Содержание
С айпадом на «ты»,а говорит плохо. Почему много детей с нарушением речи? | СОВЕТЫ | ЗДОРОВЬЕ
Почему в одном и том же возрасте дети по-разному владеют речью? Как выявить речевые расстройства и бороться с ними? Насколько связано детское молчание с поведением взрослых и современными информационными технологиями? Об этом и многом другом рассказывает профессор кафедры неврологии им. В. П. Первушина ПГМУ Татьяна Калашникова.
От чего во рту каша?
Татьяна Калашникова: Переоценить значение речи в жизни очень сложно. Во-первых, это общение, взаимодействие между людьми. Во-вторых, почти всё обучение строится на речевых стимулах. В-третьих, благодаря нашим речевым инструкциям ребёнок начинает понимать границы дозволенного.
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Татьяна Павловна, а как понять родителям, что с речью у их ребёнка что-то не так? Только ли возраст, когда у него появляются первые слова, тут критерий?
– Нет. Есть дети, в принципе начинающие говорить поздно. Но есть и такие, которые к году, как обычно, говорят 5-7 слов, однако на этом практически останавливаются до 2,5-3 лет, а иногда и до более старшего возраста. Диагноз «системное недоразвитие речи» (то, что логопеды называют алалией) ставится, если в 2,5 года у ребёнка нет словосочетаний, а в 3 года – предложений из трёх слов. Кроме того, большое количество детей вроде бы начинают говорить вовремя, но у них настоящая каша во рту. Это нарушение звукопроизношения.
– Не выговаривают чаще всего звук «р»?
– Разные звуки – здесь всё зависит от причины нарушения. Хотя «р» – действительно самый трудный звук. Мозг автоматизирует его последним. Тем не менее к пяти годам здоровый ребёнок в адекватной речевой среде должен автоматизировать и усвоить все звуки.
– Вы упомянули о причинах каши во рту. Хотелось бы о них подробнее.
– Первая – проблемы челюстно-лицевые: нарушение зубного ряда, неправильный прикус, короткая уздечка языка и т. п. Тут требуется вмешательство ортодонта, логопеда или дефектолога. Вторая – неврологические проблемы: произношение нарушено из-за пареза мышц артикуляционного апппарата. Как правило, это бывает при грубых патологиях: тяжёлой перинатальной энцефалопатии, ДЦП, черепно-мозговой травме. И третья причина, по которой огромная группа детей имеет нарушенное звукопроизношение, связана с определённым формированием речевой системы. Влияют на это и частые ОРВИ и отиты ребёнка, и генетические факторы, и, безусловно, среда, в которой ребёнок живёт.
Мотивация говорить
– Среда, в которой растут сегодняшние дети, на ваш взгляд, сильно отличается от той, в которой росли их родители?
– Конечно. Дети сегодня почти не играют, а ведь именно во время игры они закрепляют все свои навыки, в том числе речевые. Меньше конструируют, меньше лепят что-то в песочнице. А если не работает рука, то и речь не развивается. Перестали работать и пальчики: вместо шнурков на обуви – липучки, вместо пуговок на одежде – замки. Ну и общение взрослых с детьми во многих семьях сведено нынче до минимума.
– Зато со всевозможными гаджетами даже крохи сейчас на «ты».
– Это точно. Мамы часто приходят на приём со словами: «Ребёнок у меня умный, в три года может найти любой фильм на YouTube, но практически не разговаривает».
– Начав ходить в детский сад, общаться со сверстниками, все дети подтягиваются в речи?
– Да, у некоторых есть подвижки. Потому что появляется мотивация к речевому общению, которая дома отсутствует. Родители понимают своё чадо с полужеста, с полудвижения бровей, и у него нет жизненно важной необходимости сказать: «Мама, дай мне то-то». А в садике сказать, что это моя игрушка, например, или что я хочу то-то, очень важно. Иными словами, среда требует – и мозг начинает развивать эту функцию.
Но не для каждого ребёнка детсад является панацеей. Всё зависит от клинической ситуации, от структуры речевого дефекта.
– Что и в каком возрасте малыша должно насторожить родителей в его речевом развитии? И к какому врачу нужно обращаться в первую очередь?
– К неврологу, а он уже подключит необходимых специалистов. А по поводу настороженности замечу, что помимо речевого развития существует ещё предречевое. Оно включает в себя гуление (должно появиться в 1,5-2 месяца) и лепет (примерно в 7 месяцев). У некоторых детей с системным недоразвитием речи страдают уже эти этапы: гулить ребёнок начинает только в 3-4 месяца, и гуление его монотонное, невыразительное; позже появляется и лепет.
Следующий важный этап – слоговые цепочки: ба-ба-ба, дя-дя-дя. Эти цепочки, трансформирующиеся потом в первые слова, должны появиться в 8-9 месяцев. Ну а в год – хотя бы два-три звукокомплекса. Необязательно полные слова, пусть би-би, ам-ам, но ребёнок вкладывает в них определённый смысл, для него они обозначают слово.
Кстати, методики раннего вмешательства, применяющиеся сегодня, используются в работе с проблемными детьми уже с 4-6 месяцев.
Беременность – дело тонкое
– Нередко мамы, которым пришлось делать кесарево сечение, задаются вопросом: не связаны ли серьёзные проблемы с речью у их детей с этой операцией?
– Само по себе кесарево сечение не играет никакой роли. Как и, к примеру, недоношенность ребёнка. Тут важно стечение факторов. Это прежде всего
всё-таки наследственные сбои: кто-то в семье начал поздно говорить или в данном организме возникла мутация. А перинатальные факторы уже накладываются на это. То есть самостоятельного значения в большинстве случаев они не имеют. И отвечать маме, что её ребёнок в пять лет не говорит только потому, что у неё было кесарево сечение, это неграмотно.
– А насколько значимо для мозга будущего малыша то, как протекает беременность его мамы?
– Разумеется, течение беременности, причём все её недели, влияет на развитие плода. В первые 12 недель закладываются все системы и органы. И если в это время действует какой-то патогенный фактор (курение, алкоголь, наркотики, употребляемые беременной, её серьёзные текущие заболевания, какая-то интоксикация, экологические проблемы), то у ребёнка достаточно часто возникают аномалии развития. Они могут быть не катастрофическими, не грубыми, но, тем не менее, влияющими на формирование всего организма, включая мозг.
Во второй половине «беременного» срока идёт функциональное созревание. При воздействии патогенных факторов в этот период ребёнок рождается с незрелыми функциональными системами, что тоже сказывается на алгоритме развития речи.
Всё складывается как пазл из отдельных картиночек. Поэтому течение беременности и родов мы, конечно, учитываем. Хотя мозг человека очень пластичен. Он всё время пытается скомпенсировать имеющиеся дефекты. И помогать ему в этом должны как грамотные врачи, так и родители, заботящиеся о своём ребёнке.
Моторика и ритм
Речь всегда связана с моторикой, то есть с движением тела и руки. Плюс это очень ритмичная структура: ритм слова, ритм предложения – они присутствуют в любой речи.
Поэтому всё, связанное с движением – игры, танцы, занятия спортом, – необходимо детям. Работу ведущей руки прекрасно развивают рисование (одновременно это уже подготовка к письму в школе), лепка, всевозможные раскраски, создание аппликаций из различных крупинок, травинок, песчинок и т. п.
Приветствуются занятия, в которых есть определённый ритм: музыкальный ритм, ритм отстукивания, ритм движения. Это может быть, например, катание на лошади. Или упражнения на фитболе, большом надувном мяче, которые, следуя инструкции, можно проводить с малышами уже в 1,5-2 месяца.
Внимание!
На формирование речи очень влияет заложенность носа ребёнка, на которую порой не обращают внимания. А она приводит к снижению остроты слуха на 20-40 децибел, и ребёнок просто недослышивает многие звуки. Это притом, что слух контролирует нашу артикуляцию. Поэтому длительно и часто болеющих детей надо обязательно показать иммунологу и лор-врачу.
Советы логопеда — ГБОУ школа № 48 Приморского района Санкт-Петербурга
Часто родители спрашивают: « Что нам делать, если у нашего ребёнка….»
1. Если….. Ваш ребёнок испытывает
трудности при письме……. .
2. Если…. Ваш ребёнок испытывает
трудности при чтении
3. Если… Ваш ребёнок
невнятно говорит…….
4. Если…. Вашему малышу 2 года,
а он молчит………..
5. Если…. Ваш ребёнок
испытывает трудности
при решении математических задач…
6. Если …. Ваш ребёнок испытывает
трудности при пересказе прочитанного текста…
7 Если… Вы слышите,
что Ваш ребёнок неусидчив……
8. Если…Вам указывают на то,
что ребёнок с трудом понимает
с первого раза…….
9 Если… Вы часто слышите жалобы
учителей на
«Постоянную грязь в тетради»…
10. Если…Вы заметили,
что ребёнок плохо знает
таблицу сложения (умножения)…
11 Если… Ваш ребёнок
не справляется с заданием
для самостоятельной работы…
12 Если…. Вашему ребёнку приходится повторять каждое задание по несколько раз…
13 Если…Ваш ребёнок
испытывает страх перед опросом…
1 Если….. Ваш ребёнок испытывает трудности при письме, то, скорее всего у него Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (ВПФ). Имеет место говорить о наличии дисграфии со второго полугодия второго класса.
2. Если ….Ваш ребёнок испытывает трудности при чтении, то, скорее всего у него Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное несформированностью высших психических функций
3. Если…Ваш ребёнок невнятно говорит, то возможно у него нарушение звукопроизношения:
Дислалия — нарушение звукопроизношения, связанное анатомическим дефектом артикуляторного аппарата, либо с неблагоприятными условиями развития речи, либо с нарушениями фонематического восприятия.
Дизартрия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (нарушение темпа, ритма, эмоционального окраса речи, расстановки пауз, логического ударения), обусловленное органической недостаточностью мышц речевого аппарата
Стёртая дизартрия — лёгкая степень выраженности дизартрических расстройств. Минимальное порциональное поражение головного мозга. Ребёнок свободно пользуется речью, но в ней много фонетических несовершенств.
Ринолалия — нарушение произношения звуков и патологическое изменение тембра голоса, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.
4 Если….Вашему малышу 2 года, а он молчит, то имеет место говорить об алалии. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни. Тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов. В более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма.
5 Если…. Ваш ребёнок испытывает трудности при решении математических задач, возможно у него недостаточно хорошо развито логическое мышление. Существует вероятность того, что ребёнок с трудом понимает грамматические конструкции, из которых состоят задачи. Тогда стоит его потренировать в умении разбираться в грамматике. Так же трудности могут возникнуть по причине неумения ориентироваться на систему признаков. Возможен и невысокий уровень развития образного мышления. Подбор нужных упражнений поможет вашему ребёнку справиться с возникшими затруднениями.
6 Если …. Ваш ребёнок испытывает трудности при пересказе прочитанного текста, то, скорее всего он не умеет планировать свои действия, в том числе и выстраивать речевое высказывание, а так же это может быть вызвано низким уровнем развития образного мышления. Здесь стоит потренироваться в графических диктантах. Учить выделять из текста главное и составлять план своих действий.
7 Если… Вы слышите, что Ваш ребёнок неусидчив, что проявляется в трудности выполнения различных требований, в том числе и дисциплины, то ребёнку необходим щадящий режим, а так же развитие силы воли, развитие произвольного внимания, концентрации и устойчивости.
8 Если…Вам указывают на то, что ребёнок с трудом понимает с первого раза, он либо не привык следовать по правилам, либо не умеет концентрироваться. Это может быть связанно с низким уровнем восприятия или даже имеет место говорить о нарушение слуха.
9 Если…Вы часто слышите жалобы учителей на «Постоянную грязь в тетради», причина может таиться в слабом развитии тонкой моторики. Вспомните, как Ваш малыш собирал конструктор из мелких деталей, играл в мозайку, что-нибудь плёл или нанизывал на бусы. Это как раз то, чем стоит заняться, а так же поможет копирование мелких рисунков и использование детализированных раскрасок. Если это связанно с невнимательностью, то стоит заняться развитием концентрации и устойчивости внимания.
10 Если…Вы заметили, что ребёнок плохо знает таблицу сложения (умножения), то, скорее всего это связано с низким уровнем развития механической памяти. Следует, как можно чаще сочинять сказки о разных словах, запоминать ряды разных слов, чисел. Возможно, причина и в недостаточно развитой долговременной памяти. Случается, что уровень развития логического мышления ниже возрастной нормы.
11 Если… Ваш ребёнок не справляется с заданием для самостоятельной работы, то следует поработать над умением следовать определённым правилам, работать по заданному образцу.
12 Если….Вашему ребёнку приходится каждое задание повторять по несколько раз,прежде чем ребёнок начнёт его выполнять, то вероятнее всего, виноват низкий уровень концентрации внимания. Здесь необходимо поработать над развитием уровня концентрации и устойчивости внимания, а так же над развитием произвольного внимания и над развитием умения контролировать и планировать свои действия. Если…Вашему ребёнку трудно ориентироваться в тетради (красная строка, отступ нужного количества клеточек, строк) обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве. Как можно больше занимайтесь графическими диктантами. Возможно, у ребёнка слабо развита мелкая мускулатура кистей рук. Помогут рисование мелких узоров, использование детализированных раскрасок, различные конструкторы из мелких деталей, мозайка, лепка, рукоделие.
13 Если…Ваш ребёнок испытывает страх перед опросом, основной причиной является заниженная самооценка. Такое тревожное состояние можно снять путём терапевтического воздействия.
Материал подготовила учитель-логопед
ПМС — Центра Приморского района
Почему ваш ребенок использует плохие слова (и как это остановить)
Возможно, сначала вы смеетесь вслух, потому что это застало вас врасплох. Или, может быть, вы шокированы, потому что вы не используете такой язык в своем доме, и вы хотите, чтобы это немедленно прекратилось! Какой бы ни была причина, если вы устали слышать ругательства, ненормативную лексику, ругательства или нежелательные фразы от ваших детей, этот список поможет вам понять, почему ваш ребенок использует нецензурные слова, и даст вам множество дополнительных ответов.
«Ты какашка»
«Я не какашка. Ты тупая голова! Пуп-голова! Пуп-голова!»
«О да? Ну, ты…»
Быстро двигаясь в комнату, ты прекращаешь разговоры о горшке. «Мы не используем такой язык в этом доме. Что на вас двоих нашло?
Затем, начиная лекцию, вы еще раз подчеркиваете важность добрых слов. И сделайте все возможное, чтобы убедить их больше не говорить о горшке.
Удовлетворенный, вы продолжаете свой день.
Только это еще не конец.
За ужином ваш ребенок заявляет: «Это ужасный ужин».
Что?!
Должен быть лучший способ справиться с этими плохими, неуместными или нежелательными словами.
Почему ваш ребенок использует плохие слова (и как реагировать).
Поначалу, услышав эти слова из уст вашего милого, маленького невинного ребенка, вы можете испытать настоящий шок.
По мере того, как ваш ребенок растет, встречает новых друзей, посещает школу, клубы и другие мероприятия, его словарный запас может еще больше расширяться.
Вы можете ощутить панику, пытаясь исключить эти неприятные фразы из своего дома.
Вместо того, чтобы врываться, читать лекции, наказывать и кричать…
Давайте помедленнее.
Найдите секунду, чтобы заглянуть за пределы слова или фразы, чтобы увидеть, что может скрываться под новым словарным запасом вашего ребенка.
Это просто весело.
Иногда дети слышат слово и просто хотят его попробовать. Они могут знать, что это слово неправильно или даже запрещено в вашем доме. Они не собираются добавлять его в свое повседневное использование, они просто хотят услышать, как это звучит из их собственных уст. Они могут повторять это снова и снова. (Возможно, вы никогда даже не услышите эти «упражнения». Одна родительница призналась, что говорила все бранные слова, которые знала, по дороге домой из школы. Она никогда не произносила их дома.)
Если вы слышите их в непринужденной беседе следите за своей реакцией . Оцените ситуацию – ваш ребенок случайно не оступился? Осознали ли они свою ошибку и быстро попытались ее исправить? Если это так, вашему ребенку может понадобиться только быстрый взгляд или короткий комментарий от вас.
Как ответить:
- Отпусти. Игнорируйте его или дайте ему очень мало ответа.
- «Вы слышали новое слово? Вы знаете, что это значит?»
- «Вау, это новое слово. Хочешь повторить?»
- «Вау, это новое слово. Я знаю, что иногда интересно попробовать новые слова, но мы не говорим этого дома, потому что это может задеть чьи-то чувства.
Привлечение внимания.
Допустим, вы слышите плохое или нежелательное слово и вы… гм… немного (или слишком остро) реагируете. Ваша реакция привела к огромной борьбе за власть между вами и вашим ребенком. Вы пытались заставить их перестать произносить это слово, а они продолжали произносить его — громче и с еще большей энергией.
Конечно, вы не собирались превращать это в битву. К сожалению, теперь, когда ваш ребенок жаждет внимания, он знает, что это слово или фраза остановят вас на пути. Даже если внимание негативное, в этот момент ваш ребенок хочет общения больше всего на свете. Цель в этом сценарии — уделить им внимание, в котором они нуждаются, прежде чем они попросят об этом. И, в данный момент, отвечайте связью, а не обращением к самому слову. Обучение может прийти позже, но отношения должны быть на первом месте.
Как ответить:
- Дайте энергичный ответ (в зависимости от того, что нравится/не нравится вашему ребенку) – импровизированная игра в пятнашки, борьба, глупость, крепкое объятие и т. д.
- «Ой! Опять это слово! Похоже, тебе нужно мое внимание.
- «Держу пари, ты хотел бы рассказать мне о своем дне, а?»
- «Иди сюда, обнимемся. Помните, вы также можете сказать: «Мама, ты мне нужна на минутку» или «Мама, мне нужно обнять тебя».
Большие, большие чувства.
Даже самая маленькая вещь может вызвать большие чувства внутри. С ограниченным словарным запасом и неспособностью связать мысли с чувствами дети могут хвататься за самое простое слово, которое они знают, чтобы выразить то, что они чувствуют внутри. Когда вы реагируете на неуместное слово, вы часто упускаете из виду основное чувство. Первый шаг к исключению этих слов из употребления — создать для них безопасное место для выражения больших чувств.
Будьте чуткими к различным эмоциям. Представьте, что чувствует ваш ребенок, а затем облеките эти чувства в слова, которые он сможет повторить. Расскажите о различных эмоциях, о том, как они ощущаются в мозгу и теле, и о связи их с повседневными сценариями. Со временем и при вашей поддержке словарный запас вашего ребенка расширится, и у него появятся другие способы выразить вам свои большие чувства.
Как ответить:
- «Я могу сказать, что ты расстроен обедом, который я приготовил. Я знаю, что это не твое любимое.
- «Похоже, ты хотел бы, чтобы твоя сестра отошла от твоих лего».
- «Грустно, когда бабушка должна идти домой. Я так скучаю по ней после того, как она ушла. Держу пари, ты тоже.
- «Вы не согласны с моим решением. И это нормально. Мы все еще можем быть добрыми, даже если мы не согласны».
Моделирование вас.
К сожалению, ваш ребенок может уловить новые слова, потому что слышит их от вас. Вы не собираетесь, чтобы он повторял эти слова — по крайней мере, не публично — но они уже являются частью его лексикона.
Если вы хотите убрать эти слова из своего дома, это должно начаться с вас. Признайте свое собственное использование слова, расскажите о том, что вы чувствовали или думали про себя, предложите альтернативную формулировку или дайте себе переделку (где вы попробуете это снова, без слова). Если вы слышите эту фразу от своего ребенка, не паникуйте. Просто следуйте тем же шагам, помогая ему понять, что он чувствует, и найти новый способ сообщить об этом.
Как ответить:
- «Вау. Я был очень зол на эту даму по телефону. Я употребил несколько обидных слов. Хотел бы я вместо этого сказать ей, что чувствую разочарование».
- «Упс! Я сказал это снова. Каким было наше новое слово? Ах да, «перцы фаршированные сыром». Попробую еще раз!»
- «Вы правы. Я сказал это снова. Иногда я забываю. Мне жаль.»
- «Мы прилагаем все усилия, чтобы говорить о наших чувствах вместо того, чтобы использовать это слово, верно?»
Ваш ответ имеет значение.
Для большинства детей новые слова приходят и уходят. Они пробуют другое слово или фразу, теряют интерес и переходят к следующему.
Это нормально, особенно если ваш ребенок часто использует слово, но сначала обязательно проверьте свои триггеры.
Подумайте о:
Почему это меня так беспокоит?
Какие чувства возникают, когда я слышу это слово/фразу?
Какие воспоминания связаны с этим словом?
Чего я больше всего боюсь, когда слышу это слово/фразу?
Что означает использование моим ребенком этого слова обо мне как родителе?
Иногда наша собственная реакция намного больше, чем проблема. Когда мы останавливаемся и понимаем наши триггеры, мы можем уменьшить нашу реакцию, выйти за рамки нежелательного слова или фразы и найти лучшее решение.
- Вы можете обсудить, какие чувства вызывает у вас это слово или как его могут воспринять другие.
- Вы можете узнать, где они слышат этот язык.
- Вы можете говорить о своих семейных ценностях и о том, как эта фраза противоречит.
- Вы можете узнать больше о том, что чувствует ваш ребенок, когда слышит, как другие люди произносят это слово.
Начните разговор, а не ищите способы вытеснить нежелательные слова.
«Этот ужин дерьмовый, да?» вы отвечаете с юмором и улыбкой. «Я просто обожаю подавать какашки на ужин. На самом деле, отныне каждый понедельник будет «чертовским ужином». Ура!»
Ветер из-под «залипшего» паруса.
Теперь вы можете перевести разговор на более цивилизованные темы.
Как тот, кто ел клей-карандаш в детском саду.
Чем могу помочь?
Внести изменения в коммуникации в вашем доме не всегда просто. Иногда полезно иметь точку зрения со стороны, которая поможет вам увидеть вещи, которые необходимо изменить, и подбодрит вас на этом пути. Если вы ищете такого рода поддержку, Коучинг для родителей может вам подойти. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о родительском коучинге.
Почему некоторые дети говорят без остановки
Команда The Understood Team
Советы, когда дети говорят без остановки
Совет 1
Упражнение «остановись, посмотри и послушай».
Практика «остановись, посмотри и послушай».
Покажите детям, как останавливаться через каждые несколько предложений, и посмотрите, как реагируют другие участники разговора.
Многие дети любят поговорить, особенно маленькие. Если они взволнованы чем-то, они могут продолжать и продолжать, пока кто-нибудь не скажет, что пора дать этому отдохнуть. Когда они становятся старше, дети обычно понимают это самостоятельно. Они замечают, что говорят слишком много, и останавливаются.
Быть болтливым не всегда плохо. Разговорчивые дети могут быть очаровательными, забавными и интересными. Но когда их разговор бесконечен или происходит в неподходящее время и в неподходящем месте, это может оттолкнуть людей — особенно других детей.
Есть много причин, по которым дети слишком много говорят. Они могут быть просто увлечены какой-то темой и хотят поделиться каждой подробностью о ней.
Дети также могут болтать без умолку, если они в стрессе. Они могут не знать, как себя успокоить, поэтому говорят и говорят. Застенчивые дети могут нервничать в социальных ситуациях. Но вместо того, чтобы сдерживаться и молчать, они могут на самом деле много говорить.
У некоторых детей вообще проблемы с социальными навыками. Им трудно улавливать социальные сигналы, такие как язык тела и выражение лица. Поэтому они могут не замечать, как другие люди реагируют на их разговор.