Ребенок не хочет говорить или не может?

Комсомольская правда

Дом. СемьяМама и малышМама и малыш: Воспитание и развитие

Анна ГЕРАСИМЕНКО

3 декабря 2013 13:12

Как распознать задержку речевого развития и как заниматься с ребенком дома, чтобы он скорее заговорил, рассказывает логопед-дефектолог

— Все понимаю, но пока ответить не могу…Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ

Ребенку 3 года. Не хочет говорить. Любит Машу из мультика, называет ее «маса». Еще говорит «упала» очень четко. Все понимает, но сперва хлопает в ладоши. Потом смотрит и все делает. Может это задержка развития? Ольга.

Что такое задержка развития, как эту задержку распознать, почему еще дети могут «молчать», и когда вообще ребенок должен начинать говорить? Все эти вопросы мы задали логопеду-дефектологу Детской клиники МЕДСИ Марине АГАПОВОЙ.

— В последнее время все чаще и чаще мы ставим детям диагноз «задержка речевого развития», — говорит Марина АГАПОВА. — Особенно ярко этот дефект проявляется именно к 3 годам. При нормальном развитии речи в этом возрасте ребенок уже пользуется фразой, измененной, неразборчивой, но все же фразой. Складывает слова в предложения.

От 1 года до 2 лет малыш накапливает, обзаводится своим словарем — учится и понимать, и говорить. Словарь развивается долго, усложняется, изменяется, именно из него формируются первые фразы, короткие, обычно предметно-бытовые.

Период с 2 до 3 лет — самое время крохе начинать использовать в общении фразы, да и вообще это период, когда ребенок учится общению с окружающими.

Сначала — лепетные, или измененные по структуре слова — такая временная речь! Потом они начинают звучать по два рядом, это уже начало фразы! Да, непонятной, неразборчивой, но фразы. Это каркас, который медленно но непременно обрастет словами — названия предметов (существительные), действия (глаголы), признаки (прилагательные). Сложные части речи придут позже.

Задержка речевого развития — дефект непростой. Он требует вмешательства ряда специалистов — логопеда, дефектолога, невропатолога. Но главные борцы с этой проблемой — мама, папа и семья, в которой ребенок растет!

ОТКУДА БЕРЕТСЯ На задержку речевого развития может повлиять как течение беременности и родов, так и заболевания, перенесенные ребенком до года, его моторное и речевое развитие на самых ранних этапах жизни. Преждевременные роды, гипоксия плода, асфиксия во время родов (когда ребенок закричал не сразу), стремительные роды — все это, как правило, может стать причиной появления ЗРР.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ Дети с задержкой речевого развития обычно очень активные, непоседливы, раздражительны сверх меры. Первые слова такие малыши произносят вовремя — к году — но слов мало, до 10-15, они носят лепетный или слоговой смысл.

Другая ситуация: первые слова появляются значительно позже установленных норм, после 1,5 лет, ближе к 2 годам. Напомним, что мы говорим о задержке РЕЧИ, а не психического развития.

КАК БОРОТЬСЯ

Задержка речевого развития преодолима. Вот, что рекомендует делать специалисты:

Если ребенок при общении использует жесты, указывает и сопровождает этот жест звуком, от этого необходимо постепенно «уходить». Когда малышу что-то нужно от вас, не требуйте от него – «скажи… я тебя не понимаю». Это неправильно, он не говорит, потому что не может выбрать из уже большого пассивного словаря, слова подходящие к ситуации. Помогите ему, попробуйте предоставить ему на выбор не более 2 предметов, четко произнося их название – «куклу или мишку, кого ты хочешь взять?», пары могут быть самого разного назначения — посуда, игрушки, предметы обихода, при условии, что они хорошо знакомы ребенку. Если не знакомы, и их много, ребенок захочет взять все!

Мама, находясь рядом, постоянно должна оговаривать свои действия и действия ребенка. «Мы с тобой идем гулять, принеси синие (красные, коричневые и т.д.) ботиночки (сапожки), на улице холодно… молодец!» Такой вариант общения понятен, он исходит от мамы и должен непременно соответствовать данному периоду времени.

Развитие идет от простого к сложному, это может показаться примитивным, но это хорошо работает при преодолении задержки речи.

ВАЖНО Повторенное вами слово не должно произноситься много раз. Разнообразьте свою речь и ситуации. Даже при схеме «Вы говорите — ребенок слушает и делает». И наступит время, когда он вам ответит сам. Только не используйте команд «повтори»!

Из практических навыков следует развивать мелкую моторику рук — погладить ладошку ребенка, укладывая его спать, научите мыть руки. Очень полезное занятие — лепка. Начинается всегда с движений ладошек. И все время разговаривайте – «Дай желтый кусочек, что будем лепить, шарик или блинчик, давай блинчик». Кивок головой, любой звук в ответ — это уже начало диалога с с мамой! То же с карандашами, кубиками, предметами быта. Очень здорово помогают «заговорить» занятия с книжками. Картинки должны быть крупными, без мелких прорисованных деталей. Вы начинаете читать, рассказывать «Посадил дед…. Выросла репка какая. ..». Сначала малыш будет договаривать, а потом самостоятельно пересказывать. И вот тут жесты очень даже к месту — какая репка больша-а-ая! Это эмоциональная близость и понимание друг друга!

ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ

Пусть малыш играет сам с разборными игрушками — матрешки, кубики, мозаики, конструкторы. Ребенку интересно то, что понятно, участником чего он может стать!

Долой телевизор! Сократите время у «голубого экрана» до 10-15 минут.

ПОБЕДА Самый важный момент. как определить, что задержки развития речи больше нет? Слушайте свое чадо. Как только появится фраза из 2-3 слов, это будет значить, что задержка речи кончилась!

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Почему мой ребенок не разговаривает

В последнее время все чаще встречаются родители, которые обеспокоены задержкой развития речи у своих детей. Однако не все задумываются о том, как чрезвычайно важно правильно общаться со своим ребенком. Как ценен для малыша каждый жест, каждый взгляд, каждое слово мамы и папы.

Нередко случается, когда глядя на соседского мальчика мама вздыхает: «Тот говорит без умолку, а мой молчит…».

И вот возникает вопрос: «А вы с ним разговариваете?»…

До сих пор многие считают, что не зачем говорить с ребенком, пока он ничего не понимает. А между тем, совершенно не достаточно оснований так думать. Если ребенок и не знает точного смысла обращенных к нему слов, он воспринимает их общий смысл благодаря интонации, мимике, тону голоса. Даже когда малыш не осознает всего, с ним, тем не менее, нужно говорить – как раз для того, чтобы он постепенно обучился понимать речь.

Способность воспринимать язык для людей является врожденной способностью. У ребенка не возникнут проблем с освоением речи, если с раннего детства он будет слышать обращенные к нему слова – соответствующие ситуации, наполненные смыслом, разнообразные по интонации. Если ребенок с раннего возраста не будет участвовать в процессе вербальной коммуникации, его врожденные способности к речи не получат должного развития.

Говорить с ребенком необходимо обо всем, что окружает его, что может видеть и делать он сам. Причем важно говорить правильным, однако, не научным языком. Следует рассказывать и объяснять все, что вы делаете вместе. Все, что только можно вы проговариваете, называя все действия и для чего нужны те, или иные предметы. Очень помогают сказки и песенки. Важно не просто читать сказку, как некий текст, необходимо вкладывать в сказку эмоции, ведь маленький ребенок ищет объект для подражания и родители — самые главные образцы.

Разговаривая с ребенком, вы побуждаете его тоже говорить с вами. Любое ваше слово — это новый кирпичик в его голове, это расширение его словарного запаса.

Говорить с ребенком необходимо и в его основной деятельности — в игре. Только играя можно побудить ребенка к диалогу с вами и запомнить много новых слов. Как попросить, как правильно дать и выучить признаки предметов.

Играйте с ребенком, но не молча. Запомните, важна не просто речь, обращенная в пространство, а та речевая среда, которую вы можете создать.

            Интересно ещё и то, что ребенок впоследствии начнет говорить вашими словами, поэтому не забывайте о том, что и как говорите вы сами.

            Не менее важный процесс в развитии речи ребенка, это фонематический слух. От того, насколько сформирован данный навык, зависит то, как правильно ваш ребенок будет произносить звуки в речи. Все это формируется не сразу, но важно привлекать внимание ребенка к тому, что он слышит. Начните с неречевых звуков (звуки воды, машин, дождя, голоса животных и прочее). Все это способствует развитию нужного нам фонематического слуха. Затем, обращайте внимание на те слова (особенно длинные), которые ребенок произносит с ошибками.

Итак, подведем итоги.

           Для того чтобы темпы речевого развития ребенка раннего возраста соответствовали норме, важно соблюдать ряд правил:

  • Разговаривайте с малышом. Произносите правильно слова, не коверкая их, и не торопитесь.
  • Читайте доступные для понимания в данном возрасте стихотворения, сказки и рассказы эмоционально, четко проговаривайте слова, не спешите скорее закончить.
  • Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
  • Рассматривая картинки в книжках, в подробностях описывайте все объекты, которые на них изображены.
  • Смотрите мультики вместе. А затем расспросите малыша о том, что он увидел, объясните непонятные моменты.
  • Побуждайте ребенка к общению со своими сверстниками, а также со старшими детьми, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
  • Играйте с ребенком. Действия с игрушками сопровождайте характерными звуками и фразами, например, споем песенку кукле — «а-а-а», поезд едет «чух-чух, ту-ту» и т.д.
  • Создавайте «проблемные ситуации». Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
  • Исправляйте ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
  • Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук: играйте в «Ладушки» или «Театр теней». Это не только интересно, но и полезно.

Описанные приемы помогут не только более интересно и увлекательно проводить совместное время с ребенком, но и принесут ощутимую пользу в развитии речевых и интеллектуальных способностей малыша.

Любите своих детей, играйте, говорите с ними, и результаты не заставят вас ждать!

Мой ребенок просто не хочет об этом говорить! 3 вещи, которые нужно знать, и 5 хитростей, которые нужно попробовать — Developing Minds

На прошлой неделе я провел семинар для родителей тревожных детей, и в конце один из родителей задал мне этот вопрос:

«У моей дочери проблемы с девочками в ее класс.  Я знаю, что мы должны поговорить об этом, но каждый раз, когда я говорю об этом, она замолкает.  Она просто не хочет говорить со мной об этом.  Что мне делать?

Это звучит знакомо? Вы работаете над тем, чтобы помочь своим детям говорить о вещах, о которых они на самом деле не хотят говорить? 

Если да, то добро пожаловать в мой мир! 🙂 🙂

Как детский психолог, я прекрасно знаю, что помогать детям общаться на каверзные темы порой очень сложно. Это то, над чем я постоянно работаю с детьми. Вот несколько вещей, которые нужно знать, и несколько вещей, которые нужно попробовать.

1. вполне нормально для некоторых детей неинтересно обсуждать сложные темы.

В отличие от некоторых взрослых, дети часто не хотят говорить о сложных ситуациях.

Иногда это происходит потому, что ребенок не так обеспокоен ситуацией, как мы, взрослые.
Иногда это происходит из-за того, что ребенок не знает, как об этом говорить, или ему трудно найти слова, чтобы выразить себя.
Иногда это происходит из-за того, что ребенок испытывает тревогу или дискомфорт, рассказывая о ситуации (например, возможно, он не хочет кого-то расстраивать или, возможно, он боится попасть в беду).

Независимо от причины, для детей вполне нормально избегать сидения и разговоров, предпочитая играть, смотреть видео или игры, а не обсуждать сложную ситуацию.

2. Детям не всегда нужно говорить о сложных ситуациях.

Важно знать, что иногда детям «нормально» не говорить о трудных ситуациях. Взрослые часто переживают, что дети не «обрабатывают» что-то, потому что не говорят об этом. Однако, в отличие от взрослых, детям не всегда нужно использовать слова, чтобы справиться с трудными ситуациями. Иногда они могут эффективно работать с эмоциями и рассказывать важные вещи взрослым, играя. Это не тот случай, когда дети должны разговаривать, чтобы «разобраться». Иногда мы можем просто отпустить это.

3. Однако в другое время детям нужно поговорить с нами.

Бывают случаи, когда детям do необходимо провести какое-то время, хотя бы короткое время, чтобы поговорить со взрослыми о трудных ситуациях.

Например, иногда нам нужно поговорить с детьми, чтобы научить их чему-то.
Иногда нам нужно поговорить с детьми, чтобы узнать о чем-то подробности.
Иногда нам нужно поговорить с детьми, когда они явно пытаются справиться с ситуацией.

В таких случаях разговор помогает им учиться, помогает нам помогать им и дает нам необходимую информацию. Другими словами — и я говорю это детям — «частью работы в семье является общение со взрослыми/опекунами»

» деятельность, мы хотим сделать это максимально легко и безболезненно.

Стоит потратить некоторое время на то, чтобы детям было легко говорить. Если дети воспринимают разговоры с нами как болезненные и раздражающие, они вряд ли будут делать это спонтанно в следующий раз.

1. Делайте беседу короткой и отвечайте на вопросы легко

Продолжительность концентрации внимания у детей намного меньше, чем у нас. Они быстро надоедают! Чтобы сделать это менее болезненным, мы можем сказать детям, что будем действовать так быстро, как только сможем, например:

вам об этом. Давай включим таймер и просто поиграем 6 минут, а потом можешь идти играть».

Кроме того, мы должны использовать короткие предложения, задавать короткие (на которые легко ответить) вопросы и говорить меньше, чем нам кажется нужным.

2. Меньше зрительного контакта

Нам не нужно заставлять детей смотреть на нас все время, пока мы говорим. У нас могут быть короткие периоды времени, когда мы просим их посмотреть на нас (в зависимости от того, как они справляются с этим), а затем мы даем им еще что-нибудь посмотреть, чтобы сделать разговор более веселым и непринужденным для них. .

Например, у меня было несколько замечательных бесед с детьми, которые использовали игрушки-скрипки во время разговора со мной, гладить собаку на коленях во время разговора или рисования или строительных блоков. На самом деле, часто самые лучшие разговоры происходят, когда я также играю на скрипке, глажу собаку или рисую.

3. Используйте наглядные материалы

Третий способ помочь детям говорить — это использовать наглядных объектов, диаграмм, графиков или реквизита, чтобы помочь им объяснить себя. Это помогает им общаться более четко, помогает им понять, о чем мы спрашиваем, и делает процесс более увлекательным.

Например, я часто использую шкалу от одного до десяти (насколько вас это сейчас беспокоит) или с разными лицами на ней (укажите, какая эмоция лица больше всего походила на ваше сегодня) , с люди на нем (давайте нарисуем лица ваших друзей — теперь с кем вам было больше всего весело на этой неделе / ​​с кем вы больше всего нервничали с ).

Я тоже буду часто использовать марионетки, фигурки и куклы (представим, что ты вот эта, а она вот эта — ты говоришь, что она сказала, а я скажу, что ты сказал) .

Я также буду часто использовать рисунки — не только как способ дать детям возможность меньше смотреть в глаза, но и как способ, которым они могут объяснить мне себя (эй, вот три коробки — нарисуй, что получилось сначала в этом поле, а затем то, что произошло дальше в этом поле)

4. Сделайте общение игрой

Еще один способ упростить общение — превратить его в простую игру. Это не должно быть сложным. Например, я часто трачу две секунды на то, чтобы нарисовать цифру 9.0005 грубо начертите лестницу на клочке бумаги и откройте веб-страницу онлайн-кубиков — , чтобы получить возможность задать вопросы и пройти по лестнице до конца. Я мог бы найти контейнер и разорвать бумагу с вопросами, чтобы положить в контейнер и по очереди вынимать их. Я мог бы использовать мяч , чтобы бросать туда-сюда между нами, по очереди отвечая на вопросы. Я мог бы заставить ребенка ставить галочку каждый раз, когда они сообщают мне подробности о ситуации, и помещать их все в круг, чтобы посмотреть, сколько деталей мы можем получить, пока круг не заполнится.

5. Чередуйте беседы с более «веселыми» занятиями

В клинике я почти всегда использую таймер, чтобы помочь детям оставаться мотивированными на «работу» со мной. Мы установим 10 минут «работы», а затем 3 минуты ютуба/игр/чтения/игры в мини-футбол (конечно, в зависимости от возраста ребенка и его интересов).

Использование этих стратегий может помочь детям немного меньше сопротивляться разговору и помочь им практиковать важные коммуникативные навыки. Конечно, самый важный способ помочь детям общаться с нами — убедиться, что мы действуем с любовью, доверием и заботой, а также проявляем терпение по отношению к ним и к самим себе. С наилучшими пожеланиями в общении с детьми.

Kirrilie

Calm Kid Central предлагает полезное видео для родителей/опекунов о четырех ошибках, возникающих при задавании вопросов, и их решениях. Чтобы узнать больше, нажмите ниже.

 

Коммерческие секреты детского терапевта

Рубрики: Самые популярные статьи, Подростки, Детская тревожность, Воспитание, Дети/От: Наташа Дэниэлс

 

Удается ли вам научить своих детей говорить? Открываются ли они без лишнего понукания и любят рассказывать вам каждую мельчайшую деталь своей жизни. Если это ваш ребенок, считайте ваши благословения — эта статья не для вас!

 

Если у вас есть ребенок, который заставляет вас чувствовать, что вы допрашиваете его каждый раз, когда задаете ему простой вопрос – читайте дальше.

 

С «Я не знаю» и односложными ответами разговоры с этими детьми могут резко прекратиться, даже не начавшись.

[Нажмите здесь, чтобы прослушать эпизод подкаста на эту тему]

Когда вы разговариваете с детьми, чтобы заработать на жизнь, как я, эта проблема может быть увеличена в десять раз. Час за часом, пожимая плечами, вы медленно развиваете сумасшедшие навыки того, как заставить детей говорить. Да и то — не всегда получается. Если ребенок действительно не хочет открываться – никакие уговоры не помогут.

 

При этом я обнаружил, что многие дети хотят говорить, но мы непреднамеренно закрываем их. Иногда мы добавляем собственные непрошенные советы, переходим в режим лекций или связываем разговор с собственным опытом. Для некоторых детей это убийца разговоров.

 

Так что же заставляет детей говорить? Некоторые очень простые настройки в том, как мы говорим с ними. Эти предложения могут показаться упрощенными и незначительными, но поверьте мне — я просидел часы, часы, часы и часы сеансов терапии с детьми — и эти небольшие изменения в том, как я с ними разговариваю, имеют ОГРОМНОЕ значение.

Вот некоторые из них:

 

Слушайте и молчите.

 

Дети хотят быть услышанными. Они хотят быть понятыми. Если мы поспешим отдать свои пять копеек — они не будут чувствовать себя услышанными или понятыми. Прикуси свой язык — буквально, если придется. На овладение этим простым и очевидным навыком у меня ушло много времени.

 

Молчать некомфортно. Я задавал ребенку вопрос, а потом корчился в тишине.

 

В молодые годы я спешил помочь им с ответом или уточнением моего вопроса, чтобы не сидеть в тишине.

 

Я узнал, что некоторые дети не могут быстро выразить свои чувства словами. Когда я киваю и показываю им, что слушаю – дети продолжают говорить. Они продолжают рассказывать мне больше.

 

Не давайте советов, если они не нужны.

Жалоба номер один, которую я слышу от детей (в том числе и от моих собственных!), заключается в том, что им не нужны наши советы. Ну, это сбивает с толку? Ваша дочь плачет вам о драме своей подруги или ваш сын говорит о плохих детях в автобусе. Вы естественным образом вступаете со своими мудрыми словами.

 

Что с этим не так? Честно говоря, я не знаю. Но я точно знаю, что детям это обычно не нравится.

 

Посидите с их чувствами немного. Посочувствуйте тому, как это, должно быть, заставило их чувствовать. Вы получите от них больше информации, и они, скорее всего, продолжат развивать этот вопрос. Такие предложения, как «Должно быть, это было так тяжело» или «Это, должно быть, тебя так разозлило», помогут продолжить разговор.

 

Когда ваш ребенок закончит извержение, спросите его: «Как вы думаете, что вы будете с этим делать?» Послушайте, что они говорят. Если у вас есть совет на данный момент, смягчите его, сказав что-то вроде: «Возможно, есть другой вариант. Вы можете…» Это поможет вашему ребенку почувствовать, что вы работаете с ним, а не читаете ему лекции.

 

Я обсудил это со своей дочерью-подростком, и мы договорились, что она будет специально спрашивать моего совета – когда ей это нужно. Это помогло нашим отношениям, так как я уверен, что сводил ее с ума в наши ранние годы. Проклятие иметь детского терапевта в качестве мамы.

 

То, как вы формулируете вещи, может быть небольшим изменением, которое имеет большое значение.

 

Ладно, следующая часть вас не удивит. Но поверьте мне — простое изменение того, как вы задаете вопросы, может улучшить или испортить ваш разговор. Это проверенная временем теория, основанная на тысячах болезненных терапевтических сеансов в мои ранние годы.

 

Не задавайте прямых вопросов — вместо этого скажите что-то вроде «Интересно…» перед предложением. Например:

Ваш сын говорит вам, что злится на своего лучшего друга и больше никогда с ним не заговорит. Вместо того, чтобы говорить:

 

«Что он вам сделал?»

Вы говорите:

«Вау, ты выглядишь таким злым. Интересно, что он сделал с тобой?

 

Звучит почти одинаково — я знаю. Но, поверьте мне, это имеет значение. Большинство детей (не все) с большей вероятностью ответят на второй вопрос. Особенно, если вы промолчите после комментария.

 

Ладно, вот еще немного моего словесного дзюдо, которое покажется менее чем впечатляющим.

 

Измените предложения, например:
«Что в этом хорошего?» или «Что в этом плохого?»

 «Что в этом самое лучшее?» или «Что в этом самое худшее?»

 

По какой-то причине первое предложение может звучать обвинительно или осуждающе, а второе — признание чувства и просьба уточнить. Я знаю – какая разница – но она есть. Поверьте мне.

 

Я также заменяю такие вопросы, как «Что вам в этом нравится» на «Что в этом самое лучшее» или, наоборот, «Что вам в этом не нравится» на «Что в этом самое худшее?» Опять же, вторые предложения звучат лучше для детей, и они с большей вероятностью ответят на них.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *