Как читать детские рисунки? | Психология

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» — то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации, поэтому я сделаю акцент на другом.

Фото: pixabay.com

Безусловно, цвет — это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде

если рисунок сделан черным — ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным — он чрезмерно агрессивен.

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

  • Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (Известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна и ему как раз достался черный или серый. )
  • Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых — признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный — постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами — возможная тревожная депрессия.

Фото: pixabay.com

  • Какие тона вообще преобладают в рисунке — теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.
  • Использует ли ребенок всю палитру, либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
  • Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Фото: pixabay.com

Следующий важный момент — нажим на карандаш. Это — показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный — это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются — это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными — сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее — это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну, а если карандаш рвет лист — это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

Размер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») — это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен — ребенок эмоционально нестабилен.

Фото: pixabay.com

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа — и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много — у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали: если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) — это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно — значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование — признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен — ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Фото: pixabay.com

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит — он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать — это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну, а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки» либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело» — это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более — в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано — это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т. е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Фото: pixabay.com

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление — дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу — вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, — признаки неблагополучия. Однако повторюсь — лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты — так называемые «рисуночные методики», с помощью которых детские психологи вместе со специалистами по психоанализу могут составить представление о состоянии ребенка. Речь о них и пойдет в следующих статьях.

Теги:

рисунки,
детский психолог,
психоанализ,
рисование,
детский рисунок,
проективные тесты

Психология детского рисунка

Содержание

1. Что говорят психологи и педагоги?
2. В чем польза рисования для детей?
3. Как помочь ребенку развиваться творчески?
4. Интерпретация детских рисунков
4.1. Сюжет
4.2. Цвет
4.3. Размер
4.4. Нажим

Что говорят психологи и педагоги?


Педагоги настоятельно рекомендуют родителям прививать ребенку любовь к рисованию. Многолетний опыт показывает, что малыши, которые начали «творить» с раннего возраста, быстрее научились писать. При этом почерк у них более ровный и красивый, нежели у тех детей, которые редко держали в руках кисточки и карандаши.


Благодаря рисованию укрепляется рука и кисть крохи, что в будущем помогает в обучении письму. Педагоги отмечают, что юные художники умеют находить красоту в мелочах, обладают хорошим пространственным мышлением, более обучаемые, быстро осваивают геометрию.


По словам психологов, дети рисуют не руками, а головой. В процессе создания рисунков у малыша развивается память, он приобретает тонкий художественный вкус. Детские каракули – это не бессмысленные картинки. Чтобы нарисовать хоть что-то, ребенок должен уметь чувствовать, сравнивать, думать, рассуждать.


Если в детстве человек мало рисовал, будучи взрослым, он вряд ли возьмется за карандаш. Он знает, что не умеет рисовать, и это не дает ему переступить через себя. В маленьком возрасте у всех нас есть способность находить гармонию с самим собой через творчество. Но с возрастом она пропадает. Если сохранить этот навык, он обязательно пригодится в жизни.


Историки также подтверждают пользу рисования. К примеру, в некоторых странах наука находилась на пике расцвета именно в периоды активного развития рисования. Когда человек творит, он раскрывается, раскрепощается, выплескивает на бумаге то, что хотел бы сказать или сделать в жизни. Благодаря рисованию развивается индивидуальность, проявляется творческое начало.

В чем польза рисования для детей?


Мы поняли, что психологи и педагоги в один голос твердят о пользе творчества в детском возрасте. Но в чем же эта польза заключается? Что рисование развивает в ребенке?

1. Мелкая моторика. Малышу с первых месяцев жизни важно научиться делать мелкие движения пальчиками, кистями. Это напрямую связано с его памятью, вниманием, нервной системой и даже речью. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся в головном мозге близко друг к другу. Мелкая моторика развивается у крохи сама по себе. Но если процесс можно ускорить, то почему бы этим не воспользоваться?

2. Внимание и память. Во время рисования у ребенка включаются отделы мозга, отвечающие за удержание и воспроизведение образов. Другими словами, малыш может изобразить на бумаге то, что сам когда-то видел. Дети постарше начинают срисовывать образы с реальных предметов, детально их изучать, запоминать свойства, сравнивать пропорции. Поскольку у малышей ограниченные знания о мире, они замечают мелочи и нюансы, проявляют внимательность и наблюдательность.

3. Креативность. Некоторые родители отдают своих чад в художественную школу, чтобы сделать из них творческих и креативных личностей. Действительно, с помощью рисования развивается мышление, ребенок может рассматривать происходящее с разных сторон. Случайно сделав ошибку на рисунке, он пытается ее исправить. К примеру, ребенок неправильно провел линию и, чтобы не переделывать весь рисунок, превратил ее в причудливый узор.

4. Воображение и мышление. На бумаге можно нарисовать то, что никогда не произойдет в реальной жизни. Например, супергерой одной рукой поднимает автомобиль, или кот с лисой живут в лесной избушке, или единорог бежит по радуге. Чтобы изобразить единорога, ребенок должен сообразить, что это существо похоже на лошадь. Сказочные рисунки начинаются с реальных образов. Развитое воображение помогает в усвоении школьной программы.

5. Эмоциональная устойчивость и психологическое равновесие. Рисование можно сравнить с медитацией, оно успокаивает. Не зря же созданы специальные раскраски антистресс. Психологи рекомендуют чаще рисовать капризным детям, склонным к истерикам и неврозам. По рисунку можно судить о личности малыша, его настроении и эмоциональном состоянии. Часто психологи пользуются тестами, в которых нужно что-то нарисовать или рассмотреть в картинке образы и предметы.

6. Целеустремленность. В процессе создания картины ребенок учится заканчивать начатое. Если он где-то допускает ошибку, которую нельзя исправить, приходится начинать все заново. При этом ребенок целенаправленно идет к готовой работе.

Как помочь ребенку развиваться творчески?


Некоторые родители допускают ошибку, когда все делают за ребенка. Если у малыша что-то не получается, он капризничает, на помощь приходит мама. Она все делает за кроху, лишь бы тот не плакал. Рисование приносит ребенку много пользы, развивает различные важные способности. Поэтому он должен сам научиться исправлять ошибки, мириться с неудачами.


Если малыш заинтересовался творчеством, родители должны это поощрять, покупать ему необходимые материалы, записать в художественную школу и т.п. Ребенка нужно обязательно хвалить, но не перехваливать. Иначе он подумает, что даже простая закорючка на бумаге – это уже шедевр и не захочет развиваться дальше. Обязательно спрашивайте у ребенка, что именно он нарисовал, что хотел передать своим рисунком. Так малыш поймет, что его старания не были напрасными, он кому-то интересен.


Не вмешивайтесь, когда ребенок творит. Он должен сам понять, что делает что-то неправильно, исправить ошибку, переделать рисунок. Это развивает в малыше самостоятельность.

Интерпретация детских рисунков


Родителям важно понимать, что значат рисунки чада. Это умение помогает следить за развитием ребенка в творческом плане, а также за его эмоциональным и душевным состоянием, восприятием окружающего мира.


Если нескольких детей попросить нарисовать один и тот же сюжет, каждый сделает это по-своему. Дети выбирают разные цвета, рисуют предметы разной формы, делают линии разной толщины. Все зависит от ощущений ребенка, его настроения. Перед тем, как что-то изображать на бумаге, малыш представляет это в голове.


Не торопитесь делать выводы только по одному рисунку. Даже если сегодня ребенок нарисовал все черным фломастером, не обязательно, что он озлоблен на мир и пребывает в депрессии. Нужно анализировать несколько рисунков, собранных за один – два месяца. Только так вы объективно оцените состояние своего крохи.

Сюжет


В первую очередь нужно обращать внимание на то, какое общее впечатление производит рисунок. Веселый он или грустный, спокойный или тревожный, добрый или агрессивный. После этого следует вдуматься в сюжет. Просто поинтересуйтесь у малыша, что именно он хотел нарисовать. Только не задавайте вопрос в лоб: «Что это?» Ребенок может воспринять это неправильно, подумать, что нарисовал недостаточно хорошо. Спросите: «Расскажи, что здесь нарисовано». Такой подход заинтересует, вызовет доверие. Малыш поймет, что вам понравился рисунок, вы им заинтересовались.


Зачастую дети рисуют людей, животных, солнышко, деревья, дома и машины. Если на своих картинах ребенок никогда не изображает людей, возможно, ему трудно общаться с окружающими.


Если на рисунке преобладают злые звери с рогами и острыми клыками, малыш чувствует напряжение, чего-то боится.


Часто в младшем школьном возрасте мальчики рисуют солдат с оружием, войну, динозавров. Это вполне нормально, поскольку ребенок уже начинает ощущать себя мужчиной, защитником. Девочки в этом возрасте обычно рисуют красивых принцесс, цветочки, волшебных фей и сказочные замки. Это показывает, что они примеряют на себя роль невесты, мечтают вырасти красивыми.

Цвет


По цвету можно судить о чувствах и эмоциях ребенка. Но обращать внимание стоит на те цвета, которых в рисунке слишком много или они вообще не должны в нем быть. К примеру, ребенок обрисовал предметы черным контуром и не хочет их раскрашивать. Либо сделал всю картину в красных тонах, даже траву и деревья. Цвет фона несет важную роль, он говорит о психологическом состоянии малыша.

  1. Синий цвет олицетворяет спокойствие. Если ребенок нарисовал семью на синем фоне, значит дома он чувствует себя комфортно.
  2. Зеленый – это надежность. Когда на рисунке его неоправданно много, это может говорить о том, что малыш тоскует.
  3. Красный демонстрирует раздраженность, указывает на наличие конфликта. Если ребенок изобразил в красном цвете кого-то из домочадцев, одноклассников или учителей, значит он испытывает к нему злость и агрессию.
  4. Желтый показывает, что малыш в хорошем настроении, позитивно настроен.
  5. Розовый – это нежность, любовь.
  6. Серый – легкая тревога, которая постоянно присутствует в подсознании ребенка.
  7. Черный цвет указывает на переживания, плохие мысли. Большое количество черного цвета в рисунках должно насторожить родителей.


Также можно спросить: «А этот фиолетовый человек плохой или хороший?» Часто дети воспринимают цвета не так как взрослые. Родители уже могут начать бить тревогу, а ребенок просто перепутал фломастеры.


На негативные эмоции указывает полное замазывание предмета. Закрашивая что-то на рисунке, малыш пытается избавиться от тревоги.

Размер


Обращайте внимание на размер всего рисунка и отдельных деталей. Если малыш часто изображает мелкие фигуры, вероятно, он не уверен в собственных способностях, стесняется, боится сделать что-то неправильно. Когда основная часть рисунка находится в верней части листа, малыш, наоборот самоуверен, считает себя лучше других. Если картина выходит за границы листа, ребенку тяжело контролировать эмоции, он способен на необдуманные поступки. Большие предметы – это то, что для малыша важно. Маленькие – то, что имеет для него небольшое значение.

Нажим


Переверните детский рисунок, посмотрите, как сильно продавлены линии. Если ребенок сильно нажимает на карандаш, он чувствует напряжение. Слабые прерывистые линии говорят о плохом настроении, состоянии апатии.


Анализируя рисунок ребенка, в первую очередь думайте об эмоциях, которые он у вас вызвал. Картина радостная и позитивная или злая и агрессивная? Обязательно разговаривайте с ребенком, обсуждайте его рисунки. Не делайте поспешных выводов, не торопитесь записывать чадо к психологу. Может у него сегодня было плохое настроение, поэтому и рисунок получился мрачным. Посмотрите, что он нарисует завтра. Может настроение изменится и с картины на вас будут смотреть улыбающиеся лица и яркое желтое солнце!

Подобрать готовый набор для детского рисования

Что на самом деле значат детские рисунки – SheKnows

В жизни ребенка много раз бывает, что он не хочет или не может выразить нам, взрослым, что он чувствует внутри – и это понятно. Тем не менее, родителям может быть неприятно чувствовать, что вы делаете все возможное, чтобы понять эмоциональное состояние вашего ребенка, только для того, чтобы продолжать сталкиваться с одной и той же кирпичной стеной. Но если ваши дети любят рисовать, выход есть.

Связанная история

Важные фразы, устанавливающие границы, которые нужно помнить во время отпуска с семьей

Многие специалисты в области психического здоровья, работающие с детьми, используют произведения искусства, чтобы лучше понять своих маленьких пациентов и раскрыть некоторые чувства, которые дети не могут выразить словами. При этом эти профессионалы обнаружили, что даже самые творческие дети, как правило, рисуют одни и те же типы объектов или используют одинаковые цвета, когда испытывают определенные эмоции.

Но не увлекайтесь и не начинайте анализировать каждую строчку, кружок и точку, которые ваши дети наносят на бумагу. Доктор Кристофер Гастингс, психолог, который проводит психологическую оценку детей и подростков более 10 лет и часто использует проективные рисунки для помощи в интерпретации, предостерегает родителей от того, чтобы они не отделяли рисунки своего ребенка от своего ребенка и от того, кем является ребенок как личность. .

Подробнее:   11 Веселых летних занятий и занятий для детей

«При интерпретации детских рисунков очень важно получить некоторый контекст от ребенка, — говорит Гастингс. «В то время как некоторые дети могут бояться определенных монстров, таких как вампиры, некоторые могут этого не бояться. Дети, которые недавно смотрели детский фильм с вампиром в главной роли, могут относиться к ним положительно, но если они недавно смотрели фильм ужасов с вампиром в роли плохого парня, то рисунок будет означать совсем другое».

Если вы изо всех сил пытаетесь понять своего ребенка, эти пять обычных детских рисунков могут многое рассказать об их страхах, надеждах и характере.

Монстры

«Вообще говоря, вампиры и монстры представляют собой могущественных существ, — говорит Гастингс. «Если персонаж находится в центре рисунка, это может означать, что ребенок хочет, чтобы его считали сильным, но также может представлять некоторые серьезные проблемы с тревогой.

«Еще один момент, который следует учитывать, — это то, что ребенку было приказано нарисовать», — продолжает Гастингс. «Если ребенку сказали нарисовать человека, а он нарисовал монстра, это могло быть негативным представлением о себе. Если ребенок просто рисует для собственного развлечения, это можно рассматривать как желание быть более сильным или пугающим».

Дома

Хастингс говорит, что существует множество теорий о том, что дети хотят выразить, когда рисуют дома и другие неодушевленные объекты, такие как радуга и солнце. Однако фигурка домика — один из первых рисунков детей.

«Вообще, мне кажется, когда ребенок рисует дом, он изображает то, как он видит свою домашнюю жизнь», — говорит Гастингс. «Дома могут быть элементами стабильности и структуры, но для детей, выросших из негативного семейного опыта, дом может представлять собой тюрьму. По мере развития дети будут добавлять к дому больше деталей и в конечном итоге нарисуют трехмерный дом, а не двухмерный рисунок.

«Ребенок 6 лет, скорее всего, нарисует типичный квадратный дом с треугольной крышей, тогда как подросток, скорее всего, нарисует дом в более конкретном стиле и, возможно, сделает его трехмерным, показывая также и боковую сторону дома», — говорит Гастингс. «Подростки, которые рисуют двухмерный дом, могут быть эмоционально заторможенными и могли пережить какую-то травму, мешающую их дальнейшему психологическому развитию».

Если вы внимательно посмотрите на иллюстрацию дома вашего ребенка, количество (или отсутствие) окон может дать вам больше информации.

«Чрезмерное количество окон может означать открытость для общения с людьми, но также может быть желанием ребенка, чтобы другие могли «видеть», что происходит в доме», — говорит Гастингс. «Дети, которые открыты для других и имеют здоровые социальные взаимодействия, скорее всего, нарисуют типичную дорожку к входной двери, тогда как дети, которые закрыты, могут даже не нарисовать такой путь к своей двери. Более обычные детали дома обычно означают более позитивное отношение к своему дому и семье».

Солнце

Рисунок желтого смайлика солнца может означать счастливое, удовлетворенное состояние, но не все солнца созданы одинаковыми.

«Обычно детям нравится объяснять свои рисунки, поэтому человек может получить невероятную информацию, просто спросив детей, что означает каждый элемент», — говорит Гастингс. «В целом, изображение полного солнца [является признаком] того, что ребенок счастлив и позитивно смотрит на мир. Частичное солнце, нарисованное в верхнем углу рисунка, могло указывать на признаки беспокойства по поводу авторитетных фигур. Солнце, едва выглядывающее из-за облачного неба, может указывать на признаки депрессии и, возможно, даже чувство безнадежности в их ситуации».

Подробнее:   Летние ночные развлечения, которые понравятся всей семье

Радуги

Хорошие новости: Гастингс говорит, что разноцветные радуги, как правило, являются позитивным посланием и включаются в рисунки детей, которые имеют позитивные точки зрения.

Тревожные фотографии членов семьи

Несколько детских рисунков согревают сердце так, как ряд улыбающихся членов семьи, держащихся за руки. Но когда на кухонном столе появляется изображение папы или мамы, объятых пламенем или тонущих в бассейне, это может быть очень тревожным.

«Рисунки, изображающие определенную сцену с членами семьи (например, утопление), могут быть очень тревожными, и о них нужно узнать», — говорит Гастингс. «Ребенок может нарисовать горящего или тонущего члена семьи, если он недавно смотрел телепередачу или фильм, изображающий это. Это может указывать на то, что у ребенка есть уровень беспокойства по поводу трагической потери члена семьи. Скорее всего, это будет сопровождаться ночными кошмарами и некоторой тревогой разлуки с данным членом семьи.

«Однако бывают случаи, когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к члену семьи, а рисунки трагического события символизируют исполнение желаний от имени ребенка», — говорит он. «Опять же, здесь можно спросить детей о рисунке, чтобы понять».

Чрезмерное использование одного цвета

Увидев полностью черный рисунок вашего 5-летнего ребенка, вы можете задаться вопросом, не обнаружил ли он Лекарство на 10 лет раньше срока. Преобладающее использование или чрезмерное использование одного определенного цвета может многое рассказать нам о настроении наших детей.

«Синий цвет предполагает депрессию, красный — гнев, но это не всегда так», — говорит Гастингс. «Некоторые дети отдают предпочтение определенному цвету и могут использовать его для замены других естественных цветов. Обеспокоенность должна возникнуть, если вы видите монохромные рисунки, особенно в оттенках серого. Это может указывать на дальтонизм, неврологические проблемы или другие психологические проблемы».

Версия этой статьи была первоначально опубликована в феврале 2016 года.

Детские рисунки могут свидетельствовать о более позднем интеллекте – Ассоциация психологических наук – APS

То, как 4-летние дети рисуют ребенка, является показателем интеллекта в возрасте 14 лет, согласно исследованию, опубликованному в  Psychological Science,  — журнале Ассоциации психологических наук.

Исследователи изучили 7 752 пары однояйцевых и разнояйцевых близнецов (всего 15 504 ребенка) в рамках исследования раннего развития близнецов (TEDS), финансируемого Советом медицинских исследований (MRC) в Великобритании, и обнаружили, что связь между рисованием а позже на интеллект, казалось, повлияли гены.

В возрасте 4 лет родители просили детей выполнить тест «Нарисуй ребенка», т. е. нарисовать ребенка. Каждая фигура оценивалась от 0 до 12 баллов в зависимости от наличия и правильного количества таких черт, как голова, глаза, нос, рот, уши, волосы, тело, руки и т. д. Например, рисунок с двумя ногами, двумя руками, телом и голова, но без черт лица, давали бы 4 балла. В возрасте 4 и 14 лет дети также проходили тесты на вербальный и невербальный интеллект.

более высокие показатели интеллекта в возрасте 4 и 14 лет. Корреляция между рисованием и интеллектом была умеренной в возрасте 4 (0,33) и 14 лет (0,20).

«Тест «Нарисуй ребенка» был разработан в 1920-х годах для оценки интеллекта детей, поэтому тот факт, что тест коррелировал с интеллектом в возрасте 4 лет, был ожидаем», — говорит ведущий исследователь Розалинд Арден из MRC Social, Genetic and Developmental Psychiatry. (SGDP) Центр Института психиатрии Королевского колледжа Лондона. «Что нас удивило, так это то, что десятилетие спустя это коррелировало с интеллектом».

«Корреляция умеренная, поэтому наши выводы интересны, но это не значит, что родители должны беспокоиться, если их ребенок плохо рисует», — объясняет Арден. «Способность к рисованию не определяют интеллект, существует бесчисленное множество факторов, как генетических, так и экологических, которые влияют на интеллект в более позднем возрасте».

Исследователи также измерили наследуемость рисования фигур. У однояйцевых близнецов общие гены, тогда как у разнояйцевых близнецов только около 50 процентов, но у каждой пары одинаковое воспитание, семейное окружение и доступ к одним и тем же материалам.

В целом, в возрасте 4 лет рисунки пар однояйцевых близнецов были более похожи друг на друга, чем рисунки пар разнояйцевых близнецов. Поэтому исследователи пришли к выводу, что различия в детских рисунках имеют важную генетическую связь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *