Содержание
Нормы развития ребенка: что умеем
Три-четыре года — возраст, чрезвычайно важный для физического, психологического и интеллектуального развития ребенка. Именно в это время потребность малыша в информации очень высока, а все, что удается узнать, он запоминает надолго. Поэтому заниматься с трехлеткой нужно обязательно!
Каковы же нормы развития ребенка, и какие навыки должны быть у малыша трех-четырех лет?
Начнем с речи. Считается нормой, если в 3 года ребенок знает собственное имя, может назвать окружающие его предметы и кратко описать их (например, дать указание на размер или цвет), а также назвать основные повседневные действия (ходить, бегать, кушать, спать), повторяет за взрослыми небольшие стихотворения. Нормой развития ребенка к четырехлетнему возрасту считается освоение звукоподражания (т.е. дети могут сказать, как лает собака, мяукает кошка и т. д.), могут рассказать, что умеют делать животные и где они живут, придумать небольшую (3−4 предложения) историю по картинке. Следует обратить внимание на правильность развития речи, — не должно быть ошибок в формах слов, употреблении предлогов. Кроме того, дети четырехлетнего возраста должны знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена членов семьи, а также их профессии (если они относятся к числу основных и понятных). Поскольку интерес к окружающему миру очень высок, то нормой развития ребенка такого возраста обычно считается знание названий некоторых растений и цветов, животных и птиц, овощей и фруктов, погодных явлений, дети могут рассказать об особенностях каждого времени года.
Навыки ребенка в 3 года должны включать умение считать хотя бы до 3 (причем не только знать слова-числительные, но и уметь показать соответствующее количество пальцев или предметов), знать, как называются геометрические фигуры, сравнивать их по цвету и величине. В этот же период начинается знакомство с такими важными категориями, как «больше — меньше», а чуть позже, в четырехлетнем возрасте, к ним добавятся «выше — ниже», «справа — слева», «короче — длиннее», «шире — уже» и другие.
К числу упражнений, которые рекомендуются для развития необходимых навыков у детей трех-четырех лет, относится составление картинки из фрагментов. Пусть сначала кусочков будет немного. Постепенно увеличивая их число, вы дойдете до 4−5 фрагментов; это как раз и есть минимальное необходимое количество для четырехлетнего ребенка.
Поскольку в таком возрасте много внимания уделяется развитию мелкой моторики, дети трех-четырех лет обычно владеют навыками лепки. Начинается все с несложных форм — разнообразных шариков и колбасок; в возрасте четырех лет можно переходить к более сложным фигурам.
Нельзя забывать и о физическом развитии. Ребенок должен уметь прыгать (в 3 года — на двух ногах, в четыре — на одной), бросать и ловить мяч, держать равновесие, проходить по положенной на пол доске или прочерченной линии. В четыре года стоит сделать акцент на мелкой моторике: к нормам физического развития ребенка в этом возрасте относится умение справляться с застегиванием молний и пуговиц, завязыванием узлов, нанизыванием на нитку крупных бусин.
Ваш малыш справляется со всем перечисленным? Отлично! Однако наличие всех этих навыков у ребенка в 3 года — не повод останавливаться на достигнутом. Помните: чем больше вы сейчас занимаетесь с ребенком, тем легче ему будет адаптироваться к дошкольному, а затем и школьному периоду.
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?» | Консультация (средняя группа) на тему:
Консультация «Что должен уметь ребенок в 4 года?»
Ваш ребенок активно растет. И вот ему уже 4 года. Вы заметили, что ваш 4 — х-летний малыш становится все более независимым и уверенным в себе? Если нет, то желаем вам этого в следующем году. А что должен уметь ребенок в 4 года?
Эмоциональное развитие детей в 4 года
Большинство детей этого возраста начинают выказывать родителям и окружению все большую самостоятельность, самоконтроль и становятся все более творческими. Они теперь играют со своими игрушками дольше, стремятся попробовать какие-нибудь новые действия и что-нибудь вкусненькое, и когда расстроены, способны лучше выражать свои эмоции.
Хотя каждый ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, ваш ребенок к четырехлетнему возрасту сможет пройти большинство этапов развития, характерных для его возраста. Вот эти этапы: речевые, эмоциональные, двигательные, социальные, бытовые.
Язык и способности к коммуникации
Ваш любопытный и любознательный ребенок теперь может лучше вести разговор. Кроме того, словарный запас вашего ребенка растет — как и активизируются его мыслительные процессы. Мало того, что ваш ребенок в 4 года в состоянии ответить на простые вопросы легко и логично, но он уже может намного лучше выразить свои чувства.
Большинство детей в этом возрасте любят петь, придумывать песенки и составлять слова. Они энергичны, а порой даже слишком шумные.
- Когнитивные навыки, которыми овладевает ваш ребенок в 4 года, включают следующие умения.
- Говорить четко, используя более сложные предложения
- Правильно называть по крайней мере четыре цвета и три формы предмета: треугольный, квадратный, круглый
- Знать несколько букв и, возможно, даже писать собственное имя (на протяжении периода с 4-х до 5 лет)
- Лучше понимать длительность времени и порядок повседневной бытовой деятельности, например, завтрак утром, обед днем и ужин вечером
- Требовать от родителей больше внимания
- Ребенок может выполнять две-три команды, данные подряд. Например, «Положи книгу, почисть зубы, а затем ложись в постель».
Ребенок может узнавать знакомые дорожные знаки, например, такие как «СТОП» Если вы его научите, ребенок запомнит свой номер телефона и адрес, а также свою фамилию, имена мамы и папы.
Двигательные навыки ребенка в 4 года
Дети учатся через игру, и это очень хорошо для развития вашего четырехлетнего малыша. В этом возрасте ваш ребенок должен быть активным, прыгать, бросать мячик, лазить по шведской стенке, и делать все это с легкостью. Дети в этом возрасте настолько насыщены энергией, что целый день их не остановить.
Другими этапами движений ваш четырехлетний ребенок может овладеть в ближайший год, и эти навыки включают возможность.
- Стоять на одной ножке, правда, не более 9-и секунд
- Кувыркаться и прыгать
- Ходить и бегать вверх и вниз по лестнице без посторонней помощи
- Идти вперед и назад довольно легко
- Крутить педали трехколесного велосипеда
- Рисовать треугольник, круг, квадрат и другие простые фигуры
- Рисовать человека или простое животное, например, котика
- Строить башню из кубиков
- Кушать с помощью вилки и ложки
- Одеваться и раздеваться, чистить зубы и заботиться о других личных потребностях без особой помощи взрослых
Ребенок в 4 года: социальное развитие
В 4 годика ребенок уже не так эгоцентричен. Теперь он понимает, что в этом мире речь не всегда идет только о нем. Поэтому он может понимать, что нужно подать чашку маме или покачать в колыбельке младшего братика. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей и сочувствовать им. Ваш 4 – летний малыш должен иметь понятие о конфликте и учиться управлять своими эмоциями. Например, малыш хочет, чтобы ему купили игрушку, а у мамы другие планы. Нужно обговорить с малышом альтернативные варианты. Главное – учить его искать общий язык с другими людьми, когда у них и малыша возникают разные желания.
Социальное развитие, которого ваш ребенок может достичь в этом возрасте:
- Малыш в 4 года любит играть с другими детьми и заводить друзей
- Ребенок может делиться игрушками с другими детьми, по крайней мере большую часть времени
- Понимает команды взрослых и подчиняется правилам, но 4-х-летний малыш по-прежнему будет требовательным и может отказываться от тех игр или действий, которые ему не по нраву
- Ребенок в 4 года более независимый
- Ребенок в 4 года иногда путает сказку или сны с реальностью
- Малыш в 4 года выражает свой гнев словесно, а не физически (в большинстве случаев)
Развитие ребенка в 4 года: когда есть повод для беспокойства?
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок, на ваш взгляд, еще не достиг каких-нибудь высот в развитии. Но по мере того как ваш ребенок становится старше, обязательно должен наблюдаться постепенный прогресс в росте и развитии. Если у вашего ребенка в 4 года есть признаки возможной задержки развития, поговорите с врачом.
Возможные признаки задержки развития ребенка в 4 года:
- Очень боится, постоянно стесняется, или, наоборот, часто проявляет агрессию
- Не может оставаться один или с няней, боится, когда его оставляют без родителей
- Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одной задаче больше чем на пять минут
- Не хочет играть с другими детьми
- У него ограниченное количество интересов
- Не идет на зрительный контакт или разговор с другими людьми
- Не может запомнить и назвать свое имя и фамилию
- Не может провести различие между фантазией и реальностью
- Часто кажется печальным и несчастным, не может выразить широкий диапазон эмоций
- Не может построить башню, используя больше восьми кубиков
- У ребенка возникают проблемы при проведении линии карандашом
- Не может есть, спать или пользоваться ванной
- Не может самостоятельно раздеться, почистить зубы, вымыть и вытереть руки без помощи взрослых
Если ваш ребенок в 4 года сопротивляется не хочет делать то, что он мог сделать раньше, например, в 3 годика, обязательно скажите об этом врачу. Это может быть признаком нарушения или замедления развития. Есть много способов лечения, чтобы помочь ребенку преодолеть эти проблемы.
Ребенок в 4 года умеет уже очень много, это непоседа и озорник, радость всей семьи. Он будет развиваться все больше и больше, нужно только помочь ему в этом.
Ключевые вехи для детей 4-6 лет
ресурсов по возрастам:
Обязательно сделайте поправку на недоношенность.
Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Используйте наши контрольные списки, чтобы отслеживать поведение вашего ребенка и обсуждать любые проблемы со своим лечащим врачом.
Перейти к теме
- Игровые и социальные навыки
- Координация
- Ежедневные занятия
- Самовыражение
Ключевые способности
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Координирует движения, необходимые для игры и исследования
- Обычно ходит на пятках, а не на носочках
- Может удерживать равновесие, чтобы поймать мяч или слегка ударить сверстников
- Может ходить и сохранять равновесие на неровных поверхностях
- Проходит через новую комнату, не натыкаясь на предметы или людей
- Опирается только на мебель, стены или людей и сидит, сгорбившись, когда устает
- Может бросать и пытаться поймать мяч, не теряя равновесия
- Координирует игру обеими руками, например, размахивая битой или открывая контейнер
- Координирует движения рук и пальцев, необходимые для участия в настольных играх и мероприятиях
- Умеет раскрашивать и воспроизводить фигуры
- Применяет соответствующую силу при игре со сверстниками или домашними животными или при удерживании предметов
- Способен поддерживать правильную осанку, необходимую для сидения на стуле
Ключевые способности
- Может использовать посуду, чтобы собирать кусочки еды
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоиться, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить текстуру новых и разнообразных предметов одежды
- Может откусывать нужные кусочки, не всегда набивает рот
- Способен переносить стрижку и стрижку ногтей, не плача
- Способен адаптироваться к изменениям в рутине
- Может принимать ванну или душ, хотя может присутствовать предпочтение
- Соблюдает диету, богатую разнообразными продуктами, температурой и текстурой
- Может пить из чашки и соломинки, не капая
- Потребность в столкновении, толчках и быстром движении не мешает участию в деятельности и семейной жизни
- Способен выполнять повседневные задачи, состоящие из нескольких шагов, например одевание
- Часто просыпается отдохнувшим и готовым к новому дню
Ключевые способности
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Может наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Может успокоиться после расстраивающего события
- Может переходить в новую среду или деятельность
- Умеет обращать внимание и не отвлекается на звуки, которые не замечают другие
- Способен справиться с неожиданным изменением
Делиться — значит заботиться… И веха в развитии
Прежде чем мы начнем обсуждение совместного использования, я подумал
мы могли бы потратить некоторое время на изучение вех развития. Я знаю, что это может
кажется немного не по теме, но я обещаю, что все это связано с обменом. Давайте
начните с того, что приходит вам на ум, когда вы думаете о вехах, которые младенцы
и малыши достигают. Вы можете представить, как младенец учится брать
самые первые шаги или маленький ребенок учится пользоваться горшком самостоятельно.
Есть так много замечательных вех, которых родители с нетерпением ждут, но одна
Вехой, о которой часто забывают, является умение делиться. Развитие ребенка
специалисты говорят нам, что умение работать по очереди считается социальной вехой
(Здоровые семьи Британской Колумбии (HFBC), 2017 г.).
Итак, что же это означает? Ну, как
младенцы не могут научиться ходить, пока они не будут готовы физически, дети не могут
научиться делиться, пока они не будут социально готовы. Это означает, что он полностью
нормально для двухлетки кидать все свои игрушки на руки и кричать,
«Нет! Мой!» когда они видят другого малыша, приближающегося к их игрушкам. На самом деле, это
является частью типичного социального развития детей, которым трудно делиться.
Малыши могут даже толкать или хватать свои игрушки, чтобы защитить свои игрушки, и объявить, что они
не заинтересованы в обмене (HFBC, 2017). Как ни странно, родители
может рассматривать эти типы поведения как социальную веху для малышей.
Читая это, некоторые из вас могут подумать: «Даже
если обмен является вехой, я все еще могу помочь своему ребенку научиться делиться». Ты
абсолютно верно. Родители играют решающую роль в том, чтобы показать своим малышам, КАК
Поделиться. Однако, если вы являетесь родителем или работали с детьми, вы
понять, насколько сложно помочь малышу освоить новый навык,
особенно если они не готовы. Представьте себе ребенка, который начинает приучать к туалету.
прежде чем они будут готовы. У них может быть много несчастных случаев, забудьте сказать
кто-то, кого они должны ходить на горшок или просто сбиты с толку процессом необходимости
пользоваться туалетом. В этом случае родители могут решить попытаться поддержать своих детей.
ребенка приучают к горшку, когда он немного подрастет и будет к этому готов. Обмен
очень похоже на приучение к туалету в том смысле, что пока ребенок не будет готов поделиться, он будет
наверное перепутал с идеей.
Конечно, родители могут начать строить
основа для обмена, если они понимают, когда дети смогут достичь
идея по очереди. Давайте приступим к этому исследованию и узнаем, когда
эксперты говорят, что дети могут понять, КАК делиться. Американская академия
Педиатрия (AAP) (nd), говорит нам, что дети младше 3 лет НЕ МОГУТ
понять идею обмена. На самом деле, специалисты по детскому развитию объясняют
что навыки обмена обычно не появляются до 3,5-4 лет
(Маклафлин, 2017). Итак, почему малыши не могут делиться?
Когда я начал исследовать эту тему, я узнал
Есть несколько причин, по которым малыши не могут поделиться. По словам Линдерта
(2012), у малышей отсутствует способность ГОВОРИТЬ, что они хотят. Малыши также
все еще развивают свою независимость, а это значит, что они учатся делать
решения. Начнем с языковой части этой информации. Вокруг
возраст развития 18-24 месяцев, дети могут начать использовать два-три слова
фразы. (ГФБК, 2017). Это огромная веха для малышей, но они могут
составлять только очень короткие предложения создает барьер для детей, когда дело доходит до
делиться.
Давайте представим сценарий, чтобы лучше понять, как
и развитие речи связаны. Представьте себе двухлетнего ребенка по имени Картер, который
с гордостью идет в детский сад со своим новым плюшевым мишкой. Маленький двухлетний
Люси видит медведя и кричит: «Я хочу его!» Картер конечно не хочет
просто дайте Люси нового медведя, чтобы Люси начала вытаскивать медведя из дома Картера.
руки, когда Картер кричит: «Нет! Мой мишка!» Это похоже на типичное взаимодействие
что мы все, вероятно, видели раньше. В этом сценарии дети
мог использовать только предложения из трех слов. Хотя взрослые привыкли
сложные предложения, чтобы объяснить, что им нужно, мы забываем, что малыши не могут этого сделать
совсем еще. Это означает, что у них нет языковой способности говорить о том, как
делиться такими вещами, как новая мягкая игрушка.
Как упоминалось ранее, Lindert (2012) также напоминает нам
что малыши учатся быть независимыми. Малыши теперь умеют делать
некоторые из их собственных выборов, например, с какой игрушкой они хотят играть. Однако они
не в состоянии понять, что все их друзья не разделяют ту же точку зрения
как они. Это значит, что маленькая Люси считала, что ВСЕ, включая Картера
должна была понять, как сильно она хотела медведя. Вы можете спрашивать
сами понимаете, почему малыши предполагают, что все знают, о чем они думают, и
чувство… это отличный вопрос.
Специалисты по развитию детей говорят нам, что маленькие дети
все еще учатся эмпатии, а это значит, что у них нет способности
постарайтесь понять чувства других. (Маклафлин, 2017). Это означает, что Картер и
Люси не могла встать на место друг друга и спросить друг друга, как
медведь заставил их чувствовать. Вместо этого они могли сосредоточиться только на своих собственных чувствах. Это
может быть ошеломляющим для родителей, узнав, что их малыши все еще
развитие навыков эмпатии. Однако родители могут быть уверены, что
вещи, которые они могут сделать, чтобы помочь своим малышам научиться делиться, когда они растут
старший.
Родители могут попробовать следующее:
• Вмешиваться, когда ваш ребенок проявляет агрессию.
Например, если ваш ребенок бьет другого ребенка во время их игрового свидания, потому что
они не хотели делить игрушку, вы можете использовать спокойный голос и сказать что-то
например, «Бить нельзя».
• Используйте параллельную игру. Это тип игры
где дети играют рядом друг с другом, не взаимодействуя друг с другом.
Малышам нравится параллельная игра, и это простой способ позволить детям играть
со своими игрушками, наслаждаясь обществом друг друга.
• Когда малыши играют вместе, поощряйте
занятия, которые не предполагают совместного использования игрушек, например, танцы под музыку
вместе или играя в такие игры, как прятки.
• Разрешить
ребенок должен иметь длинную очередь с игрушкой. Помните, что малыши все еще учатся
о эмпатии, поэтому они не могут понять, почему другой ребенок также хотел бы
играть с той же игрушкой, которую они используют. Родители могут поддерживать других детей
перенаправляя их к другой деятельности, пока их ребенок не закончит играть с
игрушка.
(AAP, n.d & MacLaughlin, 2017)
Я надеюсь, что эти советы помогут вам
руководство о том, как помочь заложить основу для малышей, начинающих делиться.
Если вы пользуетесь учебной программой Growing Great Kids Curriculum, пожалуйста, знайте, что
есть некоторые дополнительные ресурсы, которые вы можете использовать для поддержки родителей в беседах
вокруг обмена. Вы можете изучить подраздел E-Parenting и другие советы.
для сложных ситуаций, расположенные в 13-15 месяцев Социальные и эмоциональные
Модуль развития, в котором более подробно рассказывается о том, почему малыши не могут делиться.
Вы также можете использовать модуль социального и эмоционального развития на 22-24 месяца,
в котором рассматриваются такие темы, как совместное использование и параллельная игра.
Спасибо, что нашли время прочитать о малышах
и как поддержать их, поделившись.
Ссылки
Американская академия педиатрии.
(н.д.). Учим детей делиться .
Получено с
https://www.