Развитие ребенка от 0 до 5 лет

Анжелика Мамченко

@anzhelikamamchenko

В гостях у Детской Анжелика Мамченко

— философ
— клинический психолог
— гештальт-терапевт
— Тренер Московского Гештальт Института
— специалист в области психосоматики

рассказала об особенностях развития ребенка от рождения до 5 лет и в чем заключается роль мамы в этот период.

Все мы живем в эпоху информационного шума. Особенно много информации о том как правильно воспитывать детей, отчего мамы часто пребывают в большой тревоге от того, что сделают что-то не правильно.

Но воспитание ребенка – не точная наука, здесь нет единого верного рецепта или формулы. Воспитание – это ежедневный выбор и важно постоянного опираться на свои чувства и интуицию.

Возраст от 0 до 5-6 лет – один из самых важных в развитии ребенка. В этот период закладываются три главных метапотребности человека:

  • безопасность;
  • потребность в принятии, безусловной любви;
  • в признании и свободе в этом мире.

Возраст от рождения до 2 лет

Человеческий детеныш рождается самым недоношенным во всей природе: он не может сидеть, ходить и даже питаться самостоятельно. Поэтому ребенку нужен постоянный уход.

Появляясь на свет, ребенок кардинально меняет среду обитания, от чего испытывает сильный стресс. Но тут появляется мама с знакомым голосом и запахом, ребенок получает мамино тепло, заботу, расслабляется и чувствует себя в безопасности.

На уровне инстинкта ребенок понимает: «Я спасен».

В этот период маме достаточно быть внимательной к ребенку и спокойной самой. Повторюсь, что не бывает идеальных мам, мы можем многое не знать и действовать исключительно интуитивно. Главное понимать, что если ребенок окружен заботой, сыт и сух, то этого уже достаточно. Лишние тревоги и страхи будут только нервировать малыша.

В этот период маме очень важно самой получать поддержку. В период беременности и первого года жизни мама попадает в сильное слияние с ребенком – новое непривычное для себя состояние. Мама обеспечивает безопасность ребенку, но кто-то должен обеспечивать безопасность самой мамы. Это может быть партнер, мама или бабушка или другой близкий человек, готовый придти на помощь с ребенком или в быту.

В этот период важно, чтобы мама присутствовала в жизни ребенка каждый день. Это не значит, что нужно проводить с малышом круглые сутки и совершенно забыть о себе. Речь о том, что психологи не рекомендуют оставлять на ночь ребенка до 2 лет. В это время малышу не так важны поездки, путешествия, ему важнее привычный ритм и условия быта. Первые два года жизни весь мир для ребенка – его мама.

Если этот период протекает спокойно, рядом с мамой, то всю оставшуюся жизнь ребенок чувствует доверие к миру, знает что он в безопасности.

Возраст от 2 до 5 лет

В этот период ребенок решает вопрос «Можно ли меня любить просто так?»

Это время детских истерик и несогласий. Если ребенок в возрасте 2-5 лет закатывает истерики – с ним все хорошо. Нервная система ребенка в этом возрасте самая несовершенная. Мозг человека растет до 24 лет, а области которые отвечают за морально волевую сферу формируются только после 20, поэтому требовать от него силы воли в раннем детстве просто бессмысленно.

К 2 годам ребенок уже ориентируется в доме, понимает мир вокруг, узнает близких. Период беспомощности позади, он «выжил» и теперь ему важно понять любят ли его. И проверяет это он иррациональным способом, а поскольку в этом возрасте у маленького человека полностью отсутствуют механизмы саморегуляции, этим регулятором эмоций для него выступает мама.

И то того насколько мама способна контейнировать, выдерживать сильные эмоциональные всплески, и освобождать ребенка от переживаний, зависит способность ребенка обходиться со своими эмоциями во взрослом возрасте.

И он начинает хулиганить, вредничать, закатывать скандалы, ложиться в лужу, делать все, чтобы проверить «Мама, а такого ты меня любишь?»

«Мама, а такого ты меня любишь?»

Задача мамы в этот непростой период быть твердой, но одновременно мягкой и принимающей. Ребенок запоминает и помещает внутри себя то, как мама реагирует на его эмоциональные проявления:

— если мама кричит в ответ, то ребенок кричит еще громче, а в взрослом периоде будет выражать эмоции агрессивно и чрезмерно.

— если маме стыдно за истерику и проявление эмоций ребенка, то от вырастет человеком, которому очень трудно выражать эмоции, будет постоянно терпеть и находиться в напряжении.

Когда ребенок впадает в истерику, его важно обнять и прижать. Дать ему телесное самоуспокоение. Сказать «Я тебе сочувствую, понимаю, что ты хочешь игрушку, мне жаль что ты расстроен». Также важно говорить и о своих чувствах: «Я сердита, я расстроена, мне неприятно.»

Выражая свои чувства словами, мама приучает ребенка распознавать свои эмоции, а также выстраивает личные границы.

Устраивая истерики, дети нащупывают границы родителей. Если родитель не ставит границ, ребенок не чувствует себя в безопасности. Когда у ребенка есть границы, он может на них опираться, понимает, что есть правила которые важно соблюдать. Вседозволенность же наоборот разбалансирует детскую психику.

Устраивая истерики, дети нащупывают границы родителей. Если родитель не ставит границ, ребенок не чувствует себя в безопасности.

Конечно, этот период особенно трудный для мам, но важно помнить, что психика ребенка еще только проходит путь становления. И все, что он делает не носит цели навредить вам. Важно оставаться во взрослой осознанной позиции и не забывать просить помощи близких, когда чувствуете, что собственное терпение и ресурс заканчивается.

Психомоторное развитие дошкольника

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца. Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своим ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира. Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие? Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту. Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха. При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов. Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

ВозрастНавыки психомоторного развития
3 года

Для детей младшего дошкольного возраста характерно:

  • знать названия основных цветов;
  • переступать через небольшие препятствия;
  • использовать в речи сложные предложения;
  • постоянно задавать вопросы;
  • исполнение ролей в ролевых играх;
  • самостоятельное одевание и раздевание;
  • умение изображать простые фигуры на бумаге.
4 года

Для детей четырех лет характерны:

  • свободные и координированные движения;
  • знание 6 основных цветов;
  • умение классифицировать предметы по тому или иному признаку;
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • грамотная, оформленная во фразы речь;
  • продолжительные игры с детьми;
  • следование правилам поведения;
  • сформированные основные навыки;
  • правильная осанка;
  • способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну.
5 лет

Для детей среднего дошкольного возраста характерны следующие навыки психомоторного развития:

  • правильная осанка;
  • умение ловить мяч;
  • знание 8 основных цветов и некоторых оттенков;
  • счет до 5;
  • умение обобщать понятия в одну группу;
  • способность выделять любимые игры.
6 лет

Для детей старшего дошкольного возраста характерны:

  • легкие и изящные движения;
  • умение обращаться с мячом;
  • рисование карандашом;
  • умение пользоваться ножницами;
  • знание основных геометрических форм;
  • счет до 10;
  • выполнение простых арифметических действий;
  • правильное построение речевых фраз;
  • соблюдение правил поведения;
  • поддержание чистоты в комнате.
7 лет

Для детей старшего дошкольного возраста характерно:

  • сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений;
  • умение кататься на велосипеде с тремя колесами;
  • знание и способность называть основные геометрические фигуры;
  • использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков;
  • счет до 10, как прямо, так и обратно;
  • выполнение простых арифметических заданий;
  • знание букв и умение составлять из них слоги;
  • придумывание новых игр, участие в групповых играх;
  • ответственный уход за домашними животными;
  • поддержание порядка в доме;
  • аккуратное и уверенное пользование столовыми приборами;
  • соблюдение правил гигиены.

4 Years — United Way 211 Развитие ребенка

Позитивные советы для родителей

Ниже приведены некоторые из вещей, которые вы, как родитель, можете сделать, чтобы помочь своему дошкольнику в это время:
  • Продолжайте читать ребенку ребенок. Воспитывайте ее любовь к книгам, водя ее в библиотеку или книжный магазин.
  • Позвольте ребенку помочь с простыми делами.
  • Поощряйте ребенка играть с другими детьми. Это помогает ему узнать ценность обмена и дружбы.
  • Будьте ясны и последовательны, когда наказываете своего ребенка. Объясните и покажите поведение, которого вы ожидаете от нее. Всякий раз, когда вы говорите ей «нет», расскажите, что он должен делать вместо этого.
  • Помогите своему ребенку развить хорошие языковые навыки, разговаривая с ним полными предложениями и используя «взрослые» слова. Помогите ему использовать правильные слова и фразы.
  • Помогите ребенку пройти этапы решения проблем, когда он расстроен.
  • Предоставьте ребенку ограниченное количество простых вариантов выбора (например, решить, что надеть, когда играть и что съесть на закуску).

Child Safety First

По мере того, как ваш ребенок становится более самостоятельным и проводит больше времени во внешнем мире, важно, чтобы вы и ваш ребенок знали, как оставаться в безопасности. Вот несколько советов по защите вашего ребенка:

  • Расскажите своему ребенку, почему важно держаться подальше от дорожного движения. Скажи ему, чтобы он не играл на улице и не бегал за брошенными мячиками.
  • Будьте осторожны, позволяя ребенку кататься на трехколесном велосипеде. Держите ее на тротуаре и подальше от улицы, и пусть она всегда носит шлем.
  • Проверить оборудование для открытых площадок. Убедитесь, что нет незакрепленных частей или острых краев.
  • Всегда следите за своим ребенком, особенно когда он играет на улице.
  • Будьте в безопасности в воде. Научите своего ребенка плавать, но всегда наблюдайте за ним, когда он находится в водоеме или рядом с ним (включая детские бассейны).
  • Научите своего ребенка, как быть в безопасности с незнакомцами.
  • Держите ребенка в автокресле лицом вперед с ремнями безопасности, пока он не достигнет верхнего предела роста или веса, разрешенного производителем автокресла. Как только ваш ребенок перерастет автомобильное кресло, обращенное вперед, с ремнями безопасности, ему пора будет путешествовать в детском кресле-бустере, но все еще на заднем сиденье автомобиля. Национальная администрация безопасности дорожного движения располагает информацией о том, как обеспечить безопасность вашего ребенка во время поездки в автомобиле.

Healthy Bodies

  • Ешьте вместе с ребенком, когда это возможно. Пусть ваш ребенок увидит, как вы наслаждаетесь фруктами, овощами и цельнозерновыми продуктами во время еды и закусок. Ваш ребенок должен есть и пить только ограниченное количество продуктов и напитков, содержащих добавленные сахара, твердые жиры или соль.
  • Ограничьте экранное время вашего ребенка до 1–2 часов в день на качественные программы дома, в школе или в детском саду.
  • Обеспечьте своего ребенка подходящим для его возраста игровым оборудованием, таким как мячи и пластмассовые биты, но пусть дошкольник сам выбирает, во что играть. Это делает движение и активный образ жизни веселым для вашего дошкольника.

Вехи развития

То, как ваш ребенок играет, учится, говорит и действует, дает важные сведения о развитии вашего ребенка. Вехи развития — это то, что большинство детей может делать к определенному возрасту.

Если у вас есть вопросы или опасения по поводу того, как ваш ребенок учится, ведет себя или развивается, наберите 1-800-505-7000, чтобы поговорить с координатором по уходу на информационной линии по развитию детей.

ИСТОЧНИК: Центры по контролю и профилактике заболеваний

Язык и общение

  • Знает некоторые основные правила грамматики, например, правильно использует «он» и «она» в автобусе»
  • Рассказывает истории
  • Может произносить имя и фамилию

Когнитивные

  • Называет некоторые цвета и числа
  • Понимает, как считать
  • Начинает понимать время
  • 0011 Помнит части рассказа

  • Понимает понятия «одинаковый» и «другой»
  • Рисует человека с 2-4 частями тела
  • Использует ножницы
  • Начинает копировать некоторые заглавные буквы
  • Играет в настольные или карточные игры
  • Сообщает вам, что, по его мнению, произойдет дальше в книге

Движение и физическое развитие

  • Подпрыгивает и стоит на одной ноге до 2 секунд
  • Большую часть времени ловит отскочивший мяч
  • Наливает, режет под присмотром и делает пюре самостоятельно

Информация о развитии ребенка | 4-6 лет

ресурсов по возрастам:

Что происходит в возрасте 4-6 лет?

Какие работы по дому подходят для детей?

Думаете, что еще рано давать ребенку работу по дому? Нет, работа по дому может быть отличным способом освоить новые навыки и попрактиковаться в старых.

Учить больше

Пришло время для вечерней рутины

По мере того, как график становится более плотным, а дети берут на себя больше обязанностей, ваши дети могут чувствовать себя более беспокойными или выгоревшими по вечерам. Помогите им почувствовать себя энергичными и полными сил, организовав свои вечера с помощью рутины.

Учить больше

Время браться за книги!

Дети начнут учиться читать, как только пойдут в школу. Улучшите навыки чтения вашего ребенка с помощью книг!

Учить больше

Набор инструментов для родителей

Все необходимое для ухода за ребенком 4–6 лет

Видео

Блоги

Брошюры и контрольные списки

Набор инструментов для родителей

Все необходимое для ухода за ребенком 4–6 лет

Видео

Брошюры и контрольные списки

Часто задаваемые вопросы

для родителей детей в возрасте 4–6 лет

Как подготовить ребенка к школе?

Какие есть способы сделать моего ребенка сильным?

Сколько должен спать мой ребенок?

  • Дети в возрасте 3-5 лет должны спать 10-13 часов в сутки.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *