Содержание
протест или проблема – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
Довольно часто родители маленьких детей встречаются с такой проблемой, как нежелание ребенка одеваться. Многие малыши категорически не хотят надевать кофточки, курточки и шапочки. Крики, слезы, попытки побега, истерики – довольно частая картина, встречающаяся во многих семьях в момент сбора на улицу. Кажется, что ваш ребенок, будучи в остальное время вполне спокойным и послушным, в это время превращается в какого-то монстра, который назло и только из вредности никак не желает одеваться и делает все, чтобы вы опоздали в гости или на работу. Кажется, что он специально хочет разозлить вас и испортить вам настроение.
Но мы же с вами взрослые люди и должны понимать, что это полная ерунда и что на все есть свои объяснения! Так что же происходит на самом деле? Почему дети так не любят этот процесс? Как относится к этому и что делать, если ребенок не хочет одеваться?
Возможные причины, по которым ребенок не хочет одеваться
Вполне понятными объяснениями такому поведению совсем маленьких и еще не самостоятельных детей в возрасте 1-го – 2-х лет может служить то, что одежда ему просто мешает. Ему неудобно и не комфортно. Он испытывает ощущение скованности, закрытости и неестественности собственного тела. В конце концов, сам процесс одевания – процедура не из приятных. Особенно когда родители неуклюже и, часто, торопясь, пытаются просунуть руки и ноги в узкую и стесняющую всякие движения одежду. Кроме того, процесс одевания отвлекает от каких-либо интересных занятий и подразумевает, что нужно какое-то время стоять на месте, не двигаясь, автоматически выполняя мамины команды. А если, положа руку на сердце, вспомнить, как часто родители при этом повышают голос, как начинают нервничать, торопить детей, кричать и, не дай бог, поднимать на него руку и применять силу? Объяснить 2-х летнему ребенку, что на улице холодно, и он может замерзнуть – перспектива не из лучших. Наказывать и угрожать, так же как умолять и просить, тоже — не выход.
Что делать?
В первую очередь необходимо запомнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя выходить из себя! Вы всегда должны быть спокойны и уравновешены. К тому же вы должны быть уверены в своих действиях и в своей правоте. Что будет, если вы, подходя к своему сыну или дочке с одеждой, будете думать о том, что сейчас он будет убегать, истерить и плакать? Конечно, так и будет! Вы заранее осознанно программируете события. Поэтому, в полном спокойствии и уверенности, пока ребенок занимается своими делами: играет или смотрит мультик, соберите для него вещи, оденьтесь сами и только потом, потихоньку, не заостряя на себе внимание, начинайте одевать его. Если ребенок не занят, займите его сами – расскажите сказку или прочитайте стихотворение. Сыграйте в игры – потешки, которые в огромном количестве можно найти на просторах интернета, или спойте песенку. Чем угодно и как угодно отвлеките его.
Если ваш ребенок не хочет одеваться, по возможности избегайте кофточек с узкой горловиной и тесными рукавами, а также водолазок. Шапку одевайте в самый последний момент. Вообще, все, что связано с головой, у маленьких детей вызывает бурю протестов и негодования. В момент одевания через голову — поиграйте в игры — прятки, типа «Ку-ку». Используйте свою фантазию, придумайте что-нибудь интересное, поиграйте с ребенком. Даже если не все получается сразу, потерпите немного. Несмотря ни на что, оставайтесь спокойными и доброжелательными. Ведь 10 минут терпения все же лучше 2-х часов.
Самым простым объяснением нежелания ребенка старшего возраста одеваться, может стать тот факт, что он попросту не умеет этого делать. Иногда родителям проще одеть ребенка самим. Но потом происходит момент, причем часто это происходит внезапно, когда мама или папа начинают говорить о развитии самостоятельности у своего чада и начинают требовать от него быстрого самостоятельного одевания. Обрушившиеся на маленького человечка суровые требования вполне могут спровоцировать чувство тревоги, неуверенности и волнения. В такой ситуации малыш совершенно теряет всякие способности что-либо делать, он подавлен, напуган, растерян и совершенно не понимает, как и что на себя надевать.
Вполне понятны и такие причины, как: нежелание идти в детский садик, в поликлинику или к кому-то в гости. Или, наоборот, он слишком хочет этого, а процесс одевания только оттягивает долгожданный момент.
Но что делать, если каких-то явных и понятных причин нет, но все — равно ребенок не любит одеваться?
Оказывается, что в большинстве подобных случаях корень проблемы нелюбви одеваться находится гораздо глубже, чем нам кажется. Детские психологи в один голос утверждают, если ребенок не хочет одеваться – причиной этому может быть кризис. А именно «кризис самостоятельности», который проходит по-разному, но затрагивает абсолютно всех детей. Здесь речь идет о детях дошкольного возраста, которые могут одеваться самостоятельно, которые понимают все, что им говорят и которые отдают себе отчет в том, что делают. Упрямство, а порой и агрессия у таких детей может возникать как процесс выстраивания взаимоотношений с внешним миром и окружающими людьми. Ребенок хочет чувствовать свою самостоятельность и иметь право выбора. И это абсолютно естественно и нормально. Родители же в таком случае играют роль некоего раздражителя, который не только не дает такой возможности, но и заставляет, навязывает что-то делать не по своей воле. Происходит так называемая борьба за власть. Непослушание и нежелание одеваться в таком случае выражает попытку отстоять собственные позиции. Если это не получается, если крики и побег не помогают, а взрослый отстаивает свою правоту раздражением и силой, ребенок начинает плакать. Повторение подобных противостояний между ребенком и взрослыми ни к чему хорошему не приводит. Такое поведение провоцирует нарушение психического состояния маленького человека. Постепенно у него появляются страхи, агрессия и даже депрессия.
Что делать?
В ситуации, когда ребенок не одевается осознанно, взрослому необходимо остановиться, дистанцироваться от происходящего и, как бы со стороны, посмотреть, оценить ситуацию и спокойно начать действовать, не поддаваясь ни детским провокациям, ни собственной панике.
Дети – такие же люди, как и взрослые, у них так же есть свои увлечения, желания и предпочтения, с которыми нужно считаться, и, при необходимости, ненавязчиво и незаметно их корректировать. Поэтому необходимо предоставлять им право выбора и право действия. Например, можно предложить заранее выбранные вещи для одевания, пусть малыш сам решит, что он наденет. Можно попросить принести курточку или позволить самостоятельно надеть шапочку, спросить, на какую ногу сначала надень обувь или дать право выбрать между перчатками и варежками. Такие мелочи позволят ребенку ощутить свою значимость.
Ребенку сложно переключиться с одного дела на другое. Поэтому перед тем, как начать одеваться, заранее предупредите его. Скажите, что через 10 минут нужно идти на улицу. При этом необходимо показать ребенку на часы и объяснить, как они работают, потому что у детей нет понятия времени. Можно демонстративно начать собирать вещи, чтобы ребенок видел это и морально уже был готов к одеванию. Еще лучше заранее приготовить его вещи. Причем в выборе вещей он должен участвовать сам.
Любой ребенок не хочет одеваться, потому что это не интересно и довольно скучно. Сделайте это неприятное для него занятие веселым и захватывающим. Игры, считалки, потешки, сказки, рассказы – подобные вещи всегда отлично выручают в любых ситуациях.
Все дети хотят быть на кого-то похожими: мультяшный ли это персонаж или сосед-пожарный – не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что он быстро оделся как его герой. Однако ни в коем случае в данной ситуации нельзя его с кем-то сравнивать с негативной точки зрения. Он должен быть не хуже, чем кто-то, а лучше или почти таким же. При этом всегда помните о позитивной обратной связи. Положительная эмоциональная составляющая – это главное, что должно быть во взаимоотношениях с детьми не только в момент одевания, но и всегда. Любое дело он должен делать не из-под палки, а с удовольствием, с желанием и с радостью.
Если ребенок не хочет одеваться, всегда помните, что сам процесс одевания — это только частный случай из жизни маленького человечка. Если для вас эти 5-минутные крики во время одевания – мелочь, которую можно перетерпеть, насильно сломив волю ребенка, то для него это целая жизнь. Ваше и его поведение в это время, ребенок, не задумываясь, проецирует на всю свою жизнь и на отношения с окружающими. Эти 5 минут могут стать его нормой поведения во всех жизненных ситуациях. Поэтому ни в коем случае нельзя применять силу, кричать, ставить ультиматумы или угрожать ребенку. Необходимо действовать терпеливо и с любовью. А также необходимо всегда помнить, что перед вами не какой-то чужой и страшный монстр, а ваш родной и долгожданный ребенок, самый лучший и самый хороший!
Ребенок не хочет одеваться. Как одеться без слез?
20.07.2022
3183
Содержание статьи
- Ребенок не хочет одеваться на улицу. Почему?
- В каком возрасте дети должны одеваться сами
- Лайфхаки, как одеть ребенка без слез
- А что говорят психологи?
Ребенок не хочет одеваться на улицу. Почему?
При попытках одеться на улицу малыш может плакать, убегать и даже устроить истерику. Как быть маме?
Выяснив почему ребенок начал себя так вести, вы сможете понять, как действовать. Это поможет исключить капризы и научить кроху спокойно одеваться самостоятельно.
Причины такого поведения можно разделить на две группы:
Ошибки родителей:
- Постоянное изменение условий. Например, сегодня мама попросила малыша одеться самостоятельно, и он выполнил ее просьбу. Завтра мама одела ребенка сама, а послезавтра опять говорит «одевайся сам». Тогда кроха отказывается и начинает истерить. Причина в том, что мама постоянно меняет правила и кроха просто не знает как правильно. В итоге малыш ожидает что мама оденет его сама, а когда он отказывается – плачет.
Выход: обдумывайте сборы заранее, определяя порядок одевания вещей. Предлагайте одеваться самостоятельно и не меняйте правил. Пусть какую-то одежду малыш надевает сам, а с чем-то помогает мама. Например, если ребенок не хочет надевать футболку, предложите ему начать самостоятельно и скажите что обязательно поможете. Старайтесь минимизировать свои действия, заменяя их на фразы «молодец, почти надел, давай немного помогу», «ух ты, оделся сам быстрее мамы»
Это важно!
Шапку лучше одевать в последний момент. Все что связано с головой, вызывает у малышей протест.
- Отсутствие похвалы. Иногда бывает так, что мама хвалит малыша в самом начале, а затем, когда ребенок вроде бы стал одеваться самостоятельно, больше не поощряет его.
Ребенок перестает выполнять эти действия потому, что теряет в них смысл. Дальше он начинает вредничать, стремясь получить прежние эмоции мамы. А родители нервничают и ругают его за то, что ребенок вдруг разучился делать то, что уже умеет. Получается замкнутый круг, не удивительно что малыш начинает плакать.
Ребенок перестает одеваться сам, потому что мама больше его не хвалит. Процесс одевания теряет для малыша смысл, начинаются капризы с целью получения внимания. А мама нервничает и не понимает в чем дело.
Выход: перестать ругаться и нервничать. Осознать, что одевание это труд для малыша и не забывать хвалить.
- Еще одна причина: слишком бурная реакция на шалости. Например, малыш при одевании убегает и прячется за штору. Мама подходит и весело спрашивает «а кто это там прячется?» Ребенок хочет продолжить игру. Одеваться ему становится неинтересно. Если такое происходит регулярно, ребенок начнет баловаться и маме будет сложно переключить его.
Выход: спокойно сообщить ребенку, что сейчас ему нужно одеться и не включаться в игру в момент одевания.
- Иногда взрослые вдруг решают, что ребенок «достаточно взрослый и теперь должен одеваться сам» А малыш еще слишком мал и пока просто не в состоянии самостоятельно надеть кофту или штаны. Мама начинает ругаться или использовать давление. Тогда у крохи возникает неуверенность и обида, появляется паника и истерика.
Выход: предлагать малышу действия по возрасту и не требовать все сразу. Дети не рождаются с навыком надевания одежды, это постепенный процесс, требующий время. Помогайте крохе, учите и обращайте внимание как вставлять ручку в рукав, как натягивать штанишки и где найти застежки для пуговиц.
Факторы не связанные с поведением взрослых
- Одежда может мешать малышу. Кроха испытывает ощущение скованности и закрытости своего тела.
Выход: подбирать максимально комфортную одежду, без обтягивающих элементов, давящих застежек или резинок. Например, некоторые дети очень не любят колготки. В таком случае подбирайте максимально мягкие модели или замените их на лосины или штанишки.
- Малыш не выспался, голоден или болен. Не слышит уговоров, плачет или сопротивляется.
Выход: сохранять спокойствие, предлагать, но не настаивать на самостоятельных действиях. В ближайшее время накормить и дать возможность отдохнуть, если болен – показать врачу.
В каком возрасте дети должны одеваться сами
Одеться самостоятельно это очень сложный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Умение одеваться начинается с умения раздеваться.
Учите раздеваться с 1 года, а одеваться с 1,5 лет. Покажите малышу как снимать носочки, шапку, колготки, то есть вещи, которые действительно легко снимаются – без молний и застежек. Это увлечет ребенка, и он станет интересоваться одеждой.
В 2 года дети способны одеться и раздеться с помощью взрослого. Могут сами одеть вещи, но застегнуть пока не могут. Знают последовательность одевания: сначала трусики, затем штанишки и потом обувь.
В 3 года у малыша уже получается снять и одеть штанишки, чтобы сходить на горшок. Кроха способен снять носки, варежки, стянуть кофту или майку. Ребенок может сам надеть одежду с простыми застежками, например футболку или вставить ножки в кроссовки с липучками.
С 4 лет ребенок способен сам одеться и раздеться. Кроха уже справляется с застежками, за исключением мелких. Просит помощи если не получается что-то застегнуть или завязать шнурки.
Это важно!
Не помогайте ребенку одеваться если он сам не просит
Лайфхаки, как одеть ребенка без слез
Рассказывайте что-то интересное таинственным голосом.
Подойдет знакомая любимая сказка или история, придуманная мамой на ходу. А еще можно петь песенки или рассказывать стихи, все зависит от интересов ребенка.
Из личного опыта
Марина Савичева, 34 года, дочери Алиса 10 лет и Лидия 4 года, г.Москва. Я сажала на колени и рассказывала сказу про мышку Пипику. Истории сочинялись на ходу и все были по типу «мышка не хотела надевать колготки и поэтому у нее замерзли лапки, не надела сапожки и по-этому промокла в луже или вышла без шапки и у нее замерзли ушки. Если записать все что я напридумывала за эти годы сначала старшей, а потом младшей, можно книгу написать.»
Представьте что вещи живые
Предложите малышу «надеть штанишки пока они не убежали» или скажите «смотри, маечка плачет, хочет чтобы ее надели» Ребенку становится интересно, он стремиться поймать и надеть штанишки и натянуть маечку.
Одеть кого-то другого
Игру лучше предлагать вне процесса одевания для тренировки навыков и создания интереса. Например, предложите малышу одеть большую мягкую игрушку или куклу. Попросите надеть шапку или кофту маме, папе или брату. У крохи появится интерес и ответственность.
Увлеките будущими действиями
Попросите малыша помочь вам
Дети обладают удивительной организованностью, ели у них есть цель. Предложите малышу помочь вам сложить с собой игрушки на прогулку, закрыть дверь, подержать ключи, нажать кнопку лифта. Объясните, что для этого нужно одеться.
Играйте
Скажите что ручка это паровозик, который заезжает в рукав — «Чух-чух, выехал паровозик!» Головка прячется в футболку – «Ку-ку, вот мой сынок!» Каждый предмет одежды можно обыграть. Ребенок будет сам радостно вставлять ручки- ножки и натягивать одежду.
Предоставьте право выбора
Из личного опыта
«Татьяна Уварова, 29 лет, сын Матвей 3 года, г. Омск. Я предлагаю ребенку выбрать какие вещи он будет надевать сам, а какие с мамой. Спрашиваю какую ножку обуть сначала: правую или левую, какие перчатки или носочки надеть, что надеваем сначала, а что потом. Ребенок чувствует что его мнение значимо и вовлекается в процесс»
Некоторые вещи надевать после выхода из дома
Если вы живете в квартире, то некоторые вежи можно надевать уже в подъезде, а если в частном доме, то в тамбуре. Там ребенок естественным образом отвлекается, например на кнопки в лифте или соседей, и одеть его проще.
Читайте тематические книжки
Где есть истории про то, что какой-то персонаж не хотел одеваться и у него убежали шта-нишки или сказка о том, как все девочки которые оделись сами, попали в чудесный замок. Подойдет и разглядывание картинок в книжках с обращением внимание на то, что если герой на улице, значит он в курточке и варежках.
А что говорят психологи?
Попробуйте провести такой эксперимент: попросите мужа, брата, подругу подойти к вам сзади и резко начать что-то одевать. Или снимать. Без предупреждения. Что вы почувствуете? Скорее всего, возникнет желание сопротивляться. Так и ребенок – начинает кричать и убегать не из вредности, а просто потому что такие действия вызывают отторжение как естественный процесс. Особенно если это накладывается на кризис отрицания, который дети переживают в возрасте около двух лет.
Когда малыша нужно одеть, подойдите к нему и глядя в глаза ласково сообщите что вы сейчас будете делать. Предложите ему посотрудничать – подойти ближе, сесть на колени, взять вещи. Детская психика способна на диалог. Просто мы не всегда этим пользуемся.
Применяйте принцип ненасилия и ни при каких обстоятельствах не выходите из себя. Если мама идет к дочке или сыну с мыслями что она или он сейчас начнет убегать и плакать, что произойдет? Правильно, так и будет. Всегда будьте спокойны, уравновешенны и уверены в своей правоте и своих действиях. Ребенок почувствует ваше спокойствие и уверенность, желание сопротивляться постепенно отпадет.
Выводы:
- Если ребенок отказывается одеваться, убегает и устраивает истерику, на это всегда есть причины. Они кроются в ошибках действий родителей или могут быть не связаны с ними. Например, малыш устал. Понимание причины поможет маме выбрать правильное поведение и избежать капризов.
- Умение одеваться самостоятельно начинается с умения раздеваться. Учите ребенка раздеваться с 1 года и одеваться с 1,5 лет. Полноценно одеться самостоятельно дети способны в 4 года. До этого времени важно учить, показывать, хвалить и не помогать если ребенок не просит.
- Если ребенок не хочет одеваться, плачет и сопротивляется, важно сохранять спокойствие. Чтобы увлечь малыша, расскажите что-нибудь таинственным голосом, представьте что вещи живые и «могут убежать если их не надеть» и заинтересовывайте тем, что будет сразу после выхода на улицу. А еще просите малыша одевать кукол или маму и предлагайте «помочь вам подержать ключики». Объясните, что для этого нужно одеться. Помогают также игры с ручками и ножками, которые «могут прятаться и появляться в рукавах и штанишках». Когда на улице холодно и вещей много, обувь, варежки и шапку можно надеть уже в подъезде или тамбуре дома. Это поможет избежать капризов и стимулирует ребенка одеваться самостоятельно.
(0
оценок; рейтинг статьи 0)
Мой 5-летний сын не одевается
Читатель Расстроенная мама пишет,
Мой 5-летний сын нормальный, здоровый и даже довольно умный. Тем не менее, он не будет одеваться сам. Я не хочу быть одной из тех мам, которые делают все для своего ребенка и поощряют отсутствие самостоятельности. Однако мое утро напряжено и нервирует, потому что он отказывается одеваться сам. Я имею в виду не только туфли, я имею в виду даже надевание рубашки через голову. Он будет ходить за мной голым из комнаты в комнату, пока я не выйду из себя и не одену его сама. Я знаю, что он физически может надеть одежду, потому что он все время играет с переодеванием… по иронии судьбы. Что я могу здесь сделать, прежде чем сойду с ума?
Уважаемый FM,
У меня тоже пятилетний мальчик! Здесь вы видите, как он собирается пойти в бассейн. Вы знаете, кто его раздевал? Мне! Это потому, что он мой третий и последний ребенок, поэтому я бы тоже кормила его с ложечки, если бы он позволил мне, потому что, когда он вырастет, у меня больше не будет детей, и мне придется перестать притворяться, что я молодая мама. В любом случае, вернемся к вам.
У вас есть множество вариантов. Вот кое-что, что пришло мне в голову, так как я вырастила троих детей, которых раздражало то одно, то другое:
- Воспользуйтесь адской наклейкой, которую рекомендуют все на Земле. Одна наклейка каждый раз, когда он одевается, а когда он получает пять, ты покупаешь ему какую-нибудь чертову штуковину Lego или что ему нравится.
- Заставь его одеться перед чем-то действительно крутым, иначе ты не пойдешь. Как ралли грузовиков-монстров, которое очень понравилось бы моему сыну, и я бы сделал это, если бы не так сильно ненавидел шум. Или Дисней. Или, например, парк.
- Много говорите о том, что значит быть большим мальчиком и какие привилегии получают большие мальчики, и как, когда он одевается, он сможет получить эти привилегии. Это похоже на первые два предложения, только вам не нужно покупать наклейки или выходить из дома.
- Одень его навсегда, потому что кому какое дело, если он может одеться для наряда, тогда у него не будет сенсорных проблем, так что расслабься и наслаждайся своим юным детством. И практически говоря, вам нужно 30 секунд, чтобы одеть его, а ему потребуется 15 часов, так что это не похоже на то, что он одевается сам, это будет прогулка по переулку без стресса.
Как и все в жизни, либо заранее измените это, либо переформулируйте. Помните, он НЕ ПЫТАЕТСЯ быть трудным. Дети просто ОЧЕНЬ трудны. По какой-то причине он считает невозможным одеваться самостоятельно. Никакой 5-летний ребенок НЕ ХОЧЕТ довести свою мать до безумия, но у них мозги шаткие и только что вылупившиеся, и он может вести себя таким образом по множеству разных причин, ни одна из которых не похожа на «Я хочу увидеть, как мама посвятит себя сумасшедший дом».
Еще одно предложение: похоже, вы, ребята, много ссоритесь из-за этого, поэтому, если вы хотите выполнить один из первых трех планов, попробуйте сначала неделю просто одевать его и много обниматься с ним, чтобы вы могли начать новый режим на позитивной ноге. Много особого времени, объятия и похвалы никогда ничему не повредят и могут помочь вам по утрам быть менее скучными, независимо от того, одевается ли он сам.
Спасибо, что написали, и не волнуйтесь, это будет редкий 8-летний мальчик, который захочет, чтобы мама его одела, так что у вас есть еще только три года, максимум. Подожди, это не успокоило? Упс! В любом случае, держите меня в курсе, и пока мы снова не встретимся, я остаюсь блогером, который говорит, что мой сын одевается сам, и это не так волшебно, как вы думаете, между выбором одежды и штанами задом наперёд.
Для терапии идите сюда для доктора Уайтена и идите сюда для других клиницистов в ее групповой практике Best Life Behavioral Health. Для коучинга с доктором Уайтеном перейдите сюда. Закажите книги доктора Уайтена, 52 электронных письма для преобразования вашего брака и Как поговорить с детьми о разводе: здоровые и эффективные методы общения для вашей меняющейся семьи и прослушайте The Dr. Psych Mom Show на Spotify , Apple Podcasts или в любом другом месте, где вы слушаете подкасты.
Этот блог не предназначен для медицинских консультаций или диагностики и никоим образом не должен заменять консультацию у медицинского работника. Если вы воспользуетесь этим советом, и он не сработает, вы не сможете подать на меня в суд. Это только мое мнение, основанное на моем опыте, обучении и опыте терапевта и человека.
Комментарии Facebook
Как одеваться: обучение вашего ребенка
Почему вашему ребенку нужно научиться одеваться
Обучение одеванию укрепляет уверенность и независимость вашего ребенка и дает ему чувство достижения. И как только ваш ребенок научится одеваться сам, помочь ему одеться станет для вас одной задачей меньше.
Кроме того, одевание помогает вашему ребенку развивать многие другие навыки . К ним относятся:
- мелкая моторика – например, застегивая пуговицы и молнии
- крупная моторика – например, стоя на одной ноге, чтобы натянуть штаны
- когнитивные навыки – например, запоминая, какие одежда идет в первую очередь и концентрируется на выполнении задания
- языковые навыки – например, называя типы одежды, цвета и размеры
- осознание времени и пространства – например, одеваясь для определенных случаев и погодных условий.
Начало одевания
Очень маленькие дети часто начинают понимать, что такое одежда, стягивая легко снимаемые вещи, такие как носки, обувь или головные уборы. Иногда их пытаются снова надеть. Вы можете опираться на это раннее осознание, назвав одежду , которую снял ваш ребенок, и части тела, которые он носит.
Вы можете начать привлекать ребенка старшего возраста к процессу одевания к 9 годам.0049 разрешить ребенку выбирать одежду и называть ее так, как вы надеваете ее на ребенка.
И когда вы решите, что пришло время поработать над этим навыком с вашим ребенком, это может помочь иметь под рукой легкую одежду . Это могут быть:
- свободные штаны с эластичной талией
- одежда с липучками или большими пуговицами и отверстиями для пуговиц
- джемперы, футболки и нижнее белье с рисунками спереди, чтобы помочь вашему ребенку работать спереди сзади
- одежда в которых ребенку легко и удобно двигаться.
Одевание: разбивка шагов
Одевание может состоять из множества шагов. Это помогает разбить его на более мелкие этапы — например, надеть нижнее белье, затем футболку, шорты, носки и обувь.
Вы также можете разбить каждый этап одевания в зависимости от навыков и возраста вашего ребенка. Например, вы можете разбить шаги по надеванию шорт следующим образом:
- Шорты лицом к лицу.
- Держитесь за переднюю часть пояса.
- Просовывайте по одной ноге через отверстия для ног, одновременно удерживая шорты.
- Поднимите шорты.
Обсуждение с ребенком каждого шага помогает ему понять, что делать. На ранних стадиях можно использовать простые слова или фразы, например, «Рубашка надета». Вы можете говорить больше по мере развития речи вашего ребенка, например: «Просунь руку в рукав».
Когда ваш ребенок уже почти умеет одеваться (обычно от 3 лет и старше), вы можете проверить, понимает ли он шаги. Спросите: «Что вам нужно надеть в первую очередь?» Если ваш ребенок не может вспомнить, вы можете помочь ему начать, напомнив ему.
Одевание: обучение шагам в обратном порядке
Хороший способ научить вашего ребенка, как одеваться, состоит в том, чтобы разбить каждое задание на маленькие шаги и научить его сначала делать последний шаг . Как только ваш ребенок сможет выполнить последний шаг задания, научите его предпоследнему шагу, затем третьему и так далее.
Например, надевая шорты, вы можете помочь своему ребенку повернуться лицом к шортам, держать его за пояс и просунуть ноги в отверстия для ног. Затем научите ребенка последнему шагу – самостоятельно подтягивать шорты до талии.
Когда ваш ребенок научится это делать, научите его просовывать ноги в отверстия для ног и подтягивать шорты. Вы можете продолжать выполнять шаги в обратном порядке, пока ваш ребенок не освоит их все и не сможет самостоятельно надевать шорты.
Большим преимуществом этого подхода является то, что часто самое приятное в задании — это его завершение, и ваш ребенок получает это вознаграждение раньше, когда он может сделать последний шаг первым.
Если у вашего ребенка проблемы, может возникнуть соблазн броситься ему на помощь. Но дайте ребенку возможность решить это самостоятельно и подбодрите его, когда он попытается. Делать это самостоятельно очень важно для уверенности вашего ребенка. Вмешивайтесь только тогда, когда вашему ребенку действительно нужна ваша помощь.
Советы, как помочь вашему ребенку научиться одеваться
Если вы можете быть позитивными и поддерживать, ваш ребенок с большей вероятностью будет сотрудничать. Так что много похвалы будет иметь большое значение, даже если ваш ребенок надел штаны задом наперед! Вот несколько практических советов, которые помогут.
Время на подготовку
- Оставьте реалистичное количество времени на одевание.
- Если вы часто торопитесь по утрам, попробуйте выбрать одежду вместе с ребенком накануне вечером.
- Когда вы спешите, пусть ребенок выполняет простые задания, а помогайте ему с трудными.
- Потренируйтесь одеваться, когда вы и ваш ребенок не спешите и не устали.
Выбор подходящей одежды
- Пусть ваш младший ребенок выберет один из нескольких вариантов, например, 2 футболки. Старшие или более зрелые дети могут сами выбирать себе одежду.
- Поговорите о погоде, когда вы с ребенком выбираете одежду. Спросите ребенка, жарко или холодно, идет дождь или солнечно.
- Научите ребенка отличать грязную одежду от чистой, например: «Грязная одежда отправляется в корзину для белья». Вы можете надеть их снова, когда они вернутся в ящик». Вы можете использовать некоторые простые рекомендации, такие как ношение чистого нижнего белья и носков каждый день.
Облегчение
- Попросите ребенка сесть, чтобы переодеться. Для некоторых детей сидеть на полу может быть проще, чем на стуле или кровати.
- Храните одежду в выдвижных ящиках и шкафах, к которым ребенок может легко добраться. Пометьте ящики с одеждой картинкой или словом, чтобы описать одежду, которая находится в ящике.
- Носите одежду с четкими подсказками спереди и сзади, например, с изображением спереди и биркой сзади.
Научите сначала раздеваться — это проще, чем одеваться. Возможность раздеться самостоятельно может повысить уверенность вашего ребенка.
Некоторые дети умеют одеваться, но нуждаются в помощи, чтобы научиться сотрудничать. Если вы объясните своему ребенку, почему ему нужно одеться или раздеться, это может побудить его к сотрудничеству. Например, можно сказать: «Тебе нужно одеться, чтобы поиграть в песочнице с друзьями в детском саду».
Обучение детей с инвалидностью, аутизмом или другими дополнительными потребностями одеваться
У некоторых детей с инвалидностью, аутизмом или другими дополнительными потребностями могут возникнуть проблемы с одеванием. У некоторых аутичных детей есть сенсорная чувствительность, из-за которой им трудно справиться с текстурой различных материалов на их коже.
Если у вас возникли проблемы с обучением вашего ребенка с инвалидностью, аутизмом или другими дополнительными потребностями одеваться, эрготерапевт (OT), который работает специально с детьми, может помочь. OT могут дать вам стратегии, как научить вашего ребенка одеваться, или предложить оборудование, которое облегчит этот процесс.
Развитие навыков одевания
Вот примерное руководство по навыкам одевания в разном возрасте. Имейте в виду, что дети развивают навыки с разной скоростью.
В один год дети обычно могут:
- высунуть руки за рукава и поднять ноги для обуви
- просунуть руки в рукава и ноги в штаны
- стянуть носки и обувь.
В 2 лет дети обычно могут:
- снять расстегнутые пальто
- снять обувь, когда шнурки развязаны
- помочь опустить штаны
- найти проймы на футболках.
В 2,5 года дети обычно могут:
- спустить штаны с эластичной талией
- попытаться надеть носки
- надеть рубашки с пуговицами спереди, не застегивая пуговиц
- расстегнуть большие пуговицы.
В 3 года дети обычно могут:
- надевать футболки без посторонней помощи
- надевать туфли без застежек – они могут надеть их не на ту ногу
- надевать носки – им может быть трудно поставить пятки на нужное место
- подтянуть и толкнуть пуховые штаны сами по себе
- застегивать и расстегивать молнию без соединения и разделения молний
- снимать футболки без посторонней помощи
- застегивать большие передние пуговицы.
В 4 года дети обычно могут:
- самостоятельно снимать футболки
- застегивать обувь или ремни
- соединять молнии куртки и застегивать их
- правильно надевать носки
- надевать обувь с небольшой помощью
- знать переднюю и заднюю часть одежды.
В 4,5 года дети обычно могут:
- надеть штаны и натянуть их
- продеть ремни через пряжки.