что делать и почему это может происходить

Места в муниципальные садики в основном распределены, направления получены. Новая жизнь у 3−4-годовалых ребят стартует в сентябре, но уже сейчас пора к ней готовиться. «Комсомолка» подскажет, что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад

Анна Лукьянова

Журналист

Екатерина Кес

Детский и семейный психолог

Истерики по утрам, отказ заходить в группу, страдания по маме – многим первые дни в садике даются тяжело. Кто-то быстро привыкает, а у кого-то стресс настолько глубок, что может спровоцировать энурез, заикание, кошмары во сне, ухудшение аппетита и даже регресс в развитии.

— Подобное случается с детьми, которых повели в садик, не подготовив эмоционально, — поясняет Екатерина Кес, детский и семейный психолог (Ipsyholog.ru). — Начинать подготовку нужно заранее, за один-два месяца, чтобы ребенок потом ходил в садик с удовольствием. Легкая адаптация длится две-три недели. Средняя – месяц-полтора. Если дольше, говорим о тяжелой адаптации, даже болезненной.

Вот несколько полезных навыков для малышей и их родителей от специалиста.

1. Проводим время без мамы

Спокойно отпускать маму и оставаться без нее надолго на чужой территории – ключевой навык. Начните тренировку с коротких расставаний на 15-20 минут и постепенно увеличивайте время. Первые помощники тут, конечно, бабушки-дедушки. Но есть еще варианты:

  • знакомые или соседи, которым доверяете и у которых тоже есть малыши. Договоритесь сидеть с детворой по очереди;
  • игровые комнаты с аниматорами — такие есть в отелях, спортивных центрах, кафе;
  • «развивашки» — групповые занятия с педагогом;
  • группы кратковременного пребывания (ГКП) – туда берут детей с полутора-двух лет на 2-3 часа в день.

Совет: придумайте ритуал прощания. Он потом очень пригодится и в садике, и в любой ситуации расставания. Обмениваться воздушными поцелуями. Обниматься и шептать на ушко: «Я тебя люблю». Тереться носами. Целовать ладошку. Махать рукой в окошко.

Что почитать. «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. «Люблю. Мама» Джанет Брэдли. «Мамина улыбка» Пшемыслава Вехтеровича. «Мама спешит домой» Светланы Дорошевой. «Когда папа приходит поздно» Нобуко Итикавы.

2. Расширяем круг общения

Сад – это новые дети, с которыми нужно самостоятельно знакомиться, играть, дружить, общаться. Новые взрослые, которых нужно слушаться, не стесняться попросить о помощи. Это дома ребенка все с полуслова понимают, а в саду угадывать желания никто не станет – придется много изъясняться.

Для тренировки навыка общения чаще бывайте с малышом на разных детских площадках и в парках, где много детворы. Учите знакомиться: «Привет! Меня зовут Катя. А тебя? Давай дружить!». Быть вежливым, уметь договариваться: «Можно мне взять твою лопатку?», «Отдай, пожалуйста, мою куклу», «Давай меняться». К взрослым обращаться на «вы», по имени-отчеству – как в садике.

Совет: разучите с ребенком мирилки – короткие рифмы, которые говорят вслух, сцепившись мизинцами. Дети часто ссорятся из-за игрушек, качелей, обидных слов. Мириться не умеют, потому толкаются, плачут, бегут жаловаться. Примеры мирилок:

  • «Не дерись, не дерись, ну-ка быстро помирись!»
  • «Мирись, мирись, больше не дерись. Если будешь драться, я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья!»

Что почитать. «Азбука чувств и эмоций» Екатерины Кес. «Почему я обиделся?» (серия «Сказки про эмоции») Елены Ульевой.

Что посмотреть. Советские мультики про дружбу («Кот Леопольд», «Трям, здравствуйте!», «Крокодил Гена», «Крошка енот», «Капитошка», «Малыш и Карлсон»). Современные мультсериалы «Оранжевая корова» (в частности, серия «Мирилка»), «Дракоша Тоша» (серия «Как помирить друзей») .

3. Узнаем, как все будет в садике

Расскажите, что такое детский сад, куда мамы отводят детей. А потом подробно, в деталях, простым и понятным ребенку языком опишите, как будет проходить его день в саду. «Утром мы проснемся, умоемся, оденемся и пойдем в сад. У тебя там будет свой шкафчик с наклейкой на дверце. Ты переоденешься и сложишь одежду в шкафчик. Я тебя обниму и пойду на работу. А ты пойдешь в группу. Группа – это такая большая комната, где живет много игрушек и где детки играют. Там интересно и весело! И так далее.» И не забывайте говорить, что мама обязательно придет и заберет домой.

Заранее «подружите» ребенка с тем садиком, в который он пойдет. Прогуляйтесь рядом днем, посмотрите, как деткам интересно и весело. Вечером, когда родители забирают ребят, можно «приобщиться» к жизни сада: погулять на территории, посмотреть игрушки на верандах, качели. Познакомьте ребенка с воспитателем. Зайдите в группу, в музыкальный и спортивный залы, загляните на кухню. Посмотрите на стендах фотографии с праздников, выставки с поделками. Когда ребенок пойдет в сад по-настоящему, это место уже не будет для него незнакомым и пугающим.

Совет. Дома поиграйте с ребенком в садик. Постройте из кубиков домик – это будет детский сад. Определите, кто из игрушек будет мамами-папами, кто воспитателем, а кто – детками. И – вперед! Весь день от прихода до ухода, все как в жизни.

Что почитать
. Пособия с картинками и советами для детей и родителей «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» Карины Овсепян и «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» Ольги Громовой.

Что посмотреть. Мультики «Как Петя Пяточкин слоников считал» (к слову, уже есть и книжка про Петрика, в которой целых три истории), «Комаров», «Каприз». Кинофильм «Усатый нянь».

4. Привыкаем к детсадовскому режиму дня

Узнайте, какой режим дня в вашем саду, и постарайтесь его придерживаться дома. Начинайте рано вставать, есть и ложиться спать в определенное время. А по ходу приучайте ребенка закатывать рукава одежды перед мытьем рук, после еды относить тарелку и чашку в мойку, говорить «спасибо», самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать свои вещи.

Совет. Рассказывайте ребенку сказки, обыгрывая разные сложные ситуации: капризы, страхи, сложности, ссоры… Например, как один мальчик не хотел утром есть кашку, и его животик обиделся. А потом они помирились. Или одна девочка не хотела засыпать, поэтому фея сказочных снов не смогла к ней прилететь. Если что, в интернете есть советы, как самому сочинять такие терапевтические сказки, и идеи сюжетов.

Что почитать
. «Настя и Дуся. Режим дня» Татьяны Рожковой. «50 исцеляющих сказок от 33 капризов» Ирины Маниченко.

Что посмотреть
. Мультсериал «Малышарики» (серии про режим дня).

5. А мама готова?

Ребенок легче адаптируется к садику, если мама сможет его спокойно отпускать и заниматься своими делами. Частая картина в первые дни сентября: волнующиеся родительницы заглядывают в окна садика, прячутся за забором, наблюдая за прогулкой, нарезают круги рядом «на всякий случай»…

— Мамина тревога передается ребенку, и уж тут не сомневайтесь – малыш будет плакать и скучать на полную катушку, — предостерегает Екатерина Кес.

Так что спокойствие, только спокойствие.

Многие мамы спешат выйти на работу. Примите как факт: первые полгода, а то и год, полноценно работать не получится. Во-первых, малыши не остаются в саду сразу на полный день. Стандартная схема адаптации: сначала ребенка приводят на час-два, потом оставляют до обеда, потом на тихий час и, наконец, до вечера. Бывает, маму вызывают в сад раньше, если малыша не могут успокоить. В общем, у кого как пойдет, но обычно полный день получается не раньше октября-ноября. Во-вторых, в первые полгода-год дети часто и подолгу болеют. Если у мамы нет помощника (бабушки, няни), придется постоянно брать больничный, а работодатели этого не любят. Так что либо повремените с работой, либо обсудите с начальством варианты удаленки или выхода на неполный день.

Что почитать. «Мама на работе. Как строить карьеру и быть хорошими родителями» Анны Кравцовой. «Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы» Светы Гончаровой. «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали. Руководство по выживанию с детьми от 2 до 7 лет» Джоанны Фабер и Джули Адэр Кинг. «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад» Анны Быковой. «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» Людмилы Петрановской. «52 янины фишки адаптации в детском саду» Яны Терентьевой.

Читайте также

Капризный ребенок

Про таких говорят: «Идет на поводу у ребенка» или «У них в семье сын командует». И, казалось бы, все понимают родители, а отказать своему чаду в его капризах не могут. Почему такое происходит и что с этим делать, рассказывает психолог

Подробнее

Фото на обложке: globallookpress.com

А как вы готовите своего ребенка к детскому саду? Поделитесь своим опытом в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle

Ребенок не хочет в детский сад

Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Чего делать нельзя

  • Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
  • Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
  • Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Инесса Смык

Источники

  • Mahony M., Lean D., Pham L., Horvath R., Suna J., Ward C., Veerappan S., Versluis K., Nourse C. Infective Endocarditis in Children in Queensland, Australia: Epidemiology, Clinical Features and Outcome. // Pediatr Infect Dis J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902079
  • Khera D., Didel S., Panda S., Tiwari S., Singh K. Concurrent Longitudinally Extensive Transverse Myelitis and Guillain-Barré Syndrome in a Child Secondary to COVID-19 Infection: A Severe Neuroimmunologic Complication of COVID-19. // Pediatr Infect Dis J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902076
  • Bluhm P., Eldem I. , Abraham A., Almekdash MH., O’Suoji C. Evaluation of Pediatric Hematology Referrals at a Tertiary University Hospital in West Texas. // J Pediatr Hematol Oncol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33902065
  • Kasap Cuceoglu M., Sener S., Batu ED., Kaya Akca U., Demir S., Sag E., Atalay E., Balık Z., Basaran O., Bilginer Y., Ozen S. Systematic review of childhood-onset polyarteritis nodosa and DADA2. // Semin Arthritis Rheum — 2021 — Vol51 — N3 — p.559-564; PMID:33901990
  • Lin Z., Lin S., Neamtiu IA., Ye B., Csobod E., Fazakas E., Gurzau E. Predicting environmental risk factors in relation to health outcomes among school children from Romania using random forest model — An analysis of data from the SINPHONIE project. // Sci Total Environ — 2021 — Vol784 — NNULL — p.147145; PMID:33901961
  • Liu T., Zhang M., Rahman ML., Wang X., Hinkle SN., Zhang C., Mueller NT. Exposure to heavy metals and trace minerals in first trimester and maternal blood pressure change over gestation. // Environ Int — 2021 — Vol153 — NNULL — p.106508; PMID:33901931
  • Maxwell C., Alavifard S., Warner E., Barrera M., Brezden-Masley C., Colapinto N., Kassirian S., Madarnas Y., Srikala S., Tozer R., Yu J., Nulman I. Neurocognitive outcomes following fetal exposure to chemotherapy for gestational breast cancer: A Canadian multi-center cohort study. // Breast — 2021 — Vol58 — NNULL — p.34-41; PMID:33901920
  • Humphreys KL., Piersiak HA., Panlilio CC., Lehman EB., Verdiglione N., Dore S., Levi BH. A randomized control trial of a child abuse mandated reporter training: Knowledge and attitudes. // Child Abuse Negl — 2021 — Vol117 — NNULL — p.105033; PMID:33901759
  • Steinman KJ., Stone WL., Ibañez LV., Attar SM. Reducing Barriers to Autism Screening in Community Primary Care: A Pragmatic Trial using Web-Based Screening. // Acad Pediatr — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33901728
  • Lee AM., Lopez MA., Haq H., Yu X., Manning S., Quiñonez R., Greeley C., Bocchini C. Inpatient Food Insecurity in Caregivers of Hospitalized Pediatric Patients: A Mixed Methods Study. // Acad Pediatr — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33901727

ребенок отказывается идти в школу | Поведение при отказе от школы

Термин «отказ от школы» раньше был более или менее синонимом прогулов, ссылаясь на изображение детей, болтающихся на углу улицы или отсиживающихся в своих спальнях и играющих в видеоигры.

Хотя некоторые игры вполне могут быть связаны с этим, важно понимать, что отказ от школы — это не то же самое, что прогулка. Это вызвано не желанием повеселиться вне школы, а скорее отвращением к самой школе.

Проблемные паттерны

Время от времени все сопротивляются посещению школы, но отказ от школы — это крайний паттерн избегания школы, который вызывает у ребенка настоящие проблемы. Отказ от школы отличается от нормального избегания по ряду факторов:

  • Как долго ребенок избегает школы
  • Насколько сильно он страдает от посещения школы
  • Насколько сильно он сопротивляется
  • Насколько его сопротивление мешает его (и их семьи) жизнь

Включение всех этих аспектов важно, потому что ребенок все равно может получить отказ от школы, даже если он посещает школу большую часть дней. Я работал с детьми, которые пропустили только день или два в школе, но они опаздывали 30 раз, потому что их беспокойство было настолько сильным, что не позволяло им приходить в школу вовремя. Дети, которым отказывают в школе, также могут иметь привычку рано уходить из школы, проводить много времени в гостях у медсестры или переписываться с родителями в течение дня.

Подозрительные дни болезни

Часто дети, которым отказывают в школе, начинают сообщать о необъяснимых симптомах, таких как головные боли или боли в животе. Тревога действительно проявляется физически, поэтому их симптомы могут указывать на это. Как родитель, первое, что вы должны сделать в этой ситуации, — это показать своего ребенка педиатру; вы не хотите упускать из виду медицинскую проблему. Но, может быть, ходить в школу — это их проблема.

Иногда сопротивление посещению школы — это всего лишь маленькое пятнышко на радаре, и его можно легко исправить. Возможно, ваш ребенок болел гриппом и долгое время отсутствовал, а теперь ему трудно вернуться в школу. Внезапно они становятся прилипчивыми и беспокоятся о всех домашних заданиях, которые они пропустили.

В этом случае важно не затягивать время дома. Вместо этого вы хотите поговорить с учителем и с вашим ребенком. Вы хотите иметь возможность сказать им: «Мы говорили с вашим учителем, и он знает, что вы больны. Я знаю, ты волнуешься, но он понимает. Пора возвращаться в школу». Затем они возвращаются в школу, и часто все идет относительно гладко.

Точно так же некоторые дети в школе испытывают приступы беспокойства после каникул. Главное – как можно быстрее вернуть детей в школу.

Более серьезные проблемы

Когда отказ от школы становится серьезной проблемой — это продолжается много дней, недель или даже месяцев — вам следует обратиться за помощью. Сюда входят дети, которые ходят в школу, но посещают ее неполный день, потому что они проводят много времени в кабинете медсестры и их рано отправляют домой из школы.

Понимание проблемы

В более серьезных случаях отказа от школы первым шагом в лечении является комплексная диагностическая оценка. Хотя отказ от школы не является диагностируемым расстройством, он часто сопровождает такие расстройства, как тревога разлуки, социальная тревога, депрессия или паническое расстройство. Полная оценка помогает специалистам по лечению понять, что лежит в основе отказа от школы, что позволяет им адаптировать терапию к конкретной ситуации вашего ребенка.

Послушайте

Также возможно, что в школе происходит что-то конкретное, например, издевательства или трудный класс. Это не означает, что вы должны немедленно вмешаться и спросить своего ребенка, который не хочет идти в школу: «Кто тебя запугивает?» Но важно знать, что происходит в жизни вашего ребенка. Вы должны ожидать услышать, что из себя представляет их учитель и как продвигается домашнее задание. Вы также должны иметь представление о детях, с которыми общается ваш ребенок. Это все вещи, которые должны всплывать в повседневном разговоре. И если ваш ребенок упомянет, что что-то произошло в тот день, навострите уши и отложите все, что вы делали, и слушайте без осуждения, потому что это может быть важно.

Связь с

Медицинские работники, работающие с детьми, отказавшимися от школы, часто используют когнитивно-поведенческую терапию, которая помогает детям научиться справляться со своими тревожными мыслями и противостоять своим страхам. В то время как тревожные дети могут не согласиться, лучший способ справиться с тревожностью — это на самом деле чувствовать себя более комфортно с чувством тревожности. Детям нужна возможность увидеть, что они могут ходить в школу и что их худшие опасения не сбудутся. В этом очень эффективна экспозиционная терапия, которая постепенно возвращает детей в школьную среду. В самом начале лечения это может означать проезд мимо школы или прогулку по ее пустым залам на выходных. Оттуда дети могут посещать одно или два занятия, а затем, в конечном итоге, посещать полный день к концу лечения.

Лучше действовать на опережение и как можно быстрее поймать отказ от школы. К сожалению, чем дольше ребенок пропускает школу, тем труднее ему вернуться к рутине, потому что отсутствие очень подкрепляет. Я работал с семьями, которые описывают подготовку к школе как битву, сопровождающуюся огромными истериками. Иногда утро становится таким трудным и утомительным, что мама и папа просто сдаются и говорят: «Хорошо, оставайтесь дома; Я пойду заберу твою домашнюю работу». Это очень понятная ситуация, но опять же, если позволить ей продолжаться, дети на один день отодвинутся от того, чтобы вернуться в школу. Родителям важно знать, что чем раньше ребенок вернется в школу, тем лучше, и обращение за помощью является важным первым шагом.

Видеоресурсы для детей

Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоресурсов Калифорнийского проекта Healthy Minds, Thriving Kids.

Начать просмотр

«Воспитанник детского сада не хочет ходить в школу» Алета Солтер, доктор философии.

Воспитанник не хочет ходить в школу

Алета Солтер, доктор философии.

Вопрос:

Моему сыну в ноябре исполнится пять лет, и он недавно пошел в детский сад. Первые две недели все было нормально, без слез, но с тех пор он все меньше и меньше хочет ходить в школу. В ночь перед каждым школьным днем ​​он начинает говорить о том, как сильно не хочет идти, и умоляет меня не заставлять его идти. Когда он в школе после нескольких минут слез, с ним все в порядке, пока детям не нужно выйти на утреннюю перемену. Потом он снова начинает плакать. Учитель сказала ему, что он должен уйти, и он должен принять это, и она также дала ему «приятеля» на день, чтобы посмотреть, поможет ли это. Пока ничего не работает. Есть ли у вас какие-либо предложения, как лучше всего успокоить его страхи и облегчить сыну возможность справиться со всеми изменениями, происходящими с момента поступления в детский сад?

Ответ:

Существует несколько возможных причин нежелания вашего сына ходить в школу.

Моя первая мысль, что он может быть еще не готов к детскому саду. Ему еще четыре года, а большинству других детей, наверное, уже исполнилось пять лет. Так что он молодой детсадовец. Некоторым детям, родившимся осенью, будет намного лучше, если им дадут еще один год, чтобы они оставались дома или посещали дошкольные учреждения. Это дает им дополнительный год для созревания. Затем, когда в следующем году они пойдут в детский сад, они будут одними из старших, а не одними из самых младших детей в классе.

Другая возможность заключается в том, что ваш сын реагирует на авторитарную или угнетающую среду в школе. Учитель суров или холоден? Если да, то можно ли перевести его в другой класс? Возможно, методы обучения не подходят для его индивидуального стиля обучения. Подходит ли класс для развития? Есть ли возможности для движения, игр, практических занятий и игр? Есть ли у детей выбор? Не слишком ли много внимания уделяется академическим дисциплинам, рабочим листам и упражнениям? Учитель, использующий неподходящие методы, вполне может быть источником стресса и сопротивления для ребенка.

Возможно, у вашего сына проблемы с дружбой. Некоторым детям, особенно если они младше других в группе, трудно интегрироваться в новую группу и заводить друзей. Идея подарить ему особенного приятеля звучит как хорошая идея. Но, возможно, ему нужно время, чтобы развить индивидуальную дружбу с другими детьми в классе. Вы можете помочь, пригласив одного из его одноклассников к себе домой на игровое свидание, чтобы помочь вашему сыну подружиться в домашней обстановке. Спросите у него, кого бы он хотел пригласить, а потом договаривайтесь с родителями.

Нежелание идти в школу также может быть связано с домашней обстановкой. Есть ли какой-то необычный стресс дома? (например, недавний переезд, новый брат или сестра, развод родителей, семейная болезнь, финансовые проблемы, новая работа и т. д.?). Если в вашей семье есть какой-либо стресс, это повлияет на вашего сына и затруднит ему справляться с новыми ситуациями, такими как школа, потому что стресс увеличивает потребность ребенка в привязанности. Вполне естественно, что он будет испытывать тревогу и нежелание расставаться с вами, и ему будет трудно справляться с переменами в школе. Или, возможно, он просто чувствует, что проводит с вами недостаточно времени.

Я предлагаю вам начать с того, что внимательно выслушайте своего сына, когда он говорит о том, что не хочет идти в школу. Постарайтесь отразить его чувства и побудите его сказать вам, что именно ему не нравится и почему он не хочет идти. Если вы действительно послушаете его, он может дать вам ключ к своему нежеланию идти, и у него могут даже быть какие-то идеи для решения. Я также рекомендую провести конференцию с вашим сыном и его учителем. Вместе вы можете попытаться найти способы сделать школу менее стрессовой и более приятной для него.

Еще одно предложение для вас — понаблюдать за классом вашего сына. Возможно, вы обнаружите источник его трудностей. Возможно, вам будет полезно принять активное участие в жизни школы в качестве школьного волонтера. Если вы работаете в школьные часы, возможно, вы могли бы устроить так, чтобы класс вашего сына приезжал к вам на работу на экскурсию. Любое ваше активное участие поможет вашему сыну чувствовать себя более комфортно и безопасно в школе.

Последнее предложение, которое у меня есть для вас, это поиграть в «школу» с вашим сыном дома. Пусть он будет учителем, пока вы играете роль ребенка. Эта ролевая игра служит нескольким целям. Прежде всего, это даст вам некоторое представление о восприятии вашим сыном методов обучения и дисциплины учителя. Во-вторых, в ролевой школе у ​​вашего сына будет возможность переработать школьный опыт как эмоционально, так и познавательно. Некоторые из его страхов и трудностей, вероятно, проявятся в ролевой игре, и он сможет справиться с ними посредством игры. Если он чувствует себя беспомощным и беспокойным в школе, эта игра может помочь ему снять напряжение с помощью смеха. Это также может помочь ему почувствовать больший контроль, играя роль учителя.

В заключение скажу, что моя общая философия относительно школ такова: если ребенок не хочет ходить в школу, обычно для этого нежелания есть очень веская и законная причина. Вместо того, чтобы заставлять детей соответствовать требованиям школы, нам нужно сосредоточиться на том, как помочь школам удовлетворить потребности детей. Нам нужно искать основные причины и источники трудностей, как описано в предложениях выше.

Об Алете Солтер:

Алета Солтер, доктор философии, специалист по психологии развития, международный спикер, консультант и основатель Aware Parenting Institute. Ее книги переведены на многие языки, и она признана на международном уровне как эксперт по привязанности, травмам и некарательной дисциплине.

Осознанное воспитание — это философия воспитания детей, которая может изменить мир. На основе передовых исследований и знаний о детях
развития, Aware Parenting подвергает сомнению большинство традиционных представлений о воспитании детей и предлагает новый подход, который может коренным образом изменить отношения родителей со своим ребенком. Родители, которые следуют этому подходу, воспитывают детей умными, сострадательными, компетентными, ненасильственными и свободными от наркотиков.

Дополнительную информацию по этой теме см. в книгах Алеты Солтер, Совместная и подключенная и Приложение Play.

Последний раз эта страница обновлялась 2 августа 2022 г. Copyright © 1998–2022 Алета Солтер. Все права защищены. Никакая часть этой статьи не может быть воспроизведена или передана в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими (включая копирование на другие веб-сайты и включая переводы) без письменного разрешения Алеты Солтер.

Предупреждение/Отказ от ответственности. Информация в этой статье не предназначена для использования в качестве замены медицинской консультации или лечения. Когда у детей проявляются эмоциональные, поведенческие или медицинские проблемы любого рода, родителям настоятельно рекомендуется обратиться за компетентной медицинской консультацией и лечением. Некоторые рекомендации в этой статье могут быть неприемлемы для детей, страдающих определенными эмоциональными, поведенческими или физическими проблемами. Aletha Solter, The Aware Parenting Institute и Shining Star Press не несут ответственности перед любым физическим или юридическим лицом в отношении любого ущерба, причиненного или предположительно вызванного прямо или косвенно информацией, содержащейся в этой статье.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *