Педагогическая характеристика на ребенка | Материал по развитию речи:

ХАРАКТЕРИСТИКА

на Иванова Ивана, 4 года, воспитанника средней группы «Полянка»  Детский сад №…

Детский сад  Иван посещает с двух лет. Период адаптации прошел благополучно: не болел, быстро привык к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием.

Соматическое здоровье Ивана  — редко болеет простудными заболеваниями, ест хорошо, долго  засыпает, но спит спокойно.

Иван ярко выражает свои эмоции, в основном преобладает радостное настроение, ребенок практически не грустит, эмоционально адекватен, не бывает депрессии.  Но в некоторых ситуациях может проявлять неуверенность в себе. Поэтому требуется поддержка и защита.

Навыки самообслуживаниями развиты. Самостоятельно одевается, раздевается, моет руки, соблюдает правила поведения за столом.

В детском саду Иван ведет себя хорошо, может побаловаться, очень  подвижный, к лидерству не стремится. На замечания воспитателей реагирует положительно.

Иван быстро идет на контакт. В группе к нему относятся хорошо. В общении со сверстниками избирателен, играет в группе из 2-3 человек. Иван общителен, коммуникабелен, доброжелателен, добрый , отзывчивый ребенок. 

У Ивана взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт, всегда выполняет просьбу, требование. Помощь взрослых принимает охотно.

 Внимание у ребенка неустойчивое, часто переключается на другое действие, быстро утомляется, память хорошая, но кратковременная.

 В игре отдает предпочтение шумным и подвижным играм. Любимые игрушки приносит с собой, делится со сверстниками.  Иван проявляет доброжелательное отношение к окружающим. 

На занятиях Иван —  малоактивен, отвлекается. Уровень объема внимания — средний. Ваня хорошо раскрывается в индивидуальном общении. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром называет предметы, их свойства, качества. Знает домашних, диких животных, называет овощи, фрукты, транспорт, но не всегда пользуется обобщающими словами. Делится информацией с воспитателями о своей семье.

 Иван умеет различать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Знает понятие  «один» —  «много». Называет  все основные цвета.

На занятиях по развитию речи Ваня с трудом  пересказывает с помощью воспитателя короткие сказки, рассказы по плану. Речь несвязная, состоит из отдельных слов. Словарь достаточен для общения со сверстниками. Нарушено звукопроизношение. Слова выговаривает плохо.

На занятиях по изобразительной деятельности, Ваня всегда ждет помощи воспитателя, т.к  мелкая моторика  недостаточно развита, на лепке ему тяжело раскатывать пластилин. Боится сделать ошибку, если не получается очень расстраивается и может даже зареветь, далее отказывается продолжать работу самостоятельно.

 Физическое развитие в соответствии с возрастом. На занятиях по физической культуре мальчик подвижный, выполняет всё старательно.

Родители Ивана заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Выполняют все рекомендации педагогов.

Дата

Воспитатели

(_________________) ()

(_________________) ()

Заведующая

(______________) ()

М. П.

Как написать характеристику на ребенка неговорящего ребенка

Виктория Прокопович

Примерная характеристика на ребенка 5 лет с задержкой психоречевого развития

Характеристика

В детский сад поступила в сентябре 2021 года. До этого девочка находилась на домашнем обучении, ДОУ не посещала. Девочка родилась с врожденным пороком сердца, врожденной расщелиной твердого и мягкого неба. Адаптация прошла без особенностей. Девочка быстро привыкла к детскому саду. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивная, неконфликтная, очень ласковая и отзывчивая. В группе дети ее любят, охотно с ней играют и помогают при необходимости. Охотно идёт на контакт со взрослыми, выполняет простые поручения.

Крупная и мелкая моторика нарушена. Грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков нет. Наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Потребность в движении чаще реализуется через хаотичную двигательную активность.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом без напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.

В игровой деятельности наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов. Выполняет игровые действия без достаточного речевого сопровождения.

На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Общий темп деятельности медленный. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.

Лучше усваивает материал на индивидуальных занятиях. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно)

принимает, оказание помощи эффективно. У девочки замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ей требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции.

Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих, звукопроизношение нарушено. Это связано с врожденными особенностями неба. Словарный запас и связная речь ниже возрастной нормы. Чаще речь односложная. Затрудняется в построении целых предложений.

Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая. Зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию, требуется многократное повторение, прежде чем девочка воспроизведет стихотворение. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Знает круг, треугольник, квадрат. Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.

Мышление ниже возрастной нормы, слабо развиты операции анализа и синтеза. Ребенок самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.

Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.

Любит трудовые и индивидуальные поручения, подвижные игры. Проявляет интерес к рисованию. Девочка достаточно хорошо и аккуратно разукрашивает. На занятиях лепкой и аппликацией испытывает трудности в связи со слабо развитой моторикой руки.

Ребенок воспитывается в неполной семье. Мама уделяет достаточно внимания дочери, активно интересуется поведением девочки на занятиях и в свободной деятельности, переживает за нее. Все рекомендации специалистов выполняет. В семье благополучный микроклимат.

Конспект занятия по аппликации с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития «Скворцы прилетели» Конспект занятия по аппликации с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития «Скворцы прилетели» Альфира Мухаметдинова Тема: «Скворцы.

Конец занятия по аппликации с детьми 5–6 лет с задержкой психического развития «Скворцы прилетели» удожественно-эстетическое развитие (аппликация) Тема: «Скворцы прилетели» для работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития.

Конспект группового занятия по развитию речи детей 2–2,5 лет с задержкой речевого развития по теме «Домашние животные» Тема: Домашние животные Цели и задачи занятия: -Коррекционно-образовательные: продолжать расширять активный словарь, работа над развитием.

Конспект индивидуального занятия для ребенка 5–6 лет с задержкой психического развития на тему «Животные» Цель: расширить представление о животных; развивать психические процессы. Задачи: – развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие;.

Конспект логопедического занятия для детей 4–5 лет с задержкой психического развития «Звуки и буквы А, У» Тема: «Звуки и буквы А, У» (лексическая тема: Домашние птицы). Цель: произношение, дифференциация, анализ звуков А, У. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по ФЭМП для детей 4–5 лет с задержкой психического развития «Число и цифра 2» Тема: «Число и цифра 2» (лексическая тема: Домашние птицы). Цель: знакомство с числом и цифрой 2. Задачи: Образовательные: показать образование.

Конспект по развитию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет с задержкой психического развития Конспект по развитию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Понятия: «длинный».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет с задержкой психического развития «Фрукты» “Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР. ” Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии,.

Специфические особенности коммуникативно-речевых навыков у детей 2–3 лет с задержкой речевого и психоречевого развития Отдельных дефектов, связанных с нарушением только коммуникативно – речевых навыков, у детей 2 – 3 лет не рассматривают. В раннем возрасте.

Источник статьи: https://www.maam.ru/detskijsad/primernaja-harakteristika-na-rebenka-5-let-s-zaderzhkoi-psihorechevogo-razvitija.html

Развитие ребенка от 5 до 6 лет

Развитие ребенка от 5 до 6 лет: что происходит

Игра и обучение
Даже когда дети становятся старше и идут в школу, игра важна. Так дети по-прежнему учатся и формируют социальные, эмоциональные и мыслительные навыки.

Ролевая игра вашего ребенка стала более сложной, наполненной фантазиями и драмой. Вы также можете заметить, что ваш ребенок может играть с другими для достижения общей цели — например, вместе строить один большой замок из песка. Ваш ребенок также может разобраться, если другой ребенок не хочет играть в определенную игру.

Ваш ребенок становится более общительным и предпочитает играть с друзьями, а не в одиночку. Ваш ребенок может поделиться, хотя ему может быть трудно делиться любимыми игрушками и другими вещами.

Игры с правилами иногда бросают вызов вашему 6-летнему ребенку, и иногда ваш ребенок может даже обвинять других в жульничестве.

Чувства
В этом возрасте дети могут выражать чувства, хотя им может потребоваться помощь и время, чтобы определить и рассказать о сложных эмоциях, таких как разочарование или ревность. Они также часто гораздо лучше контролируют чувства и могут иметь меньше неожиданных вспышек гнева и печали.

Возможно, вы увидите больше терпения, и ваш ребенок может даже начать спорить с вами. Это означает, что в будущем может быть меньше разногласий.

Хотя ваш 6-летний ребенок любит быть независимым, он все еще нуждается в вашей любви и внимании. Общение с вами и семьей — самое важное в жизни вашего ребенка. Ваш ребенок гордится своими достижениями, хочет вашего одобрения и, вероятно, плохо переносит критику или дисциплину.

Растущее понимание окружающего мира вашим ребенком может привести к возникновению некоторых страхов. Например, некоторые дети могут бояться сверхъестественных вещей (например, привидений), критики, испытаний, неудач, физического вреда или угроз.

Мышление
Дети школьного возраста теперь могут дольше концентрировать внимание.

Ваш ребенок понимает простые понятия, такие как время (сегодня, завтра, вчера), знает времена года, узнает некоторые слова наизусть и пытается произнести слова вслух. Ваш ребенок может даже читать самостоятельно.

Ваш ребенок лучше понимает точки зрения других людей, что помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.

Разговоры и общение
В этом возрасте дети много разговаривают, иногда даже когда в комнате никого нет.

Вы услышите, как ваш ребенок использует полные и сложные предложения и ведет разговор как взрослый, хотя ему все еще может быть трудно описывать сложные идеи или события. Ваш ребенок понимает шутки и загадки – шутки о какашках и мочеиспускании особенно забавны. Вашему ребенку также нравится возможность «покажи и расскажи» в школе.

Ваш ребенок понимает больше слов, чем может произнести, и каждый день он учит до 5–10 новых слов. В этом возрасте словарный запас растет настолько быстро, что мозг вашего ребенка часто думает быстрее, чем ваш ребенок может говорить.

Движение
В 5 лет дети лучше координируются и любят демонстрировать новые физические навыки – вы часто будете слышать крики «Посмотрите на меня!»

Ваш ребенок может научиться кататься на велосипеде, прыгать через скакалку , балансировать на одной ноге в течение короткого промежутка времени, спускаться по лестнице, не держась за руку, подпрыгивать и ловить большой мяч. Многие 6-летние также будут заинтересованы в командных видах спорта, таких как футбол.

Вам кажется, что ваш 6-летний ребенок не может сидеть спокойно? Извиваться во время просмотра телевизора, за обеденным столом или даже во сне — обычное дело.

Мелкая моторика вашего ребенка улучшается, что приводит к большей самостоятельности в таких вещах, как завязывание шнурков, использование молний и пуговиц и расчесывание волос. Вашему ребенку все еще может быть трудно резать еду ножом, но ему нравится возможность попрактиковаться.

Повседневная жизнь и поведение
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и любят принимать небольшие решения, например, какую одежду надеть или что съесть на обед.

Поступление в школу открывает совершенно новый социальный мир с новым набором правил. Это может быть трудным или сложным для вашего ребенка. Школа может быть утомительной, поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок легко расстраивается, особенно после долгого дня. В эти дни вы, возможно, захотите, чтобы ваш ребенок оставался дома после школы в тишине и стремился ложиться спать пораньше.

Вне зависимости от того, беспокоится ли ваш ребенок о том, что он пойдет в школу, или его переполняет волнение, немного планирования и подготовки могут облегчить переход.

В этом возрасте ваш ребенок может также :

  • копировать простые фигуры карандашом
  • копировать буквы и писать свое имя
  • произносить свое полное имя, адрес, возраст и день рождения
  • рисовать более реалистичные картинки – например, человек с головой с глазами, ртом и носом и телом с руками и ногами
  • читать простые книжки с картинками
  • понимать важность правил и простые причины, лежащие в их основе.

Помощь в развитии ребенка в возрасте 5-6 лет

Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:

  • Поощряйте движение : занимайтесь различными видами спорта и развлекательными мероприятиями вместе или с другими. Они учат социальным навыкам, таким как чередование, сотрудничество, ведение переговоров, честная игра и хороший вид спорта.
  • Вовлекайте ребенка в простые домашние дела: накрывая на стол или помогая убрать чистую одежду, вы развиваете двигательные и мыслительные навыки, а также обучаете сотрудничеству и ответственности. Эти навыки важны для школы.
  • Выделите время для свободной игры: даже если ваш ребенок начал ходить в школу и заниматься другими структурированными занятиями, игра все еще очень важна в этом возрасте. Пусть ваш ребенок сам выбирает, как провести это бесплатное игровое время.
  • Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего 10 минут. Совместная игра дает вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также показывает вашему ребенку, что вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе.
  • Практикуйте поведение в классе: например, вы можете давать ребенку небольшие задания, требующие внимания или требующие выполнения простых правил или инструкций. Разговаривайте о любимом животном или спорте вашего ребенка и поощряйте ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы. Все это поможет вашему ребенку подготовиться к школе.
  • Устраивайте встречи для игр: проводите время с другими детьми, особенно если они ходят в одну школу, помогает развивать социальные навыки и приучает ребенка к тому, что он находится отдельно от вас.
  • Поговорите о чувствах: вы можете помочь своему ребенку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить словами эти чувства. Это поможет вашему ребенку завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.

Воспитание ребенка школьного возраста

Будучи родителем, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

Когда вы сосредоточены на уходе за ребенком, вы можете забыть или у вас может не хватить времени, чтобы позаботиться о себе. Но забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.

Иногда вы можете чувствовать себя разочарованным, расстроенным или подавленным. Можно немного отдохнуть , пока не почувствуете себя спокойнее. Поместите ребенка в безопасное место или попросите кого-нибудь еще присмотреть за ним какое-то время. Попробуйте уйти в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвонить члену семьи или другу, чтобы обсудить ситуацию.

Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого.

Просить о помощи — это нормально. Если вы чувствуете себя подавленным требованиями по уходу за ребенком, позвоните в местную родительскую службу. Вы также можете попробовать наши идеи, как справиться с гневом, беспокойством и стрессом.

Когда следует беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 5–6 лет

Обратитесь к врачу, если у вас возникнут какие-либо опасения или вы заметите, что у вашего ребенка есть какие-либо из следующих проблем в возрасте 5–6 лет.

Общение и понимание
Ваш ребенок:

  • с трудом понимает или говорит неполными предложениями
  • с трудом выполняет простые указания, например: «Пожалуйста, положите пижаму на кровать после того, как оделись». ‘.

Поведение и игра
Ваш ребенок:

  • часто проявляет неподобающее или вызывающее поведение – например, впадает в истерику всякий раз, когда не добивается своего
  • не проявляет интереса к письмам или попыткам написать собственное имя
  • очень замкнут, обеспокоен или подавлен или очень расстраивается при разлуке с вами
  • плохо взаимодействует с другими — например, агрессивен или не проявляет интереса к общению с другими детьми или взрослыми.

Повседневные навыки
Ваш ребенок:

  • все еще мочится или пачкает штаны в течение дня, но обратите внимание, что ночное недержание мочи характерно для детей до 6-7 лет, особенно для мальчиков
  • испытывает затруднения засыпать ночью или спать.

Вам следует обратиться к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте у вашего ребенка наблюдается заметная и постоянная потеря навыков.

Дети растут и развиваются с разной скоростью. Если вы беспокоитесь о том, является ли развитие вашего ребенка «нормальным», полезно знать, что «нормальное» сильно различается. Но если вы все же чувствуете, что что-то не так, обратитесь к своему терапевту.

Потенциал развития в первые 5 лет для детей в развивающихся странах

1. Джонс Г., Стикет Р.В., Блэк Р.Э., Бхутта З.А., Моррис С., Исследовательская группа по выживанию детей Белладжио Сколько смертей мы можем предотвратить в этом году? Ланцет. 2003; 362: 65–71. [PubMed] [Google Scholar]

2. Майтра П. Влияние социально-экономических характеристик на возраст вступления в брак и общую рождаемость в Непале. J Health Pop Nutr. 2004; 22:84–96. [PubMed] [Google Scholar]

3. Lam D, Duryea S. Влияние школьного образования на рождаемость, предложение рабочей силы и инвестиции в детей, с данными из Бразилии. J Hum Res. 1999;34:160–192. [Google Scholar]

4. Франкенберг Э., Мейсон В. Материнское образование и поведение, связанное со здоровьем: предварительный анализ Индонезийского исследования семейной жизни 1993 года. Джей Поп. 1995; 1: 21–44. [Google Scholar]

5. Hatt LE, Waters HR. Детерминанты детской заболеваемости в Латинской Америке: объединенный анализ взаимодействия между образованием родителей и экономическим статусом. соц. мед. 2006; 62: 375–386. [PubMed] [Google Scholar]

6. Псахаропулос Г. Детерминанты формирования человеческого капитала в раннем возрасте: данные из Бразилии. Изменение культа Econ Dev. 1989;37:683–708. [Google Scholar]

7. Розенцвейг М.Р., Вольпин К.И. Возрастает ли отдача от межпоколенческого производства человеческого капитала — образования матери и интеллектуальных достижений ребенка? J Hum Res. 1994; 29: 670–693. [Google Scholar]

8. ООН . Дорожная карта по реализации Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций; Нью-Йорк: 2002 г. Документ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A56/326. [Google Scholar]

9. Виктора К.Г., Вагстафф А., Шелленберг Дж.А., Гваткин Д., Клаесон М., Хабихт Дж.П. Применение объектива справедливости к здоровью и смертности детей: одного и того же недостаточно. Ланцет. 2003; 362: 233–241. [PubMed] [Академия Google]

10. Вакс ТД. Необходимо, но недостаточно: соответствующие роли одиночного и множественного влияния на индивидуальное развитие. Американская психологическая ассоциация; Вашингтон, округ Колумбия: 2000. [Google Scholar]

11. Брукс-Ганн Дж., Дункан Дж.Дж. Влияние бедности на детей. Будущее дитя. 1997; 7: 55–71. [PubMed] [Google Scholar]

12. Брэдли Р., Корвин Р. Социально-экономический статус и развитие ребенка. Энн Рев Психол. 2002; 53: 371–399. [PubMed] [Google Scholar]

13. Mistry RS, Biesanz JC, Taylor LC, Burchinal M, Cox MJ. Доход семьи и его связь с адаптацией детей дошкольного возраста к семьям в исследовании NICHD по уходу за детьми в раннем возрасте. Дев Психология. 2004;40:727–745. [PubMed] [Академия Google]

14. Исследовательская сеть по уходу за детьми раннего возраста NICHD Before Head Start: доход и этническая принадлежность, характеристики семьи, опыт ухода за детьми и развитие ребенка. Раннее образование Dev. 2001; 12: 545–576. [Google Scholar]

15. Раттер М. Пути от детства к взрослой жизни. J Детская психология Психиатр. 1989; 30: 23–51. [PubMed] [Google Scholar]

16. Комитет по интеграции науки о развитии ребенка. От нейронов к соседям: наука о развитии ребенка. Пресса Национальной Академии; Вашингтон, округ Колумбия: 2000. [Google Scholar]

17. Томпсон Р.А., Нельсон К.А. Наука о развитии и СМИ: раннее развитие мозга. Я психол. 2001; 56: 5–15. [PubMed] [Google Scholar]

18. Black J, Jones T, Nelson C, Greenough W. vol 1. Wiley; Нью-Йорк: 1998. С. 31–53. (Пластичность нейронов и развивающийся мозг. Справочник по детской и подростковой психиатрии). [Google Scholar]

19. Лю Д., Диорио Дж. , Дэй Дж., Фрэнсис Д., Мини М. Материнская забота, синаптогенез гиппокампа и когнитивное развитие у крыс. Нат Нейроски. 2000;3:799–806. [PubMed] [Google Scholar]

20. Мини М. Забота о матери, экспрессия генов и передача индивидуальных различий в реакции на стресс из поколения в поколение. Энн Рев Нейроски. 2001; 24:1161–1192. [PubMed] [Google Scholar]

21. Морган Р., Гараван Х., Смит Э., Дрисколл Л., Левицкий Д., Страпп Б. Раннее воздействие свинца приводит к длительным изменениям в устойчивом внимании, инициировании реакции и реакции на ошибки. Нейротоксикол Тератол. 2001; 23: 519–531. [PubMed] [Академия Google]

22. Родье П. Экологические причины недоразвития центральной нервной системы. Педиатрия. 2004; 113:1076–1083. [PubMed] [Google Scholar]

23. Уэбб С., Монк С., Нельсон С. Механизмы постнатального нейробиологического развития: последствия для развития человека. Дев Нейропсихология. 2001; 19: 147–171. [PubMed] [Google Scholar]

24. Уилсон М. А., Джонстон М.В., Гольдштейн Г.В., Блю М.Э. Воздействие свинца на новорожденных нарушает развитие коры головного мозга грызунов. ПНАС. 2000;97:5540–5545. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Гуннар М. Стресс, воспитание и молодой мозг. Концепции ухода: двадцать кратких статей, указывающих путь к качественному уходу за младенцами и детьми ясельного возраста. Сан-Франциско: West Ed (в печати).

26. Bredy T, Humpartzoomian R, Cain D, Meaney M. Частичное изменение влияния материнской заботы на когнитивные функции за счет обогащения окружающей среды. Неврологи. 2003; 118: 571–576. [PubMed] [Google Scholar]

27. Мини М., Митчелл Дж., Эйткен Д. Влияние ухода за новорожденным на развитие реакции коры надпочечников на стресс: значение для невропатологии и когнитивного дефицита в более позднем возрасте. Психоневроэндокринол. 1991;16:85–103. [PubMed] [Google Scholar]

28. Раттер М., О’Коннор Т., Исследовательская группа английских и румынских усыновленных (ERA) Есть ли влияние биологического программирования на психологическое развитие? Результаты исследования румынских приемных детей. Дев Психология. 2004; 40:81–94. [PubMed] [Google Scholar]

29. Карри Дж., Томас Д. Ранние результаты тестов, социально-экономический статус и будущие результаты. Национальное бюро экономических исследований; Cambridge: 1999. Рабочий документ 6943. [Google Scholar]

30. Pianta RC, McCoy SJ. Первый день в школе: прогностическая валидность раннего школьного скрининга. J Appl Dev Psychol. 1997;18:1–22. [Google Scholar]

31. Файнштейн Л. Неравенство в раннем когнитивном развитии детей в когорте 1970-х годов. Экономика. 2003; 70:73–97. [Google Scholar]

32. Стит А.Ю., Горман К.С., Чоудхури Н. Влияние психосоциального риска и пола на успеваемость в школе в Гватемале. Прил. Псих. 2003; 52: 614–629. [Google Scholar]

33. Горман К.С., Поллитт Э. Смягчает ли школьное обучение последствия раннего риска? Детский Дев. 1996; 67: 314–326. [PubMed] [Академия Google]

34. Liddell C, Rae G. Прогнозирование отсева в начальных классах: продольное исследование успеваемости в начальной школе в выборке сельских детей Южной Африки. Br J Educ Psychol. 2001; 71: 413–428. [PubMed] [Google Scholar]

35. Daniels MC, Adair LS. Рост числа маленьких филиппинских детей предсказывает траекторию школьного обучения в средней школе. Дж Нутр. 2004; 134:1439–1446. [PubMed] [Google Scholar]

36. Мендес М.А., Адэр Л.С. Тяжесть и сроки задержки роста в первые два года жизни влияют на результаты когнитивных тестов в позднем детстве. Дж Нутр. 1999;129:1555–1562. [PubMed] [Google Scholar]

37. Walker SP, Chang SM, Powell CA, Grantham-McGregor SM. Влияние психосоциальной стимуляции в раннем детстве и пищевых добавок на познание и образование у ямайских детей с задержкой роста: проспективное когортное исследование. Ланцет. 2005; 366: 1804–1807. [PubMed] [Google Scholar]

38. Victora CG, Barros FC, Lima RC. Исследование возрастной когорты Pelotas, Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия, 1982–2001 гг. Cad Saude Publica, Рио-де-Жанейро. 2003: 1241–1256. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Виктора М. Д., Виктора К.Г., Баррос ФК. Межкультурные различия в темпах развития: сравнение британских и бразильских детей. Здоровье по уходу за детьми Dev. 1990; 16: 151–164. [PubMed] [Google Scholar]

40. Филмер Д., Притчетт Л.Х. Оценка эффектов благосостояния без данных о расходах или слезах: применение к образовательным учреждениям в штатах Индии. Демография. 2001; 38: 115–132. [PubMed] [Google Scholar]

41. Поллитт Э., Горман К.С., Энгл П.Л., Марторелл Р., Ривера Дж. Раннее дополнительное питание и познание. Mon Soc Child Dev. 1993;58 [PubMed] [Google Scholar]

44. ЮНЕСКО . Доклад о глобальном мониторинге ОДВ, 2005 г. ЮНЕСКО; Paris, France: 2005. [Google Scholar]

45. Gonzalez P, Guzman JC, Partelow L. Основные моменты международных исследований по математике и естественным наукам TIMSS 2003. Министерство образования США; Вашингтон, округ Колумбия: 2004. [Google Scholar]

46. Бьямугиша А., Сенабуля Ф. Проект SACMEQ II в Уганде: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005 г. [Google Scholar] 9.0008

47. Chimombo J, Kunje D, Chimuzu T, Mchikoma C. Проект SACMEQ II в Малави: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

48. Кейтейле М., Мокубунг М. Проект SACMEQ II в Ботсване: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

49. Кулпу Д., Сунаране М. Проект SACMEQ II на Маврикии: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005 г. [Google Scholar] 9.0008

50. Макува Д. Проект SACMEQ II в Намибии: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

51. Молой М., Штраус Дж. Проект SACMEQ II в Южной Африке: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

52. Мотибели А., Маема М. Проект SACMEQ II в Лесото: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005 г. [Google Scholar] 9.0008

53. Мруту А.С., Понера Г.Э., Нкумби Э.М. Проект SACMEQ II в Танзании: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

54. Нассор С.М., Абдалла М.С., Салим М.М., Саид О. Проект SACMEQ II на Занзибаре: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

55. Онсому Э., Нзомо Дж., Обьеро К. Проект SACMEQ II в Кении: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005 г. [Google Scholar] 9.0008

56. Passos A, Nahara T, Magaza F, Lauchande C. Проект SACMEQ II в Мозамбике: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

57. Шабалала Дж. Проект SACMEQ II в Свазиленде: исследование условий школьного обучения и качества образования. САКМЕК; Хараре, Зимбабве: 2005. [Google Scholar]

58. Hamill PV, Drizd TA, Johnson CL, Reed RB, Roche AF. Кривые роста NCHS для детей от рождения до 18 лет. Соединенные Штаты. Жизненный показатель здоровья. 1977;11:1–74. [PubMed] [Google Scholar]

59. Бхандари Н., Бахл Р., Танеджа С., де Онис М., Бхан М.К. Показатели роста богатых индийских детей аналогичны показателям в развитых странах. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2002; 80: 189–195. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Группа ВОЗ по многоцентровому эталонному исследованию роста Оценка различий в линейном росте среди населения в многоцентровом эталонном исследовании ВОЗ. Приложение Acta Pediatr. 2006; 450:56–65. [PubMed] [Академия Google]

61. Шримптон Р., Виктория К.Г., де Онис М., Лима Р.К., Блосснер М., Клагстон Г. Сроки задержки роста во всем мире: последствия для вмешательства в области питания. Педиатрия. 2001;107:e75. [PubMed] [Google Scholar]

62. Martorell R, Schroeder DG, Rivera JA, Kaplowitz HJ. Закономерности линейного роста сельских гватемальских подростков и детей. Дж Нутр. 1995; 125:S1060–S1067. [PubMed] [Google Scholar]

63. Adair LS. Филиппинские дети демонстрируют догоняющий рост в возрасте от 2 до 12 лет. Дж Нутр. 1999;129:1140–1148. [PubMed] [Google Scholar]

64. Дитон А. Подсчет бедных в мире: проблемы и возможные решения. Данные Всемирного банка Res Obs. 2001; 16: 125–147. [Google Scholar]

65. Гордон Г., Нэнди С., Пантазис С., Пембертон С., Таунсенд П. Детская бедность в развивающихся странах. Политическая пресса; Бристоль, Великобритания: 2003. [Google Scholar]

66. Всемирный банк, Показатели мирового развития, 2005. Всемирный банк, 2005.

67. Центр исследования хронической бедности. Отчет о хронической бедности за 2004–05 гг. Манчестерский университет; Манчестер, Великобритания: 2006 г. [Google Scholar] 9.0008

68. Хамадани Д.Д., Грэнтэм-МакГрегор С.М. Отчет о проекте показателей семейного ухода: проверка семейных психосоциальных показателей в сельских районах Бангладеш. Отчет для Отдела развития детей раннего возраста ЮНИСЕФ, 2004 г.

69. Бейкер-Хеннингем Х., Пауэлл С., Уокер С., Грантам-МакГрегор С. Матери недоедающих ямайских детей имеют более плохое психосоциальное функционирование, и это связано со стимулированием, предоставляемым дома. Eur J Clin Nutr. 2003; 57: 786–792. [PubMed] [Академия Google]

70. Шади Н., Паксон К. Когнитивное развитие детей раннего возраста в Эквадоре: роль здоровья, богатства и воспитания. Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики 3605, май 2005 г. Всемирный банк; Вашингтон, округ Колумбия: 2005. [Google Scholar]

71. Рихтер Л., Гризель Р., Де Вет Т. Взросление и поступление в школу: от рождения до десяти лет, когнитивная и социальная компетентность детей при поступлении в школу. В: Рихтер Л., редактор. Взгляд на школу: подготовка к школе и приспособление к ней в быстро меняющихся социальных условиях. Институт Гёте; Йоханнесбург: 1998. [Google Scholar]

72. Espy KA, Molfese VJ, DiLalla LF. Влияние мер окружающей среды на интеллект у детей раннего возраста: моделирование кривой роста на основе продольных данных. Квартал Меррилл-Палмер. 2001; 47:42–73. [Google Scholar]

73. Уокер С.П., Грэнтэм-МакГрегор С.М. Рост и развитие детей Вест-Индии. Часть 2: разработка. West Indian Med J. 1990; 39: 12–19. [PubMed] [Google Scholar]

74. Lozoff B, Teal SJL. Продольный анализ когнитивных и двигательных эффектов дефицита железа в младенчестве. Педиатр рез. 2004; 55:23А. [Академия Google]

75. ЮНИСЕФ . Положение детей в мире, 2006 г. ЮНИСЕФ; Нью-Йорк: 2005. [Google Scholar]

76. Глобальная база данных ВОЗ по детскому росту и недоеданию. Всемирная организация здравоохранения. 2006. http://www.who.int/nutgrowthdb/database/en/ (по состоянию на 18 марта 2006 г.)

77. ЯМР Бизли, зал A, Tomkins AM. Состояние здоровья зачисленных и незачисленных детей школьного возраста в Танге, Танзания. Acta Trop. 2000; 76: 223–229. [PubMed] [Google Scholar]

78. Moock PR, Лесли Дж. Недоедание в детстве и школьное образование в районе Тераи в Непале. Джей Дев Экон. 1986;20:33–52. [Google Scholar]

79. Брукер С., Холл А., Банди Д.П. Низкорослый рост и возраст поступления в начальную школу: исследования в двух африканских странах. соц. мед. 1999; 48: 675–682. [PubMed] [Google Scholar]

80. Джеймисон Д.Т. Детское недоедание и успеваемость в школе в Китае. Джей Дев Экон. 1986; 20: 299–309. [Google Scholar]

81. Кларк Н., Грэнтэм-МакГрегор С., Пауэлл С. Здоровье и питание предсказатели школьной неуспеваемости в Кингстоне, Ямайка. Экол Фуд Нутр. 1990;26:1–11. [Google Scholar]

82. Hutchinson SE, Powell CA, Walker SP, Chang SM, Grantham-McGregor SM. Питание, анемия, инфекция геогельминтами и школьная успеваемость сельских детей начальной школы Ямайки. Eur J Clin Nutr. 1997; 51: 729–735. [PubMed] [Google Scholar]

83. Агарвал Д.К., Упадхьяй С.К., Трипати А.М., Агарвал К.Н. Состояние питания, физическая работоспособность и умственная деятельность школьников. Фонд питания Индии, 1987 г. Научный отчет № 6.

84. Florencio C. Питание, здоровье и другие факторы, определяющие академическую успеваемость и школьное поведение учащихся с первого по шестой классы. Университет Филиппин; Кезан-Сити, Филиппины: 1988. [Google Scholar]

85. Steegmann AT, Datar FA, Steegmann RM. Физические размеры, успеваемость в школе и зрительно-моторная зрелость на Филиппинах. Am J Hum Biol. 1992; 4: 247–252. [PubMed] [Google Scholar]

86. Glewwe P, Jacoby HG, King EM. Питание в раннем детстве и успеваемость: лонгитюдный анализ. J Государственная экономика. 2001; 81: 345–368. [Академия Google]

87. Шариф З.М., Бонд Дж.Т., Джонсон Н.Е. Питание и успеваемость городских начальных школьников в Малайзии. Азиатско-Тихоокеанский регион J Clin Nutr. 2000; 9: 264–273. [PubMed] [Google Scholar]

88. Партнерство для развития детей Связь между хроническим недоеданием и результатами тестов на образование у вьетнамских детей. Eur J Clin Nutr. 2001; 55:801–804. [PubMed] [Google Scholar]

89. Brito GNO, de Onis M. Статус роста, поведение и нейропсихологические показатели. Arquivos Neuro-Psiquiatr. 2004;62:949–954. [PubMed] [Google Scholar]

90. Озмерт Э.Н., Юрдакок К., Сойсал С. Взаимосвязь между физическими, экологическими и социально-демографическими факторами и успеваемостью учащихся начальных классов. J Trop Педиатр. 2005; 51: 25–32. [PubMed] [Google Scholar]

91. Богин Б., Маквин Р.Б. Взаимосвязь социально-экономического статуса и пола с размерами тела, созреванием скелета и когнитивным статусом школьников Гватемалы. Детский Дев. 1983; 54: 115–128. [PubMed] [Академия Google]

92. Сигман М., Нойманн С., Янсен А.А., Бвибо Н. Когнитивные способности кенийских детей в отношении питания, особенностей семьи и образования. Детский Дев. 1989; 60: 1463–1474. [PubMed] [Google Scholar]

93. Johnston FE, Low SM, de Baessa Y, Macvean RB. Взаимодействие пищевого и социально-экономического статуса как детерминант когнитивного развития городских детей из неблагополучных семей Гватемалы. Am J Phys Антропол. 1987; 73: 501–506. [PubMed] [Google Scholar]

94. Webb KE, Horton NJ, Katz DL. Родительский IQ и когнитивное развитие недоедающих индонезийских детей. Евро Джей Клин Нутр. 2005;59: 618–620. [PubMed] [Google Scholar]

95. Young Lives Обоснование содержания анкеты 7,5–8,5 лет. Young Lives: международное исследование детской бедности. 2002. http://www.younglives.org.uk/ (по состоянию на 18 марта 2006 г.)

96. Иванович Д.М., Перес Х.Т., Оливарес М.Д., Диаз Н.С., Лейтон Б.Д., Иванович Р.М. Успеваемость в школе: многофакторный анализ пищевых, интеллектуальных, социально-экономических, социокультурных, семейных и демографических переменных у чилийских детей школьного возраста. Питание. 2004; 20: 878–889.. [PubMed] [Google Scholar]

97. Куэто С. Рост, вес и уровень образования в сельских районах Перу. Еда Нутр Бык. 2005; 26 (2 приложение 2): S251–S260. [PubMed] [Google Scholar]

98. Глевве П., Джейкоби Х. Экономический анализ задержки поступления в начальную школу в стране с низким уровнем доходов: роль питания в раннем детстве. Преподобный Экон Стат. 1995; 77: 156–169. [Google Scholar]

99. Попкин Б., Лим Ибанез М. Питание и успеваемость в школе. соц. мед. 1982; 16: 53–61. [PubMed] [Академия Google]

100. Ласки Р.Е., Кляйн Р.Е., Ярбро С., Энгл П.Л., Лехтиг А., Марторелл Р. Взаимосвязь между физическим ростом и поведенческим развитием младенцев в сельской Гватемале. Детский Дев. 1981; 52: 219–226. [PubMed] [Google Scholar]

101. Powell CA, Grantham-Mcgregor S. Экология состояния питания и развития детей раннего возраста в Кингстоне, Ямайка. Am J Clin Nutr. 1985; 41: 1322–1331. [PubMed] [Google Scholar]

102. Монкеберг Ф. Недоедание и умственные способности. В: Организация PAH, редактор. Питание, нервная система и поведение, Научная публикация № 251. ПАОЗ; Вашингтон, округ Колумбия: 1972. стр. 48–54. [Google Scholar]

103. Сигман М., Нойманн С., Бакш М., Бвибо Н., Макдональд М.А. Взаимосвязь между питанием и развитием кенийских детей ясельного возраста. J Педиатр. 1989; 115: 357–364. [PubMed] [Google Scholar]

104. Каригер П.К., Штольцфус Р.Дж., Олни Д. Дефицит железа и физический рост предсказывают достижение способности ходить, но не ползать у плохо питающихся занзибарских младенцев. Дж Нутр. 2005; 135:814–819. [PubMed] [Google Scholar]

105. Siegel EH, Stoltzfus RJ, Kariger PK. Индексы роста, анемия и диета независимо друг от друга предсказывают приобретение моторных вех у младенцев в южно-центральном Непале. Дж Нутр. 2005; 135:2840–2844. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

106. Бхаргава А. Моделирование влияния статуса питания матери и социально-экономических переменных на антропометрические и психологические показатели кенийских младенцев в возрасте 0–6 месяцев. Am J Phys Антропол. 2000; 111:89–104. [PubMed] [Google Scholar]

107. Вазир С., Найду А.Н., Видьясагар П. Пищевой статус, психосоциальное развитие и домашняя среда индийских сельских детей. Индийский педиатр. 1998; 35: 959–966. [PubMed] [Google Scholar]

108. Дрюетт Р., Вольке Д., Асефа М., Каба М., Тессема Ф. Недоедание и умственное развитие: есть ли чувствительный период? Вложенное исследование случай-контроль. J Детская психология Психиатр. 2001;42:181–187. [PubMed] [Академия Google]

109. Хамадани Д.Д., Фукс Г.Дж., Осендарп С.Дж., Хатун Ф., Худа С.Н., Грантам-МакГрегор С.М. Рандомизированное контролируемое исследование влияния добавок цинка на умственное развитие младенцев в Бангладеш. Am J Clin Nutr. 2001; 74: 381–386. [PubMed] [Google Scholar]

110. Hamadani JD, Fuchs GJ, Osendarp SJ, Huda SN, Grantham-McGregor SM. Добавки цинка во время беременности и влияние на умственное развитие и поведение младенцев: последующее исследование. Ланцет. 2002; 360: 290–294. [PubMed] [Академия Google]

111. Cheung YB, Yip PSF, Karlberg JPE. Рост плода, ранний постнатальный рост и двигательное развитие пакистанских младенцев. Int J Эпидемиол. 2001; 30: 66–72. [PubMed] [Google Scholar]

112. Куклина Е.В., Рамакришнан У., Штейн А.Д., Барнхарт Х.Х., Марторелл Р. Рост и качество питания связаны с достижением способности ходить в сельских районах Гватемалы. Дж Нутр. 2004; 134:3296–3300. [PubMed] [Google Scholar]

113. Беркман Д. С., Лескано А.Г., Гилман Р.Х., Лопес С.Л., Блэк М.М. Влияние задержки роста, диарейных заболеваний и паразитарных инфекций в младенчестве на познание в позднем детстве: последующее исследование. Ланцет. 2002;359: 564–571. [PubMed] [Google Scholar]

114. Марторелл Р., Ривера Дж., Капловиц Дж., Поллитт Э. Долгосрочные последствия задержки роста в раннем детстве. В: Hernandez M, Argenta J, редакторы. Рост человека: основные и клинические аспекты. Эльзевир; Амстердам: 1992. С. 143–149. [Google Scholar]

115. Behrman JR, Hoddinott J, Maluccio JA, et al. Что определяет когнитивные способности взрослых? Воздействие дошкольного, школьного и послешкольного опыта в Гватемале. 2005 г. Рабочий проект, октябрь 2005 г. [Бесплатная статья PMC] [PubMed]

116. Ченг Ю.Б. Рост и когнитивные функции индонезийских детей: модели пропорций с нулевым завышением. Стат мед. 2006; 25:3011–3022. [PubMed] [Google Scholar]

117. Рихтер Л.М., Яч Д., Кэмерон Н., Гризель Р.Д., Де Вет Т. Зачисление в программу от рождения до десяти (BTT): характеристики населения и выборки. Педиатр Перинат Эпидемиол. 1995; 9: 109–120. [PubMed] [Google Scholar]

118. Векслер Д. Руководство по шкале интеллекта взрослых Векслера. Психологическая корпорация; Нью-Йорк: 1955. [Google Scholar]

119. Векслер Д. Шкалы интеллекта Векслера для детей, пересмотренные. Психологическая корпорация, Harcourt Brace Jovanovich Inc; San Antonio: 1974. [Google Scholar]

120. Raven J, Raven J, Court J. Цветные прогрессивные матрицы. информационная пресса; Оксфорд: 1998. [Google Scholar]

121. Олдерман Х., Берман Дж. Р., Хан С., Росс Д. Р., Сабот Р. Разрыв в доходах с когнитивными навыками в сельских районах Пакистана. Изменение культа Econ Dev. 1997; 46: 97–122. [Google Scholar]

122. Берман Дж. Р., Ноулз Дж. К. Доход семьи и обучение детей во Вьетнаме. Всемирный банк, экономика, ред. 1999;13:211–256. [Google Scholar]

123. Филмер Д., Притчетт Л. Влияние благосостояния домохозяйства на уровень образования: данные из 35 стран. Pop Dev Rev. 1999; 25:85–120. [Google Scholar]

124. Алдаз-Кэрролл Э., Моран Р. Как избежать ловушки бедности в Латинской Америке: роль семейных факторов. Куадернос Эконом. 2001; 38: 155–190. [Google Scholar]

125. Бейкер-Хеннингем Х., Уокер С., Чанг-Лопес С. Изучение потребностей в специальном образовании: отчет об окончании фазы 1. Департамент педагогических исследований/канцелярия директора Вест-Индийского университета; Кингстон, Ямайка: 2006 г. [Google Scholar] 9.0008

126. Kirksey A, Wachs TD, Srinath U. Связь питания матери цинком с исходом беременности и ранним развитием младенцев в египетской деревне. Am J Clin Nutr. 1994; 60: 782–792. [PubMed] [Google Scholar]

127. Lima MC, Eickmann SH, Lima ACV. Детерминанты умственного и двигательного развития в возрасте 12 месяцев среди населения с низким доходом: когортное исследование на северо-востоке Бразилии. Акта Педиатр. 2004; 93: 969–975. [PubMed] [Google Scholar]

128. Блэк М.М., Сазавал С., Блэк Р.Е., Хосла С., Кумар Дж., Менон В. Когнитивное и двигательное развитие у младенцев с малым весом для гестационного возраста: влияние добавок цинка, масса тела при рождении и уход практики. Педиатр. 2004;113:1297–1305. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

129. Basilio CS, Puccini RF, da Silva EMK, Pedromônico MRM. Условия жизни и рецептивная лексика детей в возрасте от двух до пяти лет. Преподобный Сауд Публика. 2005; 39: 725–730. [PubMed] [Google Scholar]

130. Сигман М., Макдональд М.А., Нойманн С., Бвибо Н. Прогнозирование когнитивной компетентности у кенийских детей в зависимости от питания детей младшего возраста, семейных характеристик и способностей. J Детская психология Психиат. 1991; 32: 307–320. [PubMed] [Академия Google]

131. Штейн А.Д., Берман Дж.Р., ДиДжироламо А. Школьное образование, успеваемость и когнитивные функции среди молодых взрослых гватемальцев. Еда Нутр Бык. 2005; 26:S46–S54. [PubMed] [Google Scholar]

132. Чен С., Раваллион М. Как жили самые бедные люди в мире с начала 1980-х годов? Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики (WPS 3341) Всемирный банк; Washington: 2004.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *