Содержание
Голова тяжелая – Газета Коммерсантъ № 141 (6135) от 04.08.2017
917
3 мин.
…
Пятимесячный Рося живет в деревне Шерстино Нижегородской области. Малыш еще плохо держит голову, с трудом переворачивается и страдает от высокого внутричерепного давления. Кости черепа у Роси срослись преждевременно, еще немного — и они начнут сдавливать мозг, не давая развиваться. Необходима срочная операция — в противном случае мальчику грозит умственная отсталость, слепота и глухота.
Лобные кости у Роси срослись намного раньше времени и мешают мозгу развиваться. Поможет только сложная операция
Фото: Василий Попов, Коммерсантъ
Ярослав — младший ребенок в семье Сержантовых: его сестре Ангелине уже 14 лет, а брату Владиславу — 9. Ярослав — в семье его называют Рося — появился на свет на месяц раньше срока. Роды у Светланы, его мамы, были тяжелыми, затяжными, но экстренное кесарево сечение ей сделали, только когда возникла реальная угроза жизни. И матери, и ребенка.
Когда акушерка взяла Росю на руки, он громко заплакал. Врачи вздохнули с облегчением: «Живой!»
Малыш весил два с половиной килограмма. Светлане сказали, что ребенок здоров, но она встревожилась:
— А почему у него шишка на лбу?
— Не переживайте, шишка разгладится,— успокоила педиатр,— у младенцев косточки мягкие, такое бывает.
Через неделю Росю перевели в отделение патологии новорожденных детской больницы в Нижнем Новгороде. Здесь мальчика обследовали по полной программе. Сделали даже компьютерную томографию головы. Исследование показало, что у малыша намного раньше времени срослись лобные кости. На месте их соединения и образовался костный гребешок — та самая шишка, которая сразу встревожила Светлану. Росе поставили диагноз «частичный краниостеноз».
— Значит, шишка не разгладится? — испугалась Светлана. Всю жизнь она проработала медсестрой в районной больнице, но о таком диагнозе услышала впервые.
— Сама не разгладится,— ответил нейрохирург.— Есть только два возможных варианта лечения: коррекционный шлем или операция. Но сначала ребенку надо подрасти и окрепнуть.
Через месяц мальчика выписали домой.
Дома Светлана первым делом налила ванночку, чтобы искупать сына.
— Я думала, что Рося будет бояться воды: за первый месяц, который мы провели в больнице, он ни разу не купался,— вспоминает Светлана.— А он был в таком восторге! Владик нам говорит: «Смотрите, он похож на кораблик, у него даже голова в форме лодочки!»
В два месяца Светлана повезла Росю в детскую больницу на повторное обследование.
— Не затягивайте с лечением,— сказал нейрохирург.— Это заболевание опасно тем, что сросшиеся раньше времени кости черепа мешают ребенку правильно развиваться. Когда он подрастет, черепная коробка будет сдавливать головной мозг, мальчик может ослепнуть и оглохнуть.
В августе Росе исполнится полгода. Он очень старается удержать голову, но через несколько секунд она клонится на бок, и мальчик отчаянно плачет. Он терпеть не может свои шапки и чепчики — пока не сорвет с головы, не успокоится.
— Врачи говорят, что это из-за высокого внутричерепного давления,— говорит Светлана.— Его успокаивает ванночка. В воде ему легче держать голову и боль проходит.
Светлане дали направление на консультацию в московскую клинику. Всю дорогу Рося беззаботно проспал в коляске. Светлана очень надеялась, что сыну наденут специальный шлем и можно будет обойтись без операции.
Но эта надежда не оправдалась.
— Вашему ребенку шлем не поможет,— сказал доктор после осмотра.— Вы только потеряете драгоценное время. Нужно оперировать.
Сначала мальчику проведут компьютерную томографию. Ее результаты внесут в специальную компьютерную программу. А дальше хирурги с помощью саморассасывающихся пластин придадут черепу правильную форму.
— Каждый ребенок — это награда,— говорит мне Светлана,— и окно в будущее. Наша Лина хорошо рисует, после школы хочет стать архитектором. Владик мечтает работать окулистом в сельской больнице. А Рося… Его будущее сейчас зависит от операции.
Светлана пока в декретном отпуске, муж работает водителем неотложки, его зарплаты на дорогую операцию не хватит. Без нашей помощи им не справиться.
Светлана Иванова, Нижегородская область
Невролог о диагнозах у детей
26.03.2022
В первый год жизни малыша многие родители сталкиваются с проблемами сна у своих детей.
И часто они обращаются к педиатру и неврологу, когда кроха начинает плохо спать. Но всегда ли плохой сон свидетельствует о проблемах со здоровьем?
Делимся мнением невролога
Неврология и сон ребенка сильно связаны. Нарушения сна могут быть первичными или вторичными.
Чаще всего у детей в первый год жизни встречаются вторичные, поведенческие, нарушения сна из-за нефизиологичного режима, некорректных условий сна, проблем с кормлениями, негативных ассоциаций на сон.
Первичные нарушения сна бывают намного реже, и они связаны с незрелостью нервной системы, проблемам с дыханием и другими заболеваниями: обструктивное апноэ, парасомнии (кошмары, снохождение, ночные страхи), синдром беспокойных ног.
Поэтому, когда вы идете к неврологу и он однозначно говорит, что ребенок плохо спит из-за неврологических проблем, поставив «страшный» диагноз, не отчаивайтесь — не всегда все так плохо.
Давайте разберем диагнозы, которыми неврологи пугают молодых мам.
Внутричерепная гипертензия
Внутричерепная гипертензия— повышение давления в полости черепа при нарушении оттока спинномозговой жидкости.
Внутричерепная гипертензия может быть вызвана:
- Избыточной выработкой жидкости в головном мозге.
- Опухолью в головном мозге, которая не дает ликвору уходить.
- Как последствие менингита и энцефалита.
Этот диагноз может быть поставлен только на основе клинических исследований.
Если глаза малыша, его движения, рефлексы и объем головы в норме, и изменения наблюдаются только на УЗИ, нельзя ставить диагноз гипертензии.
Признаки гипертензии у грудничка:
- Голова ребенка имеет большие размеры
- Застойные диски зрительных нервов
- Есть откат в развитии — ребенок теряет свои навыки, становится очень капризным. Малыш постепенно становится очень вялым, перестает держать голову.
При подобных симптомах ребенку нужна неотложная помощью.
Когда стоит насторожиться:
- Ребенку назначают мочегонные, чтобы вывести воду. Головной мозг человека должен быть окружен жидкостью, чтобы вирусы и бактерии не могли ему навредить и чтобы при ходьбе была амортизация. Гипертензия не может ставиться только лишь потому, что в головном мозге есть жидкость. При рождении ликвора может вырабатываться больше, потому что организм пока еще растет. И это вариант нормы.
- Диагноз был поставлен только на основе нейросонографии. Например, когда мама идет с малышом на первое УЗИ и ей говорят, что есть легкие изменения каких-то желудочков ( обычно расширены боковые желудочки), и ставят гипертензию. Обычно к 3-4 месяцам изменения уходят.
- Врач поставил диагноз только из-за того, что у малыша большая голова для его возраста. В этом случае стоит обратиться к стандартным показателям ВОЗ в области развития ребенка и проверить нормы прироста окружности головы. Если окружность головы меньше/больше границы нормы, стоит обратиться к врачу. Он направит на исследование.
Кисты головного мозга
Выявляются на УЗИ, бывают при рождении. Они являются следствием того, что ребенку не хватило кислорода. Только в 5% случаев кисты могут быть плохими.
Если киста небольшого размера, не растет продолжительно, малыш нормально развивается, пытается держать голову, фиксирует взгляд, повода для паники нет. Препараты не нужны.
Лечение требуется, если:
- Киста растет
- Ребенок теряет внимание и концентрацию
- Речь малыша замедляется
Перинатальное поражение ЦНС
Это серьезный диагноз, который требует постоянного наблюдения у врача.
Если ребенок растет и развивается нормально, нет повода для беспокойства.
Если же есть моторная задержка, тогда стоит обратиться к специалисту.
Кривошея
Очень частый диагноз, который ставится, если ребенок смотрит в одну сторону.
Подобный диагноз верен только, если при рождении у малыша есть укорочение грудино-ключично-сосцевидной мышцы либо она воспалена.
Привычное положение головы может усугублять формирование формы черепа.
Что делать:
- Менять головной конец кроватки,
- Поочередно выкладывать игрушки с двух сторон,
- Перед кормлением выкладывать малыша на живот,
- Чаще менять грудь при кормлении,
- Кормить малыша на разных сторонах при ИВ.
Постепенно тонус мышц шеи выравнивается, и кроха начинает смотреть по средней линии.
Цианоз носогубного треугольника и конечностей
Если у ребенка не диагностировано каких-либо заболеваний сердечно-сосудистой системы, то не стоит волноваться.
Посинение треугольника и конечностей при плаче нормально, проходит быстро.
Требует наблюдения, если есть нарушения со стороны сердца и легких.
Гипертонус или гипотонус
При рождении у детей тонус рук и ног еще повышен из-за незрелости ЦНС. До 3-4 месяцев это физиологичное состояние. Гипертонус может резко меняться на гипотонус, когда ребенок расслабляется. Что тоже нормально.
Волноваться стоит, если:
- Ребенок слишком активен или слишком вял,
- Есть нарушения в развитии.
- Есть родовая травма, была инфекция или ребенок был слишком недоношенным.
В этих случаях стоит наблюдаться у невролога.
По мере созревания ЦНС гипертонус и нормотонус приходят в норму.
Нарушение моторного развития
Каждый ребенок индивидуален, и нормы развития весьма условны. Однако есть границы, когда допустимое отклонение от общепринятой нормы переходит в признак возможной патологии.
В этом случае обращаемся к рекомендациям ВОЗ и оцениваем, есть ли задержка в развитии или нет.
Нарушение речевого развития
Бывают из-за:
- Неготовности речевого аппарата
- Нарушения слуха/проблемы со слухом (после отита, воспаления аденоидов)
- Заболеваний, которые непосредственно влияют на ЦНС — аутизм, психиатрические заболевания — которые непосредственно влияют на цнс.
- Генетических заболеваний — синдром кошачьего крика
- Дефицитных состояний, например, железодефицит.
Целесообразно ставить подобный диагноз, если малыш не говорит определенное количество слов, которые должен в своем возрасте. Также стоит смотреть, как он все понимает, может ли показать части тела, выполнять простые команды
Сколько слов ребенок должен говорить в норме в каждом возрасте:
- К 12 месяцам — 5-8 слов
- В 2 года — речь — словосочетания. Ребенок может показать все.
- 50-70 % речи понимают взрослые не дома
- К 3 годам — 800-1200 слов от ребенка. 75-100% речи понимают все люди.
Если есть нарушения речи, оценивают коммуникацию с домашними и другими взрослыми и детьми.
Если речь в 2 года стоит на месте, не нужно ждать 5 лет — идем к неврологу и оцениваем проблемы с речью.
Как помочь малышу разговориться:
Соблюдать экранное время — до 1,5 лет никаких гаджетов и телевизора. Телевизор даже не должен работать фоном. Ребенку важно концентрироваться на одном звуке — речи мамы.
С 1,5 до 5 лет экранное время максимум 1 час в день
С 5 до 18 лет — 2 часа в день
По 20 минут.
Поддерживать разговор с малышом. Важно повторять все, что вы делаете.
Ребенок ходит на цыпочках
Норма — до 2 лет, если ребенок хорошо развивается, нет аутизма и ДЦП.
Если ходит на цыпочках до 5 лет, исключаем ДЦ, аутизм, укорочение ахиллового сухожилия.
Если есть ходьба на цыпочках, делаем массаж задней поверхности голени, разминаем ножки. даем ребенку бегать босиком, показываем своим примером, как правильно ставить стопу — сперва пятка, потом носок.
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 15
Отставание головы у младенцев — StatPearls
Продолжение обучения
Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.
Цели:
Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.
Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.
Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.
Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».
В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи.[1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2] Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев было связано с плохим исходом развития нервной системы.[3]
Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.
Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими изменениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска.[3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.
Этиология
По существу, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.
Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцепции) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения.[3] Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации.[8][9]][8]
Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде. [10][11] ][12] Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, а длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте.[13][14]
Эпидемиология
Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть».[1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]
Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]
Анамнез и физикальное обследование
Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве. [15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.
Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).
Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]
При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]
Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения. [15]
Обследование
При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.
Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления около 92% детей продемонстрировали улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позже были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]
Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]
Лечение / Ведение
Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Тем не менее, для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) требуется междисциплинарный подход при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.
Систематические обзоры показали, что раннее вмешательство с помощью специальных программ двигательной подготовки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска развития двигательных нарушений. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.
Дифференциальный диагноз
Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.
Прогноз
В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.
Осложнения
У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.
Сдерживание и обучение пациентов
Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.
Улучшение результатов работы бригады здравоохранения
Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]
Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4690596] [PubMed: 26709421]
- 2.
Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]
- 3.
Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]
- 4.
Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]
- 5.
Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]
- 6.
Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]
- 7.
Адриан Дж. Л., Ленуар П., Мартино Дж., Перро А., Хамери Л., Ларманд С., Соваж Д. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]
- 8.
Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]
- 9.
Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение кортикальной десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема груза у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]
- 10.
Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]
- 11.
Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]
- 12.
Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]
- 13.
Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]
- 14.
Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]
- 15.
Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]
- 16.
Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]
- 17.
Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]
- 18.
Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]
- 19.
Ланда Р., Гаррет-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование. J Детская психологическая психиатрия. 2006 г., июнь; 47 (6): 629-38. [PubMed: 16712640]
- 20.
Johnson CP, Myers SM., Совет Американской академии педиатрии по детям с ограниченными возможностями. Выявление и оценка детей с расстройствами аутистического спектра. Педиатрия. 2007 ноябрь; 120(5):1183-215. [В паблике: 17967920]
Отставание головы у младенцев — StatPearls
Продолжение обучения
Отставание головы у младенцев наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища. В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту 3–4 месяцев. У недоношенных новорожденных чаще наблюдается отставание головы. Исследования также показали, что отставание головы обычно наблюдается у братьев и сестер детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В этом упражнении описывается оценка и лечение отставания головы у младенцев, а также подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и лечении пациентов с этим заболеванием.
Цели:
Определите факторы риска развития отставания головы у младенцев.
Опишите результаты медицинского осмотра, связанные с младенцем с отставанием головы.
Опишите общую клиническую картину пациента с отставанием головы у младенцев.
Узнайте, как межпрофессиональная координация может улучшить уход за младенцами с отставанием головы.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Младенцы обычно имеют большую голову по сравнению с остальными частями тела, а шейная группа параспинальных мышц при рождении относительно слаба. Отсюда и причина заметного отставания головы, особенно в первые несколько недель жизни. На этом этапе лица, осуществляющие уход, обычно поддерживают голову ребенка до тех пор, пока не будет достигнут контроль над шеей. Развитие крупной моторики у младенцев обычно следует цефалокаудальной последовательности, и это предвещает приобретение постурального контроля. Постуральный контроль — это способность младенца стабилизировать центр массы тела/туловища с помощью динамического или статического основания. Ожидается, что этот врожденный процесс созревания мышц шеи и туловища будет быстро развиваться на стадии младенчества. Когда младенца тянут за руку из положения лежа в положение сидя, ожидаемой реакцией является активация рефлекса выпрямления головы и поддержание положения головы на одной линии с его/ее плечами. И наоборот, отставание головы младенца наблюдается, когда кажется, что голова качается или отстает от туловища назад во время маневра «тянуть, чтобы сесть».
В нескольких статьях утверждается, что отставание головы должно отсутствовать к возрасту от 3 до 4 месяцев, когда у младенцев обычно повышается способность контролировать мышцы шеи.[1] После достижения контроля над шеей младенцы активно участвуют в обычной процедуре захвата, напрягая мышцы шеи и напрягая туловище, чтобы уменьшить отставание между подбородком и грудью.[2] Стойкое отставание головы в возрасте старше 4 месяцев было связано с плохим исходом развития нервной системы.[3]
Отставание головы встречается чаще среди недоношенных новорожденных и детей с церебральным параличом, что является вероятным предиктором исхода развития. Однако он может быть неточным при прогнозировании нейроповеденческих эффектов при использовании в качестве изолированного показателя. Возможное объяснение может заключаться в том, что оценки одного изолированного ответа недостаточно для точного прогнозирования исходов развития нервной системы. Многие исследования показали, что комбинация неонатальных реакций, таких как рефлекторные реакции, постуральные реакции и тонус, может иметь потенциал для правильного прогнозирования изменений в развитии мозга.
Исследования также показали, что отставание головы в сочетании с другими изменениями развития в раннем детстве может быть неразрывно связано с более высоким риском аутизма в определенных группах населения. Отставание головы чаще наблюдалось у братьев и сестер детей с расстройством аутистического спектра (РАС), чем у младенцев из группы низкого риска.[3] Точно так же проблемы развития, связанные с постуральной нестабильностью и аксиальной гипотонией, были описаны у младенцев с РАС.
Этиология
По существу, отставание головы у младенцев может быть физиологическим или патологическим. Физиологическое отставание головы связано с ожидаемой задержкой развития нервно-мышечного пути. Напротив, патологическое отставание головы у младенцев может быть вызвано миогенными и/или нейрогенными отклонениями и рядом лежащих в их основе проблем, приводящих к постуральной нестабильности и аксиальной гипотонии.
Отставание головы может быть результатом нарушения сенсорной функции. Неспособность обнаружить изменение положения головы (связанное с аномальной обратной связью от вестибулярно-глазной системы стабилизации и проприоцепции) может привести к невозможности произвести необходимые двигательные корректировки в ожидании изменения положения.[3] Это объяснение разумно, учитывая предыдущие исследования, указывающие на проблемы с упреждающим моторным и постуральным контролем, а также с добавлением сенсорной информации.[8][9]][8]
Согласно нескольким исследованиям, на контроль головы и шеи влияют различные заболевания, такие как недоношенность, черепно-мозговая травма, низкий вес при рождении и факторы окружающей среды, включая интенсивную искусственную вентиляцию легких в неонатальном периоде.[10][11] ][12] Отставание головы также дает полезную клиническую информацию о мышечном тонусе недоношенного ребенка. Задержка выпрямления головы в младенчестве может быть связана с плохим развитием мышечного тонуса у недоношенных детей. Здоровые недоношенные дети без какой-либо идентифицируемой неврологической патологии могут иметь плохое двигательное развитие, в отличие от доношенных детей, а длительное отставание головы у недоношенных детей было зарегистрировано даже в доношенном возрасте. [13][14]
Эпидемиология
Отставание головы более распространено у недоношенных детей до возраста, эквивалентного доношенному; напротив, большинство доношенных младенцев могут сохранять положение головы во время теста «тяни, чтобы сесть».[1][13] В статье, опубликованной в Американском журнале профессиональной терапии, исследовались изменения задержки головы в постменструальном возрасте (ПМВ) у младенцев, рожденных до 30 недель беременности. Выяснилось, что у 90% младенцев наблюдалось отставание головы в 30 недель ПМА, около 60,5% в 34 недели ПМВ и 57,8% в доношенном возрасте. Большее отставание головы также наблюдалось у младенцев с перинатальными осложнениями.[1]
Одно проспективное исследование, проведенное в Медицинском центре Хадасса в Иерусалиме, Израиль, показало, что только у 4% доношенных новорожденных при обычном клиническом осмотре наблюдается отставание головы. Тем не менее, у 20% этих новорожденных с отставанием головы были другие факторы риска, включая вакуумное родоразрешение, вероятный сепсис и врожденные пороки развития. В оставшихся 80% (т. е. в группе без факторов риска) у 62,5% наблюдалось легкое отставание головы, а у 37,5% — среднее или сильное отставание головы.[15]
Анамнез и физикальное обследование
Стандартное обследование новорожденных/младенцев включает неврологическую оценку мышечного тонуса. Контроль головы и шеи является важным компонентом этого обследования. Легкое отставание головы является обычным явлением у новорожденных и обычно проходит само по себе; однако наличие тяжелого стойкого отставания головы в возрасте от 3 до 4 месяцев обычно указывает на нарушения, связанные с гипотонией и мышечной слабостью в младенчестве.[15] Таким образом, сбор исчерпывающего анамнеза имеет решающее значение для сокращения длинного списка дифференциальных диагнозов гипотонии.
Особое внимание следует уделять беременности, анамнезу родов, послеродовому периоду, вехам развития и семейному анамнезу. Перинатальные факторы риска включают низкий гестационный возраст, многоводие, тазовое предлежание, возраст родителей, воздействие лекарств или тератогенов, кровное родство, заболевания матери (эпилепсия/диабет), врожденные инфекции (TORCHES) или послеродовые инсульты (сепсис и длительное пребывание в отделении интенсивной терапии).
Необходимо полное физикальное обследование для выявления потенциальных синдромов и других сопутствующих причин детской гипотонии. Дисморфические признаки увеличивают вероятность дисфункции ЦНС как объяснение гипотонии, а обнаружение птоза свидетельствует о нарушениях нервно-мышечного синапса.[16]
При оценке тонуса ребенка помогает держать его расслабленным, не плачущим и бдительным. Исследование туловищного и затылочного тонуса проводится с помощью тестов вертикального и горизонтального подвешивания. В горизонтальном подвешивании младенец должен сохранять прямую спину с вертикальной головой и согнутыми конечностями. При вертикальном подвешивании энергичный младенец должен держать голову прямо в сидячем положении. Степень отставания головы измеряется тем, насколько голова отходит назад от плеч во время теста «тяни, чтобы сесть».[13]
Отставание головы можно разделить на три категории в зависимости от серьезности. Легкое отставание головы — это когда младенец пытается удержать голову, когда его вытягивают вперед в сидячее положение. Умеренное отставание головы имело место, когда не было предпринято никаких усилий, чтобы удержать голову в вертикальном положении при вытягивании вперед, но он/она мог удерживать положение головы в положении сидя. Сильное отставание головы — это когда младенец не может поднять голову во время маневра «тяни, чтобы сесть» и не может удерживать голову вертикально во время сидения.[15]
Обследование
При обследовании новорожденного с отставанием головы требуется детальный и схематический подход. Этот подход начинается с комплексного клинического обследования и сбора анамнеза. Изолированное отставание головы у младенцев до 3–4 месяцев при отсутствии других признаков гипотонии или синдромального лица может наблюдаться без особого беспокойства для дальнейших исследований. Тем не менее, стойкое отставание головы или сильное отставание головы с другими признаками генерализованной гипотонии или без них требуют обширной работы.
Исследование, проведенное в Израиле, показало, что простой клинический тест, «тест на кормление», может отличить физиологическое отставание головы младенца от патологического. В этом исследовании здоровых новорожденных кормили с последующей повторной оценкой их отставания головы после приема пищи. Через 15 минут после кормления около 92% детей продемонстрировали улучшение или полное исчезновение отставания головы с повышением уровня глюкозы в сыворотке крови, а у остальных младенцев со стойким отставанием головы позже были диагностированы патологические причины (синдром Сото, гипотиреоз и церебральный паралич) [15]. ]
Исследования, которые следует рассмотреть на основании предполагаемого дифференциального диагноза патологического отставания головы, включают ТТГ, свободный Т4, электролиты (включая кальций), септический скрининг и более специфические тесты, такие как КТ/МРТ головы/шеи, ЭЭГ, кариотип, анализ мочи и сыворотки крови. кислоты, органические кислоты в моче, газы крови, аммиак в сыворотке, функциональные пробы печени, альдолаза, креатинкиназа и соответствующее направление к неврологу.[17]
Лечение / Ведение
Физиологическое отставание головы младенца имеет доброкачественную картину, и в большинстве случаев достаточно выжидательного наблюдения, так как большинство случаев разрешается в возрасте до четырех месяцев (и четырех месяцев скорректированного гестационного возраста у недоношенных детей) без каких-либо вмешательство. Тем не менее, для оценки и лечения патологического отставания головы (т. е. стойкого отставания головы после четырех месяцев или выраженного отставания головы до четырехмесячного возраста) требуется междисциплинарный подход при одновременном воздействии на лежащую в основе этиологию. Педиатр, детский невролог, медицинский генетик, физиотерапевт и эрготерапевт могут работать вместе для достижения оптимальных результатов.
Систематические обзоры показали, что раннее вмешательство с помощью специальных программ двигательной подготовки и глобальных программ развития, в которых родителей учат тому, как способствовать развитию младенцев, возможно, является наиболее надежным подходом к стимулированию двигательного и когнитивного развития младенцев в группах риска развития двигательных нарушений. [18] Эрготерапевты и физиотерапевты играют важную роль в развитии сенсомоторных навыков для улучшения участия младенцев. Некоторые программы двигательных тренировок включают домашние упражнения, такие как качание в обратном направлении, время на животе, игрушки и укрепление мышц шеи.
Дифференциальный диагноз
Большинство патологических причин отставания головы у младенцев связаны с состояниями, вызывающими неонатальную/детскую гипотонию. Эти состояния составляют список дифференциальных диагнозов, которые следует учитывать при обследовании младенца с постоянным или тяжелым отставанием головы. К ним относятся хромосомные нарушения (например, синдром Прадера-Вилли), гипоксически-ишемические повреждения, церебральная дисгенезия, повреждения спинного мозга, спинальные мышечные атрофии, врожденная гипомиелиновая невропатия, семейная дизавтономия, детская дегенерация нейронов, инфекции ЦНС (например, менингит и энцефалит), детский ботулизм. , врожденная и транзиторная миастения, мышечные дистрофии, метаболические миопатии (например, гипотиреоз), заболевание центрального стержня/миопатии волокон и другие врожденные миопатии.
Прогноз
В остальном здоровые младенцы с физиологическим отставанием головы имеют хороший прогноз; как правило, симптомы исчезают без вмешательства. С другой стороны, патологическое отставание головы зависит от ранней эффективной физиотерапии и лечения основной этиологии.
Осложнения
У младенцев с отставанием головы могут возникнуть проблемы с грудным вскармливанием из-за плохого захвата груди. Другие проблемы специфичны для ассоциированной вторичной причины, например, респираторный дистресс при детской миастении гравис.
Сдерживание и обучение пациентов
Оценка отклонения головы должна быть обычной частью правильного ухода за ребенком в первые шесть месяцев жизни. Крайне важно правильно информировать родителей о сроках основных этапов моторного развития. Эта информация помогает предотвратить ненужное беспокойство и вмешательство родителей, а также держать их в курсе того, чего ожидать и когда обратиться к врачу для дальнейшей оценки патологического отставания головы. Отставание головы более четырех месяцев обычно требует расследования, и было показано, что раннее вмешательство с помощью домашней физиотерапии при активном участии родителей улучшает результаты.
Улучшение результатов работы бригады здравоохранения
Как и при многих других заболеваниях, раннее выявление имеет решающее значение для лечения отставания головы у младенцев. Во время визитов к врачу педиатры и семейные врачи должны обращать внимание на тревожные сигналы, такие как выраженная гипотония или опасения по поводу задержки развития, на основании перинатальных факторов риска и семейного анамнеза. У младенцев с более высоким риском развития аутизма (положительный семейный анамнез РАС у братьев и сестер) данные свидетельствуют о необходимости наблюдения за развитием, чтобы способствовать более раннему доступу к вмешательству. [Уровень 3]
Также следует заранее проконсультироваться с детскими неврологами и медицинскими генетиками для оценки предполагаемых патологий ЦНС, синдромов и генетических заболеваний, связанных с отставанием головы у младенцев.[19][20] Такой межпрофессиональный командный подход может способствовать более раннему вмешательству, оперативно устраняя проблемы, способствующие отставанию головы, и улучшая результаты лечения пациентов. Эрготерапевты и физиотерапевты также играют решающую роль в раннем выявлении и вмешательстве для улучшения сенсомоторных и социальных навыков, чтобы улучшить участие младенцев с тревожными сигналами РАС [3]. [Уровень 5]
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Пинеда Р.Г., Рейнольдс Л.С., Зеефельдт К., Хилтон С.Л., Роджерс С.Л., Индер Т.Е. Отставание головы в младенчестве: о чем это говорит нам? Am J Оккупировать Ther. 2016 янв-февраль;70(1):7001220010p1-8. [Бесплатная статья PMC: PMC4690596] [PubMed: 26709421]
- 2.
Фантазия В., Маркова Г., Фасуло А., Костолл А., Редди В. Не просто подъем: младенцы чувствительны к задержке во время захвата Рутина. Фронт Псих. 2015;6:2065. [Бесплатная статья PMC: PMC4718994] [PubMed: 26834674]
- 3.
Фланаган Дж. Э., Ланда Р., Бхат А., Бауман М. Отставание головы у младенцев с риском развития аутизма: предварительное исследование. Am J Оккупировать Ther. 2012 сен-октябрь;66(5):577-85. [PubMed: 22917124]
- 4.
Futagi Y, Suzuki Y, Goto M. Клиническое значение реакции подошвенного захвата у младенцев. Педиатр Нейрол. 1999 февраль; 20 (2): 111-5. [PubMed: 10082338]
- 5.
Futagi Y, Tagawa T, Otani K. Профили примитивных рефлексов у младенцев: различия, основанные на категориях неврологических нарушений. Мозг Дев. 1992 сент.; 14(5):294-8. [PubMed: 1456382]
- 6.
Брайсон С.Е., Цвайгенбаум Л., Брайан Дж., Робертс В., Сатмари П., Ромбоу В., Макдермотт К. Проспективная серия случаев младенцев из группы высокого риска, у которых развился аутизм. J Аутизм Dev Disord. 2007 Январь; 37 (1): 12-24. [PubMed: 17211728]
- 7.
Адриан Дж. Л., Ленуар П., Мартино Дж., Перро А., Хамери Л., Ларманд С., Соваж Д. Слепые оценки ранних симптомов аутизма на основе семейных домашних фильмов. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1993 мая; 32(3):617-26. [PubMed: 7684363]
- 8.
Minshew NJ, Sung K, Jones BL, Furman JM. Недоразвитие системы постурального контроля при аутизме. Неврология. 2004 г., 14 декабря; 63 (11): 2056–61. [PubMed: 15596750]
- 9.
Martineau J, Schmitz C, Assaiante C, Blanc R, Barthélémy C. Нарушение кортикальной десинхронизации, связанной с событиями, во время двуручного подъема груза у детей с аутистическим расстройством. Нейроски Летт. 2004 Сентябрь 09; 367 (3): 298-303. [PubMed: 15337253]
- 10.
Jeng SF, Yau KI, Liao HF, Chen LC, Chen PS. Прогностические факторы развития ходьбы у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Ранний Хам Дев. 2000 г., сен; 59 (3): 159–73. [PubMed: 10996272]
- 11.
Samsom JF, de Groot L, Bezemer PD, Lafeber HN, Fetter WP. Развитие мышечной силы в течение первого года жизни предсказывает нейромоторное поведение в возрасте 7 лет у недоношенных детей из группы высокого риска. Ранний Хам Дев. 2002 г., июль; 68 (2): 103–18. [В паблике: 12113996]
- 12.
Цай В.Х., Хван Ю.С., Хунг Т.И., Венг С.Ф., Лин С.Дж., Чанг В.Т. Связь между искусственной вентиляцией легких и нарушениями развития нервной системы в общенациональной когорте детей с экстремально низкой массой тела при рождении. Res Дев Disabil. 2014 июль; 35 (7): 1544-50. [PubMed: 24769371]
- 13.
Allen MC, Capute AJ. Развитие тонуса и рефлексов до срока. Педиатрия. 1990 март; 85 (3 часть 2): 393-9. [PubMed: 2304800]
- 14.
Pineda RG, Tjoeng TH, Vavasseur C, Kidokoro H, Neil JJ, Inder T. Паттерны измененного нейроповедения у недоношенных детей в отделении интенсивной терапии новорожденных. J Педиатр. 2013 март; 162(3):470-476.e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3582758] [PubMed: 23036482]
- 15.
Линдер Н., Цур М., Куинт Дж., Герман Б., Биренбаум Э., Мазкерет Р., Любин Д., Райхман Б., Барзилай А. Простой клинический тест для дифференциации физиологического от патологического отставания головы у доношенных новорожденных. Eur J Педиатр. 1998 июня; 157 (6): 502-4. [PubMed: 9667409]
- 16.
Кроуфорд ТО. Клиническая оценка вялого младенца. Педиатр Энн. 1992 июнь; 21(6):348-54. [PubMed: 1620559]
- 17.
Leyenaar J, Camfield P, Camfield C. Схематический подход к гипотонии в младенчестве. Педиатр Здоровье ребенка. 2005 г., сен; 10 (7): 397–400. [Бесплатная статья PMC: PMC2722561] [PubMed: 19668647]
- 18.
Blauw-Hospers CH, Dirks T, Hulshof LJ, Bos AF, Hadders-Algra M. Детская физиотерапия в младенчестве: от кошмара к мечте? Двухгрупповое рандомизированное исследование. физ. тер. 2011 Сентябрь; 91(9):1323-38. [PubMed: 21719636]
- 19.
Ланда Р., Гаррет-Майер Э. Развитие младенцев с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование.