Содержание
У ребёнка истерика — что делать? 4 простых правила для родителей
Одна из самых серьёзных претензий родителям: «А чего у них дети орут». Ту же жалобу часто адресуют и сами родители детям: «Ты чего орёшь? Перестань!». Инна Прибора даёт несколько советов, как помочь детям справиться со своими эмоциями и заменить крики на что-то потише.
Почитаешь что-нибудь о поездках на море, об отелях и ресторанах, и складывается впечатление, что орать — главное свойство ребёнка, и это беспокоит не только людей из ресторана. Популярный поисковый запрос «ребенок орёт» подразумевает несколько вариантов: «в самолёте», «весь день», «по любому поводу», «во время массажа», «что делать». Конечно, только очень терпеливый родитель лезет в интернет спрашивать, что конкретно делать, если напасть уже приключилась. Часто человек старается выбить клин клином — тоже орёт на ребёнка. Особенно интересно смотреть, когда он на ста децибелах, брызгая слюной, задаёт свой невинный вопрос: «Чего орёшь?».
Если вы когда-нибудь общались с учительницей со стажем, то знаете, что когда она невзначай повышает голос, утихает всё живое. Птицы зависают в воздухе, сосед роняет дрель, дети во дворе за три километра теряют мяч и замирают. Этот голос — инструмент учителей, который позволяет им работать в школе, вести занятия, родительские собрания, и, главное, входить в класс после звонка с таким «Здравствуйте, дети!», чтобы в момент парализовать всех крикунов, которые скачут на парте.
У простых родителей такой опции нет. Поэтому они пользуются другими, на редкость неэффективными:
- яростно шептать в ухо: «Тише, тише! Давай выйдем из музея и там начнём вопить!»;
- игнорировать ребёнка, делая вид, что это чей-то ещё ребёнок;
- совать конфеты, на которые минуту назад ему даже смотреть запрещалось: «Ладно, на, ешь!»;
- срочно искать в телефоне ролик с котом, чтобы отвлечь малыша, но вместо этого натыкаться на видео со смешным танцем голых женщин.
Обычно родитель в сложной ситуации видит два выхода: под каким-нибудь предлогом, например, под страхом смерти, убедить ребёнка молчать («Смотри, к нам уже идёт полицейский. Знаешь зачем?») или отвлечь («Ой, смотри, там забавный полицейский пробежал!»).
Все беда в том, что мы не научили выражать детей свои чувства. Если с выражением что-то не вышло, то дети начинают действовать своим путём — то есть на нервы.
Итак, как научить ребёнка изливать свои чувства наружу, чтобы ни на кого не попало.
1. Самому стать наглядным учебником по выражению чувств
Многие ждут от детей осознанного подхода ко всем невзгодам. При этом как мы сами выплескиваем своё разочарование от жизни? Идём тихонько мять подушку в уголке? Нет, это как раз большие дяди и тёти срываются на окружающих, хамят, напиваются вдрызг, ни с того ни с сего лезут обниматься, хлопают дверями, слушают с утра Стаса Михайлова на полной громкости, а потом грозят прикончить того, кто включил музыку в три часа ночи. Если вместо отчаянных налётов на холодильник мы начнём практиковать глубокое дыхание, медитацию или хотя бы честно объяснять свои эмоции в том числе и детям («Я страшно зол на Роскомнадзор, и сейчас буду бегать кругами и выкрикивать обидные слова в адрес государства»), то и дети научатся этим приёмам. Или хотя бы расширят лексикон.
2. Объяснить ребёнку, что с ним происходит
Приём «активное слушание» — это не просто сидеть и кивать, когда сын сообщает о своём желании взорвать этот садик к чёртовой бабушке. Мы говорим, как это называется: «Да, ты негодуешь. Воспитательница не достала птичку с дерева. Я понимаю, это досадно». Фокус в том, что до того, как вы проговорили эмоции, дошкольник не знал, что он негодует. И слова-то такого не слышал. Он ощущал непонятный дискомфорт в верхней части груди, поэтому ёрзал и был невыносим. Отныне он может гордо сообщать друзьям: «Я часто негодую, когда воспитательница ведёт себя не лучшим образом».
3. Выслушать и посочувствовать
Хорошо, когда маму с папой можно обнять и излить им душу. Нам бывает нелегко разделить боль близкого человека, потому что у Дашиного пупсика сарафан краснее. Мы начинаем смеяться, говорить, что это неважно и даже давать советы: «А ты в следующий раз подойди и скажи так…»
Вот представьте, что вам очень плохо. Вы лежите лицом в ворс ковра и чувствуете себя ничтожнейшим из ворсов. И тут кто-то любимый приходит и начинает давать вам рекомендации, как надо поступать в другой раз и вообще в подобных случаях. Лучшей реакцией будет просто заорать на советчика, потому что он абсолютно, ну вообще ничего не понимает.
Правда, в общественных местах нам бывает неудобно нырять в пучину отчаяния вместе с ребёнком. Так что нужно поскорее вывести его туда, где воздух свеж и не начался тихий час. «Простите, Вася не орёт, Вася печален из-за преждевременной кончины леденца. Нам нужно выйти! Да, Вася, это боль…».
4. Продумать, как помочь ребёнку выпустить пар
Нет эмоции — нет проблемы, считается в армии, пионерии и прочих тоталитарных сектах. Делать в любой непонятной ситуации «покер-фейс» — устаревшее решение. Наши продвинутые дети должны знать, что с ними происходит и как на это что-то реагировать. Мы как взрослые можем вручить некий набор доступных приёмов, облегчающих состояния, в которых хочется орать. Итак, как минимум у нас есть такие штуки:
- читать стихи;
- бежать марафон вокруг дома;
- кувыркаться на диване;
- слушать странную музыку в наушниках;
- хлюпать носом в воротник;
- мять пластилин;
- прятаться в шкафу под шубой;
- гладить кота;
- висеть на перекладине вниз головой…
В общем, вести себя как нетрезвый взрослый, только не выкрикивая при этом «Сергей — подлец!». А что именно подойдёт вашему ребёнку, придётся выяснить опытным путём.
Может оказаться так, что справиться с восторгом, гневом и печалью ребёнку помогает громкий вопль. Что ж. Главное, не выносить ор из избы. Из звукоизолированной.
Иллюстрации: Shutterstock / miniwide
Как быть, если дочь готова кричать и истерить по любому поводу?
Главная
Родителям
Консультации специалистов
Консультация психолога
Возраст ребёнка: 4
Теги:
3-7 лет
поведение
истерика
Как быть, если дочь готова кричать и истерить по любому поводу?
Добрый день!
Все хорошо, очень любим дочку обнимаемся, говорим ей о том как она дорога нам и что мы ее не когда не бросим и не кому не отдадим.
Однако как дело доходит до того, что она не хочет, так сразу она начинает кричать. К примеру нужно ложиться в кровать, начинается истерика, причем ребенок не хочет идти не на какие уступки и уговоры, заявляет не хочу и не буду. Так может продолжаться до часу, она будет вставать с кровати ее будешь класть в кровать. В итоге через час истерики она все таки будет лежать. Подскажите пожалуйста, как быть в данной ситуации? Т.е. крики и истерики по поводу укладывания это лишь пример. Она готова кричать и истерить по любому поводу.
После того как дочка успокаивается и с ней разговариваешь, она понимает что истерить не нужно, что постарается так не делать, и буквально чуть что, все по новой, новая истерика и психи. Я так полагаю мы все равно должны настаивать на своем, чтобы она слушалась или нет?
Александр
Здравствуйте, Александр!
Детские истерики – достаточно распространенная проблема, с которой родители обращаются за помощью к психологу. Причин, по которым дети так себя ведут, может быть масса, и определить вашу индивидуальную можно только на очной консультации у специалиста. На нашем сайте вы можете найти адреса бесплатных психологических служб в вашем городе.
Во-первых, стоит определиться с терминологией. Истерика – это возбужденное психоэмоциональное состояние, которое ребенок контролировать не может. Если в вашем случае происходит именно так, то стоит обратить внимание на неврологическое здоровье девочки и, если проблема с повышенной возбудимостью не исчезнет, обратиться за помощью к специалисту. На нашем сайте есть статья, которая посвящена различию детских капризов и истерик, возможно, в ней вы найдете полезную для себя информацию: Детская истерика. Алгоритм действий.
Вы должны понимать, что в 4 года ребенок еще не осознает и, тем более, не контролирует собственные эмоции. Если ему грустно, он плачет, если весело, то смеется. Учить ребенка управлять проявлениями своих эмоций – задача родителя. Обратите внимание на то, как вы сами проявляете эмоции, как добиваетесь поставленных целей. То же касается, конечно, и жены.
Ребенок не должен быть послушным, ведь согласитесь, что послушание и покорность в итоге выльются в безволие и инертность. Учите ребенка договариваться с людьми, учитесь этому сами. «Не хочешь спать? Хорошо, давай прочитаем еще одну главу этой книжки, а после этого ты будешь спать. Договорились?»
Возможно, что капризами и истериками девочка пытается добиться вашего внимания. Как много времени вы проводите с ребенком, чем вы занимаетесь, о чем разговариваете, во что играете? Возможно, что то внимание, которое вы оказываете дочке, качественно ей не нужно. Например, ей хочется поиграть, а вы читаете книжку, ей хочется посмотреть мультики, а вы предлагаете ей лепить из пластилина. Постарайтесь сделать так, чтобы в совместном времяпрепровождении именно дочка была инициатором игр и развлечений, вы же можете предлагать ей различные варианты, но не настаивать на них.
Екатерина Сафонова,
психолог сайта «Я — родитель»
Истерики (для родителей) — Nemours KidsHealth
Истерики могут разочаровать любого родителя. Но вместо того, чтобы смотреть на них как на катастрофу, относитесь к истерикам как к возможности для обучения.
Почему у детей бывают истерики?
Приступы гнева варьируются от нытья и плача до криков, пинков, ударов и задержек дыхания. Они одинаково часто встречаются у мальчиков и девочек и обычно возникают в возрасте от 1 до 3 лет.
У одних детей истерики случаются часто, у других — редко. Истерики — нормальная часть развития ребенка. Так маленькие дети показывают, что они расстроены или расстроены.
Истерики могут случаться, когда дети устали, голодны или чувствуют себя некомфортно. У них может случиться нервный срыв, потому что они не могут получить то, что хотят (например, игрушку или конфету), или не могут заставить кого-то сделать то, что они хотят (например, заставить родителей немедленно обратить на них внимание или заставить брата или сестру сдаться). планшет). Научиться справляться с разочарованием — это навык, который дети приобретают со временем.
Истерики распространены на втором году жизни, когда развиваются языковые навыки. Поскольку малыши не всегда могут сказать, чего они хотят или в чем нуждаются, а слова, описывающие чувства, более сложны и развиваются позже, фрустрирующий опыт может вызвать истерику. По мере улучшения языковых навыков истерики, как правило, уменьшаются.
Малыши хотят независимости и контроля над своим окружением — больше, чем они на самом деле могут себе позволить. Это может привести к борьбе за власть, поскольку ребенок думает: «Я могу сделать это сам» или «Я хочу это, дай мне это». Когда дети обнаруживают, что они не могут этого сделать и не могут иметь все, что хотят, у них может случиться истерика.
Как избежать истерик?
Старайтесь не допускать истерик, когда это возможно. Вот несколько идей, которые могут помочь:
- Уделяйте много позитивного внимания. Возьмите за привычку ловить ребенка на хорошем. Поощряйте малыша похвалой и вниманием за позитивное поведение. Конкретно хвалите поведение, которое вы хотите, чтобы происходило чаще (например, «Мне нравится, как вы сказали «пожалуйста» и дождались молока» или «Спасибо, что поделились кубиками со своей сестрой»).
- Постарайтесь дать малышам немного контроля над мелочами. Предлагайте второстепенные варианты, такие как «Вы хотите апельсиновый сок или яблочный сок?» или «Вы хотите почистить зубы до или после принятия ванны?» Таким образом, вы не спрашиваете: «Хочешь почистить зубы сейчас?» — на что, конечно же, ответят «нет». Разрешить контроль, когда это не имеет большого значения. Например, вместо того, чтобы бороться из-за одежды, которую ваш ребенок не сочетает друг с другом, подумайте, может ли это быть возможностью для самовыражения и независимости, и действительно ли это имеет значение, учитывая расписание дня.
- Держите запрещенные предметы вне поля зрения и вне досягаемости. Это снижает вероятность борьбы. Очевидно, что это не всегда возможно, особенно вне дома, где нельзя контролировать окружающую среду.
- Отвлеките ребенка. Попробуйте предложить что-то другое вместо того, чего у них нет. Начните новую деятельность, чтобы заменить разочаровывающую или запрещенную (например, если ваш ребенок прыгает на диване, попросите его помочь вам «готовить», предложив пластиковый контейнер и деревянную ложку. Затем вы можете похвалить его за помощь или следуя указаниям, а не заставляя их начинать истерику или отказываться спускаться). Или просто сменить обстановку. Выведите малыша на улицу или внутрь или перенесите в другую комнату.
- Помогите детям освоить новые навыки и добиться успеха. Помогите детям научиться что-то делать. Хвалите их, чтобы помочь им почувствовать гордость за то, что они могут сделать. Кроме того, начните с чего-то простого, прежде чем переходить к более сложным задачам.
- Тщательно обдумайте просьбу, если ваш ребенок чего-то хочет. Это возмутительно? Может быть, это не так. Выберите свои сражения. Это даже нормально передумать, если изначально вы сказали «нет», но найдите способ позволить желаемое угощение в качестве награды за хорошее поведение.
- Знайте ограничения вашего ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш устал, сейчас не лучшее время для похода за продуктами или выполнения еще одного поручения. Голодные дети с большей вероятностью потребуют еду в магазине, чем дети, которые только что поели (как и взрослые!).
Что делать во время истерики?
Сохраняйте спокойствие, реагируя на истерику. Не усложняйте проблему собственным разочарованием или гневом. Напомните себе, что ваша работа заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться успокаиваться. Так что вам тоже нужно успокоиться.
С истериками нужно справляться по-разному, в зависимости от того, почему ваш ребенок расстроен. Иногда вам может понадобиться обеспечить комфорт. Если ваш ребенок устал или проголодался, пора вздремнуть или перекусить. В других случаях лучше проигнорировать вспышку гнева или отвлечь ребенка новым занятием.
Если истерика случается, чтобы привлечь внимание родителей, один из лучших способов уменьшить это поведение — игнорировать его. Если истерика случается после того, как вашему ребенку в чем-то отказали, сохраняйте спокойствие и не давайте много объяснений, почему ваш ребенок не может получить то, что хочет. Перейдите к другому занятию с ребенком.
Если истерика случается после того, как вашему ребенку сказали сделать что-то, чего он не хочет делать, лучше игнорировать истерику. Но убедитесь, что вы выполняете задание, когда ваш ребенок успокоится.
Детей, которые могут причинить вред себе или другим во время истерики, следует отвести в тихое, безопасное место, чтобы они успокоились. Это касается и истерик в общественных местах.
Если возникает проблема безопасности и малыш повторяет запрещенное поведение после того, как ему сказали остановиться, используйте тайм-аут, посадив ребенка на специально отведенный стул или в угол всего на несколько минут. Будьте рядом, чтобы вы могли контролировать, но не взаимодействуйте, пока они не успокоятся. Быть последовательным. Не пренебрегайте вопросами безопасности.
Дошкольники и дети постарше с большей вероятностью впадут в истерику, чтобы добиться своего, если узнают, что такое поведение работает. Детей школьного возраста уместно отправить в свою комнату, чтобы они остыли, не обращая особого внимания на поведение.
Пусть ваш ребенок знает, что вы скажете ему, когда тайм-аут закончится, и что чем раньше он успокоится и замолчит, тем скорее он закончится. Это расширяет возможности — дети могут повлиять на результат своими действиями и, таким образом, получить чувство контроля, которое было потеряно во время истерики.
, а не вознаграждайте вашего ребенка за истерику, уступая. Это только докажет вашему малышу, что истерика была эффективной.
Рассмотрите возможность создания у себя дома места для «отдыха» или «успокоения» (некоторые учителя используют это и в дошкольных учреждениях). Используйте мягкую подушку и предоставьте книги, мягкую игрушку, тихую музыку и другие успокаивающие занятия в месте, где другие не будут мешать ребенку. Поощряйте ребенка подходить к месту, когда он злится или расстроен — не в качестве наказания, а как выбор и возможность научиться успокаиваться и контролировать разочарование.
Что делать после истерики?
Похвалите ребенка за то, что он восстановил контроль — например, «Мне нравится, как ты успокоился».
Дети могут быть особенно уязвимыми после истерики, когда они знают, что они были менее чем очаровательны. Сейчас (когда ваш ребенок спокоен) настало время для объятий и заверений в том, что ваш ребенок любим, несмотря ни на что. Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы обсудить проблему, помогите ему придумать другие способы, которыми он мог бы выразить свое недовольство.
Убедитесь, что ваш ребенок высыпается. Слишком мало сна дети могут стать гиперактивными, неприятными и иметь крайности в поведении. Достаточное количество сна может значительно уменьшить количество истерик. Узнайте, сколько сна необходимо в возрасте вашего ребенка. Потребность во сне большинства детей соответствует установленному диапазону часов в зависимости от их возраста, но каждый ребенок уникален.
Когда следует звонить врачу?
Поговорите со своим врачом, если:
- Вы часто злитесь или выходите из себя, когда реагируете на истерики.
- Вы продолжаете уступать, пытаясь избежать поведения вашего ребенка.
- Истерики вызывают много плохих чувств между вами и вашим ребенком или между вами и вашим партнером.
- Истерики случаются чаще, становятся более интенсивными или длятся дольше.
- Ваш ребенок часто причиняет себе вред или причиняет боль другим.
- Ваш ребенок кажется очень неприятным, много спорит и почти никогда не сотрудничает.
Ваш врач также может проверить наличие каких-либо проблем со здоровьем, которые могут усугубить приступы гнева, хотя это не является обычным явлением. Иногда проблемы со слухом или зрением, хронические заболевания, задержки речи или неспособность к обучению могут повысить вероятность истерик у детей.
Помните, что приступы гнева обычно не вызывают беспокойства и проходят сами по себе. По мере взросления дети обретают самоконтроль. Они учатся сотрудничать, общаться и справляться с разочарованием. Меньше разочарований и больше контроля означают меньше истерик и более счастливых родителей.
Почему мой ребенок плачет и что мне делать?
Нам всем полезно поплакать. Он снимает стресс, снимает тревогу, а иногда просто бодрит. Младенцы, малыши и маленькие дети плачут по разным причинам. И хотя это может показаться разочаровывающим, в этом есть цель.
Есть четыре основные и универсальные эмоции, которые мы все разделяем (даже наши малыши!). «Гнев, счастье, печаль и страх — и плач могут быть выражением всех этих эмоций и чувств, связанных с ними», — объясняет Донна Хаусман, доктор медицинских наук, клинический психолог и основатель бостонского Института Хаусмана.
Чаще всего, говорит Хаусман, мы плачем от печали, но взрослые и дети нередко плачут, испытывая любую из этих эмоций.
Тем не менее, если вам кажется, что ваш ребенок плачет без причины или безутешен, стоит подумать, почему он может плакать, чтобы найти разумное и эффективное решение.
Прежде чем мы перейдем к тому, почему ваш ребенок может плакать, важно отметить, что с самого рождения плач является основным средством общения. Другими словами, плакать — это нормально.
На самом деле, Американская академия педиатрии (AAP) утверждает, что 2-3 часа плача в день в первые 3 месяца жизни считаются нормой.
По мере того, как дети становятся старше, они начинают изучать другие способы выражения своих потребностей и чувств, но плач остается для них эффективным способом привлечь внимание и пообщаться с опекунами.
Доктор Ашанти Вудс, педиатр Балтиморского медицинского центра Милосердия, говорит, что дети плачут практически по любому поводу и по любому поводу, тем более что это их первая форма общения. Когда они становятся старше, их плач часто становится более конкретным или эмоциональной реакцией на то, что они чувствуют.
Чтобы помочь расшифровать причину плача вашего ребенка, рассмотрите эти соответствующие возрасту причины от Woods.
- Малыш (1–3 года): Эмоции и истерики, как правило, преобладают в этом возрасте, и они, скорее всего, вызваны усталостью, разочарованием, смущением или замешательством.
- Дошкольное учреждение (4–5 лет): Часто виноваты обида или травма.
- Школьный возраст (5 лет и старше): Физическая травма или потеря чего-то особенного являются основными причинами плача в этой возрастной группе.
Имея это в виду, вот семь причин, которые могут объяснить, почему ваш ребенок плачет.
Они голодны
Если вы приближаетесь к обеду, а ваш малыш начинает капризничать, первым делом нужно задуматься о голоде. По словам экспертов Детской больницы Сиэтла, это самая распространенная причина плача у младенцев.
Имейте в виду, что по мере того, как ваш малыш растет, расписание приема пищи и потребности могут меняться. Нет ничего плохого в том, что младенец или ребенок хочет, чтобы его кормили раньше или ели больше по мере роста, поэтому будьте готовы изменить график и количество пищи по мере необходимости.
Они чувствуют боль или дискомфорт
Боль и дискомфорт, которые вы не видите, часто являются причиной того, что ваш ребенок может плакать. Желудочные боли, газы, волосяные жгуты и боли в ушах — вот лишь несколько примеров, которые следует учитывать у детей младшего возраста.
Если ваш ребенок старше, он, скорее всего, скажет вам, если что-то болит. Тем не менее, может потребоваться некоторое время, чтобы ответить на несколько вопросов, чтобы увидеть, могут ли они более конкретно определить, что не так. Это поможет вам исключить все внутреннее, что вы не можете увидеть.
Дискомфорт также может быть вызван тем, что вам слишком жарко или слишком холодно. Отсканируйте, что они носят, сравните это с температурой и при необходимости отрегулируйте.
Они устали
Будь то нервный срыв в полдень или истерика перед сном, дети всех возрастов могут оказаться в луже слез, если они слишком устали. На самом деле потребность во сне занимает второе место после голода среди основных причин, по которым дети плачут.
Вот почему младенцы и дети ясельного возраста особенно нуждаются в соблюдении графика сна и дневного сна. И если они слишком молоды, чтобы использовать слова, чтобы указать, что сон — это то, что им нужно, вам придется искать физические сигналы, указывающие на усталость.
Если ваш малыш нарушает зрительный контакт, трет глаза, теряет интерес к занятиям, зевает или раздражителен, вероятно, пришло время немного отдохнуть. Плач — это поздний признак того, что они слишком устали.
Старшие дети могут сказать вам, если они устали, но это не всегда означает, что они это сделают. Некоторым детям дошкольного и школьного возраста по-прежнему нужен дневной сон, поэтому вы можете продолжать видеть плач в течение дня, если им нужно поспать.
Они чрезмерно возбуждены
Гиперстимуляция является триггером для детей всех возрастов. У младенцев и детей дошкольного возраста слишком много шума, визуальных эффектов или людей могут вызвать плач. Вы можете заметить, что ваш ребенок оглядывается или пытается укрыться за вашей ногой или в углу, прежде чем он начнет плакать.
Для детей школьного возраста плотный график, слишком много времени в пути и даже полный учебный день могут привести к слезам. Это может привести к гневу, разочарованию и усталости.
Они напряжены или расстроены
Стресс и разочарование могут выглядеть по-разному в зависимости от ситуации.
Может быть, ваш малыш хочет что-то, чего вы ему не дадите, например ваш телефон, или он расстроен, потому что его игрушка работает не так, как ему хотелось бы. Может быть, в вашей семье все напряжено из-за перемен или проблем, и настроение улучшается.
Независимо от причины, маленькие дети с трудом справляются с этими эмоциями. Подумайте, что они делали прямо перед тем, как начали плакать. Это может быть ключом к тому, почему они напряжены или расстроены.
Им нужно внимание
Иногда детям просто нужно наше внимание, и они не могут или не знают, как попросить об этом. Если вы исключили все другие причины плача, такие как голод, усталость, чрезмерная возбудимость и разочарование, возможно, пришло время спросить себя, не нужно ли им просто провести с вами некоторое время.
Просто будьте осторожны с этой причиной и постарайтесь решить проблему до того, как начнутся слезы. Если ваш ребенок слишком часто плачет, чтобы привлечь ваше внимание, это может превратиться в замкнутый круг, который будет трудно разорвать.
Они испытывают тревогу разлуки
Тревога разлуки может возникнуть у вашего ребенка в любой момент жизни, но доктор Бекки Диксон, педиатр из Детского центра здоровья Райли в Индианаполисе, говорит, что от 12 до 20 месяцев является обычным возрастом для этого .
Понимание причины плача всегда является хорошим первым шагом. «Попытка устранить причину — если вы можете определить, в чем причина — и если вы считаете, что причина должна быть устранена, часто является эффективным способом остановить плач, что является целью многих родителей», — говорит Вудс.
Как только вы узнаете причину слез, вы сможете помочь своему ребенку идентифицировать, понять и управлять эмоциями, стоящими за выражением лица. Но прежде чем вы сможете это сделать, важно проверить собственную эмоциональную температуру.
Удостоверьтесь, что вы спокойны
Если вам становится жарко, возможно, пришло время отойти в сторону, сделать глубокий вдох и собраться с мыслями, прежде чем обратиться к ребенку, особенно если плач слишком громок для вас.
С маленькими детьми AAP рекомендует положить ребенка в безопасное место, например, в кроватку, без одеял или других предметов, и покинуть комнату на 10–15 минут, пока он плачет. Если он все еще плачет после этого короткого перерыва, проверьте своего ребенка, но не берите его на руки, пока не успокоитесь.
Если ваши дети постарше, вполне нормально взять тайм-аут и для вас, и для них, отправив их в свою комнату или выйдя на минутку на улицу, пока они находятся в безопасном месте в доме.
Следите за своими словами
Следующим шагом после проверки вашей эмоциональной температуры будет избегание общих заявлений или оценок их поведения. Такие фразы, как «плачут только младенцы» или «перестань плакать», не помогут им успокоиться и могут усугубить ситуацию.
Вместо того, чтобы обострять ситуацию, можно сказать: «По твоему плачу я вижу, что тебе грустно, потому что [xyz]. После того, как ты сделаешь несколько глубоких вдохов, давай поговорим об этом».
Другие полезные фразы, например: «Я вижу, тебе тяжело», а для детей постарше: «Я слышу, как ты плачешь, но я не знаю, что тебе нужно. Поможешь мне понять?»
Помогите своему ребенку научиться
Хаусман говорит, что, помогая ребенку — независимо от возраста — идентифицировать, понимать и управлять своими эмоциями, вы помогаете ему развить то, что известно как четыре основных компонента эмоционального интеллекта.
«Это эмоциональная идентификация, выражение, понимание и регулирование, и они лежат в основе обучения на протяжении всей жизни, умственного развития, благополучия и успеха», — отмечает Хаусман.
Используйте расписание и распорядок дня
Если плач возникает из-за переутомления, убедитесь, что вы придерживаетесь регулярного графика дневного сна и регулярного отхода ко сну, который включает в себя последовательный распорядок дня. Для всех детей исключите экраны перед сном и используйте 30–60 минут до отбоя в качестве времени для чтения.
Соблюдение графика также относится ко времени кормления. Если вы обнаружите, что ваш ребенок слишком суетлив, ведите учет того, что и как часто он ест. Имейте в виду, что стресс или конфликты по поводу того, что и сколько они едят, также могут вызывать эмоциональные реакции.
С детьми младшего возраста, если страх разлуки вызывает слезы, Диксон советует попробовать следующее:
- Начните с коротких периодов отсутствия от ребенка.
- Поцелуй, обними и отойди.
- Вернитесь, но только после некоторого периода отсутствия (после того, как плач ребенка утихнет, и он увидит, что без вас не погибнет).
- Когда вернетесь, скажите им, что они отлично поработали, пока вас не было. Успокаивайте, хвалите и проявляйте любовь.
- Продлите время, пока они привыкают к вашему отсутствию.
Примите тот факт, что вы не можете все исправить
Как бы хорошо вы ни знали своего ребенка, бывают моменты, когда вы не понимаете, почему он плачет, особенно с маленькими детьми. И когда это происходит, Вудс говорит, что иногда помогает отвлечь вашего маленького ребенка, сменив обстановку (выйдя из дома на улицу) или напевая песню.
Бывают случаи, когда вы не можете исправить причину, по которой они плачут. Для детей постарше может быть достаточно просто позволить им работать сквозь слезы и предложить объятия или молчаливую поддержку.
Если вы перепробовали все, что есть в вашем наборе инструментов, но все еще боретесь с плачем, подумайте о том, чтобы записаться на прием к врачу. Некоторые тревожные сигналы о том, что пора обратиться к педиатру, по словам Вудса, включают:
- Когда плач необъяснимый, частый или продолжительный.
- Когда плач сопровождается шаблонным поведением (раскачивание, ерзание и т. д.) или если в анамнезе имеется задержка развития.
- Когда постоянный плач сопровождается лихорадкой или другими признаками болезни.
Кроме того, Хаусман говорит, что если ваш ребенок плачет больше обычного или, наоборот, совсем не выражает эмоций, поговорите с ребенком о том, что он чувствует.
«Если они предполагают, что это чувство не проходит, возникает гораздо чаще или кажется, что они не могут с ним справиться, поговорите со своим педиатром о том, может ли вашему ребенку понадобиться помощь специалиста по психическому здоровью», — сказала она.