Содержание
Почему ваш ребенок не может сосредоточиться и как это исправить
«Какой ты рассеянный», «Будь повнимательнее, соберись!» — родители и педагоги часто говорят это детям, которым сложно концентрироваться на каком-либо задании. Но может ли ребенок с такой проблемой решить ее одним лишь усилием воли? И как помочь, если ему никак не удается сосредоточиться? Своими рекомендациями делится детский аналитический психолог Мария Куленкова.
Мария Куленкова, детский аналитический психолог
Почему ребенку сложно удерживать внимание
Чем ребенок младше, тем короче отрезок времени, в течение которого он способен удерживать внимание: в раннем возрасте это всего лишь пять-девять минут. Малыши могут быстро переключаться между объектами, и это нормально: так в их возрасте чередуются возбуждение и торможение в коре головного мозга. И работа детского мозга — это тонкий процесс, зависимый от множества факторов, в том числе и от того, в какой обстановке ежедневно находится ребенок.
Влияние гаджетов
Если ваши дети имеют бесконтрольный доступ к гаджетам, это влияет на их способности к концентрации. Длительное пребывание за компьютером, телевизором, планшетом или смартфоном утомляет психику ребенка. Внимание становится неустойчивым, рассеянным, ребенку труднее собраться и сконцентрироваться на менее ярких объектах. Современные технологии важны, нужны, но пока вы имеете дело с неокрепшей и развивающейся нервной системой, важно ограничивать столь интенсивные потоки информации, способные ее быстро перегрузить.
Значимость семейной атмосферы
Один из наиболее важных факторов в развитии ребенка — это психологическая безопасность. Если ребенок чувствует любовь, принятие, заботу, если удовлетворяются не только его физиологические потребности, но и психологические, эмоциональные, то внимание будет устойчивым, длительным. Ребенок сможет легко концентрироваться и заниматься интересным делом достаточное для него время.
Верно и обратное: тяжелая атмосфера в семье полноценному развитию только мешает. Ни внимание, ни другие составляющие познавательных процессов не могут нормально функционировать, если ребенок:
переживает из-за того, что не соответствует ожиданиям родителей и их требованиям, нередко завышенным;
испытывает страх перед наказанием или негативной оценкой;
ощущает собственную незащищенность перед большим угрожающим миром.
Бесполезно давить на ребенка, если у него что-то не получается, он не сможет сконцентрироваться на задаче. Важно создать атмосферу доброжелательности, принятия, мягкой поддержки в процессе познания или тренировки.
Если слишком беспокоиться, что ребенку может быть скучно, постоянно и часто менять перед ним игрушки, картинки, книжки, занимать его без конца, ребенок не научится сам контролировать свое внимание и его концентрацию. Важно давать ребенку больше времени, ждать, когда познавательный интерес пробудится, и быть внимательным в поддержке этого интереса.
Физиологические особенности
Бывают случаи, когда неспособность удерживать внимание обусловлена физиологически: травмы, генетические заболевания, задержка психического развития и других отклонения. В этом случае проблема проявляется уже в раннем детстве и будет отчетливо видна неврологу, психоневрологу. Если же концентрация внимания снижена в силу психологических травм или незрелости нервной системы, то можно с целью диагностики и коррекции обратиться к нейро- и детскому психологу.
Как развивать концентрацию
Умение концентрировать внимание на каком-либо деле, не отвлекаясь, — важное условие для овладения любым навыком. Тренировать это можно с первых месяцев жизни. Ведь внимание ребенка начинает развиваться с того самого момента, как дозревают функции зрительной фокусировки взгляда, а происходит это еще до наступления трехмесячного возраста.
Первые месяцы жизни
Уже в месяц малыш может сконцентрироваться на крупном объекте, мамином лице, начинает выстраивать с ней социальные отношения, улыбаться, поворачивать голову в сторону, откуда слышен мамин голос. В этот период практически все игры служат развитию внимания, моторики, мышления ребенка. Надежная привязанность ребенка к маме, ощущение безопасности, полноценная забота о потребностях ребенка создают базу для всестороннего гармоничного развития подрастающего человека.
Раннее детство
В раннем возрасте игра служит в первую очередь поводом для личностного контакта с ребенком. В этот период, начиная уже с года, можно играть с детьми в простые игры на развитие внимания, например прятки. Используйте музыкальные инструменты: позвоните в колокольчик, бубенчик, погремушку, постучите в барабан, не показывая их малышу, и спросите у него, что же это звучит. Очень полезно просто слушать музыку и обсуждать ее. Стройте башенки из конструктора, читайте книги и задавайте вопросы по содержанию, рассматривайте картинки, начинайте сортировать предметы — все это будет полезно для тренировки концентрации.
Будьте эмоциональны в этих играх: это привлекает внимание, мотивирует, стимулирует познавательную активность ребенка. Очень важно, чтобы вы не торопили ребенка и не выражали свое недовольство, если он не очень быстро реагирует. В противном случае малыш станет тревожиться, что не соответствует вашим требованиям, что он «отстает». При этом высшие психические функции — мышление, память, внимание — сразу отключаются, и вся энергия направляется на выживание и сохранение психики.
Дошкольный возраст
Для детей дошкольного возраста очень много хороших печатных изданий с заданиями на внимательность: это нарисованные лабиринты и картинки, где нужно искать отличия. Есть много игр, которые подойдут и для большой компании детей. Именно в дошкольном периоде детям становится по-настоящему интересно общение со сверстниками.
«Сколько рук». Водящий садится в центр круга, подставляя остальным спинку, можно закрыть глаза. Остальные игроки кладут ладошки на спинку водящего, а ему нужно угадать, сколько рук в данный момент дотронулось до него. Это развивает внимание, тактильное восприятие, самоконтроль и коммуникативные способности всех игроков.
«Иванушка у камушка». Водящий — и это должен быть ребенок — садится в центр круга, подставляя спину остальным игрокам. Игроки кладут ладошку на его спину тыльной стороной вниз. Ведущий начинает, повторяя считалку, нажимать камушком на ладошки игроков по кругу так, чтобы водящий чувствовал это давление спинкой. «Разыгрался Иванушка возле белого камушка!» На последних словах ведущий кладет камушек в ладошку тому из игроков, на ком остановилась считалка. Далее все участники закрывают ладошки, отходят от водящего и выставляют вперед закрытые кулачки. Все вместе повторяют: «Угадай-ка, у кого, у кого. Покажи-ка на того, на того!» Водящий встает и пытается угадать, у кого в кулачке зажат камушек. Дети помладше делают это наугад, а старшие могут анализировать поведение других ребят, развивая эмоциональный интеллект, внимание и мышление.
«Пол, нос, потолок» и различные модификации этой игры. Сначала ведущий указывает на пол, на нос или потолок и правильно их называет. Затем он начинает путать игроков: называет одно, а показывает другое, при этом игрокам нужно следовать его словесным указаниям. Например, он говорит: «Пол», а показывает на потолок, и здесь нужно не запутаться, а показать именно на пол. Далее правило можно поменять: пусть игроки показывают туда же, куда и ведущий, не обращая внимания на его слова.
«Повтори ритм». Несколько хлопков или притопов, которые ребенок может повторить в такой же последовательности.
Физические упражнения также способствуют развитию концентрации внимания, особенно если в них присутствует соревновательный компонент. Но и без него выстроенная цепочка последовательных действий в игре или зарядке способствует развитию внимания, сбросу напряжения и развитию межполушарных связей.
Чтобы ваш ребенок умел концентрироваться и был внимательным, очень важно, чтобы вы сами были внимательны к нему. Будьте чуткими, терпеливыми, и вы обязательно увидите результат.
Читайте также:
4 причины, почему ребенок не делает домашнее задание, и как это исправить
Как письмо от руки развивает мозг вашего ребенка
Тест: готов ли ваш ребенок к школе?
Фото: Oksana Kuzmina/Sergey Novikov/Shutterstock.com
детиобразованиеразвитиеигрыполезные советы
5 упражнений, которые помогут ребенку сконцентрироваться – declifeschool
Как помочь ребенку сосредоточиться: психолог DEC life school, Оксана Зайкина рассказывает о пяти упражнениях, которые помогут детям сконцентрироваться на уроках или на другом полезном деле. Материал для портала uaua.info
Умение ребенка сконцентрировать свое внимание на объекте, явлении или задаче – это очень важная составляющая развития его внимательности и осознанности в целом. Она крайне значима для успеха ребенка в обучении и дальнейшем развитии.
Оксана Зайкина
детский психолог, DEC life school
Мы заметили, что многим ученикам, которые пришли в нашу школу, как и многим современным детям цифровой эпохи, требуется помощь взрослых в развитии этого умения. Мы разработали несколько упражнений, которые помогают детям сконцентрироваться перед началом уроками, перед самостоятельной работой над выполнением домашних заданий и в других жизненных ситуациях.
Делимся с вами пятью практиками, в эффективности которых мы убедились на личном опыте работы с учениками нашей школы.
Эффективные практики для концентрации внимания ребенка
Практика «Минута тишины»
Это одна из наиболее эффективных практик для концентрации внимания ребенка. Мы рекомендуем проводить ее как ритуал в школе, перед началом любой учебной деятельности и дома, перед выполнением домашних заданий и перед сном. Когда ваш ребенок ее освоит, он всегда сможет самостоятельно настроиться в любой жизненной ситуации.
Итак, предложите ребенку не говорить минуту, после того как он удобно сел и расслабился. На протяжение этой минуты ребенку важно сосредоточить свой взгляд на каком-то конкретном визуальном объекте: на песочных часах, на пламени свечи или на бутылочке с жидкостью и оседающими в ней блестками (сувенирном шарике с хлопьями).
Мы в школе используем именно такие «бутылочки» и «шарики», потому что дополнительно можем дать ребенку такой важный посыл:
СМОТРИ, КОГДА МЫ НЕ СОСРЕДОТОЧЕНЫ, НАШИ МЫСЛИ И ЭМОЦИИ ДВИЖУТСЯ В ГОЛОВЕ В ТАКОМ ЖЕ БЕСПОРЯДКЕ, А КОГДА ОНИ УСПОКАИВАЮТСЯ И ОСЕДАЮТ, ЧЕРЕЗ СТЕКЛО МЫ МОЖЕМ УВИДЕТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ. ТАКЖЕ РЕБЕНОК МОЖЕТ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ЦИФЕРБЛАТЕ ЧАСОВ, НАСТОЛЬНЫХ ИЛИ НАСТЕННЫХ.
Кроме развития умения концентрироваться, он учится чувствовать время, начинает понимать скорость его течения. Некоторым детям повзрослее более комфортно во время этой практики сидеть, закрыв глаза. Им мы предлагаем сконцентрироваться на своих внутренних ощущениях. Научить ребенка этой вариации «минуты тишины» легче всего, предложив ему сфокусироваться на своем дыхании.
Хотя практика и называется «Минута тишины», ее можно проводить и 2-3 минуты.
Практика «Топ-Хлоп»
Родители могут помочь ребенку настроится на урок или выполнение домашних заданий с помощью этой простой игровой практики. Попросите ребенка топнуть, если фраза, которую вы произнесете, будет абсурдной или неправдивой, и хлопнуть – если она будет соответствовать реальности, будет правдивой.
К примеру, вы говорите: «На березе растут грибы» или «Летом всегда идет снег» – и ребенок топает. А когда говорите: «Огурцы растут в огороде» или «Мороженое на вкус – сладкое и холодное» – он хлопает.
Пяти-шести вопросов ребенку достаточно, чтобы сориентироваться в правилах «игры». Еще 15-20 вопросов в рамках этого упражнения достаточно, чтоб «включить» ребенка и настроить его на более рутинную деятельность, требующую концентрации.
Практика «Осмотрись вокруг»
Попросите ребенка осмотреть комнату или класс, и назвать как можно больше предметов с определенным признаком – по цвету или по форме. Эта практика работает не только для быстрой мобилизации концентрации, но и расширяет его объем внимания.
К примеру, ребенок семи лет должен уметь одновременно удерживать в поле своего внимания 3-7 объектов – это хороший «объем». Более продвинутой вариацией этой практики являются «Осознанные прогулки». Они также не только развивают концентрацию, но и объем внимания у детей.
На прогулке по вашему обычному маршруту предложите ребенку заметить то, что раньше он и вы не замечали. Скажите ему, что вы будете пять минут гулять, пытаясь запоминать как можно больше всего вокруг, а потом сравните ваши результаты.
Или так: вы будете идти одну минуту в полной тишине, замечать по дороге все звуки и визуальные объекты, и потом сравните свои «находки». Игровой элемент всегда больше заинтересует ребенка: скажите ему, что он – «спайдермен», и его зрение, обоняние и слух – такие же острые, как и у любимого супергероя. Это лучше замотивирует его на игру-практику.
Практика «Слушаю внимательно»
Вы читаете отрывок текста для ребенка вслух и просите его про себя посчитать и сказать, сколько он услышал слов, которые начинались, к примеру, на звук «М».
Практика «Не собьюсь»
Попросите ребенка сосчитать до 30-ти, и числа, которые содержат «3» или заканчиваются на «5» – не называть. Это отличная и простая практика для концентрации внимания перед началом учебной деятельности.
Родителям очень важно понимать, когда эмоции ребенка вышли из равновесия, его способность к концентрации и внимательность падают автоматически. Поэтому мы используем в своей практике и рекомендуем родителям такие несложные приемы как игры с водой или сыпучими предметами.
Предложите ребенку переливать воду в разные сосуды или пересыпать крупы, смешайте крупы или бусины разных форм и цветов, и попросите ребенка их перебрать. Эти простые игры очень успокаивают эмоциональное состояние у детей и возвращают им возможность концентрироваться. Они наиболее эффективно работают для детей в возрасте 3-8 лет.
Все дыхательные практики улучшают концентрацию, внимательность и, как результат, успехи в обучении детей – мы реально видим это на нашей практике в школе. Чтобы помочь детям держать свой эмоциональный фон в равновесии мы предлагаем им прием «Дыхание с приятелем».
Ребенок ложится на пол, на живот мы ставим ему его любимую игрушку и просим ребенка просто дышать и наблюдать за тем, как его друг плавно поднимается и опускается.
Также иногда мы предлагаем детям «Музыкальные путешествия»: в течение 30 секунд с ребенком, закрыв глаза, мы слушаем записи приятных мелодичных звуков (колокольчика или поющей чаши) и просим его отслеживать свои чувства в теле – побежали мурашки по коже, покалывает в пальчиках ног и т.п.
МЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО, ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ ПРАКТИКИ ДЕТИ ИНОГДА МОГУТ ЖАЛОВАТЬСЯ НА ДИСКОМФОРТ ОТ ЗВУКА, НО ОНА ОТЛИЧНО РАЗВИВАЕТ ТАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ, КАК ТЕРПЕЛИВОСТЬ И ВЫДЕРЖКА.
В заключение хочу напомнить вам о трех универсальных простых домашних «тренажерах» для развития концентрации и внимания у ребенка. Это совместное приготовление еды (позвольте малышам помочь вам помыть овощи, а детям постарше – к примеру, порезать их).
Второе – это помощь по дому, требующая определенной сосредоточенности и аккуратности (лучший вариант – попросите ребенка протереть листья цветка в вазоне).
И третий – это лепка (всего: от теста и до глины). Она прекрасно помогает развивать концентрацию и внимательность не только малышам, но и детям подросткового возраста.
Теперь вы знаете самые эффективные практики, помогающие ребенку сконцентрироваться.
Источник: www.uaua.info
Проблемы с вниманием | Симптомы СДВГ у детей
Проблемы с концентрацией внимания часто впервые обнаруживаются учителем, который замечает, что ученик кажется более легко отвлекаемым, чем большинство других детей его возраста.
Возможно, ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить школьную работу в классе. Может быть, когда учитель зовет его, кажется, что он не следит за уроком. Может быть, он отключается, когда ему даются инструкции, или забывает, что должен делать. Может быть, домашние задания часто пропадают.
Несмотря на то, что все дети, особенно очень маленькие, имеют тенденцию к меньшей продолжительности концентрации внимания и большей отвлекаемости, чем взрослые, у некоторых гораздо больше проблем с концентрацией внимания и удержанием на задаче, чем у других.
Поскольку трудности с концентрацией внимания широко связаны с СДВГ, это, как правило, первое, что подозревают учителя, родители и врачи. Но есть ряд других возможностей, которые могут способствовать проблемам с вниманием. Чтобы избежать неправильного диагноза, важно не упускать из виду эти другие возможности, которые не всегда очевидны.
Вот контрольный список некоторых других проблем, которые могут помешать ребенку сосредоточиться в школе:
Беспокойство
родители) не в курсе. Есть много разных видов тревожности, но их объединяет то, что, по словам невролога и бывшего учителя Кена Шустера, психолога, тревога «имеет тенденцию блокировать мозг», из-за чего тревожным детям тяжело учиться в школе.
Ребенок с тревогой разлуки может быть настолько озабочен тем, что что-то плохое происходит с его родителями, пока он находится вдали от них, что не может сосредоточиться на учебе.
Некоторые дети очень боятся совершить ошибку или опозориться. Доктор Шустер отмечает, что когда учитель зовет их, они могут попытаться исчезнуть. «Они могут смотреть вниз, они могут начать что-то писать, хотя на самом деле они ничего не пишут. Они пытаются разорвать связь с учителем, чтобы избежать беспокойства».
Иногда, когда ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить свою работу в классе, это происходит не потому, что он мечтает, а потому, что он борется с перфекционизмом, который требует от него делать все правильно. Или, если она не сдает домашнюю работу, это может быть не потому, что она ее не сделала, а потому, что она беспокоится, что она недостаточно хороша.
Обсессивно-компульсивное расстройство
Дети с обсессивно-компульсивным расстройством, которое часто начинается в начальной школе, имеют дополнительный источник отвлечения: у них не только появляются навязчивые мысли, но они чувствуют, что должны выполнять ритуалы или принуждения, чтобы предотвратить чтобы не случилось плохого. Ребенок с обсессивно-компульсивным расстройством может компульсивно выстраивать вещи на столе, постукивать или считать в уме. Или он может быть сосредоточен на том, чтобы сходить в туалет, чтобы вымыть руки.
«Возможно, ребенок сидит в классе с одержимостью необходимостью что-то исправить, чтобы избежать чего-то ужасного. Затем к нему обращается учитель», — говорит Джерри Бубрик, доктор философии, клинический психолог из Института детского разума, специализирующийся на тревоге и ОКР. «Когда он не знает ответа на вопрос, кажется, что он не обращал внимания, но на самом деле это потому, что он был одержим».
Поскольку дети с обсессивно-компульсивным расстройством часто стыдятся своих симптомов, они могут пойти на многое, чтобы скрыть свои компульсии, пока они в школе. Для учителя, который не знает об ОКР, рассеянность может выглядеть как СДВГ, но это не так.
Стресс или травма
Дети также могут казаться страдающими от невнимательности, когда на них повлияла травма. Дети, ставшие свидетелями насилия или других неприятных событий, могут демонстрировать трудности с концентрацией внимания и постоянное чувство незащищенности, называемое гипербдительностью.
У детей, чья домашняя жизнь связана с острым стрессом, могут развиться эти симптомы или даже посттравматическое стрессовое расстройство.
«Многие симптомы посттравматического стрессового расстройства похожи на СДВГ», — объясняет Джейми Ховард, доктор философии, клиницист Института детского разума, специализирующийся на травмах. «Симптомы, распространенные при посттравматическом стрессовом расстройстве, такие как трудности с концентрацией внимания, преувеличенная реакция испуга и повышенная бдительность, могут создать впечатление, что ребенок нервный и рассеянный».
Нарушения обучаемости
Если кажется, что ребенок смотрит куда угодно, кроме страниц книги, которую он должен читать, другой возможной причиной может быть нарушение обучаемости.
Дети с невыявленной дислексией могут нервничать или стыдиться того, что они не могут делать то, что другие дети, и стараться скрыть этот факт.
Если у ребенка проблемы с математикой, он может приветствовать отвлекающие факторы, позволяющие ему подумать о чем-то другом или избежать выполнения задания.
Проблемы с обработкой слуха могут привести к тому, что ребенок пропустит часть того, что говорит учитель, даже если он слушает, и это может выглядеть так, как будто он не обращает внимания.
Некоторые дети могут компенсировать свою неспособность к обучению, работая очень усердно, и они могут быть успешными, пока не достигнут уровня, когда работа становится слишком сложной.
«Они могут скрывать свои слабости, пока не станут старше, и слишком много тяжелой работы», — отмечает Нэнси Раппапорт, доктор медицинских наук, профессор Гарвардской медицинской школы, которая специализируется на психиатрической помощи в школьных условиях. «У них часто диагностируют СДВГ или депрессию, если только кто-то не улавливает проблемы с обучением».
Это действительно СДВГ?
Невнимательность, выходящая за рамки обычного диапазона, является одним из трех ключевых симптомов СДВГ, наряду с импульсивностью и гиперактивностью. Некоторые дети демонстрируют только симптомы невнимательности. Но диагноз СДВГ нельзя ставить только на основании отчетов учителей или одного визита к педиатру.
Чтобы поставить точный диагноз, врач должен собрать информацию от нескольких людей, которые наблюдали за вашим ребенком, включая вас, других опекунов и учителей. Родителей и учителей следует попросить заполнить оценочную шкалу, чтобы получить точную оценку частоты симптомов. Такое поведение должно продолжаться в течение длительного периода и наблюдаться более чем в одной обстановке — например, дома и в школе. И клиницисты должны тщательно исключить другие возможные причины его поведения.
Также важно, чтобы способность ребенка концентрировать внимание сравнивалась со сверстниками, а не со всеми в его классе. Исследование, опубликованное в 2012 году, показало, что мальчики, которые являются самыми младшими в своем классе, имеют на 30% больше шансов получить диагноз СДВГ, чем самые старшие мальчики в классе, а младшие девочки на 70% чаще, чем самые старые девочки. Это говорит о том, что эту незрелость также можно принять за СДВГ.
Видеоматериалы для детей
Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоматериалов из проекта California Healthy Minds, Thriving Kids Project.
Начать просмотр
Простые упражнения для повышения концентрации внимания дошкольников
Поделиться
Электронная почта
Вам интересно, как улучшить концентрацию внимания ребенка? Одним из наиболее важных ключей к успеху в школе является хорошо развитая концентрация внимания.
В этой статье я расскажу о некоторых простых упражнениях для повышения концентрации внимания.
Дети, которым трудно сосредоточиться на уроках, часто упускают много возможностей для обучения и не поспевают за своими сверстниками.
Решить проблемы с концентрацией внимания у детей старшего возраста может быть сложно. Лучшее время для работы над этим навыком — ранние дошкольные годы, когда вы, как родитель или учитель, можете активно сосредоточить внимание ребенка.
Что такое концентрация внимания?
Объем внимания или концентрация — это способность ребенка уделять безраздельное внимание конкретной задаче под рукой.
Требуется блокирование всех других раздражителей, таких как звук (класс по соседству шумит), наглядность (наблюдение за происходящим за окном) или ненужная информация (старые записи, написанные на доске).
В течение учебного дня детям необходимо постоянно концентрироваться на различных задачах в обстановке, которая для некоторых может быть чрезмерно стимулирующей.
Следите за уровнем концентрации внимания вашего ребенка в дошкольном возрасте и следите за тем, чтобы он медленно увеличивался со временем. Школа станет чрезвычайно трудной и утомительной для ребенка, который изо всех сил пытается сосредоточиться.
Как и в случае со всеми другими навыками развития, в дошкольном возрасте их легче развивать, чем в более позднем возрасте.
Какова средняя продолжительность концентрации внимания дошкольника?
Принято считать, что ребенок может концентрироваться в течение примерно от 2 до 3 минут в год в возрасте , поэтому:
- Продолжительность концентрации внимания 3-летнего ребенка составляет приблизительно от 6 до 9 минут.
- Продолжительность концентрации внимания 4-летнего ребенка составляет приблизительно от 8 до 12 минут.
- Продолжительность концентрации внимания 5-летнего ребенка составляет примерно 10-15 минут.
[источник]
Это означает, что средняя продолжительность концентрации дошкольника обычно составляет менее 15 минут. То есть 15 минут чисто сосредоточены на одной задаче. Для младших дошкольников это 5 минут.
Это только общее руководство, и дети различаются по своему развитию. Дети могут концентрироваться дольше (даже намного дольше), если им 9 лет.0021 заинтересовался и увлекся занятием.
Если вас беспокоит способность вашего ребенка концентрироваться, сначала спросите себя, ожидаете ли вы, что он будет концентрироваться в течение управляемого периода времени.
Гораздо эффективнее работать над короткими задачами и делать частые перерывы , чем пытаться просидеть час с 4-летним ребенком.
Отличный способ переориентировать вашего ребенка во время занятия движением .
Упражнения для развития концентрации внимания у дошкольников
Этими простыми способами вы можете развить у вашего ребенка способность концентрироваться.
Вот некоторые упражнения для развития внимания и концентрации у дошкольников.
Посмотрите видео ниже со списком действий или прочтите объяснение каждого из них.
Этот пост содержит партнерские ссылки на образовательные продукты, которые я лично рекомендую. Если вы покупаете через один из них, я получаю комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас. Прочтите условия для более подробной информации.
1. Игры с фокусом
Играйте с ребенком в игры, требующие большой концентрации внимания.
Например, ребенок, играющий в настольную игру, должен помнить, чей сейчас ход, следить за счетом на костях, помнить правила и внимательно следить за ходом игры.
Попробуйте одну из этих логических игр, которые также развивают внимание.
Такие игры, как «Змеи и лестницы» или «Людо», отлично развивают концентрацию.
Нужно больше игр, улучшающих концентрацию внимания?
Попробуйте сыграть в такие игры, как «Саймон говорит», «Я шпионю своим маленьким глазом» или «Игра с лишним».
Такие игры, как «Музыкальные статуи» и «Сломанный телефон», также способствуют концентрации внимания.
Еще одна отличная игра для развития концентрации — игра на память, в которую играют парами совпадающих карт.
Получите собственные карты памяти, загрузив БЕСПЛАТНЫЙ набор печатных форм в конце поста.
2. Занятия с конечным результатом
При выполнении определенных действий, таких как рисование, дети могут просто останавливаться, когда теряют концентрацию или им становится скучно.
Однако дайте ребенку головоломку, и он, скорее всего, справится с ней, так как в противном случае она будет неполной.
Предоставьте такие возможности, и ваш ребенок будет настойчивее, чем обычно, что со временем продлит его концентрацию.
Лучшие пазлы для маленьких детей — крепкие деревянные, подобные этим. Старшие дошкольники могут быть готовы к головоломкам из 24 частей.
Попробуйте распечатать забавные пазлы из набора заданий в конце статьи!
Узнайте больше о пользе головоломок.
3. Перерывы в движениях
Физическая активность не только способствует развитию концентрации внимания у детей в целом, но также способствует немедленной перезагрузке и восстановлению сил.
Наиболее эффективным способом сделать перерыв во время занятия является быстрая мозговая нагрузка или двигательная активность.
Мозговые перерывы могут длиться всего минуту. Они разгонят кровь и повысят концентрацию детей, чтобы они могли продолжать заниматься еще несколько минут.
Подумайте о том, что вы чувствуете, когда сидите перед компьютером и работаете несколько часов.
Простой акт вставания, приготовления кофе и прогулки в течение 2 минут может перезагрузить ваше тело и дать вам почувствовать себя свежим, когда вы возобновите свою работу.
Перерывы в движении не только помогают детям освежиться и перезагрузиться, но и дают возможность развить крупную моторику, например силу корпуса, координацию и равновесие, и даже когнитивные навыки.
4.
Упражнения на концентрацию
Вот 18 быстрых упражнений, которые вы должны делать часто, чтобы дать детям хорошую растяжку и переориентировать их на свои задачи.
Сидя, вытянув ноги перед собой:
- Встряхните колени, а затем ступни.
- Наклонитесь и удерживайте пальцы ног.
- Вытяните пальцы ног вперед.
- Вытяните пальцы ног назад.
Стойте и двигайте руками:
- Взмахи руками вверх и вниз по бокам, как летящая птица.
- Пожимайте плечами. Пожимайте плечами по одному плечу вперед, а затем назад.
- Затем пожмите плечами вместе, вперед и назад.
- Покачайте руками вперед и назад.
- Вращайте руками в стороны, как ветряная мельница. Сначала делайте небольшие вращения, затем более широкие вращения. Начните с одной руки за раз, затем обеими руками одновременно.
Упражнения при ходьбе:
- Ходьба назад, сначала мелкими, а затем большими шагами.
- Идите боком, сначала направо, затем налево.
- Представьте, что вы идете по веревке. Идите по прямой.
Упражнения на равновесие:
- Встаньте на одну ногу. Сосчитайте до 5, затем поменяйтесь местами и встаньте на другую ногу.
- Встаньте на кончики пальцев ног. Когда вы балансируете, закройте глаза и оставайтесь на цыпочках.
- Встаньте на носочки и пройдитесь по комнате.
- Подпрыгивайте, поставив ноги вместе, затем по очереди.
Упражнения лежа :
- Притворитесь мячом: крепко держите колени. Притворитесь мячом и раскачивайтесь назад, вперед и вокруг.
- Слайд с печатью: лягте на живот. Вытяните руки и ноги, взявшись за стопы. Затем держите ноги согнутыми, выпрямите руки в стороны и оторвите тело от земли. Пройдитесь руками вперед, волоча ноги.
- Летающий самолет: лягте на живот. Поднимите руки и держите их в воздухе, как самолет. Затем двигайте руками вверх и вниз.
5. Занятия, соответствующие возрасту
Дети развивают способность концентрироваться только при выполнении действий, соответствующих их возрасту. Если вы дадите ребенку слишком сложную головоломку, он рано сдастся и потеряет мотивацию.
Если задание слишком сложное или слишком длинное, ваш ребенок не найдет в нем смысла и потеряет к нему интерес.
Проведение академических или официальных мероприятий будет иметь эффект, противоположный тому, который вы, возможно, намеревались.
Правильная продолжительность времени, в течение которого ребенок может сосредоточиться исключительно на одном занятии, составляет примерно 2–3 минуты на каждый год жизни.
Если вы предлагаете короткие, соответствующие возрасту занятия, которые являются сложными, но не невозможными, ваш ребенок постепенно начнет проводить немного больше времени по мере взросления.
6. Контролируемое экранное время
Знаете ли вы, что экранное время на самом деле сокращает продолжительность концентрации внимания вашего ребенка?
Однажды у меня было родительское собрание, на котором я должен был сообщить маме, что ее 4-летнему ребенку очень трудно быть внимательным в классе. Он едва мог сосредоточиться на минуту или две и не мог следить ни за какой деятельностью, которую делал класс.
Его мама была потрясена и сказала мне, что он может часами концентрироваться, когда смотрит телевизор.
Была проблема.
Просмотр телевизора не позволяет сосредоточиться. Дети малоактивны. Они пассивно смотрят на устройство.
Когда ребенок смотрит телевизор, изображения на экране мелькают с неестественной для мозга скоростью. При повторном воздействии мозг привыкает к этому раздражителю.
Когда ребенок затем пытается взаимодействовать со своим обычным окружением, он изо всех сил пытается обработать информацию, которая мигает с естественной скоростью.
Немного страшновато.
Экранное время неизбежно в наши дни, но им определенно можно разумно управлять.
7. Распорядок дня
Соблюдение распорядка дня помогает детям привыкнуть к повседневным занятиям и учит их закономерностям.
Когда дети знают, что будет дальше, они более склонны хотеть принять участие и сделать это.
Если дети знают, что сейчас время для игр в помещении, они быстро адаптируются и найдут подходящее игровое занятие.
Вы не будете каждый день бороться за то, чтобы оттащить их от телевизора, поскольку их 20 минут просмотра телевизора будут иметь свой собственный временной интервал.
Рутина также дает ощущение безопасности.
Это дает вам возможность запланировать на день занятия, стимулирующие концентрацию.
8. Сон и питание
Здоровое питание и достаточное количество часов ночного сна окажут огромное влияние на способность вашего ребенка концентрироваться.
Убедитесь, что время отхода ко сну является частью этого непреложного распорядка.
9. Чтение детям
В отличие от просмотра телевизора, когда вы читаете ребенку, это требует настоящего внимания и внимательности.
Чтение детям — один из самых полезных способов обучения. Это веселый и простой способ увеличить концентрацию на ежедневной основе.
Чем больше детей интересует история, тем больше они будут цепляться за каждое слово и обращать внимание.
Узнайте, почему сказки на ночь так важны, а затем прочитайте своим детям эти четыре короткие сказки на ночь.
Для меня нет ничего лучше и поучительнее хорошей истории доктора Сьюза или Джулии Дональдсон. Мои дети никогда не могут насытиться ими.
Они отлично подходят для изучения словарного запаса и развития слухового восприятия (через рифмование и повторение), и они настолько увлекательны, что ваши дети будут обращать на них внимание.
10. Регулярные физические упражнения
Доказано, что физические упражнения развивают у ребенка концентрацию. Это помогает с памятью, вниманием, остротой ума и снижением беспокойства, а также увеличивает энергию ребенка.
Убедитесь, что ваши дети активны. Лучший способ сделать это — поощрять регулярные свободные игры, особенно на открытом воздухе.
11. Уважение к тому, как ваш ребенок учится
У детей разные стили обучения, и они лучше концентрируются и учатся лучше всего, когда учатся в предпочтительном для них стиле.
Визуалы предпочитают видеть то, что они изучают, аудиалы предпочитают слышать то, что они изучают, а кинестетикам нужно прикасаться и испытывать, чтобы учиться.
Большинство детей младшего возраста предпочитают кинестетическое (практическое обучение) и лучше всего обучаются через физический опыт.
Обратите внимание на то, как ваш ребенок лучше всего концентрирует внимание!
Что делать, если у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания?
СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, характеризуется импульсивностью, гиперактивностью или отсутствием внимания. Некоторые дети проявляют все три качества.
Если вы чувствуете, что ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, это может быть связано с несколькими факторами, такими как тревога, незрелость, гнев и т.