Ребёнок не умеет играть один — что мы делаем не так. И 6 способов это исправить

«Дом завален игрушками, а он не играет!» — то и дело возмущаются родители. Наш блогер, психолог Карина Рихтере, рассказала, почему дети постоянно хотят, чтобы родители играли с ними, и как сделать так, чтобы у родителей появилось хоть 10–15 свободных минут в день.

Почему ребёнок не играет один

Игра — ведущая деятельность в жизни ребенка. Через нее он учится, примеряет на себя разные ситуации и взаимодействует с окружающим его миром. Как же получается, что ребенку даже при огромном количестве игрушек неинтересно играть самому и ему постоянно требуется партнер — мама, брат или сестра, другие дети на площадке или в детском саду?

Возраст

Навык самостоятельной игры формируется у ребенка в 3–4 года. До этого возраста дети в силу особенностей развития не могут играть без участия взрослого, а те, кто может, делают это не дольше 10–15 минут, потом им требуется смена деятельности. То есть, если ваш двухлетка не играет сам, это нормально.

Нет навыка

Чтобы ребенок мог играть сам, нужно, чтобы его этому научили. Очень часто детям дарят игрушки, но не рассказывают, что это такое и как с этим можно играть.

Большой выбор

Многие родители стараются компенсировать свое небогатое на игрушки детство и заваливают ребенка машинками, детскими синтезаторами, наборами посуды, конструкторами и многим другим, что предлагает ближайший к дому детский магазин. Однако ребенку сложно ориентироваться во всем этом многообразии, и он просто не знает, с чем ему поиграть и как именно.

Недостаток общения

Если ребенок не ходит в детский сад, на какие-то занятия или мама сознательно избегает детских площадок, ему может не хватать общения со сверстниками, и игры он будет предпочитать совместные, а не самостоятельные.

Кстати, с работающими родителями то же самое: ребёнку не хватает качественного общения с мамой и папой, поэтому он будет требовать этого общения, отказываясь играть самостоятельно. В этом случае отказ от самостоятельной игры — крик о помощи и требование удовлетворить потребность в общении с родителями или сверстниками.

Чрезмерный контроль

Часто взрослые, особенно те, кто одержим ранним развитием и считает, что после трех поздно, вмешиваются в естественный ход игры. Они предлагают посчитать количество предметов, с которыми играет ребенок, описать их качество или сгруппировать их по определенному признаку. Часто взрослые прерывают игру рассказами о том, как обращаться с той или иной игрушкой. Например, не разрешают животным с фермы пить чай или ходить в гости друг к другу — ведь эта игра предназначена для того, чтобы ребенок понял, как устроена ферма. Конечно, после таких лекций ребёнок играть сам уже не будет: он привыкнет к постоянным подсказкам и инструкциям.

Особенности развития

Некоторые дети осваивают навыки самостоятельной игры позже других. Это не повод бить во все колокола и искать у ребенка какие-то отклонения в развитии. Однако стоит внимательнее следить за поведением сына или дочери и при необходимости проконсультироваться с неврологом или психологом. Некоторые дети не могут овладеть определенными играми самостоятельно. Например, дети с расстройством аутистического спектра плохо играют в ролевые и сюжетные игры и не умеют взаимодействовать с другими людьми.

Какой бы ни была причина, по которой ребенок не хочет играть самостоятельно, есть несколько простых способов исправить ситуацию.

Учим ребенка играть

Несмотря на то что, игра нормальна и естественна для ребенка, для формирования полноценного навыка и прокачку самостоятельной активности и свободной игры на первых этапах необходимо участие взрослого. Какое? Рассказываю:

Сформировать безопасное пространство

О безопасности должен думать взрослый, поэтому в пространстве для игр не должно быть опасных для ребенка предметов. Уберите все, что может причинить вред — острые предметы, электроприборы, бытовую химию и т.  д. На розетки, двери и ящики поставьте специальные заглушки и блокираторы. Если ребенок играет на кухне, пока вы готовите обед, следите, чтобы среди посуды или продуктов не было опасных, а сын или дочь не сидели близко к плите.

Ограничить количество игрушек

Если количество игрушек в доме достигло немыслимых пределов, время провести ревизию. Сначала отберите всё, что пришло в негодность, с чем ребенок не играет и что не подходит ему по возрасту. Сломанное без сожаления выбросьте, те, из которых он вырос, отдайте, а до которых не дорос, отложите.

Оставшиеся разложите по группам: предметы, мягкие, куклы и фигурки, конструкторы, развивающие и т. п. Из каждой группы отберите 1–2 игрушки и сформируйте соответствующие наборы. Один оставьте в свободном доступе, остальные уберите. Периодически меняйте комплекты, обновляйте и пересматривайте их содержимое.

Играть вместе

Когда у ребенка появляется новая игрушка, показывайте ему, как с ней обращаться и для чего она придумана. Но не ограничивайте фантазию ребёнка обозначенным в инструкции функционалом. Пусть он под вашим присмотром придумает, как еще её можно использовать.

Поощряйте такие игры и не заставляйте ребенка играть только по заранее предложенным правилам. То же самое касается и ролевых или сюжетных игр. Пусть ребенок использует своих персонажей или придумывает для них новые сюжеты! В «Репке», например, помогать бабушке и дедушке могут не только кот и собака, но и Скай из «Щенячьего патруля» или тираннозавр.

В играх со сверстниками или родителями важно не столько объяснять правила, сколько научить соблюдать договоренности. Если вы договорились, что вместе собираете пазл и ребенок подбирает кусочки, а вы складываете, изменять правила можно только по взаимной договоренности.

Проводить время с ребенком

Если вам совсем не нравится играть, лучше не играть. Ребенок чувствует фальшь и натянутость, поэтому не получает удовольствия от такого времяпровождения. Часто малышу нужно лишь ваше номинальное присутствие — важнее видеть вас в поле зрения и понимать, что он не один. Это тоже можно использовать. Например, разрешать ребенку играть с кастрюлями или ложками, пока вы готовите обед, или принести игрушки из комнаты и выделить пространство для игры рядом с вами.

Если ребенку не хватает времени, проведенного с вами, но вам не нравится играть, замените это на любую другую совместную активность — прогулки, поделки, чтение, рисование и т. д.

Общаться с другими детьми

Если вы против детских садов на полный день и не хотите ходить на площадки, найдите группы кратковременного пребывания или какие-то кружки, которые работают по вальдорфской или Монтессори-методике. В них педагог ориентирован на удовлетворение потребности ребенка и формированию навыков самостоятельной игры. При планировании режима дня ребенка обязательно закладывайте время на свободные игры — время, когда сын или дочь могут делать все, что им хочется.

Учитывать интересы ребенка

Часто мы покупаем игрушки не для ребенка, а для себя. Мы считаем, что мальчики предпочитают мячики и машинки, а девочки — кукол, посуду и украшения. Но на самом деле вашему сыну может нравиться готовить или устраивать чаепития с игрушками, а дочери — собирать конструкторы или проводить гонки. Разрешите ребенку самому выбирать себе игрушки. Так он сможет сам принимать решения и играть в то, что ему действительно нравится.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock / Nina Unruh

Что делать, если ребенок не хочет играть один: советы психолога — Parents.ru

Воспитание

Фото
Katarzyna Bialasiewicz/Photographee.eu/Getty Images/iStockphoto

детский психолог

Играя в одиночестве, ребенок получает особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Но, оставаясь наедине с самим собой, он должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Ведь в большинстве случаев сложность не в том, что малыш не может придумать, чем ему заняться, а в том, что он не слишком уверенно чувствует себя без маминого присутствия. Некоторые дети словно «забываются», погружаясь в игру, в это время их совершенно не интересует местонахождение родителей. Малыши абсолютно безмятежны, поскольку уверены, что мама рядом и никуда не исчезнет, пока они самозабвенно играют.

Но многие дети, оставшись в одиночестве даже на короткое время и утратив возможность вас контролировать, чувствуют сильную тревогу. Одиночество актуализирует и обостряет страхи. Это естественно. Именно поэтому предоставленный сам себе ребенок не может сосредоточиться на игре, поскольку ему необходимо поминутно убеждаться в том, что кто-то из взрослых рядом, в шаговой доступности. Отсюда и бесконечные просьбы поиграть вместе: малыш чувствует себя в безопасности, только когда вы с ним. Конечно, через какое-то время он станет самостоятельным и автономным и сможет спокойно переносить одиночество. Но ребенку понадобится поддержка, для того чтобы научиться обходиться без вашей помощи в процессе загона машинки в гараж или организации обеда для кукол.

Личная жизнь

Фото
Alistair Berg/Getty Images/Digital Vision

В возрасте 2–4 лет ребенок начинает постепенно понимать, что он — отдельная личность, учится не оборачиваться к вам, когда спрашивают его имя, а отвечать самостоятельно. Он постепенно обретает индивидуальность, а этот процесс требует от него огромных затрат энергии. Это сложный период, ребенок будто раскачивается на качелях, то приближается к вам, не желая расставаться ни на минуту, то отдаляется, пробуя свои силы в независимом поведении. Это трудное время, когда одновременно он хочет оставаться малышом на маминых коленях и становиться взрослым, самостоятельным, умелым, проявлять инициативу. Он может всерьез тревожиться из-за столь противоречивых желаний, его боязнь одиночества усиливается, он чувствует себя неуверенно, поэтому ему необходимо больше вашего внимания, чем обычно.

Малышу недостаточно собственных ресурсов, чтобы справляться с такими важными переменами. Отказываясь играть один, он как бы сообщает вам: «Папа, мама, я еще не совсем комфортно чувствую себя сам с собой». Либо у него складывается впечатление, что вы уделяете ему недостаточно внимания. Существует множество причин, объясняющих его чувство незащищенности. Важно попытаться понять, что мешает малышу стать источником игровых сюжетов и фантазий для самого себя, и помочь ему преодолеть эти затруднения.

Знать меру

Фото
Getty Images/iStockphoto

Когда ваш малыш систематически зовет вас поиграть с ним, не чувствуйте себя обязанными откликнуться на его просьбу немедленно! Если вы действительно заняты или хотите немного отдохнуть, вы можете спокойно и твердо сказать ему: «Сейчас я занята и не могу помочь тебе. Я обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Вы не становитесь плохими родителями, отказывая ребенку в незамедлительном выполнении его просьбы. Вы просто даете ему понять, что вы отдельный человек, со своими потребностями, и вправе ожидать от него терпения и понимания.

Даже если маленький ребенок пока не способен обходиться без посторонней помощи, он не может быть постоянно зависим от других людей и от их присутствия. Это может усложнить его взрослую жизнь! Нам всем необходим собственный мирок, в котором мы способны получать удовольствие от уединения. Играя самостоятельно, ребенок обращается к своему воображению, он имитирует, представляет себя кем-то другим. В своей игре он может воображать себя сразу несколькими персонажами, выстраивать между ними отношения, говорить за них. Если же вы являетесь постоянным участником его игр, этот процесс несколько затормаживается.

Золотая середина

Малыш нуждается в вас, чтобы научиться играть самостоятельно.

  • Вдохновите его. Наблюдайте за ним на расстоянии и, когда заметите, что у него что-нибудь получилось, обратите на это внимание. Похвалите его постройку, уют в кукольном домике или правильно собранные паззлы. Чтобы согласиться играть в одиночестве, ребенок должен быть достаточно уверен в себе. Ему необходимо слышать, что он делает все хорошо и правильно.

  • Помогите ему найти занятие. Иногда, оставаясь в одиночестве, он не знает, чем можно заняться. Он чувствует себя растерянным перед горой игрушек, ему сложно сделать выбор. Не настаивая на определенной игре, помогите ему выбрать занятие, задавая вопросы в игровой форме. Малыш наверняка подхватит одну из ваших идей, и у него сразу же появится желание поиграть.

  • Оставайтесь неподалеку. Не стоит садиться в непосредственной близости от него, но и не удаляйтесь далеко и разговаривайте с ним, не оставляя свои занятия. Ваш голос заполнит пустоту, пугающую ребенка.

  • Проявляйте интерес к играм ребенка. Для того чтобы помочь ему сделать выбор, вам нужно уверенно ориентироваться в его игрушках и иметь представление о его предпочтениях.

Целый мир

Фото
fizkes/Getty Images/iStockphoto

Для того чтобы малыш играл самостоятельно, предложите ему большой выбор игр. К 2–3 годам в его арсенале должно быть множество разнообразных игрушек: машин, животных, кукол и всего, что к ним прилагается. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, покупая мальчикам только технику, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Ребенок познает мир во всем его многообразии, и такие искусственные ограничения обедняют его игру.

Купите для малыша домик-палатку, в которой он сможет уединяться, когда вы поблизости. Он будет чувствовать себя комфортно в таком маленьком, уютном пространстве. Предложите ему пригласить в свой домик гостей и устроить для них чаепитие. Спросите его позволения, прежде чем заглядывать к нему. Это хороший способ дать ребенку почувствовать, что он огражден от внезапных вторжений. Такой подход откроет для него еще одну приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством по собственному усмотрению.

Малыш делает первые шаги в мире логических представлений: подумайте о конструкторах и паззлах. И, конечно, цветные карандаши, краски, разноцветный пластилин, ножницы с тупыми концами и клей для самых маленьких найдут свое применение в его творчестве. И не забывайте о книгах с картинками, которые ваша кроха будет просматривать в одиночестве… после того как прочтет их вместе с вами!

Больше полезных материалов о правильном детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Наталия Богданова

Причины, по которым ваш ребенок не играет со своими игрушками (и что с этим делать – Waytoplay

Это очень распространенная сцена. Ребенок окружен игрушками, но не играет ни с одной из них. Почему? любимые люди тратят драгоценные деньги в надежде, что они вдохновят наших детей на игру, но обнаруживают, что наши надежды рушатся, когда наши дети играют не так, как мы себе представляли. основание, которое может помочь пролить свет на причину, которая может мешать развитию детской игры:

 

 

1. У них слишком много вариантов?

В большинстве случаев у наших детей не слишком мало вариантов, а их слишком много. Детей легко перевозбуждать, и наличие слишком большого количества вариантов может быть ошеломляющим и на самом деле заставит их меньше играть, потому что им нужно принять слишком много решений, чтобы даже начать. Учитывайте личность вашего ребенка, задавая эти вопросы, поскольку ответы и решения могут различаться в зависимости от ребенка. Решения этой проблемы могут заключаться в том, чтобы избавиться от определенных игрушек или вращать игрушки, чтобы их было меньше за один раз.

 

 

2. Является ли игрушка инструментом или формой развлечения?

Один из ключевых вопросов, когда я приношу игрушку домой, заключается в том, как она будет использоваться в качестве основной функции. Игрушка — инструмент или форма развлечения? Инструмент — это то, что используется для создания или изготовления чего-либо и помощи в процессе строительства. Я хочу, чтобы большинство игрушек в моем доме были инструментами, которые развивают творчество, воображение, критическое мышление, решение проблем и командную работу. Игрушка, которая развлекает, — это то, что доставляет удовольствие. Хотя всем нам иногда нравится развлекаться, главная цель того, чего я хочу для своих детей в их играх, — это не просто развлечение. Если мой ребенок провел свое или свое детство, постоянно развлекаясь, это не только тратит драгоценное время, когда ребенок мог бы быть изобретателем, архитектором, писателем, музыкантом, исследователем джунглей и многими другими вещами, но и развивает главный желание… развлечься. Вместо того, чтобы быть пассивным, я хочу, чтобы мои дети были активными и увлеченными мыслителями, творцами, решателями проблем и мечтателями. Чтобы поощрять эти вещи, я начинаю с конца и работаю в обратном направлении, чтобы представить игрушки, которые помогут развить в моих детях качества, которые будут продолжать бросать вызов и вдохновлять их на протяжении всей их жизни.

Примечание. Если вы переходите от в основном развлекательных игрушек к «инструментам», ожидайте период сопротивления, множество фраз типа «мне скучно» и даже немного разочарования по поводу того, сколько «работы» придется выполнять. весело играть с игрушками, которые заставляют их думать. Это может занять много времени, когда вы чувствуете скуку и разочарование, что-то вроде игрушечного периода «детоксикации». Хотя это неудобно как для вас, так и для вашего ребенка, продолжение курса будет стоить того, как только ваш ребенок найдет свободу и пространство, чтобы дать волю своему воображению. В течение этого периода им потребуется МНОГО поддержки, больше времени, когда вы будете играть параллельно с ними, и творческих приглашений играть, пока этот тип игры не станет более естественным.

 

 

3. Есть ли свободное место для игры с их игрушками?

Вопрос может показаться глупым и каверзным для родителей маленьких детей (которым иногда кажется невозможным держать любую поверхность «чистой» даже на короткое время), но имея какую-то пустую, открытая площадка имеет решающее значение для того, чтобы у детей было пространство для воображения, строительства, исследования и хорошего самочувствия. Я не имею в виду огромное пространство, просто какое-то пространство на полу в какой-то комнате, где у них есть свобода действий и пространство для передвижения. Избавление от моего журнального столика было лучшим, что я когда-либо делал для своего игрового пространства, поскольку он позволяет спонтанно танцевать, строить башни и города, а также форты из одеял и театральные постановки. Даже если другие ваши комнаты далеко не чистые, постарайтесь, чтобы хотя бы одно открытое пространство в доме было чистым… как свежий лист бумаги, ожидающий произведения искусства. Если в вашем доме нет такой области, рассмотрите возможность создания более открытого пространства в одной комнате и поставьте перед собой цель сохранить ее открытой и чистой, чтобы стимулировать игру без ограничений.

 

 4. Знают ли они, какие у них есть варианты (видят ли они их)?

Принцип «с глаз долой из сердца вон» распространяется и на игрушки. Хотя у нас есть склонность складывать игрушки в мусорные ведра, коробки и ящики, это не только мешает детям помнить, какие у них есть варианты, но и обычно приводит к еще большему беспорядку каждый день, потому что дети должны вынимать все игрушки, чтобы найти одну. . Я люблю красивые, хорошо сделанные игрушки, потому что их приятно выставлять на обозрение, и гораздо проще предоставить каждой из них место для легкого доступа и очистки. Посетите нашу доску Pinterest для хранения игрушек, чтобы найти множество красивых идей.

 

5. Соответствуют ли игрушки возрасту моих детей?»

Часто, если ребенок все больше и больше расстраивается во время игры, это происходит по одной из следующих двух причин: либо он слишком привык к игрушкам, где ему не нужно думать, и ему нужно формировать мышление роста, чтобы придерживаться «трудных ” такие вещи, как игрушки, когда им нужно решать проблемы, или другие случаи, когда ребенок просто не готов к навыкам, необходимым для игры с игрушкой. Я всегда была из тех мам, которые думают наперед и копят или просят более красивые игрушки, которые, как я знаю, будут расти вместе с моими детьми, но вместе с этим также возникает искушение подтолкнуть их к играм с игрушками, к которым они просто не готовы. с (самостоятельно). Если это относится к игрушке, некоторые варианты заключаются в том, чтобы играть вместе с ребенком и помогать ему, пока он не разовьет навыки самостоятельной игры с этой игрушкой (или брать ее только тогда, когда мы можем играть с ним), помочь ему развить некоторые навыки. ключевые навыки, необходимые для успешной игры с игрушкой и начала игры (например, научить мою дочь делать углы с помощью магнитных плиток, чтобы она могла укреплять конструкции, не давая им упасть), или убрать игрушку и повторить попытку после период времени (это мое наиболее распространенное решение). Подобно тому, как подталкивание ребенка к чтению до того, как он будет готов, может вызвать разочарование у родителей и ребенка и, возможно, отрицательное отношение к книгам в долгосрочной перспективе, та же концепция применима к игрушкам и к тому, как родители ждут, пока ребенок будет готов с точки зрения развития к игрушке. доставьте удовольствие от игры и создайте приятные воспоминания о бесконечной игре.

Какой из этих вопросов может стать препятствием для обдумывания, чтобы помочь вашему ребенку обрести новую свободу, вдохновение и порядок, в котором он нуждается, чтобы найти свой Waytoplay?

дошкольник — Четырехлетний ребенок не играет с игрушками

спросил

Изменено
6 лет, 1 месяц назад

Просмотрено
13 тысяч раз

Мой четырехлетний сын почти не играет. Я имею в виду, что обычно он играет, когда у него есть еще один ребенок, но в целом в течение недели он не играет.

Это сводит меня с ума, потому что он кажется «скучным» и постоянно надоедает мне. Он проводит большую часть дня, прыгая между нашими двумя диванами. Кажется, это то, что он делает для развлечения.

У него нет особых потребностей, он просто не умеет играть.

  • дошкольник
  • игрушки
  • играть

1

Похоже, он общительный ребенок с большим количеством энергии. Как часто он встречается с другими детьми? Как часто он выходит на улицу? Мой почти трехлетний ребенок играет с игрушками, но, честно говоря, ему больше нравится «прыгать вокруг» или на улице. Дети уникальны, и некоторые из них больше склонны к творческой игре с игрушками, в то время как другие склонны к социальной игре.

В целом, похоже, что ваш конкретный ребенок нуждается в большем социальном внимании, будь то от вас или от других. Пригласите его в игровые группы, пригласите друзей и т. д., когда сможете.

В то время, когда он должен оставаться один в доме, например, когда вам нужно приготовить/убрать/что-то еще, подумайте о том, чтобы заставить его делать то, что он может делать вместе с вами. Если вы загружаете посудомоечную машину, он, вероятно, может помочь — мой старший загружает посудомоечную машину с 2 лет (со всей стеклянной / фарфоровой посудой). Если вы готовите, он может помочь замесить тесто или соус.

Если вы делаете что-то, в чем он не может участвовать, подумайте о том, что позволит ему быть рядом с вами и позволит вам поговорить с ним. Может быть, он умеет делать пластилин или раскрашивать за кухонным столом; вы можете поговорить с ним, пока вы работаете над тем, что он делает. Возможно, вам придется поначалу работать с ним более непосредственно — заставьте его думать об этой деятельности как о социальной деятельности. К четырем он, вероятно, уже может «читать» вам книги, по крайней мере те, которые выучил наизусть; попросите его сделать это вслух.

1

Трудно сказать по малой информации. Причин тому может быть несколько:

  • Вашему сыну не хватило возможности испытать социальное взаимодействие, чтобы научиться веселью, или он имел несколько довольно травмирующих (с точки зрения ребенка) переживаний. Возможно, вы захотите поговорить с ним и попытаться выяснить, что его действительно беспокоит. Если он просто не ценит это, или если есть что-то, чего он боится.

  • Если он постоянно повторяет одно и то же банальное действие, это может указывать на легкий аутизм. Дети, у которых есть эта «альтернативная точка зрения», гораздо больше сосредотачиваются на нескольких вещах, игнорируя другие общие вещи, которые, как вы ожидаете, будут интересны ребенку в этом возрасте. Вы можете обратиться к врачу, чтобы проверить его. Если это действительно причина, то не о чем беспокоиться, потому что, если вы не заметили этого самостоятельно, то аутизм настолько незначителен, что он окажет лишь незначительное влияние на развитие вашего ребенка. Однако это хорошо знать, так что вы можете поддержать его должным образом.

  • Слишком много телевизора (не знаю, имеет ли это отношение к вашему делу). Чрезмерное количество просмотров телевизора притупляет ум и не стимулирует ту часть мозга, которая необходима для генерации идей о том, как развлечь себя (творчество). Ребенок, который проводит слишком много времени перед телевизором, поймет, что развлечение подано, и ему/ей нужно просто сидеть и ждать, и в конце концов он просто будет делать это и ничего больше, кроме некоторых очень тривиальных вещей, таких как отскок назад и сила.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *