Как научить ребенка правильно держать карандаш

Многие дети не правильно держат карандаш, особенно в том возрасте когда только начинают приобретать этот навык. Конечно, в 2-3 года это не так критично. Но чем старше становится ребёнок, тем больше он привыкает так держать карандаш. И ему так «удобнее». Но на самом деле, то как держит пишущий предмет малыш сейчас очень важно для будущего обучения письму.

Содержание

  1. Почему малыш неправильно берет карандаш
  2. Признаки, что ребёнок неправильно держит карандаш
  3. Как научить держать ручку правильно
  4. Как правильно выбрать письменные принадлежности

Почему малыш неправильно берет карандаш

Дело в том, что у малышей ещё недостаточно развита мелкая моторика. И они скорее все хватают всеми пальцами и зажимают в кулак, нежели берут аккуратно. В возрасте полутора — двух лет взять карандаш правильно, чтобы он был между указательным и большим пальцем очень сложная задача.

Но как только наступает момент, что неправильный захват входит в привычку, необходимо обратить на это внимание. Стоит начать делать упражнения, чтобы ребёнок научился правильному положению пальцев при удержании ручки.
Почему так важно держать карандаш правильно

Наблюдайте за тем как малыш держит карандаш когда рисует. Показывайте на собственном примере как надо. Ведь они так любят копировать действия взрослых. Не стоит позволять ребёнку с силой сжимать карандаш и держать его в кулаке. Помогайте малышу делать это правильно. Тем самым вы постепенно приучите его правильно держать ручку. Если ребёнок неправильно держит ручку, то в будущем это влечёт за собой и проблемы со здоровьем. Положение предплечья становится не правильным и неудобным, ребёнок вынужден криво сидеть и наклоняться ниже. Как следствие проблемы с позвоночником и зрением.

Если не правильно держать карандаш или ручку, то рука быстро будет уставать и спазмироваться.

Ребёнок будет отставать в обучении, что уж говорить о красоте и правильности почерка. Также проблемы с мелкой моторикой отражаются не только на речи, но и на координации. Чем ребенок хуже пишет, тем тяжелее ему даётся чтение.

Признаки, что ребёнок неправильно держит карандаш

Помимо явных признаков — когда карандаш в кулаке или пальцы находятся далеко от пишущей части, есть ещё и косвенные признаки того, что предмет взят не правильно.

  • Слишком сильный нажим на бумагу.
  • Большой палец находится ниже указательного.
  • Верхний конец карандаша направлен при письме не к плечу, а в сторону.
  • Ребёнок поворачивает лист бумаги, а карандаш остаётся в одном положении.
  • Захват «щепоткой» или «щипком» (все три пальца находятся на одном уровне).

Если вы заметили хотя бы один из этих признаков у вашего ребёнка, то ему необходимо помочь правильно держать карандаш.

Как научить держать ручку правильно

Прежде всего любое занятие должно быть в радость. Если вашему ребёнку не нравится рисовать, то не стоит настаивать, попробуйте обводить большие предметы, или можно представить, что это летающий карандаш и рисовать в воздухе. Превратите любое занятие и обучение в игру и успех не заставит себя ждать.

Важно научить ребёнка держать карандаш или ручку так, чтобы рука не уставала при письме.

Несколько способов легко научить ребёнка правильно держать карандаш.

  • Дайте малышу порисовать маленькими кусочками мелков. Их не получится взять в кулак. Поэтому ребёнок будет держать мелки при помощи трех пальцев.
  • Метание дротиков. Такая игра отлично развивает не только меткость, но и правильный захват пишущих предметов. Правда, для маленьких детей это не безопасно, поэтому представьте, что карандаш — это дротик, а лист бумаги мишень. Бонусом у вас выйдет интересный точечный рисунок.
  • Прикрепите карандаш к руке резинкой. Если ребенок попытается сжать карандаш в кулак, резинка будет натягиваться и он сразу почувствует дискомфорт.
  • Купите ребёнку трехгранную ручку-тренажер. В отделе канцелярских товаров вы найдёте такие ручки как для маленьких пальчиков, так и для более взрослых детей. Такие ручки отличаются небольшим весом и наличием трех граней.
  • Упражнения на правильный захват ручки когда она лежит. Попросите ребёнка взять ручку, но только ручка должна лежать к нему обратной стороной. Более подробно об этом упражнении смотрите в видео ниже

  • Занятия для развития мелкой моторики. Занимайтесь лепкой из пластилина или солёного теста, нанизывайте бусины и учите малыша застегивать пуговицы. Все это отлично развивает «щипковый захват».

В любом обучении необходимы регулярные упражнения. Для закрепления навыка можно предлагать малышу следующие задания

  • соединение рисунка по точкам;
  • заштриховать фигуры;
  • рисование по клеточкам;
  • обвести по контуру предмет.

Как правильно выбрать письменные принадлежности

Многообразие канцелярских товаров порой ставит родителей в тупик. Какие карандаши выбрать? Что лучше: фломастеры или цветные карандаши, какие взять ручки… Конечно, яркие и красивые предметы так нравятся детям и они готовы скупить все. Но на деле, они оказываются совершенно не пригодные для рисования. Важную роль при выборе карандашей играет их мягкость и твёрдость. Все это тоже формирует правильный захват. Лучше брать карандаши твёрдо — мягкие (ТМ). Они позволяют рисовать не давя на карандаш, что не даёт ребёнку напрягать руку. А диаметр пишущего инструмента не должен превышать 1 сантиметра. Желательно использовать многогранные карандаши, так как они не скользят в руке.

При выборе фломастеров или ручек остановите свой выбор на принадлежностях, которые имеют прорезиненную часть.
И помните, чем раньше вы начнёте показывать малышу как правильно держать карандаш в руке, тем раньше он привыкнет и вы не столкнетесь с проблемами в обучении когда ребёнок пойдёт в школу. Каждое занятие должно быть увлекательной игрой, потому что малыши усваивают только ту информацию, которая их заинтересовала. Не нужно настаивать, если ребёнок сейчас не хочет заниматься.

Как научить ребенка держать ручку: простой способ

В каком возрасте учить ребенка правильно держать ручку

По мнению специалиста, нет какого-то определенного возраста, когда необходимо учить ребенка писать, правильно держа ручку тремя пальцами, включая большой и указательный палец – это все индивидуально. По словам Сперанской, навык правильно держать ручку формируется постепенно.

«Сначала это захват полной ладошкой, кулачком, когда ребенок хватает какой-то предмет и прижимает всеми пальцами. Позже формируется пинцетный захват, когда малыш учится захватывать предметы прямым большим и указательным пальцами, словно пинцетом. Потом он учится сгибать пальцы, делая их округлыми, его пальцы становятся более ловкими. И только после этого начинает формироваться захват тремя пальцами, который и используется для обучения письму и нужен, чтобы правильно держать ручку или карандаш. Этот захват называется щипковым», – рассказала Сперанская.

Она уточнила, что если ребенок не прошел все предыдущие этапы, то и щипковый захват не сформируется, поэтому важно наблюдать за ребенком с полугода и давать ему возможность рвать бумагу, мять игрушки, трогать различные предметы, вылавливать игрушки из воды.

Если же эта база не сформируется, шестилетний ребенок даже перед школой вместо того, чтобы держать ручку или карандаш правильно, будет сжимать его в кулаке.

Сперанская добавила, что если ребенок прошел все этапы, но держать ручку тремя пальцами не может, обучение стоит начинать в возрасте пяти лет. «В этом возрасте ребенок может отрефлексировать свою деятельность, повторить такое маленькое движение, как правильный захват ручки», – рассказала специалист.

close

100%

Что сделать, чтобы ребенок правильно держал ручку

«В советской школе было очень строгое определение, как правильно держать ручку, где какой палец должен лежать, где большой, а где – указательный, и как они должны двигаться. Сейчас мы не используем чернила и перьевые ручки, поэтому такой строгости нет. Кроме того, многие современные методики предлагают подстраивать образовательную систему под ребенка, а не наоборот.

Развить у ребенка творческие способности и не сломать психику – это возможно?

Как узнать, есть ли у ребенка творческий потенциал, в каком случае развитие такого потенциала…

21 сентября 16:52

Самый правильный вариант – держать шариковую ручку тремя пальцами, большим, указательным и средним пальцами, словно обнимая, а безымянный и мизинец должны быть прижаты. Это самая важная схема», – рассказала Сперанская.

Она добавила, что есть дети, которым удобно держать пальцы более прямыми, а есть те, кому удобнее правильно держать ручку округлыми.
«Кто-то больше опирается на средний палец, кто-то держит большим и указательным, а средним – поддерживает.

Эти нюансы могут варьироваться, не надо заставлять ребенка держать ручку или писать строго определенным образом.

Чтобы помочь ребенку найти удобное для него положение, нужно поставить карандаш или ручку на стол вертикально, вниз стержнем. Сверху ребенок должен схватить карандаш или ручку тремя пальцами и дать пальцам съехать вниз. В том положении, в каком они съехали, и нужно держать ручку или карандаш. Дальше при письме он может держать ручку в нужном положении, как ему удобно», – рассказала специалист.

Она добавила, что лучше обучать ребенка письму с помощью карандаша, а не шариковой ручки. Когда мы пишем карандашом, на бумаге образуется небольшое сопротивление. Когда мы его преодолеваем, скорость письма замедляется и у мозга есть больше времени на обработку каждого движения, он лучше сосредотачивается на письме и больше уделяет внимания тому, как провести ту или иную линию.

Лучше всего, чтобы это был мягкий карандаш с не очень остро заточенным стержнем: держа его, ребенок научится держать правильно ручку.
Выбирая ручку для школы, можно предложить школьнику несколько разных шариковых ручек, чтобы он выбрал ту, которую ему удобнее правильно держать. Лучше, если она будет широкая и толстая: это поможет лучше сформировать навыки письма.

Письмом, как и рисованием, лучше заниматься в большом альбоме. Следите, чтобы ребенок умел не только правильно держать ручку или карандаш, но и правильно сидеть за столом.

close

100%

Как научить ребенка держать карандаш с помощью резинки для волос

Сперанская добавила, что для того, чтобы ребенок держал ручку под нужным наклоном, многие родители используют резинку для волос или для денег: ее надевают на запястье ребенку, перекручивают на свободном конце и накидывают петлю на ручку.

Тест: приняли бы вас в первый класс

Школы сейчас не могут принимать детей в первый класс на основе интеллектуальных тестирований. Но…

06 сентября 11:26

Она напомнила, что такое упражнение можно делать в тех случаях, когда ребенок уже умеет правильно держать ручку тремя пальцами, тогда оно действительно поможет держать ее под углом 30 градусов. Если же ребенок еще не умеет правильно держать ручку, резинка будет лишь мешать.

Она добавила, что важно научить ребенка еще одному навыку. «Прежде, чем ребенок будет учиться писать и правильно держать ручку, ему нужно учиться владеть кистью. Часто во время письма у ребенка может напрягаться плечо, вся рука, мышцы застывают, и он напряженной рукой пытается писать. В итоге ребенок тратит огромное количество сил, чтобы двигать всей рукой.

Чтобы этого избежать, научите ребенка поочередно напрягать руку от кисти до локтя, кисть руки, всю руку, встряхивать руки, а затем прокручивать руку в локтевом суставе, в плечевом и прокручивать кисть.

Таким образом ребенок научится лучше чувствовать мышцы и напрягать при письме только кисть», – посоветовала Сперанская.

Сперанская привела еще несколько простых упражнений для малышей, которые им помогут правильно держать ручку в дальнейшем.

Ладонный захват

Он формируется от 0 до 6 месяцев, сначала это рефлекс, потом он угасает и появляется снова в виде более осознанного и четкого умения. Для его развития нужно давать ребенку щупать и брать предметы с различной текстурой (гладкие, шершавые, ребристые), формой (круглые, кубические), весом (совсем невесомые и легкие и средней тяжести, тяжелые давать не следует – ребенок может себя ударить предметом).
Надо положить предметы на ткань, на гладкую поверхность, в воду, чтобы ребенок их оттуда доставал.

close

100%

Пинцетный захват

Захват прямыми пальцами формируется в 8-10 месяцев, а захват закругленными пальцами (кончиками пальцев) формируется в 10-11 месяцев. Для его развития нужно давать ребенку перекладывать мелкие предметы, сыпать соль, песок, манку, лепить из пластилина.

Щипковый захват

Он формируется в 3-4 года. Для его развития, используя в качестве письменных принадлежностей только карандаши, надо давать ребенку раскрашивать, обводить, штриховать, делать пальчиковую гимнастику и учить двигать изолированно только кистью, а не всей рукой.

Как научить дошкольника правильно держать карандаш

В возрасте трех лет вы можете начать учить своего ребенка правильно держать карандаш. И не волнуйтесь, есть много забавных способов развить эту мелкую моторику.

Учить мою четырехлетнюю дочь Энн печатать свое имя было невыносимо. Имея всего две разные буквы, я удивлялся, как это может быть так сложно. Но даже соединить три точки так, чтобы получилась часть заглавной буквы А, казалось ей не под силу. Иногда карандаш проносился прямо мимо намеченной точки; в других случаях он попадал туда с такой извилистой кривой, что вообще не выглядел как линия. Я очень хотел, чтобы Энн смогла напечатать свое имя к тому времени она пошла в детский сад . Я и не подозревал, что дети должны освоить множество навыков, прежде чем сформируют свои первые волнистые буквы.

Помните, как ваш врач спрашивал, может ли ваш годовалый ребенок взять небольшой кусочек пищи двумя пальцами? Она хотела знать, развивается ли его клешневая хватка, первая проверка, чтобы убедиться, что его мелкая моторика (способность делать что-то маленькими мышцами рук) находятся на правильном пути. Эти навыки, наряду с силой рук и рук и зрительно-моторной координацией, заложили раннюю основу для печати.

По словам Лизетт Александер, эрготерапевта, который проводит занятия для детей в Торонто по трудотерапии, в возрасте трех лет ваш ребенок должен уметь рисовать горизонтальные и вертикальные линии, резать ножницами и снимать крышки с небольших контейнеров; в четыре нарисуйте пересекающиеся горизонтальные и вертикальные линии, надрежьте прямую линию и завяжите ее ниткой; на пять начертить линии, сложить квадрат и вырезать круг.

Хорошая новость заключается в том, что многое из того, что ребенок делает в дошкольном возрасте (рисует, делает поделки, работает с пластилином), естественным образом развивает его навыки. Даже попытка закрасить линии — важное занятие, которое развивает силу и контроль предплечья. Для детей постарше лабиринты и «точка-к-точке» — отличная практика рисования прямых линий, которые им нужно будет освоить, чтобы составить много букв. (Моя энергичная дочь не была заинтересована в этих сидячих занятиях, возможно, поэтому печатать у нее медленно.)

Как только ваш ребенок разовьет силу рук и контроль, чтобы рисовать линии и простые фигуры, такие как крест и круг, он готов начать учить буквы, — говорит Александр. Но ключевая ошибка многих родителей заключается в том, что они не следят за тем, чтобы их ребенок правильно держал карандаш.

«Многие дети склонны хватать кулак, — говорит Хелен Мазер-Оливер, воспитатель дошкольного и начального образования в Виннипеге, — они обхватывают карандаш пальцами и двигают всей рукой, чтобы рисовать. Она рекомендует осторожно исправлять их уже в возрасте трех лет, чтобы у них не развилась вредная привычка.

Вот хороший трюк: попробуйте положить карандаш кончиком к его руке и попросите его поднять его большим и указательным пальцами (это щипцовый захват). Затем, когда он перевернет карандаш, чтобы начать рисовать, он будет зажимать его, и карандаш будет лежать между его большим и указательным пальцами, что является правильным захватом карандаша (попробуйте, это работает!). Если это трудно для него, попросите его потренироваться в захвате мелких предметов большим и указательным пальцами или безопасным для детей пинцетом, чтобы поработать над щипцовым захватом. Александер предлагает разбить мелки вашего дошкольника на кусочки размером в один дюйм, чтобы стимулировать правильное сцепление на раннем этапе. (Если вы выполните поиск «правильный захват карандаша» на YouTube, вы найдете видеоуроки, которые помогут вашему дошкольнику освоить этот важный навык.)

Но что, если у вас есть такой ребенок, как мой, который никогда не хочет сидеть? Мелкую моторику можно развивать и вне стола. Александр отправляет своего пятилетнего сына помогать ей на кухне , резать стручковую фасоль или перец безопасными для детей ножницами, размешивать тесто и открывать контейнеры. На улице дети могут играть с песком или сжимать бутылки с водой из распылителя, чтобы развить силу рук, тыкать в пузыри для координации рук и глаз и использовать мел для тротуара для развития мелкой моторики.

Александр предупреждает, что нельзя оставлять без внимания мелкую моторику детей. Если вы считаете, что ваш ребенок не развивается должным образом в этой области, поговорите со своим врачом или обратитесь к эрготерапевту для оценки. «Плохие навыки печати могут повлиять на самооценку ребенка и даже на его мотивацию ходить в школу», — говорит Александр. Но при раннем вмешательстве ваш ребенок может вернуться на правильный путь, и вы оба будете в восторге, увидев, как его имя подписано на его последнем шедевре.

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.

  • Электронная почта*
  • CAPTCHA
  • Согласие*

    Да, я хочу получать Сегодняшнюю рассылку Родителя . Я понимаю, что могу отказаться от подписки в любое время.**

В РЕЗУЛЬТАТЕ: Образование IndigoBTSsupplies Детский сад Дошкольное развитие Школа

Дети с трудом держат карандаши из-за слишком большого количества техники, говорят врачи | Дети

Детям все труднее держать ручки и карандаши из-за чрезмерного использования технологий, предупреждают ведущие педиатры.

Чрезмерное использование телефонов и планшетов с сенсорным экраном препятствует развитию мышц пальцев у детей в достаточной степени, чтобы они могли правильно держать карандаш, говорят они.

«Дети не приходят в школу с той силой и ловкостью рук, которые были у них 10 лет назад», — сказала Салли Пейн, главный детский эрготерапевт фонда Heart of England NHS Trust. «Детям, приходящим в школу, дают карандаш, но они все чаще не могут его держать, потому что у них нет основных двигательных навыков.

«Чтобы иметь возможность держать карандаш и двигать им, вам необходимо сильно контролировать тонкие мышцы пальцев. Детям нужно много возможностей для развития этих навыков».

рисунок карандашом

Пейн сказал, что характер игры изменился. «Легче дать ребенку iPad, чем поощрять его к играм для наращивания мышц, таким как строительные блоки, вырезание и склеивание или перетаскивание игрушек и веревок. Из-за этого они не развивают основные базовые навыки, необходимые для захвата и удержания карандаша».

Шестилетний Патрик в течение шести месяцев еженедельно посещал занятия с эрготерапевтом, чтобы помочь ему развить необходимую силу указательного пальца, чтобы держать карандаш в правильном захвате на штативе.

Его мать, Лаура, винит себя: «Оглядываясь назад, я понимаю, что дала Патрику технику для игры, фактически исключив более традиционные игрушки. Когда он пришел в школу, они связались со мной и рассказали о своих опасениях: он сжимал свой карандаш, как пещерные люди держат палки. Он просто не мог держать его по-другому и поэтому не мог научиться писать, потому что не мог двигать карандашом с какой-либо точностью.

«Сеансы терапии очень помогают, и теперь дома я очень строго отношусь к его доступу к технологиям», — сказала она. «Я думаю, что школа обнаружила проблему достаточно рано, чтобы не было нанесено долговременного ущерба».

Мелисса Прунти, детский врач-эрготерапевт, специализирующийся на проблемах с почерком у детей, обеспокоена тем, что у все большего числа детей почерк развивается поздно из-за чрезмерного использования технических средств.

«Одна из проблем заключается в том, что почерк очень индивидуален в том, как он развивается у каждого ребенка», — сказал Прунти, вице-председатель Национальной ассоциации почерков, который руководит исследовательской клиникой в ​​Университете Брунеля в Лондоне, исследуя ключевые навыки в детстве, включая почерк.

«Без исследования мы рискуем сделать слишком много предположений о том, почему ребенок не может писать в ожидаемом возрасте, и не вмешиваться, когда есть причина, связанная с технологиями», — сказала она.

Но Барби Кларк, детский психотерапевт и основательница исследовательского агентства Family Kids and Youth, сказала, что даже детские сады хорошо осведомлены о проблеме, которая, по ее словам, возникла из-за чрезмерного использования технологий дома.

«Мы ходим во многие школы и ни разу не ходили ни в одну, даже в ту, в которой преподавание проводится с помощью технологий, в которых не используются ручки вместе с планшетами и iPad», — сказала она. «Даже детские сады, в которых мы используем технологии, признают, что не все должны быть об этом».

Несмотря на то, что учебная программа для младших классов имеет цели по почерку на каждый год, разные начальные школы уделяют внимание письму по-разному — в некоторых используются планшеты вместе с карандашами, сказал Кларк.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *