Содержание
Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь малыш
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
К этому возрасту изменения с рождения значительны: вес удваивается, а в росте ребенок прибавляет примерно 6—10 см. Окружность головы выравнивается с обхватом грудной клетки. Увеличение окружности головы — прямой признак развития мозга.
Темпы роста немного замедляются по сравнению с предыдущими месяцами. Пропорциональность и равномерность роста и веса, динамику развития отдельных частей тела врач-педиатр оценивает индивидуально при осмотре крохи с помощью весов, сантиметровой ленты и специальных центильных таблиц развития в соответствии с полом и возрастом ребенка.
Физические показатели развития мальчиков:
- Увеличение массы тела — в среднем на 600 г.
- Увеличение роста — в среднем на 2—2,5 см.
Физические показатели развития девочек:
- Увеличение массы тела — примерно на 600 г.
- Увеличение роста — примерно на 2,3 см.
Навыки ребенка в 4 месяца:
- Держит голову в вертикальном положении, поворачивается на звук.
- Демонстрирует более разнообразные движения.
- Осваивает опору ладонями, некоторое время держится на вытянутых руках.
- Делает первые попытки научиться ползать, ползет, как гусеница.
- Активны движения рука — рот, рука — игрушка, ручки и ножки вверх.
- Переворачивается со спины на бок, иногда на живот и обратно, но необязательно.
- Учится использовать улыбку, гримасы, эмоции и долго гулит — «разговаривает».
- Дружелюбен ко всем близким людям. Может пронзительно крикнуть, издать приятный звук или улыбнуться, услышав свое имя.
Помимо оценки физического развития, важно следить за формированием двигательных навыков. В четыре месяца малыш активен и многое умеет. Но если он не в состоянии поднимать голову и смотреть по сторонам, случайно или преднамеренно не переворачивается, ему не нравится держать что-либо в руке или он проявляет скудный спектр эмоций, много плачет и не гулит — скажите об этом врачу-педиатру, это могут быть тревожные симптомы задержки развития.
Как развивать ребенка в 4 месяца
- Зрение — расширьте поле зрения, отдаляя и приближая предметы, чтобы малыш следил за ними и находил, разнообразьте цвета игрушек, потренируйтесь в гримасах (в этом возрасте дети уже любят повторять действия за взрослыми).
- Слух — используйте мобили и подвешенные игрушки с различным звучанием, резиновые пищалки и шумовые кубики, по которым нужно стучать и которые можно трясти. Подбирайте как можно больше вариантов по форме, звуку. Также можно включать приятную музыку: малыш будет к ней прислушиваться.
- Тактильные ощущения — желательно найти игрушки с разным захватом и для проявления различной степени кожной чувствительности (имеют значение размер, плотность, температура, шероховатость, ребристость, запах, устойчивость предмета на поверхности).
- Тонус мышц — приводите-отводите ручки и ножки к телу, в разные стороны, по кругу, мягко и без рывков потягивайте; хлопайте в ладоши, вместе двумя руками держите бутылочку для смеси, стучите палочкой в барабан, бейте в бубен.
- Психологический контакт — для сохранения привязанности, доверия, чувства безопасности у малыша поддерживайте приветливое общение и разговаривайте с ним лицом к лицу, смотрите в глаза; своевременно реагируйте на поведение ребенка и поощряйте поцелуем, объятиями и улыбкой его достижения.
Распространенные ошибки мам в этом возрасте:
- Гиперопека. Реагирование на каждый звук, издаваемый ребенком, предугадывание желаний и потребностей не позволяет ему проявить самостоятельность. Умения ребенка занижаются, он растет бездеятельным, зависимым от действий и решений взрослых, у него поздно формируются двигательные навыки и навыки самообслуживания.
- Безразличие к интересам, ограничение контактов с матерью. Ребенка надолго оставляют одного в кроватке, отказываются держать на руках и вместе с ним проводить время, потому что у взрослых есть другие дела или они не хотят приучать малыша к рукам. Грудное вскармливание не практикуется либо кормление грудью идет строго по часам, а не по требованию.
- Отрицание необходимости развития с пеленок. Кроха лишен речевых, двигательных, осязательных инструментов развития, поскольку родители считают, что для них еще не время. В таком случае будет упущен период развития первых навыков речи, подготовки к ползанию и ходьбе, социальной коммуникации.
- Заниматься всем подряд. Игрушки, массажи не по возрасту, буквы и цифры чуть ли не с рождения — неутомимые родители излишне нагружают ребенка интеллектуальными и физическими занятиями, перевозбуждая его нервную систему и снижая адаптационные возможности организма. На этом возрастном этапе достаточно коротких игр, простого общения, ежедневных прогулок.
Четыре месяца — самый ранний срок, когда к грудному молоку и детской смеси может быть добавлен прикорм, но оптимальный возраст начала прикорма — с пяти месяцев, в период с 17-й по 26-ю неделю.
Запрещенные для 4-месячного ребенка продукты:
- Взрослая пища, не предназначенная для питания детей первого года жизни.
- Продукты негомогенной консистенции.
- Продукты с ароматизаторами, консервантами, специями, солью, сахаром.
- Любое цельное животное молоко, фруктовые/овощные напитки.
- Продукты, вводимые по календарю прикорма не ранее 6—8 месяцев, — каши с глютеном, мясные и рыбные пюре, кисломолочный прикорм.
- Просроченные продукты питания с истекающим сроком хранения/годности.
* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.
#советы маме
#Развитие малыша
#развитие ребенка по месяцам
Читайте также
Как меняются пищеварение и стул ребенка при введении прикорма и продуктов с общего стола
#Пищеварение малыша
#Прикорм
#Советы маме
#колики
#аллергия
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Козье молоко в питании детей: за или против
#Прикорм
#Советы маме
#Пищеварение малыша
#грудное вскармливание
Хавьер Диас Кастро
профессор, преподаватель
Первые анализы и прививки: как подготовить себя и ребенка
#Советы маме
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Какие порции еды стоит давать ребенку до 1 года
#Советы маме
#грудное вскармливание
#смеси
#Прикорм
#Пищеварение малыша
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Изменилась детская молочная смесь – что нужно знать
#детские смеси
#Советы маме
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Ягоды в рационе грудничка: в каком возрасте вводить их в прикорм
#Советы маме
#Прикорм
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Аллергия на прикорм у ребенка: что делать родителям
#аллергия
#Прикорм
#Советы маме
#Пищеварение малыша
#Чистый состав
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Календарь посещений врачей в течение первого года жизни ребенка
#Советы маме
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Чем кормить ребенка до года в жару
#Советы маме
#грудное вскармливание
#детские смеси
#Прикорм
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Пищеварение у новорожденных и грудных детей и его особенности
#Пищеварение малыша
#грудное вскармливание
#детские смеси
#Прикорм
#Советы маме
#Развитие малыша
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Смотреть все
Смотреть все
Козье молоко в питании детей: за или против
# Прикорм
# Советы маме
# Пищеварение малыша
# грудное вскармливание
Хавьер Диас Кастро
профессор, преподаватель
Пищеварение у новорожденных и грудных детей и его особенности
# Пищеварение малыша
# грудное вскармливание
# детские смеси
# Прикорм
# Советы маме
# Развитие малыша
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Календарь посещений врачей в течение первого года жизни ребенка
# Советы маме
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Смотреть все
Ягоды в рационе грудничка: в каком возрасте вводить их в прикорм
# Советы маме
# Прикорм
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Изменилась детская молочная смесь – что нужно знать
# детские смеси
# Советы маме
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Аллергия на прикорм у ребенка: что делать родителям
# аллергия
# Прикорм
# Советы маме
# Пищеварение малыша
# Чистый состав
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Какие порции еды стоит давать ребенку до 1 года
# Советы маме
# грудное вскармливание
# смеси
# Прикорм
# Пищеварение малыша
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Первые анализы и прививки: как подготовить себя и ребенка
# Советы маме
Кизино Полина Александровна
врач-педиатр, перинатальный психолог
Смотреть все
Как меняются пищеварение и стул ребенка при введении прикорма и продуктов с общего стола
# Пищеварение малыша
# Прикорм
# Советы маме
# колики
# аллергия
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Чем кормить ребенка до года в жару
# Советы маме
# грудное вскармливание
# детские смеси
# Прикорм
Киселева Елена Сергеевна
кандидат медицинских наук, научный советник MAMAKO®
Смотреть все
Смотреть все
Показатели развития 4-месячного ребенка – Развитие ребенка
Прошло четыре месяца с того момента, как ваш малыш появился на свет и сделал вашу жизнь прекрасной. Теперь он узнает вас, лепечет и улыбается, когда вы подходите к нему. Материнство – это прекрасно, и вы начинаете лучше это понимать, когда ребенок достигает четырехмесячного возраста.
Рассмотрим показатели развития, которые ребенок достигает в возрасте четырех месяцев. Также рассмотрим несколько простых способов помочь ребенку в его развитии.
Список показателей развития четырехмесячного ребенка
Достигнутые показатели
|
Возникающие показатели
|
Ребенок реагирует на основные звуки и слова
|
Ребенок учится откликаться на свое имя
|
Ребенок поддерживает вес тела на руках, лежа на животе
|
Ребенок может переворачиваться с живота на спину
|
Ребенок улыбается и смеется, когда смотрит на знакомые лица
|
Ребенок по-разному реагирует на разные выражения лица
|
Ребенок следит за объектами, которые находятся близко от него
|
Ребенок может следить за отдаленными движущимися объектами
|
Ребенок сидит с поддержкой
|
Ребенок может недолго сидеть без поддержки
|
Ребенок делает основные движения, необходимые для ползания, лежа на животе
|
Ребенок делает первые попытки ползания, лежа на животе
|
Ребенок может держать предметы обеими руками
|
Ребенок перекладывает предметы из одной руки в другую
|
Ребенок плачет с разной интонацией, в зависимости от ощущений
|
Ребенок издает разные звуки, выражая разные чувства
|
Ребенок выпрямляет ноги, когда его ставят на пол
|
Ребенок поддерживает вес тела на обеих ногах
|
Ребенок внимательно следит за новыми лицами
|
Ребенок проявляет любопытство к новым предметам и людям
|
Кроме этого, в возрасте четырех месяцев ребенок развивает еще несколько навыков.
Показатели развития четырехмесячного ребенка
Рассмотрим когнитивные, физические, социальные и эмоциональные навыки, которые ребенок приобретает в четырехмесячном возрасте.
Показатели когнитивного развития
Когнитивные навыки ребенка касаются развития интеллекта, рационального мышления и способности ребенка принимать решения.
1. Ребенок лучше понимает причины и следствия. Когда ребенка берут на руки, чтобы покормить, он открывает рот. Также он оживляется, когда ему показывают игрушку: он понимает, что пришло время для игры. В четырехмесячном возрасте ребенок учится находить связи между объектами, людьми и ситуациями. Когда речь идет о людях, в развитии причинно-следственных связей важную роль играет память.
2. Развитие памяти. В четырехмесячном возрасте ребенок может узнавать бабушку и дедушку и даже вспомнить, когда видел его в последний раз. Теперь ребенок определенным образом реагирует на знакомых людей и объекты. Он может сопротивляться тому, чтобы его брали на руки те, кто ему не нравится. Изо всех игрушек ребенок будет постоянно выбирать одну. Это означает, что у него появились предпочтения.
3. Ребенок реагирует на привязаность. Малыш теперь знает: когда мама целует его в щеку, так она проявляет свою любовь. Ребенок понимает, что он является центром внимания и реагирует соответственно каждый раз, когда вы проявляете привязанность к нему. К четырем месяцам ребенок распознает проявления любви, особенно если их демонстрируют родители.
4. Ребенок проявляет грусть. Он плачет, когда родителей долгое время нет рядом, и успокаивается, когда они возвращаются. Используя плач, ребенок выражает чувство грусти или дает понять, что он скучает по ком-то. Обычно это обыкновенная истерика, и ребенок плачет без слез.
5. Ребенок плачет по-разному по разным причинам. Для четырехмесячного ребенка плач все еще остается главным способом общения. Но теперь он делает это с разными интонациями, когда он голоден, когда ему грустно, когда ему пора поменять подгузник и т. д. Родители быстро учатся определять, о чем свидетельствует плач ребенка.
Показатели физического развития
6. Ребенок может прямо держать голову. Когда вы держите ребенка на руках, он держит голову без вашей поддержки. Когда его поднимают из положения лежа, он постоянно удерживает голову в том положении, в которое его перемещают. Мышцы шеи у ребенка сильнее, чем раньше. Это означает, что он может лучше контролировать движения головы. Эти движения становятся более естественными.
7. Мышцы плечевого пояса ребенка становятся сильнее. Когда его кладут на живот, он опираетсяна локти, приподнимаясь на них всем телом. В этом положении задействуются мышцы плеч и спины.
8. Ребенок сидит с поддержкой. Вы можете посадить его себе на колени или какую-либо мягкую поверхность, поддерживая его спину. Ребенку все еще необходима поддержка, но он уже не опрокидывается назад, как было раньше. Это указывает на развитие мышц нижней части спины.
9. У ребенка развиваются речевые навыки. Он еще слишком маленький, чтобы понимать нюансы языка. Но в этом возрасте вы уже замечаете, как он пытается произнести свои первые слова. Ребенок обнаруживает в себе способность применять голос и произносит простые повторяющиеся звуки.
Младенцам легче всего выговаривать звуки «м», «п», «б» и «д». Поэтому скоро вы услышите, как ребенок произносит слова «мама», «папа» и т. д. Он еще не ассоциирует эти слова с родителями, но вы можете помочь ему установить эту связь, повторяя его в соответствующих ситуациях. В любом случае, ребенок уже общается не только с помощью плача.
10. Ребенок перекатывается с живота на спину, когда вы кладете его на живот. Это важный показатель физического развития, потому что диапазон движений ребенка значительно расширяется. Ребенок может перекатываться, потому что мышцы плеч и спины у него развиты сильнее, чем раньше.
11. Движения руками становятся свободнее. Более развитые мышцы спины позволяют ему укреплять и руки. Движения его рук становятся более свободными. Ребенок способен одновременно подносить обе руки ко рту. Вы заметите, как ребенок протягивает руку, чтобы взять игрушку, которая находится в зоне его досягаемости. Когда вы держите ребенка на руках, он даже может обнимать вас.
12. Ребенок выпрямляет ноги, когда его держат в вертикальном положении. Он пока что не может стоять, но, когда вы держите его вертикально, он выпрямляет ноги, как будто пытается встать. Раньше он просто поджимал ноги, но теперь у него появляется естественный рефлекс. Ребенок выпрямляет ноги, чтобы встать на них.
13. Ребенок больше ест. Вы можете заметить, что ребенок ест больше во время каждого сеанса кормления. В то же время он реже сигнализирует о том, что голоден. Желудок ребенка увеличивается к четвертому месяцу жизни. Это значит, что он может вместить больше материнского молока. Поэтому ребенок дольше остается сытым.
14. У ребенка улучшается зрительный контроль. К четвертому месяцу жизни у ребенка развиваются глазные мышцы. В сочетании с развитыми мышцами шеи это способствует тому, что ребенок может отслеживать движущиеся объекты. Поводите перед ним игрушкой – и он будет внимательно следить за ней, пока она не выйдет из его поля зрения.
Младенцы в этом возрасте также внимательно смотрят на лица, особенно на глаза. Ребенок с рождения видит цвета, но особенно его привлекают объекты с высокой контрастностью, например, шахматная доска или глаза. Неудивительно, что ребенок часто играет с вами в гляделки.
15. Ребенок развивает моторику. Если вы повесите над кроваткой ребенка погремушки, вероятнее всего, он протянет к ним руки и поиграет с ними. Руки ребенка уже довольно ловкие, он лучше контролирует процесс хватания. Он может взять предмет в ладонь, переложить его в другую руку и т. д.
Если у вас длинные волосы – будьте начеку. Ребенок может схватить вас за волосы и не отпускать.
16. Ребенок лучше спит. В возрасте четырех месяцев у ребенка вырабатывается более стабильный распорядок сна. Ночью ребенок может спать восемь часов подряд. Время от времени он может просыпаться от голода или того, что испачкал подгузник. Но теперь это происходит реже и более предсказуемо.
17. У ребенка могут прорезываться первые зубы. Обычно первые молочные зубы появляются уже после шестого месяца, но иногда это происходит уже с четвертого месяца. Сначала у него прорезываются нижние центральные резцы.
Однако зубы появляются у всех детей в разное время. Если у вашего малыша они еще не прорезались – не беспокойтесь. Это вполне нормально для четырехмесячного ребенка.
Показатели социального и эмоционального развития
18. Ребенок подражает другим людям. Один из главных способов, с помощью которого четырехмесячный ребенок реагирует на родителей – это имитация звуков и интонаций. Посмотрите на ребенка, открыв рот – и, скорее всего, ребенок сделает так же.
Если вы общаетесь с ребенком с помощью простых звуков, он будет их имитировать. Со стороны это может показаться чем-то незначительным, но на самом деле это важный показатель того, что ребенок начинает понимать важность словесного общения.
19. Ребенок улыбается и смеется. С четвертого месяца жизни у ребенка появляется эта невероятно милая улыбка и смех. Так он реагирует на все, что считает забавным – на смех родителей, забавные звуки и т. д. Смех часто сопровождается волнением, которое ребенок проявляет, двигая руками и ногами.
20. Ребенок оказывает предпочтение знакомым людям. Первые социальные навыки ребенок проявляет в возрасте четырех месяцев. По поведению ребенка видно, что он отдает предпочтение знакомым людям. Ребенок улыбается знакомым лицам, даже когда они находятся на расстоянии. Это первые признаки того, что у ребенка формируются социальные связи.
21. Ребенок получает удовольствие от игры. Игра с ребенком теперь кажется более осмысленной: теперь он больше вовлекается в игру, а не просто наблюдает за ней. Когда вы подносите к нему игрушку, он понимает, что вы играете с ним. Это придает самому игровому процессу новый смысл, делает его интерактивным и развивает социальные навыки ребенка.
22. Ребенок проявляет любопытство по отношению к окружающим. Когда новый человек входит в комнату, ребенок внимательно за ним следит. Если вы держите ребенка на руках и одновременно разговариваете с незнакомым человеком, он поворачивает голову в его сторону. Иногда ребенок даже отвечает улыбкой на улыбку незнакомца. Дети проявляют любопытство по отношению к незнакомцам, пока родители находятся рядом. Но если он останется с незнакомым человеком наедине, он может испугаться и заплакать.
Данные показатели свидетельствуют об идеальном физическом, когнитивном и социальном развитии ребенка в возрасте четырех месяцев. Если ребенок не достиг какого-либо показателя, это еще не значит, что у него есть задержки в развитии. Как и взрослые, дети развиваются в индивидуальном темпе. Если он не достиг какого-либо показателя сегодня, он может достичь его на следующей неделе или в следующем месяце. И это нормально для него.
Что может послужить поводом для беспокойства?
Вместе с тем у ребенка могут проявляться признаки, указывающие на задержки в развитии. Рассмотрим самые важные из них.
1. У ребенка недостаточно скоординированы движения глаз. Глазные мышцы, которые обеспечивают движения глаз, в этом возрасте еще недостаточчно развиты. Поэтому у него может наблюдаться некоторое отставание в движениях обоих глаз. Но если у ребенка не развита зрительная координация, и его взгляд не сконцентрирован, это может свидетельствовать о задержке.
2. Ребенок вообще не улыбается. Улыбка – важный социальный навык в этом возрасте, и к четвертому месяцу ребенок улыбается по крайней мере родителям. Если ваш малыш никогда не улыбается и кажется отстраненным даже с вами, стоит показать его педиатру.
3. Ребенок не может держать голову неподвижно. Если у ребенка к четвертому месяцу качается голова – это является отклонением от нормы. В этом возасте он должен держать голову прямо, когда его держат на руках. Если ребенок не может этого сделать, это может быть признаком задержки физического развития.
4. У ребенка слишком напряжены руки и ноги. Ребенок должен уметь подносить руки ко рту, держать предметы в руках, перекладывать их из руки в руку и хватать предметы, которые ему кладут в ладонь. В вертикальном положении ребенок старается вытягивать ноги, как будто пытается встать на них. Если руки или ноги ребенка кажутся слишком напряженными и малоподвижными, это может свидетельствовать о проблеме.
5. Ребенок не издает никаких звуков. К четырем месяцам ребенок издает простые звуки и даже пытается имитировать слова, сказанные родителями. Если ребенок не издает вообще никаких звуков, это может свидетельствовать о проблемах со слухом или речью. Если вы заметите подобные симптомы у своего ребенка, вы должны немедленно показать его педиатру.
Помните, что задержки в развитии не обязательно означают, что у ребенка есть проблемы. Это может просто означать, что ему нужно больше времени, чтобы освоить новый навык. Однако, если ребенок не может делать то, на что обычно способны дети его возраста, возникает вопрос: почему ребенок этого не может? Ответ может оказаться не таким страшным, как вы себе представляете. Педиатр подскажет, как можно устранить проблему. Однако есть и способы поддерживать развитие ребенка, которые вы можете использовать дома.
Советы о том, как помочь четырехмесячному ребенку в развитии
1. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Возможно, он пока мало что понимает, но он точно воспринимает основные слова, которые вы ему говорите. Лепет четырехмесячного ребенка – это на самом деле его попытки повторить слова и предложения, которые он слышит от родителей. В некоторых случаях дети также произносят простые слова – такие как «мама» или «папа». Если он это сделает, попросите его повторить слово. Так он запомнит движения губ и языка, которые он совершает, произнося слово.
2. Называйте окружающих людей по именам, произносите названия предметов, которые видит ребенок. Так ребенок научится связывать предметы с их названиями. Также он будет запоминать новые слова. В следующий раз, когда вы дадите ребенку погремушку, говорите: «Это погремушка». Когда в комнату войдет бабушка, скажите: «Смотри, бабушка пришла». Указывайте на предмет или человека, чтобы ребенку было понятно, что или кого вы имеете в виду.
3. Садите ребенка на колени и читайте ему книги с яркими картинками. Яркие и контрастные иллюстрации привлекают четырехмесячного ребенка и помогут улучшить его зрение.
4. Играйте с ребенком. Например, вы можете дать ребенку в руку один конец игрушки. Возьмите другой конец и покачайте игрушку. Также вы можете двигать руками ребенка, при этом рассказывая детские стишки. Подобные игры с движениями рук помогут укрепить мышц и суставы ребенка. Активные игры – хороший способ тренировать мышцы ребенка, чтобы он мог лучше контролировать движения рук.
5. Регулярно кладите ребенка на живот. Это укрепит мышцы шеи и спины. Положите перед ребенком какой-либо предмет, и пусть ребенок тянется к нему. Это упражнение укрепит мышцы рук. Вы можете перемещать предметы с места на место, чтобы ребенок поворачивал голову вслед за ними. Это улучшит способность ребенка отслеживать объекты.
Правильная стимуляция может помочь четырехмесячному ребенку в развитии. Ребенок сильно привязан к родителям. Поэтому он ежедневно учится у вас новым навыкам. Поддерживайте правильный распорядок дня, играйте и общайтесь с ребенком, чтобы он вовремя осваивал новые навыки. Так ребенок практически каждый день может радовать вас новыми достижениями.
вех развития | Детская больница CS Mott
Развитие ребенка относится к тому, как ребенок становится способным выполнять более сложные действия по мере взросления. Развитие отличается от роста. Рост относится только к тому, что ребенок становится больше в размерах. Когда мы говорим о нормальном развитии, мы имеем в виду развитие таких навыков, как:
- Навыки крупной моторики: использование больших групп мышц для сидения, стояния, ходьбы, бега и т. д., сохранения равновесия и изменения положения
- Навыки мелкой моторики: использование рук для еды, рисования, одевания, игры, письма и многого другого
- Языковые навыки: говорение, использование языка тела и жестов, общение и понимание того, что говорят другие
- Когнитивные навыки: мыслительные навыки, включая обучение, понимание, решение проблем, рассуждение и запоминание
- Социальные навыки: взаимодействие с другими, установление отношений с семьей, друзьями и учителями, сотрудничество и реагирование на чувства других.
Что такое вехи развития?
Вехи развития — это набор функциональных навыков или возрастных задач, которые большинство детей могут выполнять в определенном возрасте. Ваш педиатр использует вехи, чтобы проверить, как развивается ваш ребенок. Хотя каждая веха имеет возрастной уровень, фактический возраст, когда нормально развивающийся ребенок достигает этой вехи, может сильно различаться. Каждый ребенок уникален!
Чтобы узнать, какие вехи развития чаще всего ожидаются в разном возрасте, ознакомьтесь со следующими руководствами:
- 1 месяц
- 2 месяца
- 3 месяца
- 4 месяца
- 6 месяцев
- 7 месяцев
- 9 месяцев
- 12 месяцев
- 18 месяцев
- 2 года
- 3–4 года
- 4–5 лет
Как лечащий врач проверяет развитие моего ребенка?
Оценка развития вашего ребенка — это командная работа. Ваша семья играет важную роль. Во время визита вашего ребенка к врачу педиатр проведет время, наблюдая за вашим ребенком и разговаривая с вами, чтобы узнать, чем занимается ваш ребенок с момента вашего последнего визита. Сообщите врачу вашего ребенка о любых беспокойствах или опасениях, которые могут у вас возникнуть. Ваш педиатр может также использовать скрининг развития в офисе. Скрининг включает в себя ряд вопросов и наблюдений, которые определяют способность вашего ребенка выполнять определенные задачи, соответствующие возрасту. Использование вех развития в качестве ориентира может помочь педиатрам выявить детей, которые могут быть подвержены риску задержки развития.
Что делать, если мой ребенок не достигает определенных этапов развития?
Если врач вашего ребенка обнаружит что-либо, что может вызвать беспокойство, он может направить вас к специалисту и/или работать с вашей семьей, чтобы определить услуги, такие как программа раннего вмешательства, которые могут помочь вашему ребенку. Если у вашего ребенка есть какие-либо задержки, даже если они легкие, вы должны начать вмешательство как можно раньше, чтобы ваш ребенок мог добиться наилучшего возможного прогресса.
Дополнительные ресурсы:
- Indicadores del desarrollo (CDC)
- Информация об этапах развития недоношенных детей (AAP)
- Пособия по развитию речи и языка (на испанском языке) (ASHA)
- Руководства по социальному и эмоциональному развитию детей от рождения до 12 месяцев (на испанском языке), от 12 до 24 месяцев (на испанском языке) и 24–36 месяцев (на испанском языке) (zerotothree. org)
- Early Head Start предназначена для младенцев, детей ясельного возраста, беременных женщин и их семей из малообеспеченных семей. Программы EHS способствуют физическому, социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию детей; помочь беременным женщинам получить доступ к всесторонней дородовой и послеродовой помощи; поддерживать усилия родителей по выполнению своих родительских ролей; и помочь родителям двигаться к самодостаточности. (hhs.gov)
- Head Start — это национальная общественная программа развития детей от трех до пяти лет, направленная на подготовку к школе. (hhs.gov)
- Zero to Three — ведущий ресурс по первым трем годам жизни. Они предлагают отличные советы и информацию для родителей о развитии младенцев и малышей.
- Информация о развитии ребенка (CDC)
- Изучите знаки: действуйте заранее (CDC)
- Отслеживание вех (CDC)
Программа
Отзыв Лейлы Мохаммед, доктора медицины
Обновлено Сиднеем Райкманом, доктором медицины, январь 2022 г.
Развитие вашего ребенка: чего ожидать
Наблюдать за тем, как растет и развивается ваш ребенок, — одна из самых захватывающих частей жизни родителей, особенно в первые месяцы, когда кажется, что каждый день приносит новые навыки.
Знание того, чего ожидать от вашего ребенка, поможет вам во многих отношениях. Если вы обеспокоены тем, что они не достигают каких-то вех, вы можете сообщить об этом своему врачу. Кроме того, если вы знаете, каких навыков ожидать в определенном возрасте, вы можете быть уверены, что предпримете шаги для обеспечения безопасности вашего ребенка (например, держите опасные предметы вдали от досягаемости, прежде чем ваш ребенок начнет ползать).
Дети развивают навыки в нескольких различных областях:
- Общая моторика : Это движения с использованием крупных мышц тела, включающие сидение, стояние, ходьбу, бег, сохранение равновесия и изменение положения.
- Мелкая моторика: Эти навыки используют мелкие мышцы рук и пальцев. Навыки мелкой моторики включают использование рук для еды, рисования, одевания, игры и письма. Они развиваются со временем и также включают зрительно-моторную координацию .
- Язык : Разговор, использование языка тела и жестов, а также понимание того, что говорят другие.
- Социальный : Связь и отношения с другими, сотрудничество и реагирование на чувства других.
- Когнитивные : Это навыки мышления — обучение, понимание, решение проблем, рассуждение и запоминание.
Приведенная ниже таблица представляет собой общее руководство по развитию детей от рождения до 4 лет. Помните, что все дети разные и развивают навыки в разное время. Это нормально, когда ребенок отстает в одних областях и опережает в других.
Для детей, рожденных недоношенными, вехи основаны на их скорректированном возрасте (фактический возраст вашего ребенка минус количество недель или месяцев, на которые он родился раньше срока).