Содержание
Что должен уметь ребёнок в 3 года? Основные умения, знания, навык
Когда ребёнку исполняется 3 года — и родителей, и самого малыша ждут грандиозные перемены. Это и знаменитый кризис трёх лет, и возможное знакомство с детским садом, и впервые по-настоящему осмысленное поведение.
Темпы развития детей индивидуальны. Некоторые трёхлетки уже бойко разговаривают, проявляют интерес к учёбе и стремятся к полной самостоятельности. Другие дети в этом же возрасте развиваются не так активно, но это вовсе не отклонение. Однако общие нормы того, что должен уметь ребёнок в 3 года — существуют. И если вы беспокоитесь, своевременно ли развивается ваш малыш — ориентируйтесь на эти нормы и, скорее всего, вы убедитесь, что с вашим ребёнком всё в порядке!
Содержание:
- Основные умения ребёнка в 3 года
- Физическое развитие: основные показатели
- Рост и вес
- Физические умения
- Двигательные навыки
- Развитие мелкой моторики
- Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
- Нормы развития речи
- Навыки общения и эмоциональная сфера
- Умственное развитие
- Когнитивное развитие
- Самостоятельность, навыки самообслуживания
- Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
- Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
- Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Основные умения ребёнка в 3 года
Prostock-studio/Shutterstock. com
Что ребёнок должен уметь в трехлётнем возрасте — базовые нормы:
- понимать простые причинно-следственные связи, например «упал в лужу — испачкался»;
- начинать стремиться к самостоятельности: стараться одеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
- активно пополнять словарный запас, использовать в речи сложные предложения, например: «Мы не пошли гулять, потому что на улице шёл дождь»;
- знать основные цвета и слова, которые эти цвета обозначают;
- распознавать препятствия на местности — например, ступеньки, бордюры — и преодолевать их;
- уметь проявлять эмоции и контролировать эмоции, проявлять эмпатию;
- понимать значение слов «моё» или «его/её»
- играть в ролевые игры — например, «учительница-ученик», «врач-пациент».
Физическое развитие: основные показатели
Prostock-studio/Shutterstock.com
Физическое развитие ребёнка оценивают по трём основным критериям: росту и весу, физическим умениям, двигательным навыкам.
Рост и вес
Рост и вес двух детей в возрасте трёх лет может значительно отличаться — эти физические параметры зависят от наследственных факторов и, в меньшей степени, от пола ребёнка и его образа жизни. В педиатрии «золотой серединой» для веса трехлётки считается 15 килограммов, для роста — 95 сантиметров.
Если рост вашего малыша меньше эталонных 95 сантиметров на 10% — это не повод для беспокойства, а, вероятнее всего, личная особенность развития. Но если рост вашего сына или дочери в 3 года меньше 85 сантиметров, стоит задуматься об исключении негативных факторов: попробуйте наладить режим питания крохи и организовать для ребёнка разумные физические нагрузки, предварительно проконсультировавшись с врачом.
В параметрах веса для ребёнка трёх лет допускаются отклонения в 20% в обе стороны от 15 килограммов. Если вес малыша меньше 12 или больше 18 килограммов — возможно, понадобится пересмотреть режим питания с учётом рекомендаций детских врачей.
Физические умения
Prostock-studio/Shutterstock.com
Основные физические навыки трёхлетки:
- достаточно хорошо ориентируется на местности, помнит знакомые маршруты;
- сам рисует и делает простые аппликации;
- умеет кататься на трёхколесном велосипеде:
- отлично хлопает в ладоши и топает ногами;
- с помощью родителей собирает достаточно сложные конструкторы, также с посторонней помощью складывает многосоставные пазлы.
Двигательные навыки
Prostock-studio/Shutterstock.com
К трём годам двигательная активность ребёнка заметно развивается даже по сравнению с периодом в несколько предшествующих трёхлетию месяцев. Основные двигательные навыки малыша в три года:
- удерживает равновесие, стоя на одной ноге;
- без помощи поднимается и спускается по ступенькам;
- играет в разные игры с мячом;
- бегает, редко спотыкаясь и падая;
- повторяет простые танцевальные движения: подпрыгивает, поднимается на носочки.
Развитие мелкой моторики
Prostock-studio/Shutterstock.com
Мелкая моторика трёхлетки становится всё более совершенной. У ребёнка развиваются прежние умения и появляются новые:
- с удовольствием повторяет упражнения из пальчиковой гимнастики;
- подкрепляет речь жестами, а если малыш эмоциональный — жесты могут быть очень активными;
- возводит из кубиков строения разных размеров и конфигураций;
- учится владеть ножницами, может вырезать из бумаги простые фигуры;
- умеет лепить из пластилина простые конструкции: жгутики, шарики;
- уверенно захватывает и удерживает предметы;
- открывает неплотно закрученные крышки на бутылках.
Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
Prostock-studio/Shutterstock.com
Слух трёхлетних детей требует особенно внимательного отношения. В этом возрасте дети часто простужаются, что может привести к отиту и, как следствие, к нарушению слуха.
Чтобы не навредить слуху ребёнка — обязательно учите его дышать носом, а не ртом, вовремя лечите насморк и старайтесь избегать резких перепадов температуры.
Зрение у трехлётних детей ещё недостаточно острое по сравнению с ребятами старшего дошкольного возраста. Полностью зрение формируется только к 6-7 годам. Не стоит пытаться научить ребёнка читать как можно раньше — детское зрение готово к чтению только в возрасте пяти лет. Показывать трёхлетке книжки, конечно, можно, но в книгах обязательно должен использоваться крупный шрифт. Чтобы сохранить хрупкое детское зрение, сократите контакт ребёнка с телефоном, компьютером, телевизором.
В 3 года осязание у детей развито хорошо: они различают холодную и горячую воду, тёплый и холодный ветер, шершавую и гладкую поверхность. Вкусовые рецепторы у трёхлетнего ребёнка развиты так же, как у взрослого. Он различает сладкий, горький, кислый и солёный вкус, отдавая предпочтение сладкому.
Нормы развития речи
Prostock-studio/Shutterstock.com
У трёхлетнего ребёнка уже довольно богатый словарный запас: не меньше 1000 слов. Чистота речи в этом возрасте ещё не безупречна: малыш может коверкать слова и затрудняться с правильным произнесением отдельных звуков. Трёхлетка уже способен в простой форме рассуждать об увиденном предмете или событии.
Ребёнок в 3 года не говорит или мало говорит: что делать?
Речевые навыки у малыша в три года достаточно развиты, чтобы уметь объясниться с другими людьми. В норме ребёнок к возрасту трёх лет владеет следующими речевыми навыками:
- понимает заданные вопросы и отвечает на них;
- хорошо знает свои имя и фамилию;
- речь становится связной, напоминая рассказ: одно предложение следует из другого;
- описывает увиденную картинку, обращая внимание на детали;
- пересказывает короткие сказки и истории.
Дети, которые почти или совсем не разговаривают в трёхлетнем возрасте встречаются довольно часто. Известный российский педиатр Евгений Комаровский советует родителям, чьи дети в 3 года ещё не говорят, обратить внимание на тип упорного молчания: молчит ли ребёнок оттого, что не понимает речь окружающих, или малыш всё понимает, но ничего не говорит?
Если ребёнок демонстрирует признаки понимания, не используя слова — возможно, молчаливость — его личная особенность. Трёхлетние молчуны, согласно статистике педиатров, чаще встречаются среди мальчиков — на одну не разговаривающую девочку приходится четыре таких мальчика. По данным той же статистики, не меньше 7% детей в возрасте трёх лет совсем не говорят.
В любом случае, если трёхлетний ребёнок совсем не говорит — необходимо посетить с ним педиатра. По результатам осмотра врач порекомендует способы решения проблемы или направит к профильным специалистам.
Навыки общения и эмоциональная сфера
Prostock-studio/Shutterstock.com
Малыш в три года нуждается в общении со сверстниками больше, чем прежде. Ребёнок уже учится управлять эмоциями и пробует решать конфликты мирным путём. В то же время трёхлетка испытывает острую потребность проявлять своё «Я», что приводит к капризному поведению по отношению к родителям и другим близким людям. Ближе к четырём годам ребёнок начинает понимать чужие эмоции, учится владеть собой и чрезмерные капризы сходят на нет.
Эмоциональная сфера трёхлетних детей активно развивается: они начинают фантазировать. Ребята с самым богатым воображением даже удивляют окружающих историями собственного сочинения. В норме эмоционально развитый малыш в 3 года стремится повторять понравившиеся действия за другими людьми, умеет выражать симпатии и антипатии.
Умственное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
Вместе с кризисом трёх лет приходит и возраст «почемучки». Ребёнок расспрашивает взрослых обо всём на свете, сравнивает ответы, делает выводы.
Темпы умственного развития у разных детей могут отличаться в зависимости от личных способностей ребёнка и от вовлечённости взрослых в процесс развития. Интеллектуальное развитие в трёхлетнем возрасте считается нормальным, если малыш умеет:
- различать 4-8 цветов;
- рассматривать предмет не только целиком, но и замечать детали;
- не отвлекаться слишком часто, концентрироваться на одном занятии;
- строить несложные планы, например: «утром мы пойдём в садик, а вечером ты заберёшь меня домой»;
- считать до пяти;
- находить отгадки на детские загадки;
- оперировать понятиями «больше-меньше» и находить другие отличия между предметами;
- запоминать простые стихи и песни;
- отличать друг от друга базовые геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат — и называть их.
Когнитивное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
В когнитивные навыки детей входит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. На скорость когнитивного развития влияет исследование ребёнком окружающего мира: чем больше малыш взаимодействует с разными предметами и чем больше наблюдает разных явлений — тем лучше развиваются когнитивные способности.
Трёхлетним детям важно познавать мир на практике, поэтому так важно подкреплять личный опыт малыша объяснениями взрослого. Например, разъяснять разницу между противоположными понятиями («узкая тропинка-широкая дорога»), поощрять желание ребёнка анализировать ситуации и события, акцентировать внимание на конкретных деталях предметов.
В возрасте трёх лет ребёнок с помощью восприятия составляет представление о свойствах предметов. Он учится сравнивать размеры и формы предметов, знает назначение разных вещей и правильно их использует.
Внимание малыша становится устойчивым: он сосредотачивается на интересном занятии на 10-20 минут, не выпускает из поля зрения несколько предметов одновременно. Но и отвлекается трёхлетка всё ещё достаточно легко.
Память в три года непроизвольная: ребёнок запоминает интересную для него информацию, а выучить что-то специально малышу пока нелегко.
Хотя ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи — его мышление ещё ограничено настоящим временем. Трёхлетний малыш оценивает ситуацию «здесь и сейчас», но по мере познания мира способности ребёнка к анализу постепенно развиваются. В 3 года дети особенно ярко чувствуют радость первооткрывателя, и чем больше событий происходит вокруг юного исследователя — тем лучше развивается его мышление.
Самостоятельность, навыки самообслуживания
Prostock-studio/Shutterstock.com
Маленьким детям ещё не под силу обслужить себя полностью, но к трём годам ребёнок уже должен владеть некоторыми навыками самообслуживания:
- раздеваться и одеваться с небольшой посторонней помощью;
- обуваться или хотя бы пробовать самостоятельно надевать обувь;
- умываться и чистить зубы;
- пользоваться столовыми приборами;
- выполнять простые бытовые просьбы: убрать игрушки, положить вещь на место, поставить чашку на стол.
Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
Prostock-studio/Shutterstock.com
Малыш становится очень подвижным, и важно придерживаться режима дня, чтобы у ребёнка хватало сил. Конечно, режим ребёнка, который ходит в садик, будет отличаться от режима крохи, не посещающего дошкольное учреждение, но примерный распорядок дня для трёхлеток может быть таким:
07.00 | Подъём |
07.30 | Гигиенические процедуры, зарядка |
08.00 | Завтрак |
08.30 | Развивающие игры и занятия, помощь в быту |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
12.30 | Дневной сон |
15.00 | Пробуждение |
15.30 | Полдник |
16.00 | Подвижные и развивающие игры |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Спокойные занятия |
20. 30 | Гигиенические процедуры |
21.00 | Ночной сон |
⠀
Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Уход за малышом в 3 года — проще ухода за младенцем, но пока ребёнку требуется ещё достаточно много помощи в самообслуживании.
Как организовать правильный уход за трёхлетними детьми:
- Следите за режимом сна малыша. Он должен спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днём, желательно в одно и то же время.
- Разнообразьте питание. Включайте в рацион 4-5 раз в неделю молоко, яйца, творог нежирные сорта мяса и рыбы. В ежедневном меню должны быть овощи, фрукты, хлеб и масло.
- Напоминайте крохе о необходимости вовремя умываться, мыть руки и чистить зубы.
- Помогайте ребёнку поддерживать порядок в его комнате, просите о посильной помощи в быту.
- Закаливайте сына или дочь с помощью обтирания, солнечных и воздушных ванн.
- Следите за тем, чтобы малыш достаточно двигался: играл в подвижные игры, делал зарядку.
Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Признаки, которые могут указывать на проблемы с развитием малыша:
- он не заинтересован в общении — ни со взрослыми, ни с другими детьми;
- не играет с игрушками, не проявляет любопытства в отношении незнакомых предметов;
- не узнает даже хорошо знакомые предметы;
- не может даже минимально контролировать проявление эмоций;
- не понимает речь окружающих.
Если вы замечаете за своим ребёнком похожие признаки — обратитесь к педиатру.
Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Помогать трёхлетке развиваться можно и нужно — несмотря на стремление к самостоятельности, дети в этом возрасте охотно принимают помощь от взрослых. Особенно, если эта помощь преподнесена в форме игры.
Как помочь трёхлетним детям развивать важные навыки и умения в соответствии с рекомендациями педагогов:
- Просите ребёнка подробно рассказать, как прошёл его день. Этот приём тренирует память лучше, чем специальные развивающие игры.
- Сдерживайтесь в предложении помощи. Чем меньше помощи со стороны — тем быстрее трёхлетка обучится самостоятельности.
- Используйте пальцы на руках, чтобы научиться считать в пределах пяти, а чуть позже — и до десяти.
- В игрушках отдавайте предпочтение пирамидкам, кубикам, пазлам — они отлично формируют навыки внимательности, усидчивости и пространственного мышления.
- Если нет противопоказаний по здоровью — приобщайте сына или дочь к спорту. Особенно хорошо подойдёт плавание — универсальный способ для поддержания здоровья, формирования красивой осанки, укрепления всех групп мышц.
Не беспокойтесь за развитие и безопасность ребёнка, особенно, когда он находится вдали от вас или дома. Три года и поход в детский сад — отличный повод купить малышу первые GPS-часы. С ними и приложением «Где мои дети», вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.
Игры
Prostock-studio/Shutterstock. com
Игра — самое важное занятие для трёхлетнего малыша. В этом возрасте ребёнок получает удовольствие исключительно от процесса, не ставя цели научиться новому. Зато родители могут предложить сыну или дочери те игры, которые помогут детскому развитию.
Примеры развивающих игр для трёх лет:
- Игры с водой. Малыши очень любят контактировать с водой — помогите крохе создать собственный водный мир. Можно включить в игру миски, стаканы, дуршлаг, пульверизатор и показать, как играть с водой с помощью этих предметов. Водные игры развивают воображение, координацию, мелкую моторику.
- Пальчиковые игры. Занятия с элементами пальчиковой гимнастики, как никакие другие, развивают мелкую моторику.
- Лепка из пластилина или солёного теста. Лепка помогает развивать творческие способности и мелкую моторику.
- Игры с кубиками разных форм и размеров. Во время строительства из кубиков развивается скорость реакции, малыш запоминает цвета и формы, учится сравнивать предметы и осваивает счёт.
- Пазлы и мозаики. Начиная с простых вариантов, переходите к более сложным с большим количеством деталей. Пазлы и мозаики формируют умение концентрироваться, развивают воображение и мелкую моторику.
Ещё одна особенность данного периода развития ребёнка — кризис трёх лет. Это непросто. Но его нужно пережить, проявляя терпение и помогая малышу развиваться. А когда трудности останутся позади — ребёнок станет отличным собеседником, партнером для игр и лучшим другом для своих родителей!
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 5 / 5. Подсчет голосов: 3
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
/>
Что должен уметь ребёнок 3–4 лет»
Главная / СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / Руководство. Педагогический состав / Странички педагогов / Страничка воспитателя Жамаловой Ирины Геннадьевны / Интерактивные формы общения и обратная связь / Для вас родители / Что должен уметь ребёнок 3–4 лет»
Физическое развитие
1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .
3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).
4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.
6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.
7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.
10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Речевое развитие
1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.
3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.
5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.
6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность
1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Формирование элементарных математических представлений
1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.
3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».
4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.
5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.
6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).
7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.
Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях
1. Ребенок называет свой город (поселок).
2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда
1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Социально-игровая деятельность
1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.
2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.
5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.
7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).
Формирование основ безопасного поведения
1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Музыкальная деятельность
1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.
2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).
3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.
4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.
5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.
Изобразительная деятельность
Рисование.
1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.
2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
3. Правильно пользуется кистью, красками.
Лепка.
1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.
2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.
Аппликация.
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.
Памятка на тему:
Возрастные особенности детей 3—4 лет
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать потребности отвергать потребности отвергать не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
Вам как его родителям важно:
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
Желаем Вам приятного общения с ребенком!!!
Консультация для родителей
«Живем по режиму».
Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.
Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима. Он является важнейшим условием правильного воспитания. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток. Сон, еда, прогулки, непосредственно образовательные деятельности – все это должно проводиться в определенной последовательности. Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма.
Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Сердце работает ритмично – вслед за сокращением наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки.
Все явления в природе так же протекают в ритме: смена времен года, дня и ночи. Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Если же ребенок ест, спит, отдыхает, гуляет, занимается, когда ему заблагорассудится, то у него в скором времени теряется аппетит, сон становится беспокойным, ребенок плохо развивается, появляются капризы, упрямство. Он менее дисциплинирован и послушен.
Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма, закаляет его, укрепляет здоровье. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, особенно белкового компонента пищи, усвояемости питательных веществ. После прогулки у ребенка всегда нормализуется сон и аппетит. Прогулка дает детям возможность в подвижных играх, трудовой деятельности, разнообразных физических упражнениях удовлетворять свои потребности в движении. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных погодных условий.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень детей в понедельник хуже, чем во второй – третий день недели. Поэтому домашний режим ребенка в те дни, когда он не посещает детский сад, не должен отличаться от режима дошкольного учреждения.
Подводя итоги, хочется сказать, что упорядоченный домашний режим, ежедневные вечерние прогулки, полноценный ночной сон ребенка, а в выходные дни полноценный отдых на свежем воздухе, регламентация просмотра телевизионных передач (особенно перед сном) будут способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и душевному благополучию.
Фитнес и ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет (для родителей)
Отзыв: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
на испанском языке
La actividad física y su hijo de 2 a 3 años de edad
Дети этого возраста ходят и бегают, пинают и бросают. Они от природы активны, поэтому обязательно предоставьте ребенку много возможностей попрактиковаться и развить эти навыки.
Сколько хватит? Руководство по физической активности для малышей рекомендует каждый день:
- уделять не менее 30 минут структурированной физической активности (под руководством взрослых)
- заниматься неструктурированной (активной свободной игрой) физической активностью не менее 60 минут
- не быть неактивным более 1 часа за раз, за исключением сна
Чем могут заниматься дети
Важно понимать, что умеют делать дети и какие навыки подходят для этого возраста. К 2 годам малыши должны хорошо ходить и бегать. Они могут пинать мяч и прыгать на месте обеими ногами. К 3 годам малыши обычно могут некоторое время балансировать на одной ноге, пинать мяч вперед, бросать мяч сверху, ловить мяч и крутить педали трехколесного велосипеда.
Не забывайте об этих навыках, поощряя активность ребенка. Играйте в игры вместе и предоставьте соответствующие возрасту активные игрушки, такие как мячи, игрушки для толкания и катания на транспортных средствах. Благодаря практике малыши будут продолжать улучшать и совершенствовать свои моторные навыки.
Программы «Мама и я» могут познакомить малышей с акробатикой, танцами и общими движениями. Но вам не нужно записывать детей в официальную программу для развития этих навыков. Самое главное — предоставить множество возможностей для активной деятельности в безопасной среде.
Советы по фитнесу для всей семьи
Прогулки, игры, изучение заднего двора или использование игрового оборудования в местном парке могут стать развлечением для всей семьи.
Кроме того, эти игры помогут родителям и малышам развлечься и потренироваться:
- Ходите, как пингвин, прыгайте, как лягушка, или подражайте движениям других животных.
- Сядьте лицом друг к другу и возьмитесь за руки. Качайтесь взад-вперед и пойте песню «Грести, гребите, гребите в своей лодке».
- Согнитесь в пояснице и коснитесь земли. Проведите руками вперед и двигайтесь, как гусеница.
- Сядьте на землю и позвольте ребенку перешагнуть через ваши ноги или сделайте своим телом мостик и позвольте ребенку заползти под него.
- Играть в следи за лидером, «Кольцо вокруг радужное» и другие подобные игры.
- Слушайте музыку и танцуйте вместе.
Возможности безграничны — придумывайте свои собственные активные идеи или следуйте примеру своего ребенка. Кроме того, ограничьте количество времени, которое ваш ребенок проводит за просмотром телевизора (включая DVD и видео) или за игрой на компьютере, планшете или смартфоне.
Когда следует вызвать врача?
Если ваш ребенок не хочет играть или заниматься спортом вместе с другими детьми или жалуется на боль во время или после активности, поговорите со своим врачом.
Активные дети в раннем возрасте, как правило, остаются активными на протяжении всей жизни. Поддержание физической формы может повысить самооценку, предотвратить ожирение и снизить риск серьезных заболеваний, таких как высокое кровяное давление, диабет и сердечные заболевания в более позднем возрасте.
Рецензировал: Мэри Л. Гэвин, MD
Дата проверки: май 2019 г.
Ваш ребенок от 3 до 4 лет | Обучение пациентов
Дети этого возраста вошли в удивительный мир языка и воображения, который позволяет им исследовать свой мир с помощью слов, игры и фантазии. Они будут развивать свое представление о себе, своей сексуальности, дружбе и семейных отношениях и будут учиться корректировать свое поведение, чтобы оно соответствовало различным условиям. Для родителей очень важно помочь своим детям в возрасте от 3 до 4 лет отличить правильное от неправильного и помочь им контролировать свои действия, даже когда кажется, что их чувства вышли из-под контроля.
Питание
В этом возрасте дети привыкают к рутине и, вероятно, захотят есть одну и ту же пищу снова и снова. Вам, вероятно, понравится вместе читать книгу «Хлеб и варенье для Фрэнсис», и ваш ребенок, скорее всего, узнает себя в рассказе.
Время приема пищи должно быть веселым и расслабляющим. Помните, что вы несете ответственность за покупку и приготовление еды и предложение ее вашему ребенку; это ответственность вашего ребенка решить, есть ли это. Вы можете учесть желание вашего ребенка есть любимое блюдо при каждом приеме пищи, но также предоставьте ему другие питательные продукты. Несколько полезных советов:
- Старайтесь предлагать фрукты или овощи при каждом приеме пищи. Некоторым детям нравятся овощи, если они могут обмакнуть их в заправку, или есть брокколи, покрытые плавленым сыром.
- Ограничьте потребление молока до 16 унций в день.
- Ограничьте потребление сока до 4 унций в день. Есть много соков, продаваемых в удобной для детей упаковке, но ваш ребенок не должен пить больше одного сока в день. В поездки вместо сока берите с собой воду в небольшой емкости — это дешевле и намного полезнее для ребенка.
- Ограничьте жирные и калорийные закуски. Не покупайте чипсы, газированные напитки или печенье — если вы их не купите, их не будет в наличии.
- Пусть ваш ребенок увидит, как вы выбираете здоровую пищу. Ваш ребенок хочет копировать вас.
- Приготовьте еду вместе с ребенком. Дети гораздо чаще пробуют еду, приготовленную с их помощью. Трехлетних детей можно научить мыть фрукты и овощи, натирать сыр, нарезать более мягкие продукты, перемешивать, смешивать и измерять.
- Экспериментируйте с новыми продуктами и рецептами. Проявите творческий подход к приготовлению пищи — рисуйте лица на бутербродах или блинах, например, или нарезайте продукты причудливыми формами.
- Дети часто лучше едят и пробуют новые продукты в присутствии других детей, например, в детском саду.
- Подавайте пример своими манерами за столом, но не придирайтесь к ребенку по поводу его или ее манер.
- Не используйте десерты в качестве взятки или награды.
- Не упрашивайте ребенка есть или пробовать новую еду и не вступайте в споры о том, что ест ваш ребенок.
Время приема пищи должно быть веселым семейным времяпрепровождением. Старайтесь обедать всей семьей хотя бы раз в день и используйте это время, чтобы поговорить о событиях дня, а также о своих мыслях, интересах и ценностях.
Dental Care
Ваш ребенок уже должен был посетить стоматолога. Детские стоматологи делают визиты детей довольно увлекательными, поэтому, пожалуйста, не беспокойтесь — ваши страхи могут повлиять на опыт вашего ребенка. При необходимости ваш педиатр может дать вам направление к детскому стоматологу. Обязательно чистите ребенку зубы после каждого приема пищи, особенно перед сном.
Такие привычки, как использование пустышек и сосание пальца, могут стать причиной нарушения прикуса в этом возрасте. Поощряйте вашего ребенка ограничивать это поведение определенным временем и местом — например, в спальне и ночью — поможет вашему ребенку избавиться от этой привычки.
Посещение туалета
К этому возрасту около 75 процентов детей в дневное время контролируют свою мочу и стул, а 25 процентов все еще не заинтересованы в использовании туалета. Большинство детей по-прежнему попадают в аварии и мочатся ночью в постель.
Если ваш ребенок сопротивляется пользованию туалетом, помните, что это одна из областей жизни, в которой дети имеют контроль. Вы не можете заставить своего ребенка пользоваться туалетом, и обычно проще всего перестать пытаться. Для получения дополнительной информации о туалете, пожалуйста, поговорите с педиатром вашего ребенка.
С детьми, приученными к туалету, иногда могут происходить несчастные случаи, которые могут их очень расстроить. Убедите ребенка, что вы понимаете и что это произошло потому, что его или ее тело все еще учится и растет.
Сексуальность
Дети дошкольного возраста начинают интересоваться своими телесными функциями, включая пользование туалетом и сексуальность. В этом возрасте дети часто «играют в доктора» с другими детьми, чтобы посмотреть, как выглядят дети противоположного пола.
Как родители, важно понимать, что ваш ребенок учится и исследует свое окружение. Ваш дошкольник начинает понимать, что между людьми существуют различия, включая различия в росте, весе, расе и поле. Когда дети осознают, что люди разные, они узнают, что они уникальные личности. В идеале родители чувствуют себя комфортно в своей сексуальности и могут непринужденно говорить со своими детьми о своем теле и личной жизни.
Возможно, вам придется установить ограничения на сексуальные исследования вашего ребенка. Объясните, что приватные зоны — зоны, закрытые купальными костюмами, — являются личными и не должны касаться других. Полезно также объяснить исключения из правил, например, когда ребенок приходит в кабинет врача для осмотра.
Дети могут мастурбировать, поскольку обнаруживают, что прикосновения к их телу могут доставлять удовольствие. Спокойно объясните, что такое поведение является личным и должно быть ограничено уединенными местами, такими как спальня ребенка.
Безопасность
Ваш ребенок может начать осваивать навыки безопасности. Дети дошкольного возраста могут:
- Узнать свое имя и фамилию.
- Начните изучать их адрес и номер телефона. Если ваш ребенок может выучить алфавит и песни, он сможет запомнить и эти важные факты.
- Узнайте, к кому обратиться за помощью, если они потеряются. Например, люди в униформе, люди с бейджиками, люди, работающие за кассой, или матери с младенцами.
- Используйте шлем при езде на трехколесном велосипеде.
- Всегда пристегивайтесь в автокресле, когда едете в автомобиле.
Если вы обеспокоены тем, что вы или ваш ребенок не в безопасности дома, поговорите со своим педиатром или позвоните в WOMAN, Inc, агентство, помогающее жертвам домашнего насилия в районе залива, по телефону (415) 864-4722.
Страхи
У трехлетних детей часто появляются новые страхи. В то время как 2-летний ребенок часто боится громких звуков, незнакомцев, разлуки с родителями и темноты, 3-летний часто боится вещей, которые они воображают, — вещей, которые «могут» произойти. У вашего ребенка может развиться страх перед воображаемыми существами или монстрами, а также боязнь пострадать от бури, других людей или несчастных случаев. Кошмары часто являются способом работы ребенка со страхами, а страхи также можно продемонстрировать в игре.
Дети хотят знать, что их родители рядом, чтобы защитить их. Родители должны признать страх своих детей и заверить их, что они будут рядом, чтобы обеспечить безопасность ребенка. Например: «Я вижу, ты боишься грозы. Громкие звуки могут пугать, но в нашем доме мы в безопасности». В периоды, когда ваш ребенок испытывает повышенные страхи, ожидайте некоторого регресса в поведении, когда ваш ребенок ведет себя моложе, чем обычно.
Хорошо читать сказки или истории, которые позволяют детям работать со своими страхами, при условии, что история заканчивается тем, что ребенок в безопасности и защищен взрослыми. Однако детям не следует показывать пугающие изображения. Это означает, что телевидение и видеоигры должны быть ограничены. Будьте осторожны и не смотрите новости о насилии, когда ваш ребенок находится в комнате.
Язык
Ваш ребенок быстро расширит свой словарный запас. Когда это происходит, у детей могут быть периоды заикания. Если это произойдет с вашим ребенком, позвоните педиатру для получения дополнительной информации.
Помогите ребенку использовать язык для описания своих эмоций — возбуждения, гнева и страхов. Если дети могут использовать слова для описания эмоций, они могут лучше контролировать свое поведение.
Воображение и юмор
Дети дошкольного возраста часто разговаривают и играют с воображаемыми друзьями. Воображаемый друг вашего ребенка может испытать все плохое и хорошее в жизни вашего ребенка и помочь уладить конфликты. Пожалуйста, уважайте частную жизнь вашего ребенка в отношении воображаемых друзей; задавание вопросов может ограничить способность детей использовать свое воображение.
Дети, которые смотрят телевизор более часа в день, демонстрируют меньше творческих способностей и воображения. Дети, которые постоянно смотрят видео, ограничат свою игру простым повторением того, что они видели в видео, вместо того, чтобы придумывать новых персонажей с новыми действиями.
В этом возрасте у детей также развивается чувство юмора, а также способность сопереживать другим людям.
Чтение
Самое лучшее, что вы можете сделать для своих детей, — это читать вместе с ними. Чтение знакомит детей со многими новыми идеями, новыми фактами об их мире и новыми способами поведения. Они также изучают основные понятия, которые важны для обучения чтению, такие как переворачивание страниц, чтение слева направо и идею о том, что буквы составляют слова. Они также начинают изучать звуки, которые издают буквы. Дети, чьи родители читают им каждый день, намного лучше учатся в школе.
Не заставляйте ребенка учиться читать, но, если он заинтересован, научите его произносить звуки, издаваемые буквами. При первом обучении чтению короткие гласные звуки усваиваются раньше других гласных звуков. Например, «а» в слове «яблоко», «е» в слове «слон», «i» в слове «индейский», «o» в слове «осьминог» и «u» в слове «зонт». Затем ваш ребенок научится читать слова из трех букв, такие как hot, cat, dog и pot.
Дошкольное учреждение
Родители часто испытывают давление, чтобы записать своих детей в дошкольное учреждение. Детям этого возраста не нужна академическая среда, но им нужна возможность играть с другими детьми. Дети учатся через игру. Они учатся взаимодействовать с другими детьми, используют свое воображение для разработки игр и правил, а также учатся вести переговоры и решать проблемы. Дошкольники также должны использовать свои большие мышцы, бегая, лазая, бросая мячи и прыгая. Если вы ищете дошкольное учреждение, ищите такое, в котором у детей достаточно времени для таких занятий.
Работа по дому
Работа по дому — прекрасный способ для детей познать мир.