Содержание
Когда ребёнок ничего не хочет: боремся с низкой мотивацией и ленью
Мотивация ребёнка – психологический термин, который приобрел актуальное значение в жизни мам и пап довольно давно и не собирается сдавать свои позиции. Ведь каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был активным, целеустремлённым, хорошо учился, занимался языками и спортом, и, конечно же, вырос успешным человеком. Но все родительские старания будут равны нулю, если у ребёнка отсутствует мотивация.
Что такое мотивация? Какой она бывает? Как быть, если ребёнок ничего не хочет делать, как правильно его замотивировать? Эти и другие вопросы мы попробуем разобрать в нашей сегодняшней статье.
Содержание:
- Ребёнок и мотивация
- Какой бывает мотивация?
- Почему ребёнок ничего не хочет?
- Источники и борьба с детской ленью
- «Лень» дошкольного возраста
- «Лень» младшего школьного возраста
- «Лень» у подростков
- Низкая мотивация
- Источники и борьба с детской ленью
- Решение проблемы: как мотивировать ребёнка и справляться с его ленью
- Ошибки родителей: чего нельзя делать?
Ребёнок и мотивация
Prostock-studio/Shutterstock. com
Для начала давайте попробуем разобраться в самом термине.
Само слово произошло от французского motif, которое в свою очередь произошло от итальянского moveo, в переводе означающего – «двигаю». Мотивация – это импульс, побуждение к действию, толчок, в результате которого мы готовы покинуть зону комфорта и преодолевать череду трудностей ради возможного достижения какой-то цели.
Самым сложным во взаимоотношениях с ребёнком родители называют именно тот момент, когда нужно не заставлять его что-то сделать, а правильно мотивировать.
Какой бывает мотивация?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Психологи выделяют несколько классификаций видов мотивации. Остановимся мы на классификации по источникам возникновения (внутренняя и внешняя мотивация) и по направленности на достижение целей (положительная и отрицательная).
Внутренняя мотивация
Вид мотивации, при котором ребёнок с удовольствием занимается какой-либо деятельностью, готов к достижению поставленных целей, так как это его собственное, никем не навязанное желание и личный интерес. Этот вид мотивации самый эффективный, вытекает из внутреннего, зачастую долгосрочного, ориентира самого ребёнка.
Ребёнок совершает какую-либо деятельность ради самой этой деятельности, не обращая внимания на внешние факторы. Ещё довольно часто внутренняя мотивация помогает ребёнку «креативить» – искать оригинальный, творческий подход к деятельности, а не просто идти к цели по самому краткому пути.
Внешняя мотивация
Prostock-studio/Shutterstock.com
По сравнению с внутренней – менее эффективна. Но это и понятно, ведь когда заниматься плаванием заставляют мама и папа – это одно дело и совершенно другое, когда ты сам получаешь удовольствие от процесса и понимаешь, что это умение может сулить тебе в будущем (подтянутые мышцы, возможность работать в спортивной сфере и др.). Внешняя мотивация приносит плоды только в самом начале пути, когда энтузиазм ребёнка ещё не погас.
Положительная мотивация
К вариантам положительной мотивации можно отнести разного рода положительные методы: хорошая отметка, похвала, подарки. Всё это может формировать позитивную ассоциацию у ребёнка. Но это имеет и свои отрицательные стороны.
Отрицательная мотивация
Примером отрицательной мотивации служат: угрозы, скандалы, нотации и даже насилие. Сложно назвать эти примеры необходимыми и правильными. Следует отметить, что в данном виде мотивации неплохо «работает» критика. Но очень важно понимать, что критика должна быть только в позитивном ключе.
Почему ребёнок ничего не хочет?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Источники и борьба с детской ленью
Родители всё чаще поднимают одну и ту же проблему: ребёнок ничего не хочет. Даже когда мама или папа берут на себя роль круглосуточных аниматоров с обширным списком вариантов и предложений: «Сходим в кино? Там классный фильм вышел!», «Рванём на выходные в зоопарк?!», «Давай попробуем танцы? Есть отличный клуб!», «А как идея насчёт робототехники?!», «Может спортивная секция? Дзюдо или гимнастика, волейбол или хоккей?».
Фонтан идей может быть непрекращающимися, но наталкиваясь на пассивность ребёнка, даже безудержный родитель-активист опускает руки. И тогда возникает вопрос: «Что не так с моим ребёнком?», «Это пройдёт?»
Попробуем кратко рассмотреть лень в разном возрасте.
«Лень» дошкольного возраста
Prostock-studio/Shutterstock.com
За детсадовцев все важные решения принимают взрослые: настаивают, хитрят, иногда угрожают. Английский, спорт, подготовка к школе – этот перечень можно продолжать до бесконечности. В итоге бедный, перегруженный малыш теряем интерес ко всему, даже к тем занятиям, которые ему нравились изначально.
Родителям детей этого возраста следует помнить, что основная деятельность в этом возрасте – это игра! С помощью игр ребёнок познаёт мир.
Совет: не перегружайте ребёнка излишней информацией и занятиями. Выберете одно, которое ему нравится. Не ждите от него выдающихся результатов. Давайте возможность побездельничать. В момент, когда он «ничем не занят» идёт активный процесс обработки уже полученной информации. Не разрушайте этот процесс!
«Лень» младшего школьного возраста
Prostock-studio/Shutterstock. com
Родители младших школьников недоумевают: на кружки не хочет, игрушки не интересуют, подавай диван и гаджеты…
Здесь следует выделить в отдельную категорию первоклассников.
Ваш малыш стал взрослым. Он теперь школьник. Адаптация к школе сама по себе большая нагрузка.
Совет: не стоит нагружать ребёнка дополнительными занятиями (более одного в неделю) хотя бы в первое полугодие. Больше – уже по самочувствию и желанию ребёнка. Хочет отдохнуть и полежать после школы – не лишайте его такой возможности.
Вторая категория – начальные классы.
Если ребёнок валяется на диване в 8-11 лет и ничего не хочет, нужно обратить внимание:
- успевает ли ребёнок отдыхать;
- не перегружен ли дополнительными занятиями;
- нет ли конфликтов со сверстниками и учителями;
- не обижают ли старшеклассники (нет ли буллинга).
Если у ребёнка есть одно занятие, которым он увлечён – это уже замечательно.
Совет: разговаривайте с ребёнком тактично, наводящими вопросами. На прямой вопрос ребёнок может не ответить из-за страха или стыда. С гаджетами должны быть чёткие рамки. Вы оговариваете их вместе с ребёнком. К примеру: пользоваться не более 1,5 часа в день после того, как выучены все уроки.
«Лень» у подростков
Prostock-studio/Shutterstock.com
«Постоянно “тупит” в компе! Не нужны ни друзья, ни родители! Отвергает совместные путешествия!» – это не полный перечень проблем родителей подростков.
Со стороны может показаться, что подросток, выпадая из жизни семьи, бывших друзей, прошлых увлечений, ничем не занимается. На самом деле в этот период идёт сильнейшая внутренняя работа. Имя её сепарация – внутреннее отделение от родителей. На это уходит достаточно много сил и времени. В этот период подросток отвечает на вопросы: «Кто я?!», «Для чего я?!», «Что я люблю?», «Что мне не нравится?». В этот период он «отбрасывает» всё то, родительское, чем мы, родители, вольно или невольно «нагружаем» детей: наши взгляды, суждения, чувства. У них формируется своя собственная система ценностей.
Читайте больше про непростой период в материале Этот трудный возраст: как помочь детям и родителям пережить подростковый период?
Хотелось бы отметить, что так называемая «лень подростка» явление вполне типичное и с точки зрения физиологии. От неё страдают практически все подростки, даже отличники. Но у отличников более развит волевой компонент, поэтому у них это не так заметно. Взрослым следует помнить, что в этот период уровень дофамина в организме подростка значительно ниже, чем у взрослых. Но если он выделяется, то сразу «феерично», к примеру, от сильных ярких впечатлений (например, от компьютерных игр). В том числе и по этой причине его так сложно вытянуть из компьютера и занять банальными делами.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Совет: не стоит давить в этот период на подростка, это вызовет только агрессию. Если компьютер не наносит сильный вред на процесс обучения, то ищем в этом положительные моменты. Возможно, ваш ребёнок будущий сммщик или разработчик сайтов, игр и т. д. Дайте ему некоторую свободу, но в тоже время пытайтесь подключать к домашним делам: поход в магазин, выгул собаки. Эти небольшие дела будут заставлять его вставать из-за компьютера.
Важно не потерять в это период контакт. Если есть контакт – значит, есть возможность вести диалог, а это уже немало в период взросления.
Но если ваш подросток плохо спит, отказывается от еды, ни с кем не общается, постоянно в подавленном настроении и это начинает носить затяжной характер – это явный сигнал для родителей. Возможно, это самая настоящая подростковая депрессия. В этом случае вам лучше всего заручится поддержкой психолога.
Низкая мотивация
В чём кроются причины низкой мотивации ребёнка? Попробуем разобрать некоторые из них.
Отсутствие чёткой цели
В идеале ребёнок должен понимать и осознавать, для чего он выполняет ту или иную деятельность, какой будет итог. Если этого понимания нет, то и мотивация пропадает. К примеру, мальчик понимает, что он занимается плаванием для того, чтобы попасть в школу олимпийского резерва или поехать летом к бабушке в деревню и иметь возможность плавать в реке или озере. Есть цель, и мотивация, соответственно, не падает. Или другой пример: девочка ходит на хор. Процесс – нравится, но нет понимания: для чего она это делает. Со временем мотивация может снизиться или пропасть совсем.
Чужие или навязанные цели
Prostock-studio/Shutterstock.com
К огромному сожалению, это довольно распространённое явление. Родители, мечтавшие о чём-то в детстве или юности, но не сумевшие реализовать мечты, перекладывают это бремя на плечи своих детей. При этом предпочтения самого ребёнка игнорируются, отвергаются и подвергаются сильнейшей критике. Здесь мотивация будет в лучшем случае нулевая.
Банальная усталость
Снижать мотивацию к чему бы то ни было может как физическое, так и психологическое (моральное) перенапряжение. Если у ребёнка нет времени на полноценный отдых, сон, переключение деятельности, то ребёнок со временем «выгорает». Неудивительно, что мотивация в этот период будет ничтожно низкой.
Страдает мотивация в учёбе? Узнайте, что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться и делать уроки.
Решение проблемы: как мотивировать ребёнка и справляться с его ленью
Prostock-studio/Shutterstock.com
Как мотивировать ребёнка? Давайте попробуем разобрать самые актуальные способы.
Слушать и слышать
Очень часто с запросом к психологам приходят родители с проблемой постоянного пребывания ребёнка в компьютере и «ничегонеделанья». Когда психолог начинает задавать вопросы следующего характера: «А в какие игры он играет?», «А что нравится ему в той или иной игре?» родители не знают что ответить. Они привыкли оценивать ситуацию поверхностно: «Играет в ерунду и ни о чём не думает!», не заглядывая в глубину и не интересуясь внутренним миром ребёнка.
Попробуйте попросить его рассказать о той или иной игре, о том или ином персонаже, и вы удивитесь тому, с какой радостью он это сделает. Покажите, что вам интересен его мир, не обесценивайте его. Не относитесь с пренебрежением к этим играм. Вполне возможно, что в процессе игры ребёнок решает свои психологические проблемы, отыгрывает страхи и напряжение, а в моменты «ничегонеделанья» — он фантазирует и мечтает.
Поэтому, главный на наш взгляд совет: слушайте своего ребёнка, узнавайте о его «хотелках» и потребностях. Учитесь не только слушать, но и слышать. И прежде чем мотивировать, уточните, верно ли вы оцениваете его интересы.
Показывать личный пример
Prostock-studio/Shutterstock.com
Вы часто ругаете ребёнка за потерянное время, проведённое в интернете, а сами проводите длительное время в социальных сетях?!… Вы ругаете его за беспорядок в комнате, но сами не очень любите поддерживать порядок в доме?!…
Если вы не любите спорт и не занимаетесь гимнастикой, не стоит требовать этого и от ребёнка! Будьте примером! Если вы желаете, что бы ребёнок был мотивирован, будьте мотивированы сами!
Одобрять
В дошкольном возрасте одобрение носит очень ценный характер. Если у ребёнка есть опыт восхищения его достижениями, и он видел, ощущал радость родителей, связанных с его успехами, то он обязательно захочет повторения.
Не скупитесь на добрые слова! Даже если его достижения совсем незначительные на ваш взгляд, помните, что, возможно, ребёнок приложил к этому максимум усилий и провёл огромную работу!
С взрослением ребёнка становится всё сложнее мотивировать его через положительное подкрепление. Но безусловная родительская любовь и поддержка остаются необходимыми в любом возрасте. Поэтому не забывайте говорить ему о том, что вы его будете любить в любом случае, несмотря на то, сдаст ли он ЕГЭ или нет, поступит он в вуз или нет, достигнет высокого уровня в карьере или нет.
Поддерживать
Prostock-studio/Shutterstock.com
Поддержка близких важна на любом жизненном этапе, но особенно она ценна для ребёнка. Если вы видите, что у ребёнка возникли проблемы в той или иной деятельности (будь то обучение или спорт), попробуйте проговорить с ним возможные пути решения, выберете оптимальные.
К примеру, на соревнованиях по гимнастике ребёнок стал показывать низкие результаты и больше не хочет заниматься. Уточните, не обижают ли его старшие дети, нравится ли ему занятия тренера. Возможно, будет достаточно просто сменить группу или руководителя, и желание заниматься опять вернётся.
Совершать совместную деятельность
В случае, если ребёнку предстоит выполнить сложную или достаточно скучную деятельность, правильным решением взрослого будет присоединиться.
Утешать
Когда мы выполняем какую-то задачу в первый раз, то не всегда и не у всех результат оказывается достойным. Нам, взрослым, это тоже знакомо. По этому, мы понимаем, как важно быть рядом с ребёнком в такие неприятные моменты.
Предлагать что-то новое
Prostock-studio/Shutterstock.com
Оригинальный и действенный способ развития мотивации с помощью новой функции приложения «Пинго» «Задания для ребёнка». Выполняя различные творческие, развивающие задания или дела по дому, учёбе, ребёнок сможет получать баллы и поощрения, которые впоследствии обменяет на выбранную награду.
Родитель выбирает задание, назначает цену (в баллах) и следит за прогрессом. Желанная награда как ничто другое смотивирует ребёнка выполнять цели, организуя его досуг и развивая со всех сторон. Скачать приложение можно из стора.
Многие родители уже оценили эффективность этого способа и поделились своим опытом! Реальную историю пользователя можно прочитать здесь: Мотивация с «Пинго» поможет вашему ребёнку занять «место под солнцем» в будущем.
Ошибки родителей: чего нельзя делать?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Часто люди, двигающиеся к своей цели, сдаются из-за того, что никто не сказал им простые слова: «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Иногда для мотивации достаточно этой элементарной поддержки.
У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других – утрачивает свою силу со временем. Из-за чего так происходит? Поговорим варианты родительских ошибок.
- Насилие в воспитании:
- физическое насилие;
- психологическое насилие (угрозы, подавление личности и т.д.).
- Отсутствие чёткой организации жизни ребёнка: нет режима дня, ребёнок предоставлен сам себе.
- Нет единства требований со стороны родителей (мама запрещает, папа разрешает; при бабушке можно, родители не узнают и т.д.).
- Завышенные требования к ребёнку.
- Гиперопека.
- Отсутствие внимания к предпочтениям ребёнка.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать вам, дорогие родители, чтобы вы не упускали возможность проживать свою жизнь, а не жизнь ребёнка: имели свои интересы, хобби, увлечения, ставили перед собой цели и достигали их, были мотивированы. Это будет самым ярким примером правильной мотивации для ваших детей!
Постарайтесь действовать индивидуально, ищите способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления ваших детей. И обязательно неустанно показывайте им свою любовь!
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 4.4 / 5. Подсчет голосов: 5
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
/>
как быть родителям в данной ситуации?
Как быть, если ребенок ничем не интересуется и не хочет ничего делать, разбираемся вместе с детским психологом Еленой Казакевич
Алина МАКЕЕВА
Недавно знакомая поделилась наболевшим. Поняла, мол, что работаю круглосуточным аниматором для своих детей: «А давайте в выходные пойдем в зоопарк? Ну давайте! Пойдем, я сказала!», «Смотри, какой крутой фильм! Не хочешь в кино, я тебе его на планшет скачаю. Посмотришь потом. Если захочешь…», «Хочешь сходить на робототехнику? Ну может, на эстрадный вокал? Плавание? Танцы? Ну хоть куда-то?!»
У многих других родителей похожее ощущение: они фонтанируют идеями для своих сыновей и дочерей, но наталкиваются на тягучую пассивность. Девочкам и мальчикам, кажется, ничего не нужно.
И дело-то не в том, что папы и мамы предлагают что-то скучное и устаревшее. Многие готовы поощрить и оплатить инициативу детей — купить экипировку, найти репетиторов, поехать в путешествие. Но этой инициативы как раз и нет. Не хотят ничего детки. Что с ними? И лечится ли эта апатия?
Дошкольный возраст
— Детсадовцев мамы ко мне обычно не приводят, — говорит Елена Казакевич. — Скорее, когда приходят с младшими школьниками, вспоминают: «Да он с младенчества ничего не хотел! Я его и на развивашку, и на английский, и на хореографию буквально силком таскала! И каждый раз дома был скандал: «Не хочу!»
Важно: ребенок не хотел, а родители настаивали. С малышом это просто — его и обхитрить можно, и зыркнуть грозно. Поэтому весь дошкольный возраст семья с пассивностью детей справляется. А вот уже в школе приходят на прием к психологу…
Но я хочу сказать папам и мамам малышей: позвольте им «ничего не делать, просто валяться и ковырять обои»! Когда дошкольник бездельничает, с нашей взрослой точки зрения, в его мозгу идет активный процесс обработки информации. А ее на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него внове.
Главная деятельность, которая развивает ребенка в этом возрасте, — игра. Когда он катает машинку или наряжает куклу, он познает мир. И это — самое главное для него в этом возрасте.
Так что ж, позакрывать все развивашки для малышей? Нет, конечно. Но не перегружайте ребенка занятиями. Оставьте одно, интересное ему, и до тех пор, пока интерес сохраняется. И не ждите от уроков выдающихся результатов. Для ребенка это лишь еще одна игра — и час отдыха для мамы.
Елена Казакевич
Фото: Личный архив
7 — 11 лет
— Родители младших школьников жалуются: «Приходит из школы, падает на диван, и, если встает, только за планшетом. Игрушки его не интересуют, кружки выбирать не хочет!»
Но для первоклашки школа — очень большая нагрузка. Он должен вести себя по-взрослому, а не как малыш, концентрировать внимание в течение 4 — 5 уроков, писать, читать, считать — невзирая на то, что хочется ему и что нравится. К тому же классы большие, а в коридорах — сотни других детей, часто более взрослых и шумных. Поэтому, если ребенок приходит и падает, дайте ему часик полежать отдохнуть. Лучше в тишине.
Не загружайте первоклашку кружками и секциями — начинать нужно с какого-то одного дополнительного занятия в неделю, другие — по желанию и самочувствию ученика — подключайте не раньше второго полугодия. Адаптация к школе — сама по себе большая нагрузка.
Если с дивана не сходит ученик 2 — 4-го класса, ситуация несколько иная. Проверьте, не перегружен ли он школьными и внешкольными занятиями? Успевает ли отдыхать? Нет ли у него конфликтов в классе со сверстниками или учителями (это может вызвать чувство бессилия и апатии). С помощью наводящих вопросов попытайтесь понять, не обижают ли ребенка старшие дети? Причем спрашивайте не в лоб, поскольку на прямой вопрос вам могут не ответить — из-за страха или стыда.
Если у школьника есть хотя бы одно увлечение или интерес — этого уже достаточно! Вам кажется, нужно добавить еще языков и спорта? Что ж, начните с себя — запишитесь на фитнес и в языковую школу. А там и ребенок подтянется. Ну или вас это перестанет так тревожить.
Вместо того, чтобы читать, смотрит видео и играет в планшете? Вполне объяснимо. Видеоинформацию воспринимать значительно легче, чем самому складывать буквы в слова. А человек ищет, где легче. Поэтому не надейтесь, что удастся отвлечь подростка от виртуальной реальности с помощью добрых старых книг. Запрещать гаджет тоже нельзя, ведь для ребенка это еще и средство обучения. Установите правила: например, пользоваться смартфоном и планшетом не более часа в день, после того, как выучены все уроки. Когда школьник подрастет и у него появится свой личный гаджет, куда родителям путь будет закрыт (как к личной переписке), сразу оговорите установку специальной программы родительского контроля. Она поможет понять, сколько времени проводит ребенок в сети, и оградит от нежелательного контента.
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
12 — 16 лет
«Уткнулся в комп и сидит днями и ночами! Ни друзья не нужны, ни девушки. Раньше на теннис ходил, забросил — неинтересно, мол. Собрались семьей в Европу. Говорит, летите без меня, что я там не видел? Ребенок ничего не хочет!» Примерно так рассказывают о проблемах родители старшеклассников.
Это возраст, когда самым важным процессом, определяющим дальнейшее развитие человека, становится его сепарация, внутреннее отделение от родителей. Это, во-первых, требует времени и душевных сил на обдумывание. Поэтому подросток выпадает из жизни семьи, зависает за компом. Со стороны кажется — ничего не делает. Но внутри все кипит. Во-вторых, ездить с родителями им становится неинтересно и даже зазорно, что ли. Гораздо круче остаться дома одному на время путешествия родителей!
Вчерашний ребенок становится взрослым, поэтому нужно, с одной стороны, дать ему некоторую свободу. С другой — наделить его частью домашних обязанностей, заставляющих вставать из-за компьютера, чтобы погулять с собакой, развесить постиранное белье, приготовить несложный ужин. Пусть это будут небольшие, но вполне конкретно оговоренные дела. И молодой человек сам станет решать, когда и как он их будет выполнять. Это теперь его зона ответственности. Если не выполняет — вводите опять же четко оговоренную систему штрафов (не драконовских, но чувствительных): урезайте карманные деньги, допустимый трафик в сети и т. п. Планомерно и многократно объясняйте, что взрослые люди кормят и обслуживают себя сами.
Лучше, если все это будете делать постепенно, по мере взросления ребенка, а не в 18 лет.
По поводу зависания в компьютере излишне не паникуйте: в них и в смартфонах — вся нынешняя и будущая жизнь. Общение, новые знания. В конце концов, может, в гаджете — его будущая профессия? Станет разработчиком софта или игр. Если при этом не страдает учеба (не прогуливаются занятия), сон — отпустите ситуацию. Вам сейчас важнее не оборвать контакт с подросшим человеком. Пока этот контакт есть — есть возможность диалога.
Закройте кошелек
Обычно родителей пугает, что ребенка перестают интересовать игрушки. Еще вчера он в магазине давал концерты «Купи! Ну купи!», а теперь на вопрос «Что ты хочешь на день рождения?» лишь пожимает плечами.
А к купленным игрушкам ребенок порой охладевает через 15 минут…
Почему так? Бич современных детей — то, что им доступны все блага. Захотел сынок игрушку — папа в тот же день купил. Помечтала дочка о «принцессином» платье — мама спешит порадовать свое сокровище. Немыслимые конструкторы, фломастеры 64 цветов с блестками и запахом, куклы-младенцы, куклы-красотки, машинки совсем как уменьшенные настоящие. Свою любовь к чадам мы проявляем, заваливая их подарками, насколько может позволить кошелек. И дети… совершенно разучиваются мечтать. Чтобы день, два, три думать о какой-то игрушке, представлять счастье обладания. У них не развивается этот навык! А между тем он важен — ведь в будущем повзрослевшим детям придется формировать свои цели. И нужно, чтобы эти цели были именно собственными, а не навязанными.
Что делать? Закройте кошельки. Ребенок все равно не понимает, что вы выражаете свою любовь деньгами. Скорее при недостатке вашего внимания ему начнет казаться, что вы откупаетесь. Пока у вас в семье малыш, установите правила: «Мы покупаем не больше одной игрушки в неделю» (или в две недели, допустим, с каждой получки родителей). Пусть ребенок готовится — придумывает, что купить, считает дни до зарплаты… Это не жестоко, это прагматично.
Но не обещайте ребенку: будешь весь год хорошо себя вести, куплю велосипед. Это слишком большой горизонт планирования для дошкольника и младшего школьника. Даже месяц — уже слишком много. Неделя, максимум две…
Это интересно
Капризный ребенок
Про таких говорят: «Идет на поводу у ребенка» или «У них в семье сын командует». И, казалось бы, все понимают родители, а отказать своему чаду в его капризах не могут. Почему такое происходит и что с этим делать, рассказывает психолог
Подробнее |
Комментарии для сайта Cackle
Как мотивировать ребенка, который не мотивирован что-либо делать
Многие родители задаются вопросом, как мотивировать ребенка, который не мотивирован. Пробовать различные мотивационные стратегии иногда похоже на швыряние спагетти в стену. Но если вы понимаете, как мотивация формируется в мозгу, вы сможете систематически определять, что может мотивировать вашего ребенка.
Почему у моего ребенка отсутствует мотивация
Хотя обычно дети не проявляют мотивации к тому, что им не нравится, это ненормально, если они не мотивированы что-либо делать что угодно .
Есть много причин, по которым ребенок совершенно не мотивирован, но «ленивый» обычно НЕ входит в их число.
Наука говорит нам, что недостаток мотивации как-то связан с недостаточным воздействием нейротрансмиттеров, называемых дофамином 1 .
Факторы, которые могут снизить эффективность дофаминовой системы, включают:
- Стресс 2
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)0017 3
- Травмы, такие как жестокое обращение, стихийные бедствия, насилие и смерть близкого человека 4 .
- Психические расстройства, такие как депрессия 5,6
- Наркомания 7
Мой сын (или дочь) не мотивирован что-либо делать
1) Нет мотивации что-либо делать или просто
что-то
Если у вашего ребенка нет мотивации что-либо делать, вот первый шаг: выясните, действительно ли он не заинтересован в что-нибудь , или если они просто не интересуются вещами , которыми вы хотите их заинтересовать .
Если ваш ребенок не заботится о выполнении школьных заданий или работе по дому, но занимается другими делами, такими как общение с друзьями или видеоигры, у вас действительно есть реальная проблема с мотивацией. Если это так, пожалуйста, обратитесь к двум ссылкам выше.
Однако, если ваш ребенок действительно не хочет ничего делать, особенно в гигиене, возможно, что-то еще происходит, и вам нужно уделить больше внимания, чтобы выяснить, что вызывает это, как указано ниже.
См. также : Как мотивировать подростка, которому все равно
2) Наблюдайте за психическим состоянием вашего ребенка
Если вашему ребенку не хватает мотивации во всем, понаблюдайте за его поведением.
Ищите признаки психических проблем, таких как депрессия или тревога.
Подросток, который отказывается что-либо делать или не хочет ничего делать, может страдать ангедонией. Ангедония, отсутствие интереса или удовольствия в ответ на приятные переживания, является симптомом депрессии.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с психикой, как можно скорее обратитесь за профессиональной помощью.
Вашему ребенку очень трудно, если не невозможно, «взять себя в руки», если он сталкивается с такими проблемами. Никакая мотивационная стратегия или напутствие не будут работать с этими заболеваниями.
3) Обратите внимание на поведение вашего ребенка
Выясните, не влияет ли наркомания на отсутствие мотивации у вашего ребенка.
Кроме того, узнайте, занимаются ли они такими проблемами, как жестокое обращение или насилие, о которых вы не знаете.
Иногда дети слишком боятся рассказать об этом своим родителям, когда сталкиваются с такими ситуациями. Им также может угрожать обидчик, чтобы они никому ничего не рассказывали.
Если ребенок имеет дело с подобными проблемами, школьные занятия не будут его интересовать вообще.
4) Проверьте способность вашего ребенка концентрироваться
Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) часто кажутся ленивыми и немотивированными.
Не у каждого ребенка с СДВГ проявляются симптомы гиперактивности. Некоторые дети с СДВГ преимущественно невнимательны, их труднее заметить, и поэтому они обычно не получают необходимой помощи.
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания, обратитесь к психиатру или педиатру.
Недостаток концентрации также может быть симптомом депрессии 8 . Вы можете попросить учителя вашего ребенка проверить его на наличие каких-либо нарушений обучения.
Стратегии мотивации сами по себе, скорее всего, будут неэффективны для детей с СДВГ или детей с нарушением обучаемости.
5) Уменьшите уровень стресса в жизни вашего ребенка
Стресс — самая распространенная проблема немотивированных детей.
После того, как #1-4 проверены и исключены, поработайте над уменьшением стресса в семейной жизни. И научите своего ребенка навыкам преодоления трудностей.
Даже если ваш ребенок не испытывает явного стресса, он все равно может иметь дело с любым количеством внутренних факторов стресса.
Вот некоторые распространенные факторы стресса, с которыми немотивированные дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
а. Хронический стресс из-за ворчания и крика родителей
К сожалению, чаще всего стресс у детей исходит от их благонамеренных родителей.
Обычно так все и начинается…
Когда ребенок кажется немотивированным, обеспокоенные родители пытаются это исправить. Они могут начать с поощрения и подталкивания, которые затем переходят в придирки, наказания или искусственные последствия. Все это примеры внешней мотивации, имеющей обратный эффект.
Ребенок, который сначала не любил домашнюю работу, теперь изо всех сил пытается найти мотивацию что-либо делать из-за хронического стресса.
Эта проблема актуальна при дистанционном обучении.
В марте 2020 года мир перевернулся, когда школы были внезапно закрыты, и ученики были вынуждены перейти на дистанционное обучение без подготовки. Они не могли выйти на улицу, чтобы поиграть или увидеть своих друзей. Это был очень стрессовый опыт для детей.
Многие дети были немотивированы и не могли сосредоточиться на уроке.
Встревоженные родители начали зависать над своими зум-классами, следить за выполнением домашних заданий и принуждать их к учебе.
Представьте, какой стресс они испытали. В конце концов, они потеряли интерес практически ко всему.
Когда родители еще больше пытались это исправить, дети либо ввязывались в борьбу за власть, либо становились более замкнутыми. Становилось все хуже и хуже.
Если во время дистанционного обучения вы зависали над ребенком, вы уже знаете, что , а не мотивирует вашего ребенка.
Решение?
Принять родительский подход РАССЛАБИТЬСЯ и ОТПУСТИТЬ .
Десятилетия исследований подтвердили, что автономия является врожденной биологической потребностью человека 9 .
У вашего ребенка не разовьется внутренняя мотивация, необходимая ему для достижения успеха в жизни , пока вы продолжаете пытаться контролировать его обучение и подвергать его стрессу .
Мало того, что они не успевают в школе, хронический стресс лишит их мотивации заниматься чем-либо еще.
В долгосрочной перспективе хронический стресс может привести к симптомам депрессии и тревоги 10 .
Родителям страшно отпускать.
Ваш ребенок может столкнуться с неудачами. Но временная неудача позволит вашему ребенку реализовать свою автономию и научиться реальные последствия их действий.
В долгосрочной перспективе всегда лучше потерпеть неудачу раньше, чем позже. Вот когда они смогут владеть своим образованием.
Ваш ребенок не сможет этого сделать, если вы продолжите принимать решения за него, не говоря уже о том, что стресс истощает его внутреннюю мотивацию.
б. Стресс, связанный с успеваемостью в школе
Отставание в школе уже является достаточным стрессом, даже если ваш ребенок может этого не показывать. Если это произойдет, не добавляйте к этому микроуправление учебой вашего ребенка.
Исследователи обнаружили, что дети рассматривают участие родителей, такое как помощь, контроль и принятие решений, как признак некомпетентности, ведущей к потере уверенности в себе, что опять же вызывает стресс и не помогает ситуации 11 .
Будьте поддерживающим родителем и повышайте самооценку вашего ребенка с помощью положительной обратной связи, такой как похвала, чтобы он мог испытывать чувство выполненного долга. Мягко направляйте их в правильном направлении, когда это необходимо.
Если ваш ребенок плохо учится в школе, лучше всего поговорить с ним.
Узнайте, чем вы можете им помочь. Нужна ли им ваша помощь в устранении отвлекающих факторов, тайм-менеджменте, организации и т. д.? Предложите помощь и примите ее, если они откажутся. Они должны быть у руля своего будущего.
Для многих молодых людей, особенно девочек-подростков, навигация по запутанной социальной сцене является огромным стрессом.
Из-за большого количества времени, проводимого со сверстниками, и важности тесных межличностных отношений в раннем подростковом возрасте социальный стресс становится особенно заметным как угроза не только мотивации, но и психологическому благополучию 12 .
Социальный стресс может быть вызван давлением сверстников или опытом половых изменений. Отвержение сверстников и виктимизация неизменно связаны с психологическими проблемами у подростков 13 .
Хотя родители не могут напрямую облегчить социальный стресс своего ребенка, они, безусловно, могут выслушать его с сочувствием. Умение слышать своего ребенка и быть рядом с ним, несмотря ни на что, является огромной частью воспитания хорошо приспособленных детей.
Вы также можете контролировать круг общения вашего ребенка ненавязчивым способом, чтобы убедиться, что друзья не связаны с девиантным поведением, таким как правонарушения, пьянство, злоупотребление наркотиками и т. д. 14 .
Кроме того, узнайте, есть ли у них другие проблемы в учебной среде.
Они не ладят с конкретным учителем или одноклассником? Над вашим ребенком издеваются? Все эти проблемы могут повлиять на мотивацию вашего ребенка.
6) Постройте хорошие отношения
Дружба — не единственный тип отношений, который может вызвать стресс у вашего ребенка и повлиять на его поведение. Отношения между родителями и детьми также имеют решающее значение.
Отношения основаны на заботе друг о друге. Покажите ребенку, что вы заботитесь не только о хороших оценках. Познакомьтесь с ними и проявите к ним интерес.
Нас мотивирует любовь.
Наказания, придирки и крики не действуют. Они приводят только к кратковременной внешней мотивации.
Но положительная энергия и добрые намерения изменят отношение вашего ребенка. Потребуется время, чтобы измениться, но это изменится.
7) Узнайте, что мотивирует вашего ребенка
Мотивация сложна, потому что…
человеческий мозг сложен!
Если вы будете искать в Интернете, вы найдете список за списком вещей, которые вы можете попробовать, чтобы увидеть, будут ли они мотивировать вашего ребенка. Это как бросать спагетти в стену, чтобы посмотреть, какие из них прилипнут.
Такой подход, скорее всего, не сработает и вызовет разочарование у вас и вашего ребенка.
Вместо этого вы можете систематически выяснять основную причину того, что мотивирует вашего ребенка .
8) Разрешить деятельность, стимулирующую выработку дофамина
Помните видеоигры, в которые вы ненавидите постоянно смотреть, как ваш ребенок играет? На самом деле это бессознательная попытка вашего ребенка повысить уровень дофамина в мозгу 15 . Это заставляет их чувствовать себя лучше.
Вот почему, когда вы ворчите об играх вашего ребенка, он будет играть больше. Они просто пытаются восполнить утраченную мотивацию, вызванную вашим нытьем. Так что не препятствуйте этому хорошему эффекту, ворча по этому поводу.
Родители часто беспокоятся о пристрастии своих детей к видеоиграм.
Зависимость включает в себя отсутствие контроля над определенной деятельностью, вплоть до причинения вреда. Если ваш ребенок может отложить игровую приставку и присоединиться к семье за ужином, значит, у вашего ребенка нет зависимости.
Видеоигры — это неплохо, если делать их в меру. Исследование, проведенное в Оксфордском университете, показало, что умеренное времяпрепровождение в видеоигры (менее 3 часов) не оказывает негативного воздействия 16 .
Помимо базовых потребностей, таких как пища и безопасность, людьми движет желание иметь автономию , компетентность, и родство 17 . Видеоигры, особенно многопользовательские игры, могут предоставить все это.
Игроки имеют полный контроль над персонажем, они чувствуют достижение благодаря победе и могут относиться к другим игрокам.
Если вас беспокоит их чрезмерная игра (более 3 часов в день), разумно обсудите с ребенком вопрос чрезмерного использования.
Попросите своего ребенка придумать разумный предел. Они должны знать, что это делается для их благополучия, а не для того, чтобы вы их контролировали.
Вы также можете помочь своему ребенку найти другие увлечения и хобби, чтобы получить стимуляторы дофамина.
Здесь важно «помочь», а не «заставить» сделать это.
В конечном счете, наша цель в воспитании детей — помочь детям научиться саморегуляции, чтобы они делали правильные вещи, даже когда нас нет рядом.
Способность принимать здравые суждения — один из самых ценных жизненных навыков. Но у них должна быть возможность практиковаться.
Позвольте вашему ребенку контролировать свою жизнь, и у него появится мотивация заниматься повседневными делами.
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
Ссылки
1.
Wise RA. Дофамин, обучение и мотивация. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г .: 483–494. дои: 10.1038/nrn1406
2.
Ди Кьяра Г., Лоддо П., Танда Г. Взаимные изменения префронтальной и лимбической реакции дофамина на аверсивные и вознаграждающие стимулы после хронического легкого стресса: последствия для психобиологии депрессии. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете, декабрь 1999 г .: 1624–1633. doi:10.1016/s0006-3223(99)00236-x
3.
Swanson JM, Flodman P, Kennedy J, et al. Гены дофамина и СДВГ. Неврологические и биоповеденческие обзоры . Опубликовано в Интернете, январь 2000 г .: 21–25. doi:10.1016/s0149-7634(99)00062-7
4.
Дырегров А. Воспитательные последствия утраты и травмы. Педагогическая и детская психология . Опубликовано в Интернете в 2004 г.
5.
Dailly E, Chenu F, Renard CE, Bourin M. Допамин, депрессия и антидепрессанты. Фундам Клин Фармакол . Опубликовано в Интернете в декабре 2004 г . : 601–607. doi:10.1111/j.1472-8206.2004.00287.x
6.
Нестлер Э.Дж., Карлезон В.А. Младший. Мезолимбическая схема поощрения дофамина при депрессии. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в июне 2006 г .: 1151-1159. doi:10.1016/j.biopsych.2005.09.018
7.
Волков Н.Д., Фаулер Дж.С., Ван Г.Дж., Суонсон Дж.М. Допамин при злоупотреблении наркотиками и зависимости: результаты исследований изображений и последствия лечения. Мол Психиатрия . Опубликовано в Интернете 6 апреля 2004 г .: 557–569. doi:10.1038/sj.mp.4001507
8.
Boschloo L, van Borkulo CD, Borsboom D, Schoevers RA. Проспективное исследование того, как симптомы в сети предсказывают начало депрессии. Психотер Психосом . Опубликовано в Интернете 2016: 183-184. Дои: 10.1159/000442001
9.
Влахопулос С.П., Михайлиду С. Разработка и первоначальная валидация показателя автономии, компетентности и связанности в упражнениях: шкала основных психологических потребностей в упражнениях. Измерение в физическом воспитании и физических упражнениях . Опубликовано в Интернете в сентябре 2006 г .: 179-201. дои: 10.1207/s15327841mpee1003_4
10.
Парихар В.К., Хаттиангади Б., Куруба Р., Шуай Б., Шетти А.К. Предсказуемый хронический легкий стресс улучшает настроение, нейрогенез гиппокампа и память. Мол Психиатрия . Опубликовано в Интернете 15 декабря 2009 г .: 171–183. doi:10.1038/mp.2009.130
11.
Померанц Э.М., Итон М.М. Различия в развитии детских представлений о родительском контроле: «Они любят меня, но заставляют чувствовать себя некомпетентным». Merrill-Palmer Quarterly . 2000;46(1):140–167.
12.
Зонтаг Л.М., Грабер Дж.А., Брукс-Ганн Дж., Уоррен М.П. Преодоление социального стресса: последствия для психопатологии у девочек-подростков. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в Интернете 9 мая 2008 г .: 1159–1174. doi: 10.1007/s10802-008-9239-3
13.
Дитер-Декард К. Аннотация: Недавнее исследование роли отношений со сверстниками в развитии психопатологии. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете в июле 2001 г .: 565–579. дои: 10.1111/1469-7610.00753
14.
Браун Б.Б., Маунт Н., Ламборн С.Д., Стейнберг Л. Практика воспитания и принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, апрель 1993 г.: 467. дои: 10.2307/1131263
15.
Koepp MJ, Gunn RN, Lawrence AD, et al. Доказательства выброса дофамина в полосатом теле во время видеоигры. Природа . Опубликовано в Интернете, май 1998 г .: 266–268. дои: 10.1038/30498
16.
Пшибыльский А.К. Электронные игры и психосоциальная адаптация. ПЕДИАТРИЯ . Опубликовано в Интернете 4 августа 2014 г .: e716-e722. doi:10.1542/пед.2013-4021
17.
Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический опрос . Опубликовано в Интернете в октябре 2000 г .: 227–268. дои: 10.1207/s15327965pli1104_01
ПОМОГИТЕ! Мой ребенок не хочет заниматься никакими делами! 4 шага
Воспитание для всех возрастовКак заниматься
Ресурсы12 комментариев
ПОДЕЛИТЬСЯ СООБЩЕНИЕМ
Мой ребенок не хочет заниматься никакими делами!
Мой ребенок не может сидеть на месте, чтобы делать поделки.
Мой ребенок просто разрушает деятельность, которую мы делаем.
Похоже, мой ребенок просто не хочет заниматься ни одним из занятий, которые я для него организовал.
Вы когда-нибудь говорили такое? Если это так…
Как вы занимаетесь со своим ребенком?
Во-первых, с вашим ребенком все в порядке. Это совершенно нормально.
Есть своего рода кривая обучения с детьми и занятиями. Это не естественно ни для многих детей, ни для многих родителей. По крайней мере, для меня это не было в начале.
Я прошел через этапы, когда заставлял своих детей заниматься чем-то, потому что считал, что это то, что они должны уметь и хотеть делать. И позвольте мне сказать вам, это не весело для всех участников. И всегда потом жалею.
Действия никогда не должны вызывать драку.
С тех пор я нашла секрет занятий с детьми. Давайте рассмотрим 4 шага, которые нужно предпринять, если ваш ребенок не хочет заниматься какой-либо деятельностью, которую вы поощряете.
Какая у тебя причина?
Давайте немного вернемся назад и поговорим о причинах, по которым вы занимаетесь с ребенком. Нет абсолютно никаких причин, по которым вы должны это делать. Это то, что вы хотите. И обычно все сводится к желанию провести время и создать воспоминания с ребенком.
В чем причина? Здесь вы можете найти мои три причины.
Если вы хотите провести время и создать воспоминания, то то, что вы с ними делаете, не должно иметь большого значения, верно?
Если он хочет бегать и прыгать, когда вы настраиваете процесс прочистки труб, разве это ужасно?
Если он уничтожит линии ленты, которые вы установили для игры в прыжки, это все так плохо?
Сначала подумайте об общей картине и вспомните причину, по которой вы захотели заняться этим делом.
А как насчет вашего ребенка?
Далее, я хочу, чтобы вы подумали о своем ребенке.
Я несколько раз отправлял это по электронной почте, а также в бесплатном планировщике занятий, который я отправляю, но я никогда не публиковал его.
Я понял, что это, наверное, самое важное, что вы можете сделать со своим ребенком, несмотря ни на что. Но если вы хотите добиться успеха в деятельности, вам действительно нужно делать это еще больше, когда ваш ребенок на самом деле не хочет заниматься деятельностью!
Вам нужно изучить своего ребенка.
Сделайте шаг назад и посмотрите, как они играют. Задайте себе некоторые из этих вопросов об их бесплатной игре и даже сделайте заметки в еженедельном планировщике мероприятий. Это всего лишь несколько примеров, которые заставят вас задуматься.
Во что они играют?
О чем они говорят?
Они сидят и играют или бегают?
Они рассказывают истории?
Они сосредоточены на чем-то одном или прыгают с одной игрушки на другую?
К чему они тяготеют?
Они что-то выдумывают или склонны воспроизводить то, что происходит вокруг них?
Строители они или разрушители?
Сделайте это домашним заданием в воскресенье вечером и каждую неделю вспоминайте прошедшую неделю.
Зарегистрируйтесь здесь, чтобы получить еженедельный план действий.
Затем выберите занятия в зависимости от вашего ребенка.
Иногда действие может показаться не совсем «действием», а просто игрой.
Не думайте, что вам нужно быть экстравагантным в деятельности, особенно когда вы только начинаете. Часто просто лучше! Меньше значит больше (или как бы вы хотели это сказать).
Я говорю это вам и вашему ребенку. Вас не так расстраивает, если ваш ребенок «не идет» на занятие. Но также и для вашего ребенка, потому что его не так расстраивает, если он не понимает, что он должен делать.
В конце концов, ваш ребенок будет просить заняться другим делом, и тогда вы сможете начать делать вещи более активными. Но это, вероятно, не будет иметь место в начале.
Не ожидайте, что ваш ребенок будет вести себя определенным образом, и не удивляйтесь, почему он не хочет заниматься чем-либо; используйте информацию, полученную во время изучения вашего ребенка (см. выше), чтобы формировать действия вокруг того, что ему уже интересно. И не только то, какие предметы ему интересны, но и то, как он играет с этими предметами, играет огромную роль!
Включите то, как они играют , в действия, и вы будете золотыми.
Пересмотрите свои ожидания от деятельности.
Рукоделие часто первое, о чем вы можете подумать, занимаясь каким-либо делом. Поделки также часто не очень хорошо воспринимаются ребенком поначалу. Особенно нашим ожиданиям.
Давайте будем откровенны, ваш 15-месячный ребенок не сможет создать идеальную музыку ветра. Этого просто не произойдет.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на ремесле с конечным результатом, сосредоточьтесь на процессе и изучении деятельности, а не на конечном результате. Пусть они исследуют материалы и бегают, делая это. В процессе дети учатся и хорошо проводят время (и создаются воспоминания).
Присоединяйтесь к веселью, придумывая и выполняя задания, ваши дети оценят это, и это особенный момент вместе!
Будьте кратки.