Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Показатели нервно-психического развития детей 4-го года жизни. Психическое развитие ребенка 4 года жизни


Нервно-психическое развитие детей четвертого года жизни

- Свободные, координированные движения рук, при ходьбе не шаркает ногами

- Бросает мяч двумя руками, отталкивает и ловит его, не прижимая к груди

- Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола

- По сигналу может задержать движение

- Заводит ключом механическую игрушку, - Умеет правильно держать карандаш и проводить линии

- Любит лазать

- Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку

Знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте

- Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы

- Знает «много», «мало», «один», считает до пяти, знает времена года, времена суток

- Знает вопросы «что?», «зачем?», «почему?»

- Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины

- Речь фразовая, грамматически оформленная

- Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми

- Продолжительность игры 10-40 мин

- Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами

- Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройка – «гараж», «комната», «домик»

- Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству

- Соблюдает элементарные правила поведения в обществе

- Сформированы гигиенические навыки – опрятность, умывание, мытье после туалета

- Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки.

- Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

- Самостоятельно умывается и вытирается

studfiles.net

Показатели нервно-психического развития детей 4-го года жизни

Моторное развитие (М)

Сенсорное развитие (С)

Умственное развитие (У)

Игровая деятельность (И)

Поведение (П)

Навыки (Н)

  1. Свободные координированные движения рук; при ходьбе не шаркает ногами.

  2. Бросает мяч двумя руками, отталкивает его не прижимая к груди.

  3. Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола.

  4. По сигналу может задержать движение

  5. Заводит ключом механическую игрушку.

  6. Любит лазать.

  7. Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

  1. Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку.

  2. Знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте.

  3. Правильно ориентируется в пространстве; знает "около", "рядом", "за", узнает на ощупь предметы.

  1. Знает "много", "мало", "один", считает до 5, знает времена года, время суток.

  2. Знает вопросы "что?" "зачем?", "почему?"

  3. Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное в сказке, называет сюжет картины.

  4. Речь фразовая, грамматически оформленная.

  1. Сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми.

  2. Продолжительность игры от 10 до 40 мин.

  3. Появляются любимые игры: со строительными материалами.

  4. Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройку: "гараж", "комната", "домик"

  1. Внимательно слушает что говорят взрослые.

  2. Соблюдает элементарные правила поведения в обществе.

  3. Сформированы гигиенические навыки опрятности, мытье рук после туалета

  1. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки

  2. Самостоятельно ест, правильно держа ложку, умеет пользоваться вилкой

  3. Самостоятельно умывается и вытирается

studfiles.net

Психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни - Развитие и воспитание ребенка

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: "Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности... оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад".

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

Эту способность ребенка отразил К. И. Чуковский в своей книге "От двух до пяти". Думаю, что вы сможете дополнить эту книгу оригинальными высказываниями своего ребенка. А вот, например, словотворчество моего пятилетнего сына.

- Мама! Ты будешь от пола вот такой (показывает около метра), когда начнешь унижаться от старости.

Играет с папой в солдатики.- Папа! У тебя лошадистов нету?

- Мама! Закрой хрен, а то он весь сдохнет.

- Владик! Ты что - нос поцарапал?Пошел к зеркалу, возвращается и говорит:- Эх, ты! Это я воду с вареньем пил, жажду утомлял.

- Папа! Сейчас мы будем кушать кушанье по-плотски. Собирайся скорее на корабль!- Наверное - по-флотски?- Ну, подумаешь! Мы ведь можем есть на плоту...

Находим в кармане куртки белые сухарики.- А это что? - спрашивает папа.Владик:- Не выбрасывай! Это я маме грелки принес, нам сегодня с супом давали (в садике).

- Мама! Кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади - задник!

- Давай задерживаться...- Как это? - спрашивает папа. -- Ну, идти медленно.

- Пойду на кухню, посмотрю, наверное, мама разбила чашку.- А почему ты так решил? - спрашивает папа.- А я слышал разбив.

Утром спрашиваю Владика (он только что проснулся):- Ты чего такой горячий?- А я воспалился. Мне сегодня ночью электростанция приснилась.

- Мама! Кто сапоги чинит - сапожник?-Да.- А кто велосипеды - велосипедник?

Владик укладывается спать и снимает футболку. Я говорю:- Зачем ты снимаешь футболку, ведь ночью замерзнешь.Владик:- Потому что я мужчина. А мужчина должен быть элегантным!

Укладываясь спать, Владик просит:- Мама, спой мне песню про ракетную установку.- Какую песню? - не поняла мама.- Ну, где расцветали яблони и груши...

- Мама, угадай, как лошадь подзывают к себе?- Не знаю.- А я знаю. Вот так: "Лошадка, иди ко мне!"

- Вот такой я ловкач! - сказал Владик, удерживая стульчик на вытянутой руке.

- У нас в садике один ребенок упал со стула и теперь лежит весь в гипотиазите.- Может быть - в гипсе?- Ага, я это и хотел сказать.

Слова, которые создаются ребенком трех - пяти лет, всегда узнаваемы, всегда несут смысловую нагрузку.Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Вот как рассуждают дети: "Ветер дует, потому что деревья качаются", "Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами", "Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе".

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту,

чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: "Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю". Или так: "Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой". Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

Тесты психического развития ребенка четвертого и пятого года жизни

1. Тест с кубиками

Используются кубики размером 8 кубических см.

А) Постройте из кубиков мост (ребенок не видит, как вы это делаете), попросите ребенка сделать такой же мост. Ребенок трех с половиной-четырех лет копирует мост с модели.

 

Б) Из четырех цветных кубиков (синего и красного цвета) сложите фигуру (два красных кубика и два синих кубика). Дайте ребенку два красных и два синих кубика. Попросите ребенка сделать так же (при этом он смотрит на сложенную вами фигурку).

В) Из тех же кубиков вы строите фигуру, изображенную на рисунке.

Ребенок трех с половиной-четырех лет, глядя на образец, копирует его.

Для ребенка четырех с половиной-пяти лет сделайте рисунки первой и второй фигуры из кубиков на бумаге и попросите его, глядя на рисунки, скопировать их, то есть сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.Причем величина изображенных на бумаге кубиков в первом варианте соответствует величине реальных кубиков. Во втором варианте модель фигуры кубиков дается в уменьшенном масштабе. В четыре с половиной-пять лет ребенок справляется с этими заданиями.

Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.

2. Тест с геометрическими фигурами

Проводится на досках с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.

Попросите ребенка разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой.

Предварительно фигуры вынимаются на глазах у ребенка.

Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступаете с двумя другими деталями. После того, как ребенок выполнил задание, снова рассыпаете перед ним детали и просите "починить" все опять.

Ребенок трех с половиной-четырех лет может собрать правильно доску, но после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.

Для ребенка четырех с половиной-пяти лет геометрические фигуры состоят из четырех равных частей.Ребенок четырех с половиной-пяти лет может сложить доску с тремя фигурами, из четырех равных частей каждая, без предварительной работы над отдельными фигурами.

Этот тест выявляет способность зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия.

3. Тест с пирамидкой и матрешкой

Предложите ребенку собранную пирамидку из пяти колец разного размера и матрешку с пятью вкладышами.На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее попросите ребенка самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец.

Так же поступают с матрешкой.

Ребенок четырех-пяти лет самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, ориентируясь на размер. Может быть оказана помощь по совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки ребенку трех-четырех лет.Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.

4. Тест на сортировку предметов по форме и цвету

Подготовьте разноцветные (красные, синие, белые) геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры можно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом.

Покажите ребенку набор карточек с изображением геометрических фигур. Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, указывая на соответствующую фигуру: "Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда - все похожие треугольники, а сюда - все квадраты".

Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы - по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И только после того, как ребенок справляется с этими заданиями, попросите его разложить сразу все фигуры по группам, в соответствии с их формой и цветом.

Ребенок трех-четырех лет выполняет это задание на сортировку по цвету и форме.

5. Тест на усвоение функциональных значений предмета

Готовите карточки с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом, стол, телевизор, автобус, книга. 

Все карточки раскладываете на столе.

Попросите ребенка показать вам предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: "Покажи мне, чем мама тебя причесывает?").

Ребенок трех-четырех лет правильно определяет все 9 предметов по их функциям.

6. Тест на элементарное понимание количественных отношений

Готовите два набора карточек, где изображено по одному мячику, котенку, мальчику, карандашу, дереву, и карточек с несколькими мячиками, котятами, мальчиками, карандашами, деревьями.

Попросите ребенка показать вам карточку, где иображен только один мячик и т. д., и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д.

Ребенок должен выполнять это задание правильно уже в три с половиной года.

7. Тест на группировку предметов

Необходимы карточки с рисунками животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей (каждая категория представлена тремя карточками).

Попросите ребенка: "Покажи мне картинки, на которых нарисовано то, что мы на себя надеваем".

Подскажите ребенку, если он не смог правильно выполнить задание. (Ребенку трех с половиной лет требуется 2-3 совместных подбора.)

Четырехлетний ребенок должен самостоятельно находить картинки одной категории: "покажи мне, что можно скушать", "то, что бывает на столе на кухне", "что стоит в комнате", "на чем можно ездить", "люди", "животные", "что нужно для умывания" и т. д.

Тест показывает степень развития у ребенка способностей к обобщению по конкретному функциональному признаку.

8. Тест на общую осведомленность

Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, когда холодно, когда захочется есть.

Ребенок должен последовательно изложить все действия. Если он затрудняется, объясните ему словами, попросите его показать то, что нужно сделать (ребенок может использовать для этого игрушки).

Ребенок уже в четыре года может достаточно полно и последовательно объяснить все необходимые действия.

9. Тест на ориентировку в пространстве

Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать карандаш из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит - пойти вперед, а что значит - пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

В три с половиной года ребенок еще совершает 1-2 ошибки, но в четыре года он должен выполнять все задание правильно.

10. Тест на внимание

Возмите 24 картинки с нарисованными на них различными предметами. Предложите ребенку внимательно их рассмотреть.

У вас в руках второй точно такой же набор картинок.

Вы показываете ребенку одну картинку и просите его отыскать среди множества рисунков тот, что похож на эту картинку. Сначала спросите ребенка, что нарисовано на картинке, затем он отыскивает ее среди других.

Ребенок трех с половиной лет находит 8-10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение, ищет, опираясь на словесное обозначение, поэтому могут быть ошибки, когда ребенок подбирает, например, к картинке с яблоком арбуз, назвав и то и другое яблоком.

Ребенок четырех-пяти лет легко выполняет это задание.11. Тест на память

А) Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать и запомнить все действия.Ребенок трех-четырех лет правильно выполняет 5-6 действий, а ребенок четырех-пяти лет справляется со всеми действиями подряд.

Б) Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: "Его зовут Димой. Он учится в школе"; "Сегодня на улице много грязи и луж"; "Катя услышала свисток и увидела поезд"; "Летом в лесу было много грибов и ягод".

Затем зачитайте цифровой ряд:4-7-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6.

Ребенок трех-четырех лет повторяет 2-3 фразы с ошибками и 2-3 цифры.Ребенок четырех-пяти лет повторяет правильно почти все фразы и 3-4 цифры.

В) Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его называть их. (Показываете по одной картинке, закрывая все остальные.) Затем закрываете все картинки листом бумаги, просите ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

Ребенок трех с половиной-четырех лет отгадывает 4-6 карточек после повторений.Ребенок четырех-пяти лет запоминает и отгадывает 7-8 карточек из 10.

12. Тест на словарный запасПокажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных, общеизвестных предметов и спросите: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"

Ребенок трех с половиной лет правильно называет практически все изображения, затрудняется назвать сходные предметы (например, "автобус, троллейбус"). В четыре с половиной года ребенок называет все изображения правильно.

13. Тест на крупную моторику

Ребенок четырех лет спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.14. Тест на тонкую моторику

Ребенок четырех-пяти лет может нарисовать человека: туловище, голова, руки, ноги, элементы одежды. Скопировать рисунок дома с трубой и забором около дома.

15. Тест-наблюдение "Культура общения"

Ребенок трех - пяти лет в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь поблагодарить за оказанную помощь, выразить свою просьбу словами, обращаться к сверстнику, называя его по имени, разговаривать в приветливой форме, соблюдать правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

 

 

Страницы: 1 2

 

 

 

www.nedug.ru

Психическое развитие ребенка 4-5 года жизни |

Опубликовал: admin в Ребенок 30.04.2018 105 Просмотров

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Сообщений 1 страница 5 из 5

Поделиться12009-08-24 01:08:38

  • Автор: Вольтури
  • Счастливое солнышко
  • Откуда: москва
  • Зарегистрирован: 2006-12-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16117
  • Уважение: +81
  • Позитив: +111
  • Пол: Женский
  • Возраст: 34 [1984-02-12]
  • ICQ: 407411389
  • !:
  • *:

Уважаемые родители, в данной теме приводятся основные этапы, закономерности и нюансы развития ребенка.

Не спешите записывать своих детей в «отстающие», если, прочтя данные материалы, Вы обнаружили, что Ваше чадо чего-то не умеет из того, что умеют «среднестатистические дети» в этом возрасте. Судить о развитии ребенка можно только комплексно, причем сравнивая его не с другими детьми, а только с самим же ребенком на более ранних этапах его развития. Кроме того, возможно, у вашего малыша одна из сфер (моторика, речевое развитие, логика) развита с опережением, что сказывается на более медленном развитии остальных его «граней».

Тема открыта для того, чтобы родители могли понимать, что «в рамках» и что нет, на что обращать внимание, что является тревожными признаками – и обращались бы к специалистам вовремя, в то же время не надумывая себе несуществующих проблем.

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развитием составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совершенно не важен результат. На первый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети часто выбрасывают его. И только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.

Величайшую роль изобразительной деятельности ребенка в его общем психическом развитии отмечали и отмечают все детские психологи. В частности, выдающийся психолог Л. С. Выготский подчеркивал: "Ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности. оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад".

С психологической точки зрения рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письменной речи. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пластмассовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а открывающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством.

Эту способность ребенка отразил К. И. Чуковский в своей книге "От двух до пяти". Думаю, что вы сможете дополнить эту книгу оригинальными высказываниями своего ребенка. А вот, например, словотворчество моего пятилетнего сына.

— Мама! Ты будешь от пола вот такой (показывает около метра), когда начнешь унижаться от старости.

Играет с папой в солдатики.

— Папа! У тебя лошадистов нету?

— Мама! Закрой хрен, а то он весь сдохнет.

— Владик! Ты что — нос поцарапал?

Пошел к зеркалу, возвращается и говорит:

— Эх, ты! Это я воду с вареньем пил, жажду утомлял.

— Папа! Сейчас мы будем кушать кушанье по-плотски. Собирайся скорее на корабль!

— Ну, подумаешь! Мы ведь можем есть на плоту.

Находим в кармане куртки белые сухарики.

— А это что? — спрашивает папа.

— Не выбрасывай! Это я маме грелки принес, нам сегодня с супом давали (в садике).

— Мама! Кто сидит в машине спереди, тот передник, а кто сзади — задник!

— Как это? — спрашивает папа. — Ну, идти медленно.

— Пойду на кухню, посмотрю, наверное, мама разбила чашку.

— А почему ты так решил? — спрашивает папа.

— А я слышал разбив.

Утром спрашиваю Владика (он только что проснулся):

— Ты чего такой горячий?

— А я воспалился. Мне сегодня ночью электростанция приснилась.

— Мама! Кто сапоги чинит — сапожник?

— А кто велосипеды — велосипедник?

Владик укладывается спать и снимает футболку. Я говорю:

— Зачем ты снимаешь футболку, ведь ночью замерзнешь.

— Потому что я мужчина. А мужчина должен быть элегантным!

Укладываясь спать, Владик просит:

— Мама, спой мне песню про ракетную установку.

— Какую песню? — не поняла мама.

— Ну, где расцветали яблони и груши.

— Мама, угадай, как лошадь подзывают к себе?

— А я знаю. Вот так: "Лошадка, иди ко мне!"

— Вот такой я ловкач! — сказал Владик, удерживая стульчик на вытянутой руке.

— У нас в садике один ребенок упал со стула и теперь лежит весь в гипотиазите.

— Может быть — в гипсе?

— Ага, я это и хотел сказать.

Слова, которые создаются ребенком трех — пяти лет, всегда узнаваемы, всегда несут смысловую нагрузку.

Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.

К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Вот как рассуждают дети: "Ветер дует, потому что деревья качаются", "Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами", "Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе".

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

К пяти годам постепенно начинает формироваться и сознательное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок может заучить стихотворение, песенку, текст какой-либо роли к детскому празднику и т. д.

При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Это помогает ребенку переходить к формированию произвольного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: "Мне нужна твоя помощь: подержи совок, пока я подметаю". Или так: "Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой". Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Помните, однако, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

источник сайт кид ру

Поделиться22009-08-24 01:10:12

  • Автор: Вольтури
  • Счастливое солнышко
  • Откуда: москва
  • Зарегистрирован: 2006-12-07
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 16117
  • Уважение: +81
  • Позитив: +111
  • Пол: Женский
  • Возраст: 34 [1984-02-12]
  • ICQ: 407411389
  • !:
  • *:

Тесты психического развития ребенка четвертого и пятого года жизни

1. Тест с кубиками

Используются кубики размером 8 куб.см.

А) Постройте из кубиков мост (ребенок не видит, как вы это делаете), попросите ребенка сделать такой же мост. Ребенок трех с половиной-четырех лет копирует мост с модели.

Б) Из четырех цветных кубиков (синего и красного цвета) сложите фигуру (два красных кубика и два синих кубика). Дайте ребенку два красных и два синих кубика. Попросите ребенка сделать так же (при этом он смотрит на сложенную вами фигурку).

Ребенок трех с половиной-четырех лет, глядя на образец, копирует его.

Для ребенка четырех с половиной-пяти лет сделайте рисунки первой и второй фигуры из кубиков на бумаге и попросите его, глядя на рисунки, скопировать их, то есть сложить из кубиков то, что он видит на бумаге.

Причем величина изображенных на бумаге кубиков в первом варианте соответствует величине реальных кубиков. Во втором варианте модель фигуры кубиков дается в уменьшенном масштабе. В четыре с половиной-пять лет ребенок справляется с этими заданиями.

Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.

2. Тест с геометрическими фигурами

Проводится на досках с вырезанными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Каждая из фигур разрезана на две части.

Попросите ребенка разместить все части геометрических фигур в соответствующих ячейках доски, чтобы она была гладкой. Предварительно фигуры вынимаются на глазах у ребенка.

Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и, показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступаете с двумя другими деталями. После того, как ребенок выполнил задание, снова рассыпаете перед ним детали и просите "починить" все опять.

Ребенок трех с половиной-четырех лет может собрать правильно доску, но после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.

Для ребенка четырех с половиной-пяти лет геометрические фигуры состоят из четырех равных частей. Ребенок четырех с половиной-пяти лет может сложить доску с тремя фигурами, из четырех равных частей каждая, без предварительной работы над отдельными фигурами.

Этот тест выявляет способность зрительного восприятия геометрических фигур, понимание отношения части и целого, сходства и различия.

3. Тест с пирамидкой и матрешкой

Предложите ребенку собранную пирамидку из пяти колец разного размера и матрешку с пятью вкладышами.

На глазах у ребенка разбирается пирамидка. Далее попросите ребенка самостоятельно собрать пирамидку с учетом размера колец.

Так же поступают с матрешкой. Ребенок четырех-пяти лет самостоятельно собирает 5 матрешек в одну, ориентируясь на размер. Может быть оказана помощь по совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки ребенку трех-четырех лет.

Задание направлено на умение учитывать размеры предмета и соотносить их.

4. Тест на сортировку предметов по форме и цвету

Подготовьте разноцветные (красные, синие, белые) геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры можно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом.

Покажите ребенку набор карточек с изображением геометрических фигур. Попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, указывая на соответствующую фигуру: "Сюда положи все круги, такие же как этот, сюда — все похожие треугольники, а сюда — все квадраты".

Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы — по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И только после того, как ребенок справляется с этими заданиями, попросите его разложить сразу все фигуры по группам, в соответствии с их формой и цветом.

Ребенок трех-четырех лет выполняет это задание на сортировку по цвету и форме.

5. Тест на усвоение функциональных значений предмета

Готовите карточки с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом, стол, телевизор, автобус, книга. се карточки раскладываете на столе.

Попросите ребенка показать вам предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: "Покажи мне, чем мама тебя причесывает?").

Ребенок трех-четырех лет правильно определяет все 9 предметов по их функциям.

6. Тест на элементарное понимание количественных отношений

Готовите два набора карточек, где изображено по одному мячику, котенку, мальчику, карандашу, дереву, и карточек с несколькими мячиками, котятами, мальчиками, карандашами, деревьями.

Попросите ребенка показать вам карточку, где иображен только один мячик и т. д., и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д.

Ребенок должен выполнять это задание правильно уже в три с половиной года.

7. Тест на группировку предметов

Необходимы карточки с р

neplatno.com

Возрастные особенности психического развития детей 4-го года жизни

Одной из особенностей психологического портрета ребенка 4-го года жизни является «кризис 3-х лет». Общаться с детьми нелегко, так как намерения ребенка приобретают настойчивое «Хочу!» или безапелляционное «Не буду!» Ребенок начинает воспринимать себя, как самостоятельного, отдельного от других (и от любимого взрослого) человека, он имеет право на уважение к себе и своим намерениям.

Взрослым необходимо учиться без нажима, физического принуждения переориентировать «капризничающего» малыша на что-то другое, рассказать ему, как интересно куда-то сходить (что-то посмотреть, найти и т.д.).

Источник развития и расширения кругозора детей – непосредственные наблюдения (в д/с, за его пределами). Способность наблюдать, делать простейшие выводы у ребенка четвертого года жизни становятся совершеннее.

Четвертый год жизни важен для дальнейшего становления отношения ребенка к себе. Выражается в удовлетворении от собственных достижений, одобренных взрослыми. Необходимо формировать способность критически относиться к своим поступкам.

Процессы памяти остаются непроизвольными, но дети успешно запоминают то, что им понравилось. Способность ребенка управлять своим вниманием очень невелика. Речь остается ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Предметы и явления воспринимаются целостно.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами только начинают формироваться.

Развивается изобразительная деятельность. Графические образы бедны. Дети используют цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, аппликация. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференцируют предметы по величине, ориентируются в пространстве группы, детского сада.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Могут наблюдаться устойчивые, избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; поведение ребенка еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку логопеда, воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

psyconst.ru

Психическое развитие ребенка 4 лет.

В течение дошкольного возраста ребенок учится различать все спектральные цвета. Однако на этом развитие чувства цвета у ребенкане заканчивается, оно продолжается и в период дошкольного возраста. Становится все совершеннее и точнее дифференцировка цветов по яркости и насыщенности.

Исследования показали, что четырехлетнему ребенку значительно легче различать цвета, чем их называть или даже отбирать по названию взрослых. Легче всего детям отбирать красный цвет, чаще всего они ошибаются в выборе фиолетового. Большинство детей правильно называют красный, зеленый, синий и другие цвета, но плохо разбираются в их оттенках, которые еще не имеют для них существенного значения. Даже дети, которые различают почти все спектральные цвета и называют их оттенки, при раскрашивании своих рисунков часто не придают значения цветным оттенкам.

Например, могут закрашивать собаку или медведя синим цветом, в их рисунках утка бывает и красной, и желтой. И только вопрос воспитателя, бывает ли синей собака, заставляет ребенка задуматься и изменить цвет. Итак, зная особенности восприятия цвета четырехлетними детьми, взрослый должен следить за тем, насколько правильно пользуются дети цветами.

Побуждая ребенка критически посмотреть на разрисованную им картинку, взрослый приучает его воспроизводить в памяти образы знакомых предметов и обращать внимание на внешний вид каждого из них, в частности на его цвет. Постепенно дети намеренно начинают замечать цвета и оттенки окружающих предметов. Развитие чувствительности к цветам, их дифференцировка, тесно связаны с успехами детей в овладении названиями цветов и использованием их оттенков. Названия их обостряет и уточняет ощущения цветов, их различение по качеству, яркости и насыщенности.

Через названия ребенок узнает также и о форме предметов - видит их в окружающем (в орнаменте, узорах). Словесно взрослые помогают детям группировать их впечатления от окружающих предметов, обобщать их, осмысленно воспринимать эти предметы.

Имеет свои особенности и память четырехлетнего ребенка.

Поскольку произвольные процессы недостаточно развиты, ребенок еще не умеет целенаправленно запоминать. Здесь явное преимущество непроизвольного запоминания и припоминания. Легко запоминает ребенок наглядные объекты и посильный словарный, ритмически организованный материал. Преобладает наглядно-образная и двигательная память. Экспериментальные данные показывают, что дети этого возраста могут воспроизвести в среднем не более четырех предметов (или их отображений) из 10 - 15, им представленных. Эта ограниченность ярко проявляется и в условиях запоминания отдельных слов, единовременно подаваемых ребенку: в среднем запоминает не более двух слов из десяти.

Особенно легко запоминают дети то, что произвело на них очень сильное впечатление, что зацепило их чувства. «Память ребенка - это его интерес», - говорят психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным то, что они должны запомнить. И задача взрослых состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше слов или образов предметов, а чтобы память детей обогащалась теми знаниями, которые им необходимы в их дальнейшей деятельности, играх, рисунках, беседах. А связный текст - стихи, сказки, частушки ребенок запоминает гораздо легче. Материал эмоционально насыщенный, который вызывает у ребенка яркие образы, стимулирующие его воображение, возбуждает определенные чувства, сопереживание также легко запоминается.

Язык четырехлетнего ребенка имеет свои особенности.

В отличие от двух-трехлетних детей четвертого года жизни, овладевая новыми словами, включают их не только в пассивный, но и в активный словарь, объем которого очень быстро растет. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи.

Как показали исследования, дети этого возраста проявляют особый интерес к слову, они более внимательно прислушиваются к новым словам, пытаются их произносить, свободно строят простые предложения, это становится возможным потому, что дети очень рано практическим путем овладевают грамотой. Работа взрослых по совершенствованию речи детейдолжна вестись в трех направлениях:

- обогащение словаря;

- упражнения в чистоте звукопроизношения;

- воспитание связной речи.

Детям свойственно активное действенное мышление. При решении какой-то задачи ребенок прежде всего действует. Так, четырехлетнему малышу предложили достать мячик, который высоко лежал на шкафу. Ребенок начал прыгать, пытаясь достать предмет. На предложение взрослого подумать, прежде чем доставать, ребенок ответил: «А зачем думать, надо достать мяч». Исследования показывают, что детям этого возраста легче что-либо сделать, чем рассказать о сделанном. Это объясняется тем, что у них еще не развито словесное мышление, они еще не умеют решить следующую задачу в «уме». Отсюда и возникает различие между тем, что ребенок делает, решая задачу, и тем, как он объясняет свои действия. Так, ребенок на вопрос воспитателя: «Что будешь рисовать?» Отвечает: «Самолет». Во время рисования замысел ребенка несколько раз менялся и получился совсем другой рисунок. Воспитатель говорит: «Ты же хотел нарисовать самолет. А что у тебя получилось?». Ребенок: «А самолет улетел, а домик остался». Эти факты свидетельствуют о том, что существуют достаточно сложные отношения между двумя способами детского мышления действенным и речевым. Эти факты подсказывают воспитателю, что следует упражнять детей в решении маленьких, но конкретных задач. Научить детей понимать вопрос, ему задает взрослый. А уметь отвечать на него - значит уметь мыслить словами.

Включая эту работу в решение практических задач, взрослый развивает мышление ребенка, которое из действенного становится словесным. Для этого используются и дидактические игры, и беседы, и другие речевые задания, в которых упражняется словесное мышление ребенка. И чем старше становится ребенок, тем больше он прибегает к наглядно-образному, а затем и логическому мышлению.

Характерные особенности имеет и внимание четырехлетнего ребенка.

Повышается устойчивость непроизвольного внимания, увеличивается ее объем. Устойчивость внимания характеризуется временем, в течение которого ребенок может быть занят определенной деятельностью. Если у ребенка трех лет она длится в среднем 25-27 мин, то сейчас до 50. Ребенок может за это время играть, не прекращая игры. Эти успехи, свидетельствующие об устойчивости внимания, являются характерными для игровой деятельности. В других видах деятельности ребенок не может долго сохранить внимательность. Так, дети трех-четырех лет могут рассматривать рисунок в течение 6 - 8 сек, а дальше отвлекаются и больше к нему не возвращаются (устойчивость внимания при рассмотрении картины отличается от устойчивости при игровой деятельности). Объем внимания увеличивается с возрастом, а с четырех до семи лет оно возрастает в полтора-два раза.

Слово взрослого выступает как средство формирования первых проявлений произвольного внимания детей. Процесс идет от языковых указаний взрослых, которые сигнализируют, можно делать что-то, нельзя, на что надо обратить внимание, и к самосигнализации. Постановка задач в доступной форме, их мотивация, выработка определенных умений, необходимых для той или иной деятельности, развивает внимание. Дети в одном и том же возрасте проявляют разную устойчивость внимания, разный объем. Причины лежат в способах работы с детьми (не приучают детей к самостоятельности, устойчивости внимания и т.п.).

Воображениечетырехлетнего ребенканосит непроизвольный характер. Образы воображения еще не устойчивы, направление работы воображения быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений. Дети часто теряют цель, замысел во время рисования переходит от одного к другому объекту. Течение короткого периода времени дети несколько раз начинают другую игру. Такими же неустойчивыми являются образы воображения, создаваемые в процессе других видов деятельности. Одновременно образы воображения у этих дошкольников чрезвычайно яркие. Для создания образа ребенку бывает достаточно отдаленного сходства между тем, что он воспринимает и предыдущими его впечатлениями. Живость воображения детей проявляется и в том, как они перевоплощаются в других существ. Об этом свидетельствуют переживания детей, возникающие при восприятии ими сказок, рисунков, представлений. Вот почему взрослые должны быть разборчивыми в выборе книг для чтения или рассказах детям, а также быть осторожными в разговорах, которые ведутся в присутствии ребенка. Не следует вызывать у ребенка чувство страха напоминанием о возможных опасностях, которые якобы угрожают ребенку. Это воспитывает в них робость, пугливость, ребенок начинает бояться одиночества, темноты, незнакомых людей.

Характерной особенностью детей четырехлетнего возраста является значительная эмоциональная возбудимость, несдержанность и недостаточная устойчивость эмоций. Эмоции у детей легко возникают, но и быстро проходят, меняются на противоположные. Радость легко сменяет горе, часто слезы еще не высохли у ребенка, а он уже готов к беззаботной, веселой игре. В воспитании детей этого возраста надо учитывать их эмоциональность. Нужен педагогический такт, не допускается грубое вмешательство в деятельность ребенка, это может вызвать сильные аффективные состояния. Чем меньше ребенок, тем в большей степени следует избегать воздействия на него очень сильных раздражителей. Нужно постепенно воспитывать у детей тормозные процессы, которые лежат в основе умения сдерживать себя, свои чувства.

Дети четвертого года жизни эмоционально реагируют на музыку.

Они различают контрастное настроение музыкальных произведений (веселый, спокойный), узнают знакомые песни и пьесы, называют их. Дети различают звуки по высоте (в пределах сексты), тембр музыкальных инструментов (высокий, низкий, средний регистры). В этом возрасте дети хорошо прислушиваются к голосу педагога, начинают протяжно петь. Они могут передавать в движении ритм ходьбы и бега, яркие динамические и тембровые изменения и т.п.

Нервная система маленького ребенка, как уже отмечалось, настолько еще неустойчива, что даже маленький коллектив, маленькая группа является сильным раздражителем и очень утомляет его. Вот почему ребенок очень часто пытается остаться наедине сам с собой и поэтому не надо препятствовать ему в этом. Искусство воспитателя как раз заключается в том, чтобы используя все благотворные влияния жизни в коллективе на детскую индивидуальность, одновременно уберечь его от переутомления, излишнего возбуждения, механического копирования чужих образцов.

Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни еще очень велика. Основные побуждения к общению со взрослым у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающей обстановке. Дети проявляют повышенную чувствительность к тону, настроению и отношению к себе со стороны взрослых. Очень чувствительны к эмоциональному состоянию сверстников, легко заражаются их чувствами.

Важно воспитывать у детей гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивость, взаимопомощь, дружелюбие, внимание к взрослым и ровесникам. Побудить к взаимодействию между собой, разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к ровеснику по имени, отвечать на его вопросы. Нужно научить детей замечать проявления ровесниками дружелюбия, доброты, взаимопомощи, воспитывать чувство симпатии к ровесникам.

mirdoshkolnikov.ru

Психическое развитие ребенка 4 лет

Психическое развитие ребенка 4 летЧтобы оценить психическое развитие ребенка 4 лет необходимо обратить внимание на такие признаки, как стремление ребенка делать как взрослые, причем не только родителям, но и другим людям. Даже некоторые из игр малыша строятся на этих подражаниях. В этом возрасте ребенок понимает смысл слов, а также начинает воспринимать интонацию сказанного, то есть он чувствует грусть, иронию, недовольство и так далее в сказанном ему. Также четырехлетний малыш отлично пользуется единственным и множественным числом, различает женский и мужской род, но наряду с этим, может перепутать завтрак с ужином или завтра и вчера.

Психическое развитие четырехлетнего ребенка характеризуется также тем, что он может играть один, придумывая себе игры, но как только ему это надоедает, начинается поиск подходящей компании. При игре с другими ровесниками, четырехлетние дети не ссорятся с ними, так как уже умеют идти на уступки, относиться критически к себе и уступать. Характерно в это время и отсутствие лени, ведь каждое из поручений, которое дали взрослые, малыш старается выполнить.

В случае если поведение ребенка отличается от перечисленных признаков, то лучше обратиться к психоневрологу или психологу. Специалист после осмотра даст рекомендации, как откорректировать существующие нарушения, назначит лечение или занятия.

У ребенка в четыре года наблюдается очень хорошее психомоторное развитие. Он очень вынослив и может длительное время гулять. Именно во время этих прогулок, получая новые эмоции и впечатления, малыш расширяет круг своих знаний об окружающем мире.

Ручная умелость, которая становится все совершеннее, оказывает прямое влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. А именно ребенок начинает овладевать координацией зрительного контроля и мелких движений ручками. Многие дети рисуют с огромным энтузиазмом, так как координация между моторным и зрительным развитием составляет наибольшее достижение именно в возрасте 4 лет.

Как уже говорилось, дети после 4 лет не только самозабвенно рисуют, но и играют. Игры становятся все сложнее, они уже становятся сюжетно-ролевыми, групповыми и моделирующими. Ребенок в этом возрасте легко может играть один, придумывая самостоятельно сюжет, распределяя роли, подчиняясь определенным правилам и жестко контролируя выполнение тех самых правил.

Так дети учатся общаться со сверстниками при помощи игр и контролировать поведение, подчиняясь игровым правилам. Однако то, что у ребенка просто замечательно получается в игре, намного хуже выходит при аналогичных требованиях взрослых. Во время игры у детей наблюдаются необычайная терпеливость, дисциплинированность и настойчивость. При этом у них развивается сообразительность, творческое воображение, нравственные установки и волевые качества.

Для психического развития ребенка 4 лет очень важно, чтобы взрослые относились к его игре очень серьезно и всячески поддерживали любые стремления к играм.

У ребенка этого возраста должна быть возможность развивать свои игровые фантазии. Ему нужно разрешать использовать в играх, казалось бы, ненужные для этого вещи: бруски, палки, железяки и прочее. Все это может понадобиться в игре, ведь детскую фантазию предугадать просто невозможно.

Именно игры оказывают сильнейшее влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. При их помощи дети реализуют свое стремление быть самостоятельными, моделируя жизнь взрослых. В это время они открывают для себя мир человеческих отношений, общественных людских функций и различных видов деятельности.

Стоит отметить, что такие скачки в развитии ребенка возможны только благодаря его развивающейся речи. Поэтому на этот момент также необходимо обратить внимание, так как речь является неким фундаментом для психического развития ребенка.

Психическое развитие ребенка 4 лет - Вопросы и ответы

kurszdorovia.ru