Содержание

слово психологу — статья на ТЧК

Кто-то уверен, что малышам нужно познавать мир естественным путем и с помощью игр, а кто-то – что домашней среды для гармоничного развития недостаточно и необходима помощь педагога. Сложнее всего выбрать правильную сторону молодым мамам, которые мечутся между своими родительскими амбициями и желанием дать ребенку самое лучшее.

Чтобы узнать, есть ли в спорах о «развивашках» для малышей правые и неправые, мы поговорили с нейропсихологом Анастасией Глебовой.

Чем помогают детские клубы и как их выбирать

Детские развивающие центры или клубы – это, как правило, первые учебные заведения, через которые проходят почти все современные малыши с 1–1,5 лет. Там они с мамами и педагогами в игровой форме делают несложные физические упражнения, лепят, танцуют и поют песенки.

Не будем томить: при правильной организации занятий минусов для ребенка нет. Зато плюсов от «развивашек» много!

  • Они отлично восполняют главные потребности детей этого возраста – эмоциональное насыщение и развитие крупной моторики. Ребенку весело, интересно, он быстрее учится новому: прыгать, перелезать через препятствия, собирать, расставлять предметы и т. д.
  • Они гарантируют качественное времяпрепровождение с мамой. Особенно полезны клубы для мам, которые не очень любят играть в детские игры (или не умеют их придумывать), ведь не все могут полноценно погрузиться в мир полуторагодовалого ребенка. В таком случае «развивашка» станет настоящей палочкой-выручалочкой: педагоги дадут готовые рецепты развлечений и правила их выполнения.
  • Они отвлекают от быта. Для мамы регулярные походы в детский клуб часто становятся единственной возможностью полноценно выйти в свет, эмоциональной перезагрузкой и сменой обстановки. А что положительно влияет на маму, то благоприятно влияет и на ребенка.

Чего не стоит ждать от детских центров раннего развития

Сразу откажитесь от завышенных ожиданий. Ребенок научится новым движениям и навыкам, сделает скачок в определенных умениях, однако маловероятно, что неговорящий малыш вдруг начнет читать стихи, а едва научившийся ходить – танцевать вприсядку. Не стоит также ждать, что занятия в 1–3 года помогут расшевелить застенчивого тихоню, а активного «моторчика» сделают усидчивее.

Чего точно не смогут дать детские клубы, так это социализации. Здесь дело не в качестве занятий, а в возрасте ребенка: до 3–4 лет детям не свойственно дружить друг с другом и играть вместе. Даже если их собрать в группу, каждый будет играть сам по себе. Поэтому если главный запрос мамы – научить двухлетку общаться с другими детьми, то он точно не решится в развивающем клубе.

Как выбрать правильную «развивашку» для детей до 3 лет

Кроме очевидных критериев, таких как транспортная доступность и педагоги, которые нравятся и маме, и малышу, важно, чтобы занятия в детском клубе:

  1. Подходили ребенку по возрасту. Если малыш еще не может физически или интеллектуально выполнить то или иное упражнение (или, наоборот, уже его перерос), он быстро заскучает и начнет капризничать.
  2. В первую очередь были направлены на развитие крупной моторики. Здорово, если большая часть занятий – это физическая активность (бег, танцы, прыжки), а сам зал оборудован полосой препятствий, импровизированным туннелем и всевозможными лазилками.
  3. Включали в себя упражнения на развитие вестибулярного аппарата. Это ходьба по неровным поверхностям, наклоны, повороты.
  4. Проходили по одной и той же структуре. Залог хорошего отклика на занятия со стороны ребенка – это максимальное повторение всех действий. Например, каждый урок начинается с того, что педагог звонит в колокольчик, потом – зарядка и бег под определенную песенку, потом – один и тот же танец и т. д. Для формирования нейронных связей и запоминания малышам нужно минимум три месяца занятий с одинаковой структурой. Какие-то отдельные упражнения при этом могут меняться, но общая последовательность действий всегда сохраняется.

Кстати, структура важна и в посещении самих занятий. Постепенно ребенок начинает запоминать, по каким дням и после какого действия (например, после завтрака или после прогулки) они с мамой ходят в центр. Это положительно влияет и на его психоэмоциональное состояние, и на развитие речевых и других навыков.

Ранний спорт: когда, зачем и почему

Главное показание к спортивным занятиям в возрасте 2–3 лет – это рекомендация врача. Но если таковой нет (и противопоказаний тоже), то спорт – в любом случае полезен.

Что нужно учитывать при выборе занятий:

  • Желания ребенка. Если мама видит дочку маленькой фигуристкой, а дочке больше всего нравится плескаться в воде, то выбор должен быть в пользу плавания.
  • Темперамент ребенка. Активному малышу спорт (физкультура, акробатика, танцы) всегда пойдет на пользу, даже если у него пока нет желания заниматься чем-то определенным, в то время как тихоням излишняя активность может быть в тягость. Не стоит забывать и про то, что дети могут быть в принципе «неспортивными», даже если и мама, и папа готовы жить в зале. В таком случае правильнее будет развивать у ребенка другие способности.
  • Тренер должен быть не только профессионалом, но и уметь работать именно с маленькими детьми. Все занятия для малышей требуют простой, повторяющейся структуры, как и в детском клубе.
  • Необязательно заниматься одним и тем же видом спорта. Некоторые дети влюбляются в определенные занятия, а некоторые после освоения ряда навыков начинают скучать и отвлекаться. В таком случае стоит сменить сферу деятельности: например, вместо общей физической подготовки начать ходить на плавание. Смена обстановки поможет малышу не потерять интерес к спорту.

Почему вредно раннее интеллектуальное развитие и чем его заменить

Единственное, чему психологи говорят однозначное «нет» в раннем развитии детей, так это настойчивому желанию родителей как можно раньше обучить ребенка счету, чтению и иностранным языкам – словом, всему, что ему не по возрасту. Любые преждевременные интеллектуальные задачи снижают пластичность мозга, тормозят развитие (в том числе речи) и негативно влияют на психоэмоциональный интеллект.

В дошкольном возрасте детям не нужны обучающие процессы, даже если они проходят в игровой форме. Естественное познание мира через ощущения, запахи и звуки намного важнее счета на английском языке и способности складывать буквы в слова.

Что делать вместо навязчивого обучения

Рассказывайте! Не нужно заставлять малыша рассматривать карточки с животными и цветами, лучше покажите ему мир вокруг. Например: «Смотри, какое голубое небо!» Или: «Посмотри, это кошка. Вот у нее лапки, вот усики, вот хвостик. Кошка серая».

Детям постарше можно рассказывать про устройство велосипеда, пока они учатся на нем кататься. Или можно вместе испечь пирог, комментируя все действия. Словом, ребенок должен контактировать с привычным для него миром и понимать, как устроены знакомые ему предметы. Это даст гораздо больший толчок развитию и формированию его багажа знаний, чем английский язык и счет до тысячи.

Кому точно не стоит ходить на «развивашки»

Есть две причины, когда действительно лучше отказаться от развивающих занятий.

  1. Их нет поблизости. Долгая дорога до развивающего/спортивного центра утомляет ребенка и сводит на нет практически всю пользу от занятий. Комфортный максимум для малыша – не более 20 минут дороги до и после центра.
  2. Мама не в ресурсе. Если каждое занятие превращается в пытку (потому что мама устала, не выспалась или у нее банально нет времени из-за работы или домашних дел), то от кружков ребенка лучше отказаться. Правило то же, что и в самолете: сначала надеть маску на себя, потом на ребенка. Комфорт и ресурсное состояние мамы важнее возможной пользы от занятий, в противном случае, как бы мама ни старалась быть лучшей и правильной, бессознательный негатив все равно будет фонить и перекрывать все успехи ребенка. Малышу же намного важнее счастливая и веселая мама, чем количество посещенных им клубов и центров.

И не забывайте: у ребенка в любом возрасте должно быть время, когда он предоставлен сам себе. Перестройте его режим дня так, чтобы у него была возможность переработать полученные знания: построить башенку, как показывал педагог, попрыгать, покувыркаться. Самостоятельное повторение навыков – показатель гармоничного развития ребенка.

Детский сад №4 «Жемчужинка» — Развитие ребенка от 1 года до 3 лет


Психологи считают, что личность человека формируется в первые три года его жизни. На основе того опыта, который ребенок получит в это время,  у него идет развитие основы всей психики.

Очень важно в этот период развития ребенка осознать свою ответственность за жизнь и будущую судьбу маленького человечка, постараться понять все своеобразие и особенности детства, научиться правильно воспитывать и общаться со своим малышом. Главной опорой для малыша в его развитии – являемся мы, взрослые. А главным источником развития – предметная, игровая деятельность.

На втором году жизни ребенок во всем подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами. В игровой комплекс ребенка должны входить такие игрушки как: кубики, мячи, шарики, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера, игрушки с сюрпризом.

Анализ и синтез, сравнение и первые обобщения в сознании Вашего ребенка происходят пока только в практическом действии: например, соединяя и разъединяя кольца той самой пирамидки, катая те же шарики, вкладывая цветные колпачки, вкладыши, матрешки.  

Ребенок проявляет большой интерес к предметам, которые находятся в руках у Вас взрослого, и которые Вы обсуждаете в его присутствии. Но уже сейчас он живо интересуется и другими игрушками.  Звуковые и музыкальные игрушки особенно любимы малышами начала 2-го года: это колокольчики, погремушки, барабан, металлофон, бубен. Ребенок быстро запоминает их звучание, тембр.

  Ребенок становится очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми, с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.

Дитя второго года жизни все так же требует за собой «глаз да глаз», поэтому это очень тяжелый год в жизни родителей. Многие предметы обладают скрытыми, а порой и опасными свойствами, о которых ребенок пока не догадывается. Но, как же ребенок сможет узнать, что такое острое — тупое, холодное — горячее, колючее — гладкое, если не потрогает это?

Ребенок начинает ходить не разводя локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений он начинает пробовать бегать.

Интеллектуальное развитие ребенка второго года жизни также идет высоким темпом. Ребенок становится сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать грушу с полки, ребенок приставит стул.

Словарный запас ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Он произносит не только понятные родителям простые слова, но и не мало лепечет на собственном языке.

Ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Ребенок пробует самостоятельно есть, раздеваться, одеваться, умываться.

Когда малышу исполняется 1г. 6мес. – его поведение начинает меняться, ведь у него появляются новые возможности выразить себя. Ученые утверждают, что именно в период с полутора до двух лет у детей наблюдается качественный «скачок» в развитии головного мозга, в особенности тех отделов, которые отвечают за познавательное т речевое развитие. Ребенок еще лучше стал ориентироваться в окружающем его мире, активно изучает и познает его. Ваш малыш все чаще ориентируется по эмоциональному отношению взрослого (например: вглядывается в Ваше лицо – если он чего-то не понимает, таким образом – ждет разъяснений, получения новой информации).
Ребенок начинает осторожничать, например: прикасаясь к неизвестному предмету, он прикладывает вначале пальчик, проверяя его «на безопасность», а потом только — и всю ладошку. Уходит тревожность, боязнь всего необычного – присущая детям начала 2-го года жизни. Особенно, если родители рядом! «Мама спокойная, значит и мне тревожиться не стоит» — так думает малыш.

   К двум годам ребенок на игру тратит в четыре раза больше времени, чем раньше. Он  уже меньше отвлекается во время игр и занятий,
начинает сам выбирать – хочется  ли ему играть в предлагаемую ему игру. Вряд ли Вы его заинтересуете игрой, которая не несет в себе чего-то новенького и интересного.

Продолжаем знакомить вашего ребенка с окружающими предметами такими как: верхней одеждой и обувью (пальто, варежки, перчатки, шарф, шапка, сапоги), а также с посудой (чайник, чашка с блюдцем, ковшик, кастрюля). Желательно дать ребенку  представление о том, что однородные предметы могут быть разные по виду и назначению (шкаф не только для посуды, но и шкаф для одежды или шкаф для игрушек).

Важно и нужно познакомить дитя с домашними животными — кошкой, собакой, черепашкой. Показать ребенку аквариумных рыбок, отметить их особенности (могут жить в воде).  Малышу будет интересно наблюдать за птичками (зимой можно сделать кормушку, насыпать корм и повесить на дерево или куст), обратить внимание ребенка на то, что птички могут летать.

В период от двух, а особенно от двух с половиной до 3 лет впервые очень интенсивными темпами развивается воображение. Теперь малыш активно действует в воображаемой ситуации. Попробуйте попросить его показать, как котик тихо крадется на лапках (встает на носочки), как ползет, извивается и шипит змея – войти в эти роли у малыша получится просто замечательно.

С развитием воображения и памяти становятся актуальны продуктивные виды творческой деятельности такие как:

— лепка из пластилин, теста, создание поделок из различных подручных материалов, особенно натуральных, природных.

— рисование (краски, карандаши, восковые мелки).

— конструирование (кубики, строительный материал, конструктор).

— и, конечно же — игра (ролевое поведение) и др.

Осторожно нужно относиться к мультфильмам в повседневности Вашего ребенка. Детские психологи говорят, что мультфильм для ребенка – это не просто сказка – это объективная реальность, что мультфильм – способен влиять на его воспитание. Нам родителям нужно сделать так, чтобы в этой детской реальности, добро всегда побеждало зло. С другими вариантами маленький человечек еще успеет столкнуться в жизни, но наша задача – заложить в него – ростки всего самого доброго и позитивного.  Дети которые часто смотрят такие мультики как: «Том и Джерри», «Губка Боб», «Котопес», «Крутые бобры» и т.д. становятся более капризными, дерзкими, бессознательно плаксивыми, требовательными и злыми. Показывайте детям добрые мультфильмы такие как: «Кот Леопольд», «Буратино», «Крошка Енот», «Гадкий утенок», «Мешок яблок», потому что сценарии этих мультфильмов составлялись с учетом педагогических и психологических требований к видеопродукции для детей. Эти мультики действительно создавались специально для нежных детских душ, которым предстояло жить в прекрасном светлом будущем.

В активном словаре ребенка, к 3-м годам, может присутствовать 1200-1500 слов, а то и больше. Малыш начинает строить предложения из 3-4 слов и группы взаимосвязанных предложений, пытается выстроить речь грамотно, например, склоняя существительные и т.д.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка. Для того, чтобы вывести общение с ребенком на новый продуктивный уровень — Вам необходимо:

— оставаться достойным примером для подражания;

— деликатно относиться к формированию чувства собственного достоинства малыша;

— предоставлять ему как можно больше возможностей для активности и самовыражения, «свободы действий». Вам необходимо, как говорится, «идти за ребенком», аккуратно поворачивая его интересы в полезное русло;

— давать ему право выбора, даже если это проявляется в мелочах: «Какую кофточку ты хочешь надеть? Из какой кружки будешь пить сок?»;

— проявлять неподдельный интерес к занятиям и увлечениям крохи.

Так вам удастся значительно смягчить кризис общения  с ребенком, возникающий на рубеже трех лет.

Чтобы эмоционально сблизиться со своим ребенком — просто как можно чаще его обнимайте, играйте с ним, вместе танцуйте и пойте, давайте «концерты» (это так же поможет ему укрепить уверенность в себе), сделайте традицией — занятия совместной творческой деятельностью (рисование, поделки и пр.), обязательным также сделайте ежедневное чтение сказок на ночь.

Вехи развития — ваш ребенок в 3 года

Вехи развития — ваш ребенок в 3 года | Беременность Рождение и ребенок

начало содержания

6-минутное чтение

Слушать

Ваш малыш достигнет многих этапов развития в возрасте от 2 до 3 лет, и вы можете помочь ему достичь этого несколькими способами.

Очень важно, чтобы ваш малыш высыпался — от 12 до 13 часов в сутки, включая продолжительный сон ночью. Некоторым детям вообще не нужен дневной сон, особенно когда они приближаются к 3-летнему возрасту, но им все же может понадобиться некоторое время для тишины.

Дети получают пользу от раннего знакомства с разнообразной здоровой пищей. Предлагайте несколько блюд, включая овощи и фрукты, при каждом приеме пищи, и пусть ваш ребенок сам решает, сколько он хотел бы попробовать. Демонстрируйте правильное пищевое поведение (помните, они любят подражать вам!), садясь, не отвлекаясь, и съедая разнообразную здоровую пищу.

Чрезмерное использование экранов и устройств маленькими детьми может привести к задержкам в их развитии, например, к задержке способности писать или раскрашивать, а также к замедлению крупной моторики, например бега и прыжков. Старайтесь, чтобы время у экрана (включая телевизор) не превышало 2 часов в день в возрасте от 2 до 5 лет (в идеале не проводить время у экрана для детей младше 2 лет).

Вехи физического развития и навыков

Малыши, как правило, начинают (и, возможно, завершают) приучение к туалету в возрасте от 2 до 3 лет. Постарайтесь набраться терпения и подождать, пока они не будут готовы.

Приучение к туалету требует множества различных навыков, которые у одних детей развиваются быстрее, чем у других. Признаки того, что ваш малыш может быть готов начать приучение к туалету, обычно появляются в возрасте 2 лет.

Узнайте больше о приучении к туалету.

К 3 годам многие малыши будут помогать вам мыть их в ванне.

При поощрении они станут лучше пользоваться ложкой, но вам, возможно, придется набраться терпения и ожидать беспорядка во время еды.

Вашему малышу, скорее всего, понравится играть с другими детьми, ролевые игры, пение и игры, которые, кажется, копируют действия членов семьи, такие как приготовление пищи или использование предметов домашнего обихода и инструментов.

Вы заметите улучшение способностей вашего малыша:

  • бросать, пинать и ловить мяч
  • ходить вверх и вниз по лестнице, держась за перила или за руку

Они также могут:

  • прыгать на месте
  • ездить на трехколесном велосипеде
  • одеться (с твоей помощью)
  • скопируйте круг карандашом или мелком
  • завинчивать и отвинчивать крышки банок и поворачивать дверные ручки
  • перелистывать страницы книги

Эмоциональные вехи

Это важное время для эмоционального развития вашего ребенка. Они начнут испытывать более сложные эмоции, такие как вина и стыд, и это может сбивать с толку.

В этом году малыши лучше понимают чувства других людей, в том числе то, как их поведение может повлиять на вас и как ваше поведение влияет на них. Они могут проявлять заботу о друзьях или семье, которые плачут. Они также с большей готовностью отделяются от родителей или опекунов.

Истерики, скорее всего, продолжатся, поскольку они борются с сильными чувствами и неспособностью выразить их словами.

Им может казаться, что им нравится рутина, и они расстраиваются, если что-то меняется, хотя они лучше справляются с этими переходами и часто могут быстрее, чем младшие дети, освоиться.

Вехи мышления и языка

В 2 года ваш ребенок, вероятно, будет знать и использовать 50 или более слов, иногда в предложениях из 2 или 3 слов. Они начнут использовать «я», «мы» и «мне» и поймут эти слова, когда вы их используете. К 3 годам словарный запас вашего ребенка составляет 200 и более слов, и он может соединять их в более длинные предложения из 3 и более слов. Вы можете начать разговор, в котором вы и ваш ребенок говорите по очереди. Большая часть их речи теперь будет понятна.

Когда вашему малышу исполнится 3 года, он сможет в нескольких словах объяснить, что он делал или где был. Незнакомцы в большинстве случаев смогут их понять. Они смогут следовать инструкции из 2-3 шагов.

В течение года вы также заметите, что ваш малыш начинает использовать грамматические правила языка, например, использовать глаголы в прошедшем времени, такие как «Я гулял с папой» вместо «Я гулял с папой».

Дети, которые растут в домах, где говорят на нескольких языках, будут развиваться так же, но не совсем так, как дети, которые растут с одним языком. Например, ваш двуязычный ребенок может не произносить 50 слов на одном языке, но, скорее всего, может произнести 50 слов на двух языках.

Ваш ребенок начнет пытаться решать задачи, сопоставлять предметы или картинки и отвечать на вопросы «кто, что и где».

Ваш ребенок лучше поймет, как связаны события и действия, например, что переодевание тапочек в туфли означает, что они выходят на улицу.

Вы заметите, что ваш ребенок разговаривает или поет сам с собой, играя и озвучивая свои игрушки. Узнайте больше о развитии речи у детей.

Помощь в развитии вашего ребенка

Вы можете еще больше помочь своему ребенку в развитии и достижении определенных этапов: по телефону

  • разрешите ему участвовать в различных игровых мероприятиях, которые помогут ему научиться ладить с другими и улучшить общую и мелкую моторику, а также зрительно-моторную координацию.
  • поощрять и хвалить усилия как в существующих, так и в новых навыках, чтобы повысить их уверенность в том, чтобы продолжать пробовать новые вещи
  • читать, слушать и разговаривать с малышом, чтобы поддержать разговор, развить коммуникативные навыки и дать ему почувствовать, что его ценят

Если вас это беспокоит

Дети учатся и демонстрируют способность выполнять навыки и выполнять задания в разном возрасте. Но вы можете поговорить со своим врачом или детской медсестрой, если ваш 3-летний ребенок:

  • много падает или испытывает трудности с лестницей
  • не может балансировать на одной ноге
  • имеет очень нечеткую речь
  • не может провести простую линию или крест, использовать столовые приборы или кнопки отмены
  • не говорит предложениями
  • , кажется, не понимает инструкцию из 2-3 шагов
  • не притворяется, что играет
  • не хочет играть с другими детьми или игрушками
  • не смотрит в глаза
  • теряет навыки, которые у них когда-то были

Прививки

Помимо ежегодной вакцинации против гриппа, для вашего ребенка в возрасте от 2 до 3 лет не существует стандартных прививок. Они должны были получить несколько вакцин в возрасте 18 месяцев. Если что-то из этого было пропущено, вы можете поговорить с врачом вашего ребенка о графике наверстывания.

Узнайте больше об австралийской программе вакцинации.

Источники:

Центры по контролю и профилактике заболеваний
(Важные вехи: вашему ребенку в три года) ,
Департамент здравоохранения
(Расписание Национальной программы иммунизации) ,
Сеть «Воспитание детей»
(Развитие языка: 2-3 года) ,
Сеть «Воспитание детей»
(Приучение к туалету: практическое руководство) ,
Сеть «Воспитание детей»
(2-3 года: развитие малышей) ,
Тресильан
(Расселение: 1-3 года)

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента HealthDirect.

Последнее рассмотрение: октябрь 2021 г.

Наверх

Связанные страницы

  • Вехи развития — ваш ребенок в 4 года
  • Вехи развития — ваш ребенок в 5 лет
  • Вехи развития — ваш ребенок от 18 до 24 месяцев
  • Вехи развития — ваш ребенок от 12 до 18 месяцев

Нужна дополнительная информация?

Развитие ребенка от 2 до 3 лет | Стартовые блоки

Факты для молодых родителей о важных вехах развития от 2 до 3 лет.