видео доктора Комаровского для родителей

Чтобы понять, как происходит развитие ребёнка в 5 месяцев, не обязательно смотреть многочисленные видеоролики и изучать центильные таблицы. Достаточно будет проанализировать информацию, которую до родителей пытается донести известный педиатр Комаровский, и сделать правильные выводы об особенностях развития и ухода за малышом в первой половине года.

Что же говорит Комаровский, авторитет которого настолько серьезный, что его словам во время видеоэфиров доверяют мамы и папы всего постсоветского пространства, на чем он делает акценты, описывая развитие малыша в 5 месяцев? Об этом ниже.

Содержание

  1. Особенности зрительных реакций
  2. Особенности слуховых реакций
  3. Эмоциональная сфера и особенности поведения
  4. Двигательная активность и использование предметов
  5. О начальном этапе развития речи
  6. Основные навыки крохи

Для ребёнка в 5 месяцев, по мнению Комаровского, нормальным является умение отличать близких людей от незнакомцев только по внешним признакам. Малыш анализирует лица, после чего приходит к определенным выводам.

Чтобы протестировать кроху на предмет развития способности узнавать близких, Комаровский рекомендует взять его на руки в вертикальном положении или уложить на спину таким образом, чтобы лицо человека находилось от него на расстоянии 50 см. Если развитие ориентировочных и зрительных реакций идёт правильно, то реакция на близкого человека у крохи будет активной и оживлённой: ребёнок обязательно улыбнется, проявит желание коснуться человека или «добежать» до него ногами. Смена знакомого лица на незнакомое должна повести за собой снижение интереса и даже плач.

Особенности слуховых реакций

Вместе со зрительными ориентировочными реакциями у ребёнка в 5 месяцев происходит активное развитие слуховых реакций. В своих видео Комаровский утверждает, что малыш отлично знает голоса родных и способен их отличить от голосов незнакомцев, даже не видя людей. Слыша родной голос (мамы, например), малыш будет пытаться найти её глазами, улыбнётся, увидев близкого человека, обязательно сделает попытку перевернуться, подползти. Реакцией на незнакомый голос может стать настороженность и безразличие.

Дополнительно стоит отметить чувствительность ребёнка в 5 месяцев к интонациям в речи взрослых. Малыш четко различает ласковый тон и грубый. В первом случае в ответ он гулит, активно двигает руками и ногами, улыбается и даже смеётся. Во втором случае хмурится или даже может расплакаться.

Эмоциональная сфера и особенности поведения

Доктор Комаровский, предлагая ознакомиться с тематическими видео о развитии детей первого года жизни, утверждает, что развитие эмоциональной сферы у ребёнка в 5 месяцев идёт семимильными шагами. Малыш больше времени проводит за познанием особенностей речи, как бы пробуя звуки на вкус во время гуления. Кроме того, для крохи особый, новый смысл начинают приобретать игрушки, которые он может не просто удерживать в руке, но и перекладывать из одной ладони в другую.

Если понаблюдать за малышом в этом возрасте, уложив его среди таких же ребят на одну кровать или в манеж, можно будет заметить заинтересованность новым обществом, которая проявляется следующими признаками:

  • поворотами тела;
  • стремлением схватить игрушки;
  • зрительным контактом;
  • активным гулением.

Двигательная активность и использование предметов

В 5 месяцев физическое и умственное развитие позволяет ребёнку сознательно брать игрушку из рук взрослого. Доктор Комаровский в рамках полезного видео для родителей рекомендует использовать погремушки яркой окраски и минимального веса, с ручкой не короче 10 см. Здоровый малыш сможет удержать игрушку в руке несколько минут, рассматривая её, перекладывая из руки в руку, приближая и удаляя от лица.

Помимо всего прочего, в 5 месяцев кроха осваивает новые двигательные навыки:

  • долгое время лежит в положении на животе, поднимаясь на руках, удерживая голову и корпус, делая первые попытки добраться до интересующих его предметов;
  • выполняет перевороты со спины на живот, зачастую опять с целью стать как можно ближе к игрушке, привлекающей его внимание;
  • следит за движущимися предметами, поворачивая не только голову, но и корпус, в том числе в положении на животе;
  • стоит при поддержке под руки, делает попытки сесть самостоятельно, упирается ногами в поверхность на протяжении нескольких минут.

О начальном этапе развития речи

Доктор Комаровский уверен в том, что речевое развитие у ребёнка начинается гораздо раньше, чем в 5 месяцев, и с возрастом продолжает совершенствоваться. В этом возрасте кроха уже многое умеет, например, произносить отдельные звуки, продолжительное время гулить. Если понаблюдать на протяжении получаса за малышом, оставленным в комнате в одиночестве, можно будет заметить, что он подолгу и с интересом экспериментирует с гласными звуками, вслушиваясь в эффект даже без присутствия взрослых.

Основные навыки крохи

Естественно, что каждый ребёнок развивается по собственному графику и имеет свои особенности к 5 месяцам. Тем не менее Комаровский в своих видеороликах утверждает, что в этом возрасте подавляющее большинство детей осваивают основные навыки, такие как умение есть ложкой и снимать пищу с её поверхности губами. Родители могут совершенствовать этот навык, время от времени предлагая малышу поупражняться с полугустой пищей, детской тарелкой и маленькой ложкой.

Неонатолог СПбГПМУ рассказала об особенностях малышей-«кесарят»

Доцент кафедры неонатологии Лариса Федорова рассказала порталу «Доктор Питер» о том, как кесарево сечение может повлиять на здоровье новорожденного 

В Петербурге около четверти родов проходят путем кесарева сечения. Многие убеждены, что сама по себе операция мало сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Однако, по словам врачей, у «кесарят» все же есть особенности.

— Кесарево сечение — полостная операция, и как у любого хирургического вмешательства у нее есть риск осложнений, прежде всего, для матери. Кроме того, остающиеся после операции рубцы на матке не всегда дают женщине шанс в следующий раз родить самой. И для новорожденного появление на свет через естественные родовые пути — лучший вариант. При кесаревом ребенок не получает тот «родовой стресс», который даст ему оптимальную адаптацию к внеутробной жизни, а, значит, и к дальнейшему развитию, — считает неонатолог СПбГПМУ Лариса Федорова.

Понятно, что плановое кесарево сечение проводят не просто так — для этой операции существуют строгие показания. Это говорит о том, что обычные роды могут осложниться серьезной патологией для матери или ребенка. К тому же операцию назначают на определенный день, что не всегда совпадает с «планами ребенка» — он может быть не готов в этот момент появиться на свет. Бывает еще экстренное кесарево — когда врачи принимают решение об операции уже во время родов, если что-то начинает идти не так или возникает риск осложнений. В целом ситуации бывают разные, и риски тоже, поэтому сравнивать всех кесарят сложно.

Однако у них, по словам Ларисы Федоровой, все же есть некоторые общие особенности, которые отличают их от детей, рожденных естественным путем.

Первый вдох

В естественных родах ребенок получает так называемый «родовой стресс» — ему тоже тяжело, больно появляться на свет. В ответ на стресс происходит катехоламиновый всплеск — выброс гормонов катехоламинов. Они как раз и запускают у малыша режим адаптации к внешнему миру — помогают сделать первый вдох, закричать, обеспечивают хороший тонус, рефлексы, необходимые для дыхания и сосания. При кесаревом сечении ребенок не получает такого сильного стресса. Тут приходят на помощь акушеры, которые сразу же проводят тактильную стимуляцию, чтобы он тоже сразу задышал. Конечно, первый вдох в обоих случаях дети делают в первые секунды после родов, но достигается это немного разными способами.

Проблемы с дыханием

При прохождении через родовые пути у ребенка как бы выдавливается лишняя жидкость из легких. У кесарят легочная жидкость абсорбируется гораздо медленнее. Поэтому почти у каждого четвертого сразу после рождения возникает так называемое транзиторное тахипноэ новорожденного, которое проявляется одышкой и «хрюкающим» дыханием. Его еще называют синдромом влажных легких или синдромом задержки внутриутробной легочной жидкости. Обычно оно проходит за 1-2 дня и требует лишь наблюдения врачей. Правда, некоторым детям все же может потребоваться специальная дыхательная поддержка. Если помощь оказана вовремя, тахипноэ никак не повлияет на дальнейшее развитие ребенка.

Форма головы

При рождении через естественные пути у ребенка происходит так называемая физиологическая родовая конфигурация головки. Природа так устроила, что кости черепа у плода специально подвижны, чтобы помочь ему правильно пройти через родовые пути. Поэтому в течение первых дней и даже недель у новорожденного может быть захождение костей и асимметрия черепа. Потом все приходит в норму — кости расправляются. Вообще первый год жизни — период самого бурного роста черепа. За счет стремительного развития головного мозга окружность головы увеличивается на 10-12 см. Кесарево сечение проводится, как правило, когда ребенок еще не вступил в родовые пути. Поэтому у таких детей обычно голова практически круглая.

Нарушение микробиома

Микробиота кишечника, кожи, слизистых оболочек закладываются внутриутробно. Ребенок, проходя через родовые пути, контактирует с вагинальной флорой матери и вместе с ней получает полезные бактерии. Например, много лактобактерий. Это своеобразная профилактика инфекций, связанных с микроорганизмами окружающей среды. В то же время полезные бактерии заселяют кишечник малыша, формируя в будущем правильную микрофлору — этот процесс идет первые 2-3 года жизни. А от состояния микрофлоры много чего зависит. Прежде всего, местный и общий иммунитет, пищевая толерантность. У кесарят, не получивших полезные бактерии из кишечной и вагинальной флоры матери, пищевая толерантность снижена. Такие дети более склонны к аллергии, в первые 4 месяца чаще страдают от диареи.

Трудности с грудным вскармливанием

В грудном молоке много полезных бактерий, которые дополняют микробиоту кишечника ребенка и дают ему с первых минут жизни защитные силы. Именно поэтому новорожденного сразу после родов стараются приложить к груди матери, чтобы он смог получить драгоценные капли молозива. Первый контакт малыша с мамой важен и психологически. После операции не всегда получается это сделать — из-за наркоза у женщины (при эпидуральной анестезии противопоказаний нет) или в целом ее состояния. В таких случаях используется методика орошения молозивом ротовой полости новорожденного. Иногда после операции некоторое время у мамы могут быть противопоказания для грудного вскармливания — к примеру, прием некоторых антибиотиков. Все это может задержать лактацию — в достаточном количестве молоко придет позже обычного.

Снижение иммунитета

Мы живем в нестерильных условиях, и пока иммунитет в порядке, организм сохраняет нужный баланс хороших и плохих бактерий и может противостоять инфекциям. У кесарских младенцев, недополучивших в процессе родов полезных бактерий от матери, этот баланс изначально нарушен. У них колонизация желудочно-кишечного тракта происходит в основном микроорганизмами окружающей среды. Если у рожденных естественным путем в меконии преобладают лактобактерии, то у кесарят — стафилококки и энтерококки. Также у них чаще выделяют потенциально опасные клебсиеллы, протеобактерии, клостридии (альфа-токсигенная Clostridium perfringens). Эти патогенные и условно-патогенные бактерии в «удобный» момент запросто могут стать опасными и запустить болезнь.

Депрессия

Если маме проводили операцию под общим наркозом, у ребенка может наблюдаться так называемая медикаментозная депрессия. Малыш может быть некоторое время вялым, слабым. Но, как правило, кесарево сечение сейчас проходит с эпидуральной анестезией — во время родов мама находится в сознании. Такое анестезиологическое пособие, как правило, не сказывается на состоянии ребенка.

Риск неврологических заболеваний

Как правильно будет перевариваться пища, как полноценно будут усваиваться необходимые питательные вещества, будет зависеть развитие ребенка. В том числе, и нейрокогнитивное. В нашем организме существует так называемая ось «микробиота-кишечник-мозг», это давно доказано. Иначе говоря, от микрофлоры кишечника (у кесарят она нарушена) зависит работа мозга. Многие гормоны, которые вырабатывают микроорганизмы в ЖКТ, действуют как нейромедиаторы в центральной нервной системе — к примеру, серотонин, ацетилхолин, катехоламины.

Есть исследования, показывающие связь кесарева сечения с повышенным риском у ребенка в будущем неврологических заболеваний. Одно из таких исследований было в 2017 году. По данным авторов, у кесарских детей повышен риск развития расстройств аутистического спектра, нарушений дофаминовых реакций и поведения, синдрома дефицита внимания, гиперактивности и даже шизофрении.

Читать весь материал >>>

Дата публикации: 12.10.2021

Развитие ребенка в 4 месяца: что надо уметь, рост, вес и физическое развитие, питание — Развитие

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился малыш к 4 месяцам и как можно помочь развитию малыша в этом возрасте?

Физиологические изменения

  • У 4-месячного ребенка значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего малыш учится переворачиваться. Тем не менее, ребенок еще не может сидеть, поэтому не рекомендуется усаживать его с опорой в виде подушки.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью исчез, но еще остается в ногах.
  • У ребенка начинают работать слезные железы, поэтому, когда ребенок плачет, уже появляются слезы.
  • Зрение ребенка начинает воспринимать все больше и больше цветов. Малышу нравятся чистые тона желтого, красного, синего и зеленого цветов. Если у ребенка косоглазие после родов из-за слабости глазных мышц, оно должно пройти к 4 месяцам, так как глазные мышцы становятся сильнее.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, малыш поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от чужих. Услышав музыку, малыш вовремя начинает качать головой. Малышу больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем с высокими.
  • Работа пищеварительной системы малыша уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства детей уже прошли.
  • У некоторых малышей увеличивается образование слюны, но это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным присутствием во рту малыша рук и различных предметов, которые он таким образом изучает.
  • Волосы и ногти 4-месячного ребенка растут очень быстро.

Эмоционально малыш в этом возрасте становится более развитым и остро нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если маме грустно, малыш это почувствует, и обязательно ответит на мамину улыбку своей очаровательной улыбкой.

Физическое развитие

Поскольку двигательная активность 4-х месячного ребенка еще невысока, прибавка в весе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и груди в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудь становится больше окружности головы).

Хотя все младенцы развиваются по-разному, средние значения для большинства малышей этого возраста и пределы нормы помогают определить, нормально ли растет младенец и следует ли обратить внимание педиатра на превышение или понижение какого-либо из параметров физическое развитие. Нормы для 4-х месячных малышей мы представили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором для расчета норм для вашего ребенка … Калькулятор основан на стандартах роста и веса Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) .

Что умеет делать малыш?

  • Лежа на животе, малыш уверенно держит головку и осматривает все вокруг. Более того, малыш уже может приподнимать всю верхнюю часть туловища головой и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам ребенок освоил перевороты на животике из положения лежа. Некоторые малыши даже научились переворачиваться и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, малыш научился поднимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца сесть.
  • Малыш уже умеет управлять своими руками. Во время кормления ручки ребенка часто обнимают грудь матери или обхватывают бутылочку. Находясь в кроватке, малыш уже уверенно обхватывает руками висящие над ним предметы (подвижные игрушки).
  • Во время игры ребенок часто улыбается и смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и расстраиваться или обижаться.
  • Мычание четырехмесячного ребенка довольно продолжительное. Вы услышите от малыша звуки «а», «о», «б», «р» и «м». Некоторые дети даже научились соединять их в слоги.

Учтите, что каждый малыш развивается в своем темпе и некоторые навыки могут проявиться у малыша раньше, а другие чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть навыки, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если ваш ребенок:

  • Пропавшие предметы и не удерживание их в ручке некоторое время.
  • Не поднимается с опорой на руки в положении лежа на животе.
  • Я так и не научился переворачиваться на живот.
  • В вертикальном положении (когда родитель поддерживает подмышки) не упирается ногами в поверхность.
  • При потягивании за обе ручки голова ребенка запрокидывается назад.
  • Не проявляет никаких эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли волноваться при отклонениях от нормы, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что по нормам должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Развивающие занятия

  • Повесьте над ребенком яркие игрушки, чтобы малыш мог взять их за ручки. Здорово, если эти игрушки будут иметь разную текстуру или издавать звуки.
  • Дайте ребенку в руки погремушки разных размеров и форм. Предложите малышу потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, маленькую куколку, музыкальную игрушку с пуговицами, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Поиграйте с малышом в прятки. Спрячьте лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Вы также можете закрыть глаза своими руками, а затем закрыть глаза вашего ребенка своими руками. Крохе обязательно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с малышом в ворону-сороку. Поскольку на ладони есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Выдуйте мыльные пузыри и позвольте малышу наблюдать за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну из ножек ребенка яркий носок, чтобы малыш захотел его схватить. Также можно привязать колокольчик к ножке малыша. Обязательно хвалите малыша, когда ребенок достает носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх, а затем опустите вниз вдоль тела. После этого скрестите руки на груди и разведите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других занятий вместе с ребенком пойте песенки и рассказывайте потешки, а укладывая ребенка спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Создавайте «диалоги» с малышом, чтобы малыш научился имитировать вашу речь. Говорите разные слова, чтобы малыш мог видеть выражение вашего лица. Также важно повторять за малышом звуки, которые ребенок издает.

Попробуйте провести с ребенком урок «Червяк», который показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и прежде, начинается с гигиенических процедур. Умойте лицо ребенка и вытрите глаза, при необходимости прочистите уши и нос. Ногти на ногах в этом возрасте приходится подстригать довольно часто, так как они быстро растут, и малыш постоянно кладет ручки в рот.

Гулять с 4-месячным малышом следует два раза в день, ориентируясь на погодные условия. Летом продолжительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой рекомендуется выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздерживаться от него следует только в сильный мороз, ливень или порывистый ветер.

Ребенку рекомендуется гимнастика и легкий массаж два раза в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмитесь за ручки и совершайте ими круговые движения. Затем поверните малыша на один бок и на другой, затем возьмите ножки малыша и подвигайте ими. Далее малыша нужно перевернуть на живот, и в таком положении согнуть и разогнуть его ножки.

Во время массажа следует использовать детские стишки.

Технику массажа в 4 месяца подробно показывает ведущий врач и массажист России Николай Никонов в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который настроит малыша на ночной сон. Этот ритуал может включать купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельную или сказку. Повторяйте этот ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху в покое, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, у кого еще не получилось, могут в любой момент порадовать новым навыком.

Что в первую очередь нужно малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать более 2 часов подряд и в эти периоды очень активен.

Четырехмесячный ребенок спит до 15 часов в сутки. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая продолжительность составляет около 5 часов. Оптимальное время отхода ко сну для ночного сна называется 19.-21 час. Если вы начнете ложиться позже, это может быть затруднено из-за переутомления младенца.

Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом малыш стал реже прикладываться к груди. Обычно это происходит при засыпании, во время сна и сразу после пробуждения. В результате у малыша уже есть достаточно точный график кормления.

У ребенка на искусственном вскармливании более строгая диета. Он предусматривает определенное количество смеси и 6 кормлений в сутки с интервалом примерно в 3,5 часа. Количество смеси, необходимое искусственнику в сутки, определяется путем деления веса ребенка на 7. Это общее количество распределяется поровну на 6 кормлений.

В среднем дети 4 месяцев съедают в сутки 900-1000 мл адаптированной смеси. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм. Первое блюдо прикорма – овощи или каша. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забудьте разнообразить день крохи различными потешками. Одну из них представляет Татьяна Лазарева в следующем видео.

Обычный день

Общение с 4-месячным малышом с каждым днем ​​становится все интереснее.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *