Содержание
Ребенок не слушается родителей в 1,5, 2, 3 или 4 года
Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.
Педагогические проблемы глазами медика
К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале — с самого рождения.
Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей — найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.
Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.
Истерики
Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ — это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.
Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит — нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется — положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап — самый сложный.
Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом — все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.
Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо — он рефлекторно сделает вдох.
Физические наказания
Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.
Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту — родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.
Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.
Поставить малыша в угол — достаточно разумный способ наказания.
Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года — 3 минуты, 5 лет — 5 минут).
В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни — прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.
Советы доктора Комаровского
Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку — нельзя, попой на холодный кафель — нельзя.
Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.
Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.
Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это — отличная профилактика детских исдетских терик.
Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям! ), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.
Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны — единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.
Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.
приучаем ребенка к горшку » Новости Ижевска и Удмуртии, новости России и мира – на сайте Ижлайф все актуальные новости за сегодня
29 сентября 2016 16:21
Дети
Почему чем позже, тем лучше?
архив редакции
Нет ни одного ребенка, который бы не научился самостоятельно ходить на горшок. Однако большинство родителей, бабушек и дедушек уверены: чем раньше это случится, тем лучше. В каком возрасте малыш по-настоящему готов к горшку? И как облегчить процесс привыкания? Разбираемся вместе с нашим постоянным экспертом – детским врачом, кандидатом медицинских наук, популярным телеведущим Евгением Комаровским.
Чего не нужно делать?
Нет такой мамы, которая не мечтала бы, чтобы ее чадо как можно быстрее распрощалось с подгузниками. Отсюда – многочисленные попытки научить малыша, которому нет еще и года, справлять нужду «по-взрослому». Причем иногда кажется, что эти попытки увенчались успехом, и ребенок действительно ходит в туалет сам. Однако такое поведение родителей абсолютно неправильно. Почему?
Евгений Комаровский
детский врач, кандидат медицинских наук, популярный телеведущий
«Не нужно ориентироваться на других! Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи»
– Многие родители, терпеливо высаживая ребенка на горшок, добиваются того, что он в 10, 9, 8, даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по-большому исключительно после «а-а», – пишет Евгений Комаровский. – И в этом нет ничего удивительного. Многократным «пи-пиканьем» и «а-аканьем» несложно добиться возникновения условного рефлекса , только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется. Цепочка должна быть другой: не «пи-пи» – наполнение пузыря – мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Более того, такие детки на втором году жизни могут вообще перестать ходить на горшок, несмотря на все увещевания родных. А все потому, что именно в этом возрасте начинает формироваться естественный контроль над выделениями.
Самое главное правило приучения малыша к горшку: не нужно начинать этот процесс, пока ребенок не будет готов к нему физиологически. А произойдет это к 18-22 месяцам. Более того, до 30 месяцев, то есть практически до трех лет, ребенок вполне может ходить в подгузниках. Это норма. Можно, конечно, приучить ребенка и раньше – до полутора лет, но тогда «дорога к горшку» будет полна разочарований, слез и негатива, подчеркивает Евгений Олегович.
Как понять, что ребенок готов?
Итак, главное, что должны сделать родители, – подождать, пока малыш физиологически будет готов к «общению» с горшком. Кроме возраста, указанного выше, есть ряд признаков, на которые могут ориентироваться родители:
- Установление более или менее стабильного режима дефекации.
- Способность более 1,5-2 ч сохранять подгузники в сухом состоянии.
- Знание частей тела и названий предметов одежды.
- Знание или понимание слов «пописал» и «покакал».
- Демонстрация отрицательных эмоций вследствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках.
- Стремление (умение) самостоятельно раздеваться.
- Стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
- Способность любым способом – словом, конкретными звуками, жестами – передать родителям слово «хочу».
Если поведение малыша отвечает этим критериям, можно постепенно знакомить его с горшком.
Как приучить ребенка к горшку?
Несколько основных моментов, которые нужно учесть:
- Приучение к горшку отнимает какое-то время, причем заниматься этим нужно постоянно. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда приезжает бабушка.
- Не нужно начинать знакомство с горшком, когда в семье происходит что-то неприятное (например, родители находятся в ссоре). Хорошо, если все члены семьи будут здоровы и жизнерадостны.
- Лучше всего начинать летом, когда малышу легче снять с себя одежду, а маме – легче ее постирать и высушить в случае промашки.
- Предлагать ребенку горшок нужно в те моменты, когда вероятность «процесса» максимальна: после сна, после еды или когда вы понимаете по его поведению, что пора.
- Если все получилось – сильно- сильно хвалим. Не получилось – ни в коем случае не показываем своего разочарования. Чем больше положительных эмоций – тем лучше.
- Внимание лучше фиксировать не только на самом горшке, но и на действиях, с ним связанных: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Горшок не должен восприниматься как игрушка. И пусть он будет удобным и качественным!
- Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня.