Содержание
Развитие детей 4-5 лет: рекомендации психолога — karpachoff.com
5
Время прочтения: 5 минут
2635
4
5
1
Карпачев
Психологи и педагоги описывают период с 4 до 5 лет, как один из самых благоприятных для освоения полезных навыков и знакомства с окружающим миром. Станьте помощником вашему ребенку на этом интересном пути. А как развивать ребенка в 4 года и 5 лет, чтобы избежать трудностей, присущих детям среднего дошкольного возраста, читайте в нашей статье.
Что знает и умеет ребенок в 4-5 лет?
Несмотря на то, что развитие детей происходит индивидуально и под влиянием многих факторов (способности, социальная среда, вовлеченность родителей), к 4-5-летнему возрасту ребенок уже умеет довольно многое. А именно:
- проявляет ролевые взаимодействия. Он четко разделяет собственную роль от игровой. С удовольствием меняет их, примеряя на себя новые образы. Игры в профессии, подражание взрослым, имитация повадок животных выходят на новый уровень: ребенок демонстрирует понимание нюансов поведения, может смешно скопировать другого человека или пение любимого артиста;
- рисует картинки с мелкими деталями. Если раньше изображение человечка напоминало огурец с четырьмя палками, то сейчас рисунок приобретает техническое совершенство. Помимо физиологических деталей (носа, рта, ушей) у нарисованного человечка есть эмоции, четкий и разнообразный фон, аксессуары;
Читайте также: Раннее развитие ребенка: преимущества и недостатки
- вырезает мелкие детали из бумаги, делает аппликации, собирает гербарии. Такое занятие не просто развивает творческое начало, но и тренирует мелкую моторику — задел для каллиграфического почерка и активизации умственного потенциала в будущем;
- собирает сложные конструкции. Например, из деталей «Лего». Причем занятие одинаково увлекает как мальчиков, так и девочек. В этом возрасте уже неинтересно играть с наборами крупных деталей. Появляется желание создавать новые конструкции, придумывать игровые ситуации по собственному замыслу;
- хорошо и слаженно двигается, танцует, проявляет интерес к спорту. Как раз к 4-5 годам детей отводят на всевозможные кружки — балет, танцы, единоборства, командные спортивные игры. Это оптимальное время для старта: мелкая и крупная моторика тела уже готова для выполнения действий со сложной координацией, запоминанию комплексных движений, активным физическим нагрузкам;
- проявляет фантазию, легко справляясь с заданиями вроде придумать сказку или описать, на что похож тот или иной предмет. Достаточно развитое воображение позволяет детям расширять спектр игр, мечтать, воспринимать мир сквозь призму своих фантазий, быть интересными собеседниками;
- упорядочивает предметы по сенсорному признаку. Ребенок легко раскладывает одежду по размеру (мамина, папина, его), сортирует банки с разным литражом, раскладывает прищепки по цвету, а мелкие предметы на туалетном столике — по высоте. Становится настоящим помощником по хозяйству, осознавая полезность своего труда;
- использует произвольное запоминание наряду с осмысленным. Дети 4-5 лет прекрасно ориентируются в сюжетных линиях любимых мультфильмов, запоминают яркие моменты и фразы, имена персонажей. Отлично играют в настольные игры, в которых требуется задействовать навык быстрого запоминания;
- строит, лепит, конструирует по простым схемам. Начинает развиваться пространственное воображение — способность предугадать расположение объектов, что помогает в строительстве различных конструкций из деталей «Лего», кубиков, песка, глины;
- демонстрирует устойчивое внимание. Если раньше просмотр получасового видео или мультфильма утомлял ребенка, то сейчас он со стабильным интересом досматривает до конца полнометражные картины на 60-90 минут;
- разговаривает все лучше и лучше. Развитие речи ребенка 4 и 5 лет приобретает интенсивных характер. Речь становится предметом активности ребенка: он умеет управлять голосом, привлекать к себе внимание, выражать эмоции интонацией. С каждым днем словарный запас обогащается новыми терминами и словесными конструкциями. Впрочем, нередки и лексические ошибки, которые иногда забавляют взрослых;
- выстраивает общение без привязки к текущей ситуации. Обсуждает события, которые произошли в прошлом, говорит о будущем, вспоминает людей, которых когда-то видел.
Интересный факт: четырехлеткам характерен так называемый феномен Пиаже. Он заключается в том, что дети данного возраста не способны оценивать предметы по двум и более характеристикам. К примеру, если вырезать из бумаги три желтых кружка и пять синих, показать их ребенку и спросить, сколько желтых кружков, он ответит «три». Но если вопрос сформулировать по двум критериям («Каких кружков больше — желтых или бумажных?»), ответ не изменится — «три». Учитите этот момент при развитии ребенка в 4 года.
Острые углы в воспитании ребенка 4-5 лет
Чтобы выстроить линию воспитания и успешно справиться с трудностями данного возрастного периода, учитывайте некоторые психологические особенности:
- Уважайте права ребенка, не препятствуйте его естественной сепарации от родителей и желанию выразить собственное мнение.
- Давайте хороший пример поведения в различных жизненных ситуациях, демонстрируйте этичный подход к решению конфликтов. Помните, в 4-5 лет дети учатся сопереживанию, поддержке и взаимопомощи. И учатся они на примере ближайшего окружения.
- Не осуждайте за излишнее воображение и некоторую отрешенность от реального мира. То, что ребенок живет в своих фантазиях, — совершенно нормально.
- Излишняя эмоциональность и развитое воображение могут спровоцировать страхи. Будьте рядом и постарайтесь окружить ребенка заботой, объяснить ему, что его страхи лишь в голове, а в реальности — он в полной безопасности.
- Ребенок нуждается в общении со сверстниками, не лишайте его этой возможности. Но это не значит, что вам придется по полдня проводить на детских площадках. Социализировать ребенка можно и с помощью продуктивной деятельности. Запишите его на кружки, занятия по подготовке к школе, в спортивную секцию.
- Не осуждайте ребенка за потерянный интерес к определенным играм или игрушкам. Снижение заинтересованности привычными предметами — побочный продукт развития любознательности.
- Не тушуйтесь, когда услышите вопросы вроде «Откуда я появилась?» или «Что такое секс?». Рано или поздно вам придется объяснить это ребенку. Лучше подготовьтесь к разговору «про это» заранее. В помощь — познавательная литература, составленная психологами. В ней грамотно и правильными словами описаны эти физиологические процессы.
- Учитывайте ранимость и чувствительность ребенка. Подбирайте слова, учитесь самоконтролю. Поймите, что ваш ребенок уже вышел из возраста «он все равно ничего не понимает». Понимает, впечатляется и порою делает неправильные выводы.
Рекомендации по развитию ребенка от 4 до 5 лет
Основной рекомендацией по развитию ребенка в данном возрасте считается его активное вовлечение в игровую деятельность. Но она должна быть не бессистемной, а осмысленной, подчиненной определенным правилам.
В своей книге «Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет» кандидат психологических наук И. Ю. Кулагина пишет:
«Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем появляется в других видах деятельности».
Поэтому мы советуем родителям как можно больше уделять внимания именно играм. Рассмотрим несколько игровых занятий с позиции их влияния на отдельные аспекты развития.
Слуховая память
Назовите ребенку цифровой ряд из 6-8 цифр и попросите повторить его, не меняя порядок цифр.
Критичность мышления
Прочитайте текст с некоторыми нелепицами (можно придумать самим непосредственно в ходе чтения). К примеру, «по улице бежала собака с мокрыми лапами крыльями» или «Сережа положил в портфель книгу солнце и ушел в школу». Пусть малыш найдет нелепицы и постарается угадать, какое слово вы заменили.
Произвольное внимание
Называйте часть своего тела и показывайте на нее пальцем. Пусть ребенок повторяет за вами. Через 3-5 названий приложите палец к носу и скажите «глаз», запутывая таким образом ребенка. Его задача — правильно называть части тела, на которые вы указываете пальцем, несмотря на словесную путаницу.
Увеличение объема внимания
Подходит для детского коллектива. Один ребенок — ведущий — садится в круг и закрывает глаза. Другие дети должны поменяться местами, а ведущий угадывает, кто куда пересел.
Слуховое восприятие
Старый добрый «Испорченный телефон», когда ведущий загадывает слово, говорит его на ухо первому игроку, а тот передает услышанное по цепочке. Команда побеждает, если слово, озвученное последним игроком, совпадает с тем, которое сказал ведущий.
Активное внимание
Один игрок рисует фигуру и все закрывают глаза. Второй игрок дорисовывает к ней какую-то деталь. Все открывают глаза и угадывают, что изменилось. После задействования всех игроков и приобретения рисунком множества деталей находить каждый раз новую все труднее.
Наблюдательность
Попросите ребенка в течение нескольких секунд найти определенное количество предметов в комнате (например, вещи синего цвета), а потом закрыть глаза и перечислить их.
Концентрация внимания
Сравнивание двух картинок (поиск отличий) можно усложнить, установив время на выполнение задания и штрафы за неправильное указание деталей.
Реакция
Ведущий хлопает в ладоши один раз, а игроки должны принять, к примеру, позу лягушки. Хлопает два раза — стойку аиста. Хлопает три раза — сделать «ласточку». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
*****
Регулярные игры и развивающие занятия вскоре принесут плоды. Ваш ребенок с каждым днем будет демонстрировать все больше освоенных навыков и хорошо подготовится к школе, где очень важны усидчивость, внимание и способность следовать установленным правилам.
29-го апреля 2020 г.
2022-11-04
2020-04-29
Оцените статью по 5-бальной шкале
Понравилась статья? Поделитесь в
социальных
сетях
Читайте также
- Последние
- Популярные
- Комментируют
+ Больше публикаций
Выберите тему
от 0
до 17 лет
Онлайн
курс
Всё,
ЧТО ВАМ
НУЖНО ЗНАТЬ О ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА ОТ 0 ДО 17 ЛЕТ
Зарегистрироваться
Хотите узнавать о новых статьях о воспитании детей и построении отношений, видео и онлайн мастер классах Дмитрия Карпачева?
Подпишитесь на рассылку, заполнив форму ниже. Письма будут приходить к вам не чаще 1 раза в неделю
Я даю согласие на обработку своих персональных данных
Развитие ребенка в возрасте 4-5-6 лет. Возрастные особенности..
октября 2, 2018
Монтессори день рождения
Моему старшему сыну Дане в этом году исполнилось 4 года, и я недоумеваю когда он успел так вырасти и стать таким самостоятельным! Задает кучу вопросов (самый популярный: «а как это делают?»), многое умеет.
Прежде чем поговорить о подарках на этот возраст давайте вспомним что детям важно, их возрастные особенности. Подбирать подарки на возраст 4-6 лет сразу станет намного легче!
Ребенок в возрасте 4-6 лет. Какой он? Что для него важно?
Как говорила Мария Монтессори о возрасте c 3 до 7 лет — ребенок является «Строителем самого себя».
Это очень важный период. Напомню график сензитивных периодов.
Сензитивные периоды
На это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов – речевого, сенсорного, социального, двигательного, формирование элементов математических представлений. Грамотно выстроенная Монтессори среда дома поможет реализовать потенциал ребенка.
Монтессори полочки старшего сына
- Это возраст почемучек, с них буквально сыпятся вопросы, они размышляют, вдумываются, ищут ответы. Дети любят ставить несложные опыты и эксперименты, что-то исследовать. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
- Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, способен позаботиться о себе и все меньше нуждается в нашей опеке. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Помощь по дому
- Активно развивается навык коммуникации. Завязывается настоящая дружба, появляются компании с общими играми,интересами и секретами. Игры становится сложнее, появляются сюжеты (игры в больницу, в магазин, в войну, в дочки-матери). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка.
Космический день рождения
- Творчество. Активно идет развитие воображения. Ребенок живет в мире фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге,конструкторах или в своей голове. В следствие этого могут появится страхи. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром.
- Ребенок хорошо двигается, становится ловким и быстрым, ему очень важно движение!! В этот период многие дети осваивают двухколесный велосипед, ролики, самокат, футбол, гимнастические упражнения и танцевальные движения.
Ребенок на двухколесном велосипеде
- Появляется большой интерес к счету и буквам, многие в этом возрасте начинают читать и писать самостоятельно.
- Активно развиваются органы чувств, дети начинают чувствовать и осознавать оттенки запахов, цвета, вкуса. В этот период очень важно сенсорное развитие.
Монтессори занятие
- У ребенка появляется эмпатия, он расширяет палитру осознаваемых эмоций, начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
- Хорошо развитая мелкая моторика, позволяющая делать многие вещи. Вырезать из бумаги, готовить, вышивать, писать буквы.
Какие предложить развивающие игрушки и подарки в этом возрасте? Читайте в ЭТОМ ПОСТЕ.
Запись вех развития — 5 лет: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002016.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
В этой статье описываются ожидаемые навыки и маркеры роста большинства 5-летних детей.
Вехи физических и двигательных навыков для типичного 5-летнего ребенка включают:
- Прибавляет от 4 до 5 фунтов в год (от 1,8 до 2,25 кг)
- Прибавляет от 2 до 3 дюймов в год (от 5 до 7,5 сантиметров)
- Зрение достигает 20/20
- Первые взрослые зубы начинают прорезываться через десну ( у большинства детей первые зубы не появляются до 6 лет)
- Улучшается координация (заставляя руки, ноги и тело работать вместе)
- Прыгает, прыгает и подпрыгивает с хорошим балансом
- Сохраняет равновесие, стоя на одном нога с закрытыми глазами
- Демонстрирует более высокие навыки обращения с простыми инструментами и письменными принадлежностями
- Может копировать треугольник
- Может использовать нож для размазывания мягкой пищи
Сенсорные и умственные вехи:
- Имеет словарный запас более 2000 слов
- Может различать разные монеты
- Может считать до 10
- Знает номер телефона
- Может правильно называть основные цвета и, возможно, многие другие цвета
- Задает более глубокие вопросы, касающиеся смысла и цели
- Может ответить на вопросы «почему»
- Более ответственен и говорит «извините», когда совершает ошибки
- Демонстрирует менее агрессивное поведение
- Перерастает ранние детские страхи другие точки зрения (но могут не понимать их)
- Улучшил математические навыки
- Задает вопросы другим, в том числе родителям
- Сильно идентифицирует себя с родителем того же пола
- Имеет группу друзей
- Любит воображать и притворяться во время игры (например, изображает путешествие на Луну)
90 предложения из 5 и более слов и со всеми частями речи
Способы поощрения развития 5-летнего ребенка включают:
- Совместное чтение
- Предоставление ребенку достаточного пространства для физической активности
- Обучение ребенка участию в спортивных состязаниях и играх и изучение их правил
- Поощрение ребенка к играм с другими детьми, что способствует развитию социальных навыков
- Творческая игра с ребенком
- Ограничение времени и содержания просмотра телевизора и компьютера
- Посещение местных достопримечательностей
- Поощрение ребенка к выполнению мелких домашних дел, таких как помощь накрыть на стол или сбор игрушек после игры
Нормальные вехи детского роста — 5 лет; Вехи роста детства – 5 лет; Вехи роста для детей – 5 лет; Ну ребенок — 5 лет
Бамба В. , Келли А. Оценка роста. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 27.
Картер Р.Г., Фейгельман С. Дошкольные годы. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 24.
Обновлено: Нил К. Канеширо, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, клинический профессор педиатрии Медицинской школы Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.
Вехи для 4-летних | HealthLink BC
Содержание темы
- Обзор темы
- Сопутствующая информация
- Кредиты
Обзор темы
Дети обычно развиваются в естественной предсказуемой последовательности от одной вехи развития к другой. Но каждый ребенок растет и приобретает навыки в своем собственном темпе. Некоторые дети могут отставать в одной области, например в языке, но отставать в другой, например в сенсорном и моторном развитии.
Вехи обычно делятся на пять основных областей: физический рост, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, развитие речи, а также сенсорное и моторное развитие.
Физический рост и развитие
Ваш ребенок растет в своем собственном темпе, и здоровый рост у всех детей разный. Естественный темп роста вашего ребенка может быть медленнее или быстрее, чем в приведенном ниже примере.
Большинство детей в возрасте 4 лет:
- С момента своего третьего дня рождения они набрали около 2 кг (4,4 фунта) и выросли примерно на 7,5 см (3 дюйма).
Мышление и рассуждение (когнитивное развитие)
Большинство детей в возрасте 4 лет:
- Могут назвать свое имя и фамилию.
- Понимает принцип счета и может знать некоторые числа.
- Лучше понимать концепции времени.
- Может назвать несколько цветов.
- Поймите разницу между одинаковыми и разными вещами.
- Осознают свой пол и могут определять пол других.
- Поймите, что события связаны, хотя их интерпретация не всегда может быть логичной. Например, ребенок может понять логику, согласно которой стекло может разбиться, если его ударить камнем. Но он или она все еще может бросить камень, думая, что на этот раз он не разобьется (магическое мышление).
- Знайте разницу между фантазией и реальностью. Но они все еще играют в «притворство», которое становится все более изобретательным. Они также могут стирать фантазию и реальность, когда испытывают стресс или сильные эмоции. У них могут развиться новые страхи в результате активного воображения.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей в возрасте 4 лет:
- Считают себя полноценными людьми с телом, разумом и чувствами.
- Осознают, что им может быть причинен физический вред, из-за чего иногда они очень чувствительны к своему телу.
- Заинтересованы в новых впечатлениях.
- Сотрудничайте с другими детьми и, с помощью, договаривайтесь о разрешении конфликтов.
- Чередуйте требования и сотрудничество.
- Оденьтесь и разденьтесь сами.
- Притворись мамой или папой во время игры.
- Заметно более самостоятельны.
Развитие речи
Большинство детей в возрасте 4 лет:
- Используют предложения из 5-6 слов.
- Говорите достаточно ясно, чтобы незнакомцы могли их понять.
- Может описать то, что с ними произошло.
- Пойте песни.
- Расскажите короткую историю, а также вспомните ее части.
Сенсорное и моторное развитие
Большинство детей в возрасте 4 лет:
- Стоят на одной ноге.
- Легко двигаться вперед и назад.
- Может подниматься и спускаться по лестнице, не держась ни за что.
- Катайтесь на трехколесном велосипеде или велосипеде с тренировочными колесами.
- Бросать мяч сверху и иногда ловить отскочивший мяч. Они также могут пинать мяч вперед.
К 4 годам большинство детей могут использовать руки и пальцы (мелкая моторика) для:
- Постройте башню из 10 блоков.
- Нарисуйте круг и квадраты.
- Нарисуйте человека из 2-4 частей.
- Используйте ножницы.
- Напишите несколько заглавных букв.
Кредиты
Об этой странице
Общая обратная связь
Ссылка по электронной почте
Услуги физической активности
Мы ценим ваши отзывы. Комментарии, отправленные через форму ниже, могут помочь нам исправить ошибки в содержании страницы, избавиться от ошибок интерфейса и обновить веб-сайт HealthLinkBC, чтобы он лучше соответствовал потребностям людей, которые его используют.
Чтобы оставить отзыв об этой веб-странице, введите свои комментарии, предложения, комплименты или вопросы в форму ниже.