Содержание
Почему кусается ребенок? – «Интернет-кабинет здорового ребенка»
Уфимцева Олеся Борисовна
Социальный педагог консультативно-оздоровительного отдела Городского центра медицинской профилактики
Чтобы понять, почему малыш стал кусаться, надо оценить ситуацию, в которой это произошло, а также учитывать возраст ребенка. Причины, по которым кусается ребенок в 10 месяцев, будут кардинально отличаться от причин, по которым двух-четырехлетний ребенок начал кусаться. И способы справиться с таким поведением тоже будут разными.
Рассмотрим причины того, почему маленькие дети кусаются.
Ребенок кусается в 5-8 месяцев
Скорее всего, причина этому — дискомфорт и боль, связанные с прорезыванием зубов. Ребенок становится капризным, плаксивым, он готов кусать и грызть все, что попадется под руку. Когда ребёнок кусает, он тем самым пытается понизить нагрузку на десны, либо избавиться от неприятных ощущений, возникающих во рту во время прорезывания зубов. Если маленький ребенок кусается, потому что его десны набухли и покраснели, пусть у него под рукой всегда будут игрушки-прорезыватели. Но до года-полутора проблема с болезненным прорезыванием зубов в любом случае может сохраняться, поэтому этот период можно просто переждать, не предпринимая особых мер.
Ребенок кусается в 1 год
Если зубки ребенка уже не беспокоят, но годовалый ребенок кусается во время игры или просто так — это может говорить о переутомлении, потребность укусить у годовалого ребёнка возникает, когда он злится или устал. Детям, в силу возраста, еще не хватает языковых навыков, чтобы выразить нахлынувшие чувства и эмоции словами, например, такие чувства как: раздражение, страх, беспомощность. Переизбыток эмоций, с которыми малыш не может справиться, становится причиной, почему годовалый ребенок кусается. Если Ваш малыш в радостном или гневном порыве может больно укусить родителя или товарища по игре, нельзя оставлять это без внимания. Для того, чтобы отучить ребенка кусаться в этом возрасте, покажите свое недовольство, скажите ребенку твердое «нельзя», прервите игру, покажите, что обижены и не намерены продолжать игру. Если ребенок кусает других детей — заберите его из игры и объясните, что так будет всякий раз, когда он будет кусаться.
Еще один способ как отучить годовалого ребенка кусаться: предложить ему интересные и одновременно успокаивающие, требующие созидательного труда занятия (лепку, конструктор, игры с песком и водой, рисование карандашами и мелками и т.д.), а также почаще предлагать погрызть твердую пищу, например, сушки, морковку или яблоко.
Ребенок кусается в 2 года
В возрасте 2-х лет дети могут укусить взрослого или других детей из-за желания контролировать действия другого человека, либо из-за возникшего чувства раздражения. Двухлетним детям также сложно выразить свои чувства словами. Из-за нехватки языковых навыков кусанием дети выражают свои чувства, дают выход накопившимся эмоциям.
Для того, чтобы отучить ребенка 2-х лет кусаться, ему необходимо дать понять, что такое поведение недопустимо. Если Ваш ребенок укусил товарища, вместе с ним подойдите для того, чтобы пожалеть пострадавшего и попросить прощения: малыш должен знать, как следует поступить, чтобы исправить положение.
Ребенок кусается в 3-4 года
Если кусается ребенок 3-х лет и старше, обратите пристальное внимание на его отношения со сверстниками. Может быть, у ребенка есть проблемы в общении, и ему приходится таким образом защищаться.
Если же ребенок не защищается, а именно атакует, у него могут быть проблемы с самоконтролем. В таком случае, чтобы определить, как отучить ребенка кусаться, необходимо проконсультироваться со специалистом (неврологом и психологом).
Уважаемые родители! Попытайтесь понять причину, почему кусается маленький ребенок. С одной стороны, укусы для ребенка – это замена вербального способа выражения отрицательных эмоций. При неразвитой речи в определенном возрасте сложно объяснить, почему ты злишься или обижен, что тебе не нравится, что ты хочешь, чтобы этот малыш вернул твою игрушку. С другой стороны, укусы – это проявление агрессии как способа заявить о чем-то, чего не замечают. А вот на что ребенок так реагирует – надо выяснять родителям. Понаблюдайте внимательно за вашим малышом: когда, где и на что, на какое поведение окружающих он начинает кусаться. Ведь укусы – это реакция малыша на то неблагополучие в отношениях, в которых в данный момент ребенок находится. Источник может быть и в семье, и в детском саду. И чем больше ласки и заботы Вы проявите к ребенку, тем больше шансов, что кусаться он не будет. Снижению агрессивности ребенка также будут способствовать психологический комфорт в семье, здоровый распорядок дня, достаточный сон и продолжительные прогулки.
Ребенок кусается, как бороться с этой проблемой?
Комсомольская правда
ИнтересноеИнтересное
21 сентября 2017 10:13
Каждый этап взросления ребенка имеет свои особенности, через которые должен пройти, как сам малыш, так и его родители
фото: http://ya-odna. ru/chto-delat-esli-rebyonok-kusaetsya/
Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех-или даже четырехлетний ребенок, и родители все чаще слышат от воспитателей в детском саду или возмущенных мам других малышей фразу: «Ваш ребенок кусается!» – возникает неловкая ситуация правда? Что делать в такой момент? Как отучить ребенка кусаться?
Если предыдущие привычки довольно безобидны и носят характер самонацеленности, то привычка кусаться гораздо менее безобидна, так как направлена она на причинение боли окружающим. И воспринимается она чаще всего не с пониманием, а с гневом, который является следствием неожиданности этого действия, присутствия болевых ощущений, а также подсознательного восприятия этой привычки другого индивида как агрессии. Актом агрессии такая привычка является даже для родителей, которые недовольны, сердятся, вместо того чтобы понимать и исправлять причину такого поведения ребенка. Кроме того, у взрослых появляется также чувство стыда и вины перед посторонними, которые подверглись таким нападкам или просто увидели эту ситуацию.
Большинство детей младше 3-х лет могут как минимум раз кото-то укусить, но это действие при благополучном воспитании будет единичным. Обычно малыши прекращают кусаться сами по себе. О привычке кусаться можно говорить, если кусание происходит периодически, причем после 3-лет это может стать действительной проблемой. Иногда кусающимся детям могут назначать специальное лечение, если от кусания страдают другие либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением.
Кстати, здесь стоит упомянуть и о стремлении ребенка ударить кого-либо. Привычка ударять окружающих также является актом агрессии и может замещать кусание. Психологи говорят, что дети старше 3-х лет, которые часто кусаются и агрессивно себя ведут, могут страдать от проблем со здоровьем или от тяжелого эмоционального состояния. В этом случае необходима консультация терапевта или детского психолога.
Причины появления привычки.
1.Режутся зубки. В возрасте 5-7 месяцев кусание может быть естественной реакцией на то, что у детей имеется дискомфорт вокруг рта, или же когда у них чешутся десны, или есть сильные болевые ощущения при прорезывании зубов. Чаще всего малыши кусают родителей и родственников, но при виде болевой реакции чаще всего дети перестают кусать людей.
2.Познание мира. Некоторые малыши при помощи укусов экспериментируют, познают таким образом мир. Ребенок может укусить руку взрослого или сверстника так же, как он кусает погремушку или резиновое колечко. В первые несколько укусов он может даже не осознавать, что причиняет тем самым боль.
3.Неудовлетворение основных физиологических потребностей. Агрессивной реакцией не считается, если ребенок укусил, когда разозлился, расстроился или возмутился. Если его главные потребности, такие же как голод, жажда, желание сходить в туалет. Желание поспать, остаются не замеченными взрослыми, то это также может спровоцировать злость и укус. Таких реакций не будет наблюдаться, если родители будут внимательны к потребностям малыша и будут должным образом заботиться о его физиологических потребностях.
4.Невозможность адекватно выразить свои желания. Маленькие дети прибегают к укусам тогда, когда не могут добиться своей цели иным путем по причине невозможности адекватно выразить свои желания. Это не может быть проблемой, пока ребенок еще маленький. Но когда он переступил порог 3-х лет, это уже говорит о некоторых психологических проблемах. Такая ситуация может случиться, если малыш хочет получить игрушку, а ему не хватает слов, чтобы его поняли. Или же он расстраивается, что башня, которую он ставит, все время падает. Такого рода действие можно расценивать как попытку утвердить свои права или же переживание из-за невозможности что-то сделать.
Кусание, как правило, не является запланированным действием. Оно спонтанно, становится реакцией ребенка на то, что ему не нравится. Дети кусаются по разным причинам в зависимости от их возраста.
5.Сильное нервное возбуждение. В возрасте до 1,5 лет дети обычно кусают других людей в состоянии сильного возбуждения. «Под удар» чаще всего попадают родители, родственники или другие дети. Это не признак агрессии, а всего лишь нервное перевозбуждение, которое можно направить в иное русло, чаще всего помогает твердое «Нет! Мы не кусаемся!».
6.Психологические причины. В возрасте от 1,5 до 3-х лет дети могут кусать окружающих из-за раздражения или желания контролировать действия другого человека. Чаще всего они начинают кусать других детей, реже – родственников и родителей. Подавляющее большинство детей кусают своих приятелей по детским играм, когда происходят ссоры из-за игрушек, соски, еды или места на коленях у взрослого. Это своего рода защита и даже самозащита. Крайней степенью такого состояния является враждебный настрой ко всем вокруг, желание сделать всем вокруг больно.
Бывают дети, которые кусание используют для того, чтобы поиздеваться над окружающими, например сверстниками. Такое поведение основывается на желании показать себя сильнее других детей и может стать причиной серьезной проблемы с психологической устойчивостью ребенка. После 3-х лет дети могут кусаться, когда ощущают беспомощность или страх. Например, если они проигрывают в драке, то наносят предупреждающий укус, чтобы им не пришлось испытывать боль. Они не умеют пока утвердить свои права более продуктивным способом.
Часто бывает так, что кусание родителей – это выход подсознательной агрессии ребенка, недовольства родителями, нежелания подчиняться требованиям. Кроме того, малыш может таким образом привлекать внимание взрослых, если ему недостаточно их ласки, положительного отношения.
7.Неврологические причины. Неврологические причины кусания у детей встречаются довольно редко. Диагностировать такого рода расстройство может только детский невролог.
Физические и психологические способы борьбы с привычкой.
Многие дети кусаются в период, когда у них режутся зубы из-за боли и дискомфорта. Кроме этого у них могут проявляться такие симптомы, как опухоль десен, повышенная чувствительность и неприятные ощущения в области прорезывания зубов, высокое слюноотделение, сыпь на подбородке, лице или животике, отказ от пищи и питья, раздражительность, прерывистый и беспокойный сон. На фоне всех этих симптомов неудивительно, что ребенок может начать кусаться. Избежать такого помогут специальные кольца для прорезывания зубов или мягкие игрушки, различные сертифицированные приспособления. Перед покупкой нужно обязательно убедиться, что такие изделия не представляют опасность и что ребенку можно брать их в рот. Кроме того, снизить боль от прорезывания зубов может кусание или жевание чистой, смоченной и охлажденной ткани. В первую очередь способом борьбы с периодическим кусанием, является профилактика этого явления – родители не должны допускать проявлений агрессии. Очень важно, чтобы они каждый раз адекватно реагировали на резкое поведение малыша. Не нужно ждать, когда ребенок начнет злиться и нервничать, лучше проследить ситуации, в которых происходит выброс агрессии и купировать их, снимая нервное напряжение. Такие превентивные меры будут хороши не только для психики малыша, но и для психики его родителей. Можно, например, забрать ребенка с детской площадки, пока он не покусал рядом находящихся малышей. В качестве воспитательного момента можно выбрать время и забрать у него игрушку или еду, которую он не может поделить с кем-нибудь из детей. Нужно убедиться, что ребенок понимает, что недовольство родителей – прямой результат его укусов. Они должны прямо объяснить малышу, почему они недовольны, чтобы он ясно понял, что причиной является то, что он кусается. Далее нужно напоминать ему, что если он и дальше будет так себя вести, то это приведет к нежелательным последствиям. Если ребенок старшего возраста кусается, то можно расспросить его, почему у него появилось желание укусить. Иногда они могут сами сказать, какие чувства или действия довели их до инцидента. В таких случаях с ребенком нужно провести беседу, постараться объяснить, что есть более эффективные способы показать свои мысли, чувства и желания, а также справиться с расстройством и чувством гнева. Можно поговорить с ним о чувствах, например, пусть ребенок возьмет мячик и пнет его ногой. Он поймет, что такой способ поможет отвлечься им и переключить внимание на другое. Можно найти еще один способ отвлечь ребенка – дать поиграть ему с любимой игрушкой, пока его гнев не сойдет, потанцевать. Кроме того, требуется поощрять деятельность, соответствующую возрасту и навыкам ребенка. Чтоб избежать раздражения, родители должны стараться не использовать активные игры, которые могут быть слишком сложными или носят соревновательный характер.
Взрослые должны хвалить ребенка за каждый случай, когда он взял себя в руки и справился с чувством гнева и расстройства и поборол свое желание кусаться. Можно даже придумать способ поощрения.
Если малыш все же кусается, каждый случай должен быть удостоен замечания, разговора, нельзя оставлять такое поведение безнаказанным. Нужно строго говорить ему, что кусаться не хорошо и он не должен этого никогда делать. Нужно объяснить малышу, что он должен владеть своими чувствами в любом месте, где бы он ни находился, есть ли родители рядом или же их нет. Если причиной является неумение общаться со сверстниками, то помогут разговоры, игровая форма, в которой взрослые рассказали бы и показали, как можно играть и общаться с ровесником ребенка. Нужно указать на то, что дети не будут общаться с ним, если он будет проявлять агрессивное поведение. Хорошо подействует поощрение попытки ребенка использовать для самовыражения словесные формы, нужно говорить о том, чтобы он выражал свои чувства словами, а не кусался. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребенка. Он просто пока не может в силу каких-либо причин словами выразить то, что он хочет. Причиной может быть задержка речевого развития в связи с пониженной тактильной чувствительности ротовой полости.
Диагностирует такую проблему врач. А решается она при помощи развития моторики речи и физических возможностей ротовой полости. Родители должны обязательно ввести в ежедневный рацион питания ребенка твердые виды пищи вроде морковки или яблок, которые нужно прожевывать. Можно учить малыша пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке, придумывать различные «обезьяньи» упражнения и игры с деланием смешных рожиц или показыванием каких-то отдельных эмоций на лице (это развивает мимику, актерские способности, упрощает родителям жизнь, так как дети часто закрепляют эти выражения и используют их в повседневной жизни – по ним точно можно сказать, что ребенок чувствует в данный момент), упражнения на укрепления мышц ротовой полости. Главное – объяснить ему, что эти упражнения не стоит делать публично, иначе ребенок может заработать вредную привычку корчить рожицы, сидя на уроке или просто находясь на улице.
Родители должны моделировать поведение, которое хотят видеть у своих детей. У малышей очень силен элемент подражания. Взрослым самим нужно избегать вспышек гнева и других проявлений агрессии, требуется быть хорошим примером, показывать ребенку, как можно спокойно справляться с ежедневным раздражением. Если в семье в норме грубые способы общения и обращения друг с другом, используется физическое наказание детей, то вероятность того, что ребенок усвоит подобные способы поведения и будет использовать такие меры при возникновении у него негативных переживаний, равна практически 100 %.
Агрессивное поведение вроде кусания может стать реакцией на недостаток родительского внимания и поддержки, которые являются главной социальной потребностью у маленьких детей. Например, если малы послушен, родители нечасто замечают его и хвалят за хорошее поведение. Преимущественно родительское внимание достается ему тогда, когда он делает что-то плохое. И ребенок извлекает из такого урок – чем хуже он себя ведет, тем больше внимания родители на него обращают. Тот факт, что взрослые сердятся или наказывают его, значит мало по сравнению с тем удовольствием, которое приносит это внимание. В таком случае поможет только пересмотр воспитательных методов и количества времени и внимания, которое родители ему уделяют. Малыша нужно поддерживать, хвалить, помогать засыпать.
Если кусание родителей или окружающих было спровоцировано какими-то запретами, которые тормозят стремление ребенка к свободе, его любознательность, самостоятельность или активность, то также требуется пересмотреть характер воспитания и сделать его более мягким, гибким, не облекать запреты в категорические формы. В любом случае, запреты чаще всего связаны с нежеланием родителей что-либо делать (например, мама не велит бегать, потому что штанишки запачкаются), поэтому потребуется всего лишь увеличить долю внимания и заботы о ребенке, снять часть запретов и дать ему чуть больше свободы.
В воспитательных целях малыша нужно попросить принести извинения тому, кого он укусил. Взрослые должны объяснить ему, что его укусы вредны не только для физического здоровья другого человека, но и эмоционально делают ему плохо. Важно приучать ребенка к сопереживанию, умению понимать чувства окружающих.
Кстати, агрессивное поведение вроде укусов, шлепков, битья родителей по лицу может быть результатом того, что малыш рос в атмосфере потворства любым своим желаниям, не имел отказа в своих требованиях, и затем родители начали его «воспитывать».
Естественно, что устоявшаяся модель, когда ребенок все получает, начинает рушиться, из-за чего он может пытаться добиваться своего агрессией, криками, укусами, истериками, разбрасыванием и «избиением» игрушек, агрессивными нападками на окружающих.
Родители в таком случае должны набраться терпения и начать потихоньку искоренять привычную для ребенка форму поведения, потому что преодолена она может быть далеко не сразу и не при помощи резкого увеличения количества запретов. И чем дольше родители потакали ребенку во всем, тем труднее будет справиться с агрессией. В таком случае взрослые часто выбирают тактику подождать, пока малыш подрастет и начнет ясно понимать, что же от него требуют и объяснить, почему они этого требуют. Но чаще всего такая методика не оправдывает себя, у ребенка окончательно утверждается модель поведения «желание-отказ-агрессия-получение желаемого».
Поэтому в отношении ребенка, который укусами пытается добиться своего, нужно действовать последовательно и постоянно придерживаться своих требований. Взрослые должны также поговорить и договориться, сообща корректировать поведение малыша. Потому что разнобой в требованиях взрослых не приведет к желаемому изменению поведения. Например, если папа наказывает ребенка за то, что он кусается, а бабушка защищает его и жалеет, или же дома малышу запрещают кусать близких, а в магазине ребенок может начать кусать маму в ответ на отказ купить игрушку и в итоге получает игрушку, потому что мама испытывает за его поведение неловкость перед окружающими, ребенок не усвоит основные требования взрослых. Он лишь поймет, что в разных ситуациях можно вести себя по-разному, применять укусы или агрессию безнаказанно и начнет манипулировать взрослыми для достижения желаемого. Уступать требованиям ребенка в таких случаях – значит лишь искажать его представления о том, что дозволено, а что нет, и равносильно поражению в борьбе с его вредной привычкой.
Ребенок на протяжении развития постоянно исследует границы дозволенного не только в своем поведении по отношению к окружающему предметному миру, но и в отношениях с людьми. Именно поэтому взрослые должны понять. Что нужно «сплотиться» против вредной привычки и создать общее негативное мнение к агрессивному поведению ребенка, скорректировать уже собственное поведение. Поэтому отношение в семье к кусанию других людей должно быть однозначным, малыш должен понимать, что его негативное поведение, которое родители уже не раз осуждали, всегда будет иметь неприятные для него последствия, например, отказ взрослых с ним играть или лишение возможности играть с другими детьми.
Часто родители не выдерживают и начинают добиваться послушания от ребенка при помощи наказаний. Он, возможно и перестанет кусаться. Но остается вероятность, что появится «откат» от такого воспитания, например, через некоторое время у него может нарушиться сон, или он начнет писать в штанишки. Жестокое поведение и наказание может спровоцировать стойкий невроз у малыша. Он может начать испытывать стойкий гнев, но при этом не иметь возможность выплеснуть его наружу. Такие переживания будут разрушать его психическое здоровье. Также не рекомендуется кусать своего ребенка, показывая, как это больно и неприятно, так как такой пример может быть причиной моделирования у него нежелательного поведения.
Психологи категорически против, если родители принимают жестокость и физические наказания за основу воспитания. А при проявлении первых признаков агрессии у малыша многие родители, до этого момента не принимавшие такие меры, вдруг начинают проявлять ответную жестокость. Делать этого категорически нельзя, так как данная вредная привычка и способ избавления от нее при помощи ответной агрессии противоречат друг другу. Если ребенок проявил агрессию в ответ на то, что он недоволен родителями, а родители не хотят, чтобы малыш таким образом поступал, и применяют агрессию к нему, так как им недовольны – появляется замкнутый круг. Ребенок усваивает данную глубинную модель поведения и даже может отказаться от привычки кусаться. Но это приведет к более глубоким изменениям в психике, которые могут проявиться самым неожиданным образом.
Материал подготовлен по данным: Ю.В. Потапова, М.П. Шаталина «Кризисы детского возраста: навязчивые детские привычки».
Читайте так же на нашем сайте: «Ребенок сосет палец, что с этим делать?», «Навязчивые детские привычки». Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».
«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.
На правах рекламы.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ : ООО «Центр медиа», Омск, ул. Жукова, 78, 2 этаж (вход с ул. Маяковского) ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 644010 Контактный тел. Отдел рекламы +7 (3812) 290-150, отдел распространения +7 (3812) 290-144, редакция +7 (3812) 290-155. Почта редакции: [email protected] и. о. Редактора Виркунен Наталья Викторовна.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Укусы: почему это происходит и что с этим делать (возраст от 3 до 4 лет)
Почему дошкольники кусаются
Вас может шокировать известие о том, что ваш дошкольник укусил другого ребенка, или ощутить, как его зубы впиваются в вас. Но в поведении нет ничего необычного.
К тому времени, когда дети ходят в дошкольные учреждения, большинство из них хоть раз кого-нибудь укусили, а также подверглись недружественному чавканию. Дети кусаются реже, когда становятся старше и могут говорить о своих чувствах, но в этом возрасте кусание все еще распространено в ситуациях, когда много детей вместе.
Дети могут кусаться, например, когда их одолевают страх, гнев или разочарование. Или они могут укусить, потому что кто-то укусил их . Дошкольники часто кусаются во время драки, если чувствуют себя загнанными в угол или боятся, что их вот-вот поранят.
Переживание серьезных перемен, таких как рождение ребенка в семье или новый дом, также может вызвать эмоциональное расстройство, которое приводит к агрессивному поведению. А иногда дети кусают просто для того, чтобы оценить эффект, который это произведет, потому что они взволнованы или чрезмерно возбуждены, или в качестве неуместного выражения любви.
Тем не менее, знание о том, что кусаться – обычное дело, не облегчает ситуацию, когда ваш дошкольник укусил другого ребенка или был укушен. Вы можете не только расстроиться, узнав, что ваш ребенок кусается, но и другие родители могут быть возмущены этим инцидентом. Возможно, вашему ребенку больше не будут рады в дошкольном учреждении или игровой группе.
Самое важное, о чем следует помнить, это то, что дети не хотят, чтобы нападали на других. Они предпочли бы играть, исследовать и наслаждаться своими друзьями. Понимание того, что стоит за укусами, — это первый шаг к тому, чтобы заставить вашего ребенка остановиться.
«Подумайте о том, что происходит с вашим ребенком», — говорит Дженис Кейзер, педагог по воспитанию и соавтор книги «Как стать родителем, которым вы хотите быть ». «Ваша цель не только остановить такое поведение, но и помочь вашему ребенку расти».
Вот как помочь в обоих случаях:
Что делать, если ваш дошкольник кусается
Убедитесь, что оба ребенка в безопасности. Сначала разделите детей и убедитесь, что они находятся на безопасном расстоянии друг от друга.
Сохраняйте спокойствие, устанавливайте границы, не обвиняйте и не наказывайте. Простым и прямым языком скажите ребенку, что кусаться больно и ему нельзя этого делать. Хотя у вас может возникнуть соблазн внушить ребенку серьезность его действий, суровые наказания, такие как шлепки или укусы ребенка в ответ, на самом деле могут повысить вероятность того, что дошкольники снова нанесут удар. Эксперты подозревают, что такое наказание вызывает гнев и обиду, которые со временем могут привести к тому, что ребенок начнет действовать еще больше.
Помогите обоим детям. И укушенному ребенку, и агрессору нужна ваша помощь. Сначала вам нужно будет проверить повреждения и, возможно, оказать некоторую медицинскую помощь, а также теплоту и заботу.
Но не пренебрегайте ребенком, который укусил. Она может вести себя так, как будто ей все равно, или как будто она не осознает, сколько боли она причинила — никто не выглядит более бесстрастным, чем ребенок, который только что кого-то обидел. Но, скорее всего, она действительно знает, что она сделала.
Тёплое и заботливое отношение к ней помогает ей чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы выражать свои эмоции, как по поводу укуса, так и по поводу того, что её расстраивало или подавляло в первую очередь.
Поощряйте дошкольника приходить к вам, когда он расстроен. Возможно, вы не сможете быть с ней в трудные времена, например, в детском саду или детском саду, но ей необходимо научиться обращаться к вам или другому взрослому за помощью.
Предложите ей прийти к вам, когда ей будет тяжело, а затем уделите ей все свое внимание, когда она это сделает. Думайте о ее близости с вами, когда вы вместе, как о своего рода страховке от актов агрессии, когда ее нет.
Расскажите о том, что произошло. Как только вы оба успокоитесь, выберите тихий момент, чтобы спросить: «Как вы можете сообщить кому-то, что вы злитесь, не причинив ему вреда?» и «Как вы можете просить помощи у взрослых, если вам не нравится, как к вам относятся другие дети?»
Проведите простую ролевую игру, чтобы справиться с этими ситуациями. («Ты будешь Соней из дошкольного учреждения, и ты возьмешь моего кролика».) Она может усвоить некоторые реплики, которые она сможет использовать позже. («Нет! Мне это не нравится!») Многие дошкольники кусают один раз, обращаются за помощью и больше никогда этого не делают.
Как предотвратить укусы
Подумайте, когда и почему ваш ребенок кусается. Это в игровой группе, когда другой ребенок хватает что-то, с чем он хочет поиграть? Когда другие дети теснят его? Пытается ли он укусить вас, когда вы кормите новорожденного?
Учитель вашего ребенка также может иметь представление о том, что его раздражает. Через некоторое время вы, вероятно, сможете предсказать, когда ваш ребенок, вероятно, набросится и будет готов вмешаться.
Внимательно следите за своим ребенком. Предупреждающие знаки, такие как плач, крик, топот ног и выпады, часто предшествуют укусам. Если он кусается, понаблюдайте за своим дошкольником и вмешайтесь, прежде чем он сделает это снова.
Перенаправьте внимание вашего ребенка. Если эмоции вашего ребенка зашкаливают, и вы беспокоитесь, что он собирается откусить у друга, переключите его внимание на другое занятие, например, на танец, рисование или игру.
Останови его, пока он снова не укусил. Если вам кажется, что ваш ребенок снова готовится к укусу, подойдите к нему физически и спокойно не позволяйте ему вонзить зубы в свою цель. Вы можете сказать что-то вроде: «Я не могу допустить, чтобы ты причинил боль Рамоне» или «О, я не думаю, что хочу, чтобы эти зубы были еще ближе», в то время как вы мягко, но твердо держите его лоб в нескольких дюймах от своего плеча или чашки. ваша рука мягко на его рот.
Если он все равно укусит вас или продолжит пытаться укусить другого ребенка, возможно, стоит отстранить его от ситуации, закончить игровую сессию или дать ему тайм-аут.
Оставайтесь с ним теплыми и любящими. Это может быть трудно, когда вы пытаетесь предотвратить его укусы – вы можете быть эмоциональны сами или чувствовать огромное давление, чтобы закричать или остановить его силой. Но если вы сможете вспомнить, как сильно вы его любите, пока вы его сдерживаете, он может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы показать вам, как он опечален или зол.
«Очень полезно стать на сторону ребенка, — говорит Кейзер, — и помнить, что в любой момент он делает все возможное». Он может сказать вам о своих чувствах словами, а может и нет, но это не имеет большого значения. Возможно, вам придется вмешиваться таким образом несколько раз, прежде чем он сможет удержаться от укусов.
Используйте положительное подкрепление. Большинство детей этого возраста обычно сотрудничают с другими детьми и все больше заинтересованы в развитии новых дружеских отношений. Обычно кусание прекращается примерно к 3 годам, когда у ребенка становятся более развитыми языковые и социальные навыки.
Дети этого возраста могут выражать свои чувства, разделять и понимать точку зрения другого ребенка. Задействуйте растущий эмоциональный интеллект вашего ребенка, хваля его за хорошее поведение, которое поможет ему завести новых друзей и сохранить их.
Ходите с ним на игровые свидания. Возможно, вам придется ходить вместе с ребенком на игровые свидания, пока проблема с прикусом не разрешится сама собой, или, по крайней мере, заранее предупредить других родителей и дать им несколько советов о том, что лучше всего работает с вашим ребенком. Если вы думаете, что они не смогут справиться с ситуацией спокойно и с любовью, возможно, лучше перенести свидание.
Никогда не кусайте ребенка в ответ. Некоторые родители считают, что эта тактика доводит до сознания, что кусать больно. Но на самом деле это показывает вашему ребенку неправильный способ борьбы с агрессией, то есть становится агрессивным в ответ. Даже «любовные укусы» родителей могут способствовать укусам ребенка, поэтому никогда не кусайте своего ребенка, даже в шутку.
Демистификация укусов. Говори о кусании, но не проповедуй, и не играй в простую игру. Попросите ребенка назвать вам продукты, которые он любит кусать. Или назовите предметы повседневного обихода (кекс, стол, собаку, банан) и спросите его, можно ли их кусать. Вы можете становиться глупее (машина, пылесос, папины туфли), и вы оба можете смеяться над этим.
Поговорите с учителем вашего ребенка. Постарайтесь узнать больше об обстановке в классе вашего дошкольника. Пытается ли учитель вмешиваться в агрессивное поведение, будь то укусы, удары руками или постоянное поддразнивание? Вы хотите быть уверены, что не оставите своего ребенка посреди беспредела, где дети должны постоять за себя.
Если вы удовлетворены тем, что учитель держит ситуацию под контролем, спросите, как она справляется с укусами. У учителей-ветеранов часто есть изобретательные методы решения обычных поведенческих проблем. Это также шанс узнать, приносят ли ее реакции на инциденты с укусами больше вреда, чем пользы.
Дайте ему кусачий заменитель. В некоторых дошкольных учреждениях держат миски с яблоками и дают яблоко ребенку, который кусается. Это хорошая, удовлетворительная альтернатива, если ему просто нужно во что-то вонзить зубы!
Укусы (для родителей) — Nemours KidsHealth
Отзыв: Shana L. Boyle, PhD
Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health
на испанском языке
Hábito de morder
Малыши делают самые очаровательные вещи: дарят неожиданные объятия, визжат от смеха и прижимаются к вам, когда устают.
Но, как вам скажет любой родитель малышей, они также делают и не очень милые вещи, например, пинаются, кричат… или кусаются.
Дети этого возраста довольно часто кусаются, но иногда это может быть довольно неприятно и трудно справляться. Есть способы разобраться с привычкой вашего малыша кусаться. Вот как помочь обуздать этот тип поведения.
Почему малыши кусаются?
Укусы очень распространены в раннем детстве. Младенцы и дети младшего возраста кусаются по разным причинам, например, когда режутся зубы или исследуют новую игрушку или предмет ртом. Когда они начинают понимать причинно-следственную связь, они также могут укусить человека, чтобы посмотреть, сможет ли он получить реакцию.
Укусы также могут быть способом для малышей привлечь внимание или выразить свои чувства. Разочарование, гнев и страх являются сильными эмоциями, и малышам не хватает языковых навыков, чтобы выразить свои чувства. Вместо этого они могут кусаться, чтобы сказать: «Обрати на меня внимание!» или «Мне это не нравится!» Малыши также могут узнать, что кусание можно использовать как инструмент для доступа к желаемому предмету.
Укусы немного чаще встречаются у мальчиков, и чаще всего это происходит между первым и вторым днями рождения. По мере улучшения языка кусание имеет тенденцию к уменьшению.
Что может помочь детям перестать кусаться?
У родителей должно быть правило нулевой терпимости к укусам — дома, в детском саду и в других местах. Если это все-таки произойдет, обязательно займитесь этим прямо сейчас.
В следующий раз, когда ваш ребенок укусит, попробуйте выполнить следующие действия:
- Шаг 1: Будьте спокойны и тверды. Обратитесь к ребенку с твердым «не кусаться!» или «кусаться больно!» Сделайте это простым и понятным для малыша. Дайте понять, что кусаться нехорошо, но избегайте длинных объяснений, пока ваш ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы понять. Сохранение максимально возможного спокойствия поможет быстрее разрешить ситуацию.
- Шаг 2: Успокойте пострадавшего. Обратите внимание на укушенного человека, особенно если это другой ребенок. Если есть травма, очистите область водой с мылом. Обратитесь за медицинской помощью, если укус глубокий или кровоточащий.
- Шаг 3: Успокойте кусающегося, если это необходимо. Часто малыши не понимают, что кусаться больно. Это нормально утешать ребенка, который расстроен из-за того, что причинил кому-то боль. Малыш постарше может научиться, если ему разрешат утешить или извиниться перед другом после укуса. Но если кусающий использует такое поведение, чтобы привлечь к себе внимание, вам не следует подкреплять такое поведение утешением и вниманием.
- Шаг 4: Предложите альтернативы. Когда все успокоится, предложите альтернативу укусам, например, используйте слова «нет», «стоп» и «это мое», когда хотите общаться с другими. Например, покажите ребенку, как подойти к сверстнику, протянуть ему руку, а затем сказать «пожалуйста», чтобы попросить предмет.
- Шаг 5. Перенаправление. Отвлечение творит чудеса с детьми этого возраста. Если эмоции и энергия зашкаливают или наступила скука, помогите малышу переключить внимание на более позитивную деятельность, например, на танец под музыку, раскрашивание или игру.
Дисциплина обычно не требуется, так как большинство детей не осознают, что кусаться больно. Никогда не бейте и не кусайте укушенного ребенка, так как это учит ребенка тому, что такое поведение нормально.
Если вы попытаетесь выполнить эти действия, а поведение не остановится, могут помочь тайм-ауты . Малыши постарше могут пойти в специально отведенное место для отдыха — на кухонный стул или на нижнюю лестницу — чтобы успокоиться. Как правило, примерно 1 минута в год является хорошим ориентиром для тайм-аутов. Возможно, вам придется присматривать за малышом во время тайм-аута, но будьте осторожны и не уделяйте ему никакого внимания. Ваш ребенок должен вести себя тихо и спокойно, прежде чем покинуть зону тайм-аута.
Чтобы ваш малыш был на правильном пути:
- Будьте последовательны. Постоянно усиливайте правило «Не кусаться».
- Используйте положительное подкрепление. Вместо того, чтобы вознаграждать вниманием негативные действия, хвалите ребенка, когда он ведет себя хорошо. Вы можете сказать что-то вроде: «Мне нравится, как ты использовал свои слова» или «Мне нравится, как ты мягко играешь», чтобы подкрепить положительные альтернативы укусам.
- Планируйте заранее. Малыши могут чувствовать себя более комфортно и не испытывать желания кусаться, если они знают, чего ожидать в новых или энергичных ситуациях. Если ребенок кусается в детском саду, подумайте о том, чтобы отдать его в более спокойную и маленькую обстановку.
- Найдите альтернативу. По мере развития языковых навыков вы можете помочь ребенку найти более эффективные способы выражения сложных эмоций. Например, если попросить детей «говорить словами», когда они расстроены или расстроены, это поможет их успокоить.