Содержание
Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога | Дети и родители | Здоровье
Юлия Борта
16902
№ 21 от 21 мая 2014 года 21/05/2014
shutterstock.com
Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна АРУТЮНЯН, психолог-консультант.
Страх или каприз?
— Детские страхи — не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.
Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного — только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка — ему нужно научиться самостоятельности.
Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать — страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.
Виноваты родители?
Часто сами родители — авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься…»
Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь…».
Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.
Инфографика Яны Лайковой / АиФ
детиродителипсихология
Следующий материал
Также вам может быть интересно
На отдых всей семьёй. Пять правил путешествия с ребёнком
Как научить ребенка дружить?
Как уговорить взрослую дочь выйти замуж?
Почему пятилетняя дочь может капризничать?
Никакого аиста и детей в капусте. 10 лайфхаков многодетного отца
Как избавить ребенка от страха
Люди, став взрослыми, уже не способны понять, как это мучительно — всего бояться.
Привидение под шкафом
В сумерках, во мраке неуемная фантазия наших детей и внуков превращает занавески в двигающиеся призраки, дверца шкафа незаметно для глаза открывается, выпуская оттуда что-то черное и непонятное, из угла комнаты на ребенка что-то неотрывно глядит…
Страхи развиваются вместе с нашими детьми, каждому возрасту нередко присущ свой страх. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли, врачей, одиночества, в 3-4 появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, тот самый страх темноты, неведомых чудовищ и привидений, живущих под шкафом. Позже появляется страх смерти, когда рядовые природные ситуации — например, гроза — могут вызывать панику, как угрожающие жизни ребенка и его близких.
Страхи очень мешают маленькому человеку жить и развиваться. Они мучают его, разъедают его душу и вызывают невротические расстройства: энурез, тики, заикание, плохой сон, раздражительность, беспричинную агрессивность, неумение находить контакт с окружающими — и это еще неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный в свое время детский страх.
Страх воспитывает страх
Все дети чего-то боятся. Еще бы, ведь их окружает еще совершенно не изведанный мир, в котором чуть ли не на все, что их окружает, они смотрят снизу вверх. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Поэтому нередко и сами взрослые совершают глупости, не думая о том, как отзовется в детском сознании неосторожно брошенное слово или непродуманное действие. Так что психическое здоровье наших детей во многом зависит от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение.
Начнем с того, что воспитанию в ребенке опасливого отношения к окружающему миру очень способствует чрезмерная родительская опека. Оберегая маленького человека от малейших неприятностей, мы учим его всего бояться. А чего стоят наши многочисленные окрики на попытки малыша прикоснуться к тому, что его окружает! Его тут, скорее, пугает не ситуация, а наша на нее реакция. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — испачкаешься», «Не гладь — укусит».
Мы очень хотим, чтобы дети нас слушались. Но у них это получается не всегда. Тогда мы, в стремлении усилить воспитательный момент, начинаем пугать: «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек!», «Не будешь слушаться — волк тебя в лес унесет!» и все в таком роде. Так вот: детей никогда не следует пугать ради послушания! Они испугаются того, чего нужно и не нужно и без нас, а так мы их страх только многократно усиливаем. Последствия воспитания страхом — тревожная мнительность, пассивность и подавление всякой инициативы.
Не способствуют формированию спокойного отношения к действительности постоянно звучащие в доме разговоры о болезнях и несчастьях, этакий во всем сквозящий пессимизм. Если взрослые в семье видят в жизни прежде всего неприятности и трудности, то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостному взгляду на окружающее. А ведь маленькие дети воспринимают большой мир через отношение к нему своих родителей.
Можно нагнать на человека лишнего страха и неумелым воспитанием в нем бесстрашия. Некоторые родители, полагая, что именно так делают мужественным, укладывают трехлетнего ребенка одного в темной комнате, желают ему спокойной ночи и до утра покидают детскую. Ребенок, конечно, рано или поздно заснет, но — вконец измученный страхом. И вырастет не мужественным, а невротиком». Детские невропатологи в принципе не рекомендуют оставлять ребенка до 5 лет на ночь одного. Если уж вам так хочется, чтобы ребенок побыстрее отвыкал от младенческого баюкания, не ложитесь с ним, а сядьте рядом в кресле и почитайте при свете настольной лампы, пока он не заснет.
Постоянное поддерживающее присутствие родителей — вот что более всего помогает детям преодолевать страхи. Ребенок постоянно задает нам вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и «когда?» во многом потому, что опасается того, о чем ничего не знает. Будьте же терпеливы: чем полноценнее будут ваши ответы на эти «вечные» вопросы, чем больше ребенок будет знать — тем увереннее он будет себя чувствовать и тем меньше бояться. Дети, уверенные в себе и своих силах, почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов. Родители могут их критиковать и наказывать, но при этом постоянно поддерживать, подчеркивать их большие и малые достижения, будь то первые шаги или решенная задача. И здесь все решает любовь: дети, которых родители принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами, всегда спокойнее, чем их сверстники, вызывающие вечное недовольство отца или матери.
Порвать и сжечь
Спокойствие — вот главное, чем могут ответить родители на замеченный ими испуг ребенка. Только не путайте спокойствие с равнодушием, которое, как и чрезмерная встревоженность, может привести к усугублению проблемы. Посадите маленького человека рядом или на колени, поговорите с ним, пусть расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, чего боится, тем быстрее он это преодолеет.
Есть и инструментальные способы борьбы со страхом. Один из них — сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Пусть детская фантазия, родившая этот страх, поработает — с вашим направляющим участием — на то, чтобы его одолеть. Конец сказки должен быть обязательно о том, как герой побеждает всех своих врагов.
На очереди — рисование. Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится, то самое темное чудовище или Бабу Ягу. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Внимательно наблюдайте, что в этот момент отражается у него на лице, какие чувства его наполняют. Рисунок готов? Пусть теперь ребенок разделается с тем, что его пугает, и для начала — пририсует своему «страху» какие-нибудь смешные ушки, рожки, усики, потом погуще зачеркнет свой рисунок и в конце концов — порвет бумажку с изображением страшилища на мелкие-мелкие кусочки. То, что от бумажки останется, хорошо бы — с вашей помощью, конечно, — сжечь.
Организуйте игру, в которой ребенок мог бы побороться со своими фобиями (несколько игр мы публикуем ниже). Игра — лучшая психотерапия от страха, особенно если это игра веселая, ведь когда нам смешно — нам не страшно. Играми можно научить не бояться боли, побороться со страхом одиночества, с боязнью темноты, со страхом ошибиться и т.д. Допустим, ребенок боится звука лопающегося воздушного шарика и потому даже не берет его в руки. А вы лопните шарик специально в его присутствии — и тут же весело засмейтесь над случившимся и, усиливая свою реакцию, еще и зааплодируйте! Ребенок в испугавшей его ситуации сразу обращается к родителям — а тут папа или мама не плачут, а веселятся! Повторите это несколько раз и увидите — малыш скоро перестанет бояться этих резких звуков, а может, и сам попросит вас показать этот фокус.
игротека «РГ»
В борьбе со страхами неоценимую помощь вам окажут самые простейшие и всем известные игры. Их можно лишь слегка усовершенствовать, приспособив к решению ваших проблем.
Пятнашки
Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен «запятнать» играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь «пятнать» ребенка не просто символически, а ощутимо хлопнув. В процессе погони пусть ведущий выкрикивает фразы типа: «Ну, погоди!», «Ты у меня получишь!», «Догоню и съем!» — и тому подобные шуточные угрозы, которые помогут ребенку избавиться от страха неожиданной угрозы или наказания в реальной жизни.
Прятки
Играйте в эту игру при выключенном или, для начала, притушенном свете, объяснив ребенку, что найти человека без света гораздо труднее и играть так интереснее. Если водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате. Направляясь на поиски, загляните в темную часть квартиры, рассуждайте вслух, что вам страшно и вы ни за что туда не пойдете, да и ваш ребенок, конечно же, никогда не осмелится там спрятаться. Через какое-то время малышу, спрятавшемуся в темной комнате, непременно захочется «помучить» своего трусливого родителя. Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более — с родительскими.
Как помочь детям справиться со страхами
Страхи — неотъемлемая часть детства: прятаться за диваном во время грозы. Быть уверенным, что в шкафу что-то есть — монстр ! Делать эту бесконечную ночную гимнастику — Еще пять минут! Еще один стакан воды! — , чтобы не ложиться спать в одиночестве.
Когда возникают эти страхи, нашим естественным инстинктом для родителей часто является желание успокоить и утешить. Обещаю, под кроватью ничего нет! Но на самом деле родители не могут — и не должны — всегда быть рядом, чтобы помочь детям успокоиться. Обучение вашего ребенка тому, как справляться со своими страхами без вмешательства родителей, поможет ему обрести уверенность и независимость, которые ему понадобятся, чтобы чувствовать себя лучше и меньше бояться, как сейчас, так и по мере взросления.
Саморегуляция
Так как же помочь детям почувствовать себя смелее? Ключом является невидимый навык, называемый саморегуляцией. Саморегуляция — это, по сути, способность обрабатывать и управлять своими собственными эмоциями и поведением здоровым образом. Это то, что дает нам возможность уговаривать себя или чувствовать вещи, не реагируя на них. Большинство взрослых практикуют саморегуляцию, не задумываясь. Подумайте о том, чтобы испытать момент страха, прежде чем убедить себя, что в темной комнате на самом деле нет ничего страшного. Но для детей формирование саморегуляции требует времени, практики и пространства для обучения, а это значит, что родители привыкли позволять детям быть маленькими.0003 и удобно, когда они выясняют отношения.
Не бойтесь страхов
«Иногда бояться — это нормальная, здоровая часть взросления», — говорит Элианна Платт, Массачусетс, LMSW, лицензированный социальный работник. И хотя дети, к сожалению, иногда сталкиваются с действительно пугающими вещами, большинство детских страхов не представляют реальной угрозы — «монстр» в шкафу — это всего лишь старое пальто, которое вы собирались подарить, — что означает на самом деле они представляют идеальную возможность для детей поработать над своими навыками саморегуляции. Но для того, чтобы это произошло, родители часто должны сначала справиться со своими собственными тревогами.
«Мы хотим дать детям возможность попрактиковаться в преодолении сложных ситуаций, — говорит Платт, — но для многих родителей это легче сказать, чем сделать». Когда вы видите, что ваш ребенок в бедственном положении, естественной реакцией будет желание сделать его лучше, особенно если это кажется легким . Но, хотя включение может помочь вашему ребенку меньше бояться в данный момент (и чувствовать себя лучше для вас), в долгосрочной перспективе ему может быть труднее научиться успокаиваться. «Если дети понимают, что мама или папа всегда будут рядом, чтобы их утешить, у них не будет особого стимула или возможности научиться делать это самостоятельно», — отмечает Платт.
Как помочь
Конечно, это не означает прекращения поддержки. «Мы не говорим о том, чтобы внезапно поместить вашего ребенка в его темную спальню и сказать: «Пока! Быть храбрым! Увидимся утром!» — говорит Рэйчел Басман, PsyD, клинический психолог из Института детского разума. Цель, по ее словам, состоит в том, чтобы мягко вести детей вперед, пока они не будут готовы сами взять бразды правления в свои руки. «Мы хотим предоставить строительные леса, которые им нужны, чтобы стоять самостоятельно».
Итак, как лучше всего помочь (не помогая слишком сильно)?
Помогите ребенку рассказать о том, что его пугает . Дети могут знать, чего они боятся, но у них не всегда есть слова, чтобы объяснить это. Конкретные вопросы могут помочь. Например, если ребенок боится собак, вы можете спросить: «Что делает собак страшными?» «Собака застала вас врасплох или сбила с ног?» — Есть ли какая-то собака, которую ты боишься? Как только вы лучше поймете, чего боится ваш ребенок, у вас будет более четкое представление о том, как помочь ему справиться с этим.
Некоторые распространенные детские страхи:
- Одиночество
- Темнота
- Собаки или другие крупные животные
- Жуки
- Высота
- Получение уколов или поход к врачу
- Незнакомые или громкие звуки — «воображаемые монстры»,
- 6 и т. д.
Подтвердить, затем двигаться дальше. Как только вы узнаете, что такое страх, дайте понять ребенку, что вы и его воспринимаете серьезно. « Когда ребенок говорит что-то страшное, есть большая вероятность, что мы, взрослые, не думаем, что это страшно», — говорит доктор Басман. «Но мы всегда хотим начать с проверки их чувств». Например, вместо «Да ладно, это было не страшно!» или «Чего тут бояться?» попробуйте: «Вау, похоже, ты испугался!» или: «Я знаю, что многих детей это беспокоит».
После того, как вы вселили надежду, важно действовать быстро, — говорит доктор Басман. «Мы не хотим останавливаться на предложении утешения вокруг пугающей вещи, потому что даже это может стать подкреплением и обрести собственную жизнь». Вместо этого начните говорить о том, как вы будете работать вместе, чтобы помочь ему почувствовать себя смелее и дойти до того момента, когда он сможет справиться со страхом самостоятельно.
Составьте план. Вместе с ребенком ставьте перед собой разумные цели. Например, если ей обычно нужно, чтобы вы сидели с ней в комнате, пока она не заснет, вы можете договориться, что к концу недели она попробует выключить свет и заснуть самостоятельно. После того, как вы поставили цель, обсудите шаги, которые вы предпримете для ее достижения, и наберитесь терпения.
Например, план может быть таким:
- Ночь первая: договоритесь, что вы прочитаете две книги, выключите свет, включите ночник, а затем тихо сидите с ней (не разговаривая и не играя), пока она не упадет. спящий.
- Ночь вторая: Прочтите одну книгу, затем выключите свет и включите ночник. Вы оставите дверь приоткрытой и окажетесь снаружи, но не в комнате.
- Ночь третья: Прочитайте одну книгу, затем включите ночник и закройте дверь.
- Ночь четвертая: Прочтите одну книгу, затем выключите свет и закройте дверь.
Подбодрите и проявите терпение . Наконец, родители должны помнить, что изменения требуют времени, а страх — очень сильное чувство. Будьте последовательны и хвалите ребенка за его тяжелую работу: «Я подумал, что это очень смело с твоей стороны — остаться в своей комнате на полчаса. Посмотрим, сможем ли мы пойти дальше завтра!»
Дайте понять ребенку, что вы считаете, что он может справиться со своими страхами, даже если он еще в этом не уверен. «Говорить что-то вроде: «У тебя есть это!» или: «Ты такой храбрый!» может помочь вашему ребенку чувствовать себя более уверенно», — говорит д-р Басман. Детям, особенно младшим, может потребоваться несколько попыток, прежде чем что-то приживется, поэтому не сдавайтесь, если ваш ребенок все еще просит третий стакан воды или прячется от собак на улице, даже после того, как вы начали работать над развитием храбрости. .
Не все страхи одинаковы
Помочь детям научиться справляться со страхами, с которыми они сталкиваются на регулярной основе, такими как боязнь темноты или боязнь идти к врачу, очень важно, но не все страхи одинаковы.
«Страхи, которые не мешают жизни ребенка, не всегда нужно преодолевать, — говорит доктор Басман. Например, если ребенок не любит страшилки, это нормально. На самом деле это может быть свидетельством его навыков самозащиты, отмечает доктор Басман. «Решение «Мне это не нравится, я не буду смотреть» означает, что ваш ребенок отстаивает свои потребности и говорит: «Это мой предел»» 9.0007
С другой стороны, если страхи вашего ребенка настойчивы, чрезмерно сильны или начинают мешать его повседневной жизни, возможно, пришло время обратиться за помощью. Признаки того, что страх может быть чем-то большим, чем , включают:
- Навязчивое беспокойство: ваш ребенок зацикливается на объекте своего страха, часто думает или говорит о нем или даже когда триггера нет. Например, он ужасно беспокоится за несколько месяцев до следующего визита к стоматологу.
- Страхи, ограничивающие способность вашего ребенка радоваться жизни или участвовать в деятельности. Например, отказ пойти на экскурсию в парк из-за того, что там могут быть собаки.
Интенсивные, специфические страхи, вызывающие нарушения.
Признаки сильного беспокойства, такие как приступы паники, компульсивное или деструктивное поведение, отказ от деятельности, школы или семьи.
Если страхи вашего ребенка кажутся чем-то более серьезным, запишитесь на прием, чтобы поговорить со специалистом , чтобы узнать, нужна ли дополнительная помощь.
Нормальные детские страхи (для родителей)
Нормально ли, что у детей есть страхи?
Иногда дети могут бояться. Страх — это эмоция, которая может помочь детям быть осторожными. Вещи новые, большие, громкие или необычные поначалу могут показаться пугающими. Родители могут помочь детям чувствовать себя в безопасности и научиться чувствовать себя непринужденно.
Чего боятся дети?
Что дети боятся изменений по мере взросления. Некоторые страхи являются обычными и нормальными в определенном возрасте.
Например:
Младенцы испытывают странное беспокойство. Когда детям около 8–9 месяцев, они могут узнавать лица знакомых им людей. Поэтому новые лица могут показаться им страшными — даже новая няня или родственница. Они могут плакать или цепляться за родителя, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Малыши переживают разлуку. В какой-то момент между 10 месяцами и 2 годами многие малыши начинают бояться расставания с родителями. Они не хотят, чтобы родители оставляли их в детском саду или перед сном. Они могут плакать, цепляться и стараться оставаться рядом со своим родителем.
Маленькие дети боятся «притворяться». Дети в возрасте от 4 до 6 лет могут воображать и притворяться. Но они не всегда могут сказать, что реально, а что нет. Для них страшные монстры, которых они воображают, кажутся реальными. Они боятся того, что может быть под их кроватью или в шкафу. Многие боятся темноты и перед сном. Некоторые боятся страшных снов. Маленькие дети также могут бояться громких звуков, таких как гром или фейерверк.
Старшие дети боятся реальных опасностей. Когда детям 7 лет или больше, монстры под кроватью не могут их напугать (сильно), потому что они знают, что они не настоящие. В этом возрасте некоторые дети начинают бояться того, что может произойти в реальной жизни. У них может быть страх, что в доме находится «плохой парень». Они могут бояться стихийных бедствий, о которых слышат. Они могут бояться, что им будет больно или что близкий человек может умереть. Дети школьного возраста также могут беспокоиться о школьных занятиях, оценках или общении с друзьями.
У детей младшего и подросткового возраста могут быть социальные страхи. Они могут беспокоиться о том, как они выглядят или подходят ли они. Они могут испытывать тревогу или страх перед тем, как выступить с докладом в классе, пойти в новую школу, сдать важный экзамен или сыграть в большую игру.
Как я могу помочь, если мой ребенок боится?
Когда ваш ребенок боится, вы можете помочь ему, выполнив следующие действия:
- Успокойте своего младенца, малыша или совсем маленького ребенка, сказав: «Все в порядке, ты в безопасности, я здесь». Пусть ваш ребенок знает, что вы здесь, чтобы защитить его. Обнимайте и успокаивайте ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
- Пока ваш ребенок растет, говорите и слушайте. Будьте спокойны и успокаивающи. Помогите ребенку выразить чувства словами. Помогите детям попробовать что-то новое.
- Помогите малышу привыкнуть к новому человеку, пока вы держите его на руках, и пусть он чувствует себя в безопасности. Скоро новый человек уже не будет казаться чужим.
- Сначала позвольте вашему малышу ненадолго побыть отдельно от вас. Когда вам нужно расстаться с ребенком, скажите, что вернетесь, обнимите его, улыбнитесь и уходите. Пусть ваш ребенок узнает, что вы всегда возвращаетесь.
- Для вашего маленького ребенка, который боится темноты, подготовьте успокаивающий ритуал перед сном. Читайте или пойте своему ребенку. Пусть ваш ребенок чувствует себя в безопасности и любимым.
- Помогите своему ребенку медленно сталкиваться со страхами. Например, проверьте вместе монстров под кроватью.