Когда нужна коррекция? Что делать, если ребёнок не выговаривает звук «Р»?

16

янв

2021

   Ох уж эта буква «Р»! Ну не легко она даётся малышам. Пожалуй, это самая частая причина обращения к логопеду — нарушение произношения звука «Р». 

Нужна ли коррекция вашему ребёнку?

   Звук «Р» является одним из последних и самых сложных для постановки. Обычно этим звуком логопеды занимаются в последнюю очередь, после того, как остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Коррекция необходима, если вашему ребёнку уже исполнилось 5,5 лет, а чёткости вы не слышите. До 6 лет нарушение произношения звука «Р» не считается патологией. 

   Если в 4 года звук «Р» появился, но прояваляется некорректно, например, ребенок заменяет его на «Л» или «В» — тоже стоит обратиться к логопеду.

Причины неправильного произношения звука «Р»

  1. Нарушение строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, отсутствие зубов, высокое нёбо.
  2. Нарушение регуляции дыхания, например, выдох проиходит через нос при горловом произношении. Это может происходить из-за изменения мышечного тонуса.
  3. Нарушение фонематического слуха, это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.
  4. Педагогическая запущенность — ребёнок не слышит грамотную речь дома, взрослые подражают детской неправильной речи и не исправляют некорректное звучание, ребёнку не читают книг и не ведут бесед с ним.

Как научить ребёнка правильно говорить звук «Р»

   На запнятиях с логопедом предварительно проводится подготовительная работа — упражнения для растяжки подъязычной связки, вернего подъема языка, разминки губ и челюсти.

   Затем проводится дыхательная логопедическая гимнастика. И далее логопед приступает к упражнениям по постановке звука. Завершающим этапом будут упражнения по автоматизации звука «Р».

Как в домашних условиях помочь ребёнку научится выговаривать «Р»

   Основную работу по постановке звука «Р» сделает, конечно, логопед. Но мама может помочь ребёнку дома, выполняя нехитрые упражнения.

Подготовительные упражнения:

  • «Лошадка» – щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» – открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» – рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» – широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»:

   Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

   Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

   ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»:

   Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»:

   Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

   Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж – закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

   И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Ребенок не выговаривает звук «р». Как его научить? — Дети — tsn.ua

Трогательно и мило звучат словечки ребенка, который еще не научился правильно выговаривать звуки. Обычно детям сложно даются свистящие, шипящие, звуки «р» и «л». Большинство родителей не видят в этом проблемы и просто ждут, пока речь ребенка сформируется сама собой. Или занимаются с ним сами, как считают нужным.

Но бывает, что и после 5-6 лет ребенок нормально не разговаривает. И тогда у родителей начинается паника: уже пора идти в школу, а ребенок совершенно не готов! Почему так происходит и когда нужно обращаться к специалисту, чтобы не упустить время? Об этом рассказал учитель-логопед высшей категории, методист, заведующая областной психолого-медико-педагогической консультации Житомирской области Алла Шовтюк.

К трем годам дети должны говорить больше тысячи слов

Обычно дети начинают произносить звук «р» к пяти годам. Однако если родители видят, что ребенку уже 3-4 года, а он не выговаривает многие звуки, с трудом и мало говорит, лучше не ждать пяти лет, а сразу обратиться к специалисту. Ведь вопрос не в одном или нескольких звуках, а в формировании речи в целом. Например, к трем годам ребенок должен говорить около тысячи слов, то есть вполне свободно разговаривать. А если этого нет, нужно идти к неврологу и логопеду, чтобы узнать истинную причину недоразвития речи. Часто родители успокаивают себя тем, что близкие родственники ребенка в детстве тоже плохо говорили, а потом все само собой исправилось. Однако причины могут быть самые разные: неправильное строение артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, заячья губа, расщепленное мягкое небо, неправильный прикус и так далее), а еще различные неврологические нарушения. Нужно учитывать, что нынешние дети подвержены влиянию многих факторов: плохая экология, некачественная вода, продукты с различными вредными добавками и так далее. Все это очень сказывается на детском здоровье. Поэтому те проблемы, которые пару десятков лет можно было исправить всего за несколько месяцев, теперь требуют гораздо длительного времени и усилий.

Если специалист выявил у ребенка проблемы, мешающие развитию речи, ими нужно немедленно заниматься и по возможности исправить. Например, короткую уздечку языка можно подрезать хирургическим путем. А если ничего не предпринимать, то и к 6-7 годам не будет никакого результата. Многие люди всю жизнь страдают от речевых изъянов и не могут устроиться на работу, связанную с живым общением. И все только потому, что родители вовремя не обратились к специалисту.

Также читайте

Можно ли обойтись без специалистов?

Некоторые папы-мамы уверены, что смогут и сами научить ребенка правильно произносить звуки. Но это не так просто, как кажется. В результате часто получается обратный эффект: ребенок начинает произносит звуки неправильно, например, звук «р» выговаривает горлом, и этот дефект исправить потом очень сложно. Поэтому лучше всего после трех лет (если есть проблемы с речью), прийти с ребенком на консультацию к специалисту. Сегодня в каждом детском саду есть логопедическая группа, а с сентября по всей стране откроются инклюзивно-ресурсные центры, где будут работать логопеды, дефектологи и психологи, предоставляющие бесплатные консультации.  

Если специалист не выявит серьезных проблем, значит, для ребенка достаточно артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Гимнастика проводится в игровой форме, во время которой ребенка учат делать специальные упражнения, например, поднимать язычок за верхние зубы. Различных упражнений множество: «Грибок», «Маляр», «Гармошечка», «Лошадка» и так далее. Специалист также проводит ребенку специальный массаж языка, добиваясь его вибрации зондом (эдаким шариком). А когда ребенок научится правильно произносить звук, то есть звук будет звучать изолированно чисто, его можно закреплять в слогах, словах и затем в предложениях. Учитель-логопед обучит всему этому и ребенка, и родителей, которые продолжат занятия дома. 

Также читайте

Я – не такой, как все?

Очень важно, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности. В коллективах над такими детьми часто смеются, дразнят, поэтому родители должны убедить ребенка в том, что он ничем не отличается от других, а правильная речь – это только дело времени. Стоит только немного позаниматься, и все будет хорошо. Нужно всячески поддерживать ребенка, проявлять свою любовь и внимание. Показывать, что его любят таким, как он есть. А чтобы ребенок не ленился заниматься, можно придумать вознаграждение за его маленькие победы: вкусный торт, новая игрушка, поход в кино и так далее. 

Чтобы ребенок гармонично развивался, родители с самого раннего детства должны уделять ему достаточно времени и внимания. Например, во время прогулки показывать ему предметы, называть их, учить, какие звуки издает кошка, собака, как шумит ветер и так далее. Такие занятия принесут только пользу и помогут ребенку быстрее научиться разговаривать. А чем ребенок старше, тем содержательнее и интереснее беседы, тем больше развиваются речь и память. 

Юлия Мельничук

 

Логопедические упражнения для исправления звука R

Есть ли у вашего ребенка расстройство речи или трудности в общении? Если да, то они не одиноки. Приблизительно у 8-9 процентов маленьких детей есть какое-либо расстройство речи или языка.

Одним из наиболее распространенных речевых и языковых нарушений, с которым может столкнуться ребенок, является неспособность правильно произносить звук /р/. Этот особый дефект речи известен как ротизм.

Нужна профессиональная помощь по звуку /r/? Важно полностью оценить, что происходит, чтобы вы могли выбрать наиболее эффективную терапию. Запланируйте бесплатный ознакомительный звонок с Great Speech, чтобы обсудить проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, а также наилучший план оказания ему помощи со специализированным логопедом в нашей команде. Если ваш ребенок с трудом произносит звук /р/, вам могут помочь эти логопедические упражнения.

Вариации звука /R/

Звук «R» очень сложный. Частично это связано с тем, что существует так много разных способов произношения этого слова. Все зависит от того, с какой буквой оно сочетается.

На самом деле существует 32 разных аллофона /r/ (звуки) и 21 разная фонема /r/ (наборы звуков).

Очевидно, что здесь есть место для ошибки.

Хорошая новость заключается в том, что у вашего ребенка, скорее всего, не возникнет проблем с произношением всех этих различных вариаций звука /r/.

Они могут быть в порядке со смесями согласных (слова, такие как free или cream), но плохо воспринимают вокальные звуки /r/ (такие слова, как are или air).

Прежде чем вы начнете обучать их логопедическим упражнениям, которые помогут им в произношении, важно провести скрининг, чтобы выяснить, какие вариации сложны для них.

Вы можете проверить, как ваш ребенок произносит основные звуки /r/, посмотрев, как он произносит следующие типы звуков /r/:

  • /ar/
  • /воздух/
  • /ухо/
  • /огне/
  • /или/
  • /эр/
  • /рл/
  • буква /r/ сама по себе

Вы также можете записаться на осмотр к логопеду для полного обследования, чтобы выяснить, с какими звуками вашему ребенку нужна помощь.

Начало и завершение с успехом

Во время первоначального скрининга или теста вы, вероятно, определите некоторые слова /r/, которые ваш ребенок может произносить правильно.

Составьте список этих слов. Это станет разминочным списком для вашего ребенка. Они должны произносить эти слова в начале каждой тренировки.

Когда ваш ребенок произносит эти слова, обратите внимание на то, как двигается его челюсть, язык и рот. Пусть они тоже послушают свое произношение. Таким образом, они могут научиться различать правильные и неправильные звуки /r/.

Вы также должны попросить своего ребенка произнести эти слова в конце тренировки. Таким образом, даже если у них было особенно трудное время, они все равно заканчивают сессию победой. Наша команда специализированных логопедов имеет большой опыт работы с детьми и их звуком /р/. Если вы не видите, что ваш ребенок самостоятельно улучшает звук /r/, ему может понадобиться профессиональная помощь. Запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня по номеру , чтобы получить необходимую поддержку.

Соедините /R/ с гласным звуком 

Теперь давайте перейдем к конкретным упражнениям, которые вы можете выполнять со своим ребенком, чтобы помочь ему улучшить свои навыки.

Звук /r/ часто легче произносить, когда он связан с гласным звуком.

Попросите ребенка начать с гласного звука, например «и-э-э». Пусть они подержат его несколько секунд и медленно научат сочетать звук /р/. Рисуя таким образом, они вскоре научатся сочетать два звука и превращать звук /е/ в звук /р/.

Повторите это упражнение со всеми остальными гласными звуками (долгими, короткими и т. д.).

Используйте визуальные подсказки

Также можно давать ребенку визуальные подсказки, чтобы научить его правильно произносить звук /r/. Чтобы произнести звук /r/, им нужно будет изменить способ движения языком. Очевидно, что это легче сказать, чем сделать.

Один из способов научить вашего ребенка правильному движению языка — продемонстрировать это с помощью руки.

Например, вытяните руку перед собой, затем потяните ее вверх и внутрь по направлению к телу. Объясните ребенку, что это то же самое движение, которое должен совершать его язык, когда он пытается произнести звук /р/.

Развлекайтесь

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался этими логопедическими упражнениями достаточно долго, чтобы увидеть результаты, вам нужно найти способы сделать это занятие увлекательным.

К счастью, изучать звук /r/ очень весело.

Попробуйте представить ребенка в роли животного. Они могут рычать, как медведь, или рычать, как лев, чтобы работать над звуками /r/ веселым и интересным способом.

Вы также можете играть в пиратов и заставить их работать над звуком «аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа…» с повязкой на глазу. Варианты безграничны!

Советы по поощрению занятий детей

Практика логопедических упражнений дает множество преимуществ.

Но чтобы увидеть улучшения, важно поощрять ребенка к регулярным занятиям. Они не увидят большого прогресса, если будут работать над этими упражнениями только во время занятий с логопедом.

Конечно, легче сказать, чем заставить детей тренироваться. Это особенно верно, когда вы практикуете что-то сложное, например, меняете манеру речи.

Так как же заставить ребенка практиковать логопедические упражнения? Начните с этих советов:

  • Используйте телевизор как инструмент: Когда ваш ребенок смотрит телевизор или фильм, пусть он слушает, что говорят персонажи, и повторяет вам слова или фразы.
  • Найдите возможности для обучения в повседневных задачах: когда вы едите в ресторане или покупаете продукты, ищите возможности для практики (попросите их указать на виноград или малину).
  • Совмещайте занятия с чем-то еще, что им нравится: попробуйте сочетать эти упражнения с чем-нибудь веселым, например, с ударом по футбольному мячу или игрой с конструктором Lego.

Не стоит недооценивать и преимущества вознаграждений.

Иногда достаточно предложить ребенку что-нибудь, чтобы он попрактиковался. Может быть, они смогут заработать игрушку после каждой тренировки или баллы, которые они смогут обналичить позже для получения более крупного приза.

Хотите узнать больше о логопедических упражнениях?

Эти логопедические упражнения очень эффективны для обучения детей правильному произношению звука «Р». Хотите узнать больше полезных упражнений? Если это так, обязательно свяжитесь с нами сегодня в Great Speech.

Ищете онлайн-логопед для лечения ротизма? Начните с вводного звонка , чтобы обсудить, как лицензированный логопед из нашей команды может помочь вашему ребенку улучшить свою речь и произношение.

Наши услуги предназначены не только для детей. Мы предлагаем услуги логопеда для широкого круга людей, в том числе для тех, кто страдает болезнью Паркинсона, для тех, кто хочет изменить акцент, и для тех, кто восстанавливается после черепно-мозговых травм.

Запланируйте бесплатный звонок, нажав на ссылку ниже.

Почему у детей возникают проблемы с произношением звука «Р»

Любой, кто проводил какое-то время с маленькими детьми, знает, что для них характерно говорить «твук» вместо «грузовик» и сильно бороться с произнесением слова « пурпурный.» Но что такого особенного в звуке «Р», что делает его таким сложным? И как узнать, разрешится ли эта банальная проблема с речью сама собой, или вам понадобится помощь профессионала?

Содержание

  • Почему у детей проблемы со звуком «Р»?
  • Когда большинство детей учат звук?
  • Чем может помочь логопед?
  • Логопедия стоит денег?
  • Что в итоге?

Почему у детей проблемы со звуком «Р»?

Официальное название трудности со звуком «Р» — «ротоцизм», и оно так распространено среди детей отчасти потому, что детям трудно наблюдать, как взрослые в их жизни произносят этот конкретный звук. Когда взрослые произносят другие распространенные звуки, такие как «с» или «т», дети могут легко наблюдать за положением своих губ и языка и имитировать их. Когда мы произносим звук «Р», в нашем рту ничего не меняется. Это усложняет процесс проб и ошибок для маленьких детей, чтобы научиться издавать правильный звук.

Когда большинство детей учат звук?

По словам Кристин Ристуччиа, сертифицированного логопеда и президента организации Say it Right, детям часто не удается освоить звук «Р» до детского сада или после него. Она предлагает родителям смотреть на звук «Р» в более широком контексте речи их ребенка. Трехлетний ребенок, который заменяет звук «W» на «R», не вызывает беспокойства, если его речь в основном понятна; трехлетний ребенок, чья речь непонятна никому, кроме его родителей, вероятно, нуждается в раннем вмешательстве. Ко второму классу, когда им от 7 до 8 лет, дети должны овладеть звуком. Ристучча отмечает, что дети, которые все еще борются со звуком во втором классе, могут иметь другие неблагоприятные последствия, если им не оказать помощь. Она пишет, что эти дети «могут стать более застенчивыми в своей речи, правописание может быть неблагоприятно затронуто (обратите внимание на все списки правописания для второго класса с гласными, контролируемыми R?), и они могут быть открыты для дразнилки, что приводит к отказу от общения. от участия в дискуссиях и мероприятиях».

Чем может помочь логопед?

Мередит Аврен, логопед из логопедической компании Peachie Speechie, объясняет различные методы, которые логопеды могут использовать, чтобы помочь детям научиться овладевать этим сложным звуком. Речевые патологи могут использовать такие инструменты, как «марионетка для рта», чтобы визуально показать детям, куда поместить их язык, а затем попросить детей сделать модели своих языков из пластилина, чтобы показать правильное положение при произнесении звука «Р». (На веб-сайте TeachersPayTeachers есть несколько примеров рабочих листов, показывающих различные формы языка.) Она также использует инструменты, такие как зубная нить и леденцы, чтобы помочь детям понять и запомнить, как класть язык, чтобы различать «R» и «W». ”

Логопедия стоит денег?

Некоторых родителей может пугать цена логопедического лечения, и поэтому они продолжают скрещивать пальцы и ждать, пока проблема разрешится сама собой. А частная логопедия может быть дорогой. Сертифицированный логопед может брать от 100 до 250 долларов в час. Однако хорошая новость заключается в том, что логопед часто может покрываться медицинской страховкой, включая Medicaid. Если ребенок школьного возраста, родитель может потребовать, чтобы его ребенок был оценен для IEP (Индивидуальный план обучения). Если IEP ребенка требует, чтобы он получал услуги логопеда, школьный округ обязан обеспечить, чтобы ребенок получал эти услуги бесплатно для родителей. Несмотря на то, что родителям часто бывает нелегко обеспечить, чтобы их ребенок получал все обязательные услуги в соответствии с их IEP, неспособность школы сделать это является нарушением федерального закона.

Что в итоге?

Короче говоря, если ваш четырехлетний ребенок все еще называет сказку «Виттл Сред Шапочка», вероятно, еще рано обращаться за профессиональной помощью; к тому времени, когда им исполнится шесть, они могут быть «Р»-ами, как пираты, просто потому, что у них есть еще несколько лет практики.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *