Содержание

Ребенок плохо разговаривает после 3 лет: что делать?

Чаще всего речевые нарушения выявляются в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. На реальном примере рассказываем, что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей, опасный это диагноз или нет и как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

Нарушения развития речи могут встречаться у детей, которые воспитываются в обычных семьях, так и у детей из двуязычных семей, т.е. у врожденных билингвов, когда родители ребенка разговаривают на разных языках.

Маленькие дети-билингвы с раннего детства осваивают два языка – первый, основной язык, второй, на котором с ними говорят меньше. Поэтому проблемы с речью у таких детей чаще всего связаны с неправильным произношением звуков и смешиванием языков в речи.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей;
  • опасный это диагноз или нет;
  • в каких случаях нужно бить тревогу;
  • к каким специалистам обращаться;
  • как можно помочь ребенку заговорить в домашних условиях.

Чтобы вам было понятнее, все вопросы разберем на реальном примере.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР) у детей?

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования речевых навыков у ребенка. Чаще всего оно может обнаружиться в возрасте трех лет, когда ребенок начинает активно разговаривать. Но ОНР – это не симптом серьезного заболевания, а чаще всего просто недостаточное внимание родителей к речи ребенка. Например, если ребенок говорит «ыба», «суба», «дау», а родители его не поправляют, думая, что «само пройдет».

Четыре месяца назад в одну из социальных сетей онлайн-школы Kidskey пришло такое сообщение:

«Моему сыну 4 года. Он с 3-х лет ходит в садик, но почти не разговаривает. Его речь похожа на лепет годовалого ребенка. Я понимаю его только тогда, когда он объясняется жестами. Знакомые успокаивают, что мальчики начинают говорить позже, но я очень переживаю, потому что в саду дети не хотят играть с моим сыном, он постоянно плачет, злиться и даже обижает своих одногруппников.

Не знаю, что делать. Подскажите, пожалуйста, стоит ли мне сейчас что-то предпринимать или все же ждать, пока ребенок перерастет? Обязательно ли идти к специалисту или можно заниматься развитием речи дома?»

Давать какие-то абстрактные советы, не пообщавшись с ребенком, сложно. Поэтому мы пригласили маму с мальчиком на бесплатную онлайн-консультацию.

Замечательный и улыбчивый Рома не имел никаких проблем со слухом и интеллектом, но общался с нашим методистом так:

  • вместо «дай» — говорил «да-да», вместо «есть» — «нам-нам»;
  • вместо целого слова, называл только корень и обозначал им сразу несколько слов – «ма» — «машина», «ба» — «барабан», «банан», «батарейка»;
  • одни и те же слова говорил по-разному: «машина» — «аша», «биби», «пипи», «си»;
  • сложные слова и фразы сокращал: «мама ушла на работу» — «ма ся а ату».

После консультации стало понятно – у Ромы общее недоразвитие речи (ОНР) первой степени.

Этот диагноз логопеды могут поставить ребенку, если он сказал первые слова только после 3-х лет или если он больше объясняется жестами. Например, вместо того, чтобы сказать «Мама, дай конфету», он говорит «дай», а дальше показывает пальцем на шкафчик, где лежат сладости.

Ниже есть таблица с нормами развития речи ребенка по возрасту. Посмотрите, но сильно не зацикливайтесь на этих данных – каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью.

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

  1. Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
  2. Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул. А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
  3. Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
  4. Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы. Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
  5. Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
  6. Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Опасно ли ОНР первой степени?

Само ОНР неопасно, но если вовремя не начать коррекцию, то последствия могут быть серьезными. Логопеды и неврологи утверждают, что до 3-х лет не стоит переживать. Но если вашему ребенку уже есть 3, а он не говорит вообще или только сказал первое слово в этом возрасте, это может быть сигналом о задержке речевого развития.

Если игнорировать проблему дальше, она будет усугубляться. На фоне недоразвития речи может нарушиться психическое развитие: мышление станет заторможенным, ухудшиться концентрация внимания и память, нарушится координация движений.

У ребенка упадет успеваемость в школе, снизится самооценка и появятся комплексы, он станет замкнутым и склонным к депрессии. Чтобы этого не случилось, желательно выявить проблему как можно раньше и начать действовать.

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Что делать, если ребенку поставили ОНР первой степени?

Мы дали Роминой маме 10 основных рекомендации, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях. Первые четыре касаются общения, а следующие шесть – работы по развитию речи:

1. Следите за своей речью

Не сюсюкайте с ребенком, четко проговаривайте слова, фразы, предложения. Следите за темпом – говорите не слишком быстро и не слишком медленно. Дети всегда берут пример с родителей.

2. Не используйте сложные слова при разговоре с ребенком

Фразы должны быть простыми и понятными. Если, например, вы читаете книгу, где попадаются незнакомые слова – останавливайтесь и объясняйте ребенку смысл.

3. Задавайте простые конкретные вопросы и не торопить с ответом

Например: «Ты не замерз?», «Хочешь кушать?», «У тебя что-нибудь болит?» и т. п. На понятные вопросы ребенку будет проще отвечать.

4. Не ругайте за речевые ошибки, а мягко поправляйте

Например, ребенок сказал «пайшоу», а вы аккуратно ему – «Зайка, правильно говорить пошел».

Если в этот момент вокруг есть другие люди, скажите так, чтобы вас никто не слышал. Тогда ребенок не будет смущаться.

5. Развивайте мелкую моторику рук

Позволяйте ребенку самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, чаще давайте лепить, разукрашивать, рисовать, собирать мозаики и конструкторы. Чем лучше развита моторика рук ребенка, тем лучше работает мозг, и быстрее нормализуется речь.

6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой с ребенком

Ребенок сможет говорить четко, долго, без заикания и запинок.

7. Развивайте фонематический слух

Фонематический слух помогает быстрому и правильному освоению устной речи через умение слышать и различать звуки. Примеры игр и простых упражнений, как развить фонематический слух ищите здесь.

8. Делайте артикуляционную гимнастику

Такая гимнастика направлена на тренировку всего, что помогает нам говорить: мышцы лица и рта, нос и голос. Развитый артикуляционный аппарат поможет ребенку сразу произносить звуки правильно.

Сюда относятся такие упражнения как «уточка-трубочка», «заборчик», «лошадка», массаж языка зубной щеткой и т. п. Все эти упражнения вы можете легко найти на YouTube.

9. Контролируйте, сколько времени ребенок проводит в гаджетах

Ребенок должен проводить больше времени в подвижных играх. Например, дома тоже можно попрыгать, поиграть в догонялки, построить домик из стульев, подушек и покрывал.

10. Чаще рассматривайте с ребенком книги и читайте ему вслух

Чтение лучше всего развивает воображение, обогащает словарный запас и улучшает память. Если ребенок с детства будет читать с удовольствием, то у него обязательно будет красивая и грамотная речь.

На первый взгляд, делать все вышеописанное сложно. Но если вы переведете все упражнения в игру, ваш ребенок будет в восторге.

Другое дело, если у вас, как и у мамы Ромы, совсем нет на это времени. Именно поэтому мы предложили свою помощь и записали Рому на наш курс «Букварята 43», который ведут педагоги с логопедическим образованием. Чтобы через обучение чтению сначала отработать произношение сложных звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Р, Л), затем увеличить словарный запас и поэтапно развить его речь.

Спустя 4 месяца обучения Рома уже знает все буквы русского алфавита и потихоньку читает по слогам. Но главное – он начал разговаривать. Конечно, его речь еще не идеальна, но он уже перестал заменять слова непонятными звуками и говорит пока короткими, но четкими фразами: «Мама пойдем», «Я хочу есть», «Давай поиграем» и т. п.

Впереди еще много работы, поэтому мы не останавливаемся и идем дальше. К школе Рома уже будет разговаривать не хуже других, а еще будет уметь читать и грамотно писать на русском языке.

Если у вашего ребенка тоже проблемы с речью и вам некогда заниматься с ним дома — попробуйте наши онлайн-уроки. Приходите, проконсультируем, дадим рекомендации, подберем педагога и подходящий курс.

Записаться на первое бесплатное занятие можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как быстро научить ребенка выговаривать звук [Р]? Простые игры и упражнения!

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Ребенок плохо разговаривает в 5 лет? Причины и что с этим делать

Кто такие дети-билингвы и как правильно их воспитывать?

Причины нарушения речи у детей.

Корректирующие упражнения

Вы забили тревогу? Вашему ребенку уже 5, а он до сих пор не выговаривает многие звуки и плохо разговаривает? И, конечно же, вас волнует можно ли исправить речь ребенка в 5 лет самостоятельно или нужно обращаться к специалистам?

 

В этой статье ответим на ваши вопросы и приведем примеры занятий для развития речи у детей дошкольного возраста.

 

Но сначала поговорим о самых распространенных речевых проблемах у детей.

Распространенные нарушения речи у детей дошкольного возраста

  1. «Мама, смотри там ЫБА!» или «Папа, пойдем в ЕС» – потеря в словах труднопроизносимого звука!
    Тот случай, когда ребенок не напрягается и просто выбрасывает из слов трудные для произношения звуки.
     
  2. «Дай мне мою САПКУ!» или «Мама, я ПРИШЕУ» – замена труднопроизносимого звука другим!
    Или, другими словами, говорю, как мне удобно.
     
  3. В третьем случае сложно привести пример, так как проблема связана с искаженным звукопроизношением! То есть, когда ребенок, произнося тот или иной звук, не теряет и не заменяет его, а просто картавит.
     
  4. То «Дай мне САПКУ», то «Дай мне ШАПКУ», то «Хочу РЫБУ», то «Хочу ЛЫБУ» – замена звуков в словах при умении произносить их правильно!

 

В этом случае ребенок просто не слышит разницы между звуком и его заменителем. Зачастую это связано с нарушениями фонематического слуха.

 

Узнали проблемы своего ребенка? Далее в статье рассмотрим, как с ними справляться. А сейчас поговорим о причинах. Ведь вас наверняка волнует вопрос: «Почему мой ребенок в 5 лет все еще плохо разговаривает?».

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Длительное «сюсюканье»

На самом деле причин, которые ведут к нарушению развития речи у детей, достаточно много. Но из собственного опыта и наблюдений на первое место мы ставим «сюсюканье». Да, такое безобидное явление напрямую влияет на развитие детской речи.

 

Нередко приходится видеть, как мамы продолжают «сюсюкать» с 5–6 летними детьми, будто перед ними все те же годовалые карапузы. Так и хочется подойти и сказать: «Стойте! Стойте, дорогие мамочки! Не надо так! Вы просто душите детей своей любовью!». Да, именно душите. Мало того, что таким образом создается почва для развития инфантильности, так еще у ребенка неправильно формируется речь.

 

И как тут научиться говорить правильно, если с рождения не слышишь нормальной речи? Нет, вы не подумайте, что мы против проявления нежности. Просто свои чувства к ребенку нужно выражать, не искажая речь. Важно чтобы дети с детства слышали грамотную речь и учились правильному звукопроизношению. А если уж и хочется больше нежности, лучше чаще обнимать и целовать своего ребенка, а также проводить с ним больше времени.

В семье разговаривают на разных языках

Если ваш ребенок с рождения растет в двуязычной семье, то проблемы с произношением звуков чаще всего связаны с неправильным подходом к воспитанию. Чтобы их избежать, нужно придерживаться несложных правил общения. Подробнее об этом читайте в статье «Кто такие дети-билингвы и как правильно их воспитывать?».

Частые скандалы в семье при ребенке

У всех бывают ссоры и скандалы в семье. Главное – не выяснять отношения при ребенке. Дети, которые часто видят и слышат, как ссорятся родители, становятся тревожными, боязливыми и неуверенными в себе.

Постоянные стрессы и тревожное состояние влияют на развитие психики ребенка. Речь тоже страдает. Дети начинают заикаться, говорить невнятно и тихо, или вовсе превращаются в молчунов, с которых не вытащишь и слова.

 

Кроме внешних причин нарушения речи у детей дошкольного возраста, есть еще и внутренние, так называемые, физические факторы.

Причины нарушений речи у детей, связанные с физическими факторами

Проблемы во время беременности

Врачи только могут гадать, как тот или иной негативный фактор во время беременности может сказаться на ребенке в будущем. Поэтому, если у вас были какие-либо проблемы, возможно, именно они привели к трудностям в развитии речи. Но эта тема очень обширная и мы не будем здесь подробно на ней останавливаться. Подробнее читайте в статье «Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей».

Физические нарушения речевого аппарата или слуха

Может, у вашего ребенка неправильный прикус или есть проблемы с верхним небом? Если подозреваете нарушения, покажите ребенка ортодонту и отоларингологу. После выявления и устранения проблем ему назначат речевую гимнастику в домашних условиях или работу с логопедом.

Неразвитый фонематический слух

Проблемы с речевым слухом возникают на фоне нарушений со стороны центральной и периферической нервной системы. При нарушениях фонематического слуха ребенок заменяет звуки в словах, пропускает согласные, меняет местами слоги.

Плохая моторика рук

Понаблюдайте за ребенком. Как он справляется с пазлами, пирамидками и конструктором? Насколько движения его рук четкие и целенаправленные? Дело в том, что у детей моторика рук напрямую связана с речью. Так как зона в мозгу, отвечающая за движения рук, и речевая зона — находятся рядом. Считается, что чем лучше у ребенка развита моторика, тем более четкая и связная у него речь.

 

В любом случае, каковы бы не были причины неправильной речи у вашего ребенка, лучше начинайте работать с этим как можно быстрее. А мы подобрали для вас упражнения, которые вы легко сможете выполнять дома вместе с ребенком.

Упражнения для развития правильной речи у детей пяти лет!

Ну а теперь перейдем к делу. Только сначала возьмите на заметку пару советов:

 

  • всегда занимайтесь в игровой форме;
  • ставьте перед ребенком зеркало.

 

И тогда занятия будут проходить легко, весело и приносить пользу.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Чтобы ребенок мог правильно произносить звуки ему необходимо развивать артикуляционный аппарат. Простыми словами нужно тренировать все, что помогает нам разговаривать: рот, нос и голос. Следующие упражнения как раз в этом помогут.

 

МАССАЖ ЯЗЫКА

 

Тот случай, когда нелюбимая чистка зубов превращается в смешное и необычное занятие. Утром позовите ребенка умываться и скажите, что будете делать кое-что интересное. После того как ребенок справится с гигиеническими процедурами, возьмите зубную щетку и начните легкими движениями массировать его кончик языка. Чередуйте круговые движения с надавливающими сначала в одну, потом в другую сторону. Делайте по несколько минут утром и вечером.

Такой массаж способствует приливу крови и улучшает функции языка.

 

ПОЧИСТИ ЩЕЧКИ ЯЗЫЧКОМ

 

Еще одно очень веселое упражнение. Попросите ребенка почистить язычком свои щечки. Ребенку понравится видеть в зеркале, как за его щеками смешно гуляет язык то с одной стороны, то с другой.

 

Тут опять же мы тренируем язык.

 

«ЗАБОРЧИК»

 

А теперь построим заборчик. Попросите ребенка улыбнуться и крепко сомкнуть зубы, так чтобы язычок оказался за «заборчиком» из зубов. Суть упражнения в том, чтобы ребенок как можно дольше так улыбался, не размыкая зубов.

 

Здесь мы улучшаем работу сразу нескольких лицевых мышц, участвующих в речи: круговую мышцу рта, щечную мышцу, большую скуловую мышцу, мышцу, опускающую угол рта.

 

«УТОЧКА-ТРУБОЧКА»

 

Вы же помните, что все эти упражнения мы выполняем перед зеркалом? Поэтому следующее занятие принесет не меньше радости вашему чаду, чем предыдущие. Суть «уточки-трубочки» заключается в том, чтобы ребенок, как можно дольше продержался с вытянутыми в трубочку губами, сомкнув при этом зубы.

Тут также тренируются мышцы рта и лица.

 

Если вы в детстве ходили на хор или вокал, наверняка эти упражнения будут вам знакомы. Так как все певцы проводят такую гимнастику перед репетициями и выступлениями.

 

Кроме работы над артикуляционным аппаратом, необходимо еще развивать фонематический слух. В рамках этой статьи мы приведем в пример 3 упражнения, а более подробно расскажем в отдельной статье.

Упражнения для развития фонематического слуха

Как мы уже говорили ранее, фонематический слух отвечает за распознавание различных звуков речи. Поэтому у детей с неразвитым фонематическим слухом возникает звуковая путаница – замены, перестановки, потеря окончаний и т. п.

 

ПРЫЖКИ И ЗВУКИ

 

Суть упражнения научить ребенка распознавать определенный звук в словах. Для занятий лучше выбирайте звуки, с которыми у вашего ребенка проблемы. Мы приведем пример со звуком «Ш». Итак, говорите ребенку, что каждый раз, когда он услышит звук «Ш» в слове он должен подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.

 

Тренируйтесь каждый день понемногу, и постепенно ваш ребенок подружится с неподдающимися звуками.

 

УГАДАЙ ЗВУК

 

Возьмите несколько предметов, сделанных из разных материалов: стеклянную банку, металлическую банку, пластмассовый стакан и картонную коробку. Затем возьмите ручку или карандаш и начните постукивать по каждому предмету, обращая внимание на звуки. Проделайте так несколько раз по кругу и попросите ребенка отвернуться.

Теперь, когда вы стучите, ребенок должен угадать предметы, которых вы касаетесь. Занимайтесь до тех пор, пока ребенок не начнет безошибочно вам отвечать.

 

СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ

 

Подберите группы из двух или трех слов, отличающихся одной буквой.

 

Например:

 

Бетон-батон-бутон

Утка-дудка-будка

Бок-бак-бык.

 

Попросите ребенка повторять за вами, четко проговаривая каждое слово. Упражнение учит различать звуки в похожих по звучанию словах и называть вещи своими именами.

 

И в заключение хотим сказать, кроме перечисленных занятий, обязательно следите за своей речью. Старайтесь говорить громким и четким голосом, чтобы ребенок постоянно слышал правильную речь. Ведь наши дети – это наше отражение.

Читайте также:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

10 важных фактов о мозге детей!

6 причин обучать ребенка в онлайн-школе

Задержки развития у детей в возрасте от 3 до 5 лет

Автор: Энни Стюарт

Отзыв Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 22 июля 2021 г.

В этой статье

  • Что такое задержки развития?
  • Речевые и речевые задержки
  • Речевые и речевые навыки: нормальное состояние
  • Задержки двигательных навыков
  • Двигательные навыки: нормальное состояние
  • Социальные и эмоциональные задержки
  • 0011

  • Задержки, связанные с мышлением
  • Когнитивные навыки: что является нормальным

Каждый ребенок растет и учится в своем собственном темпе, и диапазон нормальных значений довольно широк. Однако полезно знать признаки того, что ваш ребенок может не обладать навыками, которыми обладает большинство других детей в его возрасте. Врачи называют эти проблемы задержкой развития.

Многие задержки не являются серьезными, и большинство детей могут наверстать упущенное, особенно если они получают раннее лечение. Главное — оказать ребенку помощь, в которой он нуждается, как только вы почувствуете, что возникла проблема. Если вам интересно, не отстает ли ваш малыш в эмоциональном, умственном или физическом развитии, не ждите, чтобы узнать. Немедленно поговорите с их врачом.

Что такое задержки развития?

Существует множество различных типов. У детей могут быть проблемы с:

  • Языком или речью
  • Движением или двигательными навыками
  • Эмоциональными и социальными навыками
  • Навыками мышления

Задержкой языка и речи

Эти проблемы являются наиболее распространенным типом задержки развития. Они звучат похоже, но это разные типы проблем. Под речью понимаются звуки, исходящие изо рта человека. Дети с задержкой речи могут заикаться или с трудом произносить слова правильно.

Язык относится к значениям звуков и жестов. У детей с языковыми проблемами могут возникнуть проблемы с самовыражением или пониманием других.

Возможные причины. Задержка в этих навыках может произойти по многим причинам, в том числе:

  • Проблемы с языком или нёбом у ребенка, из-за которых трудно произносить звуки и слова
  • Потеря слуха. У детей, у которых было много ушных инфекций, могут быть проблемы со слухом.
  • Неспособность к обучению
  • Нарушение развития, такое как церебральный паралич или расстройство аутистического спектра

Что вы можете сделать. Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с речью или языком, немедленно сообщите об этом врачу. Врач должен будет проверить их слух. Они, вероятно, также порекомендуют вашему ребенку обратиться к специалисту, который может диагностировать и лечить эти задержки, например, к логопеду или логопеду. Этот специалист изучит, как ваш ребенок выражает себя, в том числе:

  • Что они понимают
  • Что они могут сказать
  • Другие способы, которыми они пытаются донести свои мысли, такие как жесты или кивки

Если у вашего ребенка задержка, ему может потребоваться логопед. Терапевт может работать с ними над тем, как произносить слова и звуки, и укреплять мышцы лица и рта. Вы также можете работать со своим ребенком над речью и языком:

  • Разговаривайте с ним в течение дня. Укажите на предметы или звуки дома, в продуктовом магазине, в машине или в любом месте, куда бы вы ни пошли. Задавайте им вопросы и отвечайте на их ответы.
  • Читайте своему ребенку каждый день.
  • Получите лечение от ушных инфекций или любого другого состояния, которое может повлиять на их слух.

Речь и язык: норма

У ребенка нет срока, когда он может начать говорить или использовать полные предложения. Но большинство детей достигают речевых и языковых вех к определенному возрасту. Сообщите врачу вашего ребенка, если он не может выполнить некоторые из следующих действий. Кроме того, обратите внимание, если ваш ребенок теряет навыки, которые он уже изучил.

К 3 годам дети обычно:

  • Говорит короткими предложениями, может определять части тела и составлять слова во множественном числе

К 4 годам дети обычно:

  • детские стишки
  • Использовать предложения примерно из пяти слов
  • Правильно использовать «я» и «ты»

К 5 годам дети обычно:

  • Могут понимать команды, состоящие из двух частей, с предлогами («под» или « на»)
  • Может назвать свое имя и фамилию
  • Может правильно использовать множественное число или прошедшее время
  • Задавать вопросы типа «Почему?» или «Кто?»
  • Расскажите о том, что они делали в тот день

Задержки двигательных навыков

У некоторых детей могут возникнуть проблемы с движениями, в которых задействовано много мышц, например, игра в мяч, или с более мелкими движениями, такими как раскрашивание. Иногда проблема не в их силе, а в их координации. Вы можете заметить, что ваш ребенок кажется более неуклюжим, чем другие дети его возраста.

Возможные причины. В большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину или диагноз задержки двигательных навыков или координации, но у некоторых детей есть проблемы со здоровьем, которые вызывают их или усугубляют. К ним относятся:

  • Проблемы со зрением
  • Отсутствие мышечного контроля, называемое атаксией
  • Нарушение координации и планирования движений мозга, называемое диспраксией
  • Заболевания мышц
  • Детский церебральный паралич
  • 003

    Что вы можете сделать. При задержке моторики врач вашего ребенка может предложить вам поощрять вашего малыша двигаться и быть активным дома. Им также может понадобиться:

    • Физиотерапия, чтобы помочь им с движениями, которые задействуют много групп мышц
    • Трудотерапия для улучшения мелких двигательных навыков или проблем с координацией
    • Медикаментозное или другое лечение мышечного заболевания

    Двигательные навыки: Что нормально

    Обычно по мере взросления дети становятся сильнее и лучше координируют свои действия. Сообщите врачу, если ваш ребенок не достигает некоторых из следующих этапов или, кажется, теряет какие-либо двигательные навыки, которые он уже изучил.

    К 3 годам дети обычно могут:

    • Удерживать равновесие и подниматься и спускаться по лестнице
    • Работать с мелкими предметами
    • Складывать более одного блока
    • Использовать обе стороны тела
    • Стоять на одном ногу более чем на несколько секунд

    К 4 годам дети обычно могут:

    • Подбрасывать мяч над головой или ловить большой мяч
    • Прыгать на месте или подпрыгивать на одной ноге
    • Кататься на трехколесном велосипеде
    • Возьмите карандаш между большим и указательным пальцами и начните рисовать
    • Сложите четыре блока

    К 5 годам дети обычно могут:

    • Построить башню из шести-восьми блоков удобные для детей ножницы
    • Удобно держать мелок
    • Легко снимать одежду
    • Встать на одну ногу в течение 10 секунд
    • Ходить вверх или вниз по лестнице, чередуя шаги, не используя перила
    • Чистить зубы
    • Вымыть и высушить руки

    Социальные и эмоциональные задержки

    Эти проблемы могут означать, что детям трудно ладить со взрослыми или другими детьми. В большинстве случаев проблемы проявляются до того, как дети пойдут в школу.

    Одна из распространенных причин социальных и эмоциональных задержек называется расстройством аутистического спектра или РАС. Это может повлиять на то, как ребенок выражает себя, взаимодействует, ведет себя и учится.

    Что вы можете сделать. Лечение социальной или эмоциональной задержки зависит от причины и того, насколько сильно она влияет на жизнь вашего ребенка. Вероятно, вы будете тесно сотрудничать с лечащим врачом вашего ребенка и другими специалистами, чтобы найти то, что поможет им больше всего.

    Лекарства или специальные виды поведенческой терапии могут помочь, если у вашего ребенка проблемы с поведением из-за задержки. Вы также можете поработать с терапевтом, чтобы узнать, как поощрять хорошие социальные и эмоциональные навыки дома. Чем раньше вы начнете решать эти проблемы, тем больше вероятность того, что ваш ребенок сможет догнать других детей своего возраста.

    Социальные или эмоциональные навыки: что является нормальным

    К 3 годам дети обычно:

    • Проявляют интерес к другим детям
    • Чувствуют себя более комфортно, находясь вдали от родителей или опекунов К 4 годам дети обычно:

      • Реже цепляются или плачут, когда родители уходят
      • Обращают внимание на других детей
      • Отвечают людям вне семьи

      К 5 годам дети обычно:

      • Проявляют широкий спектр эмоций
      • Легко разлучаются с родителями
      • Желают играть с другими детьми

      Задержки, связанные с мышлением

      900 причины, по которым у ребенка могут быть проблемы со способностью думать, учиться и запоминать, называемые когнитивными навыками. Причины могут включать в себя дефектные гены, физические проблемы, факторы окружающей среды, преждевременные роды или другие проблемы до их рождения и даже несчастные случаи. Но в большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину когнитивной задержки.

      Что вы можете сделать. Если вы считаете, что что-то не так, самое главное сообщить врачу вашего ребенка. Если врач согласится, он порекомендует специалиста, который сможет разобраться, в чем проблема. В зависимости от диагноза вашего ребенка ему могут помочь:

      • Игровая терапия или трудотерапия
      • Специальное образование
      • Иногда лекарства могут помочь с поведенческими проблемами, которые могут сопровождаться задержкой когнитивных функций, например перепадами настроения или недостатком внимания.

      Когнитивные навыки: что является нормальным с игрушками

    К 4 годам дети обычно:

    • Участвуют в интерактивных играх
    • Участвуют в фантазийных играх
    • Могут копировать круг

    К 9 годам, дети обычно:0055

    • Не так легко отвлекается
    • Может концентрироваться на одном занятии более 5 минут

    Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Не бойтесь сообщить врачу, как только почувствуете, что что-то не так. Независимо от того, какая у них задержка развития, ранняя диагностика и лечение — лучший способ исправить ситуацию.

    Задержка развития речи или языка (для родителей)

    Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и начинают говорить, может варьироваться. Немного знаний о развитии речи и языка может помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.

    Чем отличаются речь и язык?

    • Речь является вербальным выражением языка и включает артикуляцию (то, как мы образуем звуки и слова).
    • Язык дает и получает информацию. Это понимание и понимание через общение — вербальное, невербальное и письменное.

    Что такое задержки речи или языка?

    Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются. Например:

    • Ребенок с задержкой речи может хорошо произносить слова, но может складывать только два слова.
    • Ребенок с задержкой речи может использовать слова и фразы для выражения идей, но его трудно понять.

    Каковы признаки задержки речи или языка?

    Ребенок, который не реагирует на звук или издает звуки, должен быть немедленно осмотрен врачом. Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь вехи речи или языка, или есть проблема.

    Вот на что стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:

    • к 12 месяцам: не использует жесты, например, указывает или машет рукой на прощание
    • к 18 месяцам: для общения предпочитает жесты вокализации
    • к 18 месяцам: проблемы с имитацией звуков
    • с трудом понимает простые словесные просьбы
    • к 2 годам: может только имитировать речь или действия и не произносит слова или фразы спонтанно
    • к 2 годам: постоянно произносит только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общения больше, чем их насущные потребности
    • к 2 годам: не может следовать простым указаниям
    • к 2 годам: имеет необычный тон голоса (например, хриплый или гнусавый)

    Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка труднее понять, чем ожидается для его возраста:

    • Родители и лица, осуществляющие постоянный уход, должны понимать примерно 50 % речи ребенка в возрасте 2 лет и 75 % в возрасте 3 лет.
    • К 4 годам ребенка в основном должны понимать даже люди, которые его не знают.

    Что вызывает задержку речи или языка?

    Задержка речи может быть вызвана:

    • нарушениями полости рта, такими как проблемы с языком или небом (небом)
    • короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движения языка

    Многие дети с задержкой речи имеют проблемы с орально-моторной функцией. Это происходит, когда есть проблемы в областях мозга, отвечающих за речь. Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.

    Проблемы со слухом также могут повлиять на речь. Таким образом, отоларинголог должен проверить слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. У детей с проблемами слуха могут возникнуть проблемы с речью, пониманием, имитацией и использованием языка.

    Ушные инфекции , особенно хронические инфекции, могут повлиять на слух. Но пока есть нормальный слух на одно ухо, речь и язык будут развиваться нормально.

    Как диагностируются задержки речи или языка?

    Если у вашего ребенка могут возникнуть проблемы, важно немедленно обратиться к логопеду. Вы можете найти логопеда самостоятельно или попросить своего лечащего врача направить вас к нему.

    SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.

    SLP также проверит:

    • то, что ваш ребенок понимает (так называемый рецептивный язык)
    • то, что ваш ребенок может сказать (так называемый экспрессивный язык)
    • развитие звука и четкость речи
    • орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, небо и т. д. работают вместе для речи, а также для еды и глотания)

    По результатам обследования логопед может порекомендовать вашему ребенку логопедическую терапию .

    Как помогает логопед?

    Логопед будет работать с вашим ребенком над улучшением речи и языковых навыков и покажет вам, что делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.

    Чем могут помочь родители?

    Родители играют важную роль в оказании помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.

    Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома:

    • Сосредоточьтесь на общении. Разговаривайте с малышом, пойте и поощряйте имитацию звуков и жестов.
    • Прочтите ребенку. Начинайте читать, когда ваш ребенок еще ребенок. Поищите подходящие по возрасту мягкие или картонные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.
    • Используйте повседневные ситуации. Чтобы развивать речь и язык вашего ребенка, разговаривайте в течение дня. Назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, и указывайте на предметы в доме.
       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *