Что делать если у ребенка запор?


Часто родители сталкиваются с такой проблемой у детей как запор. О признаках, симптомах и путях решения проблемы рассказала заведующий лечебно-диагностическим отделением, врач-педиатр Дюбайлова Надежда Владимировна.


Что является основным признаком запора у ребенка?


— Запор является достаточно частой проблемой у детей. Признаками запора могут быть редкие походы ребенка в туалет «по-большому», а также твердые испражнения, боли во время процесса, следы стула на нижнем белье ребенка, иногда кровь на поверхности стула, боли в животе. Если хотя бы пару признаков из списка присутствуют один раз в неделю на протяжении месяца, стоит обратиться к врачу.


Малыши на грудном вскармливании, что расскажете о них?


— Здесь другая история. Если у малышей старше 6 недель, которые находятся на грудном вскармливании, отсутствует дефекация в течении 3-5 дней, однако при этом ребенок чувствует себя хорошо, имеет прибавку в весе, а количество мочеиспусканий в порядке, то это не запор, а физиологическая особенность, которая очень часто встречается у маленьких детей.


Что способствует возникновению запора?


— Факторов возникновения запора много. Это может быть ранее приучения ребенка к горшку, в этом случае ребенок может сопротивляться и удерживать кал. Если и дальше заставлять малыша садиться на горшок, то удерживание кала может стать привычкой. Еще одной причиной может послужить введение прикорма или переход на рацион питания, в котором отсутствует достаточное количество фруктов, овощей или жидкости. На возникновение запора влияет объем вводимого прикорма, изменения в распорядке дня малыша (путешествия, начало учебного года и др.), а также генетика.


Как же справиться с запором у ребенка?


— Лечение запора комплексное и включает в себя коррекцию рациона питания малыша, поведенческую терапию и прием препаратов.


Какой рацион рекомендуется в этом случае?


— Продукты с высоким содержанием клетчатки: фрукты, овощи, бобовые, цельнозерновые. Начинать нужно всего с нескольких граммов клетчатки в день, иначе у ребенка может возникнуть повышенное газообразование и вздутие. Нужно давать ребенку достаточное количество воды и поощрять физическую активность. Регулярность активности помогает стимулировать работу кишечника.


Что значит поведенческая терапия?


— Родителям рекомендуется создать ритуал посещения туалета, это значит регулярно нужно находить время после еды для посещения туалета. Поощряйте и хвалите малыша за попытки опорожнить кишечник. Поддерживайте его и ни в коем случае не ругайте, не критикуйте и не наказывайте за неудачи!


Если говорить о приеме препаратов, что за они?


— Препараты назначаются исключительно педиатром. Зачастую назначаются глицериновые свечи, которые помогают при большом скоплении кала, когда необходимо сходить срочно «по-большому» в туалет. Однако такие свечи не подходят для регулярного использования. Назначается также пероральный прием слабительных на основе полиэтиленгликоля и лактулозы. Дозу определяет исключительно врач, который учитывает возраст, вес и степень запора.


Насколько продолжительно лечение запора у деток?


— Лечение запора может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом длительный прием слабительных безопасен.


Записаться к специалисту на консультацию в МЦ «Аква-Минск Клиника» можно на сайте или по телефонам медицинского центра:


+375 (17) 3-301-301


7776 А1/ МТС/ LIFE

Недержание кала (загрязнение): причины, лечение и прогноз

Недержание кала (случайное опорожнение кишечника) является очень распространенной проблемой у детей. Это может быть вызвано такими заболеваниями, как хронический запор или врожденные заболевания, которые могут нарушать работу кишечника, в том числе:

  • Spina bifida
  • Аноректальные пороки развития
  • Болезнь Гиршпрунга

Загрязнение фекалиями может вызвать у детей сильное смущение и социальные проблемы, а также может расстраивать как родителей, так и детей. Хорошая новость заключается в том, что при наличии терпения, поощрения и правильного лечения большинство детей могут научиться хорошо контролировать работу кишечника и жить нормальной жизнью.

Существует два типа недержания кала:

  • Истинное недержание кала возникает у детей, у которых отсутствуют нормальные механизмы, необходимые для контроля дефекации. Как правило, у таких детей:
    • Аноректальные пороки развития (неперфорация заднего прохода)
    • Болезнь Гиршпрунга
    • Проблемы с позвоночником

    Эти состояния могли помешать их телам развить нормальные структуры кишечника или контролировать эти структуры. Хотя хирургическое вмешательство может помочь восстановить функцию кишечника, оно не всегда обеспечивает его контроль.
    Детей с истинным недержанием кала также можно классифицировать как имеющих медленную или быструю дефекацию, и лечение каждого из них отличается.

    С помощью учебного лагеря по управлению кишечником или хирургического вмешательства дети могут успешно управлять дефекацией и избегать загрязнения.

  • Псевдонедержание мочи или энкопрез обычно возникает у детей, способных приучиться к туалету, но у которых развился тяжелый хронический запор. Это приводит к тому, что стул становится редким или затрудненным.

    Также может встречаться у детей с анатомическими аномалиями, предрасполагающими к развитию запоров.

    Несмотря на то, что большинство этих детей способны контролировать свою дефекацию, у них возникают такие запоры, что стул забивается и переливается через край. Лечение направлено на предотвращение запоров и может проводиться с помощью:

    • Диета
    • Лекарства

Существует также многообещающий новый терапевтический метод лечения недержания мочи и кала у детей и хронических запоров у детей, когда все другие методы лечения оказались безуспешными. Технологию стимуляции крестцового нерва (СНС) можно сравнить с кардиостимулятором для сердца, но она обеспечивает стимуляцию области анального канала и нижней части толстой кишки и мочевого пузыря.

В то время как несколько других детских больниц в Соединенных Штатах предлагают стимуляцию крестцового нерва на основе субъективных критериев и клинических симптомов, Nationwide Children’s является одной из первых, кто официально структурировал эту терапию, оценивая объективные исследования функции мочевого пузыря и кишечника до и после процедуры. оценить реакцию на лечение.

Как действует воздержание?

Когда дело доходит до выведения фекалий (твердых отходов), организм проходит ряд сложных процессов, которые зависят от:

  • Произвольный мышечный контроль
  • Сенсация
  • Непроизвольные движения толстой кишки, толкающие стул

Приучение к туалету и контроль работы кишечника возможны только тогда, когда эти три вещи работают вместе должным образом. Проблема только с одной частью процесса может привести к проблемам с кишечником, таким как запор или недержание кала.

Произвольные мышцы

После того, как толстая кишка протолкнет стул в аноректальную область, используются сфинктерные мышцы, которые контролируют выход фекалий из организма. Дети могут произвольно контролировать эти мышцы, чтобы удерживать стул, или расслаблять мышцы, чтобы сходить в туалет. Иногда эти сфинктерные мышцы могут быть слабыми у детей, рожденных с аноректальной мальформацией/неперфорированным задним проходом или проблемами с позвоночником. Если ребенок слишком часто задерживает стул, это может привести к хроническим запорам.

Ощущение

Чтобы знать, когда использовать мышцы сфинктера, ребенок должен сначала почувствовать что-то в этой области, ощущение, обеспечиваемое анальным каналом. Эта часть тела предоставляет мозгу подробную сенсорную информацию, чтобы сообщить ему, когда «пора идти».

Хирургия может уменьшить чувствительность в анальном канале при коррекции:

  • Аноректальных пороков развития
  • Болезнь Гиршпрунга
  • Некоторые виды проблем с позвоночником

Из-за этого мозг не получает сообщения, когда прямая кишка заполнена калом.

Моторика (медленная или быстрая)

Проблемы с кишечником также могут быть вызваны тем, насколько быстро толстая кишка проталкивает фекалии в прямую кишку, прежде чем они достигнут мышц сфинктера.

Гипомоторика: У пациентов, у которых толстая кишка продвигает стул медленно, фекалии имеют тенденцию собираться в прямой кишке, что у большинства таких пациентов больше, чем обычно. Эти дети могут не чувствовать полноты, у них развиваются сильные запоры, а затем пачкаются из-за переполнения. Проблема также может развиться у детей, у которых нет пороков развития и которые никогда не подвергались хирургическому вмешательству. В этом случае загрязнение вследствие идиопатического (неизвестной причины) запора называется энкопрезом. Лечение этих пациентов с замедленной моторикой может включать:

  • Изменение диеты
  • Лекарство
  • Лечение
  • Программы управления кишечником

Гиперподвижность : У пациентов, перенесших операцию по удалению частей толстой кишки, стул проходит слишком быстро. Это может привести к жидкому водянистому стулу, который может вытекать из заднего прохода. Лечение этого может включать изменение диеты и прием лекарств.

Приучение к туалету детей с синдромом Дауна

Этап 1: Определение готовности ребенка

Многие родители хотят начать программу приучения своих детей к туалету. Однако некоторые родители могут быть готовы начать раньше, чем их дети. Начав до того, как ребенок проявит необходимые признаки готовности, скорее всего, увеличится время, необходимое ребенку для освоения этого навыка, а также уменьшится количество успехов, которые ребенок испытывает. Слишком раннее начало может также привести к другим проблемам, таким как рост нежелательного поведения, связанного с приучением к туалету, и высокий уровень разочарования у родителей. Чтобы облегчить процесс приучения к туалету и обеспечить положительный опыт для всех участников, рекомендуется, чтобы родители оценили навыки готовности своего ребенка к туалету. Важные сигналы готовности следующие:

  1. Возраст. Ребенок достиг соответствующего возраста. Рекомендуется подождать до двухлетнего возраста, чтобы начать приучение к туалету. Было обнаружено, что для детей с синдромом Дауна полезно подождать до трех лет, чтобы начать процесс. В то время как возраст является важным компонентом готовности, родители должны учитывать и другие факторы при обучении туалету.
  2. Контроль мочевого пузыря – ребенок полностью опорожняет мочевой пузырь при мочеиспускании и остается сухим не менее полутора часов в течение дня.
  3. Предсказуемый характер стула. Испражнения ребенка следуют регулярному и предсказуемому образцу.
  4. Двигательные навыки. Ребенок демонстрирует способность самостоятельно ходить в туалет и выходить из него и брать предметы.
  5. Поведение. Ребенок может удобно сидеть на унитазе (или на горшке) в течение двух-пяти минут. Ему или ей может быть разрешено смотреть на любимые книги или играть с любимыми игрушками, сидя на унитазе.
  6. Готовность к обучению. Ребенок может выполнить несколько простых указаний (например, сесть).
  7. Указывает на потребности. С помощью выражений лица, поз, жестов, картинок или слов ребенок показывает, что ему нужно в туалет.

Шаг 2: определение вашей готовности

Перед началом программы приучения к туалету родители должны быть готовы посвятить время и усилия реализации эффективной программы. Если их ребенок демонстрирует необходимые признаки готовности, но их собственные графики не позволяют ему отводить столько времени, сколько необходимо, чтобы водить ребенка в туалет по постоянному расписанию каждый день, они могут подумать о том, чтобы подождать, пока их графики позволят время.

Ниже приведена форма, которая поможет родителям оценить способность ребенка контролировать мочевой пузырь, способность демонстрировать потребность в мочеиспускании и характер мочеиспускания. Каждые 30–60 минут родители должны проверять подгузник ребенка. Затем они могут поставить галочку в каждом соответствующем временном интервале, который ребенок указал на необходимость пойти. Они должны хранить данные в течение двух недель. Если по прошествии двух недель карта показывает, что их ребенок постоянно оставался сухим в течение как минимум полутора часов, постоянно указывал на необходимость идти и демонстрировал характер мочеиспускания, то ребенок может быть готов к приучению к туалету.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *