Особенности развития ребенка в 3–4 года

Многие дети идут в детский сад и начинают более активно познавать мир. Как взрослые могут им помочь?

В 3–4 года дети стремятся познать мир вокруг и задают множество вопросов, у них активно развивается речь и расширяются социальные контакты. Они уже не малыши, которые не очень уверенно ходили и не всегда могли объяснить свои желания словами, но до школы пока далеко. Какие новые умения и интересы возникают в этом возрасте и в каких случаях родителям стоит посоветоваться со специалистами?

Главные достижения этого возраста

Эмоциональное развитие

Это важный период в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше ребенок не представлял себя без матери, теперь он начинает осознавать, что его тело, разум и эмоции принадлежат ему. Он начинает уверенно различать эмоции, понимает разницу между чувствами счастья, грусти, страха или злости.

Ребенок этого возраста может бояться плодов собственного воображения (например, чудовищ под кроватью), переживать о том, как поступают другие, и проявлять привязанность к знакомым людям. По мере того как малыш становится увереннее в себе, он все лучше справляется со своими эмоциями.

Игры и обучение

Ребенок активно учится и выражает свои эмоции с помощью игр, поэтому они также очень важны. Он теперь больше интересуется играми с другими детьми, лучше различает понятия «мое» и «его/ее», делится игрушками уже с большей охотой, чем раньше.

Во время игры ребенок действует более изобретательно и проявляет фантазию. Он пробует разные роли и поведение — например, может изображать врача или одного из родителей; может устраивать чаепитие со своими игрушками и играть с воображаемыми друзьями. В этом возрасте дети часто придумывают себе воображаемых компаньонов, хотя уже и в состоянии отличить фантазию от реальности.

К 4 годам ребенок иногда пытается подшучивать над окружающими и рассказывать об этом другим, например: «Мама подумала, что я сплю!» В то же время малыш начинает беспокоиться, как бы его тоже не обманули другие.

Ребенок может проявлять интерес к телу — других людей и своему собственному. Поэтому, например, родители однажды могут обнаружить, что малыш изучает свои половые органы. Это любопытство вполне естественно и нормально.

Речь

В развитии речи ребенка происходит настоящий скачок. Он запоминает много новых слов из сказок, мультиков и разговоров взрослых. Малыш начинает в целом гораздо больше, чем раньше, интересоваться общением, может сам захотеть рассказать какую-нибудь историю.

Ребенок понимает большую часть того, что ему говорят окружающие, и в состоянии по контексту угадать значения слов, которых не знает. Так что дети 3–4 лет, как правило, понимают гораздо больше слов, чем могут сказать.

Примерно в 3 года ребенок может использовать предложения из 3–5 слов или даже больше. Артикуляция тоже улучшается, и теперь посторонние люди начинают понимать основную часть того, что говорит малыш. Он в состоянии описать картинку в общих чертах и даже указать на детали — например, нос коровы.

К 4 годам речь ребенка состоит из достаточно длинных предложений (по 5–6 слов и более), а окружающие понимают практически все, что он хочет сказать. Ребенок, в свою очередь, тоже понимает большинство обращенных к нему слов и может следовать простым инструкциям из 2–3 пунктов, если речь идет о знакомых предметах: например, «Закрой книгу и отдай ее маме».

Ребенок 4 лет понимает такие прилагательные, как «длинный» или «тонкий», и обозначает в речи такие эмоции, как «счастливый» или «грустный».

Мышление

Ребенок буквально очарован разнообразием окружающего мира и задает множество вопросов. Он различает противоположности, такие как «большой — маленький», и понимает такие указания на расположение предметов в пространстве, как «на», «в» и «под».

Его память также быстро развивается. Например, он запоминает и повторяет детские стишки, начинает указывать на буквы и цифры, которые запомнил, и называть их, может сосчитать до 4 и разделить объекты по цвету и форме.

Повседневная жизнь

Малыш становится более самостоятельным. Например, может сам поесть, надеть обувь без шнурков, расстегнуть пуговицы. Скорее всего, он уже может самостоятельно выполнять некоторые ежедневные гигиенические процедуры, например, сходить в туалет, помыть руки, умыться. Но он все еще нуждается в родительской помощи и наблюдении в таких манипуляциях, как чистка зубов и мытье головы.

Физическая активность

Дети в этом возрасте очень активны и любят двигаться. Теперь они гораздо лучше ходят по ступенькам, а еще катаются на трехколесном велосипеде, могут ловить мяч, бросать и пинать его, бегать, лазать, прыгать и даже недолго балансировать на одной ноге.

Если говорить о мелкой моторике, ребенок может нарисовать круг или квадрат, построить башню из кубиков и неплохо справляется с детскими ножницами. Ему нравятся цветные карандаши и краски, а с помощью рисования малыш развивает свое воображение.

В этом возрасте ваш ребенок, как правило, обладает следующими навыками:

  1. может открыть банку с откручивающейся крышкой;
  1. может назвать свой пол и возраст;
  1. знает основные формы и цвета;
  1. одевается и раздевается самостоятельно;
  1. к 4 годам держит в руке карандаш и может написать некоторые буквы.

Как помочь развитию ребенка в 3–4 года

  1. Предоставьте ребенку много времени для неструктурированных игр: с их помощью дошкольники выражают радость, волнение, гнев или страх. Детям в этом возрасте также нравится возиться в песочнице, играть с куклами и другими игрушками. Особенно на свежем воздухе, где можно активно двигаться.
  1. Найдите время для совместного творчества: это может быть рисование, лепка, аппликация или игры с переодеванием кукол. Еще одна идея, которая может понравиться ребенку, — музыкальные игры: всевозможные танцы, активные игры под музыку или игра на простых инструментах.
  1. Читайте вместе с ребенком: совместное чтение историй и сказок, пение знакомых песенок и чтение наизусть стихов — все это развивает речь, стимулирует мышление и воображение ребенка.
  1. Готовьте вместе с ребенком. Это поможет ему выработать здоровые пищевые привычки, выучить новые слова и освоить такие понятия, как, например, «половина», «3 чайных ложки» или «30 минут». Можно давать малышу простые задания на кухне: например, перемешать салат или сделать бутерброды.
  1. Играйте в игры, которые развивают способность делиться и соблюдать очередь. Во время игры говорите что-то вроде: «Теперь моя очередь строить башню, а потом твоя», или «Ты мне дай красный кубик, а я тебе зеленый». В этом возрасте детям все еще довольно трудно делиться своими вещами — хвалите малыша, когда он готов делиться и обмениваться игрушками.

В 3–4 года многие дети уже ходят в детский сад. Там они учатся через игру, заводят друзей, становятся более ответственными, самостоятельными и уверенными в себе. Пребывание в группе сверстников в детском саду может стать хорошим стимулом для дальнейшего развития ребенка.

Поводы для беспокойства

Несмотря на общие возрастные черты, каждый ребенок развивается в своем темпе. Если у вас есть опасения по поводу его развития или вы заметили у него признаки проблем, лучше обратиться к специалисту.

В 3 года

Зрение, слух и общение: ребенок избегает смотреть в глаза другим; плохо видит или слышит; в речи использует предложения менее чем из 3 слов.

Поведение и игры: ребенок не понимает простых инструкций, например, «Пожалуйста, дай мне мяч»; тяжело переживает даже непродолжительное отсутствие родителей, не интересуется другими детьми; не играет в ролевые игры вроде похода в магазин или поездки на автобусе.

Движение и моторные навыки: ребенок проявляет неуклюжесть, например, часто спотыкается при ходьбе или беге; ему трудно обращаться с карандашом, он не пытается рисовать простые геометрические фигуры.

В 4 года

Зрение, слух и общение: у ребенка есть некоторые из перечисленных выше симптомов или другие проблемы со слухом или зрением.

Поведение и игры: ребенок не понимает инструкции из двух пунктов, например, «Положи куклу и возьми мяч»; демонстрирует вызывающее поведение, например, может устроить истерику из-за какой-то мелочи или продолжает цепляться за родителей или плакать, когда они уходят; не притворяется во время игры, например, мамой или папой.

Движение и моторные навыки: часто спотыкается во время ходьбы или бега; ему трудно держать в руках карандаш и рисовать такие фигуры, как круг или квадрат; с трудом одевается или пользуется туалетом.

Также следует проконсультироваться с врачом, если малыш начал утрачивать какие-либо из ранее приобретенных навыков.

  

Источник:

Портал о воспитании детей RaisingChildren

Фото: Коллекция/iStock

Эмоциональное развитие дошкольников – Развитие ребенка

Даже в возрасте 3–4 лет ребенок уже представляет собой отдельную личность. У него есть свои симпатии и антипатии, и с каждым годом все сильнее развиваются черты характера. Ребенок все лучше умеет выражать свои чувства с помощью слов, а это значит, что у него становится меньше истерик. У ребенка все еще может резко меняться настроение, но теперь он чаще говорит о том, что злится или грустит, чем впадает в истерику.

Дошкольный возраст: эмоции управляют ребенком

Хотя трехлетний ребенок уже может понимать собственные эмоции, он все еще с трудом может их контролировать. Если ребенок увидит что-то смешное, он истерично посмеется. Если его что-то расстроит или рассердит, он может заплакать.

В этом возрасте ребенок еще не научился контролировать свои эмоциональные импульсы. Если у ребенка есть какое-либо чувство, скорее всего, оно повлияет на его поведение. Например, ребенок может отобрать игрушку у сверстника, если захочет с ней поиграть. Если ребенок хочет печенье, а вы говорите ему подождать до обеда, он расстроится. Отсроченное удовольствие ничего не значит для ребенка – он хочет это здесь и сейчас.

Ребенок в возрасте 3–4 лет может драться, кусаться или толкаться, когда у него возникает конфликт с кем-то. Он просто пока не понимает, какое поведение уместное, а какое – нет. Ваша задача – научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражать эмоции и улаживать конфликты.

Когда ребенок станет старше, он будет замечать связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Если ребенок впадает в истерику – вы можете установить для него определенные последствия. Так он поймет, что истерика – это неприемлемый способ демонстрировать свои эмоции.

У 4-летнего ребенка развивается чувство юмора. Он любит дурачиться и заставлять людей смеяться. Не удивляйтесь, если дети называют друг друга «тупицами», а затем сами смеются над этим.

Примерно в 4 года у ребенка начинает появляться сочувствие. 4-летние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они замечают, когда другой ребенок грустит или обижается. В таком случае они могут захотеть обнять другого ребенка.

К 5 годам в эмоциональном развитии детей происходит скачок. Ребенок намного лучше говорит о своих чувствах и контролирует эмоции. Также он умеет справляться с истериками и импульсивным поведением. Например, он терпеливо ждет своей очереди и спрашивает, прежде чем взять чью-то вещь.

Когда 5-летний ребенок злится, он скорее выразит свою злость словами, чем физически или с помощью истерики. Однако в этом есть и недостаток: ребенок может начать использовать грубые слова и обзываться, когда злится или расстроен.

Примерно в этом возрасте ребенок может начать интересоваться вопросами, связанными с сексуальностью. Он может задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Ребенок проявляет интерес к своему телу: например, он может трогать свои гениталии. Это нормально: главное, чтобы он понимал, что уместно, а что – нет. Объясните ребенку, что интересоваться своим телом – это нормально, но недопустимо делать это в присутствии других людей. Также объясните ребенку, что никому нельзя прикасаться к интимным частям его тела, кроме мамы и папы во время купания или врача (тоже в присутствии мамы или папы).

Дошкольники и игры на воображение

Примерно в 3 года у детей начинает развиваться воображение. В этом возрасте ребенок много времени проводит в воображаемом мире, созданном им самим. У каждой куклы и мягкой игрушки есть свое имя. Ребенок может разговаривать с воображаемыми друзьями. Родители могут беспокоиться, считая, что воображаемые друзья – это признак одиночества. Но на самом деле все наоборот. Дети придумывают воображаемые миры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для реальной жизни. В возрасте, когда ребенок мало что может контролировать в своей жизни, в воображаемом мире он – главный.

В то же время, когда дошкольник начинает разговаривать с воображаемыми друзьями, он может начать бояться монстра, который живет под его кроватью. Подобные страхи распространены среди детей. Не шутите на эту тему – ребенок серьезно относится к ней. Лучшее, что вы можете сделать для него – убедить его в том, что он в безопасности и ему ничто не угрожает.

Когда ребенок станет старше, игры на воображение останутся важной частью его жизни. Но он лучше будет понимать разницу между фантазией и реальностью, и его фантазии станут более сложными. Не беспокойтесь по поводу игр, связанных со стрельбой и насилием. Детям в этом возрасте свойственно увлекаться оружием, но это не значит, что в старшем возрасте у ребенка появится склонность к насилию.

Ваш самостоятельный дошкольник

Чем старше становится дошкольник, тем больше он стремится к самостоятельности. Это может показаться нелогичным, но лучший способ сделать ребенка самостоятельным – это сохранять четкий распорядок в его жизни. Давайте ему выбор, но ограниченный. Например, предложите выбрать одну из двух форм одежды в школу или одно из двух блюд на ужин. Но если ребенок просит разрешения сделать что-то неприемлемое, стойте на своем. Возможность выбрать из двух хороших вариантов повышает уверенность ребенка в себе и убеждает его в том, что он в безопасности.

От 3 до 5 лет

Написано Флоренс Берд

В этой статье

  • Дошкольники: управляются эмоциями
  • Дошкольники и игра-фантазия
  • Ваш самостоятельный дошкольник
  • многое свое собственное лицо. У них есть определенные симпатии и антипатии, и их личность развивается с каждым днем. Они лучше используют слова, чтобы выразить свои чувства, что означает меньше истерик. Их настроение по-прежнему может резко меняться от одного момента к другому, но они чаще говорят о том, что злятся или грустят, а не о нервном срыве.

    Дошкольники: управляют эмоциями

    Несмотря на то, что ваш трехлетний ребенок начинает понимать эмоции, которые он испытывает, он еще очень слабо их контролирует. Если они найдут что-то смешное, они будут истерически смеяться. Если что-то заставляет их грустить или злиться, они разрыдаются.

    В этом возрасте ваш дошкольник еще не научился контролировать свои импульсы. Если они что-то чувствуют, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с этим. Это может означать вырвать игрушку у другого ребенка, если он хочет с ней поиграть, или расстроиться, когда он хочет перекусить после того, как ему сказали, что ему нужно подождать до обеда. Отсроченное удовлетворение ничего для них не значит — они хотят его и хотят прямо сейчас.

    Трех- и четырехлетние дети могут использовать удары, укусы или толкание для разрешения конфликтов. Они просто еще не понимают разницы между уместным и неуместным взаимодействием. Ваша задача — научить ребенка тому, что есть правильные и неправильные способы выражения эмоций и решения проблем с другими.

    Когда ваш ребенок станет старше, он начнет видеть связь между эмоциональными всплесками и негативными последствиями. Истерика может закончиться «тайм-аутом» или отнятием любимой игрушки. Эти последствия помогают вашему 4-летнему ребенку понять, что истерика — недопустимый способ выражения эмоций.

    Ваш 4-летний ребенок также является начинающим комиком. У них начинает развиваться чувство юмора, они любят шутить и смешить людей. Не удивляйтесь, если вы услышите, как они называют своего друга «какашкой», а затем истерически смеются; 4-летние дети находят разговоры о горшке очень интересными.

    Эмпатия также начинает проявляться в возрасте около 4 лет. Четырехлетние дети начинают понимать, что у других тоже есть чувства, и они могут понять, когда другу грустно или больно. Они могут захотеть обнять плачущего друга или поцеловать его.

    К 5 годам ваш ребенок совершил скачок в своем эмоциональном развитии. Они стали намного лучше контролировать свои эмоции и легко говорят о своих чувствах. Они также стали лучше контролировать свои импульсы. Они терпеливо ждут своей очереди и часто сначала спрашивают, прежде чем брать то, что им не принадлежит.

    Когда что-то выводит вашего 5-летнего ребенка из себя, он с большей вероятностью выразит свой гнев словами, а не припадками или закатит истерику. Обратной стороной этого является то, что они могут начать использовать злые слова и обзывать, когда злятся или расстроены.

    Примерно в этом возрасте ваш дошкольник может начать интересоваться сексуальностью. Они могут задавать вопросы о том, откуда берутся дети. Они очарованы собственным телом и могут начать трогать или играть со своими гениталиями. Они также могут быть заинтересованы в изучении гениталий других людей. Все это совершенно нормально, но важно, чтобы ваш 5-летний ребенок знал, что уместно, а что нет.

    Убедитесь, что они понимают, что интересоваться «личными частями тела» — это нормально, но нельзя играть с ними или показывать их на публике. Также убедитесь, что они понимают, что другие люди никогда не могут прикасаться к их гениталиям, за исключением мамы или папы во время купания, если там что-то болит, или во время приема у врача, пока мама или папа находятся в комнате.

    Дошкольники и игра-фантазия

    Примерно в возрасте 3 лет у детей начинает развиваться живое воображение. В этом возрасте ваш дошкольник начнет проводить много времени в придуманном им самим фантастическом мире. У их кукол и мягких игрушек есть имена и характеры. Они могут болтать с воображаемыми друзьями. Родители иногда беспокоятся, что воображаемые друзья — это признак одиночества или изоляции, но на самом деле все наоборот. Дети используют этот тип фэнтезийной игры, чтобы научиться взаимодействовать с реальными людьми. Это практика для «реального мира». В возрасте, когда ваш ребенок очень мало контролирует свою жизнь, мир его фантазий — это его собственное творение. Они главные.

    Примерно в то же время, когда ваш дошкольник начинает разговаривать с воображаемым другом, у него также может развиться страх перед монстром, живущим под его кроватью. Такие страхи распространены. Они также довольно серьезны с ними, так что не делайте из этого шутку. Лучшее, что вы можете сделать, это заверить ребенка, что он в безопасности и ничто не причинит ему вреда.

    Когда ваш ребенок подрастет, игра с фантазиями останется важной частью его жизни, но он будет лучше понимать разницу между фантазией и реальностью. их фантазии станут более изощренными и изощренными, и не удивляйтесь, если иногда они будут включать в себя насилие. Не позволяйте играм в стрелялки беспокоить вас; для детей совершенно нормально увлекаться оружием и насилием в этом возрасте, и это не признак того, что они станут жестокими, когда вырастут.

     

    Ваш самостоятельный дошкольник

    Чем старше становится ваш дошкольник, тем больше он жаждет независимости. Это может звучать как противоречие, но лучший способ воспитать в дошкольнике независимость и уверенность в себе — правильно структурировать его жизнь. Дайте им выбор, но не давайте им бесконечный выбор. Позвольте им выбрать один из двух нарядов или спросите их, хотят ли они бутерброд с индейкой или макароны с сыром на обед. Когда они просят сделать что-то, что, как вы знаете, не является хорошей идеей, держитесь твердо. Предоставление возможности выбора в рамках структурированной структуры поможет повысить их уверенность в себе и в то же время даст им понять, что они в безопасности.

    Вехи развития: дети в возрасте от 4 до 5 лет

    Каких вех развития должен достичь мой ребенок к четырем-пяти годам?

    Прежде чем вы это узнаете, несколько спокойный трехлетний ребенок становится динамо-машиной энергии, драйва, властности, воинственности и вообще нестандартного поведения. Вы можете вспомнить о более ранних испытаниях и невзгодах, через которые вы прошли, когда ему было два года. Также очевиден в это время огромный всплеск творческих идей, которые исходят из детских умов и ртов. Все это поведение и мышление помогут вашему малышу создать прочную основу, когда он вступит в мир детского сада.

    Вот еще несколько вех, на которые стоит обратить внимание.

    Движение вех

    Вехи в навыках рук и пальцев

    • Копии треугольник и другие геометрические узоры

    • Притягивает человека с телом

    • . Пользуется вилкой, ложкой и (иногда) столовым ножом

    • Обычно ухаживает за собственным туалетом

    Языковые вехи

    • Отзывы Часть истории

    • Говорят о предложениях более пяти слов

    • рассказывают более длинные истории

    • .

    Когнитивные вехи

    • Может считать десять и более предметов

    • Правильно называет не менее четырех цветов

    • Лучше понимает понятие времени

    • Знает о повседневных вещах в доме (деньги, еда, бытовая техника)

    Социальные и эмоциональные вехи

    • Хочет радовать друзей

      3

      8 любит своих друзей

    • Скорее соглашается с правилами

    • Любит петь, танцевать и играть

    • Демонстрирует большую независимость и может даже навестить соседку одна

    • Знание сексуальности

    • Возможность отличить фантазию от реальности

    • Иногда требовательный, иногда с удовольствием кооператив

    .

    когда и как ваш собственный дошкольник будет совершенствовать данный навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.

    • Проявляет крайне боязливое или робкое поведение

    • Проявляет крайне агрессивное поведение

    • Не может отделиться от родителей без серьезного протеста минут

    • Проявляет мало интереса к играм с другими детьми

    • Отказывается реагировать на людей вообще или отвечает поверхностно

    • Редко использует фантазии или имитации в игре

    • Большую часть времени кажется несчастным или грустным

    • Не выражает широкий спектр эмоций

    • Трудно есть, спать или пользоваться туалетом

    • Не может отличить фантазию от реальности

    • Кажется необычайно пассивным

    • Не может понять команды, состоящие из двух частей, с использованием предлогов («Поставь чашку на стол»; «Положи мяч под диван»).

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *