить все эти звуки? Ответ: Здравствуйте, Олеся! В отношении логопедической коррекции невозможно обозначить какие-либо конкретные сроки, каждый ребенок индивидуален! Так же сроки коррекционной работы напрямую зависят от тяжести речевого нарушения. Как правило, постановка звуков занимает гораздо меньшее количество времени, нежели автоматизация их в речи. Поэтому важно закреплять в домашних условиях, те результаты, которые получает ваш ребенок на занятиях с логопедом. Одним из обязательных условий эффективной логокоррекции является систематическое посещение индивидуальных занятий с логопедом (2-3 раза в неделю). Желаю успехов! Софья К. (дата 21.09.2017) Вопрос: Здравствуйте! Моему ребенку 6,5 лет, он не выговаривает звук Р, я слышала что в таком случае нужно подрезать уздечку языка, это действительно так? Ответ: Добрый день, Софья! В первую очередь нужно выяснить причину отсутствия звука Р, возможно дело в мышечном тонусе языка, а вовсе не в укороченной подъязычной связке. Так же обращаю ваше внимание на то что постановка звука Р не всегда требует иссечения подъязычной связки, а если быть точнее, то в большинстве случаев звук Р удается поставить с помощью специальных упражнений и логопедического массажа. Само по себе иссечение подъязычной связки не решит проблему отсутствия или нарушения произношения звука Р. Даже после данной процедуры вам понадобится помощь логопеда в постановке звука. Будьте здоровы! Марина Ж. (дата 05.09.2017) Вопрос: Здравствуйте, скажите,ффективны ли ежедневные занятия с логопедом? Ответ: Здравствуйте, Марина! Несомненно, чем больше вы будете уделять времени на коррекцию речевых нарушений, тем быстрее достигнете желаемых результатов. Но все же нужно учитывать индивидуальные особенности Вашего ребенка, важно не переутомить ребенка, сохранить его положительное отношения и интерес к логопедическим занятиям. Только при соблюдении данных условий занятия будут действительно эффективны. Желаю Вам успехов!
Лидия (дата 22.08.2017) Вопрос: Добрый вечер! Дочери 5 лет, нам невролог поставила дизартрию, и говорит про массаж языка, логопед которого мы нашли, такой массаж не делает, нам действительно нужна эта процедура или мы все-таки справимся без нее? Ответ: Добрый вечер, Лидия! Массаж речевой мускулатуры – это основной метод коррекции дизартрии. И не только логопедический, но и общий сделать было бы неплохо. Ведь дизартрия — это достаточно серьезное нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью нервной регуляции речевых мышц. Если вы хотите работать именно с этим специалистом, то советую вам дополнительно найти медицинский или развивающий центр, где оказывают услуги по логомассажу. Будьте здоровы! Наталья К. (дата 7.08.2017) Вопрос: Здравствуйте, Ирина Николаевна! Мой сын заканчивает 1 класс, раньше посещал ваш детский сад, но на занятия к вам мы не ходили, с речью у нас вроде бы все в порядке. Но почему то , когда пишет путает буквы С и З, П и Б, Ш и Ж, и т.д., может вместо имя «Захар» написать «Сахар». В чем причина ведь эти буквы совсем разные, как можно их перепутать, ведь он весь алфавит отлично знает с пяти лет! Как нам можно помочь? Ответ: Добрый день, Наталья! Вероятнее всего в вашем случае имеет место быть акустико-фонематическая дисграфия – это один из вариантов нарушения письменной речи. Ваш ребенок знает буквы, а вот различить их на слух по акустическим признакам (звонкость – глухость) не может. Для решения этой проблемы Вам необходимо обратиться за помощью к учителю-логопеду в вашей школе или воспользоваться услугами частного логопеда. Удачи вам! Елена К. (дата 1.08.2017) Вопрос: Здравствуйте, что можно поделать самим дома с 3-х летним ребенком, чтобы он стал больше говорить? Ответ: Здравствуйте, конечно, в ваших силах стимулировать речевое развитие вашего малыша:
Но если у вашего малыша имеется речевое недоразвитие, то все вышеперечисленное будет лишь отличным дополнением к работе с логопедом! Нельзя заменить коррекционные занятия чтением книг и пальчиковыми играми! Желаю Вам и Вашему малышу удачи! Галина Е. (дата 22.07.2017) Вопрос: Добрый день! Моему ребенку 2,6 года он почти не разговаривает, я слышала, что в этом случае нужно что-то подрезать под языком, если мы сделаем эту операцию, он станет говорить больше? Ответ: Здравствуйте, Галина! Вероятнее всего вы слышали о такой процедуре, как иссечения подъязычной связки, оно делается в самых крайних случаях, когда для ребенка является практически невозможным поднять кончик языка к верхним зубам, затруднены движения языка в стороны и т.д., то есть язык практически неподвижен в ротовой полости. Вам в первую очередь, для того чтобы выяснить причину задержки речевого развития и начать работать в этом направлении, нужно сходить на консультацию к логопеду и неврологу. Возможно причина в мышечном тонусе языка, а не в укороченной подъязычной связке. К тому же, само по себе иссечение связки не решит проблему отсутствия речи, вам в любом случае понадобится помощь специалиста, для того чтобы наверстать упущенное. Успехов Вам! Любовь Н. (дата 20.07.2017) Вопрос: Доброе утро! Хотелось бы узнать, в каком возрасте вы рекомендуете обращаться к логопеду? Ответ: Здравствуйте, Любовь! Мой ответ таков — чем раньше, тем лучше! Современная педагогика и медицина ориентированы на раннюю диагностику речевых нарушений. Если отклонения от нормы речевого развития имеют место быть, то специалист их увидит и в год и в полтора. Если к достижению двухлетнего возраста ваш ребенок практически не говорит, использует в большинстве случаев общения звукоподражания и жесты, то не стоит терять драгоценного времени – необходимо вмешательство специалистов. Что же касаемо непосредственно коррекции звукопроизношения, то индивидуальные занятия с ребенком следует начинать в 3,5 – 4 года, именно в этом возрасте у ребенка появляется мотивация на восприятие учебного процесса. Желаю успехов! Оксана М. (дата 8.06.2017) Вопрос: Здравствуйте, если ребенок в 2 года не разговаривает вообще, то к какому специалисту необходимо обратиться в первую очередь, неврологу или логопеду? Ответ: Здравствуйте, Оксана! В первую очередь рекомендую посетить логопеда, для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши опасения. Довольно часто родители завышают (занижают) требования к своему ребенку, не обращая внимания на нормы речевого развития. Если специалист подтверждает наличие задержки речевого развития, следующим шагом должна быть консультация невролога. Будьте здоровы! Евгения Ч. (дата 3.05.2017) Вопрос: Добрый день! Ходим к логопеду, произношение звуков получается, но в группе детского сада многие дети «неправильно» разговаривают и ребёнок начинает им подражать. Как быть?!! Ответ: Здравствуйте, Евгения! В вашем случае, вероятнее всего, не закончен процесс автоматизации поставленных звуков и не до конца сформированы фонематические представления, то есть ребенок не всегда понимает и слышит, ошибки в собственной речи и ошибки в речи сверстников. Следовательно, при отсутствии контроля извне (если его не поправляет воспитатель, родители и т.д.) он допускает речевые недочеты. Настоятельно рекомендую продолжить посещать занятия с логопедом. Всего доброго! Ольга М. (дата 27.04.2017) Вопрос: Добрый день! Мой ребенок очень мало говорит, а нам скоро идти в детский сад, правда ли что в саду дети могут быстрее заговорить? Ответ: Здравствуйте, Ольга! Довольно часто у тех детей, которые посещают детский сад, развитие речи происходит с меньшими усилиями и значительно быстрее, чем у тех из ровесников, которые воспитываются дома мамами, нянями или бабушками. Это связано с тем, что ребёнок дома постоянно находится в привычной для него обстановке, общается с узким кругом людей. Что, в свою очередь, сказывается на том, что его словарный запас не так интенсивно расширяется, а речь строится не так грамотно. Методисты ДОУ разрабатывают специальные программы, которые в обязательном порядке используются сотрудниками детских садов в работе с детьми. Благодаря этим методикам дети в форме игры получают возможность развивать моторику и творческое мышление. Всё это способствует хорошему развитию речи. Подтвердить или развеять ваши сомнения по поводу речевого развития детей вам поможет консультация логопеда. Желаю Вам удачи! Ирина Т. (дата 17.04.2017) Вопрос: Ирина Николаевна, мой ребенок не правильно проговаривает окончание слов. Нам 6 лет, надо его исправлять? Ответ: Добрый день, Ирина! Речевые недочеты о которых Вы спрашиваете относятся к нарушениям грамматического строя речи. Если данные ошибки ваш ребенок допускает систематически, то необходимо обратиться к учителю-логопеду за консультативной помощью. Сергей Р. (дата 10.04.2017) Вопрос: Добрый день, моему сыну почти 7 лет, нам скоро идти в школу. Но мы пишем все буквы наоборот, что нам делать? Ответ: Здравствуйте, Сергей! В данном случае навык письма находится на этапе становления, и такие ошибки допустимы. Но стоит учитывать что такие ошибки являются предпосылками оптической дисграфии ( нарушение письма). В разделе «Скоро в школу» Вы найдете много полезной информации по профилактике данного нарушения письма. Желаю Вам успехов! Роза Ш. (дата 2.04.2017) Вопрос: Здравствуйте, мы посещаем ваш детский сад, хотим попасть к вам на консультацию, когда можно к вам прийти? Ответ: Здравствуйте, Роза! В целях экономии вашего времени и во избежание длительного времени ожидания, приглашаю всех желающих на индивидуальные консультации по предварительной записи. В каждой группе детского сада размещена информация об организации консультативной помощи, а так же указан контактный телефон, по которому вы можете согласовать дату и точное время консультации. С удовольствием окажу вам необходимую помощь! До скорой встречи! Людмила (дата 28.03.2017) Вопрос: Здравствуйте, ходим уже пол года на групповые занятия к логопеду, но результатов нет никаких! Мой ребенок по-прежнему не выговаривает Р! Что нам делать? Ответ: Добрый день, Людмила! Для коррекции нарушенных звуков требуются специально созданные условия, и самое главное из них — индивидуальная форма занятий. На групповых занятиях возможно развитие и совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи, но не коррекция звукопроизношения. Советую посещать индивидуальные занятия с логопедом. Всего доброго! Кристина В. (дата 17.03.2017) Вопрос: Здравствуйте, мы несколько раз были на занятиях у логопеда, нам поставили звук Р, но в обычной речи дочь так его и не произносит, есть ли смысл возобновлять занятия с логопедом? Ответ: Добрый день, Кристина! Как правило, постановка звуков занимает гораздо меньшее количество времени, нежели автоматизация их в речи. Поэтому важно закреплять в домашних условиях, те результаты, которые получил ваш ребенок на занятиях с логопедом. Упражнения по автоматизации нужно постепенно усложнять, в первую очередь мы автоматизируем звук изолированно, затем в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в последнюю очередь в связной речи. Если вы испытываете затруднения в автоматизации этого звука в домашних условиях, то следует вновь обратиться за помощью к специалисту. Всего доброго! Мария Ш. (дата 5.03.2017) Вопрос: Здравствуйте, а может ли помочь логопед взрослому человеку или исправлять звуки можно только в детстве? Ответ: Здравствуйте, Мария! Корректировать речевые нарушения можно в любом возрасте, главное терпение и желание! Желаю успехов! Лариса У. (дата 12.02.2017) Вопрос: Здравствуйте, как вы считаете достаточно ли одного занятия в неделю с логопедом если у моего ребенка дизартрия, и нет звуков Р и Л, девочке почти семь лет. Ответ: Здравствуйте, Лариса! Одним из обязательных условий эффективной логокоррекции является систематическое посещение индивидуальных занятий с логопедом минимум 2 раза в неделю. Как правило, постановка звуков занимает гораздо меньшее количество времени, нежели автоматизация их в речи. Поэтому важно закреплять в домашних условиях, те результаты, которые получает ваш ребенок на занятиях с логопедом. Соблюдая эти условия, вы достигнете желаемых результатов за более короткие сроки. Желаю успехов! Екатерина (дата 23.01.2017) Вопрос: Здравствуйте, у меня сыну 3 года, вместо «шапка» он говорит «сапка», вместо «жук», говорит «зук» и т.д. Меня это очень беспокоит, старший ребенок очень рано начал говорить и сразу чисто! Мне пора бить тревогу по этому поводу? Ответ: Здравствуйте, Екатерина! Исходя из норм речевого развития шипящие звуки (Ш, Ж,Ч,Щ) формируются в речи ребенка к 4 – 4,6 годам. В данный момент, относительно этих звуков, ваш ребенок укладывается в нормы речевого развития. Если к достижению 4 – 4,6 лет звуки будут отсутствовать по-прежнему, советую обратиться за консультативной помощью к логопеду. Всего доброго! Александр Е. (дата 18.01.2017) Вопрос: Здравствуйте, дочери пять лет, не выговаривает букву Р, нам уже нужно к логопеду или она еще маленькая? Ответ: Добрый день, Александр! Звук Р является самым сложным звуком родного языка, верхняя граница нормы для появления этого звука в речи ребенка – 5 — 5,6 лет. Ваш ребенок уже достиг этого возраста, советую обратиться за консультативной помощью к логопеду. Всего доброго! Светлана П. (дата 1.12.2016) Вопрос: Здравствуйте, скажите, может ли логопед написать направление на физиолечение в поликлинику? Ответ: Здравствуйте, Светлана! Физиолечение является неотъемлемой частью при комплексной коррекции речевых нарушений. Но вы наверняка знаете, что это медицинская процедура, следовательно, назначить ее вам или же написать направление может только врач (например, физиотерапевт или невролог). Будьте здоровы! Ольга Т. (дата 21.11.2016) Вопрос: Были на приеме у логопеда, она направила нас на консультацию к невропатологу. Обязательно ли это?? Ведь ребенок не выговаривает всего четыре звука – Р, Л,Ш,Ж. Девочке шесть с половиной лет. Ответ: Здравствуйте, Ольга! Причины речевых нарушений, как правило, носят неврологический характер (причину). Поэтому практически при любой речевой патологии специалисты рекомендуют обратиться за консультативной помощью к неврологу. С помощью лечения рекомендованного врачом (препараты, физиолечение, массажные процедуры) возможно устранение причины вызвавшей нарушение речи и повышение эффективности коррекционных занятий с логопедом. Будьте здоровы! Ирина Н. (дата 13.10.2016) Вопрос: Добрый день! Вчера были на консультации у невролога, нам поставили диагноз «дизартрия легкой степени». Мальчику 6 лет, он не выговаривает Ш,Ж,Л,Р. Скажите сколько нам потребуется времени чтобы исправить все эти звуки? Ответ: Здравствуйте, Ирина! В отношении логопедической коррекции невозможно обозначить какие-либо конкретные сроки, каждый ребенок индивидуален! Так же сроки коррекционной работы напрямую зависят от тяжести речевого нарушения. Как правило, постановка звуков занимает гораздо меньшее количество времени, нежели автоматизация их в речи. Поэтому важно закреплять в домашних условиях, те результаты, которые получает ваш ребенок на занятиях с логопедом. Одним из обязательных условий эффективной логокоррекции является систематическое посещение индивидуальных занятий с логопедом (2-3 раза в неделю). Желаю успехов! Наталья Ф. (дата 10.10.2016) Вопрос: Моему ребенку 4,6 года, он во всех словах звук Ш заменяет на звук С. Пора ли нам обратиться к логопеду? Ответ: Здравствуйте, Наталья! Исходя из норм речевого развития шипящие звуки (Ш,Ж,Ч,Щ) появляются в речи ребенка в 4 – 4,6 года, так как в речи вашего малыша в этом возрасте звук Ш отсутствует, советую обратиться за помощью к логопеду. Желаю удачи! Елена И. (дата 24.09.2016) Вопрос: Моему ребенку 3,6 года, он не выговаривает звук Р, скажите пора ли нам обратиться за помощью к логопеду? Ответ: Добрый день, Елена! Звук Р является самым сложным звуком родного языка, верхняя граница нормы для появления этого звука в речи ребенка – 5 — 5,6 лет. Ваш малыш еще физиологически не готов к такому трудному звуку. Если к достижению пяти летнего возраста звук Р будет по прежнему отсутствовать или ребенок будет произносить его искаженно, советую обратиться за помощью к логопеду. Всего доброго! Анна М. (дата 19.09.2016) Вопрос: Здравствуйте! Моему ребенку 6 лет, он не выговаривает звук Р, я слышала что в таком случае нужно подрезать уздечку языка, это действительно так? Ответ: Добрый день, Анна! В первую очередь нужно выяснить причину отсутствия звука Р, возможно дело в мышечном тонусе языка, а вовсе не в укороченной подъязычной связке. Так же обращаю ваше внимание на то что постановка звука Р не всегда требует иссечения подъязычной связки, а если быть точнее, то в большинстве случаев звук Р удается поставить с помощью специальных упражнений и логопедического массажа. Само по себе иссечение подъязычной связки не решит проблему отсутствия или нарушения произношения звука Р. Даже после данной процедуры вам понадобится помощь логопеда в постановке звука. Будьте здоровы! Ответы на часто задаваемые вопросы Вопрос: Почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение, а другим требуется помощь? Ответ: Причин может быть много. Это может быть и физиология – допустим, какие-либо анатомические дефекты речевого аппарата, та же короткая уздечка или особое строение зубов (очень редкие зубки), или же нарушения прикуса, также это может быть вызвано особенностью строения языка. И еще большим плюсом к этому – психологические и неврологические особенности ребенка, да и наша современная экология (как сейчас протекают беременности). Вот из-за этих особенностей, причин и формируется у одних детей правильное произношение, а у других – нет. Вопрос: Какова роль культуры речи в семье? Ответ: Конечно, общение в семье, культура речи имеет огромное значение, ведь это первая окружающая среда, которую воспринимает ребенок. В этом отношении хочется сразу же дать небольшой совет родителям: никогда не «сюсюкайтесь» со своим ребенком. Если вы будете разговаривать с ним на искаженном языке, у него будет такое же искаженное восприятие, и вполне возможно, что он начнет так же вам отвечать. Говорите с ребенком, как с взрослым человеком: четко, понятно (свою любовь можно выразить в интонации) – соответственно, у него будет формироваться правильное восприятие речи. Вопрос: А если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на произношении ребенка? Или, например, неправильная речь, которую ребенок слышит в коллективе, в детском саду? Ответ: Что касается родителей, если это какие-то индивидуальные, физиологические особенности мамы или папы, то эти дефекты могут сохраниться и у ребенка, и вследствие этого он получит неправильное произношение. Но это совсем не обязательно, ребенок – это другая личность, и у него может быть все по-другому. Если говорить о коллективе, садике – там ребенок слышит, как разговаривают его сверстники, подражает им и, придя домой, может начать говорить точно так же. Очень часто такое бывает с заиканием. В этом случае надо поправлять ребенка, поговорить с ним, сказать: «Давай мы с тобой будем говорить правильно, красиво». Или, может быть, так: «Научи мальчика или девочку в садике говорить правильно». И обязательно родителям в этом случае надо поговорить с воспитателем, выяснить этот фактор и, если что, обязательно обратиться к логопеду. Вопрос: Когда нужно начинать заниматься с логопедом? Ответ: Индивидуальные занятия по постановке звуков надо начать где-то в 3,5 – 4 года, заинтересовав ребенка в игре. В этом возрасте у ребенка уже появляется мотивация на восприятие учебного процесса. Вопрос: И первое посещение – тоже в этом возрасте? Ответ: Впервые показаться можно и в 1 – 1,5 года. Если есть какое-либо отклонение от нормы речевого развития, то это уже и в полтора года будет видно. Если у вашего малыша развитие речи идет в норме – есть гуление, лепет, появляются первые слова, фразы – не переживайте и не беспокойтесь до 3,5-4 лет. Если вас что-нибудь настораживает, то обратитесь к специалисту раньше. Вопрос: С чем может быть связана задержка речевого развития и как это корректируется? Ответ: Это может быть течение беременности, которое, опять же, может быть связано с экологией. Физиология речевого аппарата ребенка. И, конечно, большое значение имеет неврология. Вопрос: Сколько занятий обычно требуется для постановки звука, а сколько – для его закрепления? Ответ: Все дети разные. Этап постановки звука и этап его автоматизации или закрепления – это две разные вещи. Поставить звук можно за одно занятие, а автоматизироваться он может не один месяц. Поэтому никакой четкой грани – сколько, месяц или полгода – нет. Автоматизация – это когда звук сначала нужно закрепить изолированно, потом в слогах, словах, предложениях, в самостоятельной речи. В зависимости от причин нарушения, от физиологии ребенка, конечно, от неврологии, и будет идти автоматизация того или иного звука. Вопрос: Чья роль в процессах закрепления звуков больше – логопеда или родителей? Ответ: Многие родители снимают с себя всю работу – они отдали ребенка на занятие, где ему должны все поставить, и все должно быть хорошо. Это неправильно. Этого не должно быть. Чем чаще и упорнее вы будете заниматься дома и закреплять пройденный на занятии с логопедом материал (два раза в день!), тем скорее и лучше пойдет процесс автоматизации. Вопрос: Нужно ли поправлять ребенка? Заставлять произносить правильно? Ответ: Насильственно заставлять ребенка не стоит, потому что у него это вызовет негатив, к занятиям он будет относиться с опаской («Вот! Опять!»). А поправлять – можно: в игровой, может быть, какой-то смешной форме. Например: «Послушай, как я красиво говорю: ррррработа. А ты умеешь так?» |
Последняя информация о вехах речи и развитии письма – Амина Диаб
автор Амина Диаб, размещена в разделе Развитие, произношение, речь
Хотя язык обнаруживается очень рано в младенчестве, процесс проектирования речи сначала возраст 1-2 года. С этого момента малыши довольно быстро усваивают язык, но это не всегда просто прогулка в парке. Несколько раз малыши будут неправильно произносить слова или неправильно использовать слова во время своей речи, хотя это может быть милым в начале и отличным развлечением во время семейных собраний, то, как вы действуете и реагируете на такую ситуацию, имеет решающее значение.
Важно отметить, что на каждом этапе развития ребенка в его речь вводятся новые звуки. Например, в то время как двухлетний ребенок может произносить несколько букв, обычно звуки «р» и «л» формируются позже, примерно в возрасте 5-6 лет. Дети должны полностью развить все свои звуки к 7 годам. Специалист по речи Эрик К. Сандер создал следующую иллюстрацию, чтобы продемонстрировать звуки речи, которые обычно развиваются с возрастом.
Однако до тех пор, пока дети не достигнут этой стадии развития, важно соответствующим образом направлять их речь, особенно если некоторые слова произносятся неправильно. Несколько матерей заменяют исходное слово словом, которое их ребенок произносит на их повседневном языке, например; они спрашивали своего ребенка: «Хочешь ли ты няньку?» Вместо того, чтобы использовать это имя собственное, «не хочешь ли ты банан?» Здесь вы поощряете неправильное произношение и вместо этого препятствуете развитию речи ребенка, уча, что неправильное «няня» на самом деле правильное слово, используемое мамой и папой.
«Реакция смеха, когда ребенок неправильно произносит слово, является своего рода наградой для вашего ребенка… частота неправильного произношения будет увеличиваться».
Недавно клиент жаловался, что ее 2,5-летний ребенок говорит «макакони» вместо «макароны». обычно просят ребенка повторять «макакони» специально, чтобы посмеяться над этим. Недавно она поняла, что это проблема, когда ее сын случайным образом говорил «макакони» нескольким незнакомцам, просто чтобы дождаться их смеха. Как вы думаете, хорошо ли мать справилась с ситуацией?
Реакция смеха, когда ребенок неправильно произносит слово, является, по ее собственному выражению, формой вознаграждения для вашего ребенка. Тем самым ребенок соотносит, что за каждым неправильно произнесенным словом последует награда, в обычном случае это смех и внимание. Соответственно, частота неправильного произношения будет увеличиваться, чтобы привлечь больше внимания в качестве награды.
Вот 3 шага, которые помогут разорвать этот цикл или даже предотвратить его:
Ограничение негативных реакций
Когда ребенок неправильно произносит слово, независимо от того, способен ли он в своем развитии произносить все буквы или нет, лучше не обращать на это внимания. Не вызывайте ни положительной реакции, как смех, ни отрицательной реакции, привлекая их внимание, например, «вы сказали это неправильно».
Ответить
Если позволяет ситуация, отвечайте ребенку, используя правильное произношение. Например, «Мама, могу я открыть фигуратор», вы можете ответить, сказав: «Конечно, вы можете открыть этот холодильник». Здесь, не обращая на это внимания вашего ребенка, вы косвенно обеспечиваете коррекцию через моделирование.
Быть хорошим образцом для подражания
Каким бы милым ни казался ваш ребенок своим неправильным произношением, всегда используйте правильные слова, когда разговариваете с ним. Вы даже можете иногда преувеличивать или уточнять определенный слог или звук, который они, кажется, не улавливают во время предложений.
Важно слушать речь вашего ребенка и проверять, есть ли улучшения в течение определенного периода времени. К 3 годам речь ребенка должна быть в основном понятна окружающим. Если вы чувствуете, что развитие речи вашего ребенка вызывает тревогу, лучше всего обратиться за профессиональным мнением и рекомендациями.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Следуйте за Аминой Диаб на WordPress.com
Помощь детям в произношении звуков /л/
Затрудненное произношение звука /л/ является одной из наиболее заметных звуковых ошибок в речи ребенка. Частые ошибки /l/ могут сделать речь ребенка менее зрелой и трудной для понимания.
Предположим, ваш ребенок пытается сказать: «Мне нравится плавать в озере». Если у них возникают проблемы с произношением звука /л/, это может звучать так: «Я хочу поплавать на волне». Такое произношение звуков звучит немного по-детски, не так ли? Кроме того, другим людям может быть сложнее понять, что ваш ребенок пытается сообщить.
Большинство детей обычно испытывают трудности со звукопроизношением в первые дни разговорной речи. Тем не менее, для родителей, опекунов и учителей важно проявлять инициативу и внимательно следить за развитием их речи с течением времени. Последнее, чего мы хотим, — чтобы эти звуковые ошибки сохранялись по мере взросления детей. Чем быстрее эти проблемы будут устранены, тем большего прогресса добьются дети.
Как звучат /л/ звуковые речевые ошибки?
Есть несколько разных ошибок, которыми ребенок может заменить звук /л/. Они могут возникать, когда звук /л/ стоит в начале слова, в середине слова или в конце слова. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных.
Обычно ребенок произносит /w/ вместо /l/. Вот несколько примеров:
«Wight» вместо «Light»
«Wamp» вместо «Lamp»
«Pway» вместо «Play»
Другая ошибка, которую вы можете заметить, это звук «y» вместо /l/. Это можно проследить следующим образом:
«Йике» вместо «Нравится»
«Юк» вместо «Смотри»
Когда звук /л/ стоит в конце слова, вместо звука /l/ вы можете увидеть то, что мы называем вокализацией. Звучит как производство «ух» или «ж». В этих постановках ребенок пытается сказать /л/, но его язык не перемещается в правильное положение. Вот несколько примеров:
Слово «Mail» можно произносить как «Mai-uh»
Слово «Bell» можно произносить как «Be-w»
Когда ваш ребенок должен научиться произносить звук /л/?
Усвоение звука /л/ может произойти в возрасте от 3 до 6 лет. Если ваш ребенок попадает в этот возрастной диапазон и испытывает проблемы с произношением /l/, это технически нормально для развития. Тем не менее, есть несколько вещей, которые следует учитывать.
Несмотря на то, что ребенок должен овладеть звуками /л/ к 6 годам, лучше начинать исправлять эти речевые образования как можно раньше. Если ваш ребенок не показывает улучшения в возрасте от 4 до 5 лет, может быть хорошей идеей поговорить с логопедом, также известным как логопед.
Несмотря на то, что ребенок должен овладеть звуками /л/ к 6 годам, лучше начинать исправлять эти речевые постановки как можно раньше.
При рассмотрении вопроса о логопедии следует учитывать еще один фактор — общую разборчивость речи. Если эти речевые ошибки затрудняют понимание вашего ребенка, обычно рекомендуется логопед.
Это не только потому, что логопед может значительно повысить самооценку вашего ребенка, но и в целях безопасности. Мы хотим, чтобы дети могли четко общаться со всеми (не только с семьей, друзьями и теми, кто знаком с тем, как звучит их речь). Снижение разборчивости речи может подвергнуть детей риску, если они не смогут четко общаться в чрезвычайной ситуации или передать важную информацию незнакомым людям.
youtube.com/embed/xe7jpkeicSw» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Советы по улучшению произношения /l/: Положение языка
Прежде чем учить ребенка произносить /l/, проведите некоторое время перед зеркалом. Помогите ребенку познакомиться с частями рта, которые используются при произнесении этого звука. К ним относятся:
Язык/кончик языка
Альвеолярный отросток («бугорчатая часть» за верхними зубами)
Губы
Челюсть
Указывает на разные части рта, стоя рядом с ребенком в зеркале. Затем посмотрите, может ли ваш ребенок идентифицировать эти разные части, глядя на себя.
Как только ваш ребенок научится это делать, самое время перейти к имитации правильного положения языка. Работая над положением языка, покажите ребенку, где должен проходить кончик языка — прямо за верхними зубами на альвеолярном отростке. Пусть ваш ребенок переместит язык в это положение. Посмотрите, могут ли они держать там свой язык, и понаблюдайте за положением языка в зеркале.
Если вашему ребенку трудно с этим справляться, попробуйте положить мягкое, вкусное лакомство, которое он любит, прямо туда, куда должен проникнуть его язык. Это может быть что-то вроде растопленного шоколада, арахисового масла или леденцов (например, Fun Dip). Скажите ребенку, чтобы он «слизал» лакомство из-под зубов. Как только они это сделают, объясните, что это именно то положение, в котором находится их язык, чтобы они могли произносить звук /л/.
Это очень мотивирующий трюк для многих детей. Так что получайте удовольствие, когда вы и ваш ребенок тренируетесь вместе!
Отработка звука /л/
Как только ваш ребенок хорошо освоит положение языка, пора начинать практиковаться в произношении звука /л/. Может возникнуть соблазн немедленно начать практиковать различные /l/ слова. Однако в большинстве случаев это не лучшее место для начала. Наоборот, типичной отправной точкой является простое воспроизведение звука /l/ отдельно от других букв или звуков.
Вот обычная последовательность /l/ практики, которой следует логопед:
Уровень изоляции
Уровень слога
Уровень слов
Уровень
Уровень предложения
29005 29292929292929292929292 гг. Теперь, когда ваш ребенок самостоятельно освоил /l/, пришло время перейти к слогам или словам. Одна вещь, которую вы можете сделать, это попросить вашего ребенка протянуть /l/ в начале слова. Например, слово «свет» может произноситься как «лллллайт». Это помогает ребенку больше сосредоточиться на звуке /л/ вместо того, чтобы спешить с чтением слова и не иметь достаточно времени, чтобы подумать о правильном положении языка.
Обязательно продолжайте пользоваться зеркалом! Зеркало обеспечивает визуальную обратную связь, чтобы помочь вашему ребенку увидеть, находится ли его язык в правильном положении.