Как отучить ребенка грызть ногти











Размер шрифта







Цветовая схема









Изображения












x

Записаться на прием

Имя*
Телефон* Взрослый
Ребенок (до 18 лет)

x

Записаться на анализ

Имя*
Телефон*



☆ ул. Малая Балканская, д. 23 (м. Купчино)

Дунайский пр-т, д. 47 (м. Дунайская)

пр-т Ударников, д. 19 (м. Ладожская)

ул. Маршала Захарова, д. 20 (м. Ленинский пр-т)

Выборгское шоссе, д. 17 (м. Пр-т Просвещения)

  • Позвонить
    435 55 55
  • Записаться
    на прием

По мнению психологов, вредные привычки детей – это знак того, что они испытывают стресс. Для ребенка стрессом являются как позитивные эмоции, так и негативные. Когда дети идут в садик или школу, они испытывают сильнейший стресс и часто начинают грызть ногти. Это помогает им снять напряжение в трудной обстановке.

Если в семье постоянно происходят скандалы, ребенок также переживает сильнейший стресс. Дети ранимы, поэтому их переживания тоже могут вылиться в привычку грызть ногти.

Отучая ребенка от этого пристрастия, не действуйте агрессивно и с напором. Каждый день мягко и дружелюбно напоминайте ребенку, что это вредно, что бактерии могут попасть в рот, от чего можно заболеть.

Так как ребенок не виноват в том, что он грызет ногти, не ругайте его, иначе, возможно, он будет делать это втайне. Намного лучше занять руки ребенка: рисовать и раскрашивать, лепить из пластилина, делать поделки, собирать паззлы и мозайку.

Если ребенок снова тянет руки ко рту, придумайте для него игру: сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, и т.д.

Необходимо найти что-то интересное в соответствии с возрастом ребенка: это может быть вышивка, оригами, помощь папе в гараже. Если занятие будет любопытно для ребенка, отучение от вредной привычки будет проходить безболезненно.

В избавлении от вредных привычек важнейшая деталь – внимание. Ребенок грызет ногти потому, что не может справиться со стрессом. Помогите ему: спрашивайте, как у него дела, с кем он дружит, «посекретничайте».

В спокойной и дружественной атмосфере в привычке грызть ногти не будет надобности. Постарайтесь исключить сильные стрессы для ребенка, потому как эмоциональные встряски способствуют закреплению вредных привычек. Если семейная ситуация не дает находиться в согласии, выясняйте отношения не в присутствии ребенка.

Статья опубликована: 15.03.2016 г.
Последнее обновление: 11.11.2019 г.

Читайте также

Что можно есть в пост

Держать пост похвально с любой точки зрения: и с духовной, и с физической. Если нет противопоказаний, воздержание от тяжелой белковой пищи пойдет на пользу организм…

5 фактов о сердце

Возможно, вы еще не знаете некоторых вещей о таком важном органе человеческого тела.

Прошу тишины!

Попробуйте подсчитать, сколько времени за день вы находитесь в тишине? Без разговоров, телевизора и музыки. Наверняка от силы полчаса?

Хотите, мы вам перезвоним?

Оставьте заявку и мы подробно ответим на все Ваши вопросы!

Имя

Телефон *


Лицензии

ООО «Меди ком»
(проспект Ударников)

ООО «Меди ком»
(Выборгское шоссе)

ООО «Меди Лен»
(ул. Маршала Захарова)

ООО «Меди Проф»
(Дунайский проспект)

ООО «Меди Проф»
(ул. Малая Балканская)

Перейти в раздел лицензииПерейти в раздел правовая информация

  • Клиники
    для взрослых
  • Детское отделение
  • Центр
     хирургии
  • Центр
    онкологии
  • Круглосуточный стационар
  • Пластическая хирургия
  • Служба помощи на дому
  • Травмпункт
    24 часа







 

запись с сайта
СКИДКА 10%


Вы записываетесь:

Клиника: {{department}}

Специальность: {{specialty}}

Врач: {{doctor}}

Дата и время: {{form.date | setTime(form. time) | dateTimeFormatted}}

Дата рождения: {{age | dateFormatted}}



{{appointmentReply}}


Нажимая «Записаться», я принимаю условия пользовательского соглашения, положения о защите персональных данных и даю свое согласие на обработку персональных данных.



Для того, чтобы пройти обязательную регистрацию необходимо подойти на регистратуру за 10 мин до времени вашего приема с паспортом.
Если пациент несовершеннолетний (дети до 18 лет) — обязательно сопровождение одним из родителей с предъявлением его паспорта и свидетельства о рождении ребенка.

Родственники и третьи лица при сопровождении несовершеннолетнего должны иметь нотариально заверенное согласие родителей или законных представителей.

Если вы записались к колопроктологу, ознакомьтесь с информацией о подготовке к приему

В стоимость консультации входит:
Сбор анамнеза, постановка предварительного диагноза и назначение обследования. Все дополнительные манипуляции врача на приеме оплачиваются согласно прейскуранту.

Если вы передумали, отпишитесь, пожалуйста, от приема по телефону +7 (812) 435-55-55

В стоимость консультации входит:
Сбор анамнеза, постановка предварительного диагноза и назначение обследования. Все дополнительные манипуляции врача на приеме оплачиваются согласно прейскуранту.

Если вы передумали, отпишитесь, пожалуйста, от приема с помощью Личного кабинета или по телефону +7 (812) 435-55-55.

Вы действительно хотите прервать запись?

Если у вас возникли вопросы, позвоните нам по телефону +7 (812) 435-55-55


Вы действительно хотите изменить текущую запись?

Если у вас возникли вопросы, позвоните нам по телефону +7 (812) 435-55-55



В отношении вас действуют некоторые ограничения по записи онлайн.

Запись возможна через контактный центр.
Записаться можно по телефону +7 (812) 435-55-55


Специалист не ведет прием пациентов указанного возраста. Для записи заполните форму ниже, и с Вами свяжутся.

Записаться на прием

Хотите мы
вам перезвоним?



Имя


Телефон



Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных



С вами свяжутся для подтверждения заявки.







Запись на прием

Запись через сайт предварительная

Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг






Хотите, мы
вам перезвоним?


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных











Оставьте заявку и наш специалист
подберет удобное время для сеанса связи с врачом


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных






Получить купон на повторное посещение


Скриншот отзыва с Яндекс. Карт*


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных







Записаться
на консультацию


Выберите клинику *Дунайский пр-т, дом 47пр-т Ударников, дом 19, корп. 1ул. Маршала Захарова, дом 20Выборгское шоссе, дом 17, корп. 1


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных

Подробнее о гарантии качества медицинских услуг








Запись на анализы

Запись через сайт предварительная

Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных




Написать руководителю
службы клиентской поддержки СМ-Клиника


Нажимая на кнопку, вы даете согласие
на обработку своих персональных данных



Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.


Принять







Почему ребенок грызет ногти, болезнь или привычка

Сын пришел из садика с обгрызанными до крови ногтями. Ребенок смотрит любимый мультик и жует одежду. Это все плохие привычки или невроз? Когда обращаться к неврологу или психиатру? Отвечает врач-психотерапевт Елена Павлова-Воинкова.

Содержание статьи

  • Почему горчица не работает
  • Если надо, меняем сад и школу
  • Насилие — это не только когда бьют
  • А, может, перерастет?

Елена Павлова-Воинкова

Почему горчица не работает

— О чем говорит привычка грызть ногти, чесаться, дергать ногой, постукивать пальцами — это нервы или норма?

— Это могут быть и вредные привычки, и изолированные симптомы, и проявления серьезного психического заболевания. Например, привычка грызть ногти в той или иной степени присутствует даже у многих взрослых, а из детей половина грызет ногти. 

Привычка — это действие, как правило, в одних и тех же или похожих ситуациях, а при неврозе будут еще другие симптомы. Иногда привычка проходит сама. Надо понять, насколько это явление мешает ребенку, родителям, сказывается на качестве жизни. А после можно говорить, стоит ли идти к специалисту или не стоит. 

— А если ребенок сгрызает ногти до корней? Или расчесывает волосы до крови?

— К специалисту нужно обязательно идти, если:

  • есть физические повреждения;
  • присутствуют дополнительные симптомы — задержка речи, излишняя импульсивность или подавленность;
  • если для ребенка это целый ритуал и он уже способен объяснить смысл привычки — «Мне нужно постоянно определенным образом мыть руки, чтобы не заразиться» или «Мне нужно погрызть ногти, чтобы ответить урок на пять»; 
  • если такое поведение длится больше месяца.

— В каком случае мы только наблюдаем?

Наиболее часто все эти расстройства у детей проявляются, когда они идут в детский сад, школу, а также в других ситуациях, вызывающих стресс и требующих адаптации: переезд, рождение другого ребенка в семье, развод родителей. При таких переменах вполне нормально появление поведения, которое помогает ребенку справляться с тревогой. Важно, чтобы оно не закрепилось.

Наблюдать и не вести к специалисту можно до месяца, помогая ребенку найти другой способ выражения своих эмоций.

— Какой?

— Это зависит от возраста ребенка. Если мы берем детей двух-четырех лет, в первую очередь переключаем их на что-то другое. 

Если ребенок грызет ногти или выдергивает волосы, мы его мягко останавливаем, не ругая, и даем, допустим, помять игрушку.

Можно использовать игрушки поп-ит. Желательно, чтобы действие было похожее. Поэтому если ребенок выдергивает волосы, можно дать кусочек искусственного меха.

Если ребенок постарше, мы не только его внимание переключаем, но учим и его самого переключаться. Хорошо бы придумать какое-то стоп-слово, которое вы будете произносить, заметив, что ребенок грызет ногти. Родитель может спросить об эмоциях: «Тебе сейчас тревожно, грустно?» И обязательно предложить другой способ снять напряжение.

— Подруга рассказывала, как ей, маленькой, мазали пальцы горчицей, чтобы она перестала грызть ногти. Почему это неэффективно и не работает?

— Потому что такая привычка — способ справиться с негативными эмоциями. Просто запрещать ребенку делать то, что его успокаивает, нельзя. Нужно либо предложить другой приемлемый способ, либо работать с негативными эмоциями — откуда они взялись, почему они появляются, какая ситуация их вызывает. Запрет обычно приводит к другому негативному симптому — иногда у детей начинается энурез или сильная бессонница. Либо ребенок снова выбирает способы повреждения тела — перестает грызть ногти, но начинает выдергивать волосы.

Также нельзя ругать. Если родители ругают за обгрызанные ногти, они негативно акцентируют внимание на привычке, а в долгосрочной перспективе подкрепляют ее.

Трихотилломания и онихофагия считаются аутоагрессивным поведением у детей. Если ребенок еще и от значимого взрослого получает обратную связь — «Ты плохой, очень плохо, что ты это делаешь», он убеждается в мысли, что он делает что-то плохое. И, значит, должен быть наказан. И он как бы сам себя наказывает таким образом.

А вот поощрять желаемое поведение ребенка в отношении той же замены важно. Подчеркивая: «Смотри, как здорово! Ты можешь выдергивать мех или мять игрушку, и тебе становится спокойнее, и ручки целые, и здорово, что ты так делаешь». Нужно прямо восхищаться этим.

— Если ребенок грызет ногти, стоит ли его отвлекать, предлагая что-то поесть, пожевать?

— Можно предложить ребенку вариант и посмотреть, что ему больше подходит. Иногда родители предлагают яблоки, морковку. Но нужно быть очень аккуратным, чтобы не было расстройства пищевого поведения.

Чтобы одна привычка не перешла в другую, желательно предлагать ребенку разные способы — когда-то игрушку помять, когда-то морковку съесть, когда-то массаж пальчиков сделать, чтобы у ребенка складывался репертуар из возможных реакций.

— А осторожно спросить: «Что тебя волнует?» Обнять и взять на руки — это работает? Если да, то до какого возраста?

— Обнять, взять на руки — от этого хуже точно никогда не будет. Но на вопрос «Что вас волнует?» даже взрослые на психологической консультации не всегда могут ответить. Поэтому вы, скорее всего, не получите ответа. Если родитель будет проявлять настойчивость, ребенок и вовсе может замкнуться и испугаться.

Можно спрашивать без вопроса: «Мне кажется, тебе тревожно».

Лет до пяти-шести мы называем ребенку, что с ним происходит, ведь он еще не может обозначить эмоции.

Но мы догадываемся, что с ним: если грызет ногти — тревожится. Или топает ногами, значит, злится. Если замирает, наверное, боится.

С маленькими детьми можно еще проигрывать ситуации. Если вы не представляете, какая ситуация могла вызвать у него такую реакцию, можно предложить поиграть в семью или в детский сад с игрушками. Поросенок приходит в детский сад, его встречает воспитательница. Кто будет воспитательницей? Допустим, эта кукла. Ребенок разыгрывает сцену, причем она может быть бессловесной, но из нее можно узнать много нового и важного о том времени, что ребенок проводит без родителей.  

— Поможет ли дневник наблюдений — записывать, при каких обстоятельствах и в каком настроении ребенок грызет или мусолит что-то?

— Да, это может помочь, с этого хорошо начинать, обычно дневник дает результаты. Но может их и не дать. Потому что те ситуации, что травмируют ребенка, для взрослого могут оказаться незначимыми, и он их не зафиксирует. Но, по крайней мере, у вас будет привязка к месту и времени, когда возникает и усиливается проявление вредной привычки. И это то, с чем уже можно работать.

Можно, наоборот, обнаружить, что нет никакой связи с психотравмирующей ситуацией. Тогда есть вероятность, что кусание ногтей, выдергивание волос — это проявления неврологического или психического заболевания.

— Онихофагия и трихотилломания всегда вызваны напряжением, тревогой или могут быть еще причины?

— Как правило, это проявление тревоги. Но если у ребенка есть еще и повторяющиеся движения, надо разбираться со специалистами, потому что это может быть и обсессивно-компульсивное расстройство, и синдром Туретта. Он проявляется тиками лица, движениями головой и руками, а также вокальными тиками (покашливание, хмыкание). Очень часто дебют синдрома Туретта приходится на семь-десять лет. Ребенок идет в школу — иногда родители списывают эту симптоматику на стресс от школы и адаптацию, упускают время. Чем раньше начнешь лечить синдром Туретта, тем лучше результат.

И тики, и повторяющиеся движения, как правило, не возникают у детей, которых неврологи на профосмотрах признали здоровыми. Обычно небольшие неврологические нарушения присутствуют, и родители про них знают.

Если надо, меняем сад и школу

— В каких случаях нужно менять сад и школу, если источник напряжения находится там? С одной стороны, детей жалко, с другой — мы не можем уберечь их от всего.

— На мой взгляд, это большая ошибка: тренировать устойчивость к стрессу, оставляя ребенка бороться с трудностями. Чтобы дерево выросло красивым и здоровым, мы его поливаем и всячески за ним ухаживаем, а чтобы ребенок вырос здоровым, счастливым и сильным, почему-то считается, что ему нужны трудности. Трудности он везде найдет и без родительского участия. 

Обязательно нужно, чтобы ребенок чувствовал, что есть кто-то взрослый и надежный, кто поможет ему справиться с критичной ситуацией.

Сейчас ведется много научных исследований на тему резильентности. В русском языке наиболее близкий термин — «жизнестойкость», то есть способность преодолевать трудности, добиваться своего и при этом строить хорошие отношения. Исследования подтверждают, что, если ребенок остается с трудностями один на один, без поддержки надежного взрослого, они не укрепляют, а ломают его. Поэтому если у родителя нет возможности конструктивно переговорить с воспитателем или учителем, добиться того, чтобы ребенку было комфортно в детском саду или в школе, я считаю, его лучше переводить в другую группу детского сада или другую школу.

— А если ребенок останется в негативной среде — чем это обернется во взрослом возрасте?

— Многое зависит от темперамента ребенка и других дополнительных факторов (как долго он живет в такой обстановке, наличие окружения вне семьи, которое может оказать поддержку, наличие увлечений и «отдушины»). Но, как правило, это всегда заканчивается теми или иными психическими расстройствами. Либо если ребенок как-то справляется, у него все равно остается повышенная уязвимость к стрессам во взрослом возрасте.

Иногда взрослые люди, сталкиваясь с тяжелым стрессом, снова начинают грызть ногти или выдергивать волосы. Для них это уже привычный способ реагирования на сложную нервную ситуацию. Взрослые люди приходят на прием к психологу и говорят: «Мне 30 лет, я ногти грызу, что со мной?»

Также человек может эмоционально «заморозиться», жить с подавленными, заблокированными чувствами. Может возникнуть огромное недоверие к миру, появится глубинная установка «Мне не помогут, мир жесток».

— Если мы убираем источник тревоги, повторяющиеся движения сразу прекратятся?

— Не факт. Должно пройти время, чтобы организм «отвык» тревожиться.

Насилие — это не только когда бьют

— Но куда сложнее, если источник проблемы в доме и в семье, а не во внешнем мире. Что может повлиять на развитие такого невроза у ребенка?

— Самое страшное — это насилие, в том числе эмоциональное. Для этого ребенка не обязательно бить, можно просто постоянно критиковать его и сравнивать с другими: «Соседка Маша молодец, а ты у меня горе луковое». 

Пьющие родители, эмоционально безразличные мама и папа, родители, которые предъявляют завышенные или жесткие требования к ребенку, — это факторы для развития невроза.

В семье могут происходить события, которые могут стать стрессовыми, а могут не стать, в зависимости от поведения взрослых, — развод родителей, рождение другого ребенка, смерть значимого члена семьи. С ними нужно научить ребенка жить. Но если взрослые проявляют заботу о чувствах и эмоциональном состоянии ребенка, о его потребностях, можно избежать чрезвычайно негативных последствий.

— А может ли ребенок перенять привычку грызть ногти или наследовать ее?

— Может. Взрослые не так часто грызут ногти, как и выдирают себе волосы, но это бывает. И тут очень важно, чтобы взрослый над собой работал. Потому что требовать от ребенка не делать то, что делает взрослый, бессмысленно. А вот по поводу генетики у меня есть сомнения. Но генетически может наследоваться предрасположенность к обсессивно-компульсивному расстройству и синдрому Туретта.

— Если дома и во внешнем мире все спокойно, как искать неочевидный триггер?

— Дневник может помочь найти такой триггер. Например, у маленьких детей можно заметить нарушения режима дня, которые ведут к перевозбуждению (недостаток сна, избыток экранного времени). Или триггером может оказаться контакт с человеком, которого ребенок боится. Например, в дни, когда работает одна воспитательница, болезненных проявлений меньше, чем в дни, когда работает более строгая. Нужно посетить невролога, чтобы найти или исключить неврологическую причину. И сходить вместе к психологу, потому что иногда с точки зрения родителей стресса нет, но они могут считать, что нормально требовать от ребенка только пятерок. Или в классе новый учитель и ребенок не справляется, но с точки зрения взрослых людей — какой же это стресс?

Тут хорошо бы услышать третью точку зрения, поскольку она может повернуть ситуацию в новом ключе. С точки зрения экономии времени это самый короткий путь. Довольно распространенная ситуация, когда родители говорят на консультации: «Мы не поймем, почему ребенок грызет ногти и бьет себя. Мы все очень спокойные, никто в семье никогда и голоса не повышает, не то что ругает или бьет ребенка». Возможно, что в семье существует неосознанный «запрет» на выражение злости. Но злость — чувство, свойственное всем людям и всем маленьким детям. Его нужно как-то выражать, и появляется симптом. Чтобы он прошел, родителям приходится учиться принимать свои чувства и чувства ребенка, конструктивно их выражать.

— Что делать, если ребенок так эмоционально переживает за героев мультиков или фильма, что грызет ногти?

— Одно дело, если это происходит только в процессе, после мультика ребенок быстро переключается и не вспоминает, не тревожится. Я бы не придавала этому большого значения. Зачем мы смотрим фильмы и мультики? Чтобы они у нас вызвали эмоции.

Но есть очень эмоциональные дети, которые сильно переживают и перевозбуждаются после просмотра мультиков.

Тогда родитель принимает волевое решение из взрослой позиции: «Солнышко, нет, этот фильм или этот мультик ты смотреть не будешь, пока не станешь старше». Жестко, да. Это вызовет протест, к нему надо быть готовым, но нужно настаивать на своем: «Этот фильм мы будем смотреть, когда ты вырастешь, а сейчас мы можем посмотреть какое-то менее страшное кино».

Соблюдение экранного времени — это аморфная штука, нет каких-то убедительных исследований, которые могут четко назвать норму для того или иного возраста. В одних источниках двухлетним детям рекомендуют максимум 30 минут в сутки, в других уважаемых публикациях — до двух часов в сутки. Безграничное, бесконтрольное обращение с гаджетами и просмотр телевизора не влияют положительно на ребенка. 

Но я не хотела бы демонизировать мультики и все гаджеты, родитель должен наблюдать за своим ребенком. Некоторые дети даже от 30 минут мультиков в день становятся расторможенными или неуправляемыми.

А, может, перерастет?

— Дети многие негативные вещи могут просто перерастать, со временем проблема перестает быть значимой и волновать. Как отличить одно от другого? Как понять, что в одном случае надо набраться терпения и подождать, а в каком случае надо проблему решать, не откладывая?

— Мы пытаемся заглянуть в будущее, это сложно. Точно не надо ждать, что ребенок «перерастет», если нежелательное поведение длится дольше месяца. Если ребенок наносит себе значительные повреждения, сильно травмируется, если у него еще есть задержка речи, подавленность, импульсивность в поведении, энурез, энкопрез, если симптомов несколько, точно лучше не затягивать и идти к специалисту.

Стоит обратиться к специалисту, если эта привычка — некий важный для ребенка ритуал.

Ребенок это делает, чтобы что-то плохое не произошло: моет руки по 15 раз в день, чтобы не заразиться микробами; выщипывает волосы и при этом загадывает получить завтра пятерку в школе, и в целом если нежелательное поведение ребенка негативно влияет на качество жизни ребенка и его семьи.

— Как в раннем возрасте различить плохую привычку и признаки РАС?

— РАС — это всегда комплекс признаков. Тревожность ребенка, даже просто стереотипные действия — далеко не самые главные критерии. При постановке диагноза психиатры обращают внимание на эмоциональное и речевое развитие ребенка, на другие симптомы. Нельзя сказать, что если речь не задерживается, а ребенок грызет ногти — это 100% не РАС. Да, вероятность РАС уже меньшая, но и абсолютно отрицать ее нельзя. Если есть какие-то сомнения, лучше сходить к детскому психиатру.

— Одно из объяснений этого явления — застревание на оральной стадии развития по теории Фрейда. Ребенка недокормили грудью или кормили слишком долго. Что вы об этом думаете?

— Это старая психоаналитическая концепция, у которой нет убедительных доказательств. И с практической точки зрения она тоже не особенно полезна. Да, есть информация, что ребенка мало кормили грудью. И что дальше?

Более эффективной мне кажется когнитивно-поведенческая психотерапия. В ней есть целая поэтапная методика «Тренировка отмены привычки». Сначала мы признаем, что привычка есть, анализируем, в каких ситуациях она возникает. Затем разрабатываем альтернативное поведение. После выстраиваем мотивацию — например, хвалим ребенка, когда он берет игрушку-антистресс вместо того, чтобы грызть ногти. Четвертая стадия — обобщение новых навыков. Сначала ребенок может тренироваться замещать поведение в комфортных домашних условиях, это для него легче, безопаснее и есть время сосредоточиться. Затем — в присутствии близких людей, с которыми нет постоянного контакта (бабушки, дедушки, дяди, тети, друзья семьи).

Завершающий этап проходит, что называется, в полях — в детском саду, на улице, в школе, где это сложнее всего ему делать. Так, двигаясь по принципу от простого к сложному, мы достигаем цели.

В каком случае нужен психолог, а в каком невролог? К кому идти первому, если нужны оба?

— Если речь идет о детях до четырех лет, я бы шла к обоим. Лучше сначала к неврологу, а потом к психологу. Но если у вас есть четкие предположения, с чем связано такое изменение поведения ребенка (переезд, устройство в сад), можно начинать с психолога. Если психолога будет что-то смущать в развитии ребенка, он рекомендует консультацию невролога.

Есть еще детский психиатр, к которому можно сразу идти с любой из этих проблем. Он четко скажет, нужна работа с психологом или необходимо наблюдение невролога.

Фото: freepik.com, shutterstock.com

Читайте также:

  • Ребенок не хочет идти в школу, что делать? Отвечает психолог
  • 9 типичных проблем детей в старшей школе

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Причины, Когда волноваться, Как прекратить

Грызение ногтей — одна из тех привычек, которые иногда развиваются у малышей. Это может быть неприглядно, раздражающе (вам!) и даже опасно для их здоровья. Но, как и сосание пальца, со временем это обычно проходит само по себе.

А если нет? Наверное, все мы знаем людей нашего возраста, которые тоже грызут ногти. Итак, вот несколько советов, как пресечь эту привычку в зародыше или на ранней стадии.

По оценкам, от 30 до 60 процентов детей и подростков грызут ногти, так что ваш ребенок не одинок. Так что же вызывает это?

Некоторые исследования показывают, что грызение ногтей может иметь генетические факторы. Кроме того, ваш малыш может грызть ногти из-за внимания (хотя и негативного), которое он привлекает, когда вы настаиваете на том, чтобы он прекратил.

Однако большинство экспертов связывают кусание ногтей с привычкой — повторяющимся поведением, о котором ваш ребенок даже не догадывается. Привычки развиваются по трем основным причинам:

  • Скука. Скучающий ребенок может начать грызть ногти, потому что больше нечего делать.
  • Рельеф. Обкусывание ногтей может быть реакцией на стресс. (Похоже на шоколадку.)
  • Расслабляющее. Некоторые дети сосут пальцы, чтобы заснуть, а другие кусают ногти.

Часто привычки просто изнашиваются и исчезают. Так что обычно волноваться не о чем.

Что касается опасности грызть ногти как таковой, то определенно стоит избавиться от этой привычки. Кусание ногтей может не только вызвать незначительные неприятности, такие как заусенцы, которые могут показаться совсем не незначительными вашему малышу, но также привести к инфекциям и проблемам с зубами.

Чтобы избавиться от любой привычки, требуется изрядная доза самоконтроля. Когда вы имеете дело с малышом, который грызет ногти, вам потребуется вдвое больше самоконтроля — ваше плюс их. Вот семь стратегий, которые помогут.

1. Убедитесь, что ваш ребенок находится на борту

Ваш ребенок не может отказаться от привычки, если он не знает, что делает это. Кроме того, их нужно мотивировать, чтобы они перестали грызть ногти.

Первый шаг — убедиться, что вы — команда. Помогите ребенку понять, что грызть ногти — это привычка, от которой стоит отказаться, тем более что это может вызвать инфекции и проблемы с зубами. Также можно поговорить о гигиене и прикосновении к вещам пальцами, побывавшими во рту.

2. Коротко подстригите ногти

Ваш малыш не может кусать то, чего нет, поэтому тщательно подстригайте ему ногти. Это также гарантирует, что бактерии и грязь, попавшие под ногти, не попадут в организм вашего малыша.

3. Создайте код

. Это может сделать его забавным и даже откровенно конспиративным для вашего малыша.

Вместо того, чтобы говорить ребенку, чтобы он перестал грызть ногти, выберите секретный код, который вы можете использовать, чтобы напомнить ему остановиться. Варианты включают конкретное слово, которое вы говорите, прикосновение к плечу или свист.

4. Предложите замену

Помогите ребенку занять руки другими делами. Предложите им резиновые мячи, замазку или даже кусок мягкой ткани. Это может сработать особенно хорошо, если они грызут ногти из-за стресса или беспокойства.

5. Используйте систему поощрения

Предложите своему ребенку небольшой приз или поставьте звездочку на стикере за каждый день, когда он не грызет ногти. В конце недели они выбирают приз. (Для малышей это не обязательно должно быть большим. На самом деле, наклейка — или, если они в этом заинтересованы, веселая сессия рисования ногтей — может быть достаточной наградой.)

6. Упомяните веселые занятия от скуки

Если ваш малыш часто грызет ногти от скуки, предложите новые занятия. Книжки-раскраски, чистые блокноты для рисования, ролевые игры, крепости из подушек — все это служит двойной цели: поощряет творчество и оставляет мало места для грызения ногтей.

Хотя вы не должны испытывать чувство вины за поощрение самостоятельной игры, вы также можете отвлечь своего ребенка от этой привычки, взяв его в парк, вместе решая головоломку или вместе готовя или выпекая.

7. Нанесите лак для ногтей, предотвращающий укусы.

Это может быть крайним средством. И прежде чем использовать это, убедитесь, что ваш малыш знает, что это значит.

Жгучий вкус лишает ребенка удовольствия грызть ногти и помогает ребенку лучше осознать эту привычку. Обратной стороной является то, что ваш ребенок чувствует вкус лака для ногтей, даже когда он кладет руки в рот по другим причинам, например, ест пищу, которую едят руками.

В плохие дни, когда кажется, что ваш малыш безостановочно грызет ногти, у вас может возникнуть соблазн сделать что-то, что может усугубить ситуацию.

Бесконечные выговоры, длинные лекции, крики и наказания не заставят вашего ребенка перестать грызть ногти. На самом деле, негативное внимание может только усилить решимость вашего ребенка показать вам, кто хозяин этих гвоздей.

В возрасте от 2 до 3 лет ваш малыш находится на стадии развития независимости от стыда или сомнения. На этом этапе «сделай сам» ваш ребенок стремится к независимости. Малыши, которым не дают возможности вести себя с соответствующей возрасту самостоятельностью, могут начать сомневаться в своих способностях, а это может привести к заниженной самооценке и чувству стыда.

Иногда грызение ногтей может негативно повлиять на социальные отношения вашего ребенка или помешать его повседневной деятельности. Вы заметите, что это происходит, если ваш ребенок жалуется, что другие дети дразнят его из-за обкусанных ногтей.

Обкусывание ногтей также может иметь физические последствия. Это может привести к болезненным вросшим ногтям или инфекциям ногтей, вызванным бактериями, которые проникли в поврежденную кожу вокруг ногтя.

Реже хронические кусатели ногтей (обычно подростки) могут повредить ногтевое ложе и зубы. Это называется онихофагией. Исследования показывают, что его можно лечить с помощью оральных устройств, которые помогают избавиться от привычки.

Малыш, который добавляет в свой репертуар привычки (закручивание волос, сосание пальца, ковыряние в носу), может сигнализировать о том, что он чем-то обеспокоен. Проводя время один на один со своим ребенком, вы создадите прочные отношения между родителями и детьми, которые помогут им делиться тем, что происходит в их мире.

Хотя ваш ребенок, скорее всего, со временем перерастет свою привычку грызть ногти, вы можете попытаться помочь ему бросить это раньше. Это предполагает хорошее общение, положительное подкрепление и терпение — от вас обоих.

Если вас беспокоит, как привычка вашего ребенка влияет на его здоровье или социальные отношения, поговорите с педиатром.

Причины, когда волноваться, как перестать

Грызение ногтей — одна из тех привычек, которые иногда развиваются у малышей. Это может быть неприглядно, раздражающе (вам!) и даже опасно для их здоровья. Но, как и сосание пальца, со временем это обычно проходит само по себе.

А если нет? Наверное, все мы знаем людей нашего возраста, которые тоже грызут ногти. Итак, вот несколько советов, как пресечь эту привычку в зародыше или на ранней стадии.

По оценкам, от 30 до 60 процентов детей и подростков грызут ногти, так что ваш ребенок не одинок. Так что же вызывает это?

Некоторые исследования показывают, что грызение ногтей может иметь генетические факторы. Кроме того, ваш малыш может грызть ногти из-за внимания (хотя и негативного), которое он привлекает, когда вы настаиваете на том, чтобы он прекратил.

Однако большинство экспертов связывают кусание ногтей с привычкой — повторяющимся поведением, о котором ваш ребенок даже не догадывается. Привычки развиваются по трем основным причинам:

  • Скука. Скучающий ребенок может начать грызть ногти, потому что больше нечего делать.
  • Рельеф. Обкусывание ногтей может быть реакцией на стресс. (Похоже на шоколадку.)
  • Расслабляющее. Некоторые дети сосут пальцы, чтобы заснуть, а другие кусают ногти.

Часто привычки просто изнашиваются и исчезают. Так что обычно волноваться не о чем.

Что касается опасности грызть ногти как таковой, то определенно стоит избавиться от этой привычки. Кусание ногтей может не только вызвать незначительные неприятности, такие как заусенцы, которые могут показаться совсем не незначительными вашему малышу, но также привести к инфекциям и проблемам с зубами.

Чтобы избавиться от любой привычки, требуется изрядная доза самоконтроля. Когда вы имеете дело с малышом, который грызет ногти, вам потребуется вдвое больше самоконтроля — ваше плюс их. Вот семь стратегий, которые помогут.

1. Убедитесь, что ваш ребенок находится на борту

Ваш ребенок не может отказаться от привычки, если он не знает, что делает это. Кроме того, их нужно мотивировать, чтобы они перестали грызть ногти.

Первый шаг — убедиться, что вы — команда. Помогите ребенку понять, что грызть ногти — это привычка, от которой стоит отказаться, тем более что это может вызвать инфекции и проблемы с зубами. Также можно поговорить о гигиене и прикосновении к вещам пальцами, побывавшими во рту.

2. Коротко подстригите ногти

Ваш малыш не может кусать то, чего нет, поэтому тщательно подстригайте ему ногти. Это также гарантирует, что бактерии и грязь, попавшие под ногти, не попадут в организм вашего малыша.

3. Создайте код

. Это может сделать его забавным и даже откровенно конспиративным для вашего малыша.

Вместо того, чтобы говорить ребенку, чтобы он перестал грызть ногти, выберите секретный код, который вы можете использовать, чтобы напомнить ему остановиться. Варианты включают конкретное слово, которое вы говорите, прикосновение к плечу или свист.

4. Предложите замену

Помогите ребенку занять руки другими делами. Предложите им резиновые мячи, замазку или даже кусок мягкой ткани. Это может сработать особенно хорошо, если они грызут ногти из-за стресса или беспокойства.

5. Используйте систему поощрения

Предложите своему ребенку небольшой приз или поставьте звездочку на стикере за каждый день, когда он не грызет ногти. В конце недели они выбирают приз. (Для малышей это не обязательно должно быть большим. На самом деле, наклейка — или, если они в этом заинтересованы, веселая сессия рисования ногтей — может быть достаточной наградой.)

6. Упомяните веселые занятия от скуки

Если ваш малыш часто грызет ногти от скуки, предложите новые занятия. Книжки-раскраски, чистые блокноты для рисования, ролевые игры, крепости из подушек — все это служит двойной цели: поощряет творчество и оставляет мало места для грызения ногтей.

Хотя вы не должны испытывать чувство вины за поощрение самостоятельной игры, вы также можете отвлечь своего ребенка от этой привычки, взяв его в парк, вместе решая головоломку или вместе готовя или выпекая.

7. Нанесите лак для ногтей, предотвращающий укусы.

Это может быть крайним средством. И прежде чем использовать это, убедитесь, что ваш малыш знает, что это значит.

Жгучий вкус лишает ребенка удовольствия грызть ногти и помогает ребенку лучше осознать эту привычку. Обратной стороной является то, что ваш ребенок чувствует вкус лака для ногтей, даже когда он кладет руки в рот по другим причинам, например, ест пищу, которую едят руками.

В плохие дни, когда кажется, что ваш малыш безостановочно грызет ногти, у вас может возникнуть соблазн сделать что-то, что может усугубить ситуацию.

Бесконечные выговоры, длинные лекции, крики и наказания не заставят вашего ребенка перестать грызть ногти. На самом деле, негативное внимание может только усилить решимость вашего ребенка показать вам, кто хозяин этих гвоздей.

В возрасте от 2 до 3 лет ваш малыш находится на стадии развития независимости от стыда или сомнения. На этом этапе «сделай сам» ваш ребенок стремится к независимости. Малыши, которым не дают возможности вести себя с соответствующей возрасту самостоятельностью, могут начать сомневаться в своих способностях, а это может привести к заниженной самооценке и чувству стыда.

Иногда грызение ногтей может негативно повлиять на социальные отношения вашего ребенка или помешать его повседневной деятельности. Вы заметите, что это происходит, если ваш ребенок жалуется, что другие дети дразнят его из-за обкусанных ногтей.

Обкусывание ногтей также может иметь физические последствия. Это может привести к болезненным вросшим ногтям или инфекциям ногтей, вызванным бактериями, которые проникли в поврежденную кожу вокруг ногтя.

Реже хронические кусатели ногтей (обычно подростки) могут повредить ногтевое ложе и зубы. Это называется онихофагией. Исследования показывают, что его можно лечить с помощью оральных устройств, которые помогают избавиться от привычки.

Малыш, который добавляет в свой репертуар привычки (закручивание волос, сосание пальца, ковыряние в носу), может сигнализировать о том, что он чем-то обеспокоен.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *