Содержание
Как помочь ребенку решить проблему запора: социальные или психологические причины
По мере взросления ребёнка появляются новые причины возникновения запоров. Теперь помимо неправильного питания спровоцировать задержку стула могут и психологические факторы, связанные с изменением социального статуса маленького человечка1.
Общеизвестно, что очень многие дети стесняются ходить в туалет «по-большому» в общественных туалетах детских садов и школ. Они подавляют позывы, ожидая возвращения домой. Вынужденная задержка стула вызывает у ребёнка боли и спазмы в животе и, конечно, приводит к психогенному (психологическому, социальному) запору1-3.
Психологические причины запоров у детей
У новорождённых возникает физиологическая задержка стула4, в то время как у ребёнка двухлетнего возраста и старше может наблюдаться социальный запор3. У малышей от 2-х до 4-х лет довольно часто появляется боязнь сходить в туалет после болезненного очищения кишечника2. У малыша возникает психогенный запор, когда он начинает сдерживать позывы, и никакие уговоры в этой ситуации ему, скорее всего, не помогут5.
Причины психологического запора у ребёнка в 2 года и позже6,7:
- Пережитый стресс или резкие потрясения. Это может быть переезд на новое место, рождение в семье братика или сестрёнки, длительная поездка. Если не обращать внимания на состояние малыша, стресс может стать хроническим.
- Эмоциональная травма. Её малыш получает при разлуке с мамой, при попадании в больницу, при виде смерти близкого родственника и так далее.
- Страх боли. Если у малыша постоянно возникает болезненный стул, он начинает бояться следующего акта опорожнения кишечника.
- Чувство стыда. Взрослые часто ругают ребёнка за испачканное бельё, из-за чего он постоянно испытывает чувство вины.
- Протест. Начиная с раннего возраста у малыша могут появляться сложности в отношениях с родителями. Он капризничает, не слушается, конфликтует, делает многое вопреки.
В результате начинаются проблемы с пищеварением, ребёнку становится больно ходить в туалет, появляется психологический запор. Малыш боится, что так теперь будет всегда. Поэтому он терпит до последнего и, конечно же, может сходить по-большому в штаны. Страх провоцирует новый психологический запор у ребёнка, так как он не понимает, почему ему больно. Это самая частая причина социального запора у ребёнка. И если не предложить малышу помощь, данная проблема со временем только усугубится5,8.
У некоторых детей страх не настолько сильный, поэтому со временем проходит сам по себе. Но у других малышей психологический запор переходит в хроническую форму, которая нередко приводит к нарушению работы пищеварительного тракта и даже возникновению ряда заболеваний и осложнений8,9.
Проблема требует долгой и терпеливой работы всех членов семьи. Необходимо начинать лечение даже при обычной задержке стула, особенно при наличии болезненной дефекации. Она должна стать такой же естественной привычкой, как приём пищи, сон, прогулки2.
Почему у ребёнка запор: факторы, приводящие к его формированию
Как только малыш получает негативный опыт похода в туалет, у него на психологическом уровне закрепляется связка «дефекация = боль, стыд, дискомфорт». Помимо перечисленных выше причин существует ряд дополнительных факторов, по которым у ребёнка появляется запор5,6:
- насильственное приучение к горшку;
- чрезмерная опека со стороны других членов семьи;
- неприятные воспоминания, связанные с опорожнением кишечника;
- насмешки и издёвки со стороны брата или сестры дома либо со стороны других детей в детском саду;
- дискомфорт при посещении общественных туалетов;
- принуждение со стороны взрослых делиться с другими детьми игрушками, книжками, едой.
Считается, что в первые три года жизни частота детского стула должна быть не менее 6 раз в неделю10. Симптомы психологического запора у ребёнка похожи на симптомы обычной физиологической задержки стула. К ним относятся11:
- стул менее 2 раз в неделю;
- натуживание;
- твёрдый фрагментированный кал;
- болезненное испражнение;
- большое количество каловых масс в прямой кишке;
- чувство неполного опорожнения;
- боли и вздутие кишечника.
Взрослые часто не понимают природу детского запора, не обращают внимания на симптомы и снова совершают ошибки, которые изначально привели к социальному запору у ребёнка7.
Постоянные запоры у ребёнка: кто попадает в группу риска?
Родителям следует обращать внимание на постоянные запоры у ребёнка. В группу риска попадают следующие дети2,7,12:
- не желающие садиться на горшок даже при постоянных уговорах;
- отказывающиеся от похода в туалет в детском саду;
- прячущиеся от родителей при попытке заставить их сходить в туалет;
- испытывающие страх перед унитазом;
- малыши, у которых наблюдаются сложности при обработке сенсорной информации: они боятся испачкаться, не хотят прикасаться к различным текстурам и так далее;
- дети, которые ходят только в памперс.
Несвоевременная диагностика социального запора у ребёнка может усугубить его состояние, а при наличии сопутствующего заболевания даже навредить. Поэтому родителям обязательно нужно знать, как помочь ребёнку при запоре самостоятельно либо с привлечением психолога8.
Что делает психолог, если у ребёнка запор?
Как помочь ребёнку, у которого наблюдается психологический запор? Для начала психолог задаёт множество вопросов, которые на первый взгляд могут показаться странными. Таким способом специалист выявляет причины, с которых начался психологический запор у ребёнка. Он проводит беседы с родителями, чтобы составить общее представление о семье, её образе жизни, ценностях, других важных моментах, которые могли спровоцировать детский запор8.
Психолог помогает преодолевать эмоциональные и поведенческие трудности с помощью специальных методик. Он исследует психические параметры малыша, его отношение к людям и различным ситуациям. Специалисту важно получить положительную обратную связь, чтобы в итоге помочь малышу вылечиться, решить его проблему. Грамотная консультация поможет родителям закрепить результат в домашней обстановке8.
Как лечить психологический запор у ребёнка?
В ситуации, когда запор или задержка стула у ребёнка вызвана психологическими причинами, вам нужно, во-первых, обеспечить малышу мягкий безболезненный стул и, во-вторых, поддержать малыша. Вы можете помочь ему поверить в то, что поход в туалет пройдёт безболезненно13. Возможно, на некоторое время придётся отказаться от посещения сада. Прежде чем прибегнуть к лечению запоров у детей, начните с соблюдения следующих рекомендаций2,14-16:
- Наладьте правильный рацион. Он должен содержать много овощей, включать свекольные супы и салаты, которые облегчат проблему запора. Откажитесь от сладостей и печенья. Кормите детей легкоусвояемыми продуктами, в которых есть нужное количество энергии. Такая пища обеспечит детский организм питательными веществами.
- Давайте малышу напитки: подойдут тыквенный сок, компот из кураги и чернослива. Лучше всего их пить до еды или через полчаса после неё. При психологическом запоре у ребёнка используйте только однодневный кефир. Больше давайте пить простой воды.
- Не усугубляйте проблему, не заостряйте на ней внимание малыша. Будьте тактичны. Не спрашивайте постоянно у него, хочет ли он в туалет. Если он боится или стесняется, то обязательно ответит «нет».
- Играйте с ребёнком его игрушками в тематические игры. Проигрывание сюжета во время ролевых игр — очень эффективный способ решения многих психологических проблем у детей. Можно использовать игрушечные предметы туалетной комнаты и проецировать ситуацию на куклы и мягкие игрушки.
- Не ругайте малыша и не показывайте ему, что вы расстроены. Вы только усугубите проблему. Ведите себя позитивно. С улыбкой меняйте грязные штанишки или давайте полезную еду.
- Больше объясняйте, давайте полезную информацию в понятной и доступной форме. Рассказывайте детям о строении тела, о разных процессах, которые происходят в организме.
- Рассказывайте тематические сказки. Придумывайте их сами или подберите на соответствующих сайтах.
- Играйте с пластилином. Мните пластилин, лепите фигурки и катайте шарики вместе с малышом, пока он сидит на горшке. Это очень помогает общей релаксации, а также расслабляет сфинктер.
- Предупредите взрослых (учителей и воспитателей, с которыми остаётся ребёнок) о существовании такой проблемы, а также о психологических причинах запора у вашего малыша. Не настаивайте, чтобы он обязательно ходил в туалет в детском учреждении.
- Купите новый горшок. Возможно, ребёнок не воспринимает старый, поэтому дайте ему возможность поучаствовать в выборе горшка вместе с вами. Либо замените горшок накладкой на унитаз и сделайте смыв воды в нём весёлым ритуалом.
Многие родители задают вопрос, что дать ребёнку от запора, если диета и физическая активность не приносят результатов. Для лечения запоров у детей можете попробовать мягкое слабительное Дюфалак®.
Дюфалак® обладает двойным действием17:
-
Мягко очищает кишечник. -
Нормализует его микрофлору за счёт пребиотического действия.
Таким образом, Дюфалак® не просто разово очищает кишечник, а восстанавливает его правильную работу и нормализует регулярный стул на длительное время17,18.
Дополнительные преимущества Дюфалак®:
- обладает высоким профилем безопасности и минимальным риском возникновения аллергических реакций, поскольку содержит только лактулозу и очищенную воду17;
- разрешён детям с рождения, беременным и кормящим мамам17;
- не вызывает привыкания*, поэтому его можно принимать без ограничений по длительности18,19.
Важно не демонстрировать сыну или дочери, что вы расстроены из-за этой проблемы. Для формирования у малыша чувства безопасности необходимо сохранять здоровый эмоциональный фон. Не спрашивайте постоянно, хочет ли ребёнок в туалет. Лучше объясните ему, что он делает нужное и полезное дело, и обязательно похвалите за результат. Будьте тактичны, терпеливы, веселы, покажите малышу, что поход в туалет – это вовсе не сложный, а совершенно естественный процесс.
У ребёнка запор — что делать? | Мел
Новогодние праздники — это удар не только по кошельку, но и по здоровью, даже детскому. Бесконечное количество сладостей и выпечки нередко приводит к неприятностям с животом у детей. Как быть в этом случае и можно ли этого избежать, разбираемся с детским гастроэнтерологом Ольгой Горячевой.
Вопрос. У ребенка после всех новогодних застолий начался запор. Как ему можно помочь и в каком случае стоит обращаться к врачу?
Ответ.
С младенцами на исключительно грудном вскармливании все просто: они имеют полное право не ходить по-большому довольно долго. Это значит, что грудное молоко полностью усваивается, и запором это не называют — при условии, конечно, что отсутствие дефекации не доставляет ребенку никакого дискомфорта. Но как только ребенок переходит на общий с родителями стол, стоит внимательно следить за тем, с какой периодичностью ребенок ходит на горшок и как происходит этот процесс.
Что должно насторожить родителей?
- нерегулярный стул раз в несколько дней;
- заигрывается и отказывается идти на горшок/унитаз по- большому;
- плотные каловые массы при дефекации или так называемый овечий стул. То, что бабушки называют «какает, как коза»;
- зажимается перед дефекацией;
- боится проводить дефекацию;
- просит уединения и говорит: «Я сам-сам, но потом», —максимально откладывая этот процесс;
- боли в животе.
Все это яркие признаки хронического запора. Если вы наблюдаете у ребенка 2–3 симптома, обязательно нужно посетить гастроэнтеролога.
Однако чаще все-таки дети сталкиваются с острым запором. Как правило, это случается в череде праздников, и новогодние каникулы не исключение. Выпечка, обилие сладостей, салатов с майонезом, газировки — и вот уже у ребенка болит живот и он не может сходить в туалет по-большому.
Как помочь ребенку?
- Вернуть в рацион привычный объем клетчатки. Фрукты, овощи, ягоды, цельнозерновые продукты. Это значит, что между белым и серым хлебом мы выбираем второй вариант.
- Увеличить питьевой режим. Речь, разумеется, о чистой воде, а не о соках или газировке. Если ребенок привык к сокам, то выбираем соки с мякотью или самостоятельно готовим ему смузи, а еще лучше — предлагаем фрукт.
- Увеличить физическую нагрузку. Прогулки, коньки, лыжи — любое движение улучшает перистальтику кишечника.
- Начать делать упражнения на укрепление мышц тазового дна. Приседания, кувырки, прыжки, повороты — все это поможет запустить моторику кишечника.
Если в течение 2–4 дней не удается справиться с запором, то можно поставить ребенку глицериновую свечу — это международная рекомендация по лечению запора. А после обратиться к гастроэнтерологу для подбора слабительного средства. Самостоятельно пичкать чем-то ребенка не стоит. И пытаться напоить его натощак растительным маслом и использовать вазелиновое масло тоже ни в коем случае нельзя.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Изображение на обложке: Shutterstock / Irina Wilhauk
У моего пятилетнего сына большие проблемы с хождением в туалет – The Irish Times и номер два настолько, что я чувствую, что это оказывает большое влияние на его жизнь и благополучие.
С медицинской точки зрения в нем нет ничего плохого, в том смысле, что когда он идет, все нормально, но проблема в том, что он идет.
Он может часами не заниматься писеями и пару дней не делать двойки. У него здоровая диета, и он любит свою еду, так что опять же, это не связано с этим. У него выработалась привычка вжиматься так сильно, что его тело напряглось, и он подносит руку к лицу и щелкает пальцами, как будто чтобы отвлечься. Это может продолжаться часами, и он будет делать это, когда сидит или стоит.
Я пытаюсь усадить его и поговорить с ним на случай, если его что-то конкретно беспокоит. За последние несколько месяцев произошло много изменений, таких как проблемы с адаптацией в школе в сентябре и трудности во дворе.
Я также вернулся к работе на три дня в неделю, и впервые за ним присматривает няня. Кроме того, у него есть 2,5-летний брат, который очень требователен и с удвоенной силой проходит через ужасные двоечки, и это определенно его расстраивает.
ПОДРОБНЕЕ
Я чувствую, что проблемы обострились особенно в последние шесть месяцев и теперь привели к несчастным случаям в его нижнем белье. Я буду честен и скажу вам, что я плохо справляюсь с «несчастными случаями», особенно с пятилетним ребенком! Несчастные случаи никогда не случались в школе или с няней, только дома.
Я был бы очень признателен за вашу помощь и совет по этому поводу, поскольку я не знаю, как помочь своему сыну, и я чувствую, что это приведет к проблемам со здоровьем, если это продолжится.
ОТВЕТ
Постоянные проблемы с посещением туалета детьми старше пяти лет являются очень распространенной проблемой, хотя о ней мало говорят. К сожалению, у многих детей появляется привычка «задерживать» и избегать использования туалета, в основном для дефекации, хотя иногда и для мочеиспускания.
По моему клиническому опыту, причина почти никогда не связана с эмоциональными реакциями на потенциально стрессовые события, как вы описываете в своем вопросе, например, изменения в уходе за ребенком или ревность к новому брату и т. д. (хотя многие специалисты часто ошибочно предлагают это.)
Хотя проблемы с туалетом, конечно, могут быть эмоционально напряженными (не говоря уже о грязных) как для родителей, так и для ребенка, стресс является результатом, а не причиной проблемы.
Почему у детей проблемы с туалетом
Дети могут привыкнуть «держаться» и избегать туалета по разным причинам. Иногда у них есть память о дискомфорте или боли при дефекации из-за запора, что означает, что они подсознательно «держатся», чтобы избежать повторения этого болезненного опыта.
Иногда у них есть специфический страх перед использованием туалета в определенных местах (например, в школе или дома) или у них есть очень «жесткие» ритуалы того, как они ходят в туалет (всегда хотят делать это в подгузнике и т. д.).
Часто некоторые маленькие дети еще не полностью приучены к туалету и, таким образом, все еще учатся правильно пользоваться туалетом. Как только ребенок привыкает «держать», это может вызвать вторичные проблемы, такие как запоры, которые могут привести к несчастным случаям. В случае дефекации несчастные случаи обычно являются результатом сильного запора, когда ребенок теряет контроль над своим кишечником, так что фекалии вытекают — в этот момент он больше не может справляться, когда он идет.
В первую очередь, помогая своему сыну, нужно признать, что проблема возникла не по его вине, и проявить понимание в своей реакции. Второй шаг к устранению основного запора, а затем к положительному поощрению хороших привычек к туалету. Это может занять много терпения в течение длительного периода времени.
Лечение запоров
Доктор Стивен Ходжес, детский уролог, считает, что невыявленные и нелеченые запоры являются причиной номер один продолжающихся несчастных случаев с туалетом у детей, достаточно взрослых, чтобы полностью приучиться к туалету (например, в возрасте пяти лет и старше). В своей книге Это не случайность и на своем превосходном веб-сайте для родителей bedwettingandacidents.com он описывает, как можно оценить и лечить запор, который обычно требует систематического использования слабительных средств в течение длительного периода времени (обычно несколько месяцев).
Проконсультируйтесь с медсестрой или врачом общей практики по поводу обследования и лечения вашего сына. В некоторых детских больницах Ирландии есть специализированные туалетные клиники, которые могут помочь. В Великобритании также существует отличная благотворительная организация, помогающая детям с проблемами мочевого пузыря и кишечника — www.eric.org.uk, у которой есть отличная информация и телефон доверия.
Помогите вашему сыну выработать хорошие привычки
Помимо борьбы с запорами, важно приучать вашего сына к правильному использованию туалета. В своем вопросе вы говорите, что он не «держится» в школе, значит ли это, что он там иногда нормально ходит в туалет? Стоит ли наблюдать или узнавать, что происходит в эти удачные времена? Когда он обычно ходит в туалет дома, что конкретно тогда происходит? Как он это делает? Это может дать вам некоторые подсказки о том, как помочь ему.
В двух словах, цель состоит в том, чтобы повысить его комфорт, помогая ему расслабиться. Установите хороший распорядок посещения туалета, возможно, в определенное время утром после завтрака, когда нет давления. Сделайте это веселое расслабленное время, возможно, почитайте вместе в туалете или даже поиграйте музыку и т. д. Помогите ему принять расслабленную позу, используя скамеечку для ног, чтобы он находился в расслабленном положении на корточках.
Подумайте, что может сделать пребывание в туалете веселым и расслабляющим. Я часто рекомендую родителям держать в туалете специальные пузыри, и вы можете выдувать один или два вместе, когда она садится. Пузыри могут отвлечь ребенка от любого дискомфорта, а движение выдувания может даже помочь ему расслабиться и отпустить в туалет.
Есть также несколько хороших книг, таких как Ночное недержание мочи и Несчастные случаи не по вашей вине Стива Ходжеса, которые вы можете прочитать вместе с сыном, чтобы помочь ему понять, что вам нужно для решения проблемы вместе.
Доктор Джон Шарри — социальный работник, психотерапевт и один из разработчиков программ «Родители плюс». См. solutiontalk.ie для получения подробной информации о его книгах и курсах
Мой 4-летний ребенок не будет ходить в туалет ни с кем, кроме меня, в программе «Уход и кормление» для участников Slate Plus на этой неделе.
Фотоиллюстрация Slate. Фото автора/iStock/Getty Images Plus.
Контент заблокирован для участников Slate Plus
Моя семья высасывает радость из подарков
Я обдумываю крайнюю меру, чтобы мой хрупкий подросток был счастлив
Меня тошнит от ночных ссор из-за домашних заданий — с мужем
Контент заблокирован для участников Slate Plus
Я только что обнаружил взрывоопасную семейную тайну
Уважаемый Care and Feeding,
У меня две дочери, 11 и 4 лет. Моя 4-летняя дочь приучена к горшку и будет пользоваться ванной, когда она со мной, будь мы дома, в магазине, ресторан и т. д. Однако она отказывается пользоваться туалетом с кем-либо еще, в том числе с воспитателями дошкольного учреждения и близкими членами семьи, например, с бабушкой.
Три раза в неделю она ходит в детский сад, где ее одноклассники пользуются ванной и не носят подгузники. Ванная комната, которую они используют, не обеспечивает достаточного уединения — она предназначена для детей от 3 до 4 лет и имеет лишь половину стены, чтобы учителя могли заглянуть и посмотреть, не нужна ли кому-то помощь. Есть два туалета рядом с небольшой перегородкой. Моя дочь НЕНАВИДИТ это. Она хочет полного уединения (что я полностью понимаю), но, учитывая то, как устроены школьные туалеты, она не может его получить.
Пока что решение состоит в том, что она носит трусики в школу и всегда, когда она с кем-то, кроме меня. Нам нужно, чтобы она носила трусы в школу в течение следующего года, чтобы быть готовой к детскому саду. В школе не ремонтируют туалеты. Что мы можем сделать?
— Требуется конфиденциальность
Уважаемый PR,
Хорошо, что вы пытаетесь подготовиться к новому учебному году в новых трусиках для больших девочек, но проблема вашей дочери, похоже, связана не столько с туалетом в классе, сколько с этим. отсутствие ее матери, когда она должна идти.
Когда другие люди пытаются вывести ее из детского сада, что она возражает? Всегда ли это вопрос конфиденциальности? Я полагаю, что она не получает слишком много этого во время походов в ванную с тобой. Говорили ли вы с ней об «опасности незнакомца» и о хороших прикосновениях против плохих? Это здорово — на самом деле идеально — если у вас есть , но это также могло вызвать некоторое беспокойство по поводу того, что может случиться, если кто-то увидит ее раздетой или попытается помочь ей вытереться.
Найдите способы сделать ритуал посещения общественных туалетов как можно более спокойным. Сопровождайте свою дочь и ее бабушку в местном торговом центре или библиотеке и сходите вместе. Создайте привычки, которым она и другие доверенные взрослые вне школы могут следовать, когда вас нет, например, стоять перед прилавком с открытыми ногами, разговаривать с дочерью или напевать, пока она занимается своими делами. Научите ребенка петь песенку про себя, чтобы отвлечь его от беспокойства, пока он какает; это может быть что-то простое, например «Twinkle, Twinkle, Little Star» или оригинальная мелодия. («Мэдди идет, Мэдди идет, Мэдди идет — о да!» Я не композитор, но детям нравятся мои песни, клянусь!)
Что касается школы, учителя должны следить за тем, чтобы ваша дочь ходила в туалет достаточно часто, хотя бы для того, чтобы избежать проблем с переодеванием. Спросите, можно ли запланировать время помимо обычных походов в туалет, куда она может пойти, чтобы насладиться уединением; возможно, она сможет пойти последней, как только все закончат, или просто пойти сама раньше или позже. Отправьте ее в школу со смываемыми салфетками, чтобы у нее было меньше причин нуждаться в помощи взрослых. Сходите с ней в ванную утром во время высадки, чтобы она могла чувствовать себя комфортно в этом пространстве. Если есть небольшой предмет, который она может взять с собой, чтобы отвлечься — короткую книгу, удобное одеяло или игрушку, семейную фотографию — посмотрите, примет ли это школьный персонал.