Советы клинического психолога для родителей дошкольников — Реальное время

Общество

00:00, 20.02.2022

Детский психолог — о том, как быть, если малышу трудно адаптироваться в детском саду

У традиционного детского сада сегодня много альтернатив. Кроме того, все больше мам по разным причинам предпочитают самостоятельно заниматься дошкольным образованием ребенка. Но это требует от родителя определенных компетенций — умения организовать и выстроить режим дня для своего чада, коммуникацию со сверстниками, обучать в соответствии с возрастом, формировать необходимые навыки. Поэтому эксперты советуют не обесценивать вовсе идею детского сада. «В хорошем детском саду с квалифицированным воспитателем ребенок развивается и социализируется согласно возрасту», — рассуждает в интервью «Реальному времени» кандидат психологических наук, доцент факультета «Психология образования» МГППУ Юлия Кочетова. Клинический психолог объясняет, как лучше помочь ребенку безболезненно адаптироваться к детсаду.

«Ребенок должен взаимодействовать с социумом»

— Юлия Андреевна, частый вопрос, который волнует родителей дошкольников, — это адаптация к детскому саду. Для многих семей процесс не проходит безболезненно, а кому-то по этой причине приходится отказываться от садика. Есть разные мнения психологов — отдавать ребенка в сад как можно раньше или, наоборот, после 4 лет. Вы какой позиции придерживаетесь?

— Все очень индивидуально: дети бывают совершенно разные. Встречаются тревожные или часто болеющие дети, это особый контингент. К сожалению, именно в наше время появляется больше таких детей.

Часто замечаю, что современное поколение детей болеет значительно чаще, иммунитет ослаблен. Безусловно, когда ребенок 2—3 дня побудет в садике и возвращается домой с очередным заболеванием, родители сами начинают негативно относиться к посещению детского сада и у них возникают тревожные состояния.

Я считаю, что после достижения ребенком возраста трех лет важно постепенно его социализировать. И тут могут быть разные варианты — детский садик, развивающие занятия, секции и т.д. Несмотря ни на что, ребенок все равно должен взаимодействовать с социумом, сверстниками. То есть не позже трех лет должна начинаться активная социализация ребенка. Она, безусловно, может сопровождаться определенными трудностями. Но тут многое зависит от самих родителей — насколько они смогли подготовить ребенка к посещению детского сада.

Фото: city-yaroslavl.ru

Я считаю, что после достижения ребенком возраста трех лет важно постепенно его социализировать. И тут могут быть разные варианты — детский садик, развивающие занятия, секции и т.д. Несмотря ни на что, ребенок все равно должен взаимодействовать с социумом, сверстниками

«Подготовительный этап — один из ключевых моментов»

— В чем должен состоять этот подготовительный этап?

— Важно подготовить ребенка к посещению детского сада, предоставить ему возможности адаптироваться к новым условиям, правилам, распорядку дня, новым людям, к тому, что рядом не будет родителей. На мой взгляд, именно подготовительный этап является одним из ключевых моментов успешного вхождения в стены детсада.

В первую очередь мы должны объяснить ребенку, что в детском саду будут определенные правила, режим, взаимодействие со сверстниками, новый взрослый — не такой близкий, как родитель.

В преддверии похода в детский сад обязательно необходимо расширять круг общения ребенка. Если ребенок до детского сада общался исключительно с мамой, папой и близким кругом родственников, для него будет гораздо сложнее войти в коллектив новых детей, чем ребенку, который выходит на детскую площадку, общается с другими детьми, посещает развивающие занятия, кружки. Нужно стараться поддерживать общение ребенка с другими детьми, позитивные эмоции, которые он получает от совместных игр.

У ребенка, которого готовят к посещению детского сада, должны быть развиты элементарные навыки самообслуживания. На ранних этапах ребенок должен по меньшей мере самостоятельно проситься в туалет, на более поздних этапах — сам сходить в туалет, мыть руки, принимать пищу самостоятельно.

Безусловно, все зависит от возраста. Тем не менее нужно понимать: если вы отдаете ребенка в детский сад, у него должны быть сформированы хотя бы на начальном уровне навыки самообслуживания.

Кроме того, хотя бы за два месяца до начала посещения садика необходимо скорректировать режим ребенка с тем, чтобы максимально адаптировать его к распорядку дня, который будет в детском саду. Вплоть до того, что даже в выходные нужно будить ребенка в определенное время, завтракать, гулять в одно и то же время.

Некоторым мамам удобно, что ребенок ложится спать в 23—24 часа, а просыпается в 10—11 утра. А теперь представьте, если ребенок привык просыпаться в такое время, далее у него был хаотичный день: сегодня пошли гулять, завтра не пошли, потому что весь день провели дома. И тут вдруг он попадает в пространство, где ему надо вставать в 7 утра, срочно бежать в детский сад, с 9 утра у него завтрак, занятия, тихий час. Это, безусловно, порождает напряжение.

— Да, в таком случае это стресс для ребенка…

— Безусловно. Такая ситуация будет стрессовой и для взрослого человека, у которого не было столь строгого режима, и вдруг он попадает в достаточно жесткие рамки. Что уж говорить о ребенке? Понимая, что собираетесь отдать ребенка в детсад, месяца за 2—3 вы должны выработать для него приближенный к садиковскому режим: подъем, завтрак, прогулка, дневной сон. Причем все пункты должны быть примерно в одно и то же время. И в выходные исключений делать не надо. Такой подготовительный этап очень важен, и, на мой взгляд, про него ни в коем случае нельзя забывать. Именно от него будет зависеть степень адаптации к детскому саду.

Фото: gazetaingush.ru

Важно подготовить ребенка к посещению детского сада, предоставить ему возможности адаптироваться к новым условиям, правилам, распорядку дня, новым людям, к тому, что рядом не будет родителей

«Вечером вы говорите, что завтра в садик, а ребенок уже начинает паниковать»

— А какие бывают степени адаптации?

— Ученые выделяют три степени адаптации к детскому саду. Первая — это легкая, когда с первых же дней ребенок с удовольствием идет в детсад, ему там нравится находиться. Понятно, могут быть какие-то моменты отрицания, но ребенок нормально ладит со сверстниками, он может при уговорах родителей с легкостью пойти в детский сад и с удовольствием там находиться. При легкой степени продолжительность адаптации ребенка к садику длится от 7 до 14 дней. Потому что совсем обойтись без периода адаптации практически невозможно.

Встречается также средняя степень адаптации. В этом случае в течение 2—3 недель ребенок может испытывать расстройство при расставании с родителями. Но при этом, если воспитатель его заинтересует игрой или пригласит в совместную деятельность со сверстниками, ребенок легко может переключиться, выполнить просьбы воспитателя. И в результате постоянного контакта с воспитателями, другими детьми он может легко преодолеть проблемные моменты. Тем не менее страх, слезы при расставании с родителями могут наблюдаться.

Когда мы говорим про тяжелую степень, которая может продолжаться до двух месяцев, может быть такое, что вечером вы говорите, что завтра в садик, а ребенок уже начинает паниковать, у него повышается тревожность, он постоянно плачет. А утром его невозможно заставить встать, чтобы пойти в детский сад. Зачастую при этом подключаются соматические расстройства — ребенок начинает чаще болеть. Часто у детей стрессы и тревога проявляются в психосоматических расстройствах, то есть происходит реагирование через тело. Мы начинаем наблюдать часто болеющих детей, которые не хотят идти в детский сад. Им не доставляет радость возможность взаимодействия со сверстниками.

Фото: deti.mann-ivanov-ferber.ru

Надо разобраться, что упущено — либо пропущен подготовительный этап, либо существуют сложности в детско-родительских отношениях

«Не стоит руководствоваться принципом: не хочешь — будем сидеть дома»

— В случае тяжелой адаптации родителям стоит настаивать на продолжении посещения садика?

— Мне кажется, всегда стоит разобраться, с чем связаны такие трудности. Настаивать ни в коем случае нельзя — это еще больше дезадаптирует ребенка. Но и попустительски к этому относиться тоже не стоит: по принципу «не хочешь — значит, будем сидеть дома». Иногда родитель просто физически так сделать не может, поскольку вынужден пойти на работу, или существуют иные причины.

В любом случае надо разобраться, что упущено — либо пропущен подготовительный этап, либо существуют сложности в детско-родительских отношениях. Например, если мама сама чересчур тревожная и мнительная, детские страхи и тревоги часто являются результатом страхов и тревог самого родителя. Дети, как губка, впитывают состояние родителя, и оно очень сильно на них отражается. Либо причина может таиться в нарушенном типе привязанности. Предположим, у ребенка с мамой сформировалась тревожно-амбивалентная привязанность: когда ребенка от мамы отделяют, он очень сильно паникует, стрессует, плачет, негативно реагирует. Но когда мама возвращается, ребенок не очень-то этому и радуется.

Всегда важно выяснять причину, если не получается это сделать самостоятельно, можно обратиться за помощью к психологу. Иногда достаточно одной-двух консультаций, если причина лежит на поверхности. Разговор с психологом поможет разобраться, что является причиной нежелания ребенка идти в детский сад. Может быть, он что-то где-то услышал, что в детсаду неприятно находиться, возможно, ему страшно расставаться с мамой.

— В этом вопросе существуют возрастные особенности?

— Если мама пытается отправить ребенка в садик с трех лет, в таком случае нужно учесть еще один момент. Стоит более плавно и аккуратно ступать на эту дорожку. Как вариант — начать с группы кратковременного пребывания и час-два находиться в детском саду совместно с ребенком. Сейчас очень многие детские садики предоставляют возможность маме прийти вместе с малышом, особенно если дело касается совсем маленького ребенка, поиграть с ним, показать, что это безопасно, вместе с ним знакомиться со сверстниками. У мамы есть возможность показать ребенку помещение, помочь привыкнуть к новой обстановке. Постепенно можно пойти дальше — оставлять ребенка одного до сна и потом забирать. И дальше по чуть-чуть увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. В какой-то степени это может помочь ребенку.

Фото: realnoevremya.ru

Сейчас очень многие детские садики предоставляют возможность маме прийти вместе с малышом, особенно если дело касается совсем маленького ребенка, поиграть с ним, показать, что это безопасно, вместе с ним знакомиться со сверстниками

«От воспитателя зависит многое»

— Насколько велика роль воспитателя в процессе адаптации ребенка?

— Очень важно заранее выяснить, что за детский сад, какие там воспитатели. От воспитателя зависит очень многое. Многие мои клиенты уже во взрослом возрасте до сих пор вспоминают неприятные события детства, случившиеся с ними в детском саду и связанные с воспитателем. Безусловно, это психологическая травма, когда воспоминания вызывают слезы и переживания даже во взрослом возрасте. Некоторые вспоминают, как воспитатель жестко кричала на других детей или на него самого, кто-то — как ему не разрешали в сон целый час выйти в туалет. Но такие ситуации, к счастью, редкость.

Если мы видим, что поначалу ребенок вроде бы нормально реагирует на детский сад, а потом вдруг начинает тревожиться и не желает туда идти, нужно поближе познакомиться с воспитателем, поговорить, почувствовать, что это за человек, насколько воспитатель эмпатийна к детям.

Если мы говорим про преподавателя вуза, то здесь одна история, потому что с учениками у него партнерские отношения. А воспитатель — это немного иная профессия, которая требует определенных личных качеств, таких как эмпатия, эмоциональная включенность во взаимоотношения с ребенком, способность построить безопасное близкое взаимодействие с малышом. Для детей в таком возрасте это очень важно.

«Если ребенок в садике не ест, не спит, это признаки неблагополучия»

— По каким признакам можно сделать вывод, что процесс адаптации к садику свершился?

— Ребенок спокойно идет в детский сад, у него не возникает истерик. Мама, возвращаясь за ним, слышит разные новости, которые рассказывает ей ребенок, причем разнообразные. Ребенок делится всем, ему интересно ходить в садик, у него вызывает радость посещение детсада, он хорошо взаимодействует со сверстниками, воспитателем. Мы видим, что ребенок не боится, у него нет страха, тревоги: это базовые эмоции, при наличии которых мы можем судить о неблагополучии. Он ориентируется в своей группе: наблюдая за ребенком, мы видим, что он не садится в уголок с одной игрушкой, а с радостью пробует поиграть в различные игры, ориентируется в пространстве группы, ему нравятся игрушки, он в них с удовольствием играет. И в садике ребенок может удовлетворять различные потребности — покушать, поспать, сходить в туалет.

Для детей младших возрастов это очень важный показатель. Если ребенок в садике не ест, не спит, затрудняется сходить в туалет, это для нас признаки неблагополучия. Все это тесно связано с эмоциональным состоянием ребенка.

Мы можем сделать вывод, что ребенок адаптировался к садику, когда видим, что эмоциональное и физическое состояние ребенка нормализуется.

Фото: Максим Платонов

Воспитатель — это профессия, которая требует определенных личных качеств, таких как эмпатия, эмоциональная включенность во взаимоотношения с ребенком, способность построить безопасное близкое взаимодействие с малышом. Для детей в таком возрасте это очень важно

«Мы живем в детоцентрированном обществе»

— Бывают ли в реальной жизни «несадиковские» дети или это исключительно заморочки родителей?

— В научной литературе я такого понятия не встречала. Все равно ребенок в процессе взросления делает определенные шаги. Как писала известный детский психоаналитик Анна Фрейд, ребенок делает «шаги наружу». Мне лично очень близко это выражение. Имеется в виду, что на каждом этапе своего взросления ребенок делает один из шагов в социум. Существуют определенные социальные институты, в которые ребенок так или иначе попадает и за счет этого развивается.

Поначалу ребенок крайне привязан к маме. Его взаимодействие в большей степени организуется через нее. Потом подключаются другие родственники, другие люди. Ребенок начинает их узнавать, с ними взаимодействовать. Дальше сфера общения и взаимодействия расширяется: ребенок попадает на детскую площадку, в детский сад, школу.

Если мы не социализируем ребенка в период раннего и дошкольного детства, мы, скорее всего, столкнемся с проблемами уже в школе.

Сейчас мы часто видим такую историю, что ребенок не посещает детский сад. Это связано с тем, что в нынешних условиях, в отличие от времени, когда росла, например, я, а это 80-90-е годы прошлого века, такого разнообразия на рынке оказания услуг детям точно не было. Сейчас же чего только нет: мы живем в детоцентрированном обществе. У нас есть на выбор разные детские кружки, детские развлекательные комнаты, группы кратковременного пребывания, огромное количество частных детских садов. В общем, полный спектр условий, чтобы развивать, воспитывать и включать ребенка в социум. Даже если он не посещает детский сад в классическом варианте, но родители при этом умеют организовать время ребенка, что крайне важно: это значит, правильно выстроить режим, взаимодействие со сверстниками, обучение, навыки самообслуживания… Почему бы и нет? Многие взрослые сейчас очень компетентны в вопросах родительства: они слушают тематические лекции и подкасты, читают специализированную литературу, посещают семинары для родителей.

Чтобы сказать, что есть такой ребенок, который не приспособлен именно к детскому саду, это равно тому, чтобы сказать, что ребенок в целом не приспособлен к режимным моментам, взаимодействию со сверстниками, другими взрослыми и пр. Я думаю, что такого понятия, как «несадиковский ребенок», нет.

Фото: Гуландам Зарипова

Сейчас есть альтернативы детскому саду, но родитель должен быть компетентным в вопросах воспитания и развития ребенка

«Хороший детсад с хорошим воспитателем — это вещь полезная»

— Раньше существовал стереотип, что если ребенок не ходит в садик, то ему будет сложно адаптироваться к школе. Если учитывать современные возможности, это уже не так?

— Надо, безусловно, отходить от этого стереотипа. Это ни в коей мере не должно обесценивать детский сад. Моя позиция такова, что хороший детский сад с хорошим воспитателем — это вещь хорошая и полезная. Я бы ее рекомендовала родителям.

Но есть один очень важный момент, чтобы родители, прочитав наше интервью, не подумали: «Вот психолог сказала, что детсад — это необязательно. Значит, будем делать, как хотим».

Это работает, только если родитель умеет организовать и выстроить режим дня ребенка, общение со сверстниками, обучение в соответствии с возрастом, привить необходимые социальные навыки — все то, что в будущем будет необходимо для успешного усвоения школьной программы. Тогда, конечно, да, можно обойтись и без детского сада.

И общество предлагает нам для этого огромное количество вариантов. Сейчас есть альтернативы детскому саду, но родитель должен быть компетентным в вопросах воспитания и развития ребенка.

Беседовала Кристина Иванова

ОбществоОбразование

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе советы родителям, советы психолога и как помочь?

просмотров 2779

Путёвку в детский сад мамы воспринимают по-разному: кто-то со страхом, а кто-то как спасение от рутины. Ответим на несколько насущных вопросов, которые задают все мамы.

Нужен ли детский сад ребёнку?

Если маме нужно выходить на работу, а услуги няни по какой-то причине недоступны, то вопрос «Идти или не идти в садик?» не стоит. Но даже если мама остается дома, окружающие начинают говорить: «А не пора ли вам в сад?». Многие считают, что несоциализированному малышу будет очень сложно в школе. При этом толковых советов родителям по адаптации ребёнка к детскому саду очень мало, а ведь это сложная новая среда, не всегда дружелюбная к маленькому человеку.

Почему раньше не было такой проблемы? Дети росли рядом с родителями, старшими братьями и другими родственниками. Все необходимые навыки социализации им давала «расширенная» семья. Теперь же семья — это зачастую только родители + дети, где как минимум один, а то и оба взрослых весь день работают. Выпустить детей одних во двор, чтобы они общались со сверстниками, не всегда возможно и безопасно.

Однако сейчас существует масса организованных коллективов: развивающие занятия, кружки, да и просто встречи с такими же молодыми мамами. Такого общения ребёнку вполне хватит, чтобы понять систему взаимоотношений.

Поэтому сказать, что детский сад жизненно необходим малышу, нельзя. Как считает известный психолог Людмила Петрановская, «программа развития ребёнка такой искусственной формы воспитания не предусматривает».

В каком возрасте начинать ходить в детский сад?

Здесь имеет значение, насколько ситуация «безвыходная». Если маме очень нужно выйти на работу, а малышу только исполнился год, придётся устраивать его в ясли. А если выбор есть? В этом случае Людмила Петрановская рекомендует начинать посещение садика с 4 лет, подчеркивая, что это очень индивидуально. Примерно в этом возрасте привязанность ребёнка достаточно прочная. Он готов принимать заботу другого взрослого, адаптация к детскому саду будет мягкой.

Бывает, что дети более младшего возраста тянутся к общению со сверстниками, их привлекают коллективные игры. В каждом случае к вопросу поступления в сад нужно подходить индивидуально.

Как облегчить привыкание ребёнка к детскому саду?

Начинать подготовку нужно за три-четыре месяца, а лучше за полгода.

  • При адаптации к детскому саду психологи советуют выработать ритуал прощания. Каждый раз, когда ты уходишь и оставляешь малыша с другим взрослым (а это необходимо делать), прощайтесь как-то по-особенному: поцелуй, объятия, особые слова. Каждый раз повторяй, что скоро вернёшься. Именно этот привычный ритуал ты будешь использовать, оставляя ребёнка в саду.
  • Постарайся организовать режим дня, приближенный к детсадовскому. Это нужно, чтобы малыш не испытал стресс от резкой необходимости рано вставать по утрам и спать днём только в определённое время. Адаптация в детском саду в 2-3 года пройдёт легче, если ребёнок уже ходит на горшок, самостоятельно ест ложкой и умеет хотя бы частично сам одеваться-раздеваться.
  • Рассказывай про детский сад, проходя мимо здания. Можно почитать тематические книги. Например, Надежду Полякову «Детский сад для зверят», Анну Казалис «Поля идет в детский сад», Айно Хавукайнен «Тату и Пату в детском саду».
  • Как ещё помочь адаптации в детском саду? Можно проигрывать типичные «садовские» ситуации (особенно прощания и встречи) с куклами, чтобы закрепить у ребёнка спокойное отношение.

Завтра в детский сад. Что делать?

Накануне несколько раз проговори, что ждёт малыша: «Ты поешь, поиграешь, а потом я тебя заберу». Это ключевой момент – ребёнок должен твёрдо запомнить, что мама вернётся.

Один из главных советов психологов по адаптации в детском саду: доверяй воспитателю. Если вы с мужем не доверяете человеку, которому хотите оставить ребёнка на 12 часов, лучше этого не делать. Малыш почувствует вашу неуверенность и не сможет принять нового взрослого в своей жизни.

Подготовь удобную детскую одежду: ничего не должно тянуть, тереть и плохо застёгиваться. Первое время ты будешь оставлять ребенка в саду на пару часов, но потом ему придётся самостоятельно одеваться и раздеваться. Минимизируй стресс, связанный с этим процессом.

Давать ли игрушки из дома?

Во многих современных садиках запрещено приносить с собой что-то из дома. Это объясняется как заботой о безопасности других детей, так и нежеланием воспитателей разбираться в конфликтах маленьких собственников. Лучше дать ребёнку с собой что-то успокаивающее, напоминающее о доме (например, платочек) и положить эту вещь в шкафчик или карман одежды. Совсем маленьким детям по договорённости с воспитателями можно дать с собой небольшую игрушку. Будь готова к тому, что игрушка может потеряться или сломаться, поэтому дорогие гаджеты лучше оставить для игр дома.

Долго прощаться или уходить побыстрее «с глаз долой»?

Оставляй малыша решительно, не растягивая прощание. Ребёнок отлично чувствует мамино настроение. Если ты нервничаешь, постоянно мысленно прокручиваешь «Как же он там будет один?», малыш тоже начинает волноваться. Рано или поздно при грамотной помощи воспитателя слёзы при расставании закончатся, и малыш будет с радостью идти в детский сад.

Адаптация к детскому саду (иногда и к начальной школе) может длиться три-четыре месяца, и это считается нормой. Детский мир перевернулся с ног на голову. Как бы тяжело ни было маме ежедневно видеть малыша в слезах, ему самому гораздо сложнее. Нужно помочь ему как можно спокойнее пережить этот период. Если ребёнок и через полгода каждый раз закатывает истерики на пороге сада, жалуется или, наоборот, замкнулся в себе, это повод для разговора с воспитателями или обращения к психологу.

Материал носит информационный характер и не заменяет консультацию специалиста.

Источники: Петрановская Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. М.: АСТ, 2016.

  • Автор статьи: Abbott
  • Дата размещения: 24. 02.2021

Вас может заинтересовать

Игры дома с детьми — не только отличный способ семейного времяпровождения, но и возможность отдохнуть от уроков, учебы или подготовки к школе! У нас есть для вас 5 отличных идей!

Читать

Детям скучно и все надоело? Выход есть! Мы подготовили пять подсказок заботливым родителям: как развлечь детей, когда кажется, что все любимые игры закончились.

Читать

Какое занятие можно предложить ребенку? Чем унять его энергию и жажду познания? Нужно направить все это в правильное русло — найти ребенку увлечение.

Читать

Другие истории
о Малоежках

Когда ваш ребенок не хочет ходить в школу: подростковая депрессия и отказ от школы

Нередко ребенок или подросток с депрессией избегает или отказывается ходить в школу. Неспособность или нежелание просыпаться и одеваться по утрам, частые посещения школьной медсестры, пропуск занятий или частые жалобы на физическую боль и недомогание, такие как головные боли, боли в животе, тошнота или диарея, могут быть признаками отказа от школы. Тревога и неповиновение также могут присутствовать.

Директор детских программ Центра здоровья Compass Ли Даль Пра, AM, LCSW, говорит: «Очень важно иметь сострадание к себе. Это болезненный процесс для родителей, опекунов и всех». Как родитель, трудно понять, что делать. Такое поведение может быть разрушительным для семьи, и душераздирающе видеть, как ваш ребенок страдает и не может учиться в школе. Один из самых важных шагов в борьбе с отказом от школы — понять, почему вашему ребенку вообще трудно ходить в школу. Отказ от школы часто является проявлением болезни, такой как депрессия или беспокойство, но также может быть результатом издевательств или проблем с друзьями или членами семьи.

Если ваш ребенок избегает или отказывается ходить в школу, поговорите с детским терапевтом. Он может помочь разработать стратегии, которые помогут разрешить ситуацию, например, изменить привычки сна вашего ребенка, чтобы он был готов утром в школу. Если речь идет о буллинге, школа должна принять участие, чтобы урегулировать ситуацию между хулиганом и вашим ребенком. Если отказ от школы коренится в семейных проблемах, может помочь семейная терапия.

Независимо от причины отказа от школы, возможно, стоит привлечь к этому школу вашего ребенка. У школы могут быть идеи о том, как помочь. Однако, когда задействовано больше людей, общение становится ключевым. Убедитесь, что разрешения подписаны, чтобы школа могла беспрепятственно работать с вами и терапевтом вашего ребенка, что приводит к последовательному подходу, который поддерживает и, в конечном счете, эффективен.

Ситуация у всех разная, поэтому общие советы на эту тему не годятся. Тем не менее, есть несколько советов, которые мы нашли полезными.

  • Избегайте участия в борьбе за власть . Когда ваш ребенок отказывается идти в школу, постарайтесь не расстраиваться. Это может обострить ситуацию и вызвать стресс как у вас, так и у вашего ребенка, что не очень полезно для ребенка, у которого уже есть проблемы с посещением школы и/или пребыванием в школе.
  • Подтвердите, как они должны себя чувствовать . Подумайте, что было бы полезно для вас, если бы вы были на месте вашего ребенка. Вероятно, было бы довольно утешительно знать, что ваши мама или папа понимают, что вам больно и что трудно добираться до школы.
  • Укрепить план . Напомните ребенку о готовящемся плане. Если частью плана является использование навыков, полученных во время терапии, попросите терапевта вашего ребенка научить вас этим навыкам, чтобы вы могли помочь. Обсуждайте эти навыки с ребенком каждый день, пока он не начнет регулярно их интегрировать. Спросите своего ребенка, можно ли учителям подсказывать, чтобы они могли поддержать вашего ребенка, когда это необходимо.
  • Создать безопасное место . Часто, когда ребенок испытывает эмоциональные трудности в школе, появляется страх зримо «потерять контроль» перед одноклассниками. Возможно, поэтому он избегает школы. Один из способов сделать школьный день более безопасным для вашего ребенка — попросить школу создать безопасное место, куда он может прийти, чтобы собраться, например, кабинет социального работника или медсестры.
  • Проявите терпение . Будьте тверды в идее ходить в школу, а также поймите, что преодоление отказа от школы может занять время.
  • Улучшение наград и похвал . Обязательно указывайте моменты, когда ваш ребенок использует свои навыки или делает даже самые маленькие шаги в правильном направлении. Помните, когда вы в депрессии, вы во всем видите неудачу. Позитив очень мощный.

Хронический отказ от занятий в школе может означать, что вашему ребенку необходима терапевтическая школьная среда. Поговорите со школой вашего ребенка, если вы считаете, что этот шаг необходим, так как иногда может быть трудно получить одобрение школы. IDEA/IDIEA (Федеральный закон) требует, чтобы школа предоставляла детям наименее ограничивающую образовательную среду. Для ребенка, демонстрирующего хронический отказ от школы, это означает, что все доступные школьные меры должны быть исчерпаны, прежде чем школьный округ профинансирует терапевтическое помещение в школу.

Если у вас есть ресурсы, вы можете начать процесс самостоятельно. Если вы решите сделать это, вы можете поговорить с педиатром или терапевтом вашего ребенка, у которого могут быть некоторые предложения для вас. Вы также можете обратиться в Национальную ассоциацию терапевтических школ и программ (, www.natsap.org ), чтобы найти школу, или нанять консультанта по вопросам образования, который специализируется на терапевтических школах. Независимая ассоциация консультантов по вопросам образования (, www.iecaonline.com, ) — хороший ресурс, который поможет вам найти консультанта в вашем районе.

Для получения дополнительной информации загрузите наш Справочник для родителей по детской и подростковой депрессии .


Спасибо, что читаете блог Erika’s Lighthouse. Мы искренне ценим ваш комментарий. Из-за большого количества ответов, которые мы получаем, не каждый комментарий будет опубликован. Спасибо за вашу поддержку Get Depression Out of the Dark .

Когда ваш ребенок не хочет идти на терапию (но должен)

Взрослым достаточно трудно пройти курс терапии. Стигматизация, страх и непонимание того, как работает консультирование, иногда мешают многим из нас взять трубку телефона и записаться на первую встречу. Кроме того, терапия — это тяжелая работа. Часто это требует выявления наших уязвимостей, решения сложных задач, изменения нездоровых моделей поведения и изучения новых навыков.

Так что неудивительно, что дети тоже могут не захотеть идти. Это сопротивление только обостряется, когда они неправильно понимают, как работает терапия. Многие дети боятся или нервничают, когда идут на терапию, особенно если они убеждены, что у них проблемы или что у них не должно быть тех чувств, которые они испытывают.

Так как же вовлечь ребенка в терапию, если это последнее место, где он хочет быть? Важно понять, почему ваш ребенок сопротивляется, и попытаться изменить его или ее мнение. Понимание причин, по которым ваш ребенок сопротивляется, поможет вам адаптировать свою реакцию. Убедить старших детей делать то, чего они не хотят, по меньшей мере сложно. По мере того, как ваш ребенок растет, особенно в подростковом возрасте, он хочет — и, говоря языком развития, ему необходимо — иметь больше контроля и независимости.

Вот несколько распространенных причин, по которым ребенок может отказаться от лечения, и что вы можете с этим сделать.

Он не думает, что ему нужна помощь. Иногда дети не соглашаются с тем, что у них есть проблема, или думают, что то, с чем они борются, является частью их самих, которую нельзя или не следует лечить. Когда дети думают, что они не могут поправиться, иногда это происходит потому, что они не могут себе представить, что чувствуют себя лучше, или потому, что они начали находить в этом утешение, поэтому идея лечения может быть довольно пугающей. Когда дети не думают, что у них есть проблема, или не уверены, что лечение может помочь им, начните с того, что спросите ребенка, чего он хочет от этого, а не того, чего хотите вы, его учителя или кто-либо еще. Что он ищет на данном этапе? Какие вещи он хотел бы улучшить? Затем терапевт, родители и ребенок могут обрисовать в общих чертах, как то, к чему он мотивирован, может быть достигнуто в терапии.

Ей стыдно идти. Одна из распространенных ошибок, которую иногда совершают родители, — стыдить или обвинять ребенка. Примером может служить использование терапевта в качестве наказания: «Если ты не прекратишь это, ты вернешься в кабинет мисс Келли!» Это заставляет ребенка чувствовать себя плохим человеком. Вместо этого честно объясните, почему вы хотите, чтобы ваш ребенок посещал терапию. Скажите что-то вроде: «Мы идем на терапию, потому что _______ произошло в нашей семье/в школе. Это особое место, где вы можете поговорить о своих переживаниях и чувствах в безопасном месте. Это также очень весело, и человек, который будет нам помогать, очень милый».

Родитель не сообщил ребенку о встрече . Еще одна ошибка родителей, когда они пытаются уговорить своих детей пойти на терапию, заключается в том, что они не говорят им, что они идут на терапию в первую очередь. Часто терапевт позже узнает, что родители сказали своему ребенку по пути на прием к терапии, поэтому у ребенка нет времени, чтобы выразить себя, задать вопросы, выразить беспокойство или даже попросить утешения или объятий. Навязывать это вашему ребенку никогда не бывает хорошей идеей, и это показывает пример того, что манипулирование — это нормально. Вместо этого дайте ребенку время привыкнуть к своим ощущениям от визита к психотерапевту и ответить на любые вопросы, которые у него могут возникнуть.

Он боится быть уязвимым/испытывать чувства. Непонимание определенного чувства вызывает у детей дискомфорт. Они еще не научились справляться с чувством, которое вызывает дискомфорт. Они просто знают, что им не нравятся эмоции, которые они испытывают. Однако важно не бежать от дискомфорта или неприязни. Работайте с терапевтом, чтобы помочь вашему ребенку справиться с его или ее дискомфортом. Для подростков старшего возраста необходимо добавить, что получение консультации не является признаком слабости. Требуется мужество, чтобы обратиться к проблемным областям и изучить болезненные ощущения. Приходя на консультацию, вы делаете первый шаг к разрешению этих трудностей. Ребенку нужно будет научиться определять разные эмоции, часто потому, что его учили, что допустимы только пары. Ему нужно уметь озвучивать свои чувства и мысли, не опасаясь выговора; выявить «безопасных» людей для отношений; избегать повторения поведения, которому его научили родители; и как победить в себе маленького критика. Без наставника, такого как консультант, ребенок может быть перегружен попытками научиться ориентироваться в этой мешанине эмоций и поведения, которые он испытывает.

Родители не участвуют в терапевтическом процессе . Бесполезно, когда родители избегают общения с психотерапевтом. Многие родители организуют транспортировку ребенка для посещения терапии, а родители никогда не заходят в офис. Или родители не поощряют ребенка использовать навыки, которые он осваивает в терапии. Это препятствует прогрессу и мешает детям учиться работать со своими родителями — их основной поддержкой. Многие дети работают над изучением новых и эффективных способов выражения своих чувств, и если их родители не готовы слушать и не позволяют ребенку выражать себя, это может нанести ущерб процессу исцеления.

Она не думает, что терапия сработает . Если вас беспокоит поведение, СДВГ или проблемы с психическим здоровьем, начните с разговора с лечащим врачом вашего ребенка. Врач может оценить потребности вашего ребенка и помочь определить, существует ли физическая проблема или нуждается ли ваш ребенок в консультации. Если ваш подросток не желает слушать ваши рекомендации о том, как терапия может быть полезной, он может согласиться выслушать своего врача. Ее врач может объяснить, как работает консультирование и как лечение может устранить симптомы. Когда терапия необходима, используйте утверждения, которые помогут вашему ребенку понять, почему терапия так важна, например: «Я слишком сильно тебя люблю, чтобы не делать этого прямо сейчас. Я слишком сильно тебя люблю, чтобы позволить этой боли, которую ты чувствуешь, продолжаться без посторонней помощи».

Терапевт не подходит. Очень важно найти терапевта, который хорошо подходит вашему ребенку. Если она не любит или не уважает человека, с которым работает, или думает, что сможет перехитрить своего консультанта, это не подойдет. Хотя это очень неприятно, вам, возможно, придется продолжать поиски, пока вы не найдете нужного человека, желательно терапевта, который в прошлом работал с детьми и подростками. Иногда родители решают прийти на первичный прием без ребенка, чтобы встретиться с терапевтом и задать несколько вопросов. Клиницисты также должны иметь хорошие подсказки о том, что вы можете делать дома, чтобы помочь. Если ваш подросток уже пробовал лечиться, но это не помогло, или ей не нравился человек, с которым она работала, спросите ребенка, почему он так думает. Например, что не помогло или что ей не понравилось в терапии? Что ей понравилось? Вы можете помнить об этих качествах и работать вместе, чтобы найти терапевта, который делает больше положительных вещей.

Он думает, что получение помощи смущает . Подростки часто стесняются своих проблем, и им может быть трудно признать, что им нужна помощь. Поэтому важно избегать отправки сообщений, которые могут вызвать у него чувство стыда. То, как вы выражаете свои опасения, сильно влияет на то, как ваш подросток отреагирует. Скажите что-то вроде: «Интересно, было бы полезно, если бы тебе было с кем поговорить, кроме меня?» Или скажите: «Я не всегда знаю, как помочь тебе с проблемами, поэтому мне интересно, может ли тебе быть полезно поговорить с кем-то, кто работает с подростками».

Она защищается. Это понятная реакция человека, который устал постоянно бороться или привлекать к себе негативное внимание своим поведением. Это время, когда дети, особенно подростки, развивают свою личность, и если они чувствуют, что их осуждают, они могут отвернуться от всего, что говорят или предлагают родители. Признание этого этапа жизни может быть полезным для поощрения вашего подростка к посещению терапии. Скажите дочери, что вы не думаете, что с ней что-то не так, и что вы не поощряете сеансы терапии, чтобы «исправить» какие-либо недостатки. Вместо этого объясните, что терапия может быть свободным от суждений местом, где человек может поговорить с консультантом о многих важных, стрессовых решениях, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно. Сообщите подростку, что терапевт не будет пытаться изменить или осудить его за какие-либо прошлые ошибки. Убедите вашего подростка, что психотерапевт постепенно узнает его. Убедите ее, что вы гордитесь ее достижениями, вместо того чтобы сосредотачиваться на возможных негативных факторах, которые могли послужить поводом для начала терапии.

Она думает, что терапевт расскажет родителям обо всем, что обсуждалось на терапии. Многие дети и подростки не хотят идти на терапию, потому что их родители рассказывают о своих проблемах терапевту в их присутствии или просят отчет о сеансе и о чем говорили. Общайтесь с терапевтом наедине как о проблемах, так и о положительных изменениях не реже одного раза в месяц. Однако конфиденциальность важна для всех, включая (и, возможно, особенно) подростков. Подростки не хотят чувствовать, что их родители и психотерапевт ополчились на них. Объясните, что терапевтический кабинет является уединенным местом и что разговоры между терапевтами и клиентами конфиденциальны. Напомните подростку, что вы не ожидаете, что психотерапевт объединится против него, а скорее станет дополнительной поддержкой. Сообщите ребенку, что вы будете спрашивать только о том, с чем вы можете помочь дома, но не будете спрашивать подробности. Терапевт также должен обсудить, что можно и что нельзя говорить маме и папе.

Терапевт бросает ему вызов, или изменение работы/поведения слишком сложно. Исцеление происходит не только в терапевтическом кабинете. Важно осуществлять вмешательства дома, что является еще одной ключевой частью участия родителей в этом процессе. Дайте обратную связь терапевту о том, что сработало и что не сработало. Кроме того, будьте благосклонны. Сообщите ребенку, что он может поговорить с вами о том, как, по его мнению, проходит терапия. Поскольку ваш ребенок будет сталкиваться с трудными проблемами в терапии, ему понадобится ваша поддержка. Терапевт может дать вам прогноз предстоящих сеансов, которые могут быть трудными для вашего ребенка. Скажите ребенку: «Я знаю, что следующие несколько занятий могут быть для тебя более трудными, но я здесь, чтобы помочь тебе пройти через это. Ваш терапевт также здесь, чтобы помочь вам. Вместе мы преодолеваем эти сложные чувства».

Терапия позорна. Иногда существует несправедливое предубеждение против получения помощи при проблемах с психическим здоровьем. Когда вы предлагаете проконсультироваться, ребенок слышит осуждение или слышит, что он ужасный человек! Из-за этой стигмы вам приходится очень много работать, чтобы избавиться от унижения, которое иногда несет с собой консультирование. Лучший способ сделать это – нормализовать терапию. Дети гораздо быстрее принимают терапию, когда родители позволяют терапии быть нормальным, а не секретным или постыдным опытом. Также помогает, когда родители могут объяснить процесс, поддержать, регулярно общаться с терапевтом и показать ребенку, что в посещении терапевта нет ничего постыдного. То, как вы формируете лечение, не менее важно. Люди обращаются к терапевтам по той же причине, что и к другим врачам — они хотят чувствовать себя лучше. Для сопротивляющихся детей может помочь сравнение терапии с работой с тренером. Даже профессиональные игроки в мяч нуждаются в тренерах, чтобы изучать новые стратегии, приобретать новые навыки, думать о разных способах достижения успеха. Ваш сын может пройти терапию, чтобы освоить эти навыки и практиковать их снова и снова, и, в конце концов, тренер ему больше не понадобится.

Она не знает, о чем говорить. Дайте понять вашему ребенку, что ему не нужно знать, о чем говорить, прежде чем он придет. Во время консультирования люди исследуют, есть ли способы их мышления, чувств или поведения, которые они могут улучшить. Ваш консультант поможет вам определить эти области и то, как их обсуждение может быть полезным. В процессе изучения студенты часто обсуждают такие вопросы, как академическая успеваемость, отношения, приспособление к жизненным вызовам/изменениям, управление стрессом или выбор специальности.

Ему кажется, что он предает семью . Консультанты чутко и с уважением относятся к заботам о семейных традициях и частной жизни. Если вас беспокоят конфликты, связанные с верностью семье и культуре, эти вопросы можно обсудить на первой сессии, прежде чем решать более личные вопросы. Пусть ваш сын знает, что он действительно говорит о себе. О его истории. О том, как справляться с ситуациями и событиями, меняющими жизнь, и усваивать их. О том, как он видит отношения. О своей ценности или чувстве никчемности. Это будет центром его терапии: его эмоциональное благополучие. В безопасной обстановке, с подходящим специалистом в области психического здоровья, он может говорить о других без страха и последствий, потому что это его история, на которой он сосредоточен.

Ей кажется, что это будет слишком дорого . Плата, связанная с посещением терапии, часто высока, и дети старшего возраста могут чувствовать, что это бремя для мамы или папы. Тем не менее, заверите своего ребенка, что существует множество различных вариантов терапии и что вы найдете то, что лучше всего подходит для вашей семейной ситуации. Некоторые терапевты используют скользящую шкалу, которая зависит от дохода их клиентов. Вы можете узнать, предлагают ли на вашем рабочем месте или в школе ребенка бесплатные консультации или их оплачивает ваша страховка. Часто местные церкви также могут предоставлять терапию или помогать оплачивать работу терапевтов в этом районе.

Он говорит, что решил проблему. Возможно, это правда. Однако у вашего ребенка могут быть некоторые неразрешенные эмоции, которые ему нужно обсудить. Терапия не залатает волшебным образом все дыры, созданные этой проблемой, но терапия может помочь ему научиться вести эмоционально более здоровую жизнь и научиться справляться с трудностями, если эта проблема когда-либо возникнет снова.

Он не видит смысла идти . Преимущества терапии разнообразны. Люди, посещающие терапию, обычно получают…

  • Долговременная смена
  • Чувство понимания
  • Улучшение здоровья благодаря столкновению с подавленными эмоциями
  • Навыки, необходимые для того, чтобы справляться с будущими воспоминаниями или неудачами
  • Большая способность выражать свои мысли
  • Повышение чувства собственного достоинства
  • Лучшее понимание того, кто он/она
  • Лучшее понимание других людей
  • Большая эмпатия
  • Более глубокие отношения
  • Перепрограммированный мозг
  • Лучший набор навыков для преодоления боли, печали и разочарования
  • Снижение стресса
  • Лучшая установка границ
  • Повышение духовного понимания
  • И многое другое.

Если ваш ребенок по-прежнему отказывается от консультации, не отчаивайтесь. У вас по-прежнему есть несколько вариантов получения помощи.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *